Электронное Кадетское письмо

№43, апрель 2007 г.


Не в силе Бог, а в правде!

 

Кадетский Президиум установил девизом XIX Кадетского Съезда известное изречение Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде!».

Так гласило первое изречение на арках храмового свода в Первом Русском Великого Князя Константина Константиновича кадетском корпусе, в Белой Церкви, в Югославии.

Каждая исторически значительная страна отличается от других стран не только своей территорией, населением и собственным суверенным правительством, но также и своими отличительными духовными, культурными и бытовыми характеристиками. Именно в этом заключается подлинный «плюрализм», в хорошем понимании этого слова. Да и сама демократия, склонением каковой на все лады сегодня прикрываются многие пороки, абсолютно немыслима без реальной возможности для всех стран свободно выбирать себе свой собственный исторический профиль.

Этот исторический профиль формулируется во всех странах главным образом их выдающимися историческими лидерами. Одним из основных признаков такого «лидерства» является несомненное, очевидное и практически единодушное соборное согласие ряда поколений данного народа в безоговорочном признании своих определённых великих людей такими выразителями общей народной исторической воли. Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что такое соборное согласие является высшей формой «консенсуса», «консенсуса» устойчивого, выходящего за рамки сиюминутных высказываний во время демографических опросов и простирающегося на многие поколения народа. Значит, это не партийный, а общенародный консенсус. Например, никто в США не сомневается в таком лидерстве Вашингтона, Джефферсона, Мэдисона и Линкольна. Их высказывания и определения являются важной составной частью мировоззрения этой страны.

Национальное и государственное мировоззрение России тоже формулировалось и определялось, в течение более чем тысячи лет, её великими людьми и вождями: Святым Владимиром, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, Святым Александром Невским, Святым Дмитрием Донским, Святым Сергием Радонежским. Уже в современную эпоху этот список наших исторических национальных лидеров можно дополнить такими именами, как генералиссимус князь А. В. Суворов, Святой Феодор Ушаков, адмирал П. С. Нахимов, Великий Князь Константин Константинович, и так далее. Нельзя также забывать и наших многочисленных великих деятелей русской культуры и русской науки, несметно обогативших своим творчеством мировую цивилизацию. Например, сегодняшняя наука немыслима без путеводных достижений таких великих русских гениев, как Ломоносова, Лобачевского, Циолковского и Менделеева. Также и в мировых литературе, музыке и в остальных отраслях искусства Россия имеет своих не менее достойных и не менее выдающихся представителей. Причём весьма знаменательно, что все они творили в общих рамках нашей великой русской культуры, в согласии с нашим русским мировоззрением.

Святой Александр Невский занимает ключевую позицию в русской истории и в русском мировоззрении. Хронологически его жизнь проходила не только на стыке двух великих периодов русской истории, когда заканчивалась её славная Новгородско-Киевская эпоха, длившаяся ровно четыре века (от основания Русского Государства в Новгороде в 862 году до смерти самого Святого Александра Невского, Великого Князя Киевского, в 1263 году). Именно от него, через его сына Даниила, первого Князя Московского, началась та ветвь русских государей, которая снова воссоединила всю Русь, после её тогдашнего первого расчленения. Кроме того, Святой Александр Невский оставил России навсегда свое духовно-политическое завещание, в основном состоящее из двух заветов, бывших для неё фундаментальными с самого начала Русского Государства: сохранение Россией своей самобытности и своей правды.

При Святом Александре Невском самобытность наша оказалась одновременно подверженной двум смертельным опасностям, с Востока и с Запада. Как видно, именно тогда, уже при Святом Александре Невском, наступила для нас та же самая геополитическая современность, которая продолжает угрожать нам и сегодня. Так что тогдашняя удачная политика этого нашего великого государственного деятеля является в этом отношении для нас и сегодня направляющей. Особенно это касается его категорического отказа от нашего духовного самоубийства перед Западом, с ошибочной надеждой обеспечить себе этим лучшие позиции перед Востоком.

Идея русской правды присутствовала неизменно в Русском Государстве с самого его основания. Сегодня, в русском языке понятие «правды» зачастую приравнивается к понятию «истины». Однако, это понятие истины, в свою очередь, тесно связано с понятиями права и закона. Например, греческий термин «dikaiosúne», соответствующий латинскому «justitia», в четвертой евангельской заповеди блаженства переводится как «правда». (Это слово встречается в Новом Завете более восьмидесяти раз).

Поэтому «русская правда» – это скорее «русское право», чем «русская истина», что и подтверждается названием первого русского Свода законов, составленного Великим Князем Киевским Ярославом Мудрым в XI веке. В свою очередь, латинские слова veritas, verus и немецкое слово Wahrheit, обозначающие «истину», этимологически родственны русскому слову «вера», что указывает на тесную смысловую связь между этими понятиями.

Если принять во внимание, что в ветхозаветном и в христианском пониманиях право, в конечном итоге, восходит к Закону, данному Богом, то в обоих этих понятиях «истины» и «права» мы находим объективную и даже абсолютную основу. Абсолютный характер правды подтверждается в русском языке в области музыки выражением «не врите», в смысле: «вы взяли неправильную ноту». В данном случае, истина одна, так как в музыке правильную ноту можно точно определить и выразить точным числом колебаний звука. Таким образом, «правильная нота» одна, абсолютна, то есть не относительна. Только отклонения от этой одной определенной частоты (т. е. «враньё») могут быть множественными (плюралистичными) и относительными по отношению к ней.

