|
БОГОЛЮБОВ
Алексей
Петрович (1824-1896 )
– русский
живописец-маринист.
В 1849-1853 учился в
Петербургской
Академии
художеств у М.
Н. Воробьева и
Б. П.
Виллевальде.
Наибольшее
влияние на
творчество
художника
оказал И. К.
Айвазовский.
Большую роль
сыграло
также то, что
в 1841 он
закончил Морской
кадетский
корпус и
служил во
флоте. Как
художник
Главного
морского
штаба, в 1854-1860
много ездит
по Европе.
Пейзажи его
отличаются
достоверностью
изображения
натуры.
Запечатлел в
живописи
историю
российского
флота. С 1873 жил
преимущественно
во Франции. В 1885
создал в
Саратове
первый в
России
провинциальный
художественный
музей и дал
ему имя
своего деда –
А. Н. Радищева |
БУЛГАРИН
Фаддей Бенедиктович
(1789-1859) — сын польского шляхтича Ф.В. Булгарин был выпущен из корпуса (СШКК)
в 1806 г. корнетом в Лейб-гвардии уланский полк. Участвовал в военной кампании
1806-1807 г. в сражении под Фридландом и русско-шведской войне (1808-1809). За
сатиру на командира полка был переведен из Санкт-Петербурга в Кронштадт, а затем
в Ревель. За дисциплинарные проступки был уволен из армии, уехал в Варшаву, где
поступил в Польский легион армии Наполеона рядовым. Участвовал в боях в Испании
и Италии, а в 1812-1813 гг. воевал против русских войск, будучи капитаном 7-го
легиона французских улан. Был взят в плен прусскими солдатами и после окончания
военных действий царским манифестом от 30 августа 1814г. помилован. Уехал в
Варшаву, откуда в 1819г. вновь вернулся в Санкт-Петербург.
Вскоре стал известен как предприимчивый издатель и литератор. Был знаком
практически со всеми литературными деятелями своего времени, дружил с В.К.
Кюхельбекером и А.С. Грибоедовым.
Ф.В. Булгарин издавал журнал «Северный архив» и участвовал в выпуске альманаха
«Полярная звезда», был создателем первого в России театрального альманаха
«Русская талия», где впервые опубликовал отрывки из комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума». Наибольшую известность приобрел как редактор-издатель (вместе с
Н.И. Гречем) частной политической и литературной газеты «Северная пчела».
Придерживался до восстания декабристов либеральных взглядов, после восстания
сблизился с правительством. Издания Булгарина и Греча имели монопольное право на
помещение политической информации, пользовались финансовой поддержкой 3-го
отделения. Ожесточенная борьба Ф.В. Булгарина с бывшими единомышленниками
вызвала у них ответную реакцию, в результате он приобрел скандальную славу
выразителя правительственного официоза и ренегата. Однако, сохранив архив
Рылеева, он помог находившемуся под следствием А.С. Грибоедову. В 1826 г.
представил правительству записки: «Нечто о Царскосельском лицее и духе оного»,
«О цензуре в России и о книгопечатании вообще», в которых изложил план
«успокоения» общественного мнения в России, ратовал за усиление цензуры и
искоренение «вольнодумства». В 1830-1831 гг. обвинял А.С. Пушкина, П.А.
Вяземского и А.А. Дельвига в «литературном аристократизме», намерении читать и
писать «для немногих». С 1840-х гг. вел постоянную борьбу с представителями
реалистического направления в литературе (Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский, Н.А.
Некрасов и др.). В записке «Социализм, коммунизм и пантеизм в России в последнее
25-летие» (1846) обвинил журнал «Отечественные записки» в пропаганде
коммунистических идей. Ф.В. Булгарин был автором многочисленных произведений
(173 тома, которые были им «написаны и изданы»): путевые записки, очерки,
рассказы, сказки и т. д. Совместно с профессором Дерптского университета Н.А.
