№1-2, февраль 2008

Подписано к печати 27.02.2008

22 февраля 2008 года генерал-полковник ГЕРАСИМОВ Валерий Васильевич, Командующий войсками Ленинградского военного округа, посетил Санкт-Петербургское суворовское военное училище.

Генерал-полковник ГЕРАСИМОВ Валерий Васильевич Командующий войсками Ленинградского военного округа.
Родился 8 сентября 1955 года в Казани. Окончил Казанское высшее танковое командное училище (1977), Военную академию бронетанковых войск (19S7), Военную академию Генерального штаба ВС РФ (1997).

Служил в войсках Северной группы войск, Дальневосточном военном округе, занимая должности командира танкового взвода, танковой роты, начальника штаба и командира танкового батальона. После окончания Военной академии бронетанковых войск проходил службу в Прибалтийском военном округе в должностях: начальник штаба – заместитель командира танкового полка, командир танкового полка, начальник штаба – заместитель командира мотострелковой дивизии. В 1993 году назначен командиром мотострелковой дивизии в Северо-Западной группе войск.

После окончания Военной академии Генерального штаба ВС РФ назначен первым заместителем командующего армией в Московском военном округе. С 1998 года проходил службу в Северо-Кавказском военном округе в должностях заместителя командующего армией, начальника штаба – первого заместителя командующего армией, командующего армией. В 2003–2005 годах – начальник штаба – первый заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа. В апреле 2005 года назначен начальником Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных Сил РФ. С декабря 2006 года – начальник штаба – первый заместитель командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.

С декабря 2007 года – командующий войсками Ленинградского военного округа. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II[ степени, «За военные заслуги», «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а также медалями. Женат, имеет сына.

ПОЛКОВНИК ЛИТУС СТРОГИЙ И ДОБРЫЙ – ТАК ГОВОРЯТ О НЕМ СУВОРОВЦЫ

Полковнику Литусу 55 лет, интеллигентное лицо, отличная строевая выправка, добрые умные глаза, внимание к собеседнику…
Александр Иванович рассказывает: родился я в городе Минеральные Воды Ставропольского края, прожил там 18 лет, затем поступил в Ульяновское танковое командное училище. После окончания – служба в Группе советских войск в Германии, затем в Забайкальском военном округе. В 1983 году поступил в Военную академию бронетанковых войск, окончив ее, получил направление начальником оперативного отделения танковых войск в Прибалтику. 3,5 года служил на Кубе в учебном центре, затем должность начальника штаба бригады в Стругах Красных, где прослужил 7,5 лет. После этого командировка в Таджикистан, а с 2003 года приступил к работе здесь, в Санкт-Петербургском суворовском военном училище. Работа, конечно, трудная, ответственная, но и благодарная – ведь мы учим детей.
Мальчики с детства надели военную форму, сознательно ограничили свои юношеские свободы, а мы стараемся сделать так, чтобы их ранняя военная жизнь и учеба не разочаровали их в выборе жизненного пути.

У ребят, среди которых много сирот, очень ранимые сердца и обращение с ними требует особой заботы и внимания.
Сейчас намечаются реформы кадетского образования и я думаю, что оптимальным будет двухлетний срок обучения. Во-первых, мальчики будут поступать в училище после получения свидетельства об основном девятиклассном образовании, во-вторых, они будут постарше и более сознательно отнесутся к выбору профессии и легче перенесут трудности закрытого военного учебного заведения. Это мое личное мнение.

У суворовцев, конечно, есть некоторая перегрузка, но сейчас разрабатываются меры по созданию такого учебного плана, где
производится концентрация на оздоровительных мероприятиях, на физической подготовке, на овладении основами культуры и искусства.
Нельзя отделять обучение от воспитания, они дополняют друг друга, это непрерывный процесс. Я убежден все-таки в том, что главенствующая роль за воспитанием и культурой, а затем уже предметные знания. Тем более, что предметные знания в нашем училище даем хорошо. Об этом можно судить по итогам прошлого выпуска – две золотые медали, десять – серебряных, 33 почетные грамоты и немало побед на различных конкурсах и олимпиадах. Это результат работы преподавателей и всего коллектива училища, в том числе и самих суворовцев. Конечно, большую роль в успехах суворовцев играет и то, с какими успехами он к нам пришел, какое получил школьное и домашнее образование и воспитание.

У нас есть проблема с кадрами, я думаю, что набирать людей для работы с суворовцами надо на конкурсной основе. Победители таких конкурсов будут в работу с детьми вкладывать больше и души, и сердца!

«ПЕТЕРБУРГСКОЕ КАДЕТСТВО» БЕСЕДУЕТ С УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ

Капитан Щепихин Владимир Федорович родом из Архангельской области, окончил исторический факультет Амурского госуниверситета им. М.В.Ломоносова в 2002 году. Потом был призван на военную службу, служил в Печенге в мотострелковой бригаде. После службы работал на заводе, а потом, в 2005 году, военком предложил службу в Суворовском училище.

ПК: присутствуя на Ваших занятиях, я обратил внимание, что у ребят, независимо от их подготовки, чувствуется желание думать.

Отвечая на вопросы учителя, они не повторяют заученные фразы, а говорят то, что рождается здесь же на основе знаний.
В.Ф.: мы изучаем с ребятами тексты, а потом эти тексты с ними проговариваем. Они не всегда умеют выделять главные мысли, перефразировать текст. Я дал им распечатку из краткого курса Истории ВКП(Б) и мы работаем с этим текстом. Почему мы так делаем? Дело в том, что там догматический подход в понимании самой истории и философии воспринимается суворовцами всего лишь как точка зрения, которую можно анализировать, оспаривать и высказывать свои мысли. Тем более, что эта точка зрения еще не сдала свои позиции и теперь еще имеет место быть. Мы естественно уделяем достаточно внимания серьезной критике догматизма.

Мои политические взгляды? Был ли я в партиях? Я – аполитичен. Конечно, интересуюсь политикой, но как наблюдатель, а не как активный ее участник.

