Специальный
выпуск
№ 7 (24)
октябрь 2009 |
|
Адрес редакции и издательства
190000, Санкт-Петербург, пер. Гривцова 10, РГО
Тел: 925-99-82
E-mail: sokolov.vlad@mail.ru
www.piterkadet.ru
www.ruscadet.ru |
SOS!
СПАСИТЕ КАДЕТСТВО!!!
Открытое письмо
г.г.
МЕДВЕДЕВУ Д.А. ПУТИНУ В.В., МИРОНОВУ С.М., ГРЫЗЛОВУ Б.В.,
ЗЮГАНОВУ Г.А., ЖИРИНОВСКОМУ В.В.,
ЛЕВИЧЕВУ
Н.В., ЗОРЬКИНУ В.Д., ПАТРУШЕВУ Н.П., ЧАЙКЕ Ю.Я.
Уважаемые господа!
Прошу Вас
внимательно прочитать этот номер газеты «Петербургское кадетство» и
СРОЧНО принять меры для спасения суворовско-нахимовской школы
кадетского воспитания и обучения от малограмотных и преступных
«реформаторов». Газета публикует Служебную записку генерал-майора
ВЛАДИМИРОВА Александра Ивановича и другие документы, отражающие
кадетскую трагедию в Российской Федерации, отражающие массовое
возмущение граждан страны и особенно военнослужащих.
Складывается
впечатление, что целая группа заговорщиков пытается
дестабилизировать обстановку в России перед президентскими выборами,
для чего провоцирует грубое нарушение Конституции РФ и действующего
законодательства.
ПРОЧИТАЙТЕ, ПОМОГИТЕ, ОСТАНОВИТЕ КАТАСТРОФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ!
Главный редактор, инвалид Великой Отечественной войны, учредитель
Благотворительного фонда и
заместитель председателя Совета попечителей Суворовского военного
училища,
член Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет,
почетный председатель б. Российской политической партии «РУСЬ»,
почетный член Русского географического общества, член Всемирного
клуба
петербуржцев, Внешнеполитической ассоциации России, Союза концертных
деятелей России, почетный старшина Северо-Западного
Морского клуба, профессор, подполковник в отставке
Владимир Александрович Соколов-Хитрово
Служебная записка
"О
положении с суворовскими военными училищами и кадетскими корпусами
Министерства обороны Российской Федерации"
В течение 2009 года
в Министерстве обороны РФ были приняты решения, последовательно
свертывающие суворовскую военную школу, меняющие ее этику,
предназначение и профессиональную направленность, притом, что
авторы этих решении не известны, все эти решения принимались
кулуарно, до командования училищ они доводились непосредственно по
мере выработки, начиная с апреля сего года.
В этом плане,
реальное положение в системе учреждения кадетского образования
Минобороны характеризуется следующими решениями Минобороны и
тенденциями их жизнедеятельности.
1. Запрещено
участие суворовцев, нахимовцев и кадет в Параде Победы 9 мая.
В результате чего
была нарушена 64-х летняя традиция участия в военных парадах 9 мая
парадных расчетов суворовцев, нахимовцев и кадет в Москве и пунктах
дислокации училищ.
По этой проблеме
было написано письмо выдающихся кадет современной России Президенту
РФ Д. А. Медведеву (приложение №1), ответ на это обращение вообще не
поступил.
Однако, на наше
письмо, посланное в адрес Секретаря СБ РФ Н. П. Патрушева, Совет
Безопасности получил ответ Первого заместителя Министра обороны А.
Калмыкова, в котором написано, что «в целях
сохранения жизни и здоровья, обеспечения непрерывного учебного
процесса….» и так далее, суворовцы и кадеты Минобороны
никогда более не будут принимать участие в военных парадах,
посвященных Победе в Великой Отечественной войне (приложение №2).
Участие суворовцев в
Юбилейном 65-м Параде Победы 9 мая 2010 года находится под угрозой,
так как их участие в Параде не планируется, строевая подготовка как
предмет военной подготовки в училищах не ведется.
Этот факт вызовет
справедливое возмущение ветеранов Великой Отечественной войны,
участников Парада Победы и российской общественности.
2. Поступление
выпускников суворовских военных училищ в профильные военные
учреждения высшей школы Минобороны с мая сего года осуществляется на
общих основаниях с выпускниками гражданских школ.
В результате чего
сотни выпускников суворовцев были не приняты даже в те военные
институты, в которые они традиционно поступали по разнарядке
Минобороны и по распределению.
Сотни семей
военнослужащих стали в одночасье несчастными, так как их сыновья -
выпускники суворовцы вообще никуда не поступили, ведь никто из них
не был даже ориентирован на такое развитие событий, а документы для
их поступления уже были направлены в выбранные ими военные
институты и училища.
Сотни суворовцев,
проучившихся по три года в суворовских военных училищах, достойно
окончившие их, получивших профильную военную подготовку и годами
готовивших себя к службе в составе офицерского корпуса России не
станут офицерами только потому, что результаты их ЕГЭ оказались чуть
слабее, чем у школьников, которым было все равно куда поступать,
многие десятки потомственных офицерских родов были прерваны.
Выпускники СВУ
уже следующего года будут иметь «свободный диплом», то есть могут
поступать куда хотят.
