Кадетское письмо

 № 62. Буэнос-Айрес, январь 2010 г.


 

Реформа военного воспитания – дело военных

 

Революционные потрясения автоматически искажают и тормозят естественную органическую эволюцию любого общественного организма. В результате, накопляются неизбежные чрезвычайные общие и секториальные отставания в нормальном общественном развитии. Так назревает необходимость нагнать это упущенное развитие тоже чрезвычайными мерами, вплоть до «перестроек», каковые, однако, в свою очередь могут привести к новым искажениям. К сожалению, в результате таких неизбежных, но скороспелых, реформ, возникают новые проблемы, среди которых зачастую немалую роль играют личные и бюджетные факторы.

В какой-то момент становится неизбежным сделать своего рода «баланс» всей ситуации, чтобы можно было рационально решить, что сохранить, что полностью изменить, а что чуть-чуть подправить. Для этого сперва надо решить, какие цели преследуют данные реформы и какой между ними должен быть приоритетный порядок. Ведь нельзя же, вместе с грязной водой, выливать из корыта и самого ребенка.

Общественное мнение в последнее время особенно всполошилось в связи с некоторыми проектами новых реформ в области военного воспитания. Дело в том, что сами по себе проблемы воспитания и образования, сиречь народного просвещения, в любом цивилизованном обществе занимают приоритетное значение. Уже великий древний мыслитель Платон считал, что в любом правильном государственном строе педагогика является важнейшим государственным делом. Этой теме посвящен его последний, кульминационный труд: Законы. Именно педагогика, то есть «руководство детьми» (от слов «дети» и «вести»), обеспечивает культуру («педию») всего общества. Затем, уже после торжества Христианства, византийские мыслители установили, что все великие пророки на самом деле были педагогами человечества, подражая в этом самому Господу Богу, не только Законодателю, но и Педагогу вселенной.

Важность этой темы еще более усугубляется, когда дело касается военного воспитания. Сегодня слишком часто упускается из виду исключительное, чрезвычайное значение военного фактора в зарождении современных общественных и государственных форм.

В изначальных истоках афинской демократии лежит учреждение военной профессиональной власти «полемарха», дополняющей и ограничивающей единоличную власть «василевса» (царя). Когда со временем все власти в Афинах стали полностью «демократическими», ибо стали выбираться с помощью жребия, единственной «недемократической» должностью был военный предводитель, генерал, буквально «воевода», «стратегос», ежегодно выбираемый исключительно из военного сословия. Славный вождь прославляемой Афинской демократии, Перикл, именно и был таким генералом, сиречь предводителем этой первой демократии.

В самих истоках Римской республики, то есть «когда в Республике были цари», как пишет Цицерон, первым помощником царя тоже был «военный предводитель», «prefecto equites», «начальник всадников». Под руководством этого «префекта» и были избраны народом, а затем утверждены сенатом и одобрены авгурами, первые два вождя (консула) Римской республики в 510 году. Согласно некоторым данным, их первоначальный титул был военным: «верховный предводитель», praetor maximus.

Таким образом, очевидно, что военное воспитание в рамках подлинных демократии и республики должно быть специфическим, дабы можно было воспитать профессионально воспитанных и подготовленных военных и государственных лидеров, ибо, вопреки Ленину, кухарки не должны править в правильных государствах. Конечно, в первую очередь необходимо, чтобы будущих военных воспитывали военные, также как священников должны воспитывать и обучать священники, музыкантов – музыканты, а врачей – врачи.

