№ 4-5 (13-14)

июль 2008

 

Адрес редакции и издательства

190000, Санкт-Петербург, пер. Гривцова 10, РГО

Тел: 925-99-82

E-mail: sokolov.vlad@mail.ru

www.piterkadet.ru           www.ruscadet.ru

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

ШЕФУ-ПОПЕЧИТЕЛЮ ВСЕХ КАДЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ ГОСПОДИНУ МИРОНОВУ С.М.

 

 Уважаемый Сергей Михайлович!

В последний год произошло заметное улучшение в жизни суворовских, нахимовского училищ и кадетских корпусов Министерства обороны. Весьма улучшилось питание, вводится новая система организации питания, повысилось денежное содержание(с пластиковыми картами), проведены ремонты зданий и внутренних помещений, работы по озеленению, заново оборудованы классы, спортивные залы, стадионы, внедряется компьютеризация… Заметно повысился уровень общеобразовательной подготовки, растут спортивные достижения.

Идет подготовка к серьезным реформам кадетского образования и воспитания. Но что тревожит?

При обсуждении сути реформ говорят о сроках обучения, о подчиненности училищ и корпусов, о правомерности деятельности кадетских учреждений в не военных ведомствах и их форме одежды. Спорят об учебных программах, о праве их изменять на местах, об уроках и самоподготовке, о спорте, о лагерных сборах, об уровнях военной подготовки…

Все это хорошо, полезно, необходимо…

Но почему же выглядит второстепенной воспитательная работа?

Формально есть заместители начальников по воспитательной работе (в некоторых училищах и корпусах почему-то они часто меняются с большими перерывами до вступления в должность новых!). Формально есть офицеры-ВОСПИТАТЕЛИ, даже иногда с дипломами педагогов. Однако, с педагогикой дело обстоит неважно.

Военные вузы готовят офицеров для работы не с детьми (каковыми по всем законам являются кадеты до 18 лет), а с солдатами. И основная работа военных воспитателей направлена не на воспитание детей, а на военную подготовку будущих курсантов.

Воинские уставы зачастую становятся не предметом изучения, а основой выполнения. Работа офицеров - воспитателей оценивается начальниками и проверяющими по оценкам кадет по:

- учебным предметам,

- количеству взысканий,

- спортивным достижениям.

При этом уровень культуры кадет не является важным показателем и зачастую вообще не проверяется. Патриотическое воспитание строится на примерах героев различных войн, на биографиях полководцев. А ведь патриотизм, любовь к родине и готовность защищать ее с достоинством и честью, можно и нужно воспитывать не только на военных подвигах, но и на рассказах о природных и культурных богатствах родной страны, ее науке, литературе, искусстве, политике и экономике…

Удивительно, но некоторые выпускники кадетских учреждений за три года обучения в Санкт-Петер­бурге ни разу не были в одном из величайших музеев мира - в Русском музее, не знают многих других культурных богатств культурной столицы.

Ребята объясняют свою культурную безграмотность тем, что от них требуют только хорошей учебы, дисциплинированности и спортивных достижений. Театры, музеи, памятники культуры в этот список требований не входят, да и времени на это нет!

Не готовят мальчишек к различным жизненным трудностям, к стрессам, к возможным разочарованиям, к несчастьям, которые могут встретиться после выпуска. Штатные должности психологов не нравятся некоторым начальникам и сотрудникам «кадеток». Психологов загружают непрофессиональной писаниной и даже просто сокращают.

В 2008 году, выступая с Посланием к Законодательному Собранию Санкт-Петербурга, Губернатор МАТВИЕНКО Валентина Ивановна сделала очень важное заявление: «Петербургская школа меняется на наших глазах. Неизменным при этом остается лидерство Петербурга по качеству образования. Но знаете в чем упрекают нас психологи и социологи? В том, что мы даем знания, но не готовим детей к реальной жизни, в которой есть, к сожалению, место конфликтам, агрессии, стрессу и дурному влиянию. Без учителя, без талантливого воспитателя одной семье с этим не справиться. К сожалению. мы не можем сказать, что нашей школе уже удалось поднять качество воспитания до качества образования. Качественное образование и культурная среда - вот что определяет конкурентоспособность нашего человеческого капитала».

Эти слова Губернатора культурной столицы имеют прямое отношение и к кадетским учреждениям! Президент России, глава Правительства и Вы неоднократно также подчеркивали необходимость высокого культурного уровня наших военных кадров. Культурное воспитание суворовцев, нахимовцев и кадет заложит основу культурного уровня будущих офицеров.

Газета «Петербургское кадетство» располагает фактами не только слабой постановки культурного воспитания в «кадетках», но фактами прямого противодействия некоторых «воспитателей» использованию богатств культурной столицы: «нет времени», «лучше заниматься больше спортом и военной подготовкой»… Такие «воспитатели» не заинтересованы посещать театры, музеи, концерты и выставки со своими воспитанниками, особенно если это классические произведения. Еще хуже то, что они и сами со своими семьями не находят времени для постоянного знакомства с культурными богатствами Санкт-Петербурга.

С недостатками культурного воспитания связаны и недостатки патриотического воспитания. Пора понять, что патриотов нельзя воспитать только примерами военного патриотизма. Только если вся система образования и воспитания будет иметь целью подготовку настоящих патриотов России, задача будет выполнена!

 

Сергей Михайлович!

Вношу предложение провести под Вашим руководством специальный «круглый стол» по затронутым выше вопросам. Надо хорошо продумать состав участников: совсем не обязательно ориентироваться только на бывших суворовцев, нахимовцев и кадет. Прежде всего, это должны быть педагоги, ученые, офицеры и генералы, имеющие богатый опыт работы в учебных заведениях, творческие работники учреждений культуры, искусства. Думаю, что было бы полезно посадить за такой «круглый стол» и самих мальчишек - старшекурсников «кадеток». В России уже есть опыт привлечения детей и подростков к обсуждению важных государственных проблем!

Что было бы полезно сделать немедленно?

1. На правительственном уровне определить, что речь идет о кадетском воспитании и обучении в кадетских образовательных учреждениях Министерства
обороны РФ не юных солдат и матросов, а ДЕТЕЙ.