Ивановым Ф.В. Булгарин издал книгу «Россия в историческом, статистическом,
географическом и литературном отношениях» (1837). Булгарин — автор
«Воспоминаний», не лишенных исторического интереса |
ВЕРЕЩАГИН
Василий Васильевич
(1842–1904) – выпускник
Морского кадетского
корпуса (1860).
Знаменитый
живописец-баталист.
Родился 26 октября 1842
года в Череповце в семье
помещика. По окончании
корпуса вышел в отставку
в чине «прапорщика
гарнизонной команды».
В 1861 году поступил в
Петербургскую академию
художеств, однако
оставил Академию до
окончания курса.
Некоторое время
занимался в Париже в
мастерской Жерома.
Верещагин много
путешествовал. Дважды
посетил Туркестан, где
принимал участие в
боевых действиях русских
войск, два раза бывал в
Индии. В 1877–1878 годах
участвовал в
русско-турецкой войне и
был ранен. Посетил Сирию
и Палестину. Из всех
поездок привозил
зарисовки с натуры,
этюды, что впоследствии
превратилось в циклы
картин.
Батальные картины
Верещагина отличались
необычайной правдивостью.
Особую популярность
приобрели циклы картин,
посвященных
Отечественной войне 1812
года и русско-турецкой
войне 1877–1878 годов. В
1904 году отправился на
театр русско-японской
войны и погиб в
Порт-Артуре вместе с
адмиралом С.О. Макаровым
при взрыве броненосца «Петропавловск».
"Двери Тамерлана"
"Апофеоз
войны" |
"Торжествуют" |
"Горный
ручей в Кашмире" |
|
|
|
ДМИТРИЕВСКИЙ Иван
Афанасьевич родился 20 февраля 1736 года в
Ярославле, в семье дьякона Афанасия
Нарыкова, служившего при Дмитревской
(Св. Дмитрия Солунского) церкви. До 1751
года учился в Духовной семинарии в
Ростове, по окончании которой должен был
стать «пищиком» в Ярославской
канцелярии. С 1749 года принимал участие
в первых театральных опытах Фёдора
Волкова, играя в основном женские роли.
В 1752 году вместе с труппой Ф. Волкова
был вызван в Петербург: в Царском Селе в
присутствии императрицы Елизаветы
Петровны исполнял роль Оснельды в
трагедии А. П. Сумарокова «Хорев».
В Петербурге
по повелению императрицы Дмитревский был
отдан в
Шляхетный кадетский корпус, где
наряду с прочими науками, обучался
актёрскому искусству. В 1753 году вместе
с другими учениками он участвовал в
представлении трагедии А. П. Сумарокова
«Синав и Трувор» (роль Синава считается
одной из лучших его ролей).
Когда в 1756
году был учреждён «Русский для
представлений трагедий и комедий театр»,
положивший официальное начало структуре
Императорских театров России,
Дмитревский был взят в труппу и играл
первые роли вместе с Волковым, а после
смерти последнего в 1763 году получил
звание «первого придворного
российского театра актёра».
Дважды
Дмитревский отправлялся за границу, в
1765 году — «смотреть английского и
французского театру», и в 1767
году — «для привозу французских
комедиантов».
В 1782 году
на сцене «Вольного российского театра»
первым поставил комедию Д. И. Фонвизина
«Недоросль».
С конца
1770-х Дмитревский поступает учителем
российского языка и театрального
искусства в Смольный институт
благородных девиц, обучает актёров
домашних театров П. П. Есипова и
Н. П. Шереметева, а с 1784 года —
воспитанников Петербургской театральной
школы при Императорских театрах. В числе
его учеников — Андрей Васильевич и
Александра Дмитриевна Каратыгины, актёр
А. С. Яковлев и знаменитая драматическая
актриса Е. С. Семёнова, а также его
будущая жена Аграфена Михайловна
Мусина-Пушкина (Дмитревская).