На наши вопросы
«зачем это делается и зачем тогда учиться 7 лет в суворовском
училище(?)», а также
«что получит государство и
армия за те огромные средства, которые расходуются для подготовки
суворовцев и кадет(?)»
ни один чиновник Минобороны и государственный чиновник ответа не
дает.
3. Прием в
учреждения кадетского образования в этом году осуществлялся по новым
правилам, что привело к множеству человеческих трагедий и массовым
судебным разбирательствам.
Прием абитуриентов
производился кустовыми приемными комиссиями.
Вступительные
экзамены (по русскому языку и математике) не проводились и были
заменены собеседованиями и профотбором.
Проверка здоровья
абитуриентов независимыми медицинскими комиссиями не производилась и
была заменена изучением школьных медицинских карт и справок из
детских поликлиник.
Уже после проведения
всех вступительных испытаний и объявления предварительных
результатов были получены устные указания Минобороны о сокращении
набора в учреждения кадетского образования за счет приема только и
исключительно детей военнослужащих и сирот.
Все это привело к
тому, что несколько сотен «невоенных» детей были отчислены без
объявления причин.
Проверка
поступивших детей, проведенная непосредственно в учреждениях
кадетского образования выявила ужасающие результаты проведенного
набора по новым правилам: из всех принятых детей здоровыми оказалось
не более 30%; значительная часть детей 5-6 классов требует
восстановления навыков элементарной грамотности.
Приказ Министра
обороны № 996 о зачислении в учреждения кадетского образования
вызвал общественный скандал и массовые обращения родителей не
поступивших детей к органам государственной власти, Президенту РФ и
в суды.
Этот скандал
разрастается и обретает поддержку СМИ, общественных объединений
гражданского общества и депутатского корпуса России, а Приказ МО №
996 был опротестован Военной прокуратурой РФ.
Тем не менее,
никакой реакции Минобороны на все это не последовало.
В настоящее время
для положительного разрешения этой коллизии ничего не делается и
ситуация ухудшается с каждым днем.
Очевидно, что
родительская общественность добьется правды и все виновные в этом
преступлении против детей, против прав человека и в нарушении
Конституции РФ будут поименно названы и наказаны.
4. В суворовских
военных училищах началось совместное обучение мальчиков и девочек.
Сегодня в
Московское и Екатеринбургское суворовские военные училища
(приблизительно 500 мальчиков от 11 до 18 лет) приняты по 35 девочек
(13-16.лет) и ведется их совместное обучение, в рамках интернатного
(постоянного) проживания на одной территории.
Девочки
проживают в прекрасных комнатах по 6 и менее человек, со всеми
удобствами, включая стиральные машины, индивидуальную сантехнику,
персональные ноутбуки, широкоформатные телевизоры, им уже заказаны
более десятка разный форм одежды, в том числе джинсовые куртки и так
далее, что само по себе неплохо и достойно для реализации в
отдельных пансионатах государственных воспитанниц.
Но в настоящем
«суворовском» варианте, этот «гендерный казус» невозможно даже
комментировать, так как, на наш взгляд, такое решение является
форменным безумием людей, которые никогда ничего в своей жизни сами
не делали, ни за что лично не отвечали, и реализуют свои собственные
представления «о хорошей жизни детей».
5. Из учебных
планов и программ суворовских военных училищ изъяты все предметы
военной подготовки.
На мой прямой
вопрос А. Фральцовой
«Зачем тогда суворовские
военные училища вообще, и чем она собирается заменить предметы
военной подготовки?»,
вразумительного ответа не последовало.
Хотя ясно, что
суворовские военные училища без изучения предметов военной
подготовки просто бессмысленны и будут учреждениями другого
образования и другой направленности.
6. Радикально
изменяется уклад жизни в суворовских военных училищах.
Питание
увеличено с 4-х до 6-ти раз в день.
Практически
сокращены физическая зарядка и движение строем, число обязательных
осмотров, построений, прогулок и проверок сокращено.
Практически
ликвидированы спортивные секции единоборств и спортивных игр, так
как их некому вести.
Планируется
свободный выход из училища в город после учебных занятий, в том
числе и в гражданской форме одежды.
Уничтожена
система внутренней службы, необходимая для выработки навыков службы
в армии, все внутренние работы и наряды сегодня ведутся специально
нанимаемыми гражданскими структурами.
В училищах
сокращены взводы обслуживания. Теперь службу на КПП и охрану училищ
осуществляют нанятые охранные структуры.
Суворовцам
запрещено убирать территорию училищ и сегодня уборку территории
ведут нанятые уборщики.
Ведется работа
по запрещению суворовцам проводить уборку в собственном расположении
и найме специальных уборщиков в туалетах рот.
Отрабатывается
вопрос о ликвидации деления суворовских военных училищ и кадетских
корпусов на суворовские роты и взводы, и введение штатных структур
не армейского образца.
Из жизни
учреждений кадетского образования удаляются Общевоинские уставы, как
несоответствующие духу времени и задачам воспитания суворовцев. Идет
постоянное подчеркивание, что училища не есть войсковая часть, а
есть только учреждение общего среднего образования.
Общая
дисциплина в суворовских военных училищах, прежде основанная на
строгом выполнении Воинских Уставов и Распорядка дня теряет свои
основы и расшатывается.
Ведутся
разговоры о введении «самоуправления учеников по примеру колледжей».
