Электронное Кадетское письмо

№ 86. БуэносАйрес, июль 2015 г.


 

Заветы Cвятого Владимира

В этом году на Руси и в её Диаспоре Церковь и Государство торжественно отмечают тысячелетие преставления Cвятого Равноапостольного великого князя Владимира.

Святой Владимир родился в 963 году и скончался 15 июля 1015 года, по церковному календарю (28 июля, по современному гражданскому календарю).

Русская эмиграция до Второй Мировой войны торжественно отмечала во всём мире эту дату, как День Русской Культуры. Особенно широкий размах имели эти торжества в 1938 году, по случаю 950-летия Крещения Руси. Затем, уже после войны, Русская Эмиграция снова торжественно отмечала 1000-летие Крещения Руси в 1988 году. В Аргентине для этого был создан РПЦЗ специальный комитет, в котором активное участие принимало местное Кадетское Объединение. В Первом Русском Великого Князя Константина Константиновича Кадетском Корпусе (ПРВККККК) в Югославии даже был своего рода Владимирский культ, ибо он был сводным корпусом Владимирского Киевского и Одесского кадетских корпусов. Третья рота ПРВККККК называлась Владимирской и в её коридоре стоял большой киот с иконой Святого Владимира. В этом зарубежном русском кадетском корпусе хорошо и правильно преподавалась русская история и кадеты читали и знали содержания Русской Киевской Летописи, Слова о Полку Игореве, Слова митрополита Киевского Илариона и другие тексты Древней Руси.

Это современное государственное и религиозное торжество подтверждает также и современную актуальность деяний Святого Владимира и его заветов, среди которых центральное место занимает Крещение Руси. Акту Крещения предшествовал сложный процесс избрания веры, среди нескольких возможных альтернатив, а затем из самого факта Крещения вытекает несколько исторических заветов Святого Владимира. Эти заветы святого Владимира можно перечислить и резюмировать следующим образом:

1. Выбор Православной Христианской веры. Киевский Летописец поветствует, что князь Владимир, прежде чем креститься, основательно исследовал многие тогда хорошо известные на Руси религии: мусульманскую, иудейскую, латинскую и, наконец, греческую. Согласно преданию, он лично принимал у себя представителей этих вероисповеданий, а затем также послал своих послов объехать их страны, чтобы получить болеее полную информацию из первоисточников. Сделанный в результате этих исследований выбор был свободным и публичным, без посторонних или подспудных принуждений, давлений или влияний. Согласно современной терминологии, это был выбор демократический, учредительного и конституционного характера, то есть «выбор навсегда», согласно терминологии учредителей США. Таким образом, все игнорирующие сегодня этот завет Святого Владимира и ищущие ориентацию в других местах, от которых Святой Владимир отвернулся, по существу ему изменяют.

2.  Крещение всея Руси. Сперва крестился сам Владимир Святой в восточно-римском (византийском) городе Херсонесе, по-русски Корсуни, на территории сегодняшнего Севастополя, а затем крестился и весь народ в Киеве, второй столице древнерусского государства. Летописец и другие авторы, через несколько десятков лет после смерти святого Владимира, постоянно подчеркивают всеохватывающий, упорный, настойчивый план крещения всея Руси и всего русского народа, породившийся волей Святого Владимира. В похвальном слове, мних Иаков многократно повторяет: «Крести же всю землю русскую от коньца и до коньца... И всю землю русскую исторже из уст диаволь и к Богу приведе и к свету истинному». А по выражению митрополита Илариона, первого киевского митрополита из русских, «труба апостольская и гром евангельский огласили все города, и вся земля наша в одно время стала славить Христа».