2. Вопросы культурного воспитания с полным использованием культурных богатств городов расположения «кадеток» внести в планы обучения и воспитания. Почему бы перед переводом ребят на выпускной курс не принять у них зачет по вопросам культуры? Найти возможность увеличения количества учебных часов на пре­подавание иностранных языков, информатики, этики и эстетики. Предоставить право Педагогическим советам и начальникам учебных заведений самим решать вопросы об изменениях учебного плана.

3. Решить главный вопрос - О КАДРАХ офицеров, преподавателей и воспитателей, работающих в кадетских учреждениях. Что это значит? Надо заинтересовать материально и морально наиболее подготовленных людей, имеющих педагогический опыт и знания: заметно повысить зарплату, штатные категории, предоставить нуждающимся служебную жилплощадь и т.д.

Начальники училищ и корпусов должны иметь генеральские или адмиральские погоны. Остальные начальники - соответственно.

Воинскими званиями, зарплатой, другими статусными факторами надо поднять уровень заместителей начальников по воспитательной работе, не допускать длительного отсутствия назначения на эти должности в «кадетках».

При подготовке «круглого стола» наверняка появятся много других предложений, направленных на улучшение обучения и воспитания ребят в военных мундирах.

И еще одно пожелание: Вы, Сергей Михайлович, являетесь теперь главным шефом-попечителем всех кадет. Когда-то в России на такой должности был Великий Князь Константин Константинович, которого называли отцом всех кадет. Если Вы будете опираться на руководителей Советов попечителей и сами Советы всех училищ и корпусов, то они смогут быть проводниками на местах всех важных решений по обучению и воспитанию суворовцев, нахимовцев и кадет. Поэтому было бы полезно в удобное для Вас время собрать в Санкт-Петербурге (здесь 8 училищ и корпусов) совещание всех председателей Советов попечителей, обсудить затронутые вопросы, создать Совет председателей и дальше работать под Вашим руководством.

Главный редактор,

профессор Академии проблем безопасности,обороны и правопорядка,

подполковник в отставке Владимир СОКОЛОВ-ХИТРОВО

 

ГОЛОС ИЗ 1947 ГОДА

Выпускник Воронежского СВУ Г.М.Лёшин

отыскал в архивах письмо Неёлова Николая Сергеевича (начальника учебной части ТбСВУ)

начальнику ГУК ВС генерал-полковнику Голикову Ф. И.,написанное в 1947 году.

«Поскольку дальнейшая подготовка суворовцев после окончания ими Суворовских училищ является одним из элементов общей системы подготовки офицерских кадров, считаю необходимым доложить Вам свои соображения в этом вопросе.

1. Я очень долго думал о дальнейшем обучении оканчивающего Суворовское училище юноши в системе военных училищ, так как нахожу огромную разницу между обучением и воспитанием в школах министерства просвещения и таковыми же в суворовских училищах.

Юноша из Суворовского училища придет в военное училище с уже определившимися у него традициями военного порядка. Наш воспитанник хорошо знает строй, физически натренирован, приучен к опрятности, аккуратности, подтянутости. Он будет владеть одним из иностранных языков, уметь вести себя в любом обществе, хорошо танцевать. Эти, на первый взгляд, небольшие качества будут его резко выделять в среде юношей, пришедших в военное училище из школ министерства просвещения. Причем, это выделение в лучшую сторону отбрасывает опасения, что наш суворовец растворится в общей массе курсантов. Да это и недопустимо, так как наша задача заключается именно в том, чтобы суворовец задавал тон в военном училище и был примером, образцом для всех остальных курсантов.

Более сложным (после первого выпуска суворовских училищ) будет вопрос с кадрами постоянного состава в военных училищах, куда будут направляться суворовцы. Нужно прямо сказать, что в подавляющем большинстве случаев подбор кадров для суворовских училищ был произведен исключительно хорошо. Этому делу со стороны ГУК МВС было уделено большое внимание. Работая уже три года в одном и том же училище, я это сегодня отчетливо вижу.

Вполне понятно, что Армия не имела в своем распоряжении готовых кадров руководителей и воспитателей для закрытых военно-учебных заведений нового типа, но те кадры, которые в условиях военного времени были найдены, проверены и направлены в суворовские училища, себя, бесспорно и в основном, оправдали.

Совершенно иначе будет обстоять дело с кадрами постоянного состава ныне существующих военных училищ, в которые будут направлены воспитанники 9-ти суворовских училищ, оканчивающие их в 1948 году. Офицерско-преподавательский состав военных училищ не знает жизни и правил внутреннего распорядка Суворовских училищ, не знает нашей системы воспитания и наших традиций, которые, правда, только начинают складываться. И вот, при таком положении совершенно неизбежны всякого рода неприятности, а подчас и разочарования наших воспитанников в военной службе. Поскольку мы имеем дело с молодыми людьми, а не с уже сложившимся человеком, то первое впечатление, зачастую, играет основную роль в рассуждениях юноши о своей профессии. Как будет обидно, если все наши труды по подготовке суворовцев к пожизненной воинской службе пропадут даром!

Поверьте, тов. генерал-полковник, я лично испытываю гордость быть руководителем учебного процесса в суворовском училище. Плохо ли, хорошо ли я выполняю свои задачи, судить не мне. Вам это лучше известно. Но одно скажу как офицер: я живу одной жизнью с воспитанниками, и это мне помогает в работе. Как и то, что я сам в свое время был в их положении и потому хорошо знаю все тонкости жизни и особенности мира детей, воспитывающихся в закрытом военно-учебном заведении.

2. Продолжая свою мысль о кадрах постоянного состава военных училищ, в которые будут выпускаться суворовцы, считаю необходимым в целях сохранения всех тех хороших традиций и правил, которые прививаются суворовцам, начальником военного училища назначить одного из начальников Суворовских училищ, а командирами батальонов - лучших командиров рот Суворовских училищ. Сделать это будет нетрудно, так как в 1948 году будет первый выпуск из Военно-педагогического института, и следовательно, можно будет безболезненно взять из Суворовских училищ несколько командиров рот, на их место выдвинуть лучших офицеров-вос­питателей, а последних заместить офицерами-воспитателями, окончившими ВПИ.