7. Новые штаты
учреждений кадетского образования Минобороны до сих пор не
утверждены.
Проекты штатов
предусматривают, что командные и воспитательные должности в
суворовских военных училищах будут замещаться не офицерами
действительной военной службы, как сейчас, а гражданскими лицами
(возможно офицерами, состоящими в запасе, в то время как служба в
запасе в Вооруженных силах России не предусматривается), имеющими
педагогическое образование.
Этот значит, что в
системе учреждений кадетского образования Минобороны не будет
профессионального военного командного и воспитательного состава.
Из штата
суворовских военных училищ убран оркестр и все автомобили, включая
машины начальника училища и техника для перевозки суворовцев, что
делает командование училища практически беспомощными в осуществлении
хозяйственной деятельности и при проведении проверок училища, а
также лишает его возможностей достойного проведения воинских
ритуалов и мероприятий военно-патриотического воспитания.
8. Идет
постоянная моральная обработка личного состава училищ, и приучение
его к мысли о том, что суворовские военные училища будут
перепрофилированы в интернаты и с декабря 2009 года будут
переданы в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Общие настроения
среди офицеров, преподавателей и воспитанников суворовских военных
училищах, могут быть определены как тревожные, пессимистические и
даже панические, так как никто не понимает происходящего и не видит
собственных перспектив ни в службе, ни в учебе.
Офицерский
состав,
как правило, не имеет квартир и в гражданской жизни себя не видит и
к ней не готов.
Суворовцы,
особенно старшие курсы, не хотят жить и учиться в гражданских
интернатах, а хотят служить Родине на военном поприще, так как
изначально поступали в военное училище, и вместе с их родителями
давали соответствующие письменные обязательства в военкоматах.
В случае
перевода суворовских военных училищ в форму гражданских интернатов,
старшие суворовцы готовы уходить из училищ в массовом порядке целыми
курсами.
9.
Все эти «новации» планируется закрепить в новом Положении о
суворовских училищах и кадетских корпусах Минобороны, в которое
разработчики уже не закладывают идею «служения Отечеству» и
«подготовку к службе в Вооруженных Силах России», а закладывают идеи
«социального пакета», то есть, практически, идею «военных детских
домов», что в корне меняет саму суть и изначальный замысел
предназначения национальной суворовской военной школы, и что, наш
суворовский взгляд, может стать стратегической ошибкой, и чего
нельзя допустить категорически.
10.
Во главе формирования и исполнения всех
этих инициатив находится новый Начальник Управления военного
образования Минобороны Тамара Анатольевна Фральцова, которая
получила полную поддержку Советника министра обороны Приезжевой
Екатерины Геннадиевны и лично Министра Обороны Сердюкова Анатолия
Эдуардовича.
Наши личные встречи,
представленные документы («Основы Концепции и государственного
стандарта кадетского образования») и предложения, в ее лице,
Министерству обороны прямой дружеской помощи суворовцев-ветеранов в
правильном выстраивании реформы кадетского образования, а также наши
попытки внести ясность и профессиональный государственный подход в
решение этого вопроса остались без ответа и успеха не имели.
11. В развитии
кадетского образования в России образовалась новая тенденция,
которая нам представляется странной.
Так, решением
Президента РФ Д. Медведева будут образованы Президентские
кадетские корпуса каждом Федеральном округе, что является вполне
оправданным и нужным решением.
При этом:
во-первых, организации этих корпусов поручается Министру обороны
РФ А. Сердюкову, чьи взгляды и подходы к этому вопросу изложены
выше;
во-вторых,
остается нерешаемым вопрос правовых основ кадетского образования в
России как такового, так как сегодня ни в одном Законе РФ нет таких
понятий как «кадетский корпус» (есть только школа-интернат) и
«кадетское образование», не даются их определения, не сформулированы
предназначение и решаемые ими задачи, не разрабатывается
Государственный стандарт кадетского образования и так далее;
в-третьих,
Минобрнауки (в лице Заместителя министра И. Калины) саботирует
создание Рабочей группы по кадетскому образованию и пытается
переложить эту работу на Рабочую комиссию по казачеству, что, в
лучшем случае, является очевидным недоразумением, но на это дело
Минобрнауки уже выделило 10 миллионов рублей(!) и объявило тендер,
который, как мы уверены, выиграют его «аффилированные структуры».
Одновременно,
решением Председателя Правительства РФ В. Путина создаются три
новые суворовских военных училища МВД, которые, естественно,
предназначаются для подготовки воспитанников для их будущей службы в
рядах правоохранительных органов.
Это значит, что в то
время как:
МВД, Минюст, Следственный комитет
Генпрокуратуры, МИД, ФСБ, МЧС России и другие федеральные
министерства формируют свои ведомственные кадетские корпуса с
целью профессиональной подготовки своего начальствующего состава;
Министерство обороны фактически
не заинтересовано в развитии суворовских военных училищ как
основы профессиональной подготовки офицерского корпуса Вооруженных
сил и занимается их целеустремленным уничтожением как учреждений
начального профессионального военного образования.
***
Все сказанное выше только подтверждает наш вывод о том, что сегодня,
при
полном попустительстве высших органов государственной власти,
Генерального штаба ВС РФ и Совета Безопасности РФ, чиновниками
Министерства обороны ведется планомерное и целенаправленное
изменение философии суворовской военной школы, изменяется суть его
предназначения, меняются его приоритеты и явочным порядком, но
активно ведется его тихое и быстрое уничтожение.