Несколько
раз он пытается организовать собственную
театральную антрепризу (в 1772 и в 1782
годах), но всякий раз неудачно.
В 1791 году
получает назначение на только что
учреждённую должность «главного
режиссёра над всеми российскими
зрелищами».
Дмитревский
сочинял и переводил театральные пьесы и
либретто для опер, которых насчитывается
около шестидесяти, а также был автором
«Истории русского театра». Вместе с
И. А. Крыловым организовал «Типографию
И. Крылова с товарыщи». В 1802 году
был избран в действительные члены
Российской Академии.
Последний
раз выступил на сцене 30 августа 1812 г.
в пьесе С. Висковатова «Всеобщее
ополчение».
Умер 27
ноября 1821 в
Санкт-Петербурге, похоронен на
Волковом кладбище. В 1939 году его прах
и памятник были перенесены в Некрополь
Александро-Невской лавры |
КУРОЧКИН
Василий Степанович
— поэт, из
дворян, род. 28 июля 1831 г. в Петербурге,
ум. 15 августа 1875 г. там же, похоронен на
Волковском кладбище. В 1841 г. поступил в 1-й кадетский
корпус и еще кадетом обратил на
себя внимание одного из лучших тогдашних
преподавателей — И. Введенского, который и
поместил без ведома автора в «Журнале для
воспитанников военно-учебных заведений» одно
из юношеских стихотворений Курочкина,
написанное на классную тему в 1846 г. По
окончании курса в корпусе Курочкин поступил
в Дворянский полк
и был выпущен в 1849 г. прапорщиком в
гренадерский принца Евгения Вюртембергского
полк.
В
сентябре того же года, Курочкин, возвращаясь
с полком с высочайшего смотра, по дороге
оставил строй и уехал. Это было замечено
императором Николаем, Курочкин был отдан под
суд и, по приговору его, после трехмесячного
сидения на гауптвахте, заключен на месяц в
Петропавловскую крепость.
В апреле 1853 г.
Курочкин вышел в отставку и поступил в
департамент ревизии и отчетов по
министерству путей сообщения; в 1855 г.
оставил службу и занялся исключительно
литературой. — Начиная с 1854 г.
стихотворения Курочкина стали появляться в
некоторых второстепенных петербургских
журналах и газетах, сначала без подписи;
через два-три года стихотворения его стали
появляться в «Библиотеке для Чтения»
Старчевского, «Сыне Отечества» и других,
тоже не обращая на себя внимания; но сразу
были замечены его переводы из Беранже,
которые впоследствии принесли ему
известность. Тогда же Курочкин вступил в
число сотрудников «Современника» и начал
участвовать во многих петербургских и
московских журналах.
Курочкин умел
передать Беранже живым, увлекательным
стихом, сохранившим юмор, теплоту и
добродушие французского поэта; переводы из
Беранже были лучшими стихотворениями
Курочкина и дали ему имя.
Значение
Курочкина важнее, как издателя «Искры»,
лучшего русского сатирического журнала в XIX
в. «Искра» выходила под редакцией Курочкина
и Н. С. Степанова, известного карикатуриста,
с 1859 г. по 1873 г. «Искра» была лучшим и
единственным действительно сатирическим, а
не смехотворным русским журналом того
времени; журнал этот зорко следил за
пробудившейся общественной жизнью и нещадно
преследовал и высмеивал пером и карандашом
все, что могло тормозить тогдашнее
общественное движение и что можно было
считать общественным недугом; «Искра» была
органом серьезной сатиры и сразу заняла
выдающееся положение в нашей периодической
печати. Курочкин сумел привлечь в сотрудники
лучшие молодые силы того времени; в журнале
принимали постоянное участие П. Вейнберг,
В. Буренин, И. Горбунов, Н. Лейкин,
Н. Успенский, А. Левитов, М. Воронов,
Д. Минаев, А. Плещеев и другие. Но душой
журнала был сам редактор; он готов был
оставаться невидимым, никому не известным
работником, утонуть в псевдониме и анониме и
довольствоваться лишь сознанием полезной
службы обществу. Успех «Искры» был по тому
времени выдающийся, как материальный, так и
нравственный — по тому влиянию, которое она
имела тогда в русском обществе.