Мое отношение к предстоящим выборам – мне не импонирует идеология коммунистов, ЛДПР или Богданова… Но и «Единая Россия» не представляет для меня стройную организацию: это побочный продукт современной политической борьбы за власть. По большому счету они претворяют, по их выражению, план Путина. Мне кажется, что Путин войдет в нашу историю, как политический деятель, который внес в наше общество стабильность.

На другом уроке с первым курсом капитан Шепихин разбирал вопросы государственной власти в России. И если суворовцы показали достаточное понимание государственного устройства, то оказались совершенно беспомощными в знании имен государственных деятелей: кроме президента В.В.Путина не смогли назвать никого из других первых лиц в стране. Видимо, учебные планы должны быть более связаны с жизнью.

 27 января Россия отметила ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ – ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА (1944 ГОД)

МАРШАЛ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПОБЕДЫ

Редакция публикует статью суворовца Санкт-Петербургского суворовского военного училища Михаила Писанова, посвященную Маршалу Советского Союза Л.А.ГОВОРОВУ

В Кировском районе Санкт-Петербурга одна из самых больших улиц носит имя Командующего Ленинградским фронтом в годы Великой Отечественной войны Маршала Советского Союза ГОВОРОВА.

Среди выдающихся полководцев имя ГОВОРОВА занимает особое место. Он принял командование фронтом в 1942 году в самое тяжелое время для осажденного фашистскими захватчиками Ленинграда, организовал оборону города, сорвал планы захватить Ленинград и привел к великой победе – сначала к прорыву вражеской блокады в 1943 году, а затем и к полному снятию блокады в январе 1944 года. День 27 января стал одним из ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ.
Интересна и поучительна биография Маршала.

Леонид Александрович ГОВОРОВ родился 22 февраля 1897 года в одном из самых глухих и бедных уголков России – в селе Бутырки Вятской губернии. Его отец приложил много усилий для того, чтобы Леонид и три его брата получили образование. В 1916 году Леонид окончил реальное училище и поступил в Политехнический институт в столице. Но вскоре был призван в армию и направлен в Константиновское артиллерийское училище.

Октябрь 1917 года застал его в Сибири, где он служил в чине подпоручика, но в марте 1918 года был демобилизован и поехал в город Елабугу работать, помогая родителям. Осенью этого года его призвали в армию Колчака, где он был совсем недолго. В сентябре 1919 года он бежал вместе с группой солдат своей батареи в Томск, где принял участие в восстании против белых в составе боевой рабочей дружины.

В Томске Говоров вступил в Красную Армию и на всю жизнь выбрал путь военного. Во многих сражениях проявил мужество и героизм, неоднократно был ранен и получил свою первую боевую награду – орден Красного Знамени.

Боевую службу он постоянно сочетал с напряженной учебой: в 1933 году он заочно окончил Военную академию имени Фрунзе, изучил немецкий язык, сдав экзамен на военного переводчика.

В 1938 году комбриг Говоров начал преподавать в Артиллерийской академии, начал работать над диссертацией. Вышел его первый труд, посвященный теме атаки и прорыва в укрепленном районе.

В 1940 году Говоров участвует в советско–финской войне, где организовал подготовку прорыва укрепленного района частями Седьмой армии, за что был награжден орденом Красной Звезды, получил звание генерал-майора и должность генерал-инспектора артиллерии.

После начала Великой Отечественной войны он выполнял обязанности начальника артиллерии ряда фронтов и направлений, участвовал в разгроме фашистских войск под Москвой, был награжден орденом Ленина и получил звание генерал-лейтенанта артиллерии.

Вступив в командование Ленинградским фронтом, он стал решать двуединую задачу – облегчить положение население осаджденного города и сорвать планы врага по его захвату. Говоров организовал контрбатарейную борьбу с осадной артиллерией гитлеровцев, усилил привлечение к этой борьбе фронтовой авиации.
Говоров скрупулезно изучал противника и со временем знал расположение его частей по всему кольцу блокады вплоть до батальона. Он умел быстро оценивать обстановку и брал под свой контроль широчайший круг вопросов, связанных с боевой деятельностью всех родов войск, с воспитанием личного состава, с работой тыла и снабжения.
Некоторая сухость и неразговорчивость Говорова сначала воспринималась не как природная особенность, а как выработанная манера обращения. Но каждый, кто общался с ним чаще и дольше, с огромным уважением относился к этому строгому, но человечному человеку.

Войска Ленинградского фронта под руководством Говорова самым тщательным образом совершенствовали оборону, повышая ее устойчивость и живучесть. Готовилось наступление и прорыв блокады Ленинграда.

Для всех, кто работал с Говоровым, хорошей школой было его умение выслушивать все предложения, анализировать их и выбирать самые оптимальные.
При подготовке войск к наступлению, Говоров требовал от командиров соединений, чтобы они, изучив передний край и ближайшую глубину обороны противника, нашли бы в своем тылу примерно такую же местность и на ней тренировали бы войска. Говоров лично проверял готовность к выполнению боевой задачи командиров всех степеней вплоть до командиров батальонов. Особо сложные задачи командующий поставил перед штабом, который на основе разведданных представил ему подробное описание положения противника, что давало возможность определить важность и последовательность выполнения боевой задачи. Говоров требовал провести учения по проведению наступления и сам проверял выполнение.

15 января 1943 года Говоров получил звание генерал-полковника, а две недели спустя был награжден орденом Суворова 1 степени.
Говоров всегда смотрел вперед, в перспективу. У него в кабинете всегда были карты, охватывающие территорию далеко на запад от существующей линии фронта. Там же на столе лежала тетрадь, где было немало его раздумий, планов, задумок будущих операций.

К январю 1944 года, уже генерал армии, Говоров решил нарушить традиционный способ прорыва укрепленной обороны противника и нанес удар не в слабейшем, а в сильном районе обороны на красносельском рубеже. Это открыло путь на Гатчину. Говоров был отмечен вторым орденом Суворова 1 степени.