Мы опасаемся,
что суворовские училища уже попали в «список непрофильных активов»
дельцов от Минобороны и подлежат тихой ликвидации в ходе
«реформирования».
Именно поэтому
сегодня у суворовцев отнимается военный Парад, изымается военная
составляющая их образования и воспитания, завтра их начальниками
назначат гражданских людей, потом просто и тихо передадут в
распоряжение Минобрнауки и местных губернаторов, и сделают платными
пансионами для детей богатых родителей, или очередным «социальным
пакетом», и все это -
«в целях сохранения жизни и здоровья,
обеспечения непрерывного учебного процесса….».
Таким образом, под
предлогом либерализации, доступности кадетского образования и его
социальной значимости, уничтожается его предназначение, его
моральная основа, принципы и исторические традиции кадет, этика их
служения Отечеству с детства.
Вместо системы
профессионального военно-государственного патриотического
образования, в Министерстве обороны формируется система «социальных
детских домов».
Это уже не реформа военного профессионального образования России,
это целенаправленное уничтожение профессионального и этического
фундамента офицерского корпуса Российской армии и корпуса
гражданских государственных служащих страны.
Кадеты, с их
300-летними традициями, как олицетворение и символ чести, как
верные слуги Отечеству с детства, как основа служилого слоя России,
оказались никому не нужны.
Мы уверены, что все
попытки лишить Армию верных и преданных им офицеров-профессионалов с
суворовской школой воспитания и корпоративной патриотической военной
этикой, и государственных служащих России будут адекватно оценены
Советом Безопасности РФ и пресечены Президентом России ее Верховным
Главнокомандующим.
Мы считаем, что
происходящее преступление против России, ее Армии необходимо жестко
и однозначно пресечь.
Наверное,
попытки такого рода еще могут иметь место и в будущем, а посему мы
должны, решительно не допустить их повторения, опираясь на
естественную и мощную поддержку, и разум российского общества.
***
Общественные
объединения ветеранов-суворовцев активно, неоднократно и пока
безуспешно пытаются обратить внимание Министерства обороны и высших
органов государственной власти к этой проблеме.
Нами направлялись
письма во все высшие органы государственной власти, проводились
митинги, публиковались материалы в СМИ, публиковались Обращения и
Открытые письма (приложение № 3).
Второй Общекадетский
съезда России, прошедший в Санкт-Петербурге в сентябре сего года
принял специальное Обращение «О недопустимости разрушении
национальной суворовской военной школы» (приложение № 4).
Неоднократные
попытки общественных объединений ветеранов-суворовцев и родительской
общественности России привлечь внимание высших органов
государственной власти к этой проблеме успеха не имели.
Мы будем продолжать
нашу работу, нам некого стесняться и нам невозможно молчать, так как
в опасности все то, что дала нам Родина и сама Россия.
Мы уверены в успехе,
так как твердо знаем, что «Не в силе Бог, а в правде!»
Предлагаю
-
С целью
предотвращения исполнения ошибочных решений чиновников
Минобороны и недопущения неизбежного громкого скандала,
связанного с массовым обращением в суды родителей детей не
поступивших в СВУ и КК Минобороны, и тем самым недопущения
снижении авторитета государственной власти России:
приостановить
инициативную деятельность Начальника управления военного образования
Т. А. Фральцовой в области реформирования системы кадетского
образования Минобороны;
до окончательной
разработки новой концепции кадетского образования, подготовки и
согласования всех необходимых руководящих документов,
руководствоваться старым комплектом положений, штатов и программ СВУ
и КК;
произвести
дополнительный набор в учреждения кадетского образования и принять
всех поступивших и потом отчисленных из них детей, юридически
оформить это Дополнением к Приказу МО № 996;
по итогам учебного
года перевести всех девочек, учащихся в суворовских военных
училищах, в Пансион воспитанниц Минобороны в Москве или организовать
такой же пансион в другом городе;
изменить практику
поступления в учреждения кадетского образования по собеседованию и
изучению документов и вернуться к сдаче вступительных экзаменов и
обязательному прохождению абитуриентами военно-врачебных комиссий,
для чего разработать систему необходимых критериев;
вернуть в программы
обучения СВУ предметы военной подготовки;
штатные должности в
суворовских военных училищах и кадетских корпусах Минобороны,
занимаемые сегодня офицерами действительной военной службы
гражданскими лицами не замещать;
вернуться к практике
обязательного распределения выпускников СВУ и КК Минобороны в
профильные высшие военные образовательные учреждения;
вернуть суворовцам
почетное право участия в военных Парадах, посвященных Победе
Советского народа в Великой Отечественной войне;
Министру обороны
встретиться с родительской общественностью в Москве и
Санкт-Петербурге и извиниться за сложившуюся ситуацию;
непосредственных
виновных в произошедшем наказать и сделать необходимые выводы об их
служебном соответствии.
-
Принять
политическое решение по всей проблеме кадетского образования и,
в качестве нового национального проекта, создать на его базе
систему подготовки национальной элиты государственной
гражданской и военной службы России с детства, функционирующую
под непосредственной эгидой Президента России.
