Электронное Кадетское письмо № 58 Буэнос-Айрес, январь 2009 г. Превосходство идеи кадетского воспитания в современном глобальном мире
Выражение «глобальный» в последнее время склоняется на все лады, по отношению ко многим отраслям человеческой жизни. Всё же это слово применяется, главным образом, к международной торговле и вообще к экономическим проблемам сегодняшнего мира. Однако в последние годы, в разных частях мира, к этой категории глобальных проблем все чаще и чаще стали относить также и проблемы, связанные с педагогическими темами. Хотя, в согласии с мироощущением западной цивилизации, все еще продолжает сильно чувствоваться тенденция к анализу всех явлений, взятых в отдельности, сегодня уже очевидно, что экономические и педагогические проблемы тесно между собой переплетаются и тесно взаимосвязаны в рамках общих политических и общественных процессов. Наш великий русский ученый М. И. Ростовцев (1870–1952), уже в эмиграции, в начале 30-х годов доказал, что общий кризис Римской Империи отнюдь не был вызван только лишь вторжениями варваров, но, в основном, был результатом внутреннего ослабления империи, причем не только экономического. Общий экономический упадок тогда был в значительной мере предопределен упадком творчества, главным образом, в области производственных технологий. «Творческий гений иссякал, наука повторяла свои предыдущие результаты», – говорит Ростовцев. Он считает, что этот упадок творчества и производительности был тесно связан с кризисом элит в римском обществе. «Бездействие и бессилие ведущих классов вызвали новый общественный и экономический кризис империи», – заключает Ростовцев. Между прочим, сами римляне, уже тогда, это ясно выразили в своей поговорке, что «порча лучших хуже всего» (corruptio optimi pesima). Элита тогдашнего общества не только систематически убывала в результате непрекращающихся войн и междоусобиц, но также подвергалась порче, в значительной степени в силу недостаточной селекции и недостаточной и неправильной подготовки её новых поколений. Между прочим, за последние годы было опубликовано немало статей на эту же тему, причем именно само понятие «империи» очень часто склоняется совместно с понятием «упадок». Правда, уже после Первой мировой войны Освальд Шпенглер написал, в свое время нашумевшую, книгу «Закат Запада» (Der Untergang des Abendlandes). А несколько лет тому назад, британский историк Anatol Liven утверждал в газете «Financial Times», что «причины банкротсва американской империи нам кажутся очень знакомыми». Однако, несмотря на это, в сегодняшнем мире, в силу всё еще сильно доминирующего лжеидеала социалистического неестественного социального равенства, сам разговор о подготовке элиты в обществе зачастую не допускается. Несмотря на то, что даже экономисты, а не только педагоги, начинают бить тревогу, понимая, что без элиты, как научной, так и технологической, дальнейшее экономическое развитие невозможно. На эту тему можно было бы привести много примеров из разных стран. В Германии вот уже много лет как идут усиленные разговоры о недостаточной подготовке технических кадров в области современной высокой технологии. Недавно министр просвещения Германии заявила, что через пару десятков лет в Германии начнет чувствоваться сильный недостаток в научных кадрах, что скажется на общем уровне благосостояния страны. Сегодня статистика показывает, что в некоторых городах Германии, наряду с общей всё еще значительной безработицей, одновременно наблюдается сильный недохваток специалистов в области высоких технологий, так что даже пришлось принимать спешные законодательные меры для облегчения въезда иностранных специалистов в Германию. В Италии, чтобы привести еще один пример, на эту тему в последние годы тоже наблюдается усиливающаяся дискуссия. В газете «Корриере делла сера» от первого сентября 2008 года было отмечено, что школа и университет в Италии нуждаются в большей дисциплине, без которой невозможно достичь действительных успехов на любом поприще. Автор указанной статьи отмечает, что на недавней Олимпиаде в Китае, из восьми золотых медалей, завоеванных Италией, семь медалей были получены военными, то есть людьми, воспитанными в привычке к дисциплине и к автоконтролю. Незадолго до этого, в той же газете неоднократно обращалось внимание на необходимость улучшить качество программ и учебников в средних школах Италии, дабы избежать надвигающейся катастрофы в области педагогической подготовки итальянской молодёжи. В Западной Европе в последнее время периодически проводятся так называемые опросы «Пиза» педагогических результатов в средних школах, каковые до сих пор показывают довольно плачевные результаты среднего образования во многих странах. Также интересно отметить, что в Италии, как, между прочим, и в Германии, всё чаще раздаются голоса специлистов о том, что ни в коем случае в педагогике нельзя пренебрегать отвлеченными теоретическими научными дисциплинами, а также