Электронное Кадетское письмо

№ 56. Буэнос-Айрес, июль 2008 г.

 

Лицом к России

 

XX Кадетский Съезд русских зарубежных кадет

 

В начале сентября сего 2008 года, в Вашингтоне, столице США, должен состояться XX Кадетский Съезд русских зарубежных кадет.

Как известно, Первый Кадетский Съезд в Русском Зарубежье состоялся в 1967 году, в Монреале, в Канаде. Значит, история кадетских съездов в Русском Зарубежье уже превышает сорокалетний период. Правда, из этих двадцати съездов, два съезда происходили не в Зарубежье, а в России: XVI Кадетский Съезд в Санкт-Петербурге и Москве, в 1998 году, и XIX Кадетский Съезд в 2007 году, в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.

Можно утверждать, с социологической точки зрения, что этими кадетскими съездами руководило три поколения русских кадет. В первом поколении, среди руководителей, еще были ветераны Первой мировой войны и Гражданской войны, во втором поколении окончательно преобладали ветераны первых (самых трудных) годов эмиграции вообще, и существования кадетских корпусов в Эмиграции, в частности. Это были, в первую очередь, славные «крымцы», кадеты, основанного еще в Крыму генералом Врангелем, Крымского Кадетского корпуса. И, наконец, сегодня уже приходится вести тяжелую, иногда уже непосильную работу организации съездов «молодому» поколению кадет Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича Кадетского Корпуса. Это третье молодое поколение уже достигло восьмидесятилетнего возраста. Во всяком случае, это уже последнее поколение, ибо дальше уже никаких зарубежных поколений русских кадет больше нет. 

На первый взгляд эта последняя констатация звучит как-то грустно, и даже трагично. Однако, это отнюдь не так. Ибо конец зарубежных поколений русских кадет автоматически обозначает также и начало возрождения России как таковой, и русских кадетских корпусов в самой России.

Несмотря на разные поколения кадет, устраивавших в течение последних сорока лет кадетские съезды, все они как один смотрели в одну сторону, и шли к одной цели. Все русские кадеты всегда стояли лицом к России, как сказал на 12-ом Кадетском Съезде, в Сан-Франциско в 1990 году, тогдашний председатель Вашингтонского отдела Нью-Йоркского Кадетского Объединения Алексей Боголюбов.

Настоящий 20-ый Кадетский Съезд посвящен памяти Великого Князя Константина Константиновича. В данном случае нет необходимости перечислять все титулы, должности и заслуги этого выдающегося человека России, которого все кадеты называют своим отцом. Однако, можно отметить одну его характеристику, которую кадеты подчеркнули во время визита в его дворец в Стрельне, во время 16-го Съезда, в 1998 году: Великий князь Константин Константинович, прежде всего, отец святых новомучеников, погибших 90 лет тому назад в Алапаевске.

Россию всегда олицетворяли её герои и святые. В Первое Смутное время Россию олицетворяли Патриарх Гермоген, Минин и князь Пожарский, а не интервенты, самозванцы и воры. Так и в наше время, Россию олицетворяют такие личности как Великий Князь Константин Константинович и многие другие великие русские люди.

XX Кадетский Съезд русских зарубежных кадет верно продолжит традицию всех кадетских съездов: стоять лицом к России и к ее великим людям.

 («Кадетская Перекличка» № 79)

 

 

Роль и проблемы воспитания и образования

 

В последнее время, при неудержимом продвижении так называемой «глобализации», каждый раз все больше и больше говорится о необходимости улучшить народное просвещение и систему воспитания в тех странах, которые хотят обеспечить свое будущее. В Германии, Министерство культуры и образования неофициально иногда именуется как «Министерство будущего».

Также интересно отметить, что в данное время о воспитании и образовании говорят не только педагоги и так называемые «культурологи», но также и экономисты. Дело в том, что правильное экономическое развитие, без соответствующей поддержки через образование населения, очень быстро от этого страдает.