Планируя июньское наступление на Карельском перешейке, Говорову помогло знание еще по финской войне укреплений на линии Маннергейма.Он учел и то, что противник соорудил еще более мощную линию обороны. Говоров внес существенное изменение в оперативное построение войск фронта. План предусматривал сильный первый удар, затем планомерно и непрерывно усиливался нажим на противника с сохранением превосходства в людях и технике.
Правда, начавшийся утром 14 июня первый штурм был для нас неудачен. Но Говоров не стал снова штурмовать, а переждал несколько дней и подтянул дополнительные войска с тыла. Повторная атака увенчалась полным успехом, а Говоров получил звание Маршала Советского Союза.

Осенью 1944 года войска Ленинградского фронта освободили Эстонию. Говоров, оставаясь командующим Ленинградским фронтом, успешно координировал действия Второго и Третьего прибалтийских фронтов. В январе 1945 года Говоров получил звание Героя Советского Союза, а в мае был награжден орденом «ПОБЕДА».

ЛЕОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОВОРОВ ПО ПРАВУ СТАЛ МАРШАЛОМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ПОБЕДЫ!

 

СУВОРОВЕЦ ХАРИТОНОВ ПОЛУЧИЛ ПРЕМИЮ «КАДЕТСКОЕ БРАТСТВО»

В течение 7 лет в СВУ проводится интересный эксперимент. В 6-й роте ежеквартально вручается премия «Кадетское братство» по рекомендации самих ребят. Кандидатуры суворовцев всегда поддерживаются командованием, что говорит об ответственном подходе к отбору на премию. Беседуем с новым лауреатом премии «Кадетское братство» суворовцем ХАРИТОНОВЫМ.

ХАРИТОНОВ АЛЕКСЕЙ :  Я – петербуржец из Красносельского района. Отец военнослужащий – майор, по его совету я поступил в Суворовское училище. Есть сестра, ей 23 года – преподаватель английского языка. Это помогло и мне овладеть английским языком, тем более, что до Суворовского я учился в английской школе. Мне повезло – здесь тоже очень хороший преподаватель английского языка.
Мама – медсестра, психолог по образованию, работает в городской больнице. Сначала, когда я поступил в Суворовское, мама была не очень довольна, боялась за меня. Сейчас дома все довольны!

Мои учебные дела идут нормально, особенно по гуманитарным предметам. Компьютером владею, правда, по информатике имею пока только четверку.
Я раньше закончил музыкальную школу по классу кларнета и в свободное время люблю музицировать на этом инструменте. Мне нравится музыка Чайковского и Гершвина. Вместе с нашим преподавателем Валентиной Викторовной Фокиной я играю колыбельную из оперы «Порги и Бесс» Гершвина.

У меня есть друзья как среди бывших одноклассников так и среди суворовцев. Самые близкие друзья – во взводе, причем эта дружба зародилась с самого начала моего поступления в училище и мы храним верность этой дружбе. Мне очень приятно было узнать, что взвод выдвинул мою кандидатуру на премию «Кадетское братство». Дело не столько в денежной части премии, а в доверии ребят. За что? Видимо не только за то, что я всегда помогу в учебе, но и просто за добрые отношения. Иногда дружеский совет товарища не менее важен, чем поддержка старших. Я буду и дальше делать все возможное для укрепления нашего братства.
Скоро окончу Суворовское училище, собираюсь поступить в Новосибирское высшее общевойсковое командное училище. Почему в Новосибирск? Одна из причин та, что там поменьше математики, здесь у меня были некоторые трудности с этим делом.

Из наших преподавателей мне нравится преподаватель истории СЛЮСАРЕВА Светлана Александровна. Она очень интересно рассказывает, требовательная и справедливая. Если ты устал после наряда, то на ее уроке не задремать. Мне еще нравится то, что она не навязывает нам свои взгляды, свою позицию, учит нас самих думать.
Ну и конечно, среди моих любимых преподавателей – БОРИСОВА Марина Викторовна, преподаватель английского языка. И не только потому, что я знаю этот язык. Именно поэтому я могу лучше оценить высокое качество ее преподавание языка. У нас в классе есть и другие суворовцы, которые хорошо знают английский язык. Лучше меня…
Это тоже характеризует нашего преподавателя! У нас восстановили право к окончанию училища сдать экзамены и получить звание военного переводчика. Я воспользуюсь этим правом.

В нашем городе я посетил много музеев и театров, но большей частью до поступления в Суворовское училище, где гораздо меньше возможностей пользоваться культурными ценностями Санкт-Петербурга.

Скоро выпуск из училища, училище сильно сплачивает суворовцев, за три года реально понимаешь, как люди, с которыми ты проучился, стали тебе дороги и близки.

 

Говорят суворовцы – первокурсники

ДЬЯКОВ Александр (из Курска)

АЛЕКСАНДР: я уже полгода в СВУ. Очень доволен своей судьбой. Я сознательно выбрал петербургское, а не московское или иное училище. Мне давно уже рассказывали о Санкт-Петербурге мои друзья, которые здесь учатся. Даже ребята из моей школы в Курске: Потемкин Илья, Цыклаков Саша. Многие уже окончили СВУ раньше. Все они говорили, что Санкт-Петербург – это сказочный город, очень красивый и добрый…

Братья Чекулаевы Андрей и Артем , мои земляки окончили училище. Вместе со мной поступили трое из моего класса – Асеевы Ярослав и Станислав. Учусь пока средне, мало занимаюсь самоподготовкой, еще не умею организовать себя. Любимые предметы – это физподготовка, военная подготовка, математика, русский и литература.
Мне нравятся преподаватель физики Андрей Олегович ФАДЕЕВ и преподаватель математики Сергей Александрович ФАДЕЕВ. Они очень понятно объясняют материал, мы чувствуем, как впитываем знания этих предметов.

Хочу сказать, что заметно улучшается питание в нашем училище, скоро и организация питания будет другой, при этом отпадет необходимость суворовцам идти в наряд по кухне, чистить картошку, мыть посуду.

Есть пожелание по спорту – нужны еще тренажеры, маты для борьбы, да и времени больше для спорта… Мы получили в подарок от города новый отличный стадион, губернатор постаралась для нас.