Вопрос это чрезвычайно серьёзный, так как самое опасное в воспитании ребенка, а тем более юноши - это когда он видит, что его воспитатель по своей общей подготовке стоит ниже воспитуемого. Во всяком случае, грамотность и общая культура юноши, окончившего Суворовское училище, потребует от его начальника в военном училище не меньшей культуры и грамотности. Бесспорно, со временем, когда и в военных училищах их постоянный состав будет укомплектовываться лучшими офицерами, окончившими суворовское училище, это несоответствие уровня подготовки воспитателей уровню подготовки воспитанников устранится. Но сейчас, когда через год состоится лишь первый выпуск девяти СВУ, этот вопрос, как мне кажется, стоит особенно остро. Судить о работе Суворовских училищ будут не по курсанту, прибывшему из суворовского училища, а по практической работе каждого нашего воспитанника в офицерском звании, когда ему будут доверены люди и техника. И если не влить в военные училища руководителей из суворовских, то суворовец растворится в общей массе, забудет славные традиции, и о степени подготовки его именно в суворовском военном училище может создаться ложное представление.

 Начальник учебного отдела Тамбовского СВУ полковник Неёлов Н. С.»

ОТ РЕДАКЦИИ: мы публикуем письмо полковника Неёлова как информацию к размышлению.

Смысл этого письма вряд ли дошёл до адресата, поскольку первым выпускникам СВУ пришлось пройти много несправедливостей и неадекватного отношения со стороны командиров, преодолевая зависть сослуживцев. Возможно, что открытие суворовских офицерских училищ было реакцией на это письмо. А через 15 лет после этого письма была опубликована в «Известиях» статья Б.Изюмского (автор повести «Алые погоны») «Военная косточка», в которой он недоумевал, почему выпускникам СВУ не дают право выбирать для дальнейшей своей учебы любое военно-учебное заведение. Заслуга же первых выпускников в том, что они прорубили дорогу всем последующим поколениям суворовцев и сохранили верность нашим традициям.

Сегодня приходится ставить вопрос о кадрах самих кадетских образовательных учреждений, где качество воспитания зачастую отстает от качества образования.

 

21 АВГУСТА 2008 ГОДА - 65 ЛЕТ ОБРАЗОВАНИЯ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ

 

Встреча руководства Российского кадетского братства и Московского суворовско-нахимовского содружества.

8 июля 2008 г. в офисе Общероссийской общественной организации «Российское кадетское братство» (РКБ) состоялась встреча Руководства РКБ и членов Совета московского суворовско-нахимовского содружества (МСНС) во главе с первым заместителем председателя МСНС Ю.М. Лавринцом. В ходе состоявшейся беседы Председатель РКБ В.Л. Манилов довёл до участников встречи план проведения «Российским кадетским братством» торжественного заседания в связи с празднованием 65-летия образования Суворовских военных училищ 21 августа 2008 года.

Были выслушаны мнения и пожелания членов Совета МСНС, ещё раз подтверждено, что торжественное заседание и все сопутствующие мероприятия проводит РКБ, а активисты и члены МСНС, ветераны-кадеты приглашаются «Российским кадетским братством» в количестве, согласованном на встрече. План-сценарий проведения торжественных мероприятий в ближайшее время будет направлен в МСНС.

В процессе беседы были также затронуты вопросы дальнейшего взаимодействия организаций.

 

К 65-летию образования Суворовских военных училищ

Как сообщает сайт, www.intercadet.ru в связи с обращением «Российского кадетского братства» в адрес Министра обороны о совместном проведении мероприятий, посвященных 65-й годовщине учреждения в нашей стране Суворовских военных училищ получен ответ от начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта А.Башлакова. Министерство обороны РФ готово оказать помощь организаторам в подготовке и проведении мероприятий, посвященных 65-й годовщине образования Суворовских военных училищ, касающихся: информационной поддержки подготовки и проведения мероприятий в средствах массовой информации Министерства обороны РФ; предоставления центральных военных учреждений культуры для подготовки и проведения мероприятий; организации и проведения конкурсов на лучший музей (комнату воинской славы) среди Суворовских военных, Нахимовского военно-морского училищ, кадетских корпусов, смотров-конкурсов кадетской строевой песни, общекадетских литературных и фото-конкурсов.

«Российское кадетское братство» планирует проведение торжественного заседания 21 авгу­ста 2008 года в Московском доме ветеранов войн и военной службы по адресу: г.Москва, Олимпийский проспектд.7корп. 2. План проведения торжественных мероприятий будет представлен дополнительно. Следите за публикациями на intercadet.ru.

 

ВЫПУСК В КРОНШТАДТСКОМ МОРСКОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

 

Корреспондент «Петербургского кадетства» побывал в Кронштадте на торжественной церемонии ДЕВЯТОГО выпуска кадет Кронштадтского морского кадетского корпуса.

На знаменитой Якорной площади, где должен был пройти акт выпуска, шел дождь.

Первыми начали собираться, прикрываясь разноцветными зонтиками, родные выпускников. Затем подошли матросы роты хозяйственного обеспечения и как-то сразу обратил на себя внимание богатырь в матросской бескозырке, у которого просто нельзя было не взять интервью (см. далее)

Наконец, под дробь барабанов вышли на площадь моряки-кадеты. Строй кадетского корпуса прошел вокруг площади и когда ребята проходили мимо Кронштадтского собора дождь прекратился, кадеты заняли место в строю перед трибунами с почетными гостями и торжественный акт начался Государственным Гимном России, который с естественным воодушевлением спели выпускники и все кадеты.

Начальник Корпуса, почетные гости, ветераны Вооруженных Сил, вручили выпускникам документы об окончании корпуса и памятные подарки. Первым получил заслуженную ЗОЛОТУЮ медаль ПАВЕЛ ЖАЛКОВСКИЙ, затем были вручены пять СЕРЕБРЯНЫХ медалей. Выпускников тепло поздравили Старший морской начальник Санкт-Петербурга, другие гости, преподаватели корпуса, родители. Премия газеты «ПЕТЕРБУРГСКОЕ КАДЕТСТВО» за успешное окончание Корпуса была вручена кадету АЛЕКСАНДРУ ЭРГАШЕВУ (на фото справа).

Торжественный выпуск кадет продолжался в Кронштадтском Доме офицеров Флота.