3.  Единство Русской Земли. Что представляла из себя эта «вся земля наша», о которой говорят митрополит Иларион, наши древние летописцы и автор «Слова о полку Игореве»? Это недвусмысленно видно из распределения епископских кафедр при Святом Владимире, на тогда единой Руси. Это распределение крестообразно: с юга на север, и с запада на восток. Именно так возникла Русская Церковь. На дальнем юге унаследована от древности епископская кафедра в Тмутаракани, на азовско-черноморском Предкавказьи (по-гречески «Таматарха», нынешние Тамань и Темрюк). На севере была основана епископская кафедра в Новгороде, куда в 991 году святой Владимир послал первого новгородского епископа Иоакима. На западе была основана епископская кафедра во Владимире Волынском, а на востоке, в Суздальской Руси, святой Владимир установил первую кафедру в Ростове. Ростов лежит восточнее Москвы, так что сегодняшние утверждения, что Суздальская или Московская Русь якобы не были причастны к акту крещения всея Руси Святым Владимиром - не соответствуют исторической правде, а современным иделогическим фальсификациям. Да и столица Суздальской Руси - Владимир, была основана при святом Владимире и названа его именем. Москва была основана в 1147 году киевским великим князем Юрием Долгоруким, пра-правнуком Святого Владимира. Во Владимир переместилась в 1299 году из разрушенного татарами Киева - вместе с частью населения - Митрополия Русской Церкви, и так со временем город Владимир стал третьей столицей всея Руси, а затем Москва - четвёртой. Это установление епископских кафедр по «всей Руси», Святой Владимир подкрепляет также и назначением своих сыновей на городские княжения, тоже по «всей земле русской»: в Тмутаракани, Владимире Волынском, Турове, Пскове, Полоцке, Смоленске и опять же в Суздальской Руси, в Муроме, еще восточнее Ростова. Значит, «Крещение Руси» при Владимире Святом достигло всех тогдашних областей нашей страны, о чем и свидетельствует летописец: «Крести же всю землю русскую от коньца и до коньца». Киевский митрополит Иларион поясняет:: «Все страны, и города, и народы чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли». (Перевод академика Д. Лихачева на современный русский язык). Автор «Слова о полку Игореве» тоже неоднократно говорит о «Русской земле» и печалится о её страданиях:

Усобица княземъ на поганыя погыбе, рекоста бо братъ брату: "Се мое, а то мое же ".

И начяша князи про малое "се великое"млъвити, а сами на себе крамолу ковати.

А погании съ всехъ странъ прихождаху съ побъдами на землю Рускую...

О, стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ князей!

Того старого Владимира нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ...

Эту «землю русскую», со всеми установленными на ней Святым Владимиром епархиями, образующими один митрополичий округ, в Константинополе называют «Россия». Другими словами, историческая Россия - это соборная совокупность Новгородской Руси, Киевской Руси, Суздальской Руси и Тмутараканской Руси, то есть тогдашней «всея Руси». Это имя значится на многих византийских документах, иногда с одним «с», а иногда с двумя «с», например, при патриархе Николае Грамматике в 1092 году и при патриархе Иоанне в 1107 году. Иногда слово «Россия» становится частью имени греческого митрополита в Киеве, например «Михаила Руского» (Михаил Росияс), упоминаемого в 1171 году. А «Бабка» Святого Владимира на греческих иконах именуется: «Святая Ольга, Великая Княгиня Российская» (Агия Олга, Мэгалэ Архонтиса тон Росиас). На Западе Римская Церковь употребляет это же самое слово, только превращает греческую «омегу» в «у»: «Русия».

4.  Духовно-культурное единства Руси. Имя «Россия» обозначает со времён Владимира Святого форму и содержание новой самобытной духовно-культурной единицы, продолжающей существовать и сегодня, через тысячу лет, несмотря на разные мутации в её государственной оболочке. Больше того, эта новая русская национальная культура свободно вошла в состав тогдашней Восточно-европейской цивилизации, первоначально зародившейся в рамках Восточной Римской Империи, утановленной в 395 году императором Феодосием Великим. Так, уже тогда, «подле Западной Европы, для общей деятельности с нею, явилась новая Европа, Восточная (С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Москва, 1963. Том IX, стр. 320.) Арнольд Тойнби считает, что эта Восточноевропейская цивилизация является одной из пяти современных цивилизаций, из общего числа двадцати всех бывших в истории человечества цивилизаций. Со времён Тойнби, закончившего свое исследование после Второй мировой войны, заметны некоторые перемены в подобных перечнях современных цивилизационных сфер. Например, известный североамериканский политолог Самуэль Хантингтон, во время одного своего доклада в Буэнос-Айресе в 90-х годах прошлого века, выразил мнение, что страны Латинской Америки постепенно отпочковываются от Западноевропейской цивилизации в свою собственную автономную цивилизацию. Также можно добавить предположение, что Западноевропейская цивилизация сегодня становится Евроамериканской цивилизацией, а Восточневропейская цивилизация становится Евразийской.