Мой любимый вид спорта – дзюдо, я и раньше занимался 4 года, дома занимал призовые места.

РОДИН Валерий (петербуржец)

ВАЛЕРИЙ: я учусь примерно так же, много троек.

Моя мама живет и работает в Санкт-Петербурге, у нее строительная профессия. Есть два старших брата. Один – Артем Деревянко учится на 4 курсе топографического факультета Академии имени Можайского, он окончил наше СВУ в 2004 году, а другой брат – Яков Родин сейчас учится в нашем училище на 3 курсе.

Мама очень довольна тем, что я здесь учусь, она – врач скорой помощи, у нее очень много работы и ей очень важно спокойствие за нашу судьбу с братьями.
Что мне здесь особенно нравится? Конечно, спорт, футбол. Новый стадион дает новые возможности для таких занятий.

Заметно улучшилось питание, нам вполне хватает еды. Я даже не знаю, чего нам еще не хватает. Пока все лучше того, что мы ранее ожидали.

Что я делаю в увольнении? В основном, гуляю с друзьями, нет времени куда-либо пойти. В некоторый музеи нас уже водили: Петропавловская крепость, Эрмитаж, музей А.В.Суворова

 

КАДЕТЫ ВМЕСТЕ С КУРСАНТАМИ СЛУШАЮТ СИМФОНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

21 февраля в ознаменование праздника ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА в Военном университете и Кадетском корпусе Железнодорожных войск состоялось торжественное собрание и большой концерт. В клубе Университета собрались полторы тысячи курсантов и кадет, в гости к ним приехали в Петергоф 50 музыкантов симфонического оркестра популярной классической музыки Государственной филармонии для детей и юношества.

Оркестр уже много лет проводит цикл симфонических концертов для суворовцев, нахимовцев и кадет. Такие концерты проводились в Суворовском, Нахимовском училищах и в Кадетском ракетно-артиллерийском корпусе. В силу особенностей военной службы, особенно в отдаленных районах страны, для будущих офицеров предоставлялась редкая возможность познакомиться с лучшими произведениями симфонической музыки в исполнении замечательных музыкантов оркестра во-главе с художественным руководителем и главным дирижером оркестра – заслуженным деятелем искусств России ЭДУАРДОМ ГУСТИНЫМ. Вместе с оркестром выступали в кадетских клубах лучшие солисты нашего города – пианисты, певцы, скрипачи, виолончелисты.

Интересно то, что оркестр знакомит ребят с настоящими полными симфоническими концертами, ничего не облегчая миниатюрами или легко воспринимаемыми неподготовленными слушателями простыми произведениями. Задача состоит в том, чтобы просто познакомить ребят с высшей формой музыкальной культуры, привлечь их внимание. Для этого перед концертами делается вступительное слово музыковеда и выдаются слушателям программы концерта с краткими аннотациями.

В петергофском клубе Военного университета были исполнены Концерт для скрипки с оркестром П.И.Чайковского (солистка Юлия БАРАНОВА), Испанский танец П.Сарасате (юные солисты Настя СУРИКОВА и Артем КОЛЕСОВ) и Танец с саблями из балета «ГАЯНЕ» А.Хачатуряна.
Как отметила присутствовавшая на концерте Художественный руководитель Государственной филармонии для детей и юношества Наталия ПАВЛОВА, шквал аплодисментов полутора тысяч слушателей был лучшей наградой для всех исполнителей.

Хочется надеяться, что Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга, руководители учебных заведений Министерства обороны РФ найдут и в дальнейшем возможность шире использовать культурные богатства великого города, в том числе и симфонические оркестры.

Андрей Скворцов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ НЕОБХОДИМА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Совсем скоро во всех учреждениях довузовского военного образования пройдут дни открытых дверей. Сотни мальчишек должны принять окончательное решение поступать или не поступать в кадетские корпуса, нахимовские или суворовские училища.

Плюсов в пользу обучения в таких училищах много. Выпускники Кронштадтского морского кадетского корпуса отмечают, что корпус научил их дружить и ценить дружбу, хорошо ориентироваться в социуме, быть самостоятельными, добиваться поставленной цели. Физическое развитие, дисциплинированность, а также, умение ценить время – тоже немаловажные факторы в пользу обучения в корпусе. Большинство выпускников корпуса продолжают обучение в ВВУЗах страны, получая бесплатное высшее военное образование.

Но есть и минусы. И на первом месте здесь – оторванность от семьи, дома, привычного семейного уюта. Смена обстановки, новые учителя, предметы, строгий распорядок дня, необходимость быть самостоятельным в самообслуживании – всё это существенная нагрузка на эмоционально-волевую сферу. Как пройдет адаптационный период, зависит от многих факторов.

В первую очередь, и это отмечают многие кадеты, всё зависит от настроя, мотивации парня. Если решение учиться в училище принято самостоятельно, а не под нажимом родителей, то стимул обучаться более серьезный. И есть желание преодолеть временные трудности, приспособиться к некоторым неудобствам. Даже малая победа дает ощутимые результаты, повышает самоуважение.

Если же родители настояли и заставляют учиться – растёт обида на них и мальчик всеми средствами стремится показать, что ему плохо. Конечно, со временем, он привыкает ко всему, но обида на родителей остаётся. Такие дети представляют массу неудобств не только офицерам, но и сверстникам. Процесс адаптации у них проходит болезненно, порой это переходит на уровень физического здоровья.

Большая нагрузка ложится на плечи офицеров-воспитателей. Они помогают ребятам адаптироваться новым условиям, как могут. Проблема в том, что их никто не готовил работать с детьми, в ВВУЗах готовят работать с матросами и солдатами. И часто, требования такие же, как к матросам и солдатам, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Особенно ярко это проявляется в 9 – 10 классах. Именно тогда чаще происходят конфликты между кадетами и офицерами. Эти конфликты носят порой скрытый характер. И если воспитательная работа в училище на высоте и мальчишки заняты, а не предоставлены самим себе, конфликты нейтрализуются Успешность обучения зависит от взаимодействия кадет, офицеров, педагогов и родителей.. В противном случае растёт количество правонарушений, повышается отчисляемость по собственному желанию, резко падает успеваемость.

