Электронное Кадетское письмо

 № 16 Буэнос-Айрес, январь 2006 г.


От холодной войны к войне культур?

 

Когда 15 лет тому назад пала коммунистическая система, возникло много разговоров о двух одновременных дополнительных финалах: идеологии и холодной войны. С тех пор идеологии действительно сильно сдали, по крайней мере, на первый взгляд. Однако существует мнение, что идеологии в действительности никогда не существовали как таковые, сами по себе, а что на самом деле они всегда были лишь инструментами для манипуляций человеческими массами, своего рода магнитом, с помощью которого ориентировались в определенных направлениях человеческие атомы этих масс.

Конец так называемой холодной войны бросался больше в глаза по простой причине резкого исчезновения одного из двух больших противостоящих блоков, из-за необратимого поражения его идеологии и, прежде всего, из-за провала его экономической системы, подчиненной этой идеологии. Хотя в этом случае тоже имеются скептические аналитики, считающие, что не все позиции и не все приготовления холодной войны полностью прекратились. Из чего следует, что эта холодная война не была направлена только лишь против провалившейся идеологии, но также и против страны, которая была использована в качестве ее плацдарма. (Именно в этой стране, в последнее время стали раздаваться голоса, считающие, что провалившаяся идеология на самом деле была лишь инструментом, чтобы подорвать эту страну и в конечном итоге ее расчленить).

Во всяком случае, когда произошел коллапс коммунизма, Френсис Фукуяма, бывший ведущий стратег политического планирования победившего блока, поспешил объявить «конец истории» в одной его ставшей известной журнальной статье. Конец истории выводился именно из исчезновения всех идеологий, кроме той, которая пока что их всех пережила. Однако, немедленно раздалась реплика: «Конец истории еще не наступил, ибо еще произойдет "война цивилизаций"». Как известно, так назвал Самуэль Хантингтон одно свое эссе, в том же журнале по международной политике США, где была опубликована и статья Фукуямы.

Согласно Хантингтону, мир продолжает быть разделенным на несколько враждующих цивилизаций, почти в согласии со старой классификацией Арнольда Тойнби, считавшего, что из 20 цивилизаций, бывших в истории человечества, на сегодняшний день осталось только пять. Затем, во время своего визита в Буэнос-Айрес, Хантингтон включил также и Латинскую Америку в качестве возможного нового члена в свой список этих враждующих цивилизаций глобализованного мира.

Когда произошла катастрофа 11 сентября 2001 года, по всему миру прокатился вопль: война цивилизаций уже стоит перед вратами современного глобализированного мира. Однако сам автор выражения «война цивилизаций» поспешил выразить свое сомнение насчет такого утверждения и даже высказал свое сожаление, что он создал такое выражение.

В связи с этой темой, нельзя пройти мимо недавней инициативы Испании, чтобы создать «альянс цивилизаций». Эта инициатива пользуется поддержкой России и будет разбираться в ООН в 2006 году. Но в связи с этим возникают некоторые предварительные вопросы: Как будут оформлены члены такого альянса, стречь «цивилизации»? Как будет учреждена организация, представляющая Православную христианскую цивилизацию, которая является одной из пяти современных цивилизаций, согласно Тойнби? Будет ли для этого создана Византийская или Православная Лига?

Независимо от всех этих размышлений, сегодня очевидно, что в мире не всё в порядке. Можно почти с уверенностью сказать, что ясно чувствуется общий фон религиозной нетерпимости и несовместимости между отдельными современными культурами (ибо нельзя отрицать, что все культуры обладают своим собственным религиозным ядром).