Прошу рассмотреть.
Председатель
Московского суворовско-нахимовского содружества,
выпускник
Московского СВУ 1963 года,
генерал –
майор Александр Владимиров
16 октября 2009
года, г. Москва
|
ЗАЯВЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО СОЮЗА СУВОРОВЦЕВ,
НАХИМОВЦЕВ И КАДЕТ
Совет Санкт-Петербургского
Союза суворовцев, нахимовцев и кадет крайне обеспокоен
мероприятиями по проведению реформ в сфере образования и
в военном деле. Обязательное введение ЕГЭ, в том числе и
в доВУЗовских военных учебных заведениях привело к
настоящей кадетской трагедии во всей России. Особенно
это коснулось Санкт-Петербурга - кадетской столицы, где
сосредоточены восемь кадетских образовательных
учреждений силовых министерств.
Трагедия состоит в том, что
больше половины всех выпускников суворовских,
нахимовского училищ и кадетских корпусов, сдавших ЕГЭ,
прошедших профотбор и направленных в военные ВУЗы по
предварительно согласованной разнарядке, были сразу же
отправлены обратно. Часть выпускников смогли поступить в
гражданские ВУЗы (если ранее сданный ими ЕГЭ
соответствовал условиям приема в эти ВУЗы).
Большинство выпускников СВУ,
НВМУ и КК МО РФ были ориентированы на конкретные военные
ВУЗы, сдавали ЕГЭ именно в эти выбранные ВУЗы, но были
лишены возможности туда поступить. Российские военные
училища, институты и академии остались без многих
отлично подготовленных, здоровых, дисциплинированных,
умных, воспитанных как настоящие патриоты Отчизны,
юношей. Наши Вооруженные Силы в целом потеряли отлично
подготовленных будущих офицеров, которыми с детства
стремились стать многие мальчишки, и обида которых на
ситуацию с выпуском 2009 года, уже, видимо, не подвигнет
к дальнейшим попыткам повторить этот путь.
Кому была выгодна такая
реформа?!
Кто посмел так обмануть и
тех, кто поступал в ВВУзы, и тех, кто поступал в СВУ,
НВМУ и кадетские корпуса МО РФ?!
Совет считает, что никакие
стремления сократить Вооруженные Силы, модернизировать
их, не могут оправдать состоявшегося государственного
обмана выпускников кадетских образовательных
учреждений.
Обманули и мальчишек младших
возрастов, мечтавших поступить в суворовские военные
училища, нахимовское военно-морское училище и в
кадетские корпуса. Без каких либо предварительных
разъяснений и без каких либо согласований с родителями
приказом Министра обороны РФ № 996 мальчишки, принятые
ранее в одни училища, обнаружили себя в списках других
училищ, в том числе и в других городах. Многие, тоже
принятые в училища и корпуса, которым это уже объявили,
вообще не обнаружили себя в этих списках. Нарушены не
только элементарные этические правила, которым мы
пытаемся научить детей с самого раннего возраста.
Нарушены законы России, нарушена Конституция России!
Попытки некоторых
чиновников, депутатов и партийных деятелей доказать, что
проводимые реформы, в первую очередь внедрение ЕГЭ,
имеют цели дать одинаковые возможности получить высшее
образование детям со всей России, поступить в самые
престижные ВУЗы и пресечь коррупцию, оказались
совершенно не состоятельными. Для коррупции появились
новые, более широкие возможности (продажа высоких баллов
ЕГЭ, и даже стопроцентных свидетельств о ЕГЭ,
коррупционное зачисление в военные заведения по
признакам родства, землячества, о чём свидетельствуют
многочисленные факты). В военные ВУЗы по купленным или
полученным менее строгим способом, чем в кадетских
учреждениях, свидетельствам о ЕГЭ, поступили многие
кандидаты (теперь уже курсанты), которые ни физически,
ни морально совсем не готовы к этому.
На обучение суворовцев,
нахимовцев и кадет страна затратила немалые бюджетные
средства. Суворовцам, нахимовцам и кадетам были привиты
профессионально-значимые качества — качества гражданина,
патриота, защитника Отечества. Реформы Минобразования и
Минобороны ломают всю систему доВУЗовского
военно-государственного образования — основу воспитания
национально-ориентированной элиты с детства. Анонимные
чиновники этих министерств сегодня пытаются любыми
способами ликвидировать возрожденную в тяжелые годы
войны российскую суворовско-нахимовскую военную
составляющую в образовательном процессе кадетских
учреждений. Это попытки сократить в них преподавание
военных дисциплин, заменить офицеров-воспитателей
«классными дамами». Отменено участие суворовцев и
нахимовцев в военных парадах, (якобы заботясь об их
здоровье и успехах в учебе). Это попытки переселить ряд
кадетских учебных заведений из занимаемых ими
исторических традиционных зданий в далёкие от культурных
центров районы.
Фактически отменяется
социальная функция кадетских образовательных учреждений
Министерства обороны РФ. Так, из 33 детей-сирот
проживающих в Санкт-Петербурге, допущенных до
вступительных испытаний, в итоге были зачислены только 6
человека. Остальные отсеяны якобы из-за слабого уровня
общеобразовательной подготовки. Забыто, что, начиная
с 1943 года, зачислялись, учились и успешно оканчивали
училище тысячи детей-сирот. С ними терпеливо
работали преподаватели и офицеры, обучая и воспитывая
этих мальчишек, многие из которых стали известными
генералами и офицерами.
