Игорь Рюрикович ФЕДОРОВСКИЙ

воспитанник Ленинградского Нахимовского военно-морского училища

выпускник 1973 года

Избранные статьи и выступления

Кадетский цикл в 17 лет. От начала послевоенного Единения до Первого Съезда кадет Российских Зарубежных Кадетских Корпусов 14.06.2007

О проекте Наградного Кадетского Креста Московского суворовско-нахимовского содружества (Материалы к выступлению капитана 1 ранга запаса, выпускника ЛНВМУ 1973 г. Федоровского И.Р. на Конференции МСНС 30 июня 2007 г

Кадетский крест "За верность Отечеству"  Открытого Содружества  суворовцев, нахимовцев и кадет России  24.04.2009 г.

Об употреблении Мальтийского креста в Российской государственной эмблематике и эмблематике русских кадетских корпусов. К истории вопроса (выступление Федоровского И.Р. на Совете Московского Суворовско-нахимовского содружества 11.08.2009 г.)

К вопросу о дате Кадетской истории и Дне Кадета 01.02.2011

О феномене Кадета 2012

К вопросу о дате Кадетской истории и Дне Кадета

 

Дорогие друзья-кадеты!  

 

Откликаясь на разговор о начале истории образования кадетских корпусов в России или о дате, которая могла бы служить определению, таким образом, момента начала самой Кадетской истории, предлагаю заключение, сделанное по данному вопросу. В настоящей оценке я руководствовался следующими допущениями:

1. Сложившаяся историческая точка зрения; инструменты

2. Уровень авторства и обоснованность источников, т.е. использование источников, которые обоснованы ссылками на книги, документы, воспоминания, прочие первоисточники; другими словами, не простым мнением либо суждением автора (такие источники избегались)

3. Современная практика (репутация, мнения).

 

Итак, наиболее общим и распространенным в такой оценке до настоящего времени в исторических источниках следовало считать 1701 г. время образования в Москве Школы математических и навигацких наук, в которую принимались сыновья дворянских, дьячих, подъячих, из домов боярских и других чинов в возрасте 12- 17 лет (С.В. Волков Русский Офицерский корпус, Москва, Центрполиграф, 2003 г., стр. 123). В начальный период это учебное заведение было не столько морским, сколько общим (его поэтому иногда называют светским) и готовило наиболее успешных молодых людей для службы на флоте, в артиллерии. В дальнейшем учебное заведение претерпело несколько изменений в своем наименовании до Морского кадетского корпуса и Морского корпуса (последнее - Морское училище). Здесь важно, что подготовительное отделение для младших возрастов существовало всегда (пример, так было в 1715 г. с учреждением в Санкт-Петербурге Академии морской гвардии, когда такое отделение осталось в Москве; упразднены же низшие классы Навигацкой школы в Москве были только в 1852 г. с образованием единого Морского шляхетского кадетского корпуса на базе двух учебных заведений: Навигацкой школы и Морской академии, ист.: А.Б. Йордан Честь родного погона, Интерграф Сервис, 2003 г., стр. 35). Дабы сократить этот рассказ принципиально важным здесь является то обстоятельство, что официальное старшинство для этого учебного заведения было навсегда оставлено за  Школой математических и навигацких наук, образованной 14.01.1701 г., что обеспечивало историческую преемственность всех названий и этапов развития этого старейшего учебного заведения российского Императорского флота. Потому в истории именно эта дата всегда употреблялась для определения времени образования кадетских военно-учебных заведений в России или, другими словами,  отсчета самой Кадетской истории. Здесь сложилась определенная традиция, которая базируется, в частности, на источниках:

 

1.       А.Г. Тарсаидзе Морской корпус за четверть века 1901-1925, Нью-Йорк, 1944 г. Автор являлся членом Исторической комиссии Общества бывших русских морских офицеров в Америке. Приводится хронологическая таблица истории Морского корпуса от 1701 г., Навигацкая школа до 1916 г., Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича училище (стр. 1). В разделе От автора корпус называется старейшей школой в Империи, прекратившую свою более чем двухвековое существование (стр. 3). В книге упоминается и о праздновании 14.01.1901 г. 200-летнего юбилея Морского корпуса в 1901 г. (стр.5). Тогда же был написан прекрасный труд генерал-майора Кроткова Морской кадетский корпус краткий исторический очерк, Спб, 1901 г..

2.       Журнал Военная быль №63, октябрь 1963 г., стр. 2 (День памяти былого) Морской корпус Навигацкая школа, созданная Петром Великим, за долгие годы своего существования переменила несколько названий и мест своего пребывания, но существовала непрерывно с 1701 до 1917 г..

3.       Кадетские корпуса за рубежом 1920-1945, под. председательством А. Росселевича, изд. Объединения кадет российских зарубежных кадетских корпусов, Нью-Йорк, 1970 г. Зарождение в России закрытых военно-учебных заведений началось по воле Императора Петра Великого; в 1701 г., вернувшись из заграничного путешествия, царь основал в Москве Школу математических и навигацких наук, будущий Морской корпус. В 1712 г., также в Москве, Петр I основал Инженерную школу (стр. 9).

4.       А. Марков Кадеты и юнкера. Русские кадеты и юнкера в мирное время и на войне. Издание Общекадетского объединения в Сан-Франциско, 1961 г. Начало военно-учебным заведениям в России положил император Петр Великий, который основал Школу математических и навигацких наук для элементарной подготовки молодых людей к службе в артиллерии, инженерах и флоте.

5.       Журнал Кадетская перекличка №14, 1975 г., стр. 32, Г. Гуторович Что такое кадетские корпуса?, автор в течение многих лет состоял Председателем общекадетского объединения в Бельгии (г. Брюссель)  - Зарождение кадетских корпусов началось в России по почину Петра 1-го В 1701 г. Петр Великий основал в Москве Школу Математических и Навигацких Наук, ставшей в последствии Морским корпусом и в 1712 г. был основан 2-й Кадетский Корпус. С тех пор в России были основаны 30 пехотных кадетских корпусов.

6.       Журнал Кадетская перекличка №66-67, ноябрь 1999 г., стр. 39 А. Андрушкевич Воспитание русской военной молодежи (доклад на XVI Съезде кадет Российских кадетских корпусов за рубежом), изд. как доклад на Первом Общекадетском Съезде в России в 1998 г. в г. Буэнос Айрес, 1999 г.) Петр Великий основывает в 1701 г. в Санкт-Петербурге Школу математических и навигацких наук, которая со временем превратилась в Морской кадетский корпус. Первый пехотный кадетский корпус в России был основан в 1732 году племянницей Петра Великого, императрицей Анной Иоанновной, по инициативе генерала Ягужинского.

7.       Е. Исаков О доблести, добре и красоте, 2000 г. дар Объединения кадет Российских кадетских корпусов в Сан-Франциско кадетам корпусов, возрожденных и возрождающихся в России. Автор в разделе Первый (Урок 2)  описывает начало кадетского образования как создание Навигацкой школы (подраздел Навигацкая школа). Другие сведения о начале Кадетской истории в книге автор не приводит.

8.       Н.Н. Аурова Система военного образования в России: кадетские корпуса во второй половине XVIII первой половине XIX века, Москва, 2003 г. Зарождение в России военно-учебных заведений связано с именем Петра I. В 1701 г., вернувшись из заграничного путешествия, он основал в Москве Школу математических и навигацких наук с 1715 г. Академия морской гвардии, впоследствии переведенная в Петербург. Впервые слово кадет на русском языке было употреблено в 1713 г. сподвижником Петра I французом Сент-Илером в одном из его проектов организации Морской академии По инициативе известного военного деятеля графа Миниха и будущего кабинет-министра П.И. Ягужинского в июне 1731 г. в Петербурге были открыты классы, образно названные Рыцарской академией. Вслед за этим последовал указ императрицы от 29 июля 1731 г. об учреждении Сухопутного Шляхетского корпуса. 17 февраля 1732 года состоялось официальное открытие корпуса ....

9.       А.Б. Йордан Честь родного погона, Москва, 2003 г., стр. 35 (Часть I Истоки и русло) - 1752 год. Морская академия преобразована в Морской Шляхетский кадетский корпус. 1752 год - Упраздняются низшие классы Навигацкой школы в Москве. Их ученики переводятся в Морской Шляхетский кадетский корпус.               