Как раз в этом пункте возникает драматический вопрос: не были ли предыдущие идеологические войны всего лишь простыми масками для  прикрытия глубокой вражды религиозного характера? Например, конечная фаза большой идеологической войны против коммунизма открыто окрасилась религиозными цветами как на Востоке (в Афганистане), так и на Западе (в Польше). Кроме того, не были ли эти культурные схватки уже наперед провозглашены 70 лет тому назад в труде Арнольда Тойнби «Исследование истории». (Между прочим, он уже тогда был сотрудником того же самого политического журнала США, в котором сегодня пишут Фукуяма и Хантингтон). Тойнби тогда писал, что «Западная цивилизация прижала к стенке все другие современные цивилизации и запутала их в сетях своего экономического и политического превосходства». Если это так, то мир за все это время по сути изменился мало.

Но несмотря на это, за всё это время в мире произошел большой глобальный процесс географического смешения больших человеческих контингентов разных цивилизаций. Например, не так  давно в одной газете в России один православный священник французского происхождения отметил, что сегодня во Франции весьма возможно, что имеется большее количество практикующих мусульман, чем практикующих католиков, кроме почти 200 православных приходов. Подобные смеси существуют также в Англии, в Германии и в других странах. Сам Хантингтон недавно очень тревожился по поводу растущей «мексиканизации» США. Таким образом, если бы произошла война цивилизаций, она имела  бы характер внутренней или гражданской войны. Перед такой ужасной перспективой, единственный выход заключается в возврате к источникам эллинистической, или греко-римской цивилизации, затем расколовшейся на Западную и Православную. В конечном итоге, в возврате к принципам общей терпимости и многокультурной симфонии.

Следует напомнить, что в 2013 году исполнится 1700 лет со дня провозглашения Константином Великим необходимости терпимости, ибо, как он тогда указал, в вопросах веры «каждый должен придерживаться того, что просит его сердце». Однако, сегодня большим затруднением является всеобщее отрицание любой веры и любой религиозной формы в общественной жизни. В рамках такого повсеместно внедряемого атеизма, трудно требовать от верующих людей религиозной терпимости во имя безверия.

В заключение, можно сказать, что подлинные существенные перемены в мире еще должны произойти в будущем, а посему их окончательный курс еще может быть исправлен. Именно в этом и заключается наша надежда. +

 

(Передовица аргентинского историософского журнала «Perspectiva № 3.

 Перевод с испанского, опубликованный в вестнике «Кадетское письмо» № 46, от января 2006 года).

 

 

Тупики в международном положении, в свете теорий двух русских учёных

 

В Канаде недавно закончилась международная конференция о перемене климата Земли. На немецком телевидении был проведен круглый стол по результатам этой конференции. Известный испанский журналист Карлос Сотело, корреспондент ведущей испанской газеты «El Pais», отметил, что, по решению конференции, все страны мира к 1010 году должны снизить выпуск вредных газов в атмосферу на 5 %, по отношению к 1990 году. На это невыполнимо, поскольку США и Китай отказываются от выполнения этих условий. Сотело считает, что этот договор ничего не даст. Однако, даже если и будет снижен выпуск вредных газов в атмосферу на 10 %, через 30-40 лет произойдет катастрофа, ибо человечество ничего не делает, чтобы эту катастрофу предотвратить.

Именно такую «многовекторную» безвыходность и бесперспективность современного мирового положения я и хочу сегодня отметить. Мы знаем, что нужно делать, но мы делаем обратное, и при этом мы (то есть человечество) не можем остановиться. Совсем как лягушка, которая смотрит в глаза удаву и прямо идет к нему в пасть.

Такая бесперспективность сказывается не только в экологии. Есть и другие бесперспективные процессы, которые можно назвать «тупиками», «тупиковыми путями», по-испански «мёртвыми путями», «vias muertаs».

В первую очередь – это загрязнение природы. Потепление морей. Тают ледники. В Швейцарии уже часть ледников растаяла. Некоторые предполагают, что через 50 лет в Швейцарии почти не будет ледников. Это уже катастрофа не только экологическая, но и экономическая. В мире увеличивается сила ураганов и одновременно учащаются наводнения. За прошедшие 100 лет уменьшилась люминесценция Земли на 10 %. Думают, что через 50 или 100 лет все океаны сильно поднимутся. Даже говорят о возможном затоплении многих крупных портов мира.

