№ 3-4 (20-21)

май-июнь 2009

Адрес редакции и издательства

190000, Санкт-Петербург, пер. Гривцова 10, РГО

Тел: 925-99-82 E-mail: sokolov.vlad@mail.ru

www.piterkadet.ru     www.ruscadet.ru

 

65 лет НАХИМОВСКОМУ ВОЕННО-МОРСКОМУ УЧИЛИЩУ

27-28 июня 2009 года Нахимовское военно-морское училище отмечает свое 65-летие.

 

Заметной страницей в истории армии и флота нашей страны было создание суворовских и нахимовских училищ. Сначала в училища, как правило, брали «детей воинов советской армии и военно-морского флота, партизан, советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук захватчиков во время Великой Отечественной войны». Принимались мальчики в возрасте от 10 до 14 летсобщеобразовательной подготовкой в объеме 2-6 классов начальной школы.

В условиях войны наша страна нашла возможность создать такие училища, окружить детей войны заботой и вниманием. Для этого были отозваны с действующих фронтов и флотов опытные педагоги и воспитатели, найдены удобные помещения для жилья и учебы.

С 1943 года нахимовские училища создавались в Ленинграде, Риге и Тбилиси. Среди первых воспитанников были и юные фронтовики — сыновья полков и юнги, имевшие правительственные боевые награды. Вот некоторые славные мальчишеские имена — Борис Кулешин и Василий Чертенко пришли в училища с орденами Красной Звезды и медалями; Василий Осадчий — с тремя боевыми медалями; Борис Кривцов — с медалью Нахимова; Константин Гавришин — с медалью Ушакова; Петр Паровов — с орденами Красной Звезды и Славы третьей степени, а также с медалью «За отвагу». Им тогда было по 12-15 лет!

В июне 1944 года было создано Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. Не просто было подобрать здание для его размещения. Первый начальник училища, Николай Георгиевич Изачик, выбрал здание на берегу Невы и Большой Невки. Оно было построено в память основателя Российской Империи и Российского флота, как училищный дом Петра Великого. Его шпиль украшала фигура кораблика-галеры. Архитектор Александр Дмитриев вспоминает: «У меня и в мыслях не было, что здесь когда-то будет разме­щаться Нахимовское училище… А теперь я думаю, что лучшего здания, пожалуй, и не найдешь… И игла шпиля устремленная к небу и соседство с Невой, и бюст Петра, царя морехода, основателя флота, и многие другие детали, так удачно совпадают, что даже мне, зодчему, кажется, будто я проектировал этот дом именно для нахимовцев…»

Редакция «Петербургского кадетства» считает, что недавняя попытка лишить нахимовцев этого исторического здания была некорректной с самого начала!

Первых воспитанников училища сразу же стригли наголо, переодевали в матросскую форму и отправляли в лагерь. В классы ребята определялись не с учетом возраста, а с учетом полученной ранее подготовки и имеющегося уровня знаний — разница в возрасте порой доходила до 4-х лет. Первое официальное воинское звание было — «воспитанник», хотя их почти сразу стали называть нахимовцами и даже «питонами» (от слова «воспитон»). А училище прозвали «Питонией». Оно, не смотря на все запреты, пережило десятилетия, и звание «питон» считается очень почетным. Состав «питонов» был очень пестр — ребята объединились по-своему: сначала фронтовики, однополчане, земляки, а потом уже взводы и роты. Появились авторитеты — те, кто фактически определял ход училищной жизни. Возникли клички и прозвища.

В 1948 году состоялся первый выпуск нахимовцев. Церемония проходила на борту крейсера «Аврора», который был установлен рядом с училищем на вечную стоянку. Нахимовцы воспитывались в готовности к подвигу, готовности пожертвовать собой.

10 августа 1956 года в поселке, где проводил летний отпуск нахимовец Станислав Денисов загорелся дом. Станислав геройски проявил себя на пожаре, о чем в училище пришло благодарственное письмо. 21 июля 1960 года во время пожара на корабле, «при исполнении служебных обязанностей», погиб нахимовец выпускного класса, Владимир Павлов. 13 августа 1966 года погиб при задержании преступников Костя Несмиян. В сентябре 1992 года за честь флота вступился Дима Петровский, получил удар ножом в сердце и чудом выжил, спасенный военными врачами. Он награжден орденом «За личное мужество». Трое воспитанников Ленинградского нахимовского Александр Берзин, Всеволод Хмыров и Тимур Алакидзе удостоены звания Героя России.

Высокие государственные награды получили многие другие «питоны», которые служили на многих флотах, в Чернобыле, в Афганистане, на ядерных полигонах, во многих горячих точках планеты. На первой советской атомной подлодке К-3, которая в июне 1962 года достигла Северного полюса служил Олег Певцов (награжден орденом Ленина). Восьмым командиром этой лодки был Олег Бурцев. Эрик Ковалев в 1969 году командовал подводной лодкой, которая впервые в истории нашего флота погрузилась на глубину 400 метров. Командиром лодки К-219 во время аварии 1976 года, случившейся у берегов Америки, был нахимовец Игорь Британов. На его лодке произошел взрыв в ракетной шахте. Лодка затонула в районе Бермудских островов, но благодаря мужеству и самопожертвованию экипажа, была предотвращена экологическая катастрофа. Нахимовцы Михаил Смирнов, Андрей Махота, Константин Федотко проявили мужество во время аварии на атомной лодке «Комсомолец» 7 апреля 1989 года. Костя Федотко остался жив, награжден орденом Красного Знамени. Шестеро Нахимовцев были и на подводной лодке «Курск», гибель которой потрясла весь мир.

МОЖНО БЫЛО БЫ ПРИВЕСТИ МНОГО ПРИМЕРОВ СЛУЖБЫ И ГЕРОИЗМА НАШИХ «ПИТОНОВ». ЭТО И ЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ НАХИМОВСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО УЧИЛИЩА.

Начиная с 1991 года во время обучения нахимовцы систематически участвуют в дальних морских и заграничных походах. Они побывали: в Финляндии, Голландии, Англии, Франции, Бельгии, Дании, Греции, Болгарии и в других странах, совершили походы в Атлантику и вокруг Европы с посещением морей, где славно сражались и выполнили свой долг перед Родиной русские моряки. На груди у многих нахимовцев появились знаки «За дальний поход».

Выпускники училища служат на передовых рубежах. Они свято чтят завет адмирала Павла Степановича Нахимова: «У моряка нет трудного или легкого пути. Есть один путь — славный!».

Много лет Нахимовское училище представляло военно-морской флот на военных парадах в Москве и Санкт-Петербурге. Командование неизменно оценивало их прохождение отличной оценкой.

В 1996 году парадный полк училища получил личную благодарность Верховного Главнокомандующего — Президента России за образцовое прохождение по Красной площади.

Нахимовцы, как суворовцы и кадеты, потрясены недавним запретом на участие в военных парадах, которые якобы мешают учебе и плохо отражаются на их здоровье! Редакция тоже потрясена такой «заботой»!

За 65 лет состоялось 60 выпусков. На поручнях двух парадных трапов в парадном корпусе более 14 тысяч фамилий. Здесь навечно записаны все, окончившие училище, начиная с первого выпуска.

Из нахимовского училища вышли 7 героев СССР и России, 59 адмиралов, 14генералов, сотни командиров кораблей, известные ученые, депутаты, руководители государственных учреждений. Главнокомандующий Военно-морским Флотом России адмирал Владимир Сергеевич Высоцкий — тоже нахимовец. Нынешний начальник Нахимовского военно-морского училища капитан I-го ранга Николай Николаевич Андреев — выпускник училища 1975 года.