10.   В.К. Грабарь Вскормленные с копья, С.-Петербург, 2009 г., стр. 87-88 18 сентября барон Сен-Илер (мое Ф.И.Р. француз на русской военной службе, генерал-лейтенант) представил свой проект, назвав новое учебное заведение Морским корпусом, сообразуясь с уже существовавшими в Европе кадетскими корпусами, но Петр I был одержим идеей создания академии и называл академией даже художественную школу из 23 учеников. Морской корпус наименовали академией В сентябре 1716 года Матвеев писал Макарову: В академии здесь все идет порядочно: кадеты в науках прилежно преуспевают, а солдатской экзерциции так хорошо обучились, как бы старые Если бы не было у меня английских профессоров, то бы некому было освидетельствовать кадетов  Если бы не случилось английских профессоров, то нельзя было бы и в десять лет ни одного  кадета из науки в науку произвесть Стр. 561, 562 таблицы (упоминается старшинство Навигацкой школы).   

 

Все вышеупомянутые источники свидетельствуют о едином историческом опыте российских кадет: обоснованно считать свою историю начиная с 14.01.1701 г. В наступившем 2011 году минуло 310 лет данному событию. В 2001 г. это обстоятельство было причиной широкого празднования 300-летнего юбилея Морского корпуса Военно-морского института им. Петра Великого в Санкт-Петербурге как первого учебного заведения такого типа в России. В 2009 г. Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России учредило наградной Крест За верность Отечеству, на оборотной стороне которого имеется дата начала Кадетской истории 1701 г. Правомочность использования даты обсуждалась специалистами, включая Председателя ОС СНКР генерал-майора А. Владимирова. Было официально подтверждено считать дату 1701 год. Из описания Кадетского креста "За верность Отечеству": Над верхним лучом креста знака Креста располагается корона Российского Императорского Дома как символ более чем двухсотлетней истории (1701 - 1917 гг.) патронажа Российских Императоров, а также членов их семей над кадетскими корпусами России; шефством с их стороны в годы русской зарубежной эмиграции в 20-30-е годы ХХ столетия. На обороте: в его левом луче - главные исторические даты в становлении и развитии кадетского образования и кадетского движения выпускников системы кадетского образования в России (см. фото внизу). Таким образом, вокруг именно этой памятной даты проходили события II Общероссийского съезда кадет в историческом кадетском центре г. Санкт-Петербурге в сентябре 2009 г.

 

 Юбилейная медаль  к  300-летию  Навигацкой школы    Морского    корпуса    -      Высшего военно-морского        института  им.  Петра Великого

 (г. С.-Петербург)

 Другие источники и точки зрения:

 

1.       Шестая кадетская памятка Юбилейная (1920-1940) Первого русского Великого князя Константина Константиновича кадетского корпуса, Белая Церковь, Сербия, 1940 г., стр. 7: Первым по времени образования был кадетский корпус (шляхетский), основанный Императрицей Анной Иоанновной 17 февраля 1732 года (редакционная статья).

2.       В.А. Гурковский Кадетские корпуса российской империи, том I, Москва, изд. Белый берег, 2005 г. стр. 10-12 однако все перечисленные выше военно-учебные заведения (мое Ф.И.Р. разнообразные школы, в том числе Навигацкая), не могли в должном количестве и с надлежащим качеством обеспечить подготовку офицерских кадров для армии и флота России. Это понимала и императрица Анна Иоанновна (1730-1740), откликнувшаяся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус. Далее следует история развития нового учебного заведения, где многое указывает на немецкий манер внедрения корпуса (прусский образец заведения, заимствованные кадетские уставы), что политически объяснимо симпатиями того  времени (двора и временщиков) к немцам и немецкому опыту. Даты также две:  29 июля 1731 г. и  17 февраля 1732 г. Вместе с тем, какого-либо определенного утверждения автора относительно даты начала Кадетской истории либо измененной хронологии нет. 


  Уважаемые друзья-кадеты!

 

Хотелось бы поблагодарить организаторов Скайп-конференции, состоявшейся 29.01. с.г., за предложение высказаться по теме О вынесении на III-й Общекадетский съезд вопроса о дате учреждения Дня Кадета в России. Привожу здесь свое мнение и, отчасти то, что осталось за рамками экспертного заключения, размещенного ранее. Прошу принять во внимание детали этого не простого вопроса.

Необходимым представляется сказать о двух самостоятельных и в то же время разных вопросах, которые в сегодняшних дискуссиях о Дне Кадета сводятся ошибочно к одному. Вот они: 1. О времени (дате) начала Кадетской истории и 2. О единой Дате, которая могла быть принята как День Кадета, в общем для нас понимании.

Итак, О времени начала Кадетской истории. Известно, что началом Кадетской истории служит образование в России военно-учебного заведения, определенного как старейшее среди учебного заведений кадетского типа по принципу корпусного старшинства. Старшинство понимается по времени образования каждого из существовавших русских кадетских корпусов (КК). Старшинство определялось непрерывностью в деятельности каждого военно-учебного заведения или, говоря прежним языком, преемством с точки зрения его истории (пример, Навигацкая школа имела старшинство перед Морским корпусом). Не ко всем первым учебным заведениям (школам) петровского времени можно было отнести принцип преемства, а потому, к самой Кадетской истории они прямого отношения не получили. Вместе с тем, петровские школы являются полноценной частью общей Истории военного образования. Это является некоторой причиной, по которой историки не всегда охотно отделяют историю КК от Истории военного образования в целом. История КК сложилась еще в Российской империи и сегодня хорошо известна (см. схему в книге Е.П. Исакова О доблести, добре и красоте). Военные и смешанные школы петровского времени получили свое место за рамками официальной Кадетской истории. Исключением являются Навигацкая,  артиллерийские (образованы в 1712, 1722 гг.) и инженерные (1712, 1719, 1722 гг.) школы, которые получили официальное преемство кадетским корпусам. Напомню, что русские КК служили в целях базовой профессиональной подготовки офицеров армии и флота, в то время как школы петровского времени обеспечивали потребности регулярной армии в военных компаниях Петра Великого в начале XVIII в. Теперь более детально о преемстве. Повторю: в истории КК преемство определялось для каждого корпуса в отдельности. Как оно определялось? Что давало преемство при определении старшинства КК? Важно начать с того, кто же реально имел право определять преемство и старшинство КК. Старшинство позволяло КК иметь исторические преференции (признание корпусных заслуг, почет), получать благорасположение со стороны августейших особ и их родственников, поддержку в своей деятельности, а также особое отношение к лицам, окончившим в них курс обучения. Это определяло различные поощрения, а также, к примеру, порядок передачи старых корпусных знамен расформированных КК вновь созданным, распределение кадет в полки. Определять преемство и старшинство КК имело право Управление военно-учебных заведений Военного ведомства с представлением Военной коллегии. Для КК прямого подчинения (содержащих в своем названии Императорский) это право представлялось лично Государю Императору. Мнение историков здесь менее значимо. Вопрос о преемстве КК имел свои тонкости. В разные периоды возникали перерывы в деятельности КК в связи их с переформированием и превращением в новые учебные заведения. Так было в ходе Милютинской реформы с переформированием КК в военные гимназии (1864-1882 гг.). Первый КК тогда стал 1-й военной гимназией, полувоенным учебным заведением с гражданским преподавательским персоналом (эту стадию прошли многие КК). Вместе с тем, цельная история или преемство для Первого КК с момента его основания не прервались. Не прерывались они и в других случаях. Решение о преемстве или, иными словами, о наследственности каждого КК принималось в Военном ведомстве, и это решение носило официальный характер. Высочайшие поощрения, юбилеи КК с присутствием представителей правящей династии, военного руководства проходили на этой официальной основе. Принцип преемства присутствует в истории Навигацкой школы Морского корпуса, а также в истории Второго КК. Еще важная деталь. При использовании понятия преемства рассматривались: регулярная деятельность КК (прямое преемство), а также переименование и преобразование КК, если таковые имели место быть. Все три вышеназванных состояния составляли основание для принятия решений о преемстве. Таким образом, в более полном виде следует, что старшинство КК определялось их преемством и шкалой истории. Согласно существующей таблице преемства КК Морской кадетский корпус не был вновь образованным учебным заведением. Он был переименованным от Навигацкой школы и преобразованным от Морской академии в  1752 г. Второй КК был объединен в 1758 г. преемством трех своих предшественников (школ) со старшинством в 1712 г. (в 1912 г. к его 200-летию в наименовании КК было добавлено имя Императора Петра Великого). Корпус кадетов шляхетных детей (в дальнейшем - Первый КК) был вновь образованным (т.е. образованным впервые) в 1731 г. Интересно, что наряду с решениями о преемстве КК случались и противоположные, при закрытии корпусов. Кадетские корпуса преобразовывались в военные училища либо просто расформировывались (вторая половина XIX в.). В итоге следует помнить, что общее старшинство среди КК имеет Навигацкая школа, образованная 13 января 1701 г. (по старому стилю). Преобразованное это славное учебное заведение в дальнейшем носило название Морского корпуса. В этом заключается ответ на первый вопрос: О времени (дате) начала Кадетской истории. И каждый из экспертов в данном вопросе обязан понимать свои компетенции; разрешенные им самой Историей. А это, совсем важно. Такие компетенции принадлежат не нам и не сегодняшнему дню. Все состоялось ранее. В старой России. Усилиями русских военных администраторов и педагогов. Таблицы старшинства КК известны, имеются; ими владеет каждый, кто сталкивался с историей кадетской корпорации. Они публиковались и размножались, в том числе на съездах кадет русского Зарубежья, в книжных изданиях. К данному материалу прилагаю таблицу Кадетские корпуса России с учетом принципа старшинства из книги Е.П. Исакова О доблести, добре и красоте, которая является даром Объединения кадет в г. Сан-Франциско кадетам России. Книга издана в 2000 г. как пособие российским кадетским корпусам тиражом в 3000 экз. Другими словами, этот вопрос был определен нашими предшественниками. Если нет других мнений, то будем их уважать! Этим, кстати, объясняется сравнительно невысокая активность в изучении данного вопроса в военно-исторической печати Русской эмиграции. Он, на мой взгляд, вопросов не вызывал.

