КОНЦЕПЦИЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИИ
На рубеже 300–летия создания Санкт-Петербурга, как военной столицы, следует отметить, что в настоящее время в России не существует экспозиционного комплекса, отражающего историю военного образования, в том числе начального, несмотря на его трехсотлетнюю историю. Отдельные экспонаты, представленные в ряде музеев, не дают целостной картины кадетского образования и не могут обеспечить системное формирование патриотического сознания у будущих защитников Отечества. Кризис в политической, социально – экономической и духовной сферах России в 90–х годах XX в. заставил региональные и федеральные органы власти вновь обратиться к проверенной временем кадетской системе образования. Таким образом, необходимость создания данного музея обусловлена также возрождением в современной России проверенной временем системы кадетского образования. Так за последнее десятилетие в Российской Федерации созданы и работают более 40 кадетских корпусов разных форм организации. Только в С.- Петербурге – кадетской столице как в прошлом, так и в настоящем, – помимо суворовского и нахимовского училищ функционируют пять кадетских корпусов государственной принадлежности, осенью 2002 г. открылось суворовское училище МВД. Отсюда повышенный интерес к истории зарождения, становления и развития кадетских корпусов, школ и училищ, уяснению их роли в обществе. В век информатизации и высоких технологий, когда роль образования в современном государстве неизмеримо возрастает, мы должны внимательно проследить историю создания системы военного образования в России, том числе довузовского, для обеспечения эффективности реформы, проводимой в ВС Российской Федерации. Все эти факты говорят о том, что назрела насущная потребность восполнить недостающее звено в военно–историческом наследии – создать Музей истории кадетских корпусов России (МИККР), собрав разрозненные музейные материалы по кадетской тематике, найти им достойное место и воплощение. Пришло время выставить на всеобщее обозрение то, что долгие десятилетия было распылено, хранилось в государственных или частных архивах и коллекциях и все еще хранится вне специализированного государственного музея. Такому состоянию дел способствовали определенные обстоятельства объективного и субъективного характера. Концепция музея в основном базируется на целевых федеральных программах: 1. «Патриотическое воспитание граждан РФ»; 2. «Культура России 2001-2005 годов». Они «формируют ориентацию личности на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества».
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ 1. Пробудить у молодежи и других слоев россиян живой интерес и любовь к отечественной истории, приобщить их к ее богатому духовному наследию и на этой основе воспитывать национальное самосознание, ответственность за судьбу государства и общества. 2. Содействовать поднятию роли и значения высококачественного общего и военного образования. 3. Увековечить 300 – летнюю историю и культуру системы кадетского образования в России.
ЗАДАЧИ МУЗЕЯ МИККР должен стать государственным центром научно–исследовательской и координационно–методической работы по патриотическому воспитанию молодежи, а также историко–культурным центром. Представляется важной попытка взглянуть на историю России через ее культуру (культурную традицию), совокупный духовный опыт предшествующих поколений и социальную память о них. Музей должен помочь молодым экскурсантам: · донести историю создания системы обучения и воспитания кадет; · показать роль архитектуры зданий, учебных и других помещений, а также прилегающих территорий, их влияние на условия учебы, быта и отдыха, а также нравственный климат пребывания воспитанников в военно – учебных заведениях; · осветить роль командного состава, педагогов и воспитателей, их влияние на результаты учебы, формирование характера, духовно – нравственных исканий подростков своего предназначения, успехи и достижения в ратной службе, на гражданском поприще, полученные награды и т.д.; · гражданской молодежи, суворовцам, нахимовцам и кадетам ознакомиться с воинскими ритуалами и обычаями, кадетскими традициями, духом товарищества и братства; · поднять в их глазах привлекательность, престиж и авторитет армии и флота; · выбрать правильный путь в жизни; · сохранить и развить чувство гордости за свою страну и ее историю, за воинов - защитников и память о них. В качестве основного метода построения экспозиции музея и ее демонстрации используется тематико – хронологический метод, внутри тематических комплексов применимы и другие методы.
СПЕЦИФИКА МУЗЕЯ Музей имеет военно – педагогическую направленность. Специфика экспозиции музея, на наш взгляд, состоит в показе ни столько образцов военной техники и оружия, как это имеет место в экспозиции Военно – исторического музея, а в отображении музейными средствами, обладающими атрактивностью, истории зарождения, становления и функционирования системы кадетского образования в России, организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса за период с нач. XVIII по нач.XXI века.