Во время визита в нахимовское училище 27 января 2009 года Верховный Главнокомандующий — Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев дал очень высокие оценки состоянию училища, новому оборудованию, образовательным методикам и проведенному капитальному ремонту зданий. Он сказал: «Учиться здесь было престижно всегда. И я уверен, что так будет и в дальнейшем»

Редакция газеты «Петербургское кадетство» уверена в том, что слова Президента России «Так будет!» окончательно помешают попыткам ликвидировать или переселить Санкт-Петербургское Нахимовское военно-морское училище!

Главный редактор, профессор Владимир Соколов-Хитрово

 

 

ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ

Дорогой Дмитрий Анатольевич!

В ВМФ и СПб царит огромное недовольство решением МО РФ перевести Нахимовское военно-морское училище с берегов Невы в Кронштадт. Ваше посещение НВМУ 27 января, замечательный разговор с нахимовцами, породили надежды на справедливое решение вопро­са. Оставьте НВМУ в Санкт-Петербурге, не допустите, чтобы вместо Нахимовского училища, около крейсера «Аврора» появился банк «Нахимов» или отель «Аврора»! Вы открыли ребятам большие перспективы, вы сказали: «...мне понравилось и здесь, и в том корпусе, где вы живете ... У вас хорошие условия для тренировок — это вполне хороший новый зал, бассейн так просто прекрасный, с современной системой очистки воды. Вот-вот его запустят и можно будет и просто плавать и нормативы сдавать... У вас теперь уникальные условия для учебы, просто приятно здесь находиться. У нас пока не так много мест, которыми можно таким образом похвастаться, показать их, но здесь в Санкт-Петербурге сделано в этом смысле два важных шага и один из них — ваше Нахимовское училище, и я так понимаю, что и Суворовское училище у нас тоже на уровне. То есть мы восстановили то, чем когда-то гордились в советский период... У вас на самом деле очень инте­ресная жизнь сейчас и очень интересное место, где вы учитесь... тем более что всегда можно выйти погулять, посмотреть город».

Ваше обещание нахимовцам помочь в решении вопроса о бесплатном посещении музеев Санкт-Петербурга, о замене «средненьких» тренажеров, породили большие надежды у мальчишек на то, что училище спасено! Если бы Вы знали, как дорого стоит пацанячья привязанность! Вы завоевали ее!

Конечно замечательно, что будут заменены тренажеры, но будет совсем хорошо, если также заменят значительно хуже чем «средненькие» рояли в клубах нахимовцев и суворовцев! В течение восьми лет здесь проводится цикл симфонических концертов государственной филармонией для детей и юношества с участием знаменитых музыкантов — пианистов, вокалистов и скрипачей, и просто стыдно нести музыкальную культуру мальчишкам в искаженном разбитыми инструментами виде.

СПАСИТЕ НАХИМОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ, СПАСИТЕ МОРСКУЮ ДЕТСКУЮ ДУШУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА!

В Нахимовском и Суворовском училищах действительно стало хорошо и это нельзя разрушить тем более что поспешные решения разрушают не только учреждения, но и судьбы детей, преподавателей, офицеров, воспитателей, разрушают судьбы страны.

Примите уверения в самом высоком уважении.

Дай Бог Вам счастья!

Я - старый человек (85 лет), инвалид Великой Отечественной войны, не устаю восхищаться Вашей деятельностью на посту Президента России (хотя есть за что и покритиковать!), я, как многие другие петербуржцы, верим в то, что Вы поможете оставить Нахимовское военно-морское училище у крейсера «Аврора» на берегу Невы!

Владимир Соколов-Хитрово

P.S, Редакция получила ответ из департамента писем Администрации президента, где сообщается о том, что письмо переслали в Министерство обороны России.


 

СОВЕТСКИЕ КАДЕТЫ: ЮНЫЕ МОРЯКИ - ФРУНЗЕВЦЫ

"Не говори с тоской - их нет. Но с благодарностию - были."

В.А.Жуковский

Все началось с того, что в Военно-морское училище им. М.В.Фрунзе в 1937 году был назначен новый начальник — комдив Георгий Андреевич Буриченков.

Прибыл он в армейской форме: брюках-галифе и высоких сапогах. На его гимнастерке алели два ордена Красного Знамени, что было в ту пору редкостью и производило не меньшее впечатление, чем нынче две Звезды Героя.

Гладко зачесанные назад черные с проседью волосы, под лохматыми бровями — серые с прищуром глаза. Встречен он был как ветеран войны и опытный военачальник, и сразу получил в училище прозвище «батька». А было ему тогда всего сорок лет. Был он яркой и во многом выдающейся личностью. Герой гражданской войны, в тридцать с небольшим лет он занимал уже генеральские должности (имел воинское звание командира дивизии). Спортсмен, завоевывавший призовые места по гимнастике на армейских соревнованиях, умелый оратор, выступавший просто и проникновенно - так, что полная тишина, в которой его обычно слушали, нарушалась только взрывами смеха или аплодисментами.

В армии в то время существовал институт комиссаров. Однако, Г.А. Буриченков пользовался таким доверием руководства, что совмещал обе должности -  начальника и комиссара училища.

Георгий Андреевич очень любил детей, никогда не проходил мимо играющих ребят, не остановившись и не поговорив с ними. Хорошо помню, как, подъехав к дому на открытой служебной автомашине, которые были тогда редкостью (такси в городе не было, личных машин - тем более), он садился за руль и, обращаясь к ребятам, приглашал к себе в машину всех желающих прокатиться. Когда набивался полный кузов ребятни, он, не спеша, объезжал на машине наш квартал и возвращался за следующей партией, и так — «до полного удовлетворения». Неудивительно, что он скоро стал кумиром всех ребят нашего двора.

При училище был создан пионерский отряд Нам, пионерам и октябрятам 30-х годов, отцы которых служили и работали в училище, особенно повезло, что мы встретили в своей жизни такого человека как Георгий Андреевич. На всю жизнь он дал нам наглядный урок, как можно много сделать, обладая широкой и беспокойной душой, горячим и добрым сердцем.

Тридцатые годы прошлого века... Тихое июньское утро под Ленинградом, еще нежаркое солнце просвечивает сквозь ветви деревьев, на фоне которых стоит на земле сделанный в нату­ральную величину деревянный военный корабль, покрашенный серой (шаровой) краской. Передним на линейке выстроен пионерский отряд. Все пионеры одеты в хорошо пошитую летнюю военно-морскую форму: белые форменки с широкими синими воротниками, окаймленными тремя белыми полосками, на голове у всех — белые бескозырки с надписью на лентах: «ВМУ им. М.В.Фрунзе», на груди алеют пионерские галстуки.

Я — дежурный по лагерю, отдаю рапорт прибывшему на линейку комдиву Георгию Андреевичу Буриченкову.

Товарищ начальник и комиссар училища! — голос мой звенит от волнения и ощущения торжественности момента, — пионерский отряд юных фрунзевцев на подъем флага построен!

Мне одиннадцать лет. На левой руке у меня выше локтя надет знак дежурного «рцы» — синяя повязка с белой полосой посередине — как на морском сигнальном флаге, обозначающем букву «Р», а поверх пионерского галстука висит боцманская дудка, длинная цепочка которой под воротником охватывает шею.

Комдив стоит напротив меня, приложив руку к козырьку, и внимательно слушает. В его глазах, над которыми нависают широкие черные брови, играют веселые искорки. Затем он здоровается с отрядом, и воздух оглашается дружным ответом пионеров. После команды «вольно» происходит процедура подъема флага на корабле.

Исполнительный —до половины! — командую я. Красно-белый флаг быстро поднимается на половину высоты мачты.

- Исполнительный — до места! На флаг и гюйс смирно!» — исполнительный флаг взлетает до реи.

