КОНЦЕПЦИЯ  МУЗЕЯ  ИСТОРИИ  КАДЕТСКИХ  КОРПУСОВ  РОССИИ

 

На рубеже 300–летия создания  Санкт-Петербурга,  как военной столицы, следует отметить, что в настоящее время в России не существует экспозиционного комплекса, отражающего историю военного образования, в том числе начального, несмотря на его трехсотлетнюю историю. Отдельные экспонаты, представленные в ряде музеев, не дают целостной картины кадетского образования и не могут обеспечить системное формирование патриотического сознания у будущих защитников Отечества.

Кризис в политической, социально – экономической и духовной сферах России в 90–х годах  XX в. заставил региональные и федеральные органы власти вновь обратиться к проверенной временем кадетской системе образования. Таким образом, необходимость создания данного музея обусловлена также возрождением в современной России проверенной временем системы кадетского образования. Так за последнее десятилетие в Российской Федерации созданы и работают более 40 кадетских корпусов разных форм организации. Только в С.- Петербурге – кадетской столице как в прошлом, так и в настоящем, – помимо суворовского и нахимовского училищ функционируют пять кадетских корпусов государственной принадлежности, осенью 2002 г. открылось суворовское училище МВД.

Отсюда повышенный интерес к истории зарождения, становления и развития кадетских корпусов, школ и училищ, уяснению их роли в обществе.

В век информатизации и высоких технологий, когда роль образования в современном государстве неизмеримо возрастает, мы должны внимательно проследить историю создания системы военного образования в России, том числе довузовского, для обеспечения эффективности реформы, проводимой в ВС Российской Федерации.

Все эти факты говорят о том, что назрела насущная потребность восполнить недостающее звено в военно–историческом наследии – создать Музей истории кадетских корпусов России (МИККР), собрав разрозненные музейные материалы по кадетской  тематике, найти им достойное место и воплощение.

Пришло время выставить на всеобщее обозрение то, что долгие десятилетия было распылено, хранилось в государственных или частных архивах и коллекциях и все еще хранится вне специализированного государственного музея. Такому состоянию дел способствовали   определенные  обстоятельства объективного и субъективного характера. 

Концепция музея в основном базируется на целевых федеральных программах:  

1. «Патриотическое воспитание граждан РФ»;

2. «Культура России 2001-2005 годов».

Они «формируют ориентацию личности на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества».

 

ЦЕЛИ  СОЗДАНИЯ  МУЗЕЯ

1.  Пробудить у молодежи и других слоев россиян  живой интерес и любовь к отечественной  истории, приобщить их к ее богатому духовному наследию и на этой основе воспитывать национальное самосознание, ответственность за судьбу государства и общества.

2.  Содействовать поднятию роли и значения высококачественного общего и военного образования.

3.  Увековечить 300 – летнюю историю и культуру системы кадетского образования в России.

   

Музей истории кадетских корпусов РоссииЗАДАЧИ  МУЗЕЯ

МИККР должен стать государственным центром научно–исследовательской и координационно–методической работы по патриотическому воспитанию молодежи, а также историко–культурным  центром.

Представляется важной попытка взглянуть на историю России через ее культуру (культурную традицию), совокупный духовный опыт предшествующих поколений и социальную память о них. Музей  должен помочь молодым экскурсантам:

· донести историю создания системы обучения и воспитания кадет;

· показать роль архитектуры зданий, учебных и других помещений, а также прилегающих территорий, их влияние на условия учебы, быта и отдыха, а также нравственный климат пребывания воспитанников в военно – учебных заведениях;

· осветить роль командного состава, педагогов и воспитателей, их влияние на результаты учебы, формирование характера, духовно – нравственных исканий подростков своего предназначения, успехи и достижения в ратной службе, на гражданском поприще, полученные награды и т.д.;

· гражданской молодежи, суворовцам, нахимовцам и кадетам ознакомиться с воинскими ритуалами и обычаями, кадетскими традициями, духом товарищества и братства;

· поднять в их глазах привлекательность, престиж и авторитет армии и флота;

· выбрать правильный путь в жизни;

· сохранить и развить чувство гордости за свою страну и ее историю, за воинов - защитников и память о них.