Существенную помощь в данной ситуации могла бы оказать психологическая служба училищ, но штатным расписанием МО РФ она не предусмотрена. Сейчас, когда в сложных современных условиях жизни роль психологов заметно повышается, когда потребность в таких специалистах очень велика, особенно в различных закрытых учреждениях, необходимо срочно создать такие службы в суворовских, нахимовском училищах и кадетских корпусах.

Галина Терновская, психолог.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Редакция выражает крайнее недоумение не только отсутствием в штатном расписании кадетских образовательных учреждениях психологической службы. Вызывает удивление и возмущение легкость, с которой органы народного образования Санкт-Петербурга ликвидировали такую службу в Кронштадтском морском кадетском корпусе. Якобы Закон запрещает городскому бюджету финансировать учреждения федерального подчинения. Значит или закон плохой, или плохое применение этому закону. Тем более, что в Кронштадте кадеты учатся СЕМЬ лет, тем более, что это наши питерские дети и надо исходить из их потребностей, а не потребностей некоторых трактовщиков законодательства.

 

КАДЕТСКИЕ БЫЛИ

собранные и рассказанные И.Лощиловым

Здесь представлены короткие истории из кадетской жизни. Рассказывают их сами кадеты, непрофессиональные литераторы, хотя многие отлично владеют пером. Память более прочно удерживает шалости, чем уныние добропорядочного поведения, вот почему в историях так много озорства. Некоторые черты прежней кадетской жизни с удивительной точностью повторяются в современных военно-учебных заведениях для юношества, что позволило автору, суворовцу «старого закала», добавить к ним картинки из современной кадетской жизни.

Высокие покровители

С именами царствующих особ связано немало событий кадетской жизни. Над каждым столичным корпусом шефствовал либо сам император, либо член царской фамилии. Шефство это было далеко не формальным, оно отражало склонности и личностные качества монархов.

А началось все с указа Анны Иоанновны 29 июня 1731 года об учреждении корпуса кадет, предписывающего обучать их «арифметике, геометрии, рисованию, фортификации, артиллерии, шпажескому действу, на лошадях ездить и прочему к воинскому искусству потребным наукам. А понеже не каждого человека природа к одному воинскому склонна, тако ж и в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение: того рода иметь при том учителей чужестранных языков, юриспруденции, танцеванию, музыке и прочих полезных наук, дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять...»

С этих пор жизнь кадет находилась под пристальным высочайшим вниманием. Елизавета Петровна имела веселый нрав и отличалась набожностью. Она не пропускала ни одного театрального представления в кадетском корпусе, определила туда на обучение Волкова и нескольких членов из его ярославской труппы, на основе которой был впоследствии создан первый театр. Императрица часто посещала также корпусную церковь и собственноручно расшила ризу ее священника.

Екатерина II, задавшаяся целью вывести «новую породу» людей, необходимую для управления будущей Россией, дала начало гуманистическому направлению воспитания юношества и часто приглашала кадет во дворец для нравоучительных бесед. «Напрасно думают, – говорила она, – что мои кадеты приготовляются единственно для войны… Мои кадеты сделаются кем пожелают быть, и выберут себе поприще по своим вкусам и склонностям». И правда, воспитанники I кадетского, по свидетельству историка, занимали тогда первейшие места не только в армии, но и в государстве, заседая в сенате, управляя наместничествами, возглавляя правительственные учреждения, что дало право императрице назвать его «рассадником великих людей России».

В противоречивой натуре Павла I строгость и мелочная придирчивость соседствовала с заботой об обездоленных детях, что выразилось в учреждении Императорского сиротского дома и его провинциальных отделений. При его сыне Александре I был принят «План военного воспитания», которым предписывалось создать 10 военных училищ: в столице и губернских городах, а также приготовительные военные школы. Огромную роль в развертывании сети губернских училищ сыграло местное дворянство, к которому Александр I сделал личное обращение. Оно считало делом чести организовать собственные школы, значительно расширив первоначальную географию «Плана военного воспитания». Пожертвования пошли со всей России и были различного достоинства: от нескольких тысяч до нескольких рублей. Кроме денег жертвовался лес, кирпич, недвижимость, выделялась рабочая сила. Общая сумма пожертвований составила 890 тыс. рублей, существенно превысив первоначальную смету.
Николай I был сторонником сурового воинского воспитания юношей. Он держал своих сыновей в строгости, а наследника на некоторое время определил в кадетский корпус, дабы тот научился жить в коллективе, причем требовал, чтобы ему не делали никаких поблажек. Кстати, за годы его правления в России было учреждено 15 новых кадетских корпусов – больше, чем при каком-либо другом монархе. Об этом времени сохранилось немало забавных историй, в которых проявлялась его прямая, а иногда грубоватая натура. Вот одна из них.

Один чиновник, желая отдать сына в кадетский корпус, написал императору письмо, но не знал, как к нему обратиться. Кто-то посоветовал употребить слово «Августейший», но пока он раздумывал, наступил сентябрь, и чиновник по зрелому размышлению заменил титул на «Сентябрейший». Резолюция Николая относительно сына чиновника была такова: «Принять и учить на казенный счет, дабы не был таким дураком, как его отец».

Благожелательное отношение Николая I к военному образованию было оценено по достоинству. Его именем были названы кадетский корпус, открывшийся в Петербурге в 1864 году на Мойке, а также еще три военно-учебных заведения Петербурга.

При его сыне Александре II произошла военная реформа, кардинально изменившая систему военного образования. Император, посещавший в юности Пажеский корпус, не понаслышке был знаком с основами кадетского воспитания и благоволил кадетам. Один из учащихся 2-го кадетского корпуса, отмечавшего в 1862 году столетний юбилей, вспоминает: «Корпус был удостоен приглашения на обед к высочайшему столу. Августейший хозяин любил кадет и угостил их так, что пришлось распускать пояса, а в корпус возвращались с распухшими карманами и пакетами со всякими сладостями.