Начальник Кронштадтского морского кадетского корпуса капитан 1-го ранга Николай Довбешко сказал: «Наши выпускники ДЕВЯТОГО выпуска проучились в кадетском корпусе от 5 до 7лет. Было принято 98 ребят, выпустились 78 кадет. Правда, сегодня празднуют выпуск только 75 кадет, а еще три должны погасить некоторые учебные долги.

Среди выпускников один золотой медалист и пять серебряных. Это первый такой успешный выпуск. Я очень доволен работой наших офицеров, преподавате­лей, всего коллектива кадетского корпуса. Могу сказать, что легких детей не бывает! Для меня они, прежде всего, дети. Было трудно, но я горжусь выпускниками».

В Доме офицеров флота состоялась встреча корреспондента «Петербургского кадетства» с обладателем ЗОЛОТОЙ медали ПАВЛОМ ЖАЛКОВСКИМ, который учился в Корпусе 7 лет. Идею поступить в Морской кадетский корпус подал одноклассник, с которым Павел вместе поступил и вместе окончил.

Приехал в Кронштадт из Сольцевского района Ленинградской области. Сначала было трудно. Трудно, главным образом, привыкнуть к режиму.

Но в Корпусе удивительно быстро подружился с ребятами, понял, что такое настоящее морское кадетское братство. Постоянно ощущал заботу офицеров и поддержку преподавателей. Хочется поблагодарить всех, но особенно преподавателя русского языка - Елену Эдуардовну Гущину, которая является удивительно добрым человеком, прекрасным педагогом, обладает большими знаниями и эрудицией. Помимо своего предмета, она много внимания уделяла вопросам искусства, общей культуры, отвечала на постоянные политические вопросы кадет. В Корпусе Павел старался использовать возможности для знакомства с культурными богат­ствами Санкт-Петербурга, самое большое впечатление, конечно, оставил ЭРМИТАЖ.

На вопрос, куда Павел собирается поступать со своим Золотым аттестатом, он ответил: «В Военно-медицинскую академию, на военно-морской факультет. Хочу быть кардиохирургом. Профессия врача - одна из самых благородных профессий, которой я и хочу посвятить свою жизнь.»

Во время этого разговора подошел отец Павла - Александр Всеволодович ЖАЛКОВСКИЙ со вторым сыном Ильей. Сразу возникли вопросы:

- Как вы отнеслись к выбору сыном военно-морского пути? Ведь вы не моряк? 

Ответ был такой:

- Сначала я отговаривал Павла, но он проявил волю, сам поехал в Морской кадетский корпус, прошел конкурс и поступил.

Сейчас я доволен, тем более что так блестяще окончил, с Золотой медалью! Более того, его брат Илья тоже стал кадетом Морского кадетского корпуса и уже окончил два курса».

Вопрос к брату Павла:

- Илья, тебя наверное брат уговорил поступить в Корпус?

- Павел просто позвал меня поехать с ним в Корпус и посмотреть. Я поехал, посмотрел и… поступил.

- И как, нравится?

- Первое время мне тоже трудно было привыкать к режиму, к очень плохой команде «ПОДЪЕМ!». Но за два года привык и теперь мне не только все нравится, но я рассказал о корпусе своим друзьям по старой школе и в этом году некоторые их них тоже собираются поступать. Конечно, пока их прежде всего привлекает
морская форма!

 

Выпускник кадет Александр ЕРГАШЕВ, по рекомендации командования Корпуса. получил вместе с аттестатом премию редакции газеты «Петербургское кадетство».

Он рассказал корреспонденту газеты: «Я приехал учиться в Корпус из города ШАУЛЯЙ в Литве. Там живет мой дедушка, он бывший военный, посоветовал мне поступить в этот корпус и я здесь учился в течение 5 лет. Сначала было трудно привыкнуть к режиму, были проблемы с алгеброй. Удалось преодолеть все трудности и я очень доволен тем, что успешно окончил Корпус.

Я собираюсь поступить в одно из петербургских военно-морских училищ. В Корпусе я уже испытал себя морем, участвовал в дальнем походе на корабле «ПЕРЕКОП». Мы были в Лиссабоне, Бизерте, Измире, Констанце. Принимали нас везде хорошо, но самое большое впечатление оставила португальская столица Лиссабон - очень красивый город.

За время учебы я много внимания уделял спорту - занимался гимнастикой и особенно баскетболом. Люблю рисовать, в основном, морские сюжеты.

В свободное время я вместе с друзьями - кадетами люблю гулять по Кронштадту, мы изучили все достопримечательности нашего прекрасного морского города. К сожалению, мало было возможностей познакомиться с культурными богатствами Санкт-Петербурга, с его театрами, музеями, памятниками… В Санкт-Петербурге есть любимая девушка и я надеюсь, что мы вместе досконально познакомимся с культурной столицей".

Геннадий БАЙРАМОВ призывался из Республики Башкортостан. Кроме аттестата об окончании средней школы, он успел до призыва получить дипломы газоэлектросварщика и мастера по ремонту техники. Когда призывали, выразил желание служить на флоте там, где теплее. Вот и направили в Санкт-Петербург. Служить пошел с большим желанием, считает, что парни, которые уклоняются от службы в армии очень много теряют.

После курса молодого бойца в «учебке» попал служить в Морской кадетский корпус. В роте обеспечения кадетского корпуса служить нетрудно: наряды, хозяйственные работы, перевозка на автомашинах и пр.

Скоро едет домой, «последний двухгодичник», считает, что за эти годы стал по-настоящему взрослым, окреп, возмужал, поумнел. Стал по-другому смотреть на жизнь понял, что такое настоящее морское кадетское братство, с ребятами живут как одна семья.

Здесь хорошее питание, отличные возможности заниматься спортом, достаточно времени для увольнений в город. Два года не был в отпуске и сейчас, когда приедет домой, родные просто не узнают.