Скороспелые непродуманные
действия в проведении даже некоторых необходимых реформ,
приводят к негативным последствиям, вызывают
неразбериху, возмущение людей, разочарование детей и их
родителей, способствуют снижению престижа в Российских
Вооруженных силах. Сегодня даже возникла угроза
прерывания многих потомственных офицерских династий
России, которыми мы так гордились.
Совет Санкт-Петербургского
Союза суворовцев нахимовцев и кадет выражает глубокую
озабоченность недальновидной и даже преступной попыткой
под видом реформирования ликвидировать восстановленную и
многократно проверенную Российскую
суворовско-нахимовскую школу подготовки юношей к
государственной службе (военной и гражданской) и
заменить её слегка военизированными детдомами и
пансионами благородных девиц, частично вместе с
мальчиками-кадетами для разнообразия.
Совет обращается к
общественным кадетским объединениям — Международная
ассоциация «Кадетское братство», «Российское кадетское
братство», «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев
и кадет» и к другим организациям с предложением
выработать конкретные предложения по проведению
преобразований в обучении и воспитании суворовцев,
нахимовцев и кадет, чтобы обсудить эти предложения на
предстоящем в сентябре 2009 года в Санкт-Петербурге
Втором общекадетском съезде, органам государственной
власти, Правительству и лично Президенту РФ с просьбой:
провести анализ принятых решений и Постановлений,
касающихся суворовско-нахимовско-кадетских учреждений, и
тех последствий, которые повлекло их выполнение.
Принято на заседании Совета
Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и
кадет
31 aвгycтa 2009 годa
|
СЕРГЕЙ МИРОНОВ И ОЛЕГ СМОЛИН О ЕГЭ
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов 16 сентября 2009 года
провел заседание Экспертной комиссии по изучению и оценке
результатов эксперимента по введению Единого государственного
экзамена, организатором которого выступил Комитет Совета Федерации
по образованию и науке.
Комитет провел обсуждение результатов реализации Федерального закона
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" в части проведения единого государственного экзамена".
Участниками дискуссии стали члены Совета Федерации, представители
Экспертной комиссии по изучению и оценке результатов эксперимента по
введению ЕГЭ, а также представители средней и высшей школы.
Обсуждались проблемы и тенденции, возникшие в школах и вузах, у
выпускников и педагогов в процессе внедрения системы ЕГЭ.
На заседании выступил Олег Смолин - депутат
Государственной Думы ФС РФ, заместитель председателя Комитета по
образованию, доктор философских наук, член-корреспондент РАО, первый
вице-президент Параолимпийского комитета РФ, президент общества
"Знание" России, президент Ассоциации издателей и пользователей
учебной литературы "Российский учебник".
По окончании его выступления Сергей Миронов заявил о намерении
разместить текст доклада Олега Смолина на своих Интернет-ресурсах.
"Если бы я выступал, я бы сказал примерно то же самое, только у меня
было бы очень много эмоций и не было бы так гладко, четко и
структурировано, как у Вас", - отметил Председатель Совета
Федерации.
Смолин О.Н.:
Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги!
Я хотел бы продолжить как раз с того места, где закончил Хусейн
Джабраилович (председатель профильного Комитета Совета Федерации по
образованию и науке Хусейн Чеченов – ред.). А именно, мне кажется,
что комиссия должна высказать определенную позицию. Хочу высказать
свою, с которой кто-то согласится, а кто-то нет. Буду говорить
только об итогах ЕГЭ 2009 года.
С моей точки зрения, слава богу, ЕГЭ в 2009 году мог, но не стал
настоящей национальной трагедией, но при этом цена вопроса –
полностью разрушен миф об объективности результатов ЕГЭ. Начну с
первого.
Не все математики с этим согласны, но часть математиков
полагает, что при оценке результатов ЕГЭ функция должна быть
линейной, и, соответственно, удовлетворительная оценка
должна начинаться где-то с 40–41 балла. Я специально запросил
Рособрнадзор о том, какое количество детей у нас сдали ЕГЭ от 0 до
20, условно говоря, от единицы до двойки, от 20 до 40, условно
говоря, до тройки, и выше. Так вот, если бы граница была установлена
на уровне 40 баллов, мы получили бы 40 процентов неудов по
математике (я округляю), 40 процентов неудов по истории, 23 процента
неудов по литературе (это примерно совпадает с результатом прошлого
года), 9 процентов неудов по русскому языку (говорят, что очень
серьезно был снижен уровень заданий по русскому языку, но, тем не
менее, 9 процентов) и так далее. Легко посчитать, что в этом случае
у нас количество детей без аттестатов оказалось бы свыше 150 тысяч
человек. Слава богу, этого не произошло, и это хорошо. Я одобряю
политику Рособрнадзора, который в таких условиях снизил задним
числом проходной балл по ЕГЭ, потому что судьба ребенка важнее любой
самой точной и самой лучшей статистики.
Теперь почему я считаю, что полностью
разрушен миф об объективности ЕГЭ.