На эту тему существует много современных примеров, как положительных, так и отрицательных. Например, ускорение экономического развития Индии тесно связано с планированием, а затем и созданием центров обучения высшего уровня, связанных с информатикой. Одновременно, в Германии сегодня можно наблюдать примеры обратного характера, которые подтверждают вышесказанное. Недостаточное количество учебных центров информатики заставляет немецкое руководство, вот уже несколько лет, анализировать разные альтернативы разрешений на въезд в страну иностранных специалистов по компьютерной технологии. Во всей Германии продолжает существовать значительное количество безработных, но одновременно, особенно в некоторых городах, существует также значительное количество свободных мест для специалистов по информатике, которые не могут быть заняты в виду того, что имеющиеся безработные не обладают достаточной специфической подготовкой.

Вообще, современная экономическая теория считает необходимым делать большие капиталовложения в образование и в научные исследования. Например, один представитель Организации Американских Государств недавно официально заявил, что будущее стран Латинской Америки зависит в первую очередь от улучшения образования их населения.

Если мы пожелаем взглянуть на эту проблему в исторической перспективе, без необходимости полностью подчиняться диктатуре сиюминутных необходимостей, мы не сможем обойти существенную роль воспитания и образования во всех цивилизациях и культурах. Даже можно сказать, что без воспитания и образования сама по себе цивилизация невозможна. 

В древнем Египте существовала система всеобщего народного просвещения, главным образом в области наук и технологий связанных со строительством и земледелием. В этом отношении особенно выделялось обучение арифметике и геометрии. Об этом мы имеем свидетельство самого Платона в его труде «Законы», в котором он указывает, что каждый египетский ребенок хорошо знаком с арифметическими, геометрическими и астрономическими познаниями. Платон указывает, что эти математические и астрономические познания «помогают ученикам в освоении знаний о построениях, походах и кампаниях войск, а также и в администрации хозяйств, и вообще, делают людей более полезными, более живыми». (819 с). Кроме того, в Древнем Египте существовали школы и центры обучения медицине, и даже разведению и культивированию животных, не говоря уже о технических школах ювелирных и оружейных дел. В свою очередь, В. О. Ключевский отмечает, что в древнем Египте, по-видимому, также уделялось значительное внимание изучению государствоведения, ибо многие крупные государственные деятели, законодатели и политические мыслители древнего мира частично получили свое образование в Египте: Моисей, Ликург, Солон, Геродот и Пифагор.

В Древнем Китае, несомненно, тоже существовали школы, причем, не только гуманитарно-философского и юридического профилей, как, например, школа Конфуция, но также математические, медицинские и технические школы. Открытие в Китае, до аналогичных открытий в Западной Европе, пороха, компаса, способов сообщения с помощью системы зеркал и т. д., говорит об этом. Не так давно было открыто существование в Китае, в Средние Века, колоссального морского флота, состоявшего из кораблей дальнего плавания, по своим размерам во много превышавших современные им западно-европейские корабли. Лишь какие-то внутренние идеологические соображения привели тогда к решению сократить этот флот до прибережных размеров. Можно добавить, что именно учение Конфуция, широко внедряемое в течение веков в сознание и подсознание китайского народа, помогло Китаю пережить коммунистический бред социалистического хозяйствования. (Не говоря о положительном влиянии конфуцианства в Японии, Южной Корее и в других дальневосточных странах.) Сегодня, даже китайская промышленность, копирующая иностранные изделия всех видов, от электронных до текстильных продуктов, имеет путеводительной нормой изречение Конфуция  «Подражай мастеру, чтобы стать мастером».

Однако, Китай нам также дает отрицательный пример того, чего не рекомендуется делать в области воспитания и образования. Школа мандаринов, несомненно, поставляла Китаю нужную государству элиту, но, придя в соприкосновение с западно-европейскими науками, принесенными в Китай иезуитами в 16 и 17-ом веках, эта элита в конечном итоге отказалась воспользоваться должным образом этими контактами. В Древней Греции культивировались научные контакты не только с Египтом, но и с цивилизацией Мессопотамии. Когда Александр Великий завоевал Вавилон, вавилонские астрономы вошли в тесное сотрудничество с греческими учёными. Дело в том, что человеческие общества тоже подвержены общему биологическому закону, гласящему, что выживание зависит от умения приспособляться к меняющейся окружающей обстановке, без потери собственной сущности.          