В качестве основного метода построения экспозиции музея и ее демонстрации используется тематико – хронологический метод, внутри тематических комплексов применимы и другие методы.

 

СПЕЦИФИКА  МУЗЕЯ

Музей имеет военно – педагогическую направленность. Специфика экспозиции музея, на наш взгляд, состоит в показе ни столько образцов военной техники и оружия, как это имеет место в экспозиции Военно – исторического музея, а в отображении музейными средствами, обладающими атрактивностью, истории зарождения, становления и функционирования системы кадетского образования в России, организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса за период с нач. XVIII по нач.XXI века.

 

ПРЕДМЕТНАЯ  БАЗА Музей истории кадетских корпусов России

Отдельные музейные предметы или коллекции по тому или иному разделу кадетской истории, хранящиеся в фондах ведущих и региональных музеев, архивов и библиотек России, а также в объединениях российских кадет за рубежом и у частных коллекционеров, могут стать предметной базой создаваемого музея. Она позволит:

а) показать значимые этапы начального и среднего военного образования от петровской эпохи до наших дней, роль и личный вклад выпускников Пажеского и кадетских корпусов, ставших полководцами, - П.Румянцев, М.Кутузов и А.Брусилов, флотоводцами - Ф.Ушаков, П.Нахимов, Д.Сенявин и М.Лазарев, исследователями морей и океанов - И.Крузенштерн, Лисянский и Ф.Беллинсгаузен, генералами, героями Отечественной войны 1812г. - А.Тормасов, Д.Дохтуров, Я.Кульнев,  И.Дорохов, П.Коновницын, А.Сеславин, бывших военными министрами - А.Аракчеев, П.Ванновский, А.Редигер, В.Сухомлинов, кострукторами военной техники - С.Мосин, А.Можайский  и  Л.Сикорский, военными инженерами, как Д.Карбышев, военными  врачами  и  филологами, как В.Даль, писателями - А.Сумароков, Н.Лесков и А.Куприн, журналистами и издателями, как А.Суворин, создателем театра в России  Ф. Волков, директором  публичной  библиотеки Н.Шильдер, Президентом Академии художеств А.Оленин, живописцами П.Федотов, В.Верещагин, А.Коцебу, композиторами А.Скрябин, Н.Мясковский, музыкантами Н.Римский – Корсаков и С.Рахманинов и многих, многих других, в том числе наших современников, в общественно – политической, экономической и культурной  жизни России;

б) открыть интереснейшие стороны проблем обучения и воспитания молодежи для госслужбы в России за указанный период;

в) познакомить посетителей с историей Мальтийской капеллы;

г) привить чувство патриотизма современной молодежи.

Предметная база будет представлена в основном раритетами и реликвиями:

· из вещественных памятников: знамена и награды, нагрудные знаки и жетоны, образцы личного оружия, военной формы одежды и снаряжения, предметы быта и др.;

· из художественных памятников;

· изобразительных материалов;

· письменных источников;

· документальных фономатериалов.

Эти музейные предметы будут характеризовать

- разнообразие исторических эпох, пережитых Россией за последние 300  лет;

- калейдоскоп невероятных событий и судеб кадет;

· масштабность и значимость их дел;

· полярность их идеалов, мировоззрений и пристрастий.

Но одно качество объединяет кадет – выпускников всех поколений - любовь к своей Родине – России.

Летом 2001г. на правительственном уровне было принято долгожданное решение об учреждении в С. – Петербурге – кадетской столице – Музея истории кадетских корпусов России (МИККР) в качестве филиала Военно – исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС). Это один из значимых проектов Военно – исторического музея за последние годы.