- Исполнительный долой! Флаг и гюйс поднять! — Исполнительный падает вниз, а военно-морской флаг на корме и гюйс на носу корабля с торжественной медлительностью поднимаются под дробный стук пионерских барабанов.

Этот корабль был построен силами училища на территории лагеря - с мачтами, трубой, палубой, носовым орудием, рубкой, мостиком и каютами, в которые можно спуститься с палубы по трапу. На борту, в носовой части, где обычно помещается название корабля, имелась четкая надпись: «Пионер-фрунзевец». На корабле неслась вахта, производился в положенное время подъем и спуск флага. В свободное время была и непротокольная беготня по трапам.

Кроме корабля в лагере были спортивные площадки с гимнастическими снарядами, площадки для игры в крокет, теннис и волейбол, беговые дорожки, тир, настоящие военные шлюпки-шестерки для плавания под парусами и на веслах.

Проводились многочисленные военные игры с разделением на «красных» и «синих»; соревнования по легкой атлетике, гимнастике, стрельбе; спортивным играм — волейболу, теннису, шахматам; походы на шлюпках и учебных парусных шхунах училища, где мы учились и управлять парусами, и драить палубу с песком и кирпичом. А по праздникам пылали на берегу озера Разлив пионерские костры, проводились вечера самодеятельности и танцы. В качестве пионервожатых, физоргов, культоргов, руководителей кружков выступали как штатные работники, так и служащие и курсанты училища — в порядке общественной нагрузки или, как теперь говорят, «на общественных началах».

Вообще, пионерский форпост был организован с размахом и любовью. Входили в него, за небольшим исключением, дети рабочих, служащих и военнослужащих Военно-морского училища им. М.В.Фрунзе — пионеры и октябрята. Всем в швальне учи­лища в индивидуальном порядке была пошита военно-морская форма, которую дополнял пионерский галстук, а у октябрят — красная звездочка. Для проведения сборов и работы кружков в училище были выделены специальные помещения.

Кружки работали круглый год — зимой в училище, а летом — в лагере, куда на все лето отряд выезжал в полном составе. Был и краткосрочный зимний лагерь — на время школьных каникул, где основным видом занятий был конькобежный и лыжный спорт, в том числе, прыжки с трамплина.

Среди кружков запомнились: морского дела, плавания, авиамодельный, легкой атлетики, гимнастики, конькобежный, стрелковый, драматический, хореографический. Вскоре на наших белых форменках и синих фланелевках появились значки «БГТО», ЮВС», «ГСО», и «ПВХО».

Часто организовывались культпоходы в музеи и театры. Были мы частыми гостями в Театре юных зрителей, который располагался тогда на Моховой улице и держал над нашим отрядом шефство. Запомнились беседы с нами создателя первого советского театра для детей — Александра Александровича Брянцева, имя которого присвоено ныне Театру юных зрителей...

Бывали встречи и с детскими писателями. В лагерь к нам приезжал уже широко известный тогда поэт Самуил Яковлевич Маршак. Помню, как в ясный летний день мы сидели на лужайке под деревом вокруг поэта. Было ему тогда около пятидесяти лет, но выглядел он моложе. На нем был простой серенький костюм с галстуком, волосы над живым, но несколько одутловатым лицом были зачесаны назад. Пионеры по очереди читали ему свои и его стихи (вот, думаю теперь, какая для него была тоска!). Не имея своих стихотворений, я читал ему «Мистера Твистера». Слушал меня Самуил Яковлевич очень внимательно, вся моя мимика тут же отражалась на его лице. После беседы и показа наших достижений, мы сфотографировались с поэтом на добрую память. После чего на машине начальника училища именитого гостя отвезли домой в город. Много было и других интересных и памятных встреч.

Чем был хорош отряд и что он нам дал? Прежде всего, это чувство товарищества, любви к своей стране и Военно-Морскому Флоту. Конечно же, не все стали моряками, многие служили матросами, морскими офицерами и адмиралами, например, вице-адмирал Георгий Авраамов.

За полвека разметала жизнь пионеров отряда по белу свету. Большинство из них воевало в годы Великой Отечественной войны как на морях, так и на берегу, многие перенесли блокаду Ленинграда, большинства уже нет в живых.

Надо сказать, что все полученное нами в отряде, рано или поздно пригодилось в жизни. А общее воспитание, в том числе, физическое (в отряде я научился ездить на велосипеде и мотоцикле, стрелять из винтовки и маузера, бегать на лыжах и коньках, играть в теннис и волейбол и т.д.) навсегда оставило на всех нас свой благотворный след.

С благодарностью вспоминаем мы наших воспитате­лей: пионервожатых — Алевтину Грудинину, Софью Лисину, Александра Орлова, Зинаиду Литвакову, Давида Шнейдера, физоргов — Евдокию Антонову, Аркадия Ляховецкого. И в пер­вую очередь — основателя нашего отряда — комдива Георгия Андреевича Буриченкова.

Бывший пионер-фрунзовец, контр-адмирал А.Сорокин


 

ПО СЛЕДАM ВЫСТУПЛЕНИЙ ГАЗЕТЫ

В редакцию поступают многочисленные отклики на публикации газеты «Петербургское кадетство». Наряду с общей положительной оценкой газеты, есть критические замечания и предложения читателей.

К сожалению, многие читатели, особенно суворовцы и кадеты, просят не называть их имена, ссылаются на то, что их откровенные мысли могут вызвать неудовольствие начальства. Несмотря на то, что редакция понимает опасения ребят, газета будет избегать печатать анонимные статьи и высказывания.

Многие читатели недовольны тем , что в последнее время нарушается периодичность выпуска газеты, появились сдвоенные номера…

Это связано, прежде всего, с финансовыми проблемами, газета не коммерческая, а мировой кризис не дает возможность некоторым спонсорам регулярно оплачивать выпуск газеты.

Михаил Агеев спрашивает, почему газета мало уделяет внимания отрицательным фактам. Закрывает, например, глаза на процветание коррупции, когда берут (и дают!) деньги за поступление, за увольнительную, за положительную оценку, за дополнительные занятия (в рабочее время учителя!), на «хозяйственные» нужды…

Много откликов на опубликованную в «ПК» (№18-19) полную запись беседы Президента РФ, Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами с нахимовцами. Авторы этих откликов высоко оценивают сам факт этой встречи и содержание непринужденного разговора Д.А.Медведева с ребятами. Выражается надежда на то, что Президент России остановит выпол­нение поспешного решения о переводе Нахимовского военно-морского училища из Санкт-Петербурга в Кронштадт (из текста стенограммы можно понять, что Дмитрию Анатольевичу явно не нравится такое решение!). Нахимовцы, их родители, офицеры, пре­подаватели, петербуржцы, настаивают на отмене переселения училища!

«ПИТОНИЯ ДОЛЖНА ОСТАТЬСЯ НАБЕРЕГАХ НЕВЫ!» - пишет нахимовец капитан 1 -го ранга ПАВЛОВ. («Питонией» нахимовцы ласково называют свое училище уже много лет. От слова — воспитанники , воспитоны, питоны!) В мае с.г. главный редактор газеты «ПК» обратился с E-mail письмом к Президенту России по поводу пере­селения НВМУ и быстро получил ответ о передаче этого письма в Министерство обороны России, которое пока не торопится ответить. (Текст письма В.А.Соколова-Хитрово публикуется в этом номере «ПК»).

Большую тревогу выражают читатели и по поводу слухов о переселении Кадетского корпуса Железнодорожных войск и Военно-космического Петра Великого кадетского корпуса. Какая-то богатая фирма «положила глаз» на великолепное здание Окружного Дома офицеров, что вызвало волнение не только среди офицеров, но и среди многих петербуржцев. Неужели одно из самых богатых министерств — Министерство обороны РФ продаст этот прекрасный Дом, который многие мирные и военные годы служил россиянам — не только офицерам и генералам, но и солдатам, курсантам суворовцам, кадетам?