О роли и значении образования и воспитания в древней Греции было много написано. Аристотель посвящает этой теме восьмую главу своего труда «Политика». Также и Платон уделяет этому вопросу исключительное значение в своем труде «Законы». Платон отводит первенствующую роль начальнику (министру) воспитания в правительстве его идеального государства. В Афинах существовало несколько средних школ (гимназий), в которых все дети свободных граждан, в возрасте от 10 до 17 лет, должны были пройти целостный курс религиозного, нравственного, интеллектуального, артистического, атлетического и военного воспитания. От этих гимназий афинской демократии ведут свое присхождение и современные кадетские корпуса. Рядом с одной из них, называвшейся «ликийской» (оттуда «лицей»), Платон основал свою высшую школу философии, названную Академией, ибо сад, в котором она расположилась, принадлежал другу Платона Академу.     

По-видимому, начало педагогическим наукам в Италии положили этруски. Римское название военного обучения обозначалось этрусским словом «тиросиниум». В королевском указе Людовика XIV о создании кадетских рот во Франции это слово снова фигурирует. По-видимому, у этрусков в центральной Италии были жреческие школы самых разных профилей, в первую очередь школы замледелия и искусственного орошения, в каковых технологиях этруски были особенно сильны. Также у них были школы, в которых изучались астрономия, метеорология, зоология, ботаника и орнитология. Возможно, что известная римская жреческая коллегия понтификов (буквально, строителей мостов), была как-то связана с этрусскими школами инженеров-строителей путей. В данном случае, необходимо констатировать очевидный факт тесной связи образования с прикладной технологией, от которой зависела не только цивилизация, но и сама жизнь этих древних народов.

В западной Европе, в средние века, вся эта система народного просвещения и образования почти полностью рухнула под ударом разных варварских нашествий. Лишь в западно-европейских монастырях кое-как частично сохранялась гуманитарная часть древней культуры. Однако, в восточной Римской империи, т. е. в Византии, система образования и просвещения древнего мира не только полностью сохранилась без разрыва, но, кроме того, была в значительной мере систематизирована в рамках общей византийской тенденции к систематизации.

Эту педагогическую систему Византии очень вкратце можно резюмировать следующим образом: Первый низший (обязательный) уровень народного просвещения состоял из системы начальных школ, которые существовали практически во всех городах и деревнях. Этот уровень давал всему населению необходимые элементарные знания, чтобы читать и писать, а также и решать простые арифметические задачи. На втором уровне стояли средние школы, находившиеся в провинциальных столицах. И, наконец, на третьем уровне находился университет в Константинополе, основанный еще в 425 году императором Феодосием Вторым. В соответствующем императорском эдикте от этого года устанавливалось число тридцати одного профессора, которые должны были обучать студентов грамматике, реторике, праву, философии, математике, астрономии и медицине. (Богословие не преподавалось в университете, а в специальных церковных школах.) Кандидаты на должности профессоров должны были сдать экзамен перед сенатом. Профессора получали очень крупное жалование и шёлковую одежду, дабы публично проявлять свой высокий ранг. Этот университет был реформирован в 1045 году императором Константином Мономахом, дедом киевского великого князя Владимира Мономаха и прадедом основателя Москвы Юрия Долгорукого. Как видно из вышеуказанного перечня главных предметов университетского обучения в Византии, среди них, как будто, нет технологических дисциплин. Однако, научные открытия, в том числе и так называемого «греческого огня», а также высокий уровень строительных искусств и технология производства шёлковых изделий, говорят о наличии технических школ в Византии, каковые, возможно, были частично засекречены.