Позиция первая. Мы часто слышим, и я об этом говорил,
что ЕГЭ – это градусник, и не надо его ломать. Но, коллеги,
представьте себе следующую процедуру измерения вашей температуры в
больнице: сначала измеряют температуру вам, затем всей больнице, и
только после этого вы узнаете, нормальная у вас температура или нет.
Именно такая процедура запущена в отношении ЕГЭ. Спасая детей,
Рособрнадзор задним числом подбивал результаты под допустимое
количество детей без аттестатов и так далее. Говорить в такой
ситуации об объективности просто смешно. Это номер один.
Номер два, о чем уже говорил Хусейн Джабраилович, –
даже Рособрнадзор признал, что четверть стобальников – это не
настоящие оценки. А поскольку для того, чтобы ставить оценку "сто
баллов", дотягивать именно до ста, нужно быть, мягко скажем, не
очень умным человеком (умные люди дотягивали до 95, 92, 99, – зачем
им привлекать к себе внимание?), то есть основания ожидать, что
количество завышенных оценок (просто высоких оценок, не стобальных)
выше, чем количество завышенных оценок на уровне 100 баллов. Значит,
– не четверть, а более: сколько, мы точно не знаем. Но даже если это
треть, то говорить об объективности ЕГЭ просто смешно.
Позиция третья, связанная с региональным разрезом.
Хочу сказать сразу, я уверен, что у нас везде по всей стране есть
замечательные учителя, а детей плохих вообще по определению не
бывает, – дети бывают хорошие и очень хорошие. И, тем не менее,
когда я вижу, что Москва заняла 11 место по результатам ЕГЭ, а
впереди нее несколько республик, у меня это вызывает крайне
серьезные сомнения. Объясняю, почему. Понятно, что у ребят в
республиках заведомо худшие условия для сдачи ЕГЭ. У них больше
трудностей с русским языком, у них учителя, которые получают
несравненно более низкую зарплату, чем зарплата московских учителей
(а, как правило, все-таки статистически качество преподавания
связано и с социальным статусом педагога). Ну и, наконец, Москва, по
определению, – регион весьма и весьма богатый, и, следовательно,
здесь у родителей несравненно больше денег на репетиторов. Разговоры
о том, что ЕГЭ уничтожит репетиторов, просто смешны.
Ко мне приходили в большом количестве московские родители, которые
говорили, что подготовить к ЕГЭ дороже, чем было подготовить к
обычному экзамену. Поэтому говорить в такой ситуации об
объективности тоже довольно трудно.
Или вот другой пример, вызывающий серьезное сомнение. Сравним Москву
и Петербург. Москва все-таки на одиннадцатом месте по всем
показателям выше среднероссийских. Петербург примерно по половине
показателей ниже среднероссийских, место не помню (должен
получить официальные данные от Любови Николаевны Глебовой). Условия
более или менее сравнимые. В чем дело? Есть как минимум четыре
различных объяснения, более или менее равно вероятных.
Объяснение первое, самое простое. В
Москве действительно лучше система образования и лучше учат. Может
быть? Может быть. Но это надо доказать.
Объяснение второе. В Москве больше денег и,
соответственно, больше возможностей для привлечения репетиторов.
Возможно? Возможно.
Объяснение третье. Питерские учителя оказались
более традиционными российскими интеллигентами: они еще помнят, что
главная задача образования – это развитие личности ребенка.
Московские учителя оказались более прагматичными, и, ругаясь, в том
числе в печати, честно говорят, что вместо настоящего обучения детей
занимаются дрессировкой. Тоже возможное объяснение.
Наконец, возможное объяснение и четвертое. В
Москве больше нарушений. Не знаю, какая версия правильная, а может
быть какое-то их сочетание. Никаких внятных ответов до сих пор мы по
этому поводу не получили. Но региональный разрез результатов ЕГЭ
показывает абсолютно ясно, что здесь все далеко от благополучия.
И еще одна очень важная позиция, о которой нужно
сказать. Коллеги, не секрет, – произошла
депрофессионализация, если так можно сказать,
профессиональных ориентаций. Дети пытаются поступить во все вузы
сразу, как выразился один питерский ректор, от археолога до
гинеколога. Это же просто-напросто факт.
Диплом стал важен сам по себе. При этом колоссальные
проблемы испытывает, например, система педагогического
образования, значительные проблемы – система инженерного
образования и так далее, то есть те сектора, от которых зависит
будущее нашей страны. От инженерного сектора – технологический
прорыв, инновационная экономика, от педагогического сектора –
человеческий потенциал, по которому мы, кстати, продолжаем
наращивать отставание от наиболее продвинутых в этом отношении
стран, согласно международным данным.
Мой вывод совершенно определенный. Вот эта идея о том, что
миф об объективности ЕГЭ полностью
провалился в результате его законодательного применения, должен быть
отражен в нашем докладе. Это первое.
И второе, коллеги. Возвращаясь к началу. Мне кажется, что я
успел прочесть только заключительную часть, там, где основные
направления работы. Мне кажется, что в этой части у нашего доклада
неверная посылка. Мы говорим только о попытках улучшения в рамках
действующей модели ЕГЭ. Между тем, есть две позиции, которые, на мой
взгляд, надо было бы отразить. Позиция первая заключается в том, что
и в рамках существующей модели ЕГЭ возможны более серьезные
улучшения. Например, мне сказали математики, что достигнута
договоренность: со следующего года тестовой части "А" в математике
не будет. То есть, другими словами, математику будут оценивать по
более-менее традиционным контрольным работам, развивающим
мышление ребят, а не натаскивающим их на решение этих тестов.