До сих пор помню этот обед и происшествие с артишоками. Их никто не умел есть: пробовали, дрянь какая-то. Но государь ходил между столами и подбадривал кадет: «Кушайте, кушайте, не стесняйтесь, дети». Пришлось есть... грызли вместе с колючками. Государь заметил это, рассмеялся и приказал воспитателям показать кадетам, как надо есть. Среди воспитателей нашелся только один, который их «едал». Он стал ходить между столами и показывать.

Император Николай II приветствует кадет Морского

корпуса во время парада на Марсовом поле 1903 г.

На столах стояли бутылки с вином. Кадеты боязливо поглядывали на воспитателей: можно пить или нет? Государь и это заметил – «пейте за мое здоровье». Один кадет приналег и напился. Стал бестолково смеяться и кричать «ура». Его отправили с дядькой в корпус, прямо в карцер.

В конце обеда государь поинтересовался, что с ним сделают? Директор успокоил его, сказав, что он будет наказан строжайшим образом и уже сидит в карцере. Государь приказал выпустить его и не наказывать. «Он мой гость, я его напоил, вина моя. Никаких наказаний».

Николай II отличался простотой в обращении с подданными и часто посещал кадетские корпуса, не дожидаясь торжественных дней. Об одном из таких посещений рассказывает кадет I кадетского корпуса А.Ветлиц.

«В то время государь с императрицей посещали наш корпус почти ежегодно. Как сейчас помню тот день. Был у нас урок алгебры, меня вызвали к доске отвечать бином Ньютона. Откровенно сознаюсь, ни в то время, ни сейчас я об этом биноме не имел и не имею никакого понятия… Влетает дежурный офицер и объявляет, что император и императрица пожаловали в корпус. При этом известии все кадеты подтянулись, а головы сами собой повернулись к двери, откуда должны были войти царь с царицей. Я же, обратившись в истукана, не знал, что мне делать. Учитель, поняв мое состояние, приказал садиться.

Только что, счастливый от прошедшей благополучно беды, я добрался до своей парты, как вошел государь, и государыня тотчас же села на поданный стул в двух шагах от меня, а государь, подойдя ко мне, взял учебник алгебры и стал его перелистывать. Страха у меня как ни бывало. Я тотчас вскочил и громко доложил его величеству, что задан «бином Ньютона». Царь оторвался от книги и стал меня рассматривать. В это время его взгляд остановился на моей футбольной фуражке, во всей своей красе с вырванной подкладкой, сломанным козырьком и замазанной охрой, которой натирали полы, скромно лежавшей на парте. Царь взял ее в руки и начал рассматривать, качая головой и улыбаясь. Когда же дело дошло до козырька, он просто рассмеялся. На козырьке очень разборчиво сохранилась надпись: «не тронь милашка, не твоя фуражка». Очнулся я от всех переживаний, когда их величества садились в коляску, заложенную парой чудных рысаков-великанов. Богатырь кучер с колодкою медалей на груди еле их одергивал. Вся кадетня, больше 500 человек, бросилась с криком «ура» за коляской. Не соображая ничего от охватившего меня восторга, я летел одним из первых, рядом с коляской. Каждому из нас хотелось быть ближе к обожаемому монарху и в получившейся от этого свалке многие упали.

Заметив это, император приказал кучеру ехать тише, а сам стал придерживать кадет, влезших на подножку экипажа... Царь остановил лошадей и, поблагодарив нас, поехал через Неву во дворец. Мы же, счастливые до предела, вернулись в корпус…»

А теперь задумаемся над прочитанным.

Императрица Елизавета, собственноручно расшивающая ризу для корпусного священника и посещающая все кадетские спектакли; Александр II, прогуливающийся меж кадетских столов и учащий своих юных гостей управляться неведомыми лакомствами; Николай II, заглянувший на урок в кадетский корпус и заботливо поддерживающий кадет, осмелившихся забраться к нему в коляску…

Не Бог весть какие поступки, но они остаются в людской памяти дольше, чем самые прекрасные намерения и сказанные слова. Хорошо бы и нынешним высоким властям знать об этом простом правиле.

Продолжение следует.

СТРАННАЯ ПЕДАГОГИКА

В редакцию обратился военнослужащий – постоянный читатель нашей газеты, сообщил о том, как ему испортили праздник День защитников Отечества. Традиционно в этот день его жена готовит праздничный обед, на который вместе с сыном – воспитанником одной из «кадеток» приходят два его товарища по взводу. Мальчики хорошо учатся, дисциплинированны, активно занимаются спортом, один из них – командир отделения. Поэтому не ожидалось никаких проблем с увольнением. Правда накануне сообщили, что 23 февраля они будут заняты какими-то парадными мероприятиями и обед перенесли на воскресенье 24 февраля.

24 февраля никто из парней не пришел на обед. «Мудрый педагог» командир учебной роты приказал никого не отпускать в увольнение, в том числе отличников и передовиков. Все 100 человек остались праздновать в казарме! Причина – недисциплинированность некоторых ребят. Праздник был испорчен не только ребятам, но и их родителям, которым в голову не могло прийти, что кадетская педагогика предусматривает коллективные наказания. Оказалось, что в этой роте не только коллективно лишают увольнений, но и увольняют в воскресенье только на три-четыре часа, заставляя заниматься самоподготовкой не только отстающих, но и отличников. Непонятно, как можно в большом городе, где иногда на дорогу домой и обратно требуется три часа, навестить родителей, пообедать с мамой и в хорошем настроении вернуться в класс, чтобы заниматься самоподготовкой. Конечно, ни о каком посещении театра или музея с родителями не может быть и речи!

Сын офицера рассказывает дома, что в виде коллективного наказания постоянно применяются издевательские методы двадцатикратных приседаний, пробежек, нарядов на хозяйственные работы и прочие далеко не педагогические способы.

В общем, в этой роте (да и в некоторых других ) педагогические знания не являются главным качеством воспитателей, которых стали иногда подбирать совсем по другим принципам.