и мёртвыми языками (древнегреческим и латынью), в погоне за увеличением преподавания чисто прикладных предметов. Экспериментально доказано, с помощью статистического учёта, что логическое мышление и вообще умственная дисциплина гораздо лучше развиваются при изучении именно этих отвлеченных предметов и языков. Кроме всего этого, в некоторых латиноамериканских странах иногда раздаются голоса, утверждающие, что исусственно внедряемые педагогические реформы также преследуют цели культурного, а засим и геополитического влияния. В этом смысле, нельзя упускать из виду некоторые полугласные доктрины, утверждающие, что большая политика имеет своей основной целью порчу чужих культур (при сохранении своей собственной), в том числе и через внедрение в чужие общественные организмы вредных педагогических доктрин, а через них также и вредных концепций и моделей поведения. Нельзя упускать из виду, что многие современные общественные и политические потрясения были вызваны крупными публичными беспорядками, организованными с помощью массовых мобилизаций учащихся. Так что, многие «педагогические деятели» на самом деле являются просто агентами вражеского политического влияния. Лакмусовой бумажкой для их опознания является отдаваемое ими предпочтение патриотическому или космополитическому воспитанию молодёжи. Таким образом, педагогический фронт является жизненным отрезком общего оборонного фронта любой страны, действительно желающей сохранить свою суверенность. Все подобные наблюдения сегодняшнего положения на педагогическом фронте в большинстве стран мира недвусмысленно указывают на необходимость соответствующих улучшений в этой области. Как и всегда в подобных случаях, для этого также необходимо учесть и имеющийся на лицо накопленный предыдущий исторический опыт. В этом последнем аспекте, Россия обладает значительным преимуществом, благодаря наличию в ней трехсотлетнего непрерывного и широкого педагогического опыта с системой кадетского воспитания. Эта система целостного, интегрального среднего образования и воспитания, зародившаяся и впервые развитая в рамках Афинского полиса, а затем возрожденная через много веков почти одновременно во Франции и в России, полностью разрешает все актуальные педагогические проблемы и требования, частично отмеченные выше. Больше того, именно в России эта система кадетского воспитания была доведена до совершенства, как в теоретических, так и в практических аспектах. Свою исключительную жизнеспособность и свое абсолютное превосходство эта русская кадетская система доказала в прошлом веке трижды: она смогла и сумела успешно выжить в труднейших чрезвычайных условиях политической эмиграции, она выстояла все страшные идеологические прещения и запрещения в самой стране, причем сам запрещавший её политический режим был вынужден её частично восстановить, и, наконец, она стала стихийно и бурно полностью возрождаться при первой для этого возможности. Эта русская педагогическая система также полностью сохранилась и для будущих поколений. Она подробно и обстоятельно описана в трудах полковника Евгения Павловича Исакова, одного из главных основоположников кадетского возрождения в России, и в кадетской зарубежной литературе и периодике. Например, в вышедших до сих пор 79-и номерах нью-йоркской «Кадетской переклички» опубликовано множество кадетских воспоминаний, относящихся к императорскому и к зарубежному периодам русской кадетской истории, на основании которых можно восстановить почти без пробелов все аспекты и детали этой системы. Ко всему выше сказанному необходимо добавить еще одно весьма важное и актуальное указание. Русская кадетская педагогическая система не только положительно разрешает все проблемы связанные с естественным отбором и с публичной подготовкой новых поколений общественных и государственных публичных (не закулисных) элит, но также помогает частично преодолеть, или по крайней мере нейтрализовать, одно большое современное социальное бедствие: распад и даже исчезновение традиционной семьи. Ибо кадетские корпуса, полноценно организованные в традиционном духе русской культуры, в значительной мере заменяют учащимся в них детях семью. Ведь еще со времен Платона точно установлено, что воспитание детей (сиречь «педагогика») покоится на двух столпах: на семье и на школе. Если же в современной глобальной цивилизации нормальная человеческая семья обречена на деградацию и даже на исчезновение («на исчезновение», говорит Фрэнсис Фукуяма), то Кадетские Корпуса являются наилучшим выходом из создавшегося положения, ибо они являются для учащихся в них кадет одновременно школой и семьей. В кадетском гимне «Наш полк», написанном Отцом всех кадет, Великим Князем Константином Константиновичем, так и говорится, что «наш полк» (или «наш корпус») «знаменует нам и братство, и семью». Так, великая русская культура усовершенствовала идею древней Греции о «братстве» («фратрии») учащихся, новой дополнительной идеей семьи.