Можно было бы указать на еще другие примеры важности образования в человеческих обществах. Однако, при этом, нельзя упускать из виду, что в современных обществах существует еще одна дополнительная социологическая необходимость общественного воспитания, более срочная и более глубокая, чем в вышеуказанных примерах. Дело в том, что во всей истории человечества и во всех странах, воспитание и образование опирались на два основных столба: семья и школа. Точнее будет сказать, что семья была первым звеном системы воспитания. Об этом говорит конкретно Платон, когда указывает в «Законах», что матери и няни воспитывают детей и дают им основное образование в течение первых десяти лет их жизни. Но, даже и после достижения этого возраста, ученик получал педагогическую поддержку в своей семье в течение его последующей учебы в школе. Так было еще в начале ХХ века.

Однако, в настоящее время, семья, в своём качестве основной ячейки общества, оказалась подверженной глубоким мутациям, и даже была объявлена ненужной, а некоторыми уже и не существующей (как об этом писал Фрэнсис Фукуяма), ибо женщина оказалась принужденной работать вне семьи. Таким образом, возникла очень серьёзная и опасная дилемма: с одной стороны, всё больше и больше раздаются голоса, требующие улучшения воспитания и образования, а, с другой стороны, один из двух столбов (семья), на которых это воспитание держалось, оказался подточеным и даже подрезанным.

Одновременно с ликвидацией семьи, как одного из основных педагогических элементов, возникло чрезмерное влияние на воспитывающуюся молодёжь разлагающих тенденций в обществе, главным образом через современные технологические средства массовой информации и дезинформации. Опять же Платон, уже 24 века тому назад, указывал на возможность растлевающего влияния некоторых поэтов и писателей на молодёжь. Более того, сама афинская демократия, первая демократия в истории человечества, уже тогда, во времена Платона, предвидела смертельную опасность для демократии через растление религиозных и нравственных чувств молодёжи. Чтобы предотвратить эту опасность для афинской демократии, за такое растление молодёжи была предвидена, ни более ни менее, как смертная казнь. Враги философа Сократа, желая его погубить, лживо его обвинили именно в таком растлении молодёжи.

Сегодня существует только лишь один практический способ как-то преодолеть в области воспитания эти две напасти современной цивилизации: разрушение семьи и растление молодёжи. А именно, в закрытых учебных заведениях, типа кадетских корпусов, молодёжь может быть предохранена от этих двух великих бедствий современной цивилизации.

Однако, педагогическая наука требует, чтобы воспитание в таких закрытых учебных заведениях происходило в соответствующем возрасте. До Катастрофы, кадетские корпуса в России имели семилетнюю программу. Таким образом, кадеты начинали получать соответствующее воспитание в десятилетнем или одиннадцатилетнем возрасте. С точки зрения педагогики, именно в таком возрасте, лишь только выйдя из под опеки матери, нужно начинать воспитательную работу. Кроме того, современная наука установила, что обучение иностранным языкам надо начинать до половой зрелости, чтобы развить существующий только до этого возраста специальный языковой центр в мозгу для не материнских языков. Посему, в России необходимо попытаться как-то вернуться, или, по крайней мере, приблизиться к такому начальному возрасту не только в кадетских корпусах, но и в суворовских училищах. По крайней мере, необходимо вернуться к первоначальному пятилетнему сроку обучения в суворовских училищах.

Как известно, в царской России, кроме простых кадетских корпусов, еще существовал Пажеский корпус, а также и Царскосельский лицей. Это были  элитные учебные заведения. Пажеский корпус поставлял офицеров для гвардии, а Царскосельский лицей поставлял элиту для руководящих постов как в гражданской, так и в военной области. Эти учебные заведения необходимо спешно восстановить, может быть, немного в иной форме. Например, можно было бы создать «гвардейское суворовское военное училище», первый класс которого начинался бы, скажем, на два года позже первого класса суворовских училищ, и в которое можно было бы откомандировывать особенно выдающихся учеников из суворовских училищ и кадетских корпусов. Это гвардейское суворовское училище даже могло бы иметь специальные офицерские классы, как и Пажеский корпус, закончив которые их ученики выпускались бы уже офицерами. Однако, такое учебное заведение могло бы быть организовано и без таких специальных классов. Но, во всяком случае, было бы необходимо изучить возможность включения в его курс учения некоторые дополнительные предметы, для повышения квалификации их учеников и для расширения их кругозора. (Например: основы социологии и государствоведения, основы частной и гоударственной администрации и бухгалтерии, основы правоведения, основы экономики, секреты международной политики и т. д.)