Второе, о Дне Кадета. Дата проведения Дня Кадета может быть определена на мемориальной основе, т.е. по дате начала Кадетской истории - 13 января 1701 г. либо в любой иной день годового календаря. Обыкновенно такая дата выбирается из расчета целесообразности или удобства. В старое время существовала традиция в КК, связанная с корпусными и храмовыми праздниками. Единой годовой даты для КК не существовало. Даты корпусных праздников, которые могли совпадать с датой открытия КК, возникали по разным причинам, в том числе по желанию военного начальства привлечь к шефству кого-либо из членов Российского Императорского дома. Тогда дату открытия КК или его освящения могли приурочить к дате, скажем, тезоименитства такой важной особы. В случае с Первым КК нам предлагается третья по времени дата, связанная с началом истории этого старейшего учебного заведения. Первая дата - в июне (?) 1731 г. после вынесения П.И. Ягужинским предложения о создании Рыцарской академии (по типу прусских рыцарских академий); 29 июля 1731 г. - дата, когда высочайший указ Императрицы Анны Иоанновны Об учреждении кадетского корпуса был направлен в Сенат и, наконец, 17 февраля 1732 г. открытие корпуса (в дальнейшем дата корпусного праздника). Можно предложить и другие даты из истории Первого КК: 18 ноября 1731 г. принятие устава КК; 20 декабря 1731 г. указ о начале финансирования корпуса; 14 июня 1732 г. начало учебного процесса в кадетских классах Рыцарской академии (даты - по старому стилю). Интересно, что именно под этим названием был открыт Первый КК: кадетские классы в Рыцарской академии (В. Данченко, Г. Калашников Кадетский корпус. Школа русской военной элиты. г. Москва, г. Санкт-Петербург, 2007 г., стр. 30-31).

Таким образом, выбор даты Дня Кадета может быть приурочен к любому из важных событий не только Первого КК, но и всей Кадетской истории и иметь любое практическое обоснование. И все-таки, какая дата нужна нам? Мне кажется, это даты основания каждого военно-учебного заведения (СВУ, НВМУ, КК) в отдельности. Это предоставит возможности для более полного развития традиций и особенностей военно-учебных заведений, формирования наиболее близких между собой кадетских корпораций выпускников. При более острой необходимости считаю возможным провести заочное голосование членов Президиума ОС СНКР и предложить такое решение Председателю.          

Какой же исторический урок можно вынести из рассмотрения вопроса о Дне Кадета? Первое, стоит ли отказываться от собственной истории? Или все-таки следовать ей. Разрыв со своей историей, представляется мне, большой смелостью и большим откровением. Или ее недооценкой. Хоти мы этого или нет, мы продолжаем находиться в компетенции своей кадетской истории и ее основных аргументов. Помните девиз, почитаемый прежними русскими кадетами: Свято помни заветы родной Старины. За нас наши предки провели экспертизу Кадетской истории, и она по сей день существует таковой.

В заключение, полагаю, что эти вопросы, уважаемые кадеты, не могут долго занимать ваше, внимание и потому стоит завершаться. Буду рад, если кого-то это изучение увлекло, кто-то с удовольствием отвлекся от своих дел. Мое предпочтение вы знаете: в использовании даты начала Кадетской истории 13 января 1701 г. Выносить этот вопрос на III-й Общекадетский Съезд считаю, необходимости нет. Да и продолжать этот разговор, мне кажется, дольше, чем необходимо не следует. Представляется во всех случаях важным - лучше сначала вопрос изучить.

С уважением,  И.Р. Федоровский

г. Москва  15.01.2011 г.

 

Об употреблении Мальтийского креста в Российской государственной эмблематике и эмблематике русских кадетских корпусов. К истории вопроса

(выступление Федоровского И.Р. на Совете Московского Суворовско-нахимовского содружества 11.08.2009 г.)

 

Дорогие друзья, кадеты!

В данном выступлении речь пойдет об исторической эмблематике в форме мальтийского креста, которая официально использовалась в России, а также в качестве кадетской эмблематики в период до 1917 года в ее официально принятом употреблении. Эту эмблематику мы сегодня применяем при введении нового наградного знака ОС СНКР Кадетского креста Открытого Содружества.

Итак, при введении нового кадетского Креста основными принципами являются необходимость в сохранении исторических традиций и ценностей, связанных с наиболее употребляемой прежней кадетской символикой и эмблематикой; в сохранении духа и самого смысла Кадетского дела, исторически выработанных прежними поколениями русских кадет и наиболее талантливыми руководителями кадетских учебных заведений. В этом смысле произнося девиз нового Наградного Кадетского креста (ордена) ОС СНКР За верность России мы подразумеваем -  За верность истории России и, если угодно, За верность кадетской истории России. Все это не будет ошибкой.

 В российской геральдике крест по форме мальтийский или просто мальтийский крест использовался как исторический символ (а точнее эмблема), связанный с историческим периодом в Российской истории в XIX начале XX века и отдельно с ее кадетской ветвью. Здесь речь идет не столько о Кадетской старине и ее содержании или подражании, сколько о кадетской ветви в Российской государственной истории, истории Русской Императорской армии и флота в целом. Мы также обращаем внимание на идейные принципы, выраженные традициями русских кадет и следованию им нынешними потомками русской кадетской школы; на традиции, берущие свое начало в исторической личности Генералиссимуса А.В. Суворова, в суворовской военной школе.                 

Справка. Согласно Словарю международной символики и эмблематики В.В.Похлебкина мальтийский крест относится к группе  национальных крестов, наряду с православным (русским), греческим, иерусалимским, армянским и, известными в российской военной эмблематике, нордическим и волынским крестами. Кстати, клеверный православный  крест, широко известный в употреблении Русской православной церковью, является также исторически национальным коптским крестом. Изображения такого креста мы находим при входе в притвор справа и слева в Богоявленском (Елоховском) кафедральном соборе в г. Москве.   

Далее речь пойдет не столько об орденских знаках и нагрудных полковых значках с мальтийской символикой, сколько об употреблении мальтийской эмблематики в кадетских нагрудных знаках, а также об официальной государственной политике в использовании мальтийского креста после гибели Императора Павла I. Это происходило в следующих случаях:   

         в рамках политики Императора Павла I жалованные им (или подготовленные при нем и пожалованные впоследствии Императором Александром I) городские и родовые гербы, в символике которых присутствуют не только российская, но и орденская тема. Так, Павел I, затем Александр I, Александр II утвердили родовые гербы с использованием мальтийского креста: дворян Шишовых, Позняковых, князей Аргутинских-Долгоруких, баронов Вельго (Вельо), графов Орловых-Денисовых, князей Италийских графов Суворовых-Рымникских, баронов Ралей, баронов Роговиковых, Мусиных-Юрьевых, Голенищевых-Кутузовых-Толстых.

 

         при утверждении гербов городов Павловска, Гатчины, Одессы  

 

         в период празднования 100-летия гибели Императора Павла I в 1901 году и в последующее десятилетие произошло стимулирование Российским Императорским Домом  использования мальтийского креста как исторического символа государственной власти в войсковых эмблемах и знаках. Многочисленные нагрудные знаки полков, бригад, учебных корпусов, училищ и т.д., включали в свою композицию крест по форме мальтийский. Часть этих полков и корпусов не имели никакого отношения к установлениям Императора Павла I и просто следовали общей официальной моде. Нагрудные знаки Пажеского корпуса, утвержденные 18 марта 1902 года в форме мальтийского креста, обозначали не историческое, а территориальное преемство: корпусу, основанному Александром I в 1802 году, после конфискаций 1810 года был передан Воронцовский дворец в г. Санкт-Петербурге. По случаю 100-летнего юбилея Пажескому корпусу было также пожаловано знамя с мальтийскими крестами в углах.