Читатели — офицеры, суворовцы, нахимовцы и кадеты недовольны вялым протестом кадетской независимой газеты «ПК» против запрета участия ребят в военных парадах (якобы это забота о здоровье детей!), а также против отмены кадетского губернаторского смотра.

Николай К. пишет: «Мы все долго и тщательно готовились к этим смотрам, хотелось показать красивой и обаятельной женщине — Губернатору Валентине Ивановне МАТВИЕНКО, какие мы сильные, стройные, красивые, какая у нас замечательная строевая подготовка. Это был экзамен посильнее, чем ЕГЭ! Но сначала Губернатор перестала посещать свой смотр, а затем его вообще отменили. Впрочем, на спортивные состязания на Кубок Губернатора, Губернатор тоже перестала приходить!»

Замечательные отзывы поступили на выступление, посвященное А.В.СУВОРОВУ шефа всех кадет — председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергея Михайловича МИРОНОВА на телевизионном шоу «ИМЯ РОССИЯ». Газета «ПК» (№ 16-17) полностью поместила текст этого выступления. Читатели обратили внимание не только на отличное содержание выступления, но и на отличную форму выступления на ТВ.

Выражается пожелание продолжать печатать «Кадетские были» известного петербургского писателя Игоря Николаевича ЛОЩИЛОВА, а также пожелание чаще печатать стихи и рассказы самих суворовцев, нахимовцев и кадет, особенно лауреатов ежегодно проводимых газетой «ПК» кадетских литературных конкурсов.

Редакция «ПК»


 

СЪЕЗД ВСЕ БЛИЖЕ - ВОПРОСОВ ВСЕ БОЛЬШЕ

Казалось, что обо всем уже договорились. Оргкомитет съезда и президиум ОС СНКР решили проводить общекадетский съезд, на котором рассматривать общие вопросы кадетского образования и воспитания, не превращать съезд в отчетно-выборное собрание «Открытого содружества».

Это давало возможность пригласить к участию в съезде в первую очередь все основные крупные кадетские общественные объединения — Кадетское братство и «Российское кадетское братство» вместе с «Открытым содружеством». Предполагалось участие и других общественных объединений, независимо от того зарегистрированы они или нет.

Однако, 14 июня неожиданно получен по электрон­ной почте из Москвы проект Программы проведения второго общекадетского съезда России. Документ подается под девизом Александра Невского «НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ»

Это длинный документ в котором нет правды, а только сила. Если выполнить все что предлагает московское руководство «Открытого содружества», то совершенно нельзя рассчитывать на то, что было задумано как ОБЩЕКАДЕТСКИЙ СЪЕЗД. Здесь и отчет Президиума ОС СНКР, и доклад Ревизионной комиссии ОС СНКР, обсуждение этих докладов, принятие постановления СЪЕЗДА по этому вопросу и даже закрытое совещание Президиума ОС СНКР.

Конечно, руководители ОС СНКР имели бы право, в том числе и в сентябре 2009 года, провести свой съезд, однако они проводят его после церемонии открытия Общекадетского Съезда с выстрелом из пушки Петропавловской крепости и в Доме офицеров, где проводится Общекадетский Съезд.

Здесь же вносятся изменения в устав ОС СНКР, проводятся выборы руководящих органов ОС СНКР, определяются постоянные поручения президиума ОС СНКР. На другой день — 12 сентября, все эти решения выносятся на утверждение Съезда — ОБЩЕКАДЕТСКОГО СЪЕЗДА, и дальнейшее ведение Общекадетского Съезда поручается вновь избранному председателю ОС СНКР, который к тому же еще и принимает знамя Фоногорийского полка.

На заключительном пленарном заседании Общекадесткого Съезда 13 сентября участникам съезда предлагается прослушать программный Доклад избранного председателя ОС СНКР.

Что же это такое? — мы приглашаем на Общекадетский Съезд представителей разных кадетских общественных объединений и руководителей суво­ровских и нахимовского училищ, кадетских корпусов, а собираемся проводить съезд ОС СНКР.

Неужели все приглашенные захотят хотя бы приехать на такой съезд? Когда же прекратятся попытки некоторых отставных генералов и офицеров объединить всех-всех под своим, естественно, руководством? Зачем Вам это нужно, господа? Если для славы, так она у вас есть, причем даже высшая форма славы — ВОЕННАЯ БОЕВАЯ СЛАВА! Не верю что могут быть какие-то еще побудительные мотивы, для захвата общекадетской власти, хотя слухи ходят разные.

Возглавляют наши крупные кадетские общественные объединения такие заслуженные и авторитетные люди, как генералы ЧАУС П.Г., МАНИЛОВ В.Л. и ВЛАДИМИРОВ А.И.

Я обращаюсь к вам, товарищи, спасите Общекадетский Съезд, давайте, организуем обсуждение на нем не узких вопросов одной организации (кстати, очень активной организации!), а важнейших проблем воспитания и обучения суворовцев, нахимовцев и кадет. Давайте поговорим на съезде о недопустимости плохо подготовленных и бесперспективных кадетских реформ. Нельзя допустить, чтобы выселяли с берегов Невы Нахимовское военно-морское училище, Военно-космический кадетский корпус, а из Санкт-Петербурга и Кадетский корпус железнодорожных войск. Нельзя допустить какого либо сокращения количества кадетских образовательных учреждений и количество учащихся в них воспитанников.

ОБЩЕКАДЕТСКИЙ СЪЕЗД в Санкт-Петербурге может и должен заниматься не второстепенными, а главными вопросами жизни и деятельности кадетских учреждений России.

От редакции: после появления нового документа ОС программа проведения второго «Общекадетского съезда» оргкомитет съезда и Совет Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет разработали новую программу съезда в которой учтены пожелания многих кадет. Однако пока нет уверенности в том, что все вопросы решены.

 

НАВСТРЕЧУ КАДЕТСКОМУ СъЕЗДУ

В июне 2007 года газета «ПК» поместила интервью с первокурсником Санкт-Петербургского суворовского военного училища СЕРГЕЕМ ПУТИНЦЕВЫМ.

Сергей тогда сказал: «В прошлой школьной жизни мне нравились точные науки — химия, биология, физика, математика…»

В Суворовском училище ему сначала было трудно по всем предметам, но учительница химии Ольга Николаевна, по мнению Сергея, настоящий мастер преподавания, нашла индивидуальный подход к каждому суворовцу и смогла заинтересовать многих ребят своим трудным предметом.

Для Сергея химия уже на первом курсе снова стала любимым предметом и он не знал других оценок, кроме отличной!

Прошло два года и вот корреспон­дент «ПК» снова беседует с суворовцем Сергеем ПУТИНЦЕВЫМ — выпускником СВУ.

«ПК»: Сергей, окончен трехлетний курс обучения в Суворовском училище. какой предмет Вы сегодня считаете любимым и самым интересным и почему?

С.П.: Все эти годы химия оставалась моим любимым предметом, а Ольга Николаевна — любимой учительницей. Это, пожалуй, помогло мне определить и дальнейший путь в жизни и в военной службе: я намерен поступить в Военно-медицинскую академию.

«ПК»: Откуда Вы родом, где жили, где учились до поступления в Суворовское? кто посоветовал стать суворовцем?

С.П.: Я родом из города Великие Луки Псковской области. Окончил 8 классов средней школы № 9 (со спортивным уклоном). Я с детства мечтал стать офицером, а посоветовал поступить в Санкт-Петербургское суворовское военное училище военрук школы, преподаватель ОБЖ Игорь МАЛКИН. Моя мама — учитель рисования и черчения в нашей школе также считала нужным поддержать эту идею. И, наконец, наступил завершающий период моего обучения в училище, сдал ЕГЭ, с нетерпением жду сообщения о полученных оценках, волнуюсь, конечно!