Восстановление Царскосельского лицея могло бы следовать уже существующему у нас опыту в этой области. Однако необходимо учесть и современный международный опыт в области высшей педагогики. Например, во Франции, во времена Де Голля, была создана высшая Национальная Школа Администрации, а также специальные курсы судебной практики для кандидатов в судьи. Кроме того, необходимо пересмотреть программу и методологию обучения иностранным языкам. В царской России практически вся руская интеллигенция говорила хорошо и свободно на одном или двух иностранных языках. Сегодня необходимо, чтобы будущая ителлигенция России вернулась к этим обычным раньше для России стандартам.

Однако, самым главным аспектом такого элитного воспитания и обучения должно быть изучение современных экономических и политических технологий, которые на Западе в основном засекречены. Но, несмотря на это, все же можно довольно ясно определить контуры этих технологий, без познания каковых никакая подлинная политика национальной обороны немыслима.

Россия, как одна из ведущих стран в мире, никак не может обойтись без  надлежащей педагогической подготовки своей будущей элиты. Без своей собственной элиты, воспитанной в русском традиционном духе, но во всеоружии всех современныхъ наук и технологий, Россия не сможет быть суверенной страной, а вследствие этого со временем потеряет свою историческую самобытность. +

А. Н. Васильев

(«Кадетская Перекличка» № 79)

 

 

18 мая 2008 года. Кадеты Омкого КК на параде.

19 мая 2008 года. Начальник КК В.Басаев и В.Мантулин во время беседы с кадетамию

 

195-летие Омского Кадетского Корпуса

 

Мечта Флоридскoго Объединения кадет посетить Омск во время торжеств 195-ой годовщины Омскoго Кадетскoго Корпуса сбылась, приглашение от губернатора области было получено, однако в виду преклоннoго возраста, большинство членов не смогли поехать, и выбор пал на нас с председателем Объединения, Павлом Александровичем Карасиком, с которым нам пришлось несколько раз съездить в Нью-Йорк, чтобы в тамошнем Российском консульстве уладить все визовые формальности до отъезда 13 мая.

Путь до Омска нешуточный  -  10.000 километров с пересадкой в Москве. Правда, начальник корпуса выслал нам навстречу своего заместителя, полковника Чумаченко А. Н., а Содружество суворовцев направило полковника Ю. В. Лавринца. Они устроили нам отель на аэропорте (двигаться в Москве невозможно  -  сплошные  “пробки”), накормили нас, переправили на другое Шереметьево и усадили в Туполев домашнего рейса. Очевидно, из сочувствия к усталым соотечественникам, туполевскиe стюардессы были необычайно заботливы и даже ласковы, предлагая нам сверх пищевой нормы еще и “коньячку”. Мы, конечно, в долгу не остались.

Рано утром в четверг, 15 мая, мы приземлились в Омске, где нас встретил наш  будущий проводник, полковник Владимир Юрьевич Косенков, он же и заместитель начальника по воспитательной части. Сразу же нас поразила сибирская теплынь с сухим (в отичие от Флориды) континентальным климатом, и потому все плащи на меховой подкладке – настояние жен, оказались ненужной обузой. Гостиничный комплекс правительства Омской области оказался роскошным особняком, оборудованным по последнему слову водопроводной техники настолько, что нам, американцам (!), нередко приходилось обращаться  за помощью с душем к двум нашим девушкам, помощницам и кормилицам, Оле и Тане, которые обслуживали нас  с чисто аристократическими манерами, включая накрахмаленные кружевные салфетки и блинчики со сметаной на фарфоровых блюдцах.