РАССКАЗЫВАЕТ УЧИТЕЛЬ СВУ Тимохова Людмила Алексеевна

Окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета. Преподает русский язык и литературу. В СВУ с 1987 года

 

Корреспондент «ПК»: Как изменились ребята за 20 лет Вашей работы в училище?

Л.Тимохова: Многое в ребятах изменилось, они стали более свободными, как в мыслях, так и в действиях. У них теперь более самостоятельные суждения, хотя эти суждения полезно направлять, иначе такая свобода может привести неизвестно куда. Что стало хуже? Они стали менее ответственны за подготовку к занятиям, за работу на уроке. Видимо, у некоторых отсутствует внутренняя мотивация. У ребят с более сложной судьбой до училища, из детдомов, заметно больше стремления добиться конкретных результатов. Не секрет, что некоторые дети у нас прикрыты родителями, которые иногда во вред детям решают за них проблемы. Зачем суворовцу решать свои проблемы, если приедет папа и решит за него все проблемы?

На наших ребятах тоже заметно общее снижение уровня образования, начитанности. Увеличилось количество ошибок в сочинениях, При относительной нашей «норме» в 4 ошибки, некоторые суворовцы ухитряются делать до 75 ошибок в диктанте. Как школьный учитель я с этим справиться не могу.

ПК: Чем все-таки вы объясняете это?

Л.Т.: Такое снижение грамотности можно объяснить многим, начиная от плохой экологии и родовых травм до невнимания родителей к этой стороне развития своего ребенка. Не всегда школьные оценки соответствовали истинному уровню образования детей, а родителей устраивали эти положительные оценки.

ПК: Читают очень мало.

Л.Т.: Да, это просто трагедия. Но у меня раньше были ребята, которые много читали, но и ошибок делали тоже много. Это не панацея! Но чтение, конечно, дает хорошую зрительную память и просто облагораживает. Опять-таки снижение интереса к чтению – это общая тенденция.

Для меня самой главной проблемой является нежелание некоторых суворовцев мыслить самостоятельно. Если он не готов к уроку, то хотя бы подумал над вариантами ответа на вопросы. Леность мысли!

ПК: Что вы считаете сейчас главным недостатком в обучении суворовцев? Во внеклассной работе?

Л.Т.: На одном из педсоветов я говорила, что мы недостаточно работаем с интернатами, детскими домами. А ведь мы были созданы в первую очередь для этих детей. Не для детей бизнесменов, юристов, экономистов, которые скорее всего будут стремиться пойти именно в этих направлениях своей будущей деятельности. Армия является своеобразным социальным лифтом для ребят. Я предлагала вместе с суворовцами поехать в интернаты и рассказать об училище, показать фильмы..

ПК: Как вы относитесь к тому, что есть пожелания в дальнейшем готовить в кадетских учреждениях не только будущих военных, но и вообще государственную элиту: как военную, так и гражданскую?

Л.Т.: Я отношусь к этому положительно, тем более, что в 13 лет мальчик не всегда может правильно определить свои возможности и свои желания. Даже ребята из военных семей иногда совсем не готовы к будущей военной профессии. Я думаю, что будет отчасти правильно, если отказаться от обязательной подготовки только будущих военных.

Еще не хватает более строгого подхода к обучению суворовцев, раньше более строго спрашивали за самоподготовку как с суворовцев, так и с их командиров. Если появлялась запись, что «Иванов не готов к уроку» или «взвод не готов к уроку», то были строгие меры вплоть до лишения увольнений. Когда сейчас командир решает вопрос – уборка территории или самоподготовка, то превалирует решение в пользу уборки.

У нас хорошо поставлено дело со спортом, в театры, музеи мы тоже ходим. Вот жаль, что в этом году отменили самодеятельность из-за недостатка времени для учебы (после длительных каникул). Даже сделали по 7 уроков ежедневно!

ПК: А вы, как педагог с большим стажем не видите ли какой-то другой выход, вместо семи уроков, которые явно перегружают мальчишек?

Л.Т.: У меня как у преподавателя старой школы, старой закваски, нет ощущения, что они перезагружены. Мы ведь проводили факультативы и дополнительные занятия тоже на седьмом уроке. Когда меня спрашивают, как теперь проводить дополнительные занятия, я отвечаю, что теперь надо так заниматься, чтобы отпала потребность в этих дополнительных занятиях.

ПК: Но ведь, например, в Суворовском училище МВД в воскресенье совсем нет обязательной самоподготовки, в кадетском корпусе железнодорожных войск тоже не перегружают ребят обязательными занятиями, уделяя больше времени спортивной и культурно-воспитательной работе. Они широко используют огромные возможности нашей культурной столицы (в гораздо более трудных условиях – на окраине города и в Петергофе). И обратите внимание, там ребята выглядят и в учебе неплохо! Почему вы хотите, чтобы занятость суворовцев определялась только учебной работой? Неужели для вас важнее, чтобы суворовец знал биографию писателя и не умел, да и не хотел научиться читать стихи этого писателя в самодеятельности, сыграть произведения наших замечательных композиторов, побывать не только в музее Суворова, но и во многих квартирах-музеях писателей? Посмотреть в наших замечательных театрах произведения Великих писателей?

Л.Т.: Я не случайно сказала, что я представитель старой школы, я помню времена, когда не было обязательных увольнений один раз в месяц, когда ребенок, если у него двойки, сидел полгода без увольнения, не вылезая из училища! Я знаю мнение одного из наших преподавателей – бывшего суворовца, который полгода из-за математики сидел в училище, а когда потом ему это надоело, он сел и выучил математику.

А теперь у нас против двоечников нет никакого приема! Я не думаю, что они перезагружены. Есть и такая опасность: мы стали их называть «мальчики», «дети», «ребята», а не «товарищ суворовец» , как раньше.

Мы ведь в военной системе и нам нужны такие офицеры, которые умеют грамотно организовать взвод, выстроить эту работу, командовать так, чтобы быть примером. С другой стороны надо решать чисто человеческие задачи.