5. Учреждение «Устава Земли Русской». Летописец свидетельствует: «И бе Володимер думая с дружиной о строи земленем и уставе земленем». Два раза повторяемое в этой фразе слово «земленем» указывает нам на земский, то есть на территориальный, а не групповой (родовой, племенной, сословный, партийный или корпоративный) характер этого Устава. Посольство в Польшу во время Смутного Времени, возглявляшееся митрополитом Филаретом, отцом будущего царя Михаила Федоровича, конкретно указывает в 1610 году на Святого Владимира, как на учредителя Боярской Думы, начиная с которого ни одно «великое государственное дело» на Руси не совершается без её совета. Дума состоит из созванных князем а затем царём старших дружинников, позже называемых «боярами». Само это действие созыва и назначения указывает на происхождение Думы от Римского Сената в Константинополе, также как и учреждения царского и патриаршего достоинства. По гречески Сенат называется «Синклит», что и значит буквально «созванные». («Синклит» одного корня с глаголом «скликать»). Известный историк- эмигрант М. В. Зызыкин, в своем труде «Царская власть и Закон о престолонаследии в России» утверждает, что Древняя Русь во многом следовала примеру Византийской Империи, имеющей началом основание Константинополя святым равноапостольным Константином Великим. При Святом Владимире к нашей стране уже окончательно применяется имя «Россия», сразу же входящее и в международный обиход, как на Западе, так и на Востоке. («Ршаіа» по-гречески и «Rusia» или «Russia» по-латыни). Хотя, в византийских источниках уже великий князь киевский Игорь и великая княгиня киевская святая Ольга величаются «великим архонтом России» и «великой архонтисой России».

В заключение, еще необходимо добавить, что в этом году мы также отмечаем и тысячелетие мученической кончины двух сыновей Святого Владимира, Святых Бориса и Глеба, своей смертью запечатлевших принцип старшинства в наследовании верховной власти на Руси. Также нельзя обойти молчанием и тот факт, что тысячу лет тому назад, в 1015 году, папа Римский Бенедикт VIII стал употреблять в публичных молитвах добавку «филиокве» к Символу Веры. Рим тогда находился в зависимости от франков. До этого, эта добавка иногда лишь спорадически произносилась на территориях франкских владений, даже несмотря на некоторые тогдашние папские протесты. Так был подготовлен раскол в христианском мире и между Западной Европой и Восточной Европой, а за раколом и участие Западной Европы в самых разных коалициях против России. Лишь в 2000 году, кардинал Йозеф Ратцингер, будущий папа Бенедикт XVI, впервые убрал эту вставку в Символ Веры, в одном официальном документе Римской Церкви. +

Буэнос-Айрес, 28 июля 2015 г.

И. Н. Андрушкевич

Похвала великому князю Владимиру

«Подобный Великому Константину, равный ему умом, равно христолюбивый, равно чтущий служителей Его! Он со святыми отцами Никейского Собора положил Закон людям (всем), ты же с новыми нашими отцами, епископами, собираясь часто, с большим смирением совещался, как сре­ди народа этого, новопознавшего Господа, Закон уставить. Он царство эллинов и римлян Богу по­корил, ты же - Русь. Теперь не только у них, но и у нас Христос Царем зовется. Он с матерью сво­ей Еленой Крест от Иерусалима принес и, по всему миру своему разослав, веру утвердил. Ты же с бабкой своей Ольгой принес Крест из Нового Иерусалима, Константинова града и, но всей земле своей поставив, утвердил веру. Ибо ты подобен ему... »

(Выдержки из Слова «О законе и благодати». Это Слово - одно из самых ранних и выдаю­щихся произведений древнерусской литературы, написано между 1037-1050 годами. Автор - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию в 1051 г. Пере­вод с древнерусского языка на современный русский язык - академика Дмитрия Лихачева).