Не успели мы отойти от полета, как руководство доставило нас в Корпус, где мы провели несколько часов, осматривая памятные места Корпуса и пробуя отменную сибирскую кухню в зале Попечительского совета. Следует заметить, что Флоридское Объединение принимало участие в создании кадетской часовни на корпусном плацу в честь Св. Серафима Саровского. Строительство и распределение фондов взял на себя митрополит Омский и Тарский Феодосий. Церкви в Корпусе нет. Вместо нее зал для размышлений с портретами духовных вождей русского народа.

Второй день, 16 мая, оказался насыщенным культурно-просветительными событиями. Прежде всего, отрадное впечатление произвел на нас не очень большой музей изобразительного искусства имени Врубеля, уроженца города Омска. Хотя в музее не много его полотен и нет самого главного шедевра “Демона” (он в Третьяковке), однако память о нем чувствуется в каждом зале, где представлены почти все корифеи русской живописи. Почетное место занимает редкий портрет Екатерины II во весь рост, работы немецкого художника. Чета Карасиков, Павел и Барбара, сразу заметила в главном зале фаянсовые блюда, выпущенные в честь 300-летия дома Романовых. В семейной коллекции Карасиков тоже есть эти экспонаты.

Высокая изящная девушка в джинсах и подходящей блузке, подпоясанная  экзотическим поясом, была нашим гидом, причем настолько осведомленным, что мы готовы были ей простить столь модный туалет.

Совершенно другие впечатления вызывает литературный музей имени Достоевского, низенькое  старинное здание, перед которым стоит памятник писателю работы скульптора Голованцева. Статуя скорбная и динамичная, как и все творчество ясновидца русской души. С кураторами музея мы сразу нашли общий язык, ведь в Зарубежных корпусах изучению творчества Достоевского отводилось особо важное место. У нас он считался не только ясновидцем, но и пророком, разглядевшим  будущую миссию России. Наряду с кандалами каторжника Достоевского, навсегда останется в памяти лик писателя на смертном одре художника Крамского.

К трем часам после обеда нас доставили в Государственный музыкальный театр, где в приемной комнате был накрыт стол  с изысканными закусками, вокруг которого собрался цвет командного состава области во главе с губернатором. После кратких возгласов и тостов все отправились в концертный зал, уже заполненный праздничной публикой. Вслед за вступительной речью губернатора прозвучал гимн, громогласно исполненный сводным хором кадет под оркестр и другие номера программы, включая рояль в четыре руки и соло на саксофоне сыгранные кадетами. Выступал также и корпусной хор под управлением Л. Исаковой. Первым номером была исполнена “старинная юнкерская песня”, “Взвейтесь, соколы, орлами”, к сожалению, не так, как мы старые кадеты ее певали. Вместо традиционных  двух теноров-запевал, весь хор сразу начинал в унисон, из-за чего припев получался не очень эффектно, не по-солдатски. Остальные номера и пост-советские шлягеры были спеты с микрофоном, почти под стиль рок-а, причем, сама руководительница исполняла партию солистки тоже с помощью микрофона. Эту же псевдо-музыкальную тенденцию мы заметили в Донском корпусе еще в 1997 году во время выпускного концерта под руководством самого начальника Миронова.

 

Встреча Делегации начальником КК полковником В.Басаевым

П.Карасик с супругой Барбарой и В.Мантулин в корпускном дворе на фоне корпускной часовни

 

На следующее утро, в субботу 17 мая наш «Газик» Горьковского завода уже мчался к пункту очередного посещения, к Ачаирскому монастырю. Где-то на полпути, на улице Ленина, вожатый притормозил и в авто вскочил моложавый попутчик, который уселся рядом с нами, представился как местный историк-краевед и без объяснений открыл свой портфель, из которого на нас глянул 1-ый том кадетского Песенника, правда, только в форме ксерокс копии. Александр Лосунов - так зовут историка – оказался очень полезным проводником и советником.