Игорь Андрушкевич (На основании доклада на ХХ Кадетском съезде.)
Освящение воссозданного Знамени Орловского-Бахтина Кадетского Корпуса
К 65-й годовщине Екатеринбургского Суворовского военного училища, продолжающего воинские традиции Орловского-Бахтина Кадетского Корпуса (которому в этот же день исполнилось 165 лет) воссоздано историческое корпусное Знамя, пожалованное 2 апреля 1843 года Императором Николаем I. Подлинный экземпляр корпусного Знамени до наших дней не сохранился, поскольку был утрачен в годы Гражданской войны. 8 декабря 2008 года в 15.00 часов в Храме-на-Крови, в Екатеринбурге, накануне торжественной передачи воссозданного исторического стяга Суворовскому училищу, были проведены церемонии крепления (прибивки) полотнища Знамени к древку и его освящения. 19 декабря 2008 года в 15 часов на торжественном собрании во Дворце Молодежи в Екатеринбурге историческое Знамя по поручению Губернатора Э. Э. Росселя было дарственно вручено училищу Председателем Правительства Области В. А. Кокшаровым. 19 декабря 2008 года Екатеринбургское Суворовское военное училище, при участии командования Приволжско-Уральского военного округа и ветеранов-выпускников, отметило 65-ю годовщину со дня основания. В адрес Губернатора Ообласти Э. Э. Росселя было направлено приглашение к участию в торжественном собрании во Дворце Молодежи. Местом создания училища стала орловская земля, в суровые годы Великой Отечественной войны обагренная кровью, в том числе уральских добровольцев-танкистов. С 1948 года училище находится в г. Екатеринбурге. В соответствии с Постановлением Правительства от 21.08.43, № 901, Суворовские училища в 1943 году создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, им присваивались названия «суворовских» в честь великого русского полководца генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. В деле воспитания будущих офицеров в училищах сохранялись лучшие воинские традиции Русской армии. Воспитанники Орловского, позднее Екаринбургского Суворовского военного училища (ЕСВУ), продолжая традиции Орловского-Бахтина кадетского корпуса (ОБКК), основанного 19 декабря 1843 года, твердо усвоили наставление: «Только та страна и сильна, которая свято чтит заветы родной старины!». История кадетских корпусов в России насчитывает три сотни лет. Первый кадетский корпус в Российской Империи был открыт в Петербурге в 1732 г. по указанию императрицы Анны Иоанновны. Всего за почти 200-летний период в дореволюционной России было создано 49 кадетских корпусов, из которых к 1917 г. насчитывался 31. В 1919 г. в Крыму был открыт еще один (32-й) морской кадетский корпус, убывший вместе с Белой армией в Бизерту и прекративший свой существование в 1925 г. В эмиграции, Сводный «Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича Кадетский Корпус» был основан на территории Югославии в 1920 году и просуществовал до 1944 года. Корпус Императора Николая II был основан в 1930 году в городке Villiers-le-Bel, в северном предместье Парижа. В 1959 корпус переехал в город Дьепп, где просуществовал до 1964 года. Сознавая высокое нравственное значение почитания святынь Русской армии и укрепления преемственности поколений защитников Отечества, по инициативе ветеранов училища восстановлен образец первого исторического Знамени Орловского-Бахтина Кадетского Корпуса, пожалованного 2 апреля 1843 года Императором Николаем I, врученного корпусу 18 апреля 1847 года, в соответствии с положением о кадетских корпусах, после формирования третьей учебной роты. Церемония крепления (прибивки) полотнища воссозданного Знамени Орловского-Бахтина Кадетского Корпуса к древку и его освящения была проведена накануне Дня училища в Храме-на-Крови при участии суворовцев, воспитанников кадетских школ-интернатов, почетных гостей. В восстановление Знамени Орловского-Бахтина Кадетского Корпуса внес свою лепту и Губернатор Области, направив в 2005 году соответствующее обращение в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации с просьбой помочь историческим изысканиям, проводимым в рамках общественной программы «Стяги России». Учитывая данное обстоятельство командование и ветераны училища считают символичным участие Эдуарда Эргартовича в церемонии передачи военно-исторического стяга училищу и полагают высокой честью получить данное Знамя в торжественной обстановке из рук Губернатора Области. Воссозданный образец Знамени после указанных выше церемоний и торжественного вручения станет памятным достоянием Суворовского училища. Ветераны-выпускники училища убеждены, что работа по восстановлению исторических армейских Знамен, а также качественное развитие российской школы формирования будущих военных и государственных деятелей на базе Суворовских училищ и Кадетских корпусов – являются важнейшими направлениями государственной патриотической политики Президента и Правительства нашей страны!