Решено разместить новый музей в центре северной столицы - на улице Садовой,26, в Мальтийской капелле на территории Воронцовского дворца. Именно здесь, в этом дворце, с1810г. по 1917г. размещался Пажеский Е.И.В. корпус, а с 1955г.  располагается Суворовское военное училище. История этих учебных заведений и их значение во многом определили место размещения филиала Военно - исторического музея. В стенах Мальтийской капеллы оживут эпохи, судьбы, имена и дела кадет – выпускников минувших дней.

 

ОСОБЕННОСТИ  ЕЕ  РАЗМЕЩЕНИЯ

Уникальность здания Мальтийской капеллы, как памятника истории и архитектуры XVIII в. (архитектор Джакомо Кваренги), позволила подойти к экспозиционному решению нетрадиционным образом. МИККР станет одним из первых действующих военных музеев в С.-Петербурге, который станет историко - культурным комплексом. Здание Мальтийской капеллы будет нести триединую нагрузку:

· архитектурно – художественную,

· музейно – экспозиционную,

· салонно -  музыкальную.    

Для этого в здании Мальтийской капеллы будут воссозданы исторические интерьеры,  установлены скамьи в центре зала и орган на хорах, что позволит создать не только музейную экспозицию, но и проводить концерты органной, классической и военной музыки, а также другие мероприятия историко -  культурного значения.

Основная часть экспозиции музея будет размещена в приделах Мальтийской капеллы и прилегающих к ней помещениях Воронцовского дворца. В первую очередь оборудуются помещения центральной части капеллы, где будет оформлена экспозиция, посвященная памяти 200 – летия Пажеского корпуса, и помещения в приделах капеллы, посвященные истории создания и развития кадетских корпусов России и русского зарубежья начала XVIII – начала XX веков.

Советский и современный периоды, связанные с историей создания спецшкол, подготовительных, суворовских и нахимовских  училищ,  а  также  современных  кадетских  корпусов  и  региональных  общественных объединений суворовцев, нахимовцев и кадет, будут представлены в прилегающих  помещениях  Воронцовского  дворца.

Такое размещение музейной экспозиции реализует требование к архитектурно – художественному решению, позволит исключить давление музейной экспозиции на архитектурное убранство и интерьеры храма и наоборот. Этому будут способствовать и музейное оборудование, система освещения, а также условия хранения и безопасности.

Это даст возможность посетителям, находящимся на концерте в музее, слушать музыку, любоваться архитектурой и интерьером исторического убранства капеллы, наблюдать за пажеской и кадетской символикой и атрибутикой, а также других музейных предметов.

Такой прием музейной режиссуры:

· обеспечит единство воздействия архитектурных форм храмового убранства здания, музейной экспозиции и музыкального звучания (сопровождения );

· позволит испытать неизгладимое впечатление, очарование и эстетическое наслаждение от современного музейного зрелища, развивать художественный вкус у посетителей;

· и, конечно, даст возможность посетителям глубже соприкоснуться с историей через содержательное и увлекательное путешествие по экспозиции в прошлое, почувствовать себя сопричастным с историческими эпохами, событиями и делами минувших дней…

Синтез правдивой музейной экспозиции и высокого искусства способны задеть за живое любого человека и, таким образом, через эмоциональный контакт приобщить посетителя к духовности и нравственности. Поэтому в работе музея будут использованы, как проверенные временем, так и новые формы работы с посетителями. В комплексе они будут давать положительный воспитательный эффект.

При создании экспозиционного пространства музея учитывается также требование максимальной комфортности для посетителей и персонала, климатологической устойчивости и обеспечения требуемого уровня безопасности.

Такой подход позволяет надеяться на то, что музей со временем станет историческим перекрестком, одним из уникальных и посещаемых уголков в центре С.–Петербурга. Размещение экспозиции музея в Мальтийской капелле – одной из архитектурных жемчужин Северной Пальмиры - привлечет внимание культурной общественности и гостей нашего города к памятнику истории и архитектуры XVIII века, поможет возрождению культурного наследия России и сохранению его для потомков.