Ачаирский Крестовый монастырь расположен в 50-ти километрах южнее Омска в живописной местности на берегу Иртыша. Основанный в 1902 году, как Михайло-Архангельский женский монастырь, он был в 1920 году осквернен и разрушен. С 1937 по 1953 на Ачаирской земле свирепствовал лагерь № 8 системы Гулага. В фанерных бараках зеки умирали от голода и холода. Всего погибли около 200.000 человек. Так как их хоронили наспех, неглубоко, то воды Иртыша размыли безымяннные могилы и разбросали кости узников по всему району. Потрясенный всем увиденным, назначенный в Омск митрополит Феодосий  (в миру Игорь Иванович Процюк, уроженец Волынской области), в 1991 году, при содействии губернатора Л. К. Полежаева, начал восстановление монастыря, в котором к сегодняшнему дню уже возведены и храмы, и колокольни, и звонницы, и кельи, и памятник Святому Николаю Мирликийскому. Кстати, Флоридское Объединение давно уже поддерживает деятельность владыки, и когда он узнал во время трапезы, кто у него в гостях, то немедленно вызвал дьякона с хористами и велел провозгласить гостям “Многая лета!”.

На этом месте следует указать, что, может быть, главное достижение  митрополита Феодосия это восстановление величественного Успенского Кафедрального Собора, духовного и архитектурного центра города, взорванного в 1935 году. Оставляя пока в стороне эстетическое и религиозное значение этого храма, кадетам необходимо напомнить, что при закладке святыни в 1891 году присутствовал Цесаревич Николай Александрович, а в 1900 и в 1909 г.г. Омск посетил Великий Князь Константин Константинович, каковые события требуют отдельного описания.

Торжественная церемония празднования 195-ой годовщины основания Омского Кадетского Корпуса была перенесена на воскресенье 18 мая. Когда перед нашим автомобилем раздвинулись решетчатые ворота, то мы сразу увидели на корпусном плацу нарядную толпу родителей, гостей и рядовых омичей. К 10 часам Корпус, состоящий из шести рот по 100 кадет каждая, выстроился перед трибунами. Ровно в 10:30 почетные особы заняли места на трибунах, и начальник Басаев приступил к самой церемонии. Первым выступил губернатор Леонид Константинович Полежаев. За ним краткую речь произнес  один из старших кадет. Третьим слово было предоставлено делегату от Флоридского Объединения. Так как время выступления было ограничено минутами, то нижеизложенный текст не удалось произнести полностью:

«Ваше Высокопревосходительство, Господин Губернатор! Господин полковник, Начальник Корпуса! Господа офицеры!  Кадеты!

Как один из старейших кадет, прибывший на сегодняшнее торжество по инициативе председателя Флоридского Объединения, Павла Александровича Карасика, передаю от лица Обще-кадетского Объединения, включая Сан-Франциско, Нью-Йорк и Аргентину, поздравление Омскому Кадетскому Корпусу с его сто девяносто пятой годовщиной.

Зарубежные кадеты, хранившие целое потрясенное столетие традиции Российских кадетских корпусов и передавшие эти традиции возродившимся корпусам, сознают особое значение Омского Кадетского Корпуса, восстановленного стараниями губернатора Леонида Константиновича Полежаева и ведомое начальником, полковником Басаевым. Юные омичи с алыми погонами готовят себя сегодня к служению отчизне в русском городе, занимающем центральное геополитическое положение Евразийского материка, то есть, всего мира. Через  этот центр веками шло великое переселение племен и народов, но наипаче всего неудержимый поток монгольского нашествия. И не случайно Омский музей изобразительного искусства носит имя Врубеля, написавшего классический образ Демона, символа зла, разрушения и смерти. Ведь монгольские полчища истребляли всех жителей многих городов, а в Козельске даже младенцев сосущих млеко. Этот шквал остановил Дмитрий Донской, а вслед за тем донской атаман Ермак Тимофеевич с горсточкой казаков числом в 840 человек, разгромив орду Кучума «на диком бреге Иртыша”, начал ответный удар русского народа в Азии, докатившийся до Аляски!