 

СУВОРОВЦЫ БУДУТ УЧИТЬСЯ 7 ЛЕТ

Министр обороны Анатолий Сердюков своим решением перевел Суворовские военные и Нахимовское военно-морское училища с трехлетнего обучения на семилетку. Проблема возвращения к выработанному 300-летней практикой российской системы кадетского воспитания и образования 7-летнему сроку обучения в СВУ и НВМУ в течение ряда лет активно обсуждалась кадетской общественностью. К этому времени жизнь показала полную несостоятельность принятого в 1964 году решения о сокращении срока обучения в училищах с семилетнего до трехлетнего и даже двухлетнего. Принятию долгожданной директивы способствовали многочисленные публикации в прессе, письма в различные инстанции, парламентские слушания в Совете Федерации РФ на тему кадетского образования и воспитания в 2007 году, а также обращение Совета старейшин Международной Ассоциации «Кадетское братство» на имя тогдашнего Председателя Правительства РФ.

Подготовка мальчишек по новым военно-образовательным программам начнется в сентябре этого года. Правда, быстро скорректировать учебные планы и распорядок дня в СВУ и НВМУ не получится, поэтому реформировать их будут постепенно. Организована работа по переработке учебных планов, основных общеобразовательных и дополнительных программ, проведению мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы с учетом возрастных особенностей обучающихся, внесению изменений в соответствующие документы, регламентирующие деятельность училищ. Для начала обучение суворовцев и нахимовцев продлят с нынешних трех до пяти лет. А в 2010-2011 годах в СВУ станут набирать ребят после 3-го класса.

Руководство Минобороны считает, что институт Суворовских училищ должен стать приоритетным в системе подготовки высокопрофессионального офицерского корпуса для армии и флота. Преимущество при наборе воспитанников по-прежнему отдадут ребятам из семей военнослужащих и ветеранов боевых действий, сиротам, а также тем мальчишкам, кто рос без отца-матери или был на попечительстве.

Принятое решение с полным основанием можно считать своеобразным подарком Министра обороны РФ всем выпускникам и нынешним воспитанникам Суворовских и Нахимовских училищ к исполняющейся 21 августа 2008 года 65-й годовщине образования СВУ.

 

ВОЕННАЯ ФОРМА ОТ ЮДАШКИНА

Через три года все военнослужащие - от солдата до гене­рала, перейдут на новую форму одежды.

Создателем новой формы, утвержденной Президентом России, является всемирно известный российский кутюрье Валентин ЮДАШКИН, который ранее сам проходил срочную службу в армии и хорошо знает, что нужно военному человеку.

Старая военная форма неоднократно менялась, но оставалась тяжелой, неудобной и зачастую не отвечала современным требованиям.

Министр обороны России Анатолий СЕРДЮКОВ, после поездок по частям, заявил:«… захотелось изменить форму. Надо понять, что форма очень важна для армии во всех отношениях - и в бою, и на параде. На ней нельзя экономить, надо делать ее из хороших, качественных материалов. Российская, советская военная форма богата традициями. Это надо учитывать. Словом, форма будет меняться.»

В течение 10 месяцев Валентин Юдашкин изучал историю военной формы, проектировал, испытывал новые образцы. В этой работе участвовали ведущие научно-исследовательские институты, военные специалисты, герольдмейстеры.

Модельер поставил себе задачу сделать форму привлекательной для молодежи. Он убрал с кителей накладные карманы, которые практически не использовались. Уравнял в правах с кителями свитера. Для женщин-военнослужащих предусмотрел платья и красивые пальто с серым каракулевым воротничком.

В полевой форме отменена фуражка, введенная еще до первой мировой войны. Не будет больше кирзовых сапог и портянок. Вводятся берцы и обычные носки. Термобелье, майки и футболки станут составной частью формы.

Важнейшей стороной работы над новой формой являются научные достижения и новые отечественные материалы, ткани, изготовленные на основе нанотехнологий по методикам XXI века. Такую ткань невозможно засечь даже инфракрасными лучами.

Особое внимание модельер уделил парадной форме, которая сегодня мало отличается от повседневной. Парадная форма будет яркой и нарядной, с различием цвета по родам войск: сухопутные войска - цвет морской волны, авиации - синий, флоту - традиционные черный и белый. На два сантиметра уменьшена тулья парадной фуражки.

Военная форма суворовцев и кадет очевидно также будет изменена в соответствии с общими изменениями.

 

 

КОНЦЕРТ СТУДЕНТОВ КОНСЕРВАТОРИИ

Продолжается цикл концертов классической музыки для суворовцев, нахимовцев и кадет.

В 2008 году состоялись концерты симфонического оркестра популярной классической музыки при Государственной детской филармонии (Художественный руководитель и главный дирижер - заслуженный деятель искусств РФ Эдуард ГУСТИН) в Суворовском военном училище, в кадетских корпусах железнодорожных войск и Военно-космическом. Концертный сезон завершился в мае месяце выступлением в Большом зале Русского географического общества студентов вокального факультета Санкт-Петербургской государственной Консерватории - класс профессора Елены ОПАРИНОЙ. В связи с тем, что концерт совпал с окончанием учебного года в кадетских училищах, военных юношей среди слушателей было немного. Но это был поистине необыкновенный концерт. Во-первых прекрасная программа из произведений русской и зарубежной классики - арии из опер, романсы, а также народные песни. Во-вторых, это мастерство исполнителей - студентов разных стран.

Студентка 2-го курса Софья ВОЛКОВА открыла концерт арией графини из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», арию Фигаро из этой оперы и «Caro mio ben» Джордано исполнил студент подготовительного обучения КО КВАНСУК.

Студент ЛИ СИДУН выступил с произведениями Булахова и Вивальди, а студентка Станислава ПОГОРЕЛОВА исполнила арии из опер Римского-Корсакова и Верди, а также спела русскую народную песню «Ванечка, приходи». «Девичья песня» Брамса и русская народ­ная песня «Волга-реченька» прозвучали в исполнении Екатерины СОМИЧЕВОЙ.

Особенно теплый прием оказали слушатели студенту 4 курса Владимиру НИКОЛЬСКОМУ, исполнившему Серенаду Дон Кихота из оперы «Дон Кихот» - Массне и песню Порги из оперы «Порги и Бесс» Гершвина.

Великолепно завершил концерт юный тенор студент 1 курса Алек­сей КОСТЮК, который спел романсы Чайковского и Глинки, а также русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метет».

Партию фортепьяно исполнила Ирина ТИМОФЕЕВА, которая заслуженно разделила успех концерта со всеми его участниками.