Некоторые полки, соединения, учебные заведения Русской армии, в символике которых использовался крест по форме мальтийский (ранее не упоминались по тексту):

         Лейб-гвардии Казачий Его Величества полк (нагрудный знак)

         Лейб-гвардии Московский полк (Шеф ВК Михаил Павлович)

         14-й Олонецкий пехотный полк (знак нижних чинов)

         6-й Пехотный Либавский полк (знак нижних чинов)

         Чугуевское военное училище (нагрудный знак)

         Западная Добровольческая армия генерала графа Бермонт-Авалова (Крест)

 

         Во второй половине XIX начале XX века, орденский знак в форме мальтийского креста (без короны над верхним его лучом) использовался в качестве орденского знака для ношения на мундире членами Российского императорского дома мужского пола. Это был скорее династический орденский знак, нежели наградной, а членами этого Ордена были сами члены Императорского дома. Вместе с тем, крест имели очень немногие члены Императорского Дома наиболее заслуженные и известные на различных поприщах, в том числе, военном. Этим объясняется отсутствие золотой короны над верхним лучом креста (в противовес тому, как выглядел мальтийский орден во времена Павла I), ибо утверждать монаршее покровительство или соизволение своим подданным в этом случае не приходилось. Мужская часть Императорской семьи носила такой орден в форме креста с эмалью голубого или белого цвета, с золотыми лучами между концами креста. Ниже приводятся фотографии членов РИД, носивших такой орденский знак: Императоры Николай I, Александр II, Великие князья Константин Николаевич, Константин Константинович, Михаил Павлович, Владимир Александрович и другие.

        

         варианты применения этой эмблематики встречаются в истории Белого движения: знак Северной Армии - крест графа Келлера (представлял собой простой мальтийский крест) (Шевелева Е. Н. Нагрудные знаки русской армии. СПб., 1993; Пашков П. Ордена и знаки отличия гражданской войны... Париж, 1961)

 

Историческую достоверность в использовании эмблематики в форме мальтийского креста подтвердил в начале ХХ века член Российского Императорского Дома Великий Князь Константин Константинович Романов (1858-1915), бывший Главным начальником и генерал-инспектором военно-учебных заведений России. Именно им в начале XX века были введены знаки 1-го и 2-го Московских кадетских корпусов, которые использовали крест с золотой Императорской короной, над верхним лучом мальтийского креста. Знак 1-го Московского Императрицы Екатерины II кадетского корпуса был утвержден 28 ноября 1909 года. Знак 2-го Московского Императора Николая I кадетского корпуса - 15 января 1914 года. Нагрудные знаки корпусов утверждал Российский Император Николай II собственноручно. Знаки вручались выпускникам для ношения на левой стороне груди. Именно при КР как руководителе системы кадетских учреждений России мальтийский крест в сочетании с императорской короной вводятся высочайшим монаршим утверждением как эмблематика в знаках старейших кадетских корпусов России. При этом, корона российских императоров обозначала прямое шефство монархов над системой кадетских корпусов (ранее при Императоре Павле I с фигурой креста использовалась мальтийская корона). Таким образом, сам Российский Император в очередной раз (после 1810 года, когда Александр I даровал эмблему мальтийского креста Пажескому Его Императорского Величества корпусу) определил использование мальтийского креста в качестве эмблематики для русских кадетских корпусов.

Некоторое опосредованное отношение к событиям, связанным с учреждением Нагрудного знака 1-ого Московского Императрицы Екатерины II корпуса, имеют и сегодняшние зарубежные старшие кадеты - прямые наследники Крымского кадетского корпуса (г. Белая Церковь, Югославия).  Здесь дело обстоит в том, что учреждение Нагрудного знака в такой форме (с мальтийским крестом) проходило в бытность директором 1-го Московского Корпуса генерал-лейтенанта Валерия Валериановича Римского-Корсакова (в период 1903-1917 гг.), который впоследствии стал и директором Крымского кадетского корпуса в эмиграции. Дополним этот факт еще тем, что именно генерал Римский-Корсаков основал в 1930 г. во Франции еще один корпус для кадет в условиях русской эмиграции Русский корпус-лицей Императора Николая II и возглавлял его до своей смерти.     

Заслуги императорских пажей носителей мальтийского корпоративного креста в кадетской истории особые. Именно пажу и графу генерал-лейтенанту Алексею Алексеевичу Игнатьеву (выпускнику 1896 г.) многие мальчишки - наши соотечественники обязаны организацией в 1943 г. суворовских и нахимовских училищ типа старых кадетских корпусов. А. Игнатьев еще весной 1943 года представил командованию Вооруженных сил основные положения по их организации. Именно А.А. Игнатьевым были сформулированы рекомендации по комплектованию суворовских училищ кадрами бывших выпускников кадетских корпусов, находившихся в тот момент на  военной службе.

Сегодня в России действует Фонд содействия кадетским корпусам имени А.Б. Йордана, отец, дед и другие предки которого были также выпускниками Пажеского корпуса.  В их лице пажи носители исторической мальтийской эмблематики и сегодня в общероссийском кадетском строю.  

Одним из первых кадетских руководителей, многими своими делами в начале 90-х годов поддержавших идею возрождения Кадетского дела в России и включивших в них суворовцев был начальник Санкт-Петербургского суворовского училища генерал А. Скоблов. Многие из событий кадетских встреч, в том числе с участием зарубежных кадет тогда, проходили на территории бывшего Пажеского корпуса в здании Воронцовского дворца на Садовой улице. Потомки пажей из разных стран мира были частыми гостями у А. Скоблова в СВУ. И он не только принимал их достойно, но и участвовал в создании книг по воспоминаниям бывших пажей, в подготовке которых библиотека училища принимала самое активное участие. Вот такое переплетение кадетских судеб. Первая музейная экспозиция, посвященная кадетской истории, была проведена в Мальтийской капелле на территории СВУ г. Санкт-Петербурга в 2002 г. Так, что прежние императорские пажи, как российская военная история, и суворовцы, как ее современная часть, вместе возрождали и Кадетское дело и кадетские традиции, определили Связь времен и поколений русских кадет, не взирая на разделяющие их десятилетия.

Другие исторические сведения

         Император Павел I возложил на А.В. Суворова орден св. Иоанна Иерусалимского, а Суворов при этом упал на колени и воскликнул: Боже, спаси царя!. Павел I ему ответил: Да спасет Бог тебя для спасения царей. Следом, перед отъездом Суворова в Вену, Павел I писал ему: Мы молим Бога нашего: да благословит ополчение наше, даруя победу на враги веры христианской и власти, от Всевышнего поставленной, и да пребудут воины российские словом, делом и помышлением истинным сынами отечеству и нам верноподданными.

         Дипломатические отношения Мальтийского ордена с Российской Федерацией были восстановлены в 1992 г. Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и ныне осуществляются на уровне Чрезвычайных и Полномочных Послов и дипломатическими миссиями с аккредитацией в государствах  на местах их представительств. Интересы России представляет Представитель Российской Федерации при Ватикане.

 

Кавалеры мальтийского ордена:

А.В. Суворов Константин Николаевич Романов (1827-1892), Великий Князь, сын Императора Николая I и отец Великого Князя Константина Константиновича Романова Великий Князь Константин Константинович Великий Князь Владимир Александрович Великий Князь Сергей Александрович

Смысл награждения Кадетским крестом Открытого Содружества СНКР не столько в поощрении и не в публичном его ношении, сколько в выделении наиболее подготовленного на настоящем этапе развития российского Кадетского движения его корпоративного ядра, представители которого должны быть людьми достойными своими делами, поступками, поведением, самодисциплиной и кадетским духом, которые признают историческое наследие старших (императорских и зарубежных) кадет, а равно как и наследие современной суворовской школы, в группу уважаемых кадетских лидеров, разделяющих общую ответственность за развитие и состояние дел в Кадетском движении в современной России. В историческом смысле, сегодня это скорее династическая награда, для которой династией является сама Кадетская корпорация. И реликвия.   