Во время круглого стола на немецком телевидении говорили также и об истощении природных ресурсов: Мировых запасов нефти якобы осталось всего лишь на 30 лет, а запасов урана всего на 60 лет, при сегодняшней интенсивности пользования атомной энергией для производства электроэнергии.

Следующий тупик – это замедление и затруднение экономического роста. Мы знаем, что Япония в течение более чем десятилетия никак не могла увеличить свой экономический рост. В этом году он увеличится на 1 %, и они этим довольны. Китай вот уже около 10 лет имеет экономический рост около 9 % в год. В Чили, где твердо выдерживается линия, начатая Пиночетом, вот уже 10-15 лет экономический рост достигает 6-7 % в год. А Германия последние 10 лет имеет рост всего в 1-2 % в год, и никак не может его повысить. В Италии ситуация еще хуже, так как процент долгов по отношению к национальному валовому продукту у них 100-110 % (в Германии 65 %), что требует больших расходов по оплате процентов. Некоторые страны не могут изменить эту ситуацию, также и по той причине, что им мешает рост Китая, ибо эти 9 % роста продукции в Китае сбивают повышение продукции в других странах. Китайцы научились делать такую же хорошую обувь и такой же хороший текстиль, как в Италии. В Италии текстильные заводы закрываются, не выдерживая этой конкуренции. Там спад, а в Китае подъем, частично за счёт этого спада.

Сегодня финансы во всем мире представлены сетью бумаг (акций, паёв), которые представляют собой реальные экономические богатства: фабрики, землю, золото. Цены на эти акции на средства производства растут уже 10-15 лет гораздо быстрее, чем инфляция розничных цен (стоимость хлеба, пива, ботинок, проезда на поезде). Если в США инфляция 4 % в год, значит, за 10 лет это 40 %, даже не 40, а 60 %, ибо эти годовые цифры инфляции аккумулируются. Но оказывается, что цены на дома, на квартиры поднялись за это время не на 60 %, а на 200-300 %, а то и на больше. Цены на акции тоже все время поднимаются. Еще 10 лет назад показатель акций США (Down Jones) был около 4.000, а сейчас 10.800. Но ведь эти заводы, которые представлены этими акциями, они сегодня не стоят почти в три раза больше! Это мыльный пузырь, и он в какой-то момент может лопнуть. (Частично это произошло в Японии около 15 лет тому назад).

Кроме того, надвигается кризис социального обеспечения в Европе и США. В США была большая деторождаемость после окончания Второй Мировой войны. Были демобилизованы миллионы военнослужащих армии и флота, и у них в течение двух-трёх лет родилось много детей. Этим детям в 2010-2012 году исполнится 65 лет, и они все выйдут на пенсию. А количество людей, которые работают, уменьшится. То есть будет вносящих деньги меньше, а получающих больше. Это еще одна бесперспективная дорога, которая неизвестно, куда ведет.

Еще бесперспективнее проблемы дефицита в некоторых государствах и их растущие долги. Государства не могут жестко рационализировать свою администрацию. В Германии была проведена в последние годы большая рационализация промышленности, вызванная конкуренцией и другими проблемами. Эта рационализация частично обернулась безработицей. Государство должно было бы принять аналогичные меры, но оно не может позволить себе того, что могут позволить себе частные фирмы.

Еще одна проблема – чисто политическая. Сейчас свобода средств массовой информации – это бутафория. Средства массовой информации – это средства массовой манипуляции. И сама демократия упирается в тупик. Мы говорим: «представительная демократия». То есть народ выбирает каких-то представителей. Но народ не сам их выбирает, ему их подсовывают. Это шулерская игра в карты, когда шулер вас просит выбрать одну карту из колоды, и эту карту он сам вам и сует, и вы ее берете. Точно так же вам подсовывают какого-то «представителя», и вы его «выбираете», даже его не зная, и никак не можете потом отозвать его обратно. Это все бутафория. Это творится во всем мире, не только в Аргентине.