(От имени ветеранов-выпускников училища, информацию подготовил руководитель «Общественного Центра по возвращению знамен Русской армии и флота» – Александр Валентинович Жихарев, выпускник ЕСВУ 1980 года.)
Кадет и рыцарь по призванию
Можно сказать, что история русских зарубежных кадет, до некоторой степени, состоит из цепи грустных вестей, каковыми несомненно являются траурные сообщения. Не менее траурным является и то обстоятельство, что сама эта цепь отнюдь не является нескончаемой. Уже не за горами тот момент, когда эта цепь траурных сообщений о смерти русских зарубежных кадет полностью прервется, по простой причине: больше никого не останется в живых. Казалось бы, что в силу такой рутины все траурные вести и некрологи должны были бы быть, в основном, похожи друг на друга, и даже как бы сливаться в одну сплошную цепь. Однако иногда бывают вспышки в такой траурной цепи. Одной из таких вспышек, несомненно, является всеобщая реакция на смерть нашего дорогого Миши Лермонтова. В самый день его Ангела, 21 ноября сего года (день Собора Архангела Михаила), я ему позвонил по телефону из Буэнос-Айреса в далекое для нас Нью-Джерси. Хотелось ему сообщить, что работа по технической корректуре его мемуаров постепенно продвигается, и попросить его разрешение на публикацию отдельных отрывков из этих его интереснейших воспоминаний в следующем номере «Кадетской Переклички», на что он, конечно, дал свое согласие. Известного рода потрясение, вызванное вестью о его кончине, имеет несколько причин. Во-первых, М. А. Лермонтов был выдающимся кадетским лидером последнего времени. На 18 Съезде, состоявшемся в 2004 году в Канаде, он был выбран вице-председателем Кадетского Президиума, при председателе Д. В. Горбенко. После отставки последнего по причине здоровья, М. А. Лермонтов стал председателем Кадетского Президиума, и, таким образом, он возглавил приготовления к 19-у Кадетскому Съезду, в России, который он затем открыл на торжественном акте в Москве в 2007 году. Во-вторых, М. А. Лермонтов принадлежал к последнему поколению кадетских лидеров, на долю которых выпала тяжелая, но историческая роль завершения кадетской зарубежной эпопеи. В-третьих, М. А. Лермонтов умел правильно и весьма корректно разрешать все проблемы, возникавшие перед кадетами зарубежья в последние годы, несмотря на свое всё время ухудшающееся состояние здоровья. Иногда поначалу он немного сомневался, как поступить, ввиду трудности той или иной проблемы, но затем, приняв правильное решение, очень твердо и бескомпромиссно стоял на своем решении, что давало необходимую легитимную опору всем другим кадетам, принимавшим участие в конкретных организационных работах. Однако самой ценной чертой характера нашего незабвенного и дорогого Миши Лермонтова было его поистине рыцарское отношение к людям и к делам. Обыкновенно, сегодня большинство людей под словом рыцарский понимает отношение, главным образом, к женщинам, но рыцарь должен быть рыцарем всегда и повсюду, по отношению ко всем людям и ко всем делам. Обыкновенно, сегодня понятие рыцарства связывается с понятием чести: рыцарь, это тот, кто обладает честью. При этом не уточняется, что такое честь и как она приобретается. Во Франции в средние века существовало стихотворение, в котором рыцарь заявляет, что его душа принадлежит Богу, жизнь – его королю, сердце – его даме, а его честь принадлежит ему самому. Таким образом, честь является одной из составляющей более сложного аккорда понятий. Все же при этом необходимо подчеркнуть, что в согласии с нашим русским мироощущением, этот аккорд понятий, в который также входит и честь, будет мертвой, а не живой водой, если все эти понятия не будут подчинены верховной идее служения, в согласии со словами Спасителя - «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Иоан. 15, 13). В «Слове о Полку Игореве» дается наше русское определение чести, когда его анонимный автор утверждает, что русские воины ищут славу князю Руси, в результате чего и обретают себе честь: «Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ищя себе чести, а князю славы». Русские воины «сами скачют, аки серые волци в поле, ищучи себе чести, а князю