Михаил УСАЧЁВ

 

Я ВИДЕЛ ЭТИ ЛИЦА…

ПОДРАСТАЮТ ОТЧИЗНЫ СОЛДАТЫ

ХОЧУ, ЧТОБ ТЫ ДОСТОЙНЫМ СЫНОМ СТАЛ

ПРОСТИ

Я видел эти лица, замазанные грязью и песком,

Я не смогу забыть их,

Даже мысли такой я не держу в себе тайком.

Вот-вот атака - всюду напряженье,

Ключом в груди их бьет адреналин,

Поднялся флаг - он алый - алый, цвета крови,

Раздался крик - за Родину, друзья!

И ноги понесли их против воли, всех тех,

Кто смерти избегает, как огня.

Земля взметнулась в руки небосвода…

Кругом лишь взрывы, выстрелы, резня.

Они не жаждали почета или памяти народа,

Они хотели победить врага!

Делай раз! Делай два! Выше ногу!

И носок, не жалея, тяни!

На плацу строевом понемногу,

Под звучанье команд старшины,

Из мальчишек, смешно-угловатых,

Неуклюжих и робких порой,

Подрастают Отчизны солдаты,

И рождается воинский строй.

Сынок! - сказала мама мне,

Когда на службу отправляла,

Хочу, чтоб помнил, как в огне

Других сынов война сжигала.

 

Хочу, чтоб помнил матерей,

Чьих сыновей она скосила,

Хочу, чтоб помнил тех людей,

Кого блокада не сломила…

 

Чтоб почитали подвиг тех, кого не победили,

Чьи имена на мраморе застыли.

Хочу, чтоб ты достойным сыном стал,

Той Родины, которую твой дед на фронте защищал!

Прости меня, за все прости,

За то, что все похоже,

Что я свернул на полпути,

За эту просьбу - тоже.

 

За то, что ты сейчас одна,

Что плечи приуныли,

За то, что бродит тишина,

Где мы с тобой бродили.

 

За то, что я в чужом краю

Любовь другую встретил.

Еще за то, что боль твою

Я в счастье не заметил.

 

Прости меня, за все прости:

За боль, за смех, за муки,

За начатый при встрече стих,

Дописанный в разлуке.

Суворовец Андрей ДОРОХИН (2005 г.)

Суворовец Андрей Огненко (1984.)

Суворовец Тимур Абишев

Суворовец Борис Птицын

 

СУВОРОВЦЫ, НАХИМОВЦЫ, КАДЕТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

 


 

Петербургское искусство понесло большую утрату. После тяжелой болезни скончалась заместитель директора Государственной филармонии для детей и юношества Наталья Борисовна ПАВЛОВА.

Замечательный человек, прекрасный организатор, она несколько десятков лет работала в Главном управлении культуры, затем в детской филармонии и всегда старалась сделать больше, чем это ей предписывали должностные обязанности. Больше для зрителей и для артистов! Активнейшее участие в организации культурно-шефской работы в Ленинградской области, Алтайском крае и на Дальнем Востоке, в Вооруженных Силах. Последние семь лет она преодолевала массу трудностей для организации цикла симфонических концертов в Суворовском, Нахимовском училищах и в кадетских корпусах Министерства обороны. Я счастлив тем, что судьба дала мне возможность много лет работать рядом с Натальей Борисовной. Вечная ей память!

Владимир СОКОЛОВ-ХИТРОВ

 

ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ГРАЖДАНИНА

22 июня 2008 года на 104 году жизни умер ФЕДОР ГРИГОРЬЕВИЧ УГЛОВ.

Сын ссыльного рабочего и крестьянки, он выбрал труднейший жизненный путь врача-хирурга. Окончив медицинский факультет Саратовского университета, работал сельским врачом на Волге и в Абхазии. После стажировки в Ленинграде, четыре года работал в родных местах в Иркутской области - главным врачом и хирургом районной больницы.

С 1937 года живет и работает в Ленинграде. Военный хирург на финском фронте, хирург, начальник хирургического отделения военного госпиталя на Суворовском проспекте в блокадном Ленинграде, где оперировал все 900 блокадных дней.

Один из первых в России выполнил основные операции на легких, сердце, пищеводе и сосудах. У него учились, им восхищались крупнейшие мировые хирурги. Известный американский врач ДЕБЕЙКИ заявил русским врачам: «Профессор УГЛОВ - ваше национальное достояние. Он двинул хирургию так же высоко, как вы двинули покорение космоса».

УГЛОВ был удостоен высоких званий и наград: действительный член трех академий, почетный член многих зарубежных научных учреждений, член Союза писателей России, лауреат Ленинской премии, международной премии

Андрея Первозванного, премий А.Бакулева и Н.Склифосовского, первой Национальной премии лучшим врачам России.

Кавалер двух Орденов Трудового Красного знамени, Ордена Дружбы народов, Ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени».

До своих последних дней работал профессором кафедры госпитальной хирургии Первого медицинского института имени И.П.Павлова.

Выполнил более 6500 операций. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как старейшего практикующего хирурга в России, имеющего самый большой стаж работы в отечественной хирургии.

Великий хирург, честнейший человек, примерный семьянин, он никогда не курил и не употреблял спиртного. Всю жизнь активно боролся за трезвость и здоровый образ жизни, являлся председателем Союза борьбы за народную трезвость и президентом Государственного православного фонда.

В своих книгах «Сердце хирурга». «В плену иллюзий», «Человек среди людей», «Капкан для России» и других, Углов резко критиковал власти за то, что на фоне сплошных праздников, фестивалей, веселья, нация деградирует. Он писал: «Наше общество раскололи, одурманили, увлекли правом на болтовню, купили фантиками, свободой пакостить, заниматься аферами, развратом…»

УГЛОВ верил в здоровое будущее России, он говорил, что без здоровой России, без русского народа, будет плохо всему человечеству.

Книги УГЛОВА изданы общим тиражом в 6 миллионов экземпляров и переведены на 16 языков мира.