И последнее, масоны никогда не были связаны с Мальтийским орденом. А быть масоном и быть рыцарем Мальтийского ордена для братьев из любых лож было совершенно недопустимым и несовместимым (В.А. Захаров). Известно так же, что все масоны дали подписку не открывать лож без особого разрешения. В период царствования Павла I ни одной новой ложи в России официально не было открыто. Павел I не только осудил масонство и отдалил от себя многих братьев, но в период его кратковременного царствования масонство в России было, по сути, облечено на безгласное существование. Однако внешняя политика Павла I не раз подвергалась резким переменам. И когда после захвата Англией острова Мальты наступил разрыв с этой державой, а русский император отправил атамана Войска Донского Орлова завоевать Индию, это привело английское правительство к решению во что бы то ни стало устранить Павла с престола (В.А. Захаров Развенчание ошибки: Павел I и масоны). Иногда в современной периодике или, листая страницы исторических трудов, вышедших в советское время, можно было прочитать рядом с именем Мальтийский Орден определение: масонский, масонская организация. Взаимоотношения России и Державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена) постоянно оказываются поводом для всевозможных фальсификаций и поныне придающих этой теме скандальный оттенок.

 

(Материалы Гатчинских чтений, г. Гатчина с участием российских экспертов по эпохе Павла I)

 

Таким образом, что касается масонства, то тут, как говориться, у кого чего болит. История является нашим (кадетским) преимуществом и верным союзником. Не следует бояться и не понимать того, что тебе по праву принадлежит. Просто следует правильно подразумевать и владеть своими смыслами, в особенности, если они и укрепляют и дают развитие. Речь идет об овладении собственной историей. А некие знания в области конспиралогии отдадим экспертам в этой области.  

Справка. Ключом к оценке российско-орденских связей является признание факта, что Мальтийский орден реально никогда не переставал быть суверенным государством, а оба его Российских великих приората католический и межконфессиональный никогда не являлись чисто российскими институтами. Имело место сотрудничество, решение российских проблем с привлечением возможностей Ордена и с возможностями Российской Империи, однако слияния ни в практическом, ни в юридическом смысле не происходило. Отмена Александром I российского приоратства Мальтийского ордена в 1917 г. не решала проблемы. Проникновения в Россию не возникло.

Павел I вводил русский вариант Мальтийского орден как дополнительную иерархию внутри армии и церкви, которая одновременно являлась бы образцом как самих армии и церкви, так была бы и новой моделью государства. Создавая орден в России, Павел в своем манифесте Об установлении в пользу Российского дворянства ордена Святого Иоанна Иерусалимского, подчеркивает значение ордена как сословного института призванного возродить лучшие качества дворянского сословия. Павел I подписывает манифест 29 ноября 1798 года, а через несколько месяцев, 15 февраля 1799 года высочайше утверждаются Правила для принятия дворянства Российской империи в орден Св. Иоанна Иерусалимского. По духу эти правила имеют условие принятия в орден только потомственных дворян. Мальтийский орден как и сама идея рыцарства, воплощаемая Павлом, сочетали в себе устремления в объединении светского и религиозного начал под предводительством монарха, который печется о духовном благополучии своих подданных. Наличие рыцарской доминанты объясняло и знаковость государственного и общественного устройства в период царствования Павла I. Это, прежде всего, неукоснительное внимание к четкой регламентации публичных и частных отношений, в том числе особая роль этикета, соблюдаемая при дворе и в армии, иерархии почестей, эмблемы, цвета и прочее. Именно насаждение символов и ритуалов недоброжелательно воспринималось современниками и в значительной мере спровоцировало мнение о спонтанности павловского правления и о сумасшествии самого Императора.

О проекте Наградного Кадетского Креста Московского суворовско-нахимовского содружества

(Материалы к выступлению капитана 1 ранга запаса, выпускника ЛНВМУ 1973 г. Федоровского И.Р.

 на Конференции МСНС 30 июня 2007 г.)

 

         Наградной Кадетский Знак (Крест) МСНС является первой из предлагаемых к рассмотрению проектов наград в общей наградной системе Московского суворовско-нахимовского содружества (МСНС) и обращается к прежней русской наградной традиции: традиции Российских Императорских орденов, обращенных в православную символику и отнесенных к душе православного человека. Традиционно эти традиции ни в чем не претят награждению лиц других верований. В традиционном российском понимании награда это вопрос мировоззренческий. Она направлена на воинский дух дух победы, храбрости, самоотвержения, самопожертвования, честности, великодушия, благородства, национальной гордости. Вспомним девиз Добровольческой армии Белого Юга: За Россию, единую, великую и неделимую. Цель введения нового Наградного Кадетского Креста МСНС связать настоящее с прошлым Императорским периодом России и сделать будущее достойным славной истории нашей страны и российских кадет. И еще: сплотить кадет вокруг своего Креста символа, сделать их еще большими единомышленниками, собрать их чувства в одну большую коллективную единицу. Эта награда должна стать не только почетной, но и оказывать влияние через реальные дела награжденных ею кадет на окружающее общество. Но, если быть объективным, такую репутацию Наградному Кадетскому Кресту еще суждено заслужить.        

         В основе Наградного Кадетского Креста МСНС использован знак в форме православного креста Русского Воина и впоследствии Святого Русской Земли - Благоверного Великого Князя Александра Невского, что соответствует известной традиции в использовании креста Александра Невского в системе русских кадетских, и в том числе зарубежных кадетских, корпусов. Накладка на Крест знак (символ) выполненный в виде Орла, который был нарисован рукой Российской Армии Победоносца - Генералиссимуса Князя Александра Васильевича Суворова и принят в качестве официальной эмблемы (символики) Московским суворовско-нахимовским содружеством (МСНС). При жизни А.В. Суворова Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский являлся ангелом хранителем прославленного военачальника. Получается, что он и хранил жизнь великого русского полководца в его многочисленных походах и военных кампаниях, постоянно связанных с риском.

         Сам же Князь Александр Васильевич Суворов был глубоко религиозным человеком, а потому многое в его философском мировоззренческом наследии связано с Богом, Пресвятой Богородицей, Русскими Святыми, православной церковностью. А.В.Суворов был глубоко убежден, что русским людям и, в особенности русскому воинству, необходимо укреплять дух в вере православной. Вот строки из его Завещания: Восстановим по-прежнему веру в Бога Милостливого! Очистим беззаконие. Везде фронт. Это соответствует и нашей сегодняшней действительности. И еще А.В. Суворов: Слава Богу, мы русские и православные.

         Наградной Кадетский Крест МСНС изготовлен как позолоченный Крест на пятиугольной колодке с красной муаровой лентой Императорского Ордена Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. В центре лицевой стороны Креста имеется накладное позолоченное изображение эмблемы (символики) Московского суворовско-нахимовского содружества в виде стилизованного изображения Орла.

         Общий девиз Наградного Кадетского Креста: В кадетском служении Отечеству польза!. Его наградной девиз: За служение Отечеству!.

         Не может быть сомнения, что символика Наградного Креста, как и Заветы А.В. Суворова абсолютно несовместимы с какой-либо интернациональной символикой. Символика это внешнее облачение внутреннего содержания. Символика неразрывна с тем содержанием, которое она олицетворяет. Нельзя брать символику с одного содержания и перетягивать ее на другое. А потому, Суворовские идеи и заветы полностью осуществимы только под Суворовской символикой.

         Наградной Крест МСНС на колодке по форме напоминает нашейный Крест Российского Императорского Ордена Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского (без орлов между лучами и медальона в центре Креста Ордена). Цвет эмали Креста МСНС и Императорского Ордена - красный. На обороте: в центре Креста наградной девиз в круге диаметром 15 мм; в верхнем луче надпись МСНС, в нижнем луче - № ____, в левом луче известный знак Великого князя Константина Константиновича (Романова), который использовался русскими кадетскими корпусами за рубежом (переплетающиеся буквенные литеры КК), в правом луче Креста МСНС СВУ, НВМУ, КК.  

         Праздник Наградного Креста: 30 августа/12 сентября в день празднования Императорского Ордена Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского или 6 декабря в день рождения Великого Князя Невского, в который традиционно праздновался корпусной праздник Первого Русского Кадетского Корпуса (Югославия), в настоящее время уточняется.

        Награждение Крестом МСНС рекомендовано Совету Содружества в соответствии с порядком, действовавшим в наградной системе Императорской России два раза в год: в мае-июне и ноябре-декабре календарного года.

         Размышляя о православном содержании наградной символики и, в частности, Наградного Креста МСНС напрашиваются слова Преподобного Серафима Саровского: Стяжая дух мирный, следуешь за Богом, а кто за Богом идет, тот спасется; а кто спасется сам, вокруг того спасутся тысячи других.

         В конечном итоге, и военная и мирная духовные традиции русской цивилизации в заветах великих соотечественников и деятелей, которые в последствии обрели святость, испокон веков нас относят к вере православной и Спасителю. Мы помним об этом и ощущаем близость Русской правды в данном выражении сегодня.  