славы». Другими словами, честью обладает, в правильном понимании этого слова, лишь тот, кто служит своим ближним, на любом поприще. Только служение своим ближним, своему народу и своей Родине, дает право на эту привилегию обладания честью. Другими словами, честь нельзя купить за деньги, ни достичь через получение чинов и дипломов, а можно только заслужить своим личным служением. Когда я за день до смерти Миши Лермонтова, в самый день его Ангела, ему позвонил, разговор коснулся также его мемуаров, которые я сейчас корректирую. Я ему сказал, что для современных и будущих поколений русской молодежи будет весьма полезно прочесть описание нашей жизни в русских кадетских корпусах в Зарубежье, с их специфическим педагогическим содержанием. Миша мне в ответ сказал, что в русских кадетских корпусах в первую очередь учили чести. Прежде всего его учили чести в его семье, а затем и в нашем кадетском корпусе. Это были два главных столпа русской педагогики: русская традиционная христианская семья и русская традиционная христианская школа. Чрезвычайная популярность Миши Лермонтова, в основном, была следствием не только его личной чести, но и его личного служения этой идее. Он был живым примером великого педагогического опыта России. Своей фигурой и своим поведением он олицетворял честь, и этим показывал пример, достойный подражания. Игорь Андрушкевич
Прощание с М. А. Лермонтовым
Узнал о кончине Миши Лермонтова и позвонил князю В. К.Голицину. Обменялись скорбной новостью, обсудили день и время похорон. В. К.Голицын добавил, что в пятницу 21-го ноября он позвонил, чтобы поздравить Мишу с днем Ангела. Дочь Оля передала телефон имениннику, и он, говоря тихо, с трудом, поблагодарил за внимание. Во время краткого разговора на вопрос Голицина ответил, что окончил свою книгу воспоминаний до 1950 года, и она находится на редакции у И. Н. И.Андрушкевича. На этом разговор окончился. На следующий день, с небольшим опозданием, я позвонил Мише, чтобы поздравить его с днем Ангела, и Оля сказала, что папа спит, и ему очень тяжело говорить. Я не настаивал и попрощался. А через два-три часа после моего звонка Миша Лермонтов скончался. Нам сказали, что умер он спокойно. «Дядя Миша умер», - разнеслось по Нью-Йорку, Нью-Джерси, Виргинии и Вашингтону, и в других штатах, в России. Я вечером во вторник, 25 ноября, проехав 400 км., растерялся, но с телефонной помощью отца Валерия Лукьянова нашел большой собор имени Александра Невского, лет 10 тому назад построенный. Был удивлен этим русским уголком – большой участок, старая церковь теперь стала часовней. Рядом стоит большое здание школы и зала приемов. В этом здании Михаил Лермонтов трудился более 20 лет и даже расписал икону Александра Невского у входа в здание. Много места для паркировки машин, все содержится в прекрасном виде, несмотря на конец осени. Было пасмурно, холодно, но без дождя. Войдя в притвор Собора, я встретился с Ю. Мордвинкиным, который проделал более долгий путь, чем я. Он выехал в снежную бурю, которая рассеялась довольно быстро, и он добрался без проблем. Я вошел в Собор, где был гроб с Мишей. Подошел, перекрестился, смотря на покойника, который выглядел таким, как мы его помним в последние месяцы его жизни. Поцеловал крест в его руке и руку. Сердце щемило. Еще один однокашник ушел навсегда, но надолго останется в памяти… Пришедшие на панихиду обратили внимание на нас кадет и объяснили нам, что они были или учениками дяди Миши, или учителями, которые работали в школе с Михаилом Александровичем. Подошел кн. В. К. Голицын с супругой Татьяной, член Нью-Йоркского объединения Г. Ламзаки. Вскоре появился и отец Валерий, которого я поблагодарил за помощь в определении маршрута. Подошли дочери Миши - Елена и Ольга, и внук Миша. Мы высказали свои соболезнования от всех кадетских объединений, от семьи Бориса Йордана, от Фонда А. Б. Йордана и от Открытого Содружества СНКР. Все заказанные у русской цветочницы венки и цветы уже были вокруг гроба. Началась панихида, и пел очень хороший и большой хор. В конце панихиды все пришедшие, около 70-ти человек, разного возраста, молитвенно прощались с Мишей и высказывали соболезнования семье.