                       

алтарная часть

ПЛАН капеллы

хоры

Планируемые экспозиции

1

История мальтийского ордена и мальтийской капеллы

Часовня

2

История Пажеского корпуса

Левый придел

3

История Российских кадетских корпусов 1701-1918

Залы за колоннами, тамбуры

4

История кадетских корпусов в изгнании 1918-1964

Правые хоры

5

История СВУ, НВМУ и современных КК с 1943

Левые хоры

Вспомогательные помещения

01

Гардероб и касса

02

Фонды музея и рабочая комната

03

Служебные помещения

Вид алтарной части после реставрации

Балюстрада хоров

Перспектива на хоры (вид между колонн)

Капелла реставрирована на дарение барона Фальцвейна Санкт-Петербургскому суворовскому военному училищу

2002 год.

                                   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение  кадетской  системы  образования  трудно  переоценить.  Она  стала  фундаментом  и  главным  звеном  в  создании  систем  общего  и  специального  образования  в  России.  Профессиональное  образование  позволило   готовить  специалистов  по  основным  специальностям,  в  том  числе  и  военным,  на  родине.  Это, во-первых, обеспечило  развитие  России  во  всех  сферах:  в  экономике,  политике  и  военном  деле,  в  науке,  культуре  и  искусстве; во-вторых, выдвинуло  ее  в  разряд  ведущих  держав  мира; и, в-третьих, оказало  заметное  влияние  на  развитие  мировой  цивилизации.

Музей  истории  кадетских  корпусов  России  должен  стать  памятником  300 – летней  истории  российской  государственной  системы  кадетского  образования:

· ее  руководящему  составу  и  покровителям;

· умудренным   богатым   опытом  великим  педагогам  и  воспитателям;

· их  питомцам – кадетам  всех  поколений.    

Благодаря государственной политике по образованию молодежи и глубоко продуманному подходу к учебно-воспитательному процессу в военно-учебных заведениях многие выпускники стали великими  и  известными  людьми,  которые  на  военном  и  гражданском  поприще прославили Россию в веках.

Мы надеемся, что исторические материалы, которые будут собраны в музее, помогут заложить духовную основу формирования многих поколений будущих защитников  Родины.

По отзывам выпускников Пажеского и кадетских корпусов, располагавшихся на территории России и в зарубежье, а также спецшкол, подготовительных, суворовских и нахимовских училищ советского и современного времени, воспоминания о пребывании в стенах ВУЗаведений останутся самыми светлыми и добрыми, а товарищи по учебе - братьями навек.

Здесь оживет история. Музей станет местом встреч и дискуссий. В нем переплетутся эпохи, судьбы народов, поколений ветеранов и нынешних воспитанников, их представления и мировоззрения,  идеалы  и  ценностные  ориентации,  воинские  ритуалы  и  кадетские  традиции.  В  стенах  музея  будут  формироваться  чистота  помыслов,  ревностное  отношение  к  чести  и  достоинству,  твердость  характера  и  духа  молодых  людей.

Музей  в  скором  времени  может  получить  широкую  известность  и  признание  не  только  в  С.-Петербурге  и  на  территории  России,  но  в  ближнем  и  дальнем  зарубежье, как  музей  XXI  века,  благодаря  месту  размещения  уникальной  экспозиции,  ее  технической  оснащенности  и  уже  действующей  странице  в  internet.

Это  даст  нам  право  с  уверенностью  сказать,  что  такого  музея  в  истории  России  еще  не  было!

Открытие  Музея  истории  кадетских  корпусов  России   накануне  300 – летия Санкт – Петербурга – залог  нашего   уверенного  взгляда  в  будущее.  Мы  надеемся,  что  он  достойно  пополнит  плеяду  музеев  города  на  Неве,  со  временем  подтвердит  тот  факт,  что  г. Санкт – Петербург  был  и  остается  культурной  и  кадетской  столицей  России.