 Игорь Андрушкевич


 

Краткая историческая справка о кадетских корпусах Российской Империи

 

В Русско-турецкой войне 1877 – 78 гг. Наследник Цесаревич Александр Александрович был командующим левофланговым Рущукским отрядом (4 дивизии XII и XIII корпусов). На опыте этой войны, которая велась, скажем прямо, не против самого умелого противника, будущий Император изучил не только сильные стороны личности русского офицера – он отчетливо увидел и недостатки в его подготовке, прежде всего – в воспитании. Пришлось воочию убедиться, какой сырой материал представляли собой воспитанники «военных» гимназий, приходившие из училищ в Действующую армию. Стало понятно, как сильна в воспитании юношества, посвящающего себя службе в офицерских чинах, роль воинского уклада жизни. И вот, почти тотчас по своем восшествии на Престол (в 1882 году), Государь, возрождая главный элемент российской вооруженной силы – ее национальную душу, перечеркнул военно-учебную реформу Милютина и восстановил существование кадетских корпусов. Гражданские воспитатели кадет были заменены офицерами, введены строевые занятия. Правда, специальные классы корпусов не восстанавливались – все сошлись на том, что для обеспечения однородности в воспитании и профессиональной подготовке офицеров военные училища следует сохранить.     

Итак, было восстановлено существование 12 «старых» кадетских корпусов. Нельзя умалчивать, что почти 20-летнее существование «военных» гимназий потребовало «подтягивать» восстановленные корпуса. Университетские воспитатели основательно подпортили не только строй, но и дух.

Для кадетских корпусов была установлена одинаково элегантная форма: парадная – черный однобортный, с золотистым галуном на красных петлицах воротника и солдатскими, на золотистых металлических пуговицах погонами мундир о восьми пуговицах большего размера (и малые, и большие имели рельефное изображение двуглавого орла в «сиянии»), черные брюки навыпуск, низкие сапоги, черная с красным околышем, цветной выпушкой по краю тульи и солдатской кокардой фуражка, шерстяной кушак; повседневная форма отличалась от парадной только тем, что на воротнике бушлата не было петлиц и галуна и носился он без кушака; в холодное время на мундир и бушлат надевалась черная шинель солдатского покроя с погонами и с шестью мундирными пуговицами впереди и двумя – сзади, для хлястика, а также верблюжий башлык, продеваемый под погонами и заправляемый за пояс. Цвет погон и выпушки на них, как и цвет кушака, устанавливались для каждого корпуса особые, в различных вариантах сочетания белой, синей, красной, а также черной и желтой окраски; цвет выпушки на фуражке – по цвету погон; если корпусные погоны были черного цвета, то выпушка на фуражке – синего. Форма морских кадет, пажей и Финляндцев не менялась.

На основании ст. 23-й Положения о кадетских корпусах, Высочайше утвержденного 14 февраля 1886 года, через два месяца военным министром генерал-адъютантом Ванновским утверждается Инструкция кадетским корпусам по воспитательной части. Устанавливалось, что воспитание в кадетских корпусах:

«Живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главною целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству – посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, и чувств чести, добра и правды.

Соответственно таковой цели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить физические и душевные силы, правильно образовать характер, глубоко укоренить благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующее значение в воспитании будущего офицера».

 

Воспитание должно было сообщать характеру юноши нравственную устойчивость, необходимую для того, чтобы усвоенные им взгляды и убеждения он неотступно проводил в самой жизни и энергически противостоял многообразным ее искушениям; без этого основного элемента воспитания все фактические знания и все так называемое практическое развитие не окажут пользы, но принесут положительный вред воспитаннику, хотя, быть может, сделают его не бесполезною, иногда же и весьма вредною машиной в общественном организме.

Определялось, что совокупность всех воспитательных мер, принимаемых кадетским корпусом, должна прочно устанавливать в его питомцах необходимые основы для приготовления из них впоследствии:

- искренно и деятельно верующих христиан, самоотверженно преданных Престолу, строго повинующихся законной власти и одушевленных сознательным чувством долга верных слуг России;

- добрых и почтительных сыновей;

- честных и трудолюбивых граждан;

- образованных, дельных и крепких духом и телом воинов, серьезно смотрящих на службу государству и обществу, не как на  средство, а как на благороднейшую цель своей жизни, с полною готовностью жертвовать ее на защиту Царя и Отечества от врагов внешних и внутренних.