«ПК»: Вы не жалеете, что связали себя военными ограничениями в суворовском училище, как Вы сумели преодолеть трудности?

С.П.: В училище я получил хорошее образование, научился преодолевать тяготы (и не только военной службы!), а три года жить и учиться в Санкт-Петербурге — это значит получить и второе образование культурной столицы.

Здесь я имел возможность ближе и подробнее узнать, что представляет из себя Военно-медицинская академия, куда собирался поступить. Я неоднократно посещал академию, знакомился с информацией о ней в Интернете, встречался с ребятами, которые там учатся или окончили академию.

«ПК»: как здоровье, какие изменения произошли за время учебы в СВУ?

С.П.: Здоровье нормальное, за эти три года я вырос, окреп, возмужал… Вся система питания и физической подготовки, система обучения и воспитания помогает суворовцам превращаться из мальчиков в мужчин. Когда я поступал в СВУ, подтягивался на турнике 10 раз + 11 -й раз с испугу! Теперь это получается в два раза больше — 22 раза.

«ПК»: как проходила учеба на первом курсе?

С.П.: трудно было первые полгода: незнакомая обстановка, незнакомые люди. Сейчас установились со всеми ребятами нормальные отношения, я по-настоящему понял, что такое кадетское братство. Я считаю, что в отношениях с товарищами надо избегать обострения конфликтов, сглаживать острые углы и всегда быть инициатором этого дела.

«ПК»: какие качества в Ваших това­рищах были особенно приятны?

С.П.: Говорят, что звания портят людей, но все ребята, которые стали вице-сержантами, оставались нашими товарищами и служебные отношения с ними были неизменно дружескими, хотя, иногда, казалось, что они излишне придираются к пустякам. Мне нравится, когда люди говорят в лицо даже неприятные вещи, а не за спиной. Большое значение в наших отношениях играет взаимопомощь, которая является одним из самых хороших человеческих качеств.

«ПК»: какие качества были неприятны?

С.П.: Амбиции, чувство превосходства над товарищами. Я еще могу понять, если есть превосходство в знаниях, умениях, опыте, но не превосходство в физической силе, в положении родителей, материальном благополучии. Правда, более обеспеченные в материальном отношении суворовцы, обычно не выделяются из общей среды, они живут своей жизнью.

«ПК»: А в чем Вы откровенно завидовали другим ребятам?

С.П.: В общем, завидовал лучшей подготовке, знаниям, хорошей одежде (гражданской), хорошим материальным возможностям, дорогим мобильным телефонам, ноутбукам, персональным компьютерам…

И все-таки, у нас главное — это учеба, спорт и простое кадетское братство.

«ПК»: А в жесткой форме, не при­ходилось разговаривать с другими суворовцами? Драки бывали?

С.П.: Если сказать честно, то бывали. Но в словесных и физических потасовках, я никогда не был первым. Однако, старался отвечать достойно.

«ПК»: какой учебный предмет, кто из преподавателей на первом курсе Вам понравился больше других?

С.П.: И на первом курсе, и на последующих курсах, моими предметами стали химия и биология. И огромную роль в этом сыграла наша учительница Ольга Николаевна Сысоева. На её уроках при общей высокой дисциплине царит обстановка благожелательности, всегда есть возможность задать вопрос, высказать свое мнение, подискутировать.

«ПК»: когда Вы научились владеть компьютером, пользоваться сетью интернет?

С.П.: Всем этим я овладел в суворовском училище и сейчас довольно уверенно пользуюсь всеми премудростями информатики. В этом тоже большую роль сыграла наша преподаватель информатики Ирина Дмитриевна Лазаренко.

«ПК»: Через несколько лет Вы станете офицером, наверняка будете вспоми­нать Суворовское училище, офицеров училища, преподавателей. об учителях Вы уже сказали. кого из офицеров уже сейчас Вы и другие суворовцы считаете примером?

С.П.: Мне многое нравится в работе нашего офицера-воспитателя, но особенно нравится всем ребятам — полковник Александр Иванович Литус. Занимая высокий пост заместителя начальника училища, он отличается с одной стороны строгостью, требовательностью, решительностью, но в то же время, это удивительно добрый человек, интеллигентный человек, который уважает достоинство суворовцев всегда выражает готовность помочь, если надо, защитить, дать добрый совет. Этот не очень молодой человек всегда подтянут, отлично выглядит в военной форме. Он умело учит суворовцев не только строевой подготовке (особенно это сказывалось во время репетиций праздничных парадов), но и жизни. Во время пребывания в летнем лагере полковник Литус, как начальник лагеря был особенно близок к суворовцам. Создавалось впечатление, что он никогда не отдыхает: он — на подъеме, утренней зарядке, разных построениях, на занятиях, особенно по строевой и огневой подготовке. На отдыхе Александр Иванович, тоже с суворовцами. Для меня он действительно образец хорошего офицера.

Заканчивается учеба в суворовском, завершается один из самых ответственных этапов моей жизни. Если мне выпадет честь поступить в военно-медицинскую академию, постараюсь стать хорошим офицером, хорошим специалистом — военным врачом, и главное, постараюсь стать хорошим человеком. Санкт-Петербургское суворовское военное училище заложило все предпосылки для этого!


 

ОЧЕРЕДНОЙ КУбОК ГУбЕРНАТОРА

(без губернатора)

21 мая в спортивном комплексе «Юбилейный» состоялись ежегодные спортивные соревнования кадет (между суворовскими, нахимовскими и кадетскими корпусами) за «Кубок губернатора». Следует заметить, что каждый год к этому мероприятию привлекаются всё большие силы и средства. В этом году это стало значимым событием для города. Мне посчастливилось быть на первом таком соревновании, когда в 2004 году суворовцы и нахимовцы состязались на базе яхт-клуба в силе и ловкости. В этом году в соревнованиях приняли участие гораздо больше команд и мы воочию убедились, что Санкт-Петербург стал «Кадетской столицей». О желании участвовать в такого рода состязаниях (соревнованиях) высказались представители кадетских организаций других городов России и зарубежья (в частности Белоруссия) и есть предпосылки надеяться, что в недалёком будущем опять возродятся спартакиады кадетских учреждений страны, как это было в свое время, когда раз в два года лучшие спортсмены, воспитанники суворовских и нахимовских училищ, встречались на спортивных площадках в очной борьбе, что бы определить сильнейших. Занятиям спортом в училищах уделялось всегда особое внимание. Офицер должен быть физически развит, готов к преодолению любых трудностей, а без хорошей физической подготовки это невозможно. Многолетний опыт кадетских корпусов в старой России показал, что для того, что бы пропитаться духом «настоящего кадетства» двухгодичного( ил и трехгодичного) обучения недостаточно. Можно только приветствовать решение Министерства Обороны России о возобновлении семилетнего кадетского образования в суворовских и нахимовских училищах. Очень жаль, что в нынешнем Министерстве Обороны не нашлось денег для проведения всероссийской спартакиады суворовских училищ и кадетских корпусов, школ и классов которых на сегодняшний день в России около двухсот.

Конечно, возможность добиться больших результатов зависит от условий подготовки и финансирования. Будем надеяться, вопрос о проведении кадетских всероссийских спартакиад будет решен положительно в ближайшее время. В силу значимости этого вопроса предлагаю обсудить его на предстоящем общекадетском съезде, который планируется провести в сентябре этого года в Санкт-Петербурге. Возвращаясь к итогам состязаний, которые прошли в «Юбилейном», хотелось бы отметить победу кадетского ракетно-артилеррийского корпуса в общем зачёте. Ранее всегда побеждали представители суворовского военного училища.

