"Санкт-Петербурсгкие ведомости", 154  от  20.08.2009

Полундра – берег!

Мальчишкам, собиравшимся в плавание, велено сидеть на суше

Из приказа министра обороны РФ Анатолия Сердюкова № 996 от 10 августа с. г.: «...кандидаты, поступившие в 6 класс Нахимовского военно-морского училища, зачислены в Санкт-Петербургское суворовское военное училище. Кандидаты, отобранные на учебу в Военно-космический кадетский корпус сверх штатной численности набора, зачислены в Московское суворовское военное и Нахимовское военно-морское училища в целях доукомплектования 8 классов указанных училищ».

Этот министерский приказ по личному составу, который подвел черту под конкурсными вступительными испытаниями нынешнего года в средние военные учебные заведения России, сейчас, пожалуй, самый читаемый документ. Его штудируют родители и опекуны новоиспеченных кадет, над его потайным смыслом ломают голову начальники и кадровики перечисленных в приказе училищ. Еще бы, прикиньте на минуточку, что ваш мальчишка, грезящий морем и рвавшийся в нахимовцы, вдруг получил право учиться в не менее славной, но все же абсолютной сухопутной здешней же «кадетке»...

– Мы только что получили дела девяти мальчиков, которые поступали в шестой класс Нахимовского военно-морского училища, – уточняет старший прапорщик Наталья Китаева из кадровой службы Санкт-Петербургского суворовского военного училища. – Все это дети военнослужащих – не только из Петербурга, но и из Карелии, Смоленщины, Ярославской и Ростовской областей и даже Республики Адыгея.

Наталье Александровне неизвестно, выразили ли сами эти ребята или их родители такое желание – учиться все же здесь, а не в нахимовском, или министерский приказ их волю не учел. Однако, по ее словам, вполне возможно и первое.

– Бывает, что старшие меняют решение уже в ходе приема. Вот, скажем, бабушка-опекунша потенциального суворовца вдруг забрала в этом году документы внука, решив отдать его в нахимовское. Когда стали расспрашивать, почему, говорит: у вас, мол, конкурс очень большой, а в нахимовское училище меньше – больше вероятности, что внука примут учиться.

Однако в неведомую логику приказа МО это объяснение никак не вписывается. Ведь, согласно ему, как раз из нахимовского в суворовское переданы девять уже туда поступивших, а не наоборот.

– И это, вы же читали приказ, не единственный подобный случай, – озадачен ситуацией начальник Нахимовского военно-морского училища капитан 1-го ранга Николай Андреев. – Исполняя этот приказ, я вроде как забрал двадцать пять пятиклашек из Кронштадтского морского кадетского корпуса. И еще три десятка ребят из Военно-космического кадетского корпуса, наверняка мечтавших стать космонавтами...

Впрочем, станут ли ими даже те, кто все же будет питомцем Военно-космического, конечно, не знает пока никто.

– Не все должны стать военными моряками, окончив наше училище, – говорит Николай Николаевич. – Сейчас ведь задача ставится иная: дать детям военнослужащих, поступающим в суворовские военные, нахимовские военно-морские, военно-музыкальные училища и кадетские корпуса, хорошее образование и воспитать их верными сынами Отечества. А уж где они будут получать в дальнейшем это образование, зависит от их добровольного выбора...

Сам каперанг Андреев окончил в 1975 году это самое Нахимовское военно-морское училище, в котором начальствует сейчас.

– Я очень хотел стать именно моряком, и никем больше! – говорит он. – Но наш районный военком почему-то и так и этак уламывал меня пойти в суворовское училище. Я с ним не спорил – все же полковник! – но упрямо гнул свою линию: уж больно море манило. И добился своего, о чем никогда не пожалел и не жалею.

Очень возможно, что подобное стремление обуревает и тех ребят, что волевым решением министра обороны отправлены сегодня туда, куда их душа отнюдь не рвется. Взрослые дяди в погонах и без решили их судьбу «с учетом результатов работы приемных комиссий, возможностей училищ (кадетских корпусов) по выполнению требований к размещению обучающихся, созданию необходимых условий для организации образовательного процесса и повседневной жизнедеятельности», как написано в приказе МО.

– Мы возмущены, это неправильно, в наше время подобного не было! – не скрывая досады, сказал «Санкт-Петербургским ведомостям» председатель питерского совета региональной общественной организации «Союз суворовцев, нахимовцев и кадет» Александр Чечков. – Все же надо делать здраво, с умом! Мало того что теперь по министерскому распоряжению в «кадеты» берут исключительно детей военнослужащих, отсекая сирот и всех прочих, мечтающих связать свою судьбу с Вооруженными силами России, так еще и не дают поступившим учиться там, где им хочется.

...Разумеется, никто не понудит ребят учиться там, куда они не поступали: у нас не рекрутчина – каждый вправе отказаться и вернуться в школу. Но и те и другие наверняка не забудут эту осень и сохранят в душе сомнение в справедливости приказов воинского начальства. Это самое страшное для будущего офицера.

Александр ЖАБСКИЙ

ФОТО Александра ДРОЗДОВА