В конце
шестидесятых годов Степанов организовал свой
собственный сатирический журнал «Будильник»
и вышел из редакции; с этого времени «Искра»
постепенно стала утрачивать свою силу и
жизненность и в 1873 г., на 35-м номере,
прекратила свое существование. С этого
времени Курочкин работал уже из-за куска
хлеба. Он стал писать статьи о театре,
переводить оперетки, в 1875 г. сделался
воскресным фельетонистом «Биржевых
Ведомостей». Но эта роль была не по нем и ни
один из его фельетонов этого времени не
может быть назван достойным его таланта. —
Кроме Беранже, из которого Курочкин перевел
особенно много, он переводил из Мольера
(«Мизантроп»), Вольтера («Макар и Телэма»),
Альфреда де-Виньи, Альфреда да-Мюссе,
Виктора Гюго, Барбье, Густава Надо, Бернса,
Шиллера и других поэтов; кроме того,
переводил Курочкин для сцены. Из сочинений и
переводов Курочкина были изданы отдельно:
«Песни Беранже», СПб. 1858 г.; в том же году
вышло второе издание, затем — еще четыре.
«Собрание стихотворений В. Курочкина» в 2-х
томах имело два издания; отдельно изданы
либретто опереток «Фауст на изнанку» и «Дочь
рынка». |
ДАЛЬ
Владимир Иванович (1801-1872) – выпускник
Морского
кадетского корпуса
(1819). Выдающийся ученый-этнограф, писатель,
составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского
языка». Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в
Лугани (отсюда псевдоним Даля – Казак Луганский) в семье врача,
датчанина по национальности. Мать В.И. Даля – немка.
В 1814-1819 гг. – кадет Морского
кадетского корпуса, в 1819-1825 гг. – служба на Черноморском и
Балтийском флотах, в 1826-1829 гг. – студент медицинского факультета
Дерптского университета, в 1829-1832 гг. – ординатор
Санкт-петербургского военного госпиталя. Участник
русско-турецкой войны и польской кампании.
В 1830 г. напечатана повесть В.И. Даля «Цыганка»,
в 1832 г. вышли в свет «Русские сказки Казака Луганского», в
1834-1839 гг. – «Были и небылицы». В 1838 г. – избран
членом-корреспондентом, в 1863 г. – почетным членом Академии наук. В
1839-1840 г. участвовал в хивинском походе, награжден орденом. В
1841-1849 гг. – чиновник для особых поручений при министре
внутренних дел и секретарь при министре уделов.
В 1849-1859 гг. – управляющий
Нижегородской удельной конторой. Здание, в котором работал В.И.Даль
в Нижнем Новгороде, позднее было надстроено, в нем с 1944-го по 1956
г. располагалось Горьковское суворовское военное училище, о чем
свидетельствует мемориальная доска, расположенная на здании. В 1859
г. вышел в отставку.
Основным делом всей жизни В.И. Даля было
изучение русского языка и быта народа. 53 года он отдал работе над
«Толковым словарем живого великорусского языка» (собирать материал
начал в 1819 г.), который был издан в 1863-1866 гг. Другим большим и
чрезвычайно ценным трудом В.И. Даля является сборник «Пословицы
русского народа». Умер 22 сентября 1872 г
|
ЗАХАВА
Борис Евгеньевич (1896–1976) – выпускник
3-го Московского Императора
Александра II кадетского корпуса (1913).