Народная любовь к ВЕЛИКОМУ ГРАЖДАНИНУ не смогла удержать власть от репрессий. Да, Бог спас Федора Григорьевича от тюрьмы и от казни. Но чередуя награды с лишением права печатать свои труды, увольняя с работы, ему постоянно мешали спокойно работать. Даже теперь, когда имя УГЛОВА знает весь мир, когда тысячи людей благословляют его имя как спасителя, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга дважды проголосовало против присвоения УГЛОВУ звания Почетного гражданина. Особым решением это звание совершенно справедливо было присуждено дополнительно господину Дику Адвокаату, но очевидно можно было бы принять особое решение и о присуждении звания Почетного гражданина 104-летнему ВЕЛИКОМУ ГРАЖДАНИНУ ФЕДОРУ ГРИГОРЬЕВИЧУ УГЛОВУ. Правда, наши депутаты все же решили наградить УГЛОВА Почетным Дипломом. И на том, спасибо!

ОН УМЕР ВЕЛИКИМ ГРАЖДАНИНОМ. В некрологе памяти Ф.Г.УГЛОВА, Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна МАТВИЕНКО отметила: «Ушел из жизни выдающийся хирург современности, талантливый ученый и замечательный человек. Всем нам будет очень не хватать глубокой мудрости академика Углова, его твердой жизненной позиции, патриотизма и преданности Санкт-Петербургу».

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

 

 

 

Из «ПИСЬМА КУРЯЩЕЙ ДЕВУШКЕ»

Сотни твоих курящих ровесниц я встречаю на улицах. Сотни людей я прооперировал по поводу рака лёгких. И сотням - я не оговорился - сотням вынужден был отказать, поскольку ничего уже нельзя было сделать….. Нет для хирурга ничего более тяжёлого, нежели отказ больному в помощи ввиду собственного бессилия. А мне не раз приходилось признавать своё бессилие, когда речь шла о спасении поражённых лёгких и жизни многолетних курильщиков.

В последние годы на операционные столы поступает очень много женщин-курильщиц. Я тебя не пугаю. Курение -дело «добровольное». Только раз уж ты начала читать моё письмо, позволь высказать своё мнение, чтобы потом твоё отчаяние не разрывало мне сердце. Мнение не только хирурга (к сожалению, не способного наглядно показать тебе на этих страницах раковую опухоль, задушившую лёгкие), но и человека, знающего цену страданиям.

Через мои руки и моё сердце прошли сотни людей, страдающих именно от того, что не смогли вовремя расстаться с пагубной привычкой. Жалобы одинаковы и начинаются с фразы: «Что-то у меня с лёгкими…» Как-то мой хороший знакомый обратился ко мне с такими же словами. Договорились о встрече, но пришёл он только через несколько месяцев. Когда на операционном столе ему вскрыли грудную клетку, оказалось, что всё уже проросло метастазами и ничем нельзя ему помочь. Тяжело узнать, что умирает больной. Ещё тяжелее, что это твой близкий товарищ…

Я не буду пугать тебя ставшими уже банальными примерами о том, что капля никотина убивает лошадь - ты не лошадь, ты человек, или что 20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8-12 лет; ты молода, и жизнь кажется тебе нескончаемой. По данным английских врачей, каждая выкуренная сигарета стоит курильщику 15 минут жизни. Пустяк, если тебе только двадцать. Что тебе оттого, что злостные курильщики заболевают раком лёгких в 30 раз чаще, чем некурящие, а причина этого страшного заболевания в 95-98 случаях из 100 - курение. Американские кардиологи приводят такие цифры: средний возраст умерших от сердечных приступов - 67 лет, курильщиков - 47. Тебе только двадцать лет, а до сорока семи ещё… Конечно, тебя это не испугает. И всё-таки…

От курения станет хриплым твой голос, постепенно почернеют, испортятся зубы. Кожа лица приобретёт землистый оттенок. Резко пострадает твоё обоняние и ухудшатся вкусовые ощущения. Наверно, ты уже обратила внимание, как часто сплёвывают курильщики. Не знаю, успела ли ты заметить, что изо рта курильщика постоянно идёт запах….. Этот запах настолько неприятен, что не удивляйся, если кто-то из твоих знакомых парней будет тебя избегать. Ты будешь просыпаться с горечью во рту и с головной болью от того, что всю ночь кашляла. Очень рано кожа твоего лица станет морщинистой и сухой. Женщины-курильщицы в 25 лет выглядят намного старше своих некурящих ровесниц. Вот какова настоящая цена твоего курения! Ты не при­влечёшь к себе, а, наоборот, оттолкнёшь любого серьёзного парня.

Чем раньше ты начнёшь курить, тем опасней для тебя воздействие яда табачного дыма. А если ты пристрастишься к курению задолго до того, как в тебе начнутся возрастные изменения, то медленнее будет идти развитие организма. Под влиянием никотина происходит стойкое сужение кровеносных сосудов (содержание в крови кислорода понижается за счёт соединения гемоглобина крови с угарным газом - одним из компонентов табачного дыма). При курении под влиянием высокой температуры из табака выделяется 30 вредных веществ: никотин, сероводород, аммиак, азот, окись углерода и различные эфирные масла. Среди них особенно опасен бензопирен - стопроцентный канцероген («канцер» - по-латыни - рак).

Неопровержимо доказано: ты будешь болеть в три-четыре раза чаще своих некурящих подруг. Неотвратимо придёт время, когда ты будешь плохо себя чувствовать и постоянное недомогание превратит твою жизнь в тягость.

Поверь мне, сигарета может искалечить твою жизнь. Сначала твою. И когда тебе докажут, что во всём виновато курение, ты проклянёшь и себя, и всю свою жизнь. Подумай о том, что у тебя не будет детей. И муж может тебя оставить. Он уйдёт к менее достойной, чем ты, только лишь из-за права называться отцом. Поверь, он может так сделать, потому что отцовские чувства не менее сильны, чем материнские.

И последнее. Я понимаю, что в поисках причин, оправдывающих твоё безволие, ты можешь сказать: «Если это так плохо, зачем же продают табачные изделия в таком изобилии?». Организации, стимулирующие табачную промышленность, считают, что получают большую выгоду. Однако, это иллюзии. Страна и народ теряют от табака много больше, чем приобретают. Сегодня ВОЗ выступает с лозунгом: «Курение или здоровье? Выбирайте сами!»

Я - врач и обязан предложить тебе это же.