        

         В этой связи хотелось бы назвать еще некоторые из заветов А.В. Суворова, которые нашли место в его Завещании:   

 

          Помилуй Бог, мы Русские

          С нами Бог

          Молись Богу, от него победа

          Без молитвы оружие не обнажай, ничего не начинай

          До издыхания будь верен Государю и Отечеству

          Искать славу через истину и добродетель

          Дух укрепляй в вере отеческой, православной; безверное войско учить, что перегорелое железо точить

          Солдат и в мирное время на войне

          Верный взгляд военный

          Набеги отбивать, по обыкновению наступательно

          Широкий шаг ведет к победе

          Оружию Русскому вековечная слава

          Зри в товарищах братьев

          Победи себя - будешь непобедим

 

            Из Шестидесяти семи моих заветов кадетам Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича Кадетского Корпуса (Генерал-лейтенант Б. Адамович, Директор Первого Русского Кадетского Корпуса, г. Белая Церковь):

 

          Быть верными старой России и относиться уважительно  к ее прошлому

          Уважать религии

          Уважать русские старые обычаи

          Помним, чье имя носим (России, Святого Благоверного и Великого Князя Александра Невского и Шефа Корпуса Великого Князя Константина Константиновича)

 

            Из Памятки кадету Донского Кадетского Корпуса (Генерального Штаба Генерал-лейтенант Черячукин, Директор Донского Кадетского Корпуса):

 

          Веруй в Бога и молись Ему, чтобы Он сохранил тебя на пользу твоей Родины

          Если тяжело станет на душе, если загрустишь по Родине поговори с воспитателем; если не успокоишься, пойди к священнику; если очень тяжело, испроси у воспитателя разрешения прийти к Директору

          Будь любознательным. Не упускай случая обо всем расспросить. Это разовьет у тебя сметку и находчивость. Не заметил, не видел, не слыхал - это ответы рохли, над которыми все смеются.

 

         Почему нам нужна такая кадетская награда? В чем смысл и потребность обращения современных российских кадет к традиционным Императорским и русским наградным символам?

 

         Необходимость Единения российских кадет

 

         Объединения кадет это связующие звенья выпускников суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов в современной России и других странах мира. Установление более прочных связей между проживающими на различных территориях кадет должно неизбежно привести к их сплочению, единению, формы которого представляются различными, но необходимость, такого объединения вряд ли кем серьезно оспаривается. В этих целях новая наградная символика, связанная с именем Александра Невского, является не только особо понятной и притягательной, но и связана с распространением по всему миру храмов, посвященных этому Святому Воину и особо чтимых русскими воинами икон. Это сплачивает русских людей в военной форме вокруг исконно своих  святынь, делает их подчеркнуто корпоративными и связанными с такими святынями, а сами святыни - особо понятными и любимыми. Русский военный человек, стремящийся к православию и вере, будет иметь свой подчеркнутый врученной наградой и потому понятный ему символ, отношение к которому будет для всех общим. А это и есть корпорация, в которой последовательно выстраиваются духовные ценности, в том числе ранее утраченные. Вера никогда не обманывает.              

         Кадетам следует организоваться крепче других как для борьбы с трудными экономическими условиями пенсионного существования, так и для сохранения в порядке своих рядов для будущего периода строительства российского экономического пространства. Надо не просто жить, но и более умело приспосабливаться к имеющимся, но что еще более важно к будущим не лучшим для большинства кадет старшего поколения временам, не сулящим им в общем-то ничего хорошего.

 

         Единение должно эффективно решать следующие задачи:

 

       нравственную и материальную поддержку кадет на всем в первую очередь общероссийском пространстве

       создание авторитетного органа  кадетского общественного мнения, могущего защищать интересы кадетского сообщества

 

         Здесь главным должно стать содействие в условиях, которые позволили нуждающимся вести достойное существование. При разбросанности и отсутствии взаимной связи, а также задач такого рода, достижение этих целей сильно усложнено, а предпринимаемые каждым в отдельности усилия не приводят к существенным результатам. Дело должно упроститься с образованием центрального органа кадетского управления с организациями в регионах и городах. Умело составленный устав организации может не нанося обиды ни чьему самолюбию и не нанося вред ни чьим личным интересам установить должную линию. Здесь важным является создание материально-моральной базы: собирать данные о нуждающихся кадетах, о спросе и предложении труда в регионах; содействовать таким кадетам в поиске работы, рекомендациях, занятий, ссуд, проездов (билетов), пр. В особо срочных случаях давать пособия из собственного фонда, получать взносы для этих целей; выручки от различных форм общественной деятельности; пожертвований; защита интересов кадет и воинской службы (публикации в газетах, журналах, сайтах, пр.). Участие в таких органах знающих, опытных и уважаемых кадет дает гарантию, что выборными исполнительными органами нового Объединения не будут забыты кадетские интересы на всей протяженности России.

 

         Проблема двоедушия, двоедушных людей

 

         Это сложная проблема, ставшая особенно актуальной в последние годы. И кадетской среде в том числе. Двоедушие предлагает нечеткие и в целом безответственные отношения между людьми. Только человеческое достоинство и отчетливое поведение могут противостоять использованию двоедушных технологий. Кроме того, необходимо быть достойным не только самому, но и тех кадет, которых мы беремся представлять. В большинстве случаев кадеты представляются заочно. Этому должна способствовать новая кадетская награда Крест, который сможет способствовать все большему проявлению личной честности и прямому отношению к многим событиям и явлениям в нашей среде, формировать устойчивую публичную позицию и быть подотчетным в действиях. В старые времена Крестом русские люди клялись в Правде. В православном Кресте Правда была и есть!  Крест защищает душу православного человека. И это, тоже, правда!

 

         Вбросы вирусов полуправды, применение нечетких логик

 

         Это те случаи, когда используется полуправда, то есть не вся информация, а только ее часть, либо ясные и понятные содержательные стороны подменяются игрой на нюансах, полутонах, созданием разного рода версий или слухов. Это касалось не только отдельных взятых людей. Такие версии, полутона, полуправды активно внедряются в коллективное сознание вместо подлинной информации и попросту подменяют ее. В результате разрушается работа системы миропонимания. Это разрушительно действует на людей. На души различных человеческих групп. Это дополняется и тем, что присущие отдельным людям негативные свойства психики, по типу гордыни и зависти, препятствуют массовому признанию имеющимся у людей более верных положительных характеристик и их  взаимодействия с окружающим миром. 

         Свойства современного мира (жизни) многообразны. В них имею место различные технологии, изменчивости, коммуникации, проникновения, наличие последователей. Гарантии от негативного воздействия этого многообразия традиции, понятные для всех членов общества. Традиции действуют сильнее общественных моделей. А Вера в Бога сильнее традиций! В этом имеется спокойная уверенность, отсутствие страха, зависимости от кого-либо, возможность делать дела в любых условиях, в том числе в условиях лукавства, противостояния, сектантства, ложной многомерности, пр. И православие здесь сильное и действенное оружие сохранности человека и его внутренней уверенности и спокойствия. Наша вера работает на человека и гарантирует его безопасность в делах и самой жизни. Гарантирует безопасность его целей, возможностей, его личности и души. Люди так спасутся. Спасаясь, один человек ведет к спасению многих других. В этом и есть жизненная сторона веры.

         В основу выбора жизненной позиции человек должен положить религиозную истину. Такую истину, которая ни при каких обстоятельствах не может быть отвергнута. Ведь религиозная потребность это естественная внутренняя потребность практически каждого человека. Это потребность заключается в твердой внутренней опоре, во внутреннем стержне. А без этой опоры просто невозможна нормальная жизнь. Без нее невозможно выработать программу своей жизнедеятельности, особенно в наиболее важных ее пунктах, таких как любовь, смерть, отношение к предкам, родителям, природе, труду, собственности, к обществу и государству. Религиозные установки,  будучи искренними и неопровержимыми являются прочной опорой человека в жизни (такие же задачи и у нового наградного символааградных  задачи и у символовимыми являются прочной опорой человека в жизни. одителям, природе, труду, собственности, к обществ). Совместимость религиозных установок основа совместного сосуществования и труда людей. Несовместимость религиозных установок основа разделения людей. Если у человека нет такой твердой основы для программирования своего поведения, у него может возникать внутреннее беспокойство по поводу выбора жизненного пути, самоуважения, смерти в конце. А человек с внутренним беспокойством очень легко становится жертвой всевозможных манипуляторов. У такого человека образуется внутренняя пустота, которую легко заполняют всякие ложные цели, навязанные извне принципы, суеверия, псевдоучения и пр. Человек с внутренней пустотой и беспокойством становится зависимым, несамостоятельным, по сути, рабом. А эта внутренняя пустота и есть не что иное, как неудовлетворительная религиозная потребность.