Выдающийся советский актер и режиссер, народный артист Советского
Союза, ректор театрального училища им. Б.В. Щукина. Родился 25 мая
1896 года. В корпусе по-настоящему полюбил театр. В спектакле к
100-летней годовщине войны 1812 года сыграл роль Наполеона. После
окончания кадетского корпуса поступил в Коммерческий институт,
который бросил после знакомства с Е.Б. Вахтанговым. Участвовал в
создании театральной студии вместе с Е.Б. Вахтанговым, а затем и
самого театра. Ведущий актер и режиссер театра им. Е.Б. Вахтангова.
В течение почти 40 лет возглавлял Щукинское театральное училище.
Свою актерскую жизнь закончил ролью фельдмаршала М.И. Кутузова в
фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (на фото).
Скончался 25 ноября 1976 года. |
|
|
СКРЯБИН
Александр Николаевич. Родился в Москве 25
декабря 1871 г. (6 января 1872 г.) Музыкальное
дарование, проявившееся у Скрябина очень рано, он
унаследовал от матери, которая была талантливой
пианисткой. Ее одаренность отмечали братья Антон и
Николай Рубинштейны, Бородин, а также
Чайковский. Отец Скрябина после окончания
юридического факультета университета поступил в
Петербургский институт восточных языков. Закончив
его он, будучи причислен к Министерству иностранных
дел, находился на дипломатической службе в Турции и
других восточных странах, лишь изредка приезжая в
Россию. Любовь Петровна умерла от туберкулеза в 1873
году, и Александра воспитывать сестра отца.
С 1882 г. Саша стал брать уроки фортепианной
игры у Г. Конюса, ученика Московской консерватории,
который впоследствии стал видным теоретиком. Осенью
этого же года Скрябин блестяще выдержал экзамен и
поступил во 2-й Московский кадетский корпус,
утвердив за собой звание первого ученика. В юном
возрасте он уже принимает участие в открытом
концерте в зале кадетского корпуса, где устраивались
музыкально-литературные вечера. Исполняя гавот Баха,
пианист несколько сбился, но не растерялся и
продолжил игру, импровизируя в стиле немецкого
гения. Подобное самообладание и исполнительская воля
будут присущи музыканту и в зрелые годы.
В 1885 г. он начинает
брать уроки фортепиано у выдающегося педагога Н.
Зверева, композиции — у С. Танеева. В 1888 г.
Скрябин поступил в Московскую консерваторию. В
консерватории начались регулярные концертные
выступления Скрябина. Любимым его композитором был
Шопен, играл он также Листа, Бетховена, Шумана.
Стремление совершенствоваться в исполнительском
мастерстве привело к первой серьезной трагедии,
наложившей отпечаток на всю жизнь Скрябина. Не
посоветовавшись с учителем, он переусердствовал в
самостоятельных упражнениях и «переиграл» руку. С
большим трудом с помощью врачей удалось восстановить
ее способности, но прежняя виртуозность, конечно,
была утрачена.
В
1892 г. Скрябин окончил консерваторию по классу
фортепиано, но композиторского диплома не получил,
так как его отношения с профессором А. Аренским,
который тогда вел класс свободного сочинения, не
сложились. Поэтому в истории Московской
консерватории он остался обладателем Малой золотой
медали. К этому времени молодой музыкант был уже
автором многих сочинений в разных жанрах. Но все же
его тяготение к фортепианной и симфонической музыке
определяется достаточно ярко. Стилистику ранних
произведений Скрябина можно отнести к опытам
позднего романтизма, наследующего традициям Шопена.
Однако уже в «постшопеновских» прелюдиях и этюдах
прослушиваются элементы гармонического языка
гениального новатора.
1894 г. знаменует важную
встречу в жизни Скрябина. Он знакомится с известным
меценатом М. П. Беляевым, сразу же безоговорочно
поверившим в талант молодого композитора, который к
тому же покорил его своей безупречной воспитанностью
и изысканной манерой общения. С этого момента
сочинения Скрябина начинают публиковаться, а его
симфонические творения — звучать в программах
Русских симфонических концертов.