 

В основе формирования  личностей именно такого свойства и качества находились три главных средства:

- незыблемое постоянство определенного порядка,

- производительное наполнение внеклассного времени и

- неослабное поддержание дисциплины, приведенной в соответствие с дисциплиной воинской.

Все эти средства работали, как правило, под искусным управлением воспитателей и неусыпным их надзором над кадетами. 

 

Порядок достигался соединением в целое также трех составляющих.

Во-первых – расписанием времени суток с той продуманностью, которая дает возможность строго определять действия и поведение кадета в любую из минут. Утренняя побудка – не тянись, быстро встань, прибери постель и себя, настройся на трудовой день. Классы – не отвлекайся, будь внимателен, голова работает в соображениях. И так во всем.

Во-вторых – требовательностью наставников. Ее обоснованная ясность и неизменность делают для порядка гораздо больше, нежели многословные поучения. Более того, требовательность способна наглядно показать, как много сберегается времени и труда от привычки к порядку – тогда человек делает любое дело так, как требуется, не переделывая его по много раз.

В-третьих – исключение праздного провождения времени, «понеже праздность, – как говорил Суворов, – корень всему злу, особливо военному человеку…» Постепенно, без какого-либо давления на психику воспитанников нужно приучить их отдавать каждую минуту бодрствования работе души, ума или тела и ни в коем случае не потакать природной лени.

Очевидно, что  ту же цель – воспитания – преследовало и обучение наукам. Науки развивали такие свойства личности, как сообразительность, сметливость, упорство в реализации задуманного.

Производительное наполнение свободного от классов времени должно развивать в кадетах трудолюбие и привычку к полезным занятиям и скромным развлечениям, смягчающим и облагораживающим нравы, устраняя тем самым праздное провождение часов досуга, особенно вредное для нравственности воспитанника;

Правильная дисциплина должна не только достигать непосредственного результата – исполнительности и хорошего поведения кадет в самом заведении, но постепенно вырабатывать в них способность подчиняться установленным требованиям и в самостоятельной жизни.

Инструкция отмечала, что «сущность воспитательного дела требует, чтобы воспитанник, не могущий еще иметь верного мерила для разумного самоопределения, подчинял волю свою воле воспитателя. Подчинение есть только одно из средств воспитания, а не конечная цель его; эта последняя заключается в повиновении воспитанника нравственному закону, который должен, наконец, обратиться в его личную совесть. Но пока еще воля воспитанника не вполне согласуется с нравственным долгом, воспитанник обязан безусловно подчиняться приказанию или запрещению воспитателя, который должен, в свою очередь, формулировать их по возможности кратко и вполне определенно, чтобы воспитанник с точностью знал, что именно следует и чего не следует ему делать. Вместе с тем воспитатель должен быть всегда воздержан и осмотрителен в отдаче приказаний, требуя от воспитанников лишь действительно необходимого и возможного, а затем не допускать уклончивости в точном исполнении требуемого и деятельно преследовать неповиновение, в особенности же соединенное с обманом. С течение времени многие приказания и запрещения становятся излишними. Но с возрастом же появляются новые потребности и новые искушения, которыми обусловливается необходимость продолжать регулирующее влияние наставника – с соответственным лишь изменением частных целей и приемов воспитательного действия. Существенно важно, чтобы такое изменение совершалось с должною постепенностью, так как в деле воспитания резкие переходы вообще вредны. Больше всего опасностей следует ожидать именно от неподготовленного перехода к самостоятельной жизни после строгих ограничений в школе».

Внимание воспитателей обращалось на то, что надежное средство для приучения воспитанников к повиновению и исполнительности следует искать в той подчиненности кадет офицерам, которая вытекает из нравственной связи последних с их питомцами. «Истинный дух дисциплины проявляется в добрых отношениях воспитанников между собой, к наставникам и к заведению, в честном исполнении всех его требований и в общей заботливости о его репутации».