Бесперспективность сегодня наблюдается также и в области нравственности. Это очень хорошо отметил наш великий русский ученый, белый эмигрант, Игорь Сикорский, изобретатель вертолета.. Он говорит в своей книге, что мир идет по тому пути, на котором сатана искушал Христа: "Поклонись мне – и я дам Тебе власть над миром". Получается искушение человечества полной безнравственностью. Нет нравственности, морали, этики. Если нет этики, то и политика не действует хорошо. Уже Аристотель сказал, что политика вытекает из этики. Политика без этики не может существовать. А у нас сейчас политика существует без всякой этики, без всякой морали. В США давно существует течение "нео-маккиавелизма", согласно которому в политике все построено на манипуляциях, на том, как обмануть людей. Но бесконечное время людей обманывать невозможно. У людей возникает полное недоверие ко всему.

Как можно объяснить все эти процессы? Их можно объяснить, только если в них мы сможем угадать какую-то закономерность. В связи с этим, я хочу упомянуть двух русских ученых, которые открыли эту закономерность.

А. Д. Кондратьев родился в 1892 году и был расстрелян коммунистами в 1938 году. Илья Пригожин родился в 1917 году и эмигрировал с родителями из России, когда ему было два года. Жил в Бельгии и умер в 2000 году, лауреат Нобелевской премии.

До них, русский ученый Николай Яковлевич Данилевский утверждал, что человечество за всю свою историю имело 12 культурных типов и что в истории человечества имеются периоды, приблизительно по 100 лет каждый: век Возрождения, век Реформации, век революций. Каждый этот период по 100 лет можно разделить на две половины, по 50 лет каждая. Первая половина – это рост данной тенденции, вторая половина – упадок.

Периоды в экономике были впервые открыты А. Д. Кондратьевым. В 1916 году, еще молодым ученым, Кондратьев был назначен директором института по Статистике России. Восстанавливая статистические данные за несколько века назад, он открыл некоторые закономерности в экономическом развитии, в виде периодических циклов, примерно по 50 лет. Тогда уже было известно, что экономическая жизнь стран идет циклами по 3-6 лет: подъем и затем спад. Кондратьев установил, что, кроме этих коротких циклов по 3-5 лет, и средних циклов по 7-11 лет, есть большие циклы, приблизительно по 50 лет. Он изучил и описал эти большие циклы и хотел издать свой труд в 1922-1923 году в СССР. Однако, советская власть ему не позволила  опубликовать этот труд, поскольку ни Маркс, ни Ленин об этих циклах ничего не знали. Тогда Кондратьев сумел с кем-то переправить свой труд в Германию, и там эта книга была издана по-немецки в 1926 году. Его открытие немцы назвали "Циклы Кондратьева". Всё, что происходит в мировой экономике, сегодня нельзя понять, если не исходить из этих "Циклов Кондратьева". Кондратьева за публикацию этого труда арестовали, а затем расстреляли. Сейчас все ученые-экономисты всего мира ссылаются на Кондратьева и не его труд, согласно которому экономика опирается на всю культурную жизнь страны. Каждая экономическая тенденция имеет свой пробег или цикл. После этого пробега, она отмирает, если не будут, для его продления, сделаны соответствующие инновации.

Если есть какой-то путь, то этот путь со временем неизбежно упрётся в в конец своего «пробега», то есть в тупик, если своевременно и вовремя не будут сделаны необходимые инновации. Это то, что получилось в СССР – крах её экономики, когда были истощены ресурсы, накопленные Царской Россией.  Если же делать вид, то есть фикцию, что вы что-то меняете, но на самом деле ничего не менять, то будет крах, хотя и чуточку позже. Все процессы назревают и в какой-то момент лопаются, если не будут приняты определенные меры. Кондратьев говорит, что это относится не только к экономике, но и ко всей социальной структуре любого общества.