С 1896 г. известность Скрябина как композитора
становится повсеместной. Происходят изменения и в
личной жизни. Александр Николаевич женился на Вере
Ивановне Исакович, талантливой пианистке, с золотой
медалью окончившей Московскую консерваторию в 1897
г. В заграничной поездке 1897/98 г. она выступала
вместе с мужем в концертных программах, играя его
произведения.
В возрасте двадцати шести лет Скрябин получил
предложение занять место профессора фортепианного
класса Московской консерватории. Это предложение
композитор принял и проявил себя как способный
педагог. Помимо консерватории он преподавал игру на
фортепиано в Екатерининском институте. Многие из его
учениц затем поступали к нему в консерваторский
класс.
Но более всего Скрябин
был сосредоточен на сочинении. 1900 г. и почти весь
следующий прошел под знаком Первой симфонии —
монументального шестичастного произведения, в финале
которого должен был звучать хор. Текст финала
написал сам композитор. Основная мысль заключалась в
прославлении искусства, его объединяющей
миротворческой роли. Из Первой симфонии произрастают
главные темы зрелого и позднего периода творчества,
тянутся нити к грандиозному замыслу «Мистерии» —
музыкально-религиозного действа, которому так и не
удалось осуществиться. За Первой симфонией
последовала и Вторая.
Партитуру Третьей симфонии «Божественной поэмы»
Скрябин закончил в 1904 г. Потрясает масштабность
звучания симфонии: композитор использовал четверной
состав оркестра. В симфонии в полной мере раскрылось
мастерство Скрябина-драматурга. Трехчастное
произведение демонстрирует четкую программу,
объединенную общим замыслом. Первая часть носит
название «Борьба» («Борения»), вторая —
«Наслаждения», третья — «Божественная игра».
С 1904 г. Скрябин
выезжает за границу. До 1910 г. он живет и
гастролирует за рубежом, иногда возвращаясь в
Россию. В Париже он имел возможность встретиться с
русскими музыкантами: Римским-Корсаковым,
Глазуновым, Рахманиновым, Шаляпиным.
Под знаком размышлений о
небывалом музыкальном действе проходит последнее
пятилетие творческой жизни Скрябина. Все
произведения, написанные после «Прометея», вероятно,
следует рассматривать как своеобразные эскизы к
«Мистерии».
Вернувшись в Россию,
композитор поселяется в Москве, его окружает тесный
кружок скрябинистов, который составил потом
Скрябинское общество. Фортепианные и оркестровые
произведения нового русского гения повсеместно
звучат в концертных 2 (15) апреля 1915 г. Скрябин
дал последний концерт.
14 (27) апреля Александр
Николаевич скончался. |
ЯРОШЕНКО
Николай Александрович. Родился 1
декабря 1846 года (старый стиль) в Полтаве. Отец
его - Александр Михайлович, высокообразованный
человек, был военным, дослужившимся до чина
генерал-майора. Склонность к рисованию у
мальчика проявилась рано, но по семейной
традиции отец хотел, чтобы сын сделал военную
карьеру и девяти лет отдал его в Полтавский
кадетский корпус.
Сохранившиеся рисунки позволяют судить, что под
руководством своего учителя И. К. Зайцева, юный
художник занимался серьезно и небезуспешно.
После окончания кадетского корпуса, в 1863 году,
Ярошенко переезжает в Петербург и поступает в
Павловское военное училище, откуда его переводят
в Михайловское артиллерийское училище. Влечение
к искусству не ослабевает, и юноша занимается
частным образом у популярного в 1860-е годы
художника А. М. Волкова, а также посещает
вечерние классы рисовальной школы Общества
поощрения художеств, в которой преподавал
Крамской. В 1867 году Ярошенко поступает в
Михайловскую артиллерийскую академию и
одновременно становится вольнослушателем
Академии художеств. Спустя два года с "отличными
успехами в науках" он заканчивает военную
академию, продолжая успешно заниматься
искусством.