Ф. УГЛОВ

 

От редакции: это письмо курящей девушке вполне можно направить и курящему парню. Конечно, суворовцев, нахимовцев и кадет сдерживают запреты курить, стремление к здоровому образу жизни, занятия спортом… Однако, советы великого врача и настоящего человека — Федора Григорьевича УГЛОВА, чья жизнь длилась больше века, обязательно поможет и вам — военные парни! Кстати, а не пора ли запретить курение на территории ВСЕХ кадетских учреждений для ВСЕХ!

 

Двойка россиян по ЕГЭ

Всероссийский центр изучения общественного мнения решил проверить грамотность россиян, задав им вопросы из Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку, который выпускники школ сдавали в прошлом году. В результате на восемь несложных вопросов правильно ответило всего 4% респондентов.

В общей сложности было опрошено 1 тысяча 600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность опроса не превышает 3,4%.

В самом ЕГЭ чуть менее сорока вопросов. Он делится на три части: первая (А) содержит тестовые задания (найти суффикс в слове, расставить знаки препинания в предложении). Вторая часть (B) направлена, прежде всего, на проверку теоретических знаний. Например, в тексте надо найти «простое односоставное безличное предложение» или «предложение с обособленными обстоятельствами». Задание третьей части (С) - написать сочинение на выбранную тему.

Результаты опроса оказались обескураживающими: правильно на все восемь вопросов ответило лишь 4% опрошенных. Не отличилась грамотностью даже группа респондентов с высшим и незаконченным высшим образованием: только 7% опрошенных в этой категории знала ответы на все вопросы.

Абсолютно безграмотные нашлись и среди людей с высшим образованием: 1 % опрошенных из этой группы не ответил ни на один вопрос (в группе с образованием ниже среднего таких было 26%).

Россияне ударение ставить умеют, запятые - нет

Как показал тест, у респондентов лучше всего обстоят дела с расстановкой ударений в словах и суффиксами: на соответствующие вопросы ответило рекордное число опрошенных - 61 % и 60%.

Хуже всего у россиян с пунктуацией: только треть опрошенных (32%) смогла верно поставить запятую в предложении и объяснить, почему она там должна быть. С этой задачей не справилось 84% респондентов с образованием ниже среднего и 56% с высшим и неза­конченным высшим образованием.

Во всем виноват интернет.

«Довольно очевидно, что дела с грамотностью населения РФ обстоят плачевно, - говорит кандидат филологических наук Инна Титова. - Отчасти в этом виноват интернет, потому что в нем размывается языковая норма». «Люди, которые общаются в форумах и чатах, ведут блоги, даже если это вполне грамотные люди, не всегда придерживаются литературных норм, - добавляет она. - Это вполне понятно, отклонения от правил в данном случае помогают обозначить жанр, сделать письменную речь приближенной к разговорной. Но в итоге создается большой массив текстов с искаженной орфографией и пунктуацией. А ведь известно, что грамотность вырабатывается в том числе и благодаря чтению. Таким образом, получается обратное: благодаря чтению большого количества текстов с ошибками, вырабатывается неграмотность».

«Насколько я могу судить, снижение грамотности письменной и устной речи имеет место, - согласна с Титовой главный редактор издательства Livebook Шаши Мартынова. - Почему это происходит? Потому что у чтения книг как естественного источника грамотности есть многочисленные конкуренты - кино, интернет, игры, в том числе разнообразные активные и подвижные». Однако по ее мнению, свободное владение любым языком - есть такой же навык и/или талант, как и музицирование, стихосложение, ваяние или моделирование одежды. «У всех, думаю, есть знакомые, плохо подкованные в родной грамматике, но при этом прекрасно образованные, скажем, в естественных науках и вообще хорошие, сердечные люди», - подчеркивает Мартынова.

 

АНТРОПОГЕННОЕ глобальное потепление — ложная концепция

Группа кадет обратилась с вопросом о глобальном потеплении и влиянии на него человеческой деятельности.

В связи с тем, что в средствах массовой информации публикуются самые противоречивые данные об антропогенном влиянии на климат и о способах уменьшить отрицательные последствия этого влияния, мы публикуем точку зрения выдающегося российского ученого покойного академика КОНДРАТЬЕВА Кирилла Яковлевича, высказанную в интервью газете «Петербургский разговор»:

«На протяжении многих лет я пытаюсь объяснить одно и то же - внедрение политики, дурной политики в науку, привело к появлению серьезных искажений в оценках, касающихся проблем климата, к утверждению ложной концепции - «антропогенное глобальное потепление».

В настоящее время главное внимание привлекают три проблемы глобальных изменений окружающей среды:

Изменение климата (глобальное потепление),

Глобальная динамика стратосферного слоя озона,

Замкнутость глобальных биогеохимических круговоротов (концепция биотической регуляции окружающей среды).

Печальный парадокс состоит, однако, в том факте, что, несмотря на убедительно доказанную в научной литературе приоритетность последней проблемы и подчиненную роль двух других проблем, документы ряда глобальных форумов отображают отсутствие адекватного понимания того концептуального обстоятельства, что следующая последовательность событий является наиболее существенной: социально-экономическое развитие (стимулируемое ростом масштабов производства и численности населения)- антропогенное воздействие на биосферу - последствия антропогенного воздействия для окружающей среды (климат, озон и др.)

Результатом подобной ситуации оказалось необоснованное выдвижение на передний план проблемы «глобального потепления», соответственно, - принятие противоречивой, необоснованной и неприемлемой для развивающихся стран Рамочной конвенции ООН по проблеме изменений климата (UN PCCC). Без должного на то основания эта концепция сфокусирована на антропогенном происхождении современных изменений глобального климата (наблюдаемого среднеглобального приземного потепления) и рекомендаций о сокращении промышленно развитыми странами выбросов в атмосферу (в первую очередь это относится к углекислому газу).

Предложенные рекомендации для развивающихся стран о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу примерно на 5% к 2008-2012 г.г. по отношению к 1900 году носят абсурдный характер (такого рода сокращение практически не повлияет на глобальный климат, а концентрация углекислого газа в атмосфере продолжает возрастать)

Главный вывод состоит в том, что нужна открытая дискуссия относительно приоритетов в проблеме глобальных изменений. Доминирование фальшивого приоритета «парникового потепления» не только компрометирует науку, но и препятствует более эффективному социально-экономическому развитию как развивающихся, так и промышленно-развитых стран.