Другой русский ученый, Илья Пригожин, химик, биолог и физик, говорит об "ответвлениях". Он обратил внимание на ту же проблему, что и Кондратьев, но в области биологии и в области истории. В истории и биологии нет детерминизма, как это учит марксизм, нет смены формаций, о которых говорил. Нет, всё идет свободно, но подчинено каким-то законам логики и каким-то закономерностям.

Главная закономерность заключается в том, что, если пошел по неправильному пути, надо сделать исправительное ответвление. Нельзя вернуться и повторять путь снова. Время не подчиняется человеку, ибо время безвозвратно. Главная теория Пригожина: время нельзя вернуть назад и делать снова те же ошибки. Вы должны выбрать другой путь. Вы можете возвратиться к истокам, чтобы от них оттолкнуться, учитывая при этом все ваши предыдущие ошибки. Нельзя настаивать на повторении пройденного пути – это ведет к новому краху. Пригожин доказывает это и в области химии, и в области минералогии, и квантовой физики. Он соединил биологию с математикой. Он развил теорию времени: время поступательно, но безвозвратно. Нельзя вернуться назад ни в жизни, ни в минералогии, ни в истории.

И поэтому две теории, Кондратьева в области экономики и Пригожина в области всей жизни, учат нас тому, что, имея все вышеназванные проблемы, мы можем искать разные методы для разрешения этих проблем. Мы можем закрывать глаза на эти проблемы и заниматься фикцией, делая вид, что мы решаем эти проблемы. Другой путь – путь выеденного яйца: мы, мол, для виду сохраним все, как было прежде, а внутри все будем менять. Сохраним скорлупу марксизма (символику и пр.), а систему внутри изменим. Но еще Иисус Христос сказал, что нельзя наливать новое вино в старые мехи. То же и в истории: если менять содержание, то нужно менять и форму.

Две теории двух великих русских ученых говорят нам: чтобы найти выход из этого безвыходного положения, из этих тупиков, мертвых дорог, мы должны учитывать первоначальные истоки, но не должны забывать все последующие заблуждения. Упорствовать на неправильных путях – это путь к повторной катастрофе. Нужно найти новые пути выхода из тупиков, нужны творческие инновации. Иначе может наступить такой момент, когда придется начинать все сначала, или вообще будет невозможно что-либо начинать.

(Теории этих двух русских учёных более подробно изложены в статье «Периодические циклы в природе, истории и экономике. Теории четырёх русских учёных», в «Кадетской перекличке» № 76. Эта статья была также включена в «Электронное кадетское письмо» № 32.)

 (Выдержки из доклада Председателя Кадетского Объединения в Аргентине, на кадетской встрече 11 декабря 2005 года. «Кадетское письмо» № 46, от января 2006 года.)

 

 

Из наших писем

 

С Рождеством Христовым и Новолетием!

Сердечно поздравляем со светлым праздником Рождества Христова и Новым Годом. Желаем, чтобы долгожданный день в истории человечества  и милости Господа нашего Иисуса Христа, снисшедшего в этот мир ради  нашего спасения, стал днем радости и любви, чтобы в этом году мы достигли  новых духовных высот и отметились праведными делами во славу нашего Создателя, и чтобы Господь отложил кончину дней для обращения заблудших.

Спаси всех Христос!

Игорь Евгеньевич Тетерин,

Главный редактор журнала “Византия” Санкт-Петербург. 

 

Еще два светлых имени русских ученых

Глубокоуважаемый Игорь Николаевич!

С большим интересом прочитал Вашу статью  "Периодические циклы в природе, истории и экономике. Теории четырёх русских учёных"

Мне кажется, что можно было бы добавить еще два светлых имени русских ученых к Вашим четырем.