После панихиды я
поехал за В. К. Голицыным в мотель, недалеко, где-то 15 км от
Собора, а Ю. Мордвинкин остановился почти что напротив Собора. Мы
поужинали вместе с Таней и Владимиром Голицыным в греческом кафе.
В конце отпевания отец Валерий сказал трогательное слово о дяде Мише, и я узнал, что так его звали все ученики школы, где Миша был инспектором классов. Как сказал о. Валерий, Миша был очень строгим и наказывал, но дети знали, что он их любил и поэтому он для них был как дядя. Он устроил классы рисования и декорации, и многие из детей, уже взрослыми, присутствовали на отпевании, говоря с большой любовью о своем бывшем инспекторе классов. Ко всем другим учителям ученики обращались по имени и отчеству, и только Михаил Александрович был дядя Миша… По-видимому, М. Лермонтов повторил то, что он получил в корпусе от дядек, один из которых, Валентин Мантулин, присутствовал на похоронах одного из своих младших однокашников. Отец Валерий упомянул, что Миша не часто ходил в церковь, но когда приходил, стоял всю службу на вытяжку и показывал кадетскую и военную выправку.
После заупокойной о.
Валерий, дьякон и семья М.А. Лермонтова, его дочери, внук, его
однокашники, сотрудники и бывшие ученики коленопреклоненно в
последний раз прощались. Было всем грустно, но он перестал страдать,
и Господь был милостив взяв его в лучший мир. После погребения все поехали в зал Собора на трапезу. Отец Валерий вкратце повторил на английском языке слово, сказанное на отпевании на русском языке. Валентин Мантулин также сказал речь, выразив сочувствие семье от всех кадет, и также прочел все письма, полученные из России, от Содружества суворовцев и нахимовцев, кадет России, директоров кадетских корпусов, от Бориса Йордана, от директора Фонда А. Б. Йордана О. Барковец и от тех Мишиных однокашников, которые в силу плохого здоровья, не могли присутствовать. Ю. Мордвинкин прочел краткую биографию Миши, которая была написана в его книге. Затем выступили бывшие ученики и учителя. Один из его учеников очень трогательно сказал, что он стал архитектором, только благодаря дяде Мише. На похоронах и трапезе присутствовало около 70-80 человек, включая дочерей, внука, священников, однокашников, друзей, его бывших сотрудников и учеников. Выпили за память ушедшего в лучший мир Михаила Александровича Лермонтова, а также был и третий тост – за всех дам, который так любил подымать наш покойный Миша. Мир праху его! Г. А. Денисенко
Похороны М. А. Лермонтова.