В прошлом году, губернатор В.Матвиенко оказала ощутимую материальную помощь в реконструкции стадиона и бассейна в Ленинградском СВУ, но это не помогло им остаться первыми. Значит командование, преподаватели и тренеры в КРАКе подошли к соревнованиям более ответственно, что создало интригу состязаний. После соревнований мне удалось пообщаться с лицами ответственными за спортивную подготовку кадет и я был рад увидеть настоящих энтузиастов своего дела.

Хотелось бы отметить роль выпускника Киевского СВУ 1985г. Соловьева Г.Н. в подготовке команды КРАКа. Жаль, что в этом году на соревнованиях не смогла присутствовать губернатор В. Матвиенко. Розыгрыш «Кубка губернатора» без губернатора снижает его значимость. Победителей поздравляла вице-губернатор А. Манилова (на фото).

В ходе соревнований и награждения было много организационных накладок, но всё это не помешало ощущению настоящего праздника, демонстрации «силы духа и силы воли».

Вторыми были воспитанники СВУ, третьими — нахимовцы. Жаль, что в соревнованиях не приняло участие суворовское училище МВД России, которое имеет много хороших спортсменов, о чем я убедился присутствуя в училище при вручении знамени Ташкент­ского суворовского военного училища войск НКВД, 12 мая этого года.

 

ЗНАМЯ - СУВОРОВСКОМУ УЧИЛИЩУ МВД

На фото: генерал-майор В. Джанибеков вручает Знамя начальнику СВУ МВД полковнику милиции Г.Федяеву

12 мая в Санкт — Петербургском суворовском училище МВД России состоялась торжественная передача знамени Ташкентского суворовского военного училища войск НКВД. Эту важную и ответственную миссию исполнил генерал-майор, дважды герой Советского союза, лётчик-космонавт Владимир Джанибеков, выпускникТашкент-скогоСВУ1960г.

Ташкентское суворовское военное училище НКВД было создано 27 сентября 1943 года.

19 декабря 1943 года — день рождения девяти суворовских училищ. В Ташкентском СВУ с 1 декабря 1943 года начались регулярные занятия. 20 декабря 1943 года состоялось торжественное собрание суворовцев, офицеров и преподавателей, совместно с представителями организаций города Ташкента. Эта знаменательная дата и является началом истории Ташкентского СВУ.

23 февраля 1944 года училищу было вручено Знамя, именно то Знамя, которое по наследству перешло Санкт-Петербургскому суворовскому училищу МВД России. Знамя Ташкентскому СВУ вручал начальник Харьковского кавалерийского пограничного училища НКВД генерал-майор Ухов. Два месяца спустя после великой победы над фашистской Германией 7 июля 1945 года состоялся первый выпуск суворовцев Ташкентского СВУ, которое просуществовало до 1960 года, когда Ташкентское СВУ было ликвидировано. Также было ликвидировано еще несколько суворовских училищ и два нахимовских.

Среди выпускников Ташкентского СВУ 24 генерала, среди них такие достойные люди как лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза генерал-майор В. Джанибеков, который пять раз побывал в космосе, спас Орбитальную Космическую Станцию «Салют-7», был сопредседателем Всесоюзного суворовско-нахимовского клуба и сейчас активно работает в кадетском движении, входя в совет старейшин международной ассоциации «Кадетское братство».На торжественной передаче знамени Ташкентского СВУ присутствовал и выступал лауреат Государственной премии, профессор, доктор медицинских наук генерал-майор медицинской службы, один из ведущих кардиохирургов страны А. Зорин. Ташкентское СВУ закончил и наш знаменитый боксёр, Олимпийский чемпион и чемпион мира по боксу, В. Попенченко.

Можно подвергать сомнению саму возможность существования суворовского училища войск МВД, приходилось слышать об этом и среди выпускников СВУ. Сам факт существования в структуре любого государства аппарата контроля и насилия, независимо оттого, строим ли мы демократическое или тоталитарное государство, видимо необходим. И в любой деятельности нужны профессионалы, люди надёжные и верно выполняющие свой долг.

Жизнь в любом суворовском училище происходит по строго установленным правилам, в основе его — распорядок дня (подьем, физзарядка, приём пищи, занятия, отбой), всё расписано по минутам. И у нас не было помощников, мы везде наводили порядок сами. В связи с этим приятно удивило суворовское МВД России. У них везде чистота и порядок.

После торжественной передачи знамени многочисленные гости познакомились с жизнью суворовцев, начальник училища полковник милиции Г.Федяев лично провёл их по всем помещениям училища, рассказал о достижениях выпускников. После этого был праздничный концерт суворовцев, фотографирование на память об этом событии и товарищеский обед. Тёплая атмосфера, четкая организация праздника, неформальное общение останутся в памяти не только воспитанников, но и ветеранов-суворовцев.

Активное участие в празднике приняли и члены совета Санкт — Петербургского союза суворовцев, нахимовцев и кадет (А.Коновалов, Э. Юсупов, В. Хузин, А. Терещенков) во главе с председателем совета А. Чичковым. Следует сказать, что борьба за знамя Ташкентского СВУ длилась несколько лет и только благодаря коллективным усилиям удалось добиться решения о передаче знамени суворовскому училищу МВД России. Теперь у Санкт — Петербургского СВУ МВД России — два знамени. Будем надеяться, что славные традиции Ташкентского СВУ найдут достойное продолжение и вос­питанники Санкт — Петербургского СВУ МВД России внесут свою лепту в кадетские достижения. А главное, чтобы из этих ребят вышли достойные люди, которые наделе бы участвовали в наведении порядка в стране, без которого невозможно возрождение России, как могучей державы и жизнь в которой была бы не ежедневной «борьбой за выживание»,а достойной и интересной, особенно для её защитников. Только общими усилиями мы можем придти к этому.

Александр. ТЕРЕЩЕНКОВ. Фото Автора


 

КАДЕТСКАЯ СТОЛИЦА ПРАЗДНУЕТ ВЫПУСК СУВОРОВЦЕВ, НАХИМОВЦЕВ И КАДЕТ

В июне 2009 года состоялся выпуск во всех восьми «кадетках» Санкт-Петербурга

«УРА!!! Мы больше не кадеты, а молодые юнкера!» Любимая кадетская песня «ФУРАЖКА»

В воскресенье 21 июня корреспондент «ПК» участвовал в церемонии выпуска кадет Морского кадетского корпуса в Кронштадте.

На Якорной площади, у Морского собора уже с утра стали собираться гости, родители выпускников, жители города. Очень много детей…

Под звуки духового оркестра на площадь выходят в парадном строю морские кадеты во главе с начальником корпуса капитаном 1 -го ранга Николаем Васильевичем ДОВБЕШКО.

Надо отметить, что в отличие от некоторых других «кадеток», Кронштадтский морской кадетский корпус выводит на построение весь личный состав корпуса и отпускает в отпуск младших кадет только после окончания торжественной церемонии.

Когда маленькие мальчишки-кадеты видят в строю напротив себя выпускников-богатырей, красивых, высоких, сильных, умных, у них появляется желание сделать все, чтобы стать такими же, появляется уверенность, что они обязательно станут такими.

А каким добрым взглядом смотрят старшие на строй младших!..

На трибуне много почетных гостей, среди них—руководители городских и муниципальных учрежений, депутат Государственной Думы Елена МИЗУЛИНА, учительница юного Володи ПУТИНА — Вера ГУРЕВИЧ, преподаватели, руководители общественных объединений. В рукаху кадет нет цветов… Нет, конечно, цветы будут, много цветов, но это будет потом, не в строю….. Обращает внимание глубокая продуманность

Командованием корпуса каждой детали в программе праздника. Например, при прощании со Знаменем, не подаются команды «шапки долой!» или «на колено становись!» Ребята это делают сами по команде прощания со Знаменем.