Лев Гумилев, сын расстрелянного чекистами Николая Гумилева и Анны Ахматовой, известный историк, в своих книгах («Открытие Хазарии», «От Руси до России», «Древняя Русь и Великая степь», «Хун-ну», «Этногенез и биосфера земли», «Этносфера», «География этноса в исторический период») рассматривает идеи цикличности этносов, зарождения, периода максимальной активности (пассионарности), зрелости и старения. Его идеи близки идеям Данилевского.  

Второй русский ученый - Александр Леонидович Чижевский, исследовавший влияние солнечной активности и магнитных бурь на биосферу и историю Земли. На многочисленных примерах он доказал существование такого влияния, в частности 11-летней и вековой цикличности солнечной активности. Его книги «Физические факторы исторического процесса», "Земля в объятиях Солнца" и др. Могу авторитетно заявить, как специалист по солнечно-земной физике, что идеи Чижевского получили всемирное признание (в частности, он выдвигался на Нобелевскую премию) и активно развиваются в наше время.

Нет ничего удивительного в том, что оба эти выдающиеся русские ученые провели долгие годы  в сталинских лагерях, удивительно, что оба выжили и вышли на свободу после смерти "отца народов".

С уважением
Леонид Лазутин,

Профессор МГУ.

 

Кадетский обзор

 

XIX Кадетский Съезд

От Белградского Кадетского Объединения была получена информация о намечающемся проведении очередного 19 Кадетского Съезда в Белграде в конце июня 2006 года. Согласно полученной информации, участники Съезда будут размещены в гостиницах города, а сам Съезд будет проходить в помещениях Русского Дома. Перед началом Съезда будет отслужен благодарственный молебен и лития у могилы главнокомандующего Русской Армии генерала П. Н. Врангеля.

 

Кадетский праздник в Нью-Йорке

В субботу 3 декабря 2005 года, при значительном стечении гостей, кадеты Нью-Йорка отметили в зале Отрады свой Корпусной праздник, который был перенесен с 6 декабря. Среди них присутствовали по порядку выпусков: И. Агатов, В. Мантулин, С. Муравьев, Д. Горбенко, П. Жарков, М. Миро и Ю. Шидловский.

После молебна, который отслужил о. Григорий Котляров, председатель Объединения Муравьев призвал кадет, в честь недавно перезахороненного генерала Деникина, пропеть Песнь Дворянского полка, которая не была исполнена 3 октября сего года, во время захоронения главнокомандующего в Москве. Взвод кадет, при поддержке голосистых гостей, дружно пропел всю программу.

Во время банкета, после тостов за Россию, состоялся розыгрыш лотереи, призы которой пришлись на некоторых из присутствовавших. В течение всего торжества продолжался просмотр фотографий перезахоронения ген. Деникина, из коллекций Галицына и Мантулина.

В заключение банкета собравшимся был предложен роскошный торт, украшенный кадетскими эмблемами – праздничный подарок от Татьяны Сперанской и ее дочери Лизы.

За обеденным столом велись обсуждения кадетских проблем, включая предполагаемый Съезд в Югославии. Тогда же были выражены пожелания хозяевам банкетного зала, чтобы в нем был установлен широкоэкранный телевизор для просмотра кадетских и общероссийских программ на кассетах.

 В. М.

 

Праздник Св. Георгия Победоносца

В воскресенье 11 декабря 2005 Кадетское Объединение в Аргентине отметило традиционный русский общевоинский праздник и праздник георгиевских кавалеров, приходящийся на день Святого Георгия Победоносца, 9 декабря по новому стилю. Одновременно были отмечены праздники Святого Александра Невского и Николая Чудотворца. После Литургии в храме Святого Сергия Радонежского, митрофорный протоиерей о. Владимир Шленев отслужил молебен Святым Георгию Победоносцу, Николаю Чудотворцу, небесному покровителю Донского Кадетского Корпуса, и Александру Невскому, небесному покровителю Первого Русского Кадетского Корпуса, с традиционным поминовением русских христолюбивых воинов. Затем в столовом зале Епархиальной Школы РПЦЗ было сервировано постное  угощение, после чего председатель Объединения прочел доклад, выдержки из которого публикуются в этом номере.