В среду 26 ноября 2008 года мы хоронили в г. Лейквуде, Нью-Джерси, Михаила Александровича Лермонтова, кадета XXIV выпуска Первого Русского Кадетского Корпуса, который умер 83-х лет от роду, 22 ноября, от болезни легких у себя дома, в штате Вермонт, на руках у своей младшей дочери Оли. Отпевание состоялось в Александро-Невском соборе, г. Хоуэлл, Нью-Джерси. Чин отпевания возглавил настоятель церкви о. Валерий Лукьянов в сослужении двух священников и диакона. Стройно пел церковный хор, преимущественно из женских голосов. В почетном карауле со знаменем Сумского Корпуса стояли члены Объединения: председатель Д. Горбенко, секретарь Г. Денисенко, казначей В. Голицын, В. Мантулин, Ю. Мордвинкин, Г. Ламзаки. Справа от гроба стояли обе дочери покойнаго, Лена и Оля и все родственники. Сам собор, один из красивейших в районе, с яркой иконописью по стенам, сообщал этому печальному событию особую торжественность, которую заслужил усопший: ведь он был известный житель Лейквуда с перваго дня приезда в Америку. Об этом сказал по-русски о. Валерий в своем надгробном слове, обрисовав всю жизнь покойнаго в районе, начиная с работы на куриной ферме, участия в создании общества «Родина» и кончая работой в приходской школе в качестве инспектора классов, где он пользовался большой любовью школьников и уважением родителей. Насколько память о Лермонтове жива, можно было судить по большому числу знакомых, друзей и воспитанников, приехавших из разных концов дать ему «последнее целование», что в зарубежной обстановке случай крайне редкий. Около полудня гроб был погружен на катафалк, и кортеж двинулся на Св. Владимирское кладбище в г. Джаксон, Нью-Джерси, где были похоронены такие выдающиеся лица Зарубежья, как Сергей Жаров и генерал Деникин, недавно перезахороненный в Москве. После краткой литии взвод зарубежных кадет (в составе: В. Мантулин, Ю. Мордвинкин, Д. Горбенко и Г. Денисенко) пропели по кадетской традиции над опущенным гробом Песнь Дворянскаго полкa, и все молящиеся отправились назад в церковный зал на поминальную трапезу, где обиловала постная пища. Во время трапезы о. Валерий, выступавший на этот раз по-английски, еще раз напомнил собравшимся о вкладе Лермонтова в жизнь местной общины и предоставил слово друзьям и близким усопшаго. В. Мантулин отметил два уникальных качества покойнаго: любовь к человеку по завету Спасителя и ответное чувство далеких и близких, короче говоря, популярность, и второе, многообразие интересов и талантов, что является типично русской чертой характера. Лермонтов был одновременно кадет, солдат, архитектор, художник график, писатель, учитель, воспитатель и общественный деятель. Ю. Мордвинкин прочитал весьма обширную биографию покойнаго товарища, обилующую редкими подробностями как кадетской, так военной и современной жизни, включая малоизвестное стихотворение, сочиненное в 1944 году, что вызвало большой интерес собравшихся. Распрощавшись с родными и поделившись с ними фотографиями М. Лермонтова разных периодов его жизни, участники похорон разъехались по своим городам и штатам. В. Н. Мантулин Вечная память!
Да, действительно бесстрашный воин-патриот Миша воевал до последнего вздоха! Несмотря на жестокий недуг, он выкладывал в длинном повествовании на компьюторе свой сложный жизненный путь кадета-воина. Не было ни одного момента в его жизни, где он бы сплоховал, и не был бы готов живот свой положить за Россию и за «други своя»! Во время многочисленных поездок в Россию, Миша умело, с присущим ему энтузиазмом, передавал зарубежную кадетскую суть нашим братьям кадетам, суворовцам и нахимовцам. Он поражал их своей выправкой и целеустремленностью. Наш родной корпус выковывал эти бесценные качества в своих питомцах, чему Михаил Лермонтов, кадет XXIV выпуска, был примером для всех нас за рубежом и для кадет возрождённой России. Его третий тост «за милых дам» уже сам по себе стал традицией! Образцовый кадет, он вложил последние силы в создание и проведение XIX Обще-Кадетского Съездa в России, на котором он председательствовал. Господь дал ему сил достойно выполнить эту ответственнейшую задачу, несмотря на его недомогания. На XX Съезд в Вашингтоне, год спустя, доктора уже не позволили Мише выезжать из дома, что не помешало ему быть душой с нами. Но болезнь была неумолима, и Миша сгорал. Дорогой незабвенный Миша, ты был с нами в строю всегда, как и в этот раз на XX-ом Съезде, и будешь вечно на всех будущих Съездах кадет в России. Да будет тебе легкой чужая земля.
24 Ноября, 2008. Председатель Правление Алексей М. Ермаков и члены Сан-Францисского Объединения |