Аттестаты и другие выпускные документы вручают почетные гости, в том числе ветераны Великой Отечественной войны, заслуженные военные моряки.

Вручаются премии и подарки. Дважды все участники вдохновенно поют Гимн России…

Торжественная часть праздника окончена, выпускники здесь же на площади встречаются с родными, с любимыми девушками… Затем целый день концерты, обед, танцы, игры… Затем - НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЖИЗНЬ!

 

КАДЕТЫ-СИРОТЫ: БЕРЕГИТЕ, ПОМОГАЙТЕ, ЗАЩИЩАЙТЕ ИХ!!!

Проверка, проведенная в 2009 году прокуратурой Свердловской области в Екатеринбургском суворовском военном училище, показала ряд серьезных нарушений со стороны руководства училища. Одним из таких нарушений является грубое нарушение действующего законодательства в отношении сирот. Из СВУ без согласия территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав были отчислены 14 суворовцев из числа детей-сирот (всего сирот 46 человек из 600 суворовцев). Как сложилась дальнейшая судьба выкинутых из стен «суворовки» ребят, никого не интересовало. Более того, пенсии по потере кормильца и алименты не перечислялись сотрудниками СВУ на лицевые счета детей, а выдавались опекунам, которые были вольны распоряжаться ими по своему усмотрению.

Не контролировала администрация и сохранность жилых помещений детей.

Уже в ходе прокурорской проверки удалось предотвратить продажу квартиры одним из опекунов в Каменском районе Свердловской области.

Анатолий Дмитриев (РУНЕТ - 28.01.2009.)

 

 

ИСТОРИЯ ОДНОГО ОТЧИСЛЕНИЯ

(грустный рассказ)

Новгородский паренек Василий с детства мечтал о жизни военного, о возможности получить среднее образование в суворовском училище, а затем поступить в высшее училище воздушно-десантных войск. Правда, его сиротская доля несколько ограничивала возможности подготовки, однако после того, как один офицер райвоенкомата сказал ему, что для сирот предусмотрены льготы, он использовал эти льготы и стал суворовцем..

Сначала учился он хорошо, но сказалась недостаточная подготовка по математике и Василий стал отставать. Учительница, которая охотно занималась дополнительно (в служебное время!) с детьми богатых родителей, не нашла времени для сироты и даже сказала ему, что он так отстал, что учиться дальше в суворовском ему противопоказано. Умный и принципиальный юноша стал открыто выступать против недостатков в обучении и воспитании суворовцев, чем вызвал крайне негативное отношение к себе со стороны некоторых командиров и преподавателей.

Огромными усилиями он преодолел трудности математики, стал нормально учиться и по этому предмету. Но возникла другая беда — небольшой рост, слишком детское лицо, недостаточное физическое развитие, вызвали заниженную оценку своих возможностей и Василий стал искать пути самоутверждения, прежде всего, в глазах товарищей. Он увидел эти пути в литературном творчестве. Начитанный мальчик решил написать поэму в стиле пушкинской «Гаврилиады» но вместо библейских героев, сделал  своими героями преподавателей и офицеров, вплоть до начальника училища… В связи с тем, что в то время, стали чаще употреблять ненормативную лексику, Василий решил отличиться и в этом деле, используя то, что многократно слышал в сиротском детстве. Кстати, стихи он пытался писать давно, но не решался их показывать кому-либо. «Звериаду» суворовца Василия его товарищи так и не увидели: бдительный старшина роты срочно передал сочинение командиру роты, который ограничился тем, что дал первокурснику наряд вне очереди и посоветовал ему писать не хулиганские, а патриотические стихи. Василий написал такие стихи и они даже были напечатаны в стенной газете!

Прошло много месяцев….. Василий стал еще лучше учиться, повзрослел, упорно занимался физкультурой и спортом, готовился стать десантником.

Стихи перестал писать, уважение товарищей заслужил принципиальностью и готовностью всегда помочь ребятам. Василий стал выступать против сборов денег якобы на «хозяйственные нужды», на подарки офицерам и преподавателям, против коллективных неуставных наказаний суворовцев и его по-настоящему невзлюбили командиры. Когда он возвратился в училище после зимних каникул и опоздал на два дня (заболела любимая девушка), командир роты поставил вопрос об отчислении. Он сохранил «на всякий случай» «Звериаду» Василия и не постеснялся прочитать ее офицерам и преподавателям. Прочитал и на заседании Педагогического совета, где решали вопрос об отчислении из училища. При этом скромно умолчал, что «Звериада» была написана Василием два года назад!!!

Можно себе представить, каково было дружное возмущение членов педсовета, которые за поэму с ненормативной лексикой, где они оказались главными героями, исключили бы даже самого Пушкина! После гневных речей в свой адрес, на вопрос, хочет ли он учиться в суворовском училище, сирота ответил, что он не хочет учиться в этом училище. И БЫЛ ИСКЛЮЧЕН!

Приговор был приведен в исполнение немедленно. Построили училище, вывели парня перед строем и объявили об отчислении. Мальчишка заплакал и поехал в свой детдом… Плакали и другие, те, кто знал истину…

Василий отлично окончил среднюю школу, успешно сдал ЕГЭ и готовится осуществить свою мечту получить высшее образование, но уже не в ВДВ!

Антон БОРОДИН

От редакции: товарищи офицеры и преподаватели, не жалейте сил и времени на работу с сиротами, на дополнительные занятия с ними, на терпеливую работу по воспитанию, а часто и по перевоспитанию их. Не торопитесь принимать решения об отчислении сирот.

Берегите их, помогайте, защищайте! Даже если они пишут «Звериаду»!

Вы может быть не знаете, что в старой России кадетская «Звериада» воспринималась начальниками любого ранга совершенно спокойно и даже весело.


 

 ОЗАБОЧЕННОСТЬ И НЕДОУМЕНИЕ

Сложившееся на сегодняшний день положение в кадетском движении (наличие различных организаций и объединений, лидеры которых ведут достаточно откровенную борьбу между собой) вызывает озабоченность и недоумение у рядовых кадет, которые не могут понять, что они делят и почему воюют. Принятое решение о проведении Второго общекадетского съезда в Санкт-Петербурге в сентябре 2009 г. обострило ситуацию, так как сразу стало ясно, что имеющийся раскол (а иначе ситуацию не назвать) вызван особенностями личности и амбициями лидеров общественных кадетских объединений, претендующих на то, что их видение проблемы является единственно верным. При этом они все грамотные и уважаемые люди, достигшие больших высот на различных ответственных должностях, приятные в личном общении. Каждый из них по-своему прав.

До сих пор остается много нерешенных вопросов в отношении кадетского образования и воспитания, дальнейшей судьбы выпускников суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов. Почти всех кадет, с детства готовящихся к военной службе, беспокоят происходящие перемены в армии (так называемая реформа). Эти вопросы и должны быть обсуждены на Втором общекадетском съезде. Получив в свое время лучшее образование, прекрасную физическую подготовку и неплохое воспитание, многие выпускники суворовских и нахимовских училищ к сожалению плохо адаптировались к глобальным изменениям, произошедшим в нашей стране. Очень многие оказались не готовы к реалиям новой жизни. С детства приученным к порядку, соблюдению в отношениях между собой понятий чести и достоинства, трудно живется в это «смутное» время, когда большинство старается жить по другим принципам. Нас хорошо научили и поэтому трудно жить в заранее продуманном бардаке (пусть меня извинят за резкость), где решения принимают непрофессионалы, где коррупция проникла во все сферы жизни. Многие из наших братьев-кадет не реализовали себя, что приводит к разочарованию в жизни и всем вытекающим из этого последствиям. Судьбы кадетские разные. Но те, кто достиг больших высот в спорте, науке, общественной жизни, больших звезд на погонах, наглядно доказывают, что кадетское воспитание и образование дало основы для роста личности, огромный потенциал, который мы часто неразумно используем. Нам в самом деле нечего делить. Мы учились по одной программе, у нас были прекрасные учителя, и спасибо им за это. Жизнь у кадета одна, планета одна и воздух один на всех.