Но еще более актуально это, извините, в истории, в обществознании, в
литературе, да я думаю, и многих других предметах.
Вот эта идея, – ЕГЭ без тестов, – она тоже
могла бы найти отражение в нашем докладе. Конечно, тесты
можно использовать для промежуточной оценки качества знания, для
промежуточных средств, нет вопросов. Но нельзя превращать все
образование в тесты. Не раз говорил, недавно прочел статью
Михаила Задорнова по этому поводу. И не могу с ним не согласиться,
чуть подправив его текст. Да, мы в этом случае неизменно
превратимся в задорновских тупых американцев, не в настоящих, а в
задорновских тупых, то есть выбранных определенным образом.
И вторая позиция. Мне кажется, что в рамках доклада мы должны
рассмотреть альтернативы существующей модели ЕГЭ. Одна из
альтернатив предложена… Да, в рамках этих альтернатив, конечно,
нужно как можно быстрее принимать закон о том, чтобы без ЕГЭ могли
поступать закончившие школу до 2009 года. И не только на вечернее и
заочное, но и на очное отделение. Такой законопроект внесен Советом
Федерации и вашим покорным слугой тоже.
Далее. Я считаю, что в этих рамках нужно рассмотреть вопрос о
добровольности ЕГЭ. Такой законопроект внесен нами. Сергей
Михайлович согласился нас поддержать в этом вопросе, большое
спасибо.
И третье. Я думаю, что можно было бы рассмотреть вопрос о
возобновлении обращения в Конституционный Суд по поводу единого
государственного экзамена. В свое время 92 подписи под этим
обращением уже собраны. Но оно так и не направлено. Хотя
Правительство, которое обещало, что в порядке компромисса оно
поддержит законопроект об освобождении от ЕГЭ тех, кто окончил школу
до 2009 года, свои обещания в этой части не исполнило.
Вот мои предложения. Мне кажется, что выводы доклада должны быть
достаточно определенными. Если нужно, какие-то основные положения
надо было бы, наверное, не сегодня, в другой раз, поставить на
голосование комиссии, чтобы позиция была более внятной.
|
Колонка редактора:
Уважаемый Сергей
Михайлович! Вместе с Вами горячо одобряю доклад депутата
Государственной Думы ОЛЕГА СМОЛИНА, но никак не могу удержаться от
эмоций, от которых справедливо удержались Вы.
Как шеф-попечитель
всех кадет, Вы хорошо знаете размах трагедии наших военных
мальчишек, попавших под гусеницы ЕГЭ и военных кадетских реформ. Я
знаю, что Вы пытаетесь помочь многим из них, особенно сиротам, но
ПОМОЩЬ НУЖНА ВСЕМ И НЕМЕДЛЕННО!
1.
ЕГЭ пока не стал
национальной трагедией, но стал
Российской кадетской
трагедией как для выпускников, так и для поступающих в суворовские,
нахимовское училища и кадетские корпуса Министерства обороны РФ.
Стал трагедией и для
тех мальчишек, котрые еще учатся в «кадетках», но уже начали
заявлять о желании уйти.
2.
В отличие от Олега
СМОЛИНА, я не одобряю политику Рособрнадзора, потому что глава этой
организации Любовь ГЛЕБОВА, не являясь специалистом по народному
образованию (большую часть своей трудовой деятельности посвятила
организации лотерей в России!), в своих заявлениях о ЕГЭ, крайне не
объективно оценила итоги проверки 100-балльных свидетельств по ЕГЭ и
даже предложила не исключать из ВУЗов студентов с фальшивыми
результатами ЕГЭ (предложила решать этот вопрос местным органам
власти!).
Тем, что
Рособрнадзор во-главе с ГЛЕБОВОЙ, задним числом подбивал результаты
ЕГЭ под «допустимое»
количество детей без
аттестатов, он фактически продолжил беззаконные действия
мошенников, которые подделывали свидетельства о ЕГЭ!
Надо было тщательно
проверять не только стобалльные оценки, а половину всех
свидетельств о ЕГЭ, причем проверять не «силами» Рособрнадзора, а
с помощью специалистов Генеральной прокуратуры РФ. Правда,
наказывать надо не детей, ставших жертвами ЕГЭ, а организаторов этой
авантюры.
3. Редакция газет
«Петербургский разговор» и «Петербургское кадетство» поддерживает
предложение Олега СМОЛИНА снова обратиться в Конституционный Суд по
поводу ЕГЭ и считает нужным обратиться и по поводу так называемых
реформ в кадетском образовании и воспитании. То, что сейчас делает
департамент военного образования, возглавляемый Тамарой ФРАЛЬЦОВОЙ
(никогда ранее не занимавшейся военным образованием – только
несколько месяцев директорства в московском «пансионате для
благородных девиц») не только смешно, а ТРАГИЧНО!
4. Следует
поддержать и предложение о принятии Закона о ДОБРОВОЛЬНОСТИ ЕГЭ,
если уж ничего нельзя сделать для отмены лотерейных принципов в
образовании.
Главный редактор
газет «Петербургский разговор» и «Петербургское кадетство» профессор
Владимир
Соколов-Хитрово
|