ПРЕДМЕТНАЯ БАЗА Отдельные музейные предметы или коллекции по тому или иному разделу кадетской истории, хранящиеся в фондах ведущих и региональных музеев, архивов и библиотек России, а также в объединениях российских кадет за рубежом и у частных коллекционеров, могут стать предметной базой создаваемого музея. Она позволит: а) показать значимые этапы начального и среднего военного образования от петровской эпохи до наших дней, роль и личный вклад выпускников Пажеского и кадетских корпусов, ставших полководцами, - П.Румянцев, М.Кутузов и А.Брусилов, флотоводцами - Ф.Ушаков, П.Нахимов, Д.Сенявин и М.Лазарев, исследователями морей и океанов - И.Крузенштерн, Лисянский и Ф.Беллинсгаузен, генералами, героями Отечественной войны 1812г. - А.Тормасов, Д.Дохтуров, Я.Кульнев, И.Дорохов, П.Коновницын, А.Сеславин, бывших военными министрами - А.Аракчеев, П.Ванновский, А.Редигер, В.Сухомлинов, кострукторами военной техники - С.Мосин, А.Можайский и Л.Сикорский, военными инженерами, как Д.Карбышев, военными врачами и филологами, как В.Даль, писателями - А.Сумароков, Н.Лесков и А.Куприн, журналистами и издателями, как А.Суворин, создателем театра в России Ф. Волков, директором публичной библиотеки Н.Шильдер, Президентом Академии художеств А.Оленин, живописцами П.Федотов, В.Верещагин, А.Коцебу, композиторами А.Скрябин, Н.Мясковский, музыкантами Н.Римский – Корсаков и С.Рахманинов и многих, многих других, в том числе наших современников, в общественно – политической, экономической и культурной жизни России; б) открыть интереснейшие стороны проблем обучения и воспитания молодежи для госслужбы в России за указанный период; в) познакомить посетителей с историей Мальтийской капеллы; г) привить чувство патриотизма современной молодежи. Предметная база будет представлена в основном раритетами и реликвиями: · из вещественных памятников: знамена и награды, нагрудные знаки и жетоны, образцы личного оружия, военной формы одежды и снаряжения, предметы быта и др.; · из художественных памятников; · изобразительных материалов; · письменных источников; · документальных фономатериалов. Эти музейные предметы будут характеризовать - разнообразие исторических эпох, пережитых Россией за последние 300 лет; - калейдоскоп невероятных событий и судеб кадет; · масштабность и значимость их дел; · полярность их идеалов, мировоззрений и пристрастий. Но одно качество объединяет кадет – выпускников всех поколений - любовь к своей Родине – России. Летом 2001г. на правительственном уровне было принято долгожданное решение об учреждении в С. – Петербурге – кадетской столице – Музея истории кадетских корпусов России (МИККР) в качестве филиала Военно – исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС). Это один из значимых проектов Военно – исторического музея за последние годы. Решено разместить новый музей в центре северной столицы - на улице Садовой,26, в Мальтийской капелле на территории Воронцовского дворца. Именно здесь, в этом дворце, с1810г. по 1917г. размещался Пажеский Е.И.В. корпус, а с 1955г. располагается Суворовское военное училище. История этих учебных заведений и их значение во многом определили место размещения филиала Военно - исторического музея. В стенах Мальтийской капеллы оживут эпохи, судьбы, имена и дела кадет – выпускников минувших дней.
ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗМЕЩЕНИЯ Уникальность здания Мальтийской капеллы, как памятника истории и архитектуры XVIII в. (архитектор Джакомо Кваренги), позволила подойти к экспозиционному решению нетрадиционным образом. МИККР станет одним из первых действующих военных музеев в С.-Петербурге, который станет историко - культурным комплексом. Здание Мальтийской капеллы будет нести триединую нагрузку: · архитектурно – художественную, · музейно – экспозиционную, · салонно - музыкальную. Для этого в здании Мальтийской капеллы будут воссозданы исторические интерьеры, установлены скамьи в центре зала и орган на хорах, что позволит создать не только музейную экспозицию, но и проводить концерты органной, классической и военной музыки, а также другие мероприятия историко - культурного значения. Основная часть экспозиции музея будет размещена в приделах Мальтийской капеллы и прилегающих к ней помещениях Воронцовского дворца. В первую очередь оборудуются помещения центральной части капеллы, где будет оформлена экспозиция, посвященная памяти 200 – летия Пажеского корпуса, и помещения в приделах капеллы, посвященные истории создания и развития кадетских корпусов России и русского зарубежья начала XVIII – начала XX веков. Советский и современный периоды, связанные с историей создания спецшкол, подготовительных, суворовских и нахимовских училищ, а также современных кадетских корпусов и региональных общественных объединений суворовцев, нахимовцев и кадет, будут представлены в прилегающих помещениях Воронцовского дворца. Такое размещение музейной экспозиции реализует требование к архитектурно – художественному решению, позволит исключить давление музейной экспозиции на архитектурное убранство и интерьеры храма и наоборот. Этому будут способствовать и музейное оборудование, система освещения, а также условия хранения и безопасности. Это даст возможность посетителям, находящимся на концерте в музее, слушать музыку, любоваться архитектурой и интерьером исторического убранства капеллы, наблюдать за пажеской и кадетской символикой и атрибутикой, а также других музейных предметов. Такой прием музейной режиссуры: · обеспечит единство воздействия архитектурных форм храмового убранства здания, музейной экспозиции и музыкального звучания (сопровождения ); · позволит испытать неизгладимое впечатление, очарование и эстетическое наслаждение от современного музейного зрелища, развивать художественный вкус у посетителей; · и, конечно, даст возможность посетителям глубже соприкоснуться с историей через содержательное и увлекательное путешествие по экспозиции в прошлое, почувствовать себя сопричастным с историческими эпохами, событиями и делами минувших дней… Синтез правдивой музейной экспозиции и высокого искусства способны задеть за живое любого человека и, таким образом, через эмоциональный контакт приобщить посетителя к духовности и нравственности. Поэтому в работе музея будут использованы, как проверенные временем, так и новые формы работы с посетителями. В комплексе они будут давать положительный воспитательный эффект. При создании экспозиционного пространства музея учитывается также требование максимальной комфортности для посетителей и персонала, климатологической устойчивости и обеспечения требуемого уровня безопасности. Такой подход позволяет надеяться на то, что музей со временем станет историческим перекрестком, одним из уникальных и посещаемых уголков в центре С.–Петербурга. Размещение экспозиции музея в Мальтийской капелле – одной из архитектурных жемчужин Северной Пальмиры - привлечет внимание культурной общественности и гостей нашего города к памятнику истории и архитектуры XVIII века, поможет возрождению культурного наследия России и сохранению его для потомков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Значение кадетской системы образования трудно переоценить. Она стала фундаментом и главным звеном в создании систем общего и специального образования в России. Профессиональное образование позволило готовить специалистов по основным специальностям, в том числе и военным, на родине. Это, во-первых, обеспечило развитие России во всех сферах: в экономике, политике и военном деле, в науке, культуре и искусстве; во-вторых, выдвинуло ее в разряд ведущих держав мира; и, в-третьих, оказало заметное влияние на развитие мировой цивилизации. Музей истории кадетских корпусов России должен стать памятником 300 – летней истории российской государственной системы кадетского образования: · ее руководящему составу и покровителям; · умудренным богатым опытом великим педагогам и воспитателям; · их питомцам – кадетам всех поколений. Благодаря государственной политике по образованию молодежи и глубоко продуманному подходу к учебно-воспитательному процессу в военно-учебных заведениях многие выпускники стали великими и известными людьми, которые на военном и гражданском поприще прославили Россию в веках. Мы надеемся, что исторические материалы, которые будут собраны в музее, помогут заложить духовную основу формирования многих поколений будущих защитников Родины. По отзывам выпускников Пажеского и кадетских корпусов, располагавшихся на территории России и в зарубежье, а также спецшкол, подготовительных, суворовских и нахимовских училищ советского и современного времени, воспоминания о пребывании в стенах ВУЗаведений останутся самыми светлыми и добрыми, а товарищи по учебе - братьями навек. Здесь оживет история. Музей станет местом встреч и дискуссий. В нем переплетутся эпохи, судьбы народов, поколений ветеранов и нынешних воспитанников, их представления и мировоззрения, идеалы и ценностные ориентации, воинские ритуалы и кадетские традиции. В стенах музея будут формироваться чистота помыслов, ревностное отношение к чести и достоинству, твердость характера и духа молодых людей. Музей в скором времени может получить широкую известность и признание не только в С.-Петербурге и на территории России, но в ближнем и дальнем зарубежье, как музей XXI века, благодаря месту размещения уникальной экспозиции, ее технической оснащенности и уже действующей странице в internet. Это даст нам право с уверенностью сказать, что такого музея в истории России еще не было! Открытие Музея истории кадетских корпусов России накануне 300 – летия Санкт – Петербурга – залог нашего уверенного взгляда в будущее. Мы надеемся, что он достойно пополнит плеяду музеев города на Неве, со временем подтвердит тот факт, что г. Санкт – Петербург был и остается культурной и кадетской столицей России.
|