Почему иногда командиры наказывают пробежкой или приседаниями? Я однажды спросила командира взвода: «не лучше ли посадить взвод в классе на дополнительные занятия?» Ответ был классическим: «В классе тепло и они уснут, наказания не получится, а во время пробежки не уснут»». Все должно быть индивидуально.

А.Эмиров в спортзале

В СПОРТЗАЛЕ СВУ

В спортивном зале СВУ идут соревнования между второй и шестой ротами по баскетболу. Сижу вместе с суворовцами-болельщиками на низкой скамеечке и пытаюсь разговаривать с ребятами. Это сделать трудно из-за непрерывного крика сторонников то одной, то другой команды.

После недавнего капитального ремонта спортзал сияет удивительной красотой. Этот бывший манеж Пажеского корпуса огромен. Очень высокие потолки, большие окна, много воздуха и света. Здесь одновременно с спортивными играми проводятся занятия гимнастов, борцов, различных других спортивных секций. Недавно отремонтирован бассейн…

Мой сосед по скамейке второкурсник Артем ЭМИРОВ рассказывает, что приехал из Выборга:
«Мой отец – начальник медчасти, майор медицинской службы, он окончил Военно.-медицинскую академию. Брат – Тимур окончил наше Суворовское училище, сейчас учится в Военной академии связи. Он сыграл большую роль в моем желании поступить в Суворовское училище. Тем более, что я с детства хотел быть военным. Может быть после окончания Суворовского пойду за братом в Академию связи.

Учусь хорошо и отлично, из предметов больше всего нравятся русский язык и литература, а также физическая подготовка. Почему нравится русский язык и литература? Скорее всего потому, что преподаватель Людмила Алексеевна Тимохова замечательно ведет занятия, она находит путь к сердцу и разуму каждого суворовца и у нее трудно слабо учиться. Мне нравится и преподаватель английского языка  – Софья Александровна АЛЕКСЕЕВА. Говорят, что после окончания училища и экзамена по языку, дадут удостоверение военного переводчика.

Я люблю спорт, особенно баскетбол, но для спорта все же остается мало времени.»

Борис Александров

Упражнение с гирями

 

«Пускай тебя со мною рядом нет...»

ЛЮБИМОЙ МАМЕ

Нашей учительнице

Пускай тебя со мною рядом нет,
И не увижу, может, боле...
Я в сердце место сохраню для боли,
Встречая в одиночестве рассвет.

Пускай тебя со мною рядом нет,
Передо мною образ тихий, нежный,
Я в утонувший горизонт смотрю с надеждой,
Что в глубине души увижу яркий свет.

Пускай тебя со мною рядом нет,
Ты ангелом спустись ко мне из рая,
Я в пустоте у пропасти, у края...
Хранитель мой, спаси меня от бед!

Пускай тебя со мною рядом нет,
Я на коленях чувства не укрою,
И памятью, и мыслями с тобою
Мы сохраним любовь на много лет.

Пускай тебя со мною рядом нет,
И не увижу, может, боле...
Я в сердце место сохраню для боли,
Встречая в одиночестве рассвет
Ты подарила солнца свет,
Заботу, ласку, нежность и любовь.
Мне никого тебя дороже нет
Я горд, что в моих жилах твоя кровь!.

Ты не жалела для меня ни сна,
Ни денег, ни последнюю еду.
Я без тебя совсем с ума сойду,
Я без тебя ну просто пропаду.

Ты, мамочка, за всё меня прости,
За грубость, глупость, за ужасный нрав,
За все обиды, что успел я нанести,
Я знаю, я так часто был не прав.

За все твои слезинки я готов
Вымаливать прощенье на коленях.
Прости, что я свою сыновнюю любовь
Пытаюсь выразить одним стихотвореньем.

Сейчас, когда ты очень далеко
Поверь, я сильно по тебе скучаю.
Но я когда вернусь – все будет хорошо…
Целую, с восьмым марта поздравляю!
Наш любимый урок начинается.
По команде мы дружно встаём
И каждый из нас улыбается,
Зная, что будет потом.

В кабинете дверь отворяется,
Солнца свет наполняет класс,
Нежный голос вперёд вырывается,
Здороваясь с каждым из нас.

Вы идёте, звеня каблучками,
Все ребята «Смирно!» стоят,
Вот звонок прозвенел, и Вы с нами!
И опять сердца говорят.

Вы великий человек, просветительница!
И мы с Вами пойдём до конца,
Людмила Алексеевна, Вы учительница
На все поколения и времена!

Спасибо, что Вы есть на белом свете!
Спасибо, что взываете к душе, к сердцам, к умам,
Такая Вы одна...на всей планете
Мы любим Вас! И дороги Вы нам!

Суворовец Борисов Павел

Вице-сержант Силкин Антон

Суворовец Барсамов Никита

 

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБОРОНЫ РОССИИ)

НАПРАВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

г.Москва, 105175 января  2008 г. МО от 21.01.2008 г.

 

Учредителю и главному редактору газет

«Петербургское кадетство» и «Петербургский разговор»,

исполняющему обязанности председателя Совета попечителей СВУ,

профессору В.А.СОКОЛОВУ - ХИТРОВО

190000, г. Санкт-Петербург, пер. Гривцова, 10.

 

     Ваше обращение в адрес начальника Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации по поручению рассмотрено в Направлении военного образования Военно-Морского Флота.

Разделяя Вашу обеспокоенность судьбой Кронштадтского морского кадетского корпуса, информирую Вас, что Правительством Российской Федерации, Министерством обороны РФ в 2008 году спланированы и осуществляются мероприятия по повышению статуса суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских корпусов Министерства обороны Российской федерации. В результате существенно улучшатся условия проживания, питания и досуга воспитанников, повысится качество образовательного процесса.

Между Военно-Морским Флотом и Правительством г. Санкт - Петербурга установлены тесные деловые отношения, которые позволяли и будут позволять дополнительно привлекать из бюджета города материальные средства для повышения качества подготовки воспитанников Кронштадтского морского кадетского корпуса, в первую очередь в вопросах досуга, питания, развития учебно-материальной базы.

ВрИО начальника направления капитан 1 ранга Р. Мамашев