Мирная экспансия землепроходцев зиждилась на силе и доброте  вселенского русского духа, провозглашенного Достоевским, скорбный музей которого тоже находится в Омске. Кадеты, взращенные в городе с такими историческими символами, имеют все шансы быть достойными защитниками Сибири, ее племен и ее несметных богатств.

Глядя на восторженные лица Омских кадет, слушая на концерте их могучее пение, мы, старые кадеты, сознаем, что будущее России в надежных руках, о чем мы доложим зарубежным кадетам, рассеянным по всем странам мира. Бог в помощь!».

По завершению ритуальной части с речами и выдачи похвальных грамот офицерам-воспитателям, Корпус прошел церемониальным маршем, строго соблюдая равнение по шеренгам.

Вечером в тот же день состоялось посещение Государственного Музыкального театра, где выступал необалет «Апофеоз», посвященный жизни и трагической смерти адмирала Колчака. Оставляя за потомками русских белых моряков право политической оценки спектакля  -  подобает ли вообще ставить балет на такую тему  -  укажем лишь, что хореографически балет создан удачно, солисты и кор де бале были на высоте, и весьма отрадно, что драматическая судьба Белого вождя вышла на авансцену русской истории.

В последний день, 19 мая, имела место встреча и беседа с кадетами, на которой присутствовали около 200 человек. Несмотря на очень большую аудиторию, общение прошло удачно. Коснулись кадетских традиций, кадетского быта, духовных ценностей и будущего выпускных кадет. Супруга П. А. Карасика, владеющая кроме английского и языком немецким, после разговора с кадетами, установила, что они хорошо подготовлены по обоим языкам.

Во вторник, 20 мая, рано утром после неизбежной проверки на Омском аэропорте, мы быстро долетели до Москвы, где на Шереметьево 2, от Содружества суворовцев нас встретила Ирина Калакутская со своим автомобилем и шофером, который перевез нас на Шереметьево 1, в кафетерии которого мы за интересной беседой провели несколько часов, после чего погрузились на самолет и благополучно долетели до Нью-Йорка. Разгрузочная процедура на Кеннеди аэропорте, как всегда была самой легкой и быстрой.

Ступив на американскую землю, делегаты Зарубежных кадет первым делом считают своим приятным долгом поблагодарить всех гостеприимных хозяев Сибири, начиная с губернатора Леонида Константиновича Полежаева и начальника Корпуса, полковника Басаева, включая  офицеров воспитателей и рядовых омичей, сделавших возможным и радостным это нелегкое путешествие. Оно останется надолго в памяти у всех его участников.

 

     В. Н. Мантулин, П. А. Карасик

 

                                                                     

 

Канский Морской КК

 

Кадетский обзор

 

XX Кадетский Съезд

    Как известно, ХХ Кадетский Съезд состоится от 3-го до 10-го сентября сего года в гостинице Fair Lakes Hyatt, около Вашингтона. Всю необходимую информацию о съезде можно получить у председателя Организационной комиссии Г. А. Денисенко.

 

Кадетская перекличка № 79

     На днях выходит из печати 79-ый номер «Кадетской переклички», за 2008 год. Этот 79-ый номер журнала имеет 280 страниц и состоит из 14-ти отделов, разбитых на три части: «Передовицы», «Быль и суть» и «Хроника». На 16-ти страницах помещено 36 фотографий XIX  Кадетского Съезда и I Съезда кадет России.

     В этом номере можно особенно отметить следующие материалы: статью Карем Раша «Кадетское братство», главу из воспоминаний полковника В. Н. Биркина о «Воспитателях в Донском кадетском корпусе», статью полковника Е. П. Исакова «Педагогическая система русских кадетских корпусов» и статью И. Н. Андрушкевича «Морганатическое право и Земские Соборы» и этого же автора «Кратчайший толковый политический словарь».

     Заказы на этот номер можно делать у администратора журнала Юрия Иллиодоровича Шидловского, по адресу:

George E. Schidlovsky, 2 Carman Place, Glen Head, NY 11545, USA Tel: (001) 516-759-1328. Fax: (001) 516-759-0416. E-mail: geosffa@optonline.net