         В духовной составляющей человеческого существа лежит настоящая сила человека. Это и есть искра Божья. Осознание этой искры есть религиозная истина. Человек, который осознал и почувствовал в себе присутствие этого Божественного начала, уже не будет ощущать пустоты и беспокойства в душе. Он обретет силу и уверенность и уже не станет жертвой, рабом, ему никто не навяжет чуждые программы поведения. Сущность человеческого духа и подлинной свободы воли состоит в том, что человек сам способен выбирать программу своих действий, а потом выполнять ее вопреки всем помехам со стороны окружения, а также со стороны самого себя, что часто случается, когда сам человек очень противится своему развитию. Торжество духа над телом основа всех мировых религий. Цель добиться высокой самооценки людей за счет силы духа, а не за счет конкуренции и рыночной стратегии в понятии сильного человека. Лишь созидание посредством сочетания разума с духом позволяет достичь нужного результата. И в современных условиях нам необходимо всемерно способствовать развитию у людей  качеств, которые становятся особо ценными: творческая энергия, стойкость, решительность, командный дух, чувство социальной ответственности и гражданская смелость. 

 

            Безверие, леность быть православным

 

            Православие способствует самопознанию и создает духовно сильного, цельного и законченного человека. Такой человек ясно видит и понимает себя, свое окружение и мир вокруг. Он знает, для чего живет. Он не поддается неуверенности и постоянному исканию себя. Он оптимистичен, потому что надеется на Господа Бога и одновременно реалистичен в делах. Тяжелые времена верующий человек переносит гораздо легче, чем неверующий. Такое воспитание и преобразование относится и к целым народам.  

            С прежних пор в православной церкви врачевались и исцелялись души верующих, так как Господь Бог посылает человеку мир, тишину и спокойствие. В этом отношении православная вера по своему методу похоже на современную науку: научная истина подтверждается результатами и вера, исцеляя человека, дает конкретные результаты. Вера хорошо знает методику, по которой она исцеляет больного человека. Православие же в целом направлено на постепенное перевоспитание человека в более доброго, мягкого и отзывчивого человека; с целью улучшить его и удалить от грехов. Оно направлено на совершение добрых поступков: православный все время работает над собой и с годами становится лучше. Что есть добро? Это, прежде всего, все хорошее, честное, правдивое, мирное, красивое, другими словами то, в чем особенно нуждается человек. От этих качеств в жизни зависит успех человека, отношения с семьей, друзьями, знакомыми, обществом, способность любить, творить, работать, быть счастливым.  

            Но человеческой жизни сопутствуют грех и зло. Это важно понимать сейчас, когда мы уже гораздо больше научились разбираться в различных грехах и формах их проявления. Грехопадение человека происходит постепенно. От первого маленького безобидного действия человек может двигаться дальше, пока грех не станет привычкой. Самая сложная стадия греха страсть (к чему-либо). Страсть это когда грех стал привычкой, то есть грех совершается легко и человек не чувствует, что он грешит и потому даже может этим гордиться.    

            Исправление личности человека делается с молитвой. Путь врачевания (исправления) человека идет по шкале добра и зла - лествице. Это и есть суть православной веры. Путь движения по лествице - целый процесс, но он, заканчиваясь исповедью и причастием, исцеляет и исправляет человека. Такой человек с годами становится мягче, добрее, мудрее и в целом лучше. Православная личность динамическая; у ней имеется перспектива. Эта перспектива качественного превосходства, связанного с изменением и обновлением человека. В работе им над собой. В улучшении самого человеческого материала верующего православного человека. Когда греховный человек увидит другого, делающего добро, он обретет и в себе силы для христианского делания.  И еще: человек, не успевший одолеть свою греховность, не может оказать ни благотворного влияния на окружающих, ни быть в помощь другим.

            Поэтому, одним из наиболее важных в наследии взрослых поколений русских людей в отношение к их детям, где бы они ни проживали, является наша православная христианская вера. Это сокровище, так как вера позволяет быть внутренне чистым; держать свои сердце, мысли и душу чистыми.  Наша вера учит, что в жизни главное, а что второстепенное. Важно, что мы должны руководствоваться главным образом не столько своей волей, сколько волей Божьей. Это объясняется просто: наш ум изменчивый, завистливый, эгоистичный, непостоянный. Наша вера учит нас бороться со злом в самих нас. Наша вера школа чистой жизни; она нас учит как жить с чистым сердцем и, только живя таким образом, человек становится счастливым.

 

            Таким образом, можно надеяться, что учреждение нового Наградного Кадетского Креста МСНС и обращение к традиционным русским символам и ценностям, которые заключают в себе, прежде всего, духовную сущность, станет новым этапом эмоционального и нравственного совершенства современных российских кадет. Мы верим, что новый Знак (Крест) сможет оказать дополнительное влияние на православное мировоззрение и поведение выпускников суворовско-нахимовской школы и современных кадетских корпусов, усилит их преемственность исконно русским историческим и человеческим традициям, будет способствовать духовному зрению и должным нравственным ориентирам в их жизненных хитросплетениях. Этот символ поможет также православной вере и нашей церкви быть в более полной степени востребованными самими кадетами и их делами на пользу современной России.        

 

Наградной Кадетский Крест МСНС

 

Общие положения

 

Учрежден ____ июля 2007 г.

Общий девиз: В кадетском служении Отечеству польза

Наградной девиз: За служение Отечеству

Праздник: 30 августа/12 сентября день празднования Императорского Ордена Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского или 6 декабря (новый стиль) в день рождения Великого Князя Александра Невского, в который традиционно праздновался корпусной праздник Первого Русского Кадетского Корпуса (Югославия); дата в настоящее время уточняется.

Наградной знак (Крест) представляет собой позолоченный Крест на пятиугольной колодке с красной муаровой лентой Императорского Ордена Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. В центре лицевой стороны Креста накладное позолоченное изображение эмблемы (символики) Московского суворовско-нахимовского содружества (МСНС) в виде стилизованного изображения Орла.

Наградной Крест МСНС на колодке по форме напоминает нашейный Крест Императорского Ордена Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского (без орлов между лучами и медальона в центре Креста Ордена). На обороте: в центре Креста наградной девиз в круге диаметром 15 мм; в верхнем луче надпись МСНС, в нижнем луче - № ____, в левом луче известный знак Великого князя Константина Константиновича (Романова), который использовался русскими кадетскими корпусами за рубежом (переплетающиеся литеры КК), в правом луче Креста МСНС СВУ, НВМУ, КК.  

Правила ношения. Крест носится на орденской колодке (ширина ленты - 24 мм) на левой стороне груди в ряду орденских наград, а также других крестов перед медалями. Цвет ленты муаровый (красный) с темно-красными полосами по бокам (по одной с каждого бока ленты).

Дополнительная информация. см. статут Креста. К Наградному Кадетскому Кресту МСНС прилагается удостоверение, которое выдается в МСНС.

 

Статут Наградного Кадетского Креста МСНС

 

1. Наградной Кадетский Крест МСНС является высшим знаком отличия МСНС.

2. Наградным Кадетским Крестом МСНС награждаются лица, окончившие Суворовские военные, Нахимовские военно-морские училища, кадетские корпуса (классы), в своей практической деятельности тесно связанные с МСНС:

- за личные заслуги (достижения) в практической кадетской работе, связанной со становлением и поддержкой системы суворовских военных, Нахимовского военно-морского училищ и кадетских корпусов (классов), пропагандой суворовско-нахимовской системы военного и кадетского образования, организационной работе, участием в разработке и реализации руководящих либо правоустанавливающих документов, имеющих отношение к развитию такой системы образования; внесших вклад в методические разработки, а также учебу (подготовку) воспитателей и преподавателей указанных учебных заведений; проведение учебно-тренировочных сборов, игр, учений; подготовку и издание книг о деятельности учебных заведений кадетского типа; исторические, специальные  исследования, выработку и умножение суворовских, нахимовских и кадетских традиций, международные кадетские связи и другие.

- за многолетнее руководство ассоциациями выпускников училищ и кадетских корпусов при одновременном участии в деятельности МСНС

- за особо значимое организационное участие в деятельности МСНС, в частности связанное с финансированием проектов и программ МСНС, развитие имущественной базы и экономических возможностей для воспроизводства ресурсного основания МСНС; с лоббированием интересов Содружества в наиболее значимых вопросах его практической деятельности. При этом лица, представляемые к Наградному Кресту МСНС, должны быть выпускниками СВУ, НВМУ, кадетских корпусов и практическими участниками деятельности МСНС          

- для выпускников СВУ, НВМУ, кадетских корпусов - военнослужащих, находящихся на действительной военной службе в силовых структурах Российской Федерации за высокие личные показатели в служебной деятельности, храбрость и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, при сохранении кадетских связей и поддержание кадетских традиций; высокую боевую готовность войск, обеспечение обороноспособности  Российской Федерации

- за благотворительную и милосердную помощь товарищам по МСНС, находящимся в особо трудных либо критических жизненных обстоятельствах, если такая помощь была жертвенной либо исключительно значимой и, в результате которой, ситуация была резко изменена в лучшую сторону

- за крупный вклад в возрождение исторических традиций и национального самосознания, преданность и служение Отечеству, связанные с деятельностью МСНС.   