 

Флоридское Кадетское Объединение

6 декабря 2005 года, в день корпусного праздника ПРВККККК, состоялось очередное собрание членов Объединения кадет российских кадетских корпусов во Флориде.

В  числе обсуждаемых вопросов была одобрена помощь воспитателям и преподавателям Кубанского имени атамана Бабича Кадетского корпуса на приобретение военной формы. Также было принято к сведению сообщение о новой литературе о великом русском мыслителе И. А. Ильине, в том числе и об изданной о нем Н. С. Михалковым книге.

Затем доктор Н. Трегубов показал фильм режиссера Н. С. Михалкова о Версальском Кадетском корпусе.

После оживленного обмена мнениями, председатель Объединения П. А. Карасик пригласил всех присутствующих отведать приготовленные дамами закуски и сладости.

 

Кадетская встреча в Вашингтоне

В воскресенье 11 декабря, после молебна, состоялся торжественный кадетский обед Вашингтонского отдела Нью-Йоркского Кадетского Объединения. Во время обеда выступил Г. А. Денисенко, который отметил поздравления, полученные из других мест кадетского рассеяния. Во  время обеда также были затронуты  некоторые актуальные вопросы, стоящие перед зарубежными кадетскими Объединениями, в частности предложение Белградского Объединения организовать 19 Кадетский Съезд в июне 2006 года в  Белграде.

 

Заветы кадетского воспитателя:

 

Тысячелетний путь России

 

Многие говорят о путях молодежи. Говорят люди, по возрасту не подходящие к молодежи, не зная ее настроений…

Молодежь в своем громадном подавляющем большинстве настроена монархически. Ей не надо слов – у нее есть налицо факты: тысячу лет строилась Россия, тысячу лет выковывались ее могучие устои, тысячу лет она неизменно шла к славе и могуществу, под скипетром своих Государей, и как только власть была отнята от Помазанника Божия, – Россия рухнула. И, таким образом, Россия и Царская власть для молодежи одно неразрывное целое, и смотря так, молодежь стоит не на партийной платформе, а на государственной национально-русской.

Молодежь верит тем идеалам, которые веками возносили Россию к благоденствию. И сильна была наша Родина. Но вот кто-то пришел, кто-то всё разрушил… И для того, чтобы вернуть себе Родину, молодежь, оказывается, должна перестать верить в то, чему верил тысячу лет русский народ.

Молодежь в массе этот ход слева не примет. Она прозрела…

Молодежь идет по пути, который начали прокладывать ценой своей жизни ее старшие братья, отцы и деды. И она закончит этот путь, и когда она закончит его, то за ней останется решающее слово, и она скажет:

«Довольно было крови, мы хотим отдохнуть, но не под властью тех, кто залил Россию кровью, – под властью Богом помазанного Царя».

И твердо верится, что молодежь вынесет Родину на своих плечах в ее исконное русло и сумеет дальше проложить путь к ее неувядаемой славе, – путь России и ее Царя…

Полковник Н. А. Чудинов. Белая Церковь (Сербия), январь 1925 г.  

 (Полковник Николай Александрович Чудинов родился в г. Сухуме 1 марта 1871 года. Был воспитателем в Тифлисском, Владикавказском, Крымском и Первом Русском Великого Князя Константина Константиновича Кадетских Корпусах. Скончался 27 октября 1942 года в Эмиграции, в Югославии. Настоящий завет русской молодёжи полковника Н. А. Чудинова публикуется впервые, по авторской записи в его личной тетрадке.)