Разъяснялось, что наставления с использованием рассудочных доказательств и с подробным изложением мотивов приказания или запрещения в большинстве случаев оказываются мало действенным воспитательным средством. Все это нередко ведет питомца к отрицательной рефлексии и к ложному убеждению в том, что он не обязан повиноваться, если сам не видит в том причины. Увещания, действующие на чувства, –  уже более сильный фактор воспитания, так как чувство гораздо теснее связано с деятельными силами человека, нежели холодное рассуждение. Но, вместе с тем, чрезмерное возбуждение чувства неминуемо ослабляет энергию человека. Наставление или увещание окажется более плодотворным, когда оно приурочено к какому-нибудь конкретному проявлению в жизни питомца. Если воспитатель не имеет поводов сомневаться в безусловной готовности воспитанников повиноваться ему, то для него нет и надобности мотивировать свои распоряжения. При существовании же таких поводов всегда лучше прибегнуть к увещанию до исполнения приказания или запрещения, нежели после их нарушения, когда уже выяснится необходимость в более сильных воспитательных средствах. При проявлении упрямства лучше не настаивать на безотлагательном выполнении приказания раздраженным воспитанником, а дать ему время успокоиться и затем уже вновь приступить к объяснению необходимости подчиниться заявленному требованию. Такие временные уступки, доказывая готовность воспитателя благодушно отнестись к воспитаннику, никогда не подорвут авторитета наставника. Резкая же настойчивость его, при раздражении воспитанника, часто принимается последним как личный каприз приказывающего и, в большинстве случаев, у него возникает убеждение, что применение крутых мер – просто насилие.

Интересно, что в педагогическом отношении награды и наказания рассматривались как средства искусственные, чуждые чистой нравственности. И то, и другое нередко заглушало истинные мотивы детских поступков и, вместо любви к добру, вызывало своекорыстные расчеты, вместо внутреннего страха самого зла возбуждало боязнь страдания. Для ослабления такой опасности рекомендовано награды и наказания применять, насколько возможно, в качестве естественных последствий поощряемого или порицаемого действия. Особо говорилось о том, что воспитательные награды должны применяться с большой осмотрительностью и с единственной целью – укреплять в кадетах любовь к добру ради самого добра и стремление к труду и преуспеянию без алчности, самохвальства и кичливости перед товарищами. Выражение воспитаннику похвалы за доброе его чувство вполне уместно лишь в тех случаях, когда последнее сопровождается добрыми поступками, пожертвованием собственными интересами, самовоздержанием и трудом на пользу других, так как сущность эгоизма заключается не в недостатке добрых чувств, а именно в отсутствии добрых дел. В конечном же результате каждый воспитанник должен был быть приведен к искреннему убеждению в том, что лучшею для него наградой всегда служит собственное внутреннее сознание добросовестно исполненного долга.

Полковник Е. П. Исаков

(«К завещанной доблести», Москва, 2002).


Кадетский обзор

 

XXI Зарубежный Кадетский Съезд

Продолжаются организационные приготовления к XXI Кадетскому Съезду русских зарубежных кадет,  который должен состояться в конце июня 2010 года в Сербии, в городе Белая Церковь, где размещался сперва Крымский Кадетсий Корпус, а затем Первый Русский Кадетский Корпус.

 

60-лет Объединению в Бразилии

27 декабря 2009 года исполнилось 60 лет  Кадетскому Объединению в Бразилии, которое было основано в городе Сао Паоло в этот день, в 1949 году.   