3. Наградной Кадетский Крест МСНС имеет одну степень.

4. Награждение Кадетским Крестом МСНС производится в порядке и решением руководящих органов МСНС по представлению членов Совета МСНС.

5. Праздником Наградного Кадетского Креста МСНС устанавливается день празднования Императорского Ордена Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского - 30 августа/12 сентября.

6. Крест носится на парадной, парадно-выходной, повседневной форме одежды военнослужащего действительной службы, находящегося в запасе (отставке), гражданском платье (одежде), на усмотрение владельца Креста, либо в виде наградной планки. 

7. Наградной Крест МСНС рекомендован к ношению на левой стороне груди в ряду государственных и негосударственных орденов, крестов перед медалями. Наградная планка размещается в ряду наград аналогично.

8. Выдача Наградного Креста МСНС и номер регистрируется в документации МСНС. Награжденному Крестом лицу выдается удостоверяющий документ.

 

Описание Наградного Кадетского Креста МСНС

1. Наградной Кадетский Крест МСНС состоит из Знака Креста, который представляет собой четырехконечный равноконечный крест с прямыми концами, с лицевой стороны залитый красной эмалью. Расстояние между концами креста - 40 мм. По краям креста позолоченный узкий выпуклый рант (грань). На лицевой стороне знака в центре позолоченная эмблема МСНС в виде Орла.

На оборотной стороне Креста в середине (в розетке медальона диаметром не менее 15 мм) надпись " За служение Отечеству ", по окружности медальона общий девиз В кадетском служении Отечеству польза. В левом луче - вензель Великого князя Константина Константиновича (переплетающиеся КК); в правом луче - СВУ, НВМУ, КК. В нижнем луче - номер Креста. В верхнем надпись МСНС. Знак прикрепляется при помощи ушка и кольца к пятиугольной колодке шириной 24 мм, обтянутой муаровой красной лентой. Вид муаровой ленты Александровская лента (лента Императорского Ордена Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского Российской Империи).

2. При ношении ленты на планке без Креста - ширина ленты - 24 мм. По желанию награжденного лица, планка Креста предусматривает размещение миниатюрного накладного серебряного (позолоченного) изображения эмблемы МСНС в виде Орла. Высота планки - 12 мм.

3. Знак Наградного Кадетского Креста МСНС крепится к одежде булавкой, размещенной на оборотной стороне колодки.

 

Кадетский крест "За верность Отечеству"  Открытого Содружества  суворовцев, нахимовцев и кадет России

  

Кадетский крест (Орден) ОС СНКР "За верность Отечеству" является первым проектом награды Открытого Содружества СНКР, который был инициирован Первым Съездом кадет России в сентябре 2007 г. и поддержан решением Второго Пленума его Президиума в декабре 2008 года в г. Москве.

 

Орден обращается к прежней русской наградной традиции Российских Императорских орденов, выполненных в православной и государственной символике.

 

Смысл предлагаемой награды связан в первую очередь с общевоинским духом - духом победы, храбрости, славы, самопожертвования, благородства, державности, воинских и государственных традиций, самой истории Русского государства.

 

Целью введения нового кадетского креста ОС СНКР является соединение настоящего времени и сегодняшних кадет России с прошлым императорским периодом российской государственной истории и кадетскими символами старого времени (Кадетской старины).

Как и во всех других случаях, при введении новых наградных знаков, данный Орден должен в еще большей степени сплотить сегодняшних российских и зарубежных кадет вокруг своих главных исторических и православных символов, содействовать их единомыслию, утверждению единых целей и ценностей, а также принадлежности к единым воинским и историческим традициям, к идее более полного служения своей исторической Родине - России.

Вспомним слова А.В. Суворова: "До издыхания будь верен Государю и Отечеству Дух укрепляй в вере отеческой, православнойЛюби истинную славуОтличай честолюбие благородное от надменности и гордостиПомилуй Бог, мы РусскиеОчистим беззакониеРавнение по переднимОт начальников не отставатьВы Русские!".

 

В основе наградного кадетского креста "За верность Отечеству" использован знак в форме православного креста Русского воина - Святого Земли Русской, Благоверного Великого Князя Александра Невского, что повторяет известную традицию в использовании креста Святого Александра Невского в системе русских кадетских корпусов. Примечательно, что в истории русской военной и кадетской эмиграции крест Святого Благоверного Князя использовался как символ небесного покровителя Русского кадетского корпуса (г. Сараево) и затем и Первого Русского Корпуса Великого Князя Константина Константиновича (г. Белая Церковь). Известно также, что при жизни Генералиссимуса Князя Александра Васильевича Суворова, Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский являлся ангелом-хранителем прославленного полководца. А потому, суворовские идеи и заветы отражаются в новом Ордене, как и следует, под суворовской символикой.

 

Накладной Крест белого цвета, по форме мальтийский, отражает символику, которую использовал Русский Императорский Дом, начиная со времени Павла I и получившую наиболее известное использование в наградных нашейных знаках (крестах) для командного состава Русской армии и высших государственных сановников, а также в символике Пажеского Его Императорского Величества корпуса (г. Санкт-Петербург). В первом случае, одним из кавалеров такого Креста был сам Великий князь Константин Константинович Романов - шеф кадетских корпусов в предреволюционной России. Во втором случае, важными историческими традициями кадет от пажей остались: особые отношения с государственными лицами, тесная корпоративная связь между выпускниками, обращение на "ты" вне зависимости от возраста и заслуг.

 

Основные заветы императорских пажей:

 

  • " ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником"

  • "ты будешь любить страну, в которой родился"

  • "ты не отступишь перед врагом"

  • "ты не будешь лгать и останешься верен данному слову"

  • "ты будешь щедр и всем благотворить"

  • "ты везде и повсюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла".

 

И еще, вспоминая Императора Павла I и его несостоявшийся "мальтийский проект", следует сказать об идее создания дворянского рыцарства против расшатывания общества и государства.

 

В центре кадетского креста "За верность Отечеству" размещается накладной герб Российской Федерации, как символ общероссийского размаха в деятельности общественных организаций и учебных заведений кадетского типа, включая действующие суворовские и нахимовские училища по всей территории современного федеративного государства. Государственный герб России одновременно подчеркивает ведущую и непосредственную роль нашего государства в развитии системы кадетского образования и воспитания, а также поддержку с его стороны общественных организаций кадет. Кадеты и их учебные заведения в современной истории находятся в компетенции и под опекой государства.

 

Над верхним лучом креста знака Ордена располагается корона Российского Императорского Дома как символ более чем двухсотлетней истории (1701 - 1917 гг.) патронажа Российских Императоров, а также членов их семей над кадетскими корпусами России; шефством с их стороны в годы русской зарубежной эмиграции в 20-30-е годы ХХ столетия.

 

Детали описания Кадетского креста "За верность Отечеству"

 

  • Наградной орденский знак ОС СНКР "За Верность России" изготавливается как позолоченный Крест на пятиугольной колодке с двухцветной муаровой лентой. Цвета муаровой ленты сочетаются как темный красный (алый) цвет, составляющий основное поле ленты, и более светлый красно-алый - полоса шириной 8 мм в центре ленты Ордена.

  • Основной Крест Ордена (красный) представляет собой четырехконечный равноконечный крест с прямыми концами, с лицевой стороны залитый красной эмалью. Расстояние между концами креста - 40 мм. По краям креста - позолоченный узкий выпуклый рант (грань).

  • Общий орденский и наградной девизы Кадетского креста ОС СНКР совпадают - "За верность Отечеству". На обороте: в центре Креста - наградной девиз в обороте медальона (круг) диаметром 15 мм; в верхнем луче - надпись "ОС СНКР", в нижнем луче - №___ Ордена; в его левом луче - главные исторические даты в становлении и развитии кадетского образования и кадетского движения выпускников системы кадетского образования в России; в правом луче Ордена - три строчки: "СВУ, НВМУ, КК".

 

Правила ношения: Кадетский крест "За верность Отечеству" носится на орденской колодке (ширина ленты 24 мм) на левой стороне груди в ряду орденских наград и других крестов перед медалями. При ношении ленты на планке (без Ордена) - ширина ленты (планки) - 24 мм. Знак Ордена ОС СНКР крепится к одежде булавкой, размещенной на оборотной стороне орденской колодки.