Второму общекадетскому съезду быть! Проведение съезда поддержано губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко, правительством города. В подготовку к съезду включились многие. Предстоит еще много работы, чтобы провести его достойно. Каждый из кадет может внести свою лепту в это благое дело, к чему я вас и призываю.

В этом году нашему Союзу 20 лет. Мы вступили в пору зрелости. И проведение съезда в Санкт-Петербурге говорит об этом. Санкт-Петербург — реальная кадетская столица, где имеются два суворовских, единственное в стране нахимовское училище и восемь кадетских корпусов Министерства обороны, не считая кадетских колледжей и классов.

Я согласен с позицией главного редактора газеты «Петербургское кадетство» В.А. Соколовым-Хитрово по вопросам проведения съезда, поддерживаю его обращение к шефу-попечителю С.Миронову, руководителям кадетских объединений. Нас целенаправленно ссорят и разводят, есть силы, которым это выгодно. Только объединившись мы станем достойной силой, с которой будут считаться и будут вынуждены уважать. Нет необходимости создавать еще какую-то новую организацию, но собраться вместе и обсудить общие для всех проблемы необходимо. И я уверен, что мы будем говорить на одном языке и поймем друг друга.

Выпускник минского СВУ, 1965 года, член Совета Санкт-Петербургского союза суворовцев, нахимовцев и кадет

Александр ТЕРЕЩЕНКОВ


КАДЕТСКИЕ СТИХИ

Мамино письмо Письмо маме День влюбленных    

Здравствуй, мальчик мой! Солнышко ясное!

Как ты там без меня, родной?

Я скучаю. И очень хочется,

Чтобы ты приехал домой.

Накормить тебя чем-то вкусненьким

И покрепче прижать к себе.

Все, что есть у меня, родной мой,

Предназначено только тебе.

Ты — моя надежда, опора.

Мысли все мои о тебе.

Не болей, пожалуйста, сыночка.

Береги себя и жалей!

Ты обязан отлично учиться,

Становиться взрослей и мудрей.

Командиров своих ты слушай.

Уважай педагогов, друзей.

Выполняй команды старательно.

Ты — военный теперь, сынок.

И учись, учись обязательно!

Не забудь свой главный урок.

Если будет свободной минуточка,

Напиши мне, сыночек, письмо.

Знаю, занят ты очень сильно.

Буду ждать я ответ все равно.

 

Все, чего я тебе не сказал,

Не успел в суете ежедневной,

Я в своем письме написал.

Ведь живу я любовью твоею!

Находясь вдали от тебя.

Дорогая моя мамуля,

Понимаю, как много смогла ты

В этой жизни, собой рискуя.

Сколько ты недоспала ночей!

И как часто, без сил возвращаясь.

Наварив нам вкуснейших щей,

Ты умела за все прощать.

За пробелы в учебе, за двойки,

И за порванный новый пиджак.

Добротой я твоей восхищался!

Хоть и знал, что все сделал не так.

А когда твои дети болели.

Ты всю боль их брала себе.

И они поправлялись быстрее.

Чего стоило это тебе!

Дорогая моя, любимая!

Самых лучших не хватит слов,

Чтобы смог я сегодня высказать

Благодарность свою и любовь.

Будь всегда такой же красивою.

И не вздумай скучать без меня!

В моем сердце всегда ты, любимая.

Дорогая мамуля моя.

Максим ДЯДИН

Высоким чувством окрыленный,

Еще в те давние года

Придумал старец день влюбленных,

Никак не ведая тогда,

Что станет этот день любимым,

Желанным праздником в году,

Что Днем святого Валентина

Его с почтеньем назовут.

Улыбки и цветы повсюду,

В любви признанья вновь и вновь…

Так пусть для всех свершится чудо —

Пусть миром правит лишь любовь

Василий АНДРЕЕВ

 

О, как прекрасен солнца свет!..

О, солнце, дай немного света!

Дождь, лай в ладони мне воды!

Любимой и дар отправлю это,

И сбудутся мои мечты!

Но солнце гаснет в час заката.

За опозданье ждет расплата.

И от меня уходишь ты,

А я мчусь и корпус от беды.

Александр ЗАХАРОВ

 

   

 

Размышления..

Город... Как приятно пройтись утром по Санкт-Петербургу! Насколько свеж и прозрачен воздух! Идёшь и думаешь: «Как приятно гулять по любимому городу, видеть всё то, что видят тысячи людей, живущих в этом удивительном городе!»

А как прекрасны твои мосты, набережные, проспекты и переулки...

Рано утром, когда все дневные шумы еще не проснулись, когда ты, любимая, ещё спишь, из окна своего дома я вижу силуэт сгорбленной старушки. Закутавшись в своё ветхое пальтишко, она прячется от осеннего ветра. Перед ней стоит небольшая старая тележка, на которой аккуратно разложены пожелтевшие советские книги и газеты.

Она никогда не смотрит на прохо­жих. Никогда не мелькнёт в её глазах и намёк на мольбы о подаянии, на жалобы о перенесённых страданиях. Она смотрит в землю, словно размышляя о чём-то.

А люди спешат, проходят мимо неё. И никто из них даже взгляда не бросит, даже мельком не взглянет на бедняжку, ведь у них свои дела, ведь они заняты своими проблемами. У них работа, учёба, дом... Нет времени...

И только весеннее солнце не обходит её своим вниманием, ласково и нежно пробегает своими тоненькими лучиками по лицу, каждым своим прикосновением даря ей своё доброе тепло...

А люди, находясь в своих тёплых квартирах, смотрят по вечерам телевизор и ужасаются: сколько бездомных, сколько несчастных в мире! Сколько людей рядом с нами, нуждающихся в помощи!

Но утром... Люди снова проносятся мимо. Работа, школа, дом... Нет времени...

Ведь даже для добрых дел нужно время. Нужно только найти время... Нужно только захотеть найти время для добрых дел. И может быть, тогда и весь этот мир станет другим.

Ведь этот мир таким, каким он есть, мы делаем сами.

Владимир ОВСЯННИКОВ



 

 

 

9 МАЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 85 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И 70 ЛЕТ ОБЩЕСТВЕННОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ, НАУЧНОЙ,

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ВОЕННОЙ, ЖУРНАЛИСТСКОЙ,

ОРГАНИЗАЦИОННО-КОНЦЕРТНОЙ, ЛЕКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учредителю и главному редактору нашей газеты

профессору, подполковнику в отставке

Владимиру Александровичу СОКОЛОВУ-ХИтРОВО

Редакция газеты «ПЕТЕРБУРГСКОЕ КАДЕТСТВО»

ПОЗДРАВЛЯЕТ НАШЕГО ЮБИЛЯРА

И ЖЕЛАЕТ ЕМУ ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ

И УСПЕХОВ В ЕГО МНОГОГРАННОЙ РАБОТЕ

НА БЛАГО РОССИИ.


 

 

19 мая в связи с юбилеем В.А.Соколова-Хитрово и юбилеем его сына — Михаила Соколова, отме­тившего в этот же день свое 47-летие и 25 лет журналистской деятельности в Большом зале Русского географического общества состоялся прием, на котором присутствовали более 150 человек: официальные лица, ученые , артисты, писатели, художники, офицеры и генералы, суворовцы.

Юбиляр получил много поздравлений, цветов и подарков от политических партий, учреждений культуры, редакций СМИ, кадетских образовательных учреждений.