 

Фильм «Кадетская перекличка»

14 ноября в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына прошла торжественная церемония закрытия третьего Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье», на которой были  объявлены лауреаты конкурсной программы. Президент кинофестиваля, кинорежиссер Сергей Зайцев отметил, что фестиваль вот уже третий год успешно продолжает выполнять свою основную миссию, заключающуюся в том, чтобы «дать возможность русским людям во всем мире почувствовать себя одной семьей, у которой одно общее будущее». В этом году в конкурсной программе были представлены 30 фильмов из девяти стран мира. Специальный диплом жюри неигровых фильмов достался картине «Кадетская перекличка», посвященной судьбе выпускников русских кадетских корпусов, нашедших убежище в Югославии, после исхода Белой армии из России.

Фильм «Кадетская перекличка» был снят «Дирекцией президентских программ Российского фонда культуры», в рамках авторского проекта Елены Чавчавадзе, с участием Никиты Михалкова. Награду принял автор сценария и режиссер фильма Валерий Демин. «Мы благодарны Богу, за то, что нам посчастливилось встретиться с этой темой, с этими людьми, – сказал он на церемонии, – мы очень рады, что нам удалось запечатлеть их живые лица, их беззаветную преданность и благородство, их свет, который долго еще будет освещать нашу жизнь».

Материалы для этого важного документального фильма собирались в течение нескольких лет, главным образом в зарубежных Кадетских Объединениях. Авторы, режисёры, съемщики и операторы фильма посетили Кадетские Объединения в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Буэнос-Айресе и  Белой Церкви, где провели много бесед с русскими зарубежными кадетами, отрывки каковых бесед были включены в этот фильм. Они также получили от зарубежных кадет много ценных материалов, в том числе и «Юбилейную Кадетскую Памятку», изданную В. Н. Мантулиным в Нью-Йорке в 1997 году.

В Буэнос-Айрес команда Никиты Михалкова прибыла в конце марта 2004 года и посвятила этой работе много времени, посетив Кадетский зал, Кадетский Музей и частные квартиры кадет.

Этот фильм показывает в течение 40 минут историческую эпопею русских кадет и их воспитателей, сумевших в драматическом Изгнании сохранить в целостной полноте для будущей России великую воспитательную систему русских кадетских корпусов. Таким образом, два с половиной десятка выпусков русской молодёжи смогли закончить в Изгнании лучшую среднюю школу ХХ века в мире, чтобы их остатки смогли донести до России этот великий дар русской культуры. В том числе сделать возможным создание такого фильма как «Кадетская перекличка». Этот фильм был снова показан по московскому телевидению в конце декабря 2009 года, так что все его смогли увидеть, в том числе и до сих пор не понимающие подлинных преимуществ кадетского воспитания.   

 

Газета «Петербургское кадетство»

В Санкт-Петербурге с прошлого года выходит  газета «Петербургское кадетство», под редакцией Владимира Александровича Соколова-Хитрово, который также является главным редактором газеты «Петербургский разговор». Эти газеты посвящают много внимания  намечаемым реформам кадетского воспитания.

 

Генерал А. И. Владимиров

В № 3-4 газеты «Петербургский разговор» выдвигается предложение назначить генерала Александра Ивановича Владимирова «Помощником Президента РФ по кадетскому образованию». Многие авторитетные кадеты Русского Зарубежья поддерживают такое  предложение. Уже XVIII Кадетский Сзезд, состоявшийся в 2004 году в Монреале, Канада, вынес резолюцию о «необходимости введения в систему кадетского образования РФ структуры, соответствующей требованиям русских исторических традиций, олицетворением каковых являлся генерал-инспектор военно-учебных заведений России, Великий князь Константин Константинович».

Уже тогда, пять с лишним лет тому назад, говорилось о ген. А. И. Владимирове, как о самой подходящей  кандидатуре для подобной должности. Затем, генерал А. И. Владимиров играл руководящую роль в организации двух первых всероссийских Общекадетских Съездов, с активным участием русских зарубежных кадет, а также деятельно участвовал в ХХ Кадетском Съезде зарубежных кадет в Вашингтоне. Сегодня он несомненно является одним из самых компетентных специалистов по кадетским делам в России.