Таким образом, изречение Святого Александра Невского «не в силе Бог, а в правде!» имеет не только политический, но и гораздо более глубокий историософский и философский смысл.

Хронологически – первое упоминание о праве в нашей истории находится в описании самого учреждения нашего Государства. Летопись отмечает под 862 годом первое учредительное суверенное решение нашего народа: «Реша сами в себе: поищем себе князя, иже бы володел нами и судил по праву».

В то же самое время соседние викинги утверждали: «Мы не признаем другого права, кроме права меча, у нас нет иной цели, кроме умерщвления врагов и грабежа». Им отвечал первый русский новгородский епископ Лука: «Имейте любовь ко всякому человеку… Люби правду и за правду, за Божий закон, будь готов умереть».

(При епископе Луке строилась новгородская Святая София, как завершение трёхсегментной духовно-геополитической оси Константинополя, Киева и Новгорода, с одноименными храмами, посвященными Премудрости Божией).

Наш народ всегда сознавал жизненную необходимость правды и права. Это сознание проходит красной нитью через всю нашу историю и связывает собой легитимную власть с народом. Именно отсутствие этого нашего высшего принципа у временщиков, самозванцев и воров всегда обличало их власть как нелегитимную.

Уже киевляне говорили князю Игорю: «Аще кому будет из нас обида, то ты прави». Его правнук, Великий Князь Киевский Ярослав Мудрый, составляет «Русскую правду», первый Свод русских законов. Летописец видит высший беспорядок в том, что во время болезни сына Ярослава Мудрого, Князя Всеволода, «людям не доходити княжей правды». Сын Всеволода, Великий Князь Владимир Мономах, в своем Завещании указывает своим детям-воинам: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю... Всего же более, убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не позволяйте сильным погубить человека… Ни невинного, ни преступного не убивайте ни велите убивать; хотя и будет достоин смерти, не губите никакой христианской души». Летописец говорит про Владимира Мономаха: «Милостив же бяше паче меры, поминая слово Господне»

Легитимный носитель Верховной Власти в России должен быть Удерживающим от беззакония, «устрояющим словеса на суде, хранящим истину в веки, творящим суд и правду по среде земли», как говорит митрополит Никифор в своем послании Владимиру Мономаху.

Легитимность власти оправдывается, во-первых, её не узурпаторским (сиречь не революционным) происхождением (при своей смерти, отец Владимира Мономаха, Князь Всеволод, говорит сыну: «Аще ты подасть Бог прияти власть стола моего, по братьи своей, с правдою, а не с насильем») и, во-вторых, своим полным подчинением тем целям, которые весь русский народ соборне считает для себя высшими. Всё это и было резюмировано Святым Александром Невским семью словами: «Не в силе Бог, а в правде!».

Однако, сегодня этот наш девиз приобретает еще одну весьма важную, доселе мало замечавшуюся проекцию. Ведь это сегодня, как и тогда, как и всегда, подлинная альтернатива по отношению к другой, выше отмеченной программе, выраженной словами: «Мы не признаем другого права, кроме права меча!».

Согласно этому нашему девизу, только право и правда являются подлинной альтернативой для меча. Вернее, меч вообще только и допустим и оправдан, если он служит инструментом права.

Сегодня весь мир жадно жаждет такой альтернативы права и правды. Другой альтернативы у мира нет, тем более после позорного провала всех космополитических идеологий, пытавшихся подменить своими мифами коренные нравственные принципы человечества, в том числе и права.

Весь мир сегодня знает, иногда подспудно, а зачастую и сознательно, что только Россия, если она вернётся на свой собственный правильный путь, может быть глобальным катализатором такой альтернативы правды, истины, права и справедливости. «Якоже чада света ходите: плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине». (Еф. 5, 8-9).

Кроме того, именно сегодня одновременное требование истины и справедливости стало особенно актуальным после систематических злодеяний разных человеконенавистнических диктатур ХХ века. В Латинской Америке все левые течения, включая даже и коммунистов, давно выдвинули требование: «Verdad y Justicia» (истина и справедливость). Ведь, после многих злодеяний, сегодня уже невозможно судить всех виновных, но необходимо хотя бы, чтобы истина об этих злодеяниях была недвусмысленно установлена.

В этом заключается минимальная справедливость, от которой никто не имеет права отрекаться.

 Сегодня часто подымается и вопрос о необходимости объединений, в том числе кадет и суворовцев. Однако, подлинное объединение, как и подлинная свобода, возможны только лишь в истине и правде, или, как говорят по-испански сегодня в Латинской Америке: «en verdad y justicia». «И познаете истину, и истина сделает вас свободными». (От Иоанна, 8, 32). Объединение требует также и устранения разъединяющей символики, ибо оно возможно только лишь под символикой наших общих предков. 

   В рамках именно таких всеобщих надежд на конечное торжество истины и правды, и с целью их подтверждения, немногие еще живые русские зарубежные кадеты и выдвинули сегодня снова этот наш общий старый непобедимый русский девиз:

Не в силе Бог, а в правде!

 

(Передовица журнала «Кадетская перекличка» № 78, который должен выйти из печати в мае 2007 г.).