7 марта 1876 года Ярошенко был принят в члены
Товарищества передвижных выставок и вскоре
избран в состав правления. Более десяти лет он
вместе с И. Н. Крамским руководил Товариществом,
а после смерти Крамского стал его идейным
преемником, хранителем лучших традиций
передвижничества. Ярошенко был скромен,
требователен к себе, сдержан и в то же время
тверд. "Совестью художников" называли его
современники.
Ярошенко,
следуя передовым тенденциям времени, утверждает
своим творчеством образ положительного героя.
Широкий общественный отклик вызвали показанные в
1878 году на Шестой передвижной выставке две
картины - "Кочегар" и "Заключенный". "Кочегар" (ГТГ)
- первый в русской живописи яркий реалистический
образ рабочего. Кочегар, созданный Ярошенко, не
только жертва - это и сила, порожденная
капитализмом и противостоящая ему.
Значительное место в творчестве
Ярошенко занимают портреты; он написал их около
ста. Художника привлекали люди интеллектуального
труда: прогрессивные писатели, ученые,
художники, актеры, лучшие представители
современности, писать которых Ярошенко считал
своим общественным долгом. Ученик Крамского, он
видел задачу портретиста прежде всего в том,
чтобы познать психологию человека. Об этом жена
художника говорила: "Он не мог писать лиц,
которые никакого духовного интереса не
представляли".
Среди произведений художника, посвященных
молодежи, наиболее известны "Студент" (1881, ГТГ)
и "Курсистка" (1883, Гос. музей русского
искусства, Киев; вариант - Калужский областной
художественный музей).
В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н.
Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884,
Екатеринбургская картинная галерея), Д.И.
Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при
Петербургском университете), Ге (1890, ГРМ), В.
Г. Короленко (1898, не сохранился) и других
раскрыто духовное богатство этих людей. Один из
лучших - портрет П. А. Стрепетовой (1884,
ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах
трагедию бесправной женщины. Художник раскрыл
внутреннюю красоту и силу духа этого человека,
наделенного высокими гражданскими чувствами,
тоскующего о свободной жизни. Крамской оценил
портрет как один из "самых замечательных"
портретов времени и видел в нем обобщенный
образ, "мысль художника", написанную по "поводу
Стрепетовой".
В
конце 1880-х годов появилась одна из самых
популярных картин Ярошенко "Всюду жизнь"
(1888, ГТГ): за решеткой окна в арестантском
вагоне томятся несчастные жертвы социальной
действительности, а не преступники, - как бы
утверждает художник.
В
дальнейшем художник создает ряд жанровых картин
- "На качелях" (1888, ГРМ),
"Девушка-крестьянка" (1891, Нижегородский гос.
художественный музей), "В вагоне" (конец 1880-х,
частное собрание) и др.
За отличную службу в 1892 году Ярошенко
производят в генерал-майоры, тогда же состояние
здоровья вынуждает его переехать в Кисловодск. В
следующем году он выходит в отставку, продолжая
заниматься общественной деятельностью, постоянно
выставляясь на передвижных выставках. Художник
был полон творческих планов, но 25 июня 1898
года (старый стиль) скоропостижно скончался от
паралича сердца.
Среди портретов наиболее известны произведения
«Студент», написанное в 1881 году, «Курсистка»
(1887), портреты Г.И. Успенской, И.Н. Крамского,
Д.И. Менделеева (1885), В.Г. Короленко (1898),
Н.Н. Ге (1890). Одной из лучших работ художника
в данном жанре является портрет П.А. Стрепетовой,
написанный в 1884 году. Ярошенко раскрыл
внутреннюю силу духа актриссы, выразившей в
сценических образах трагедию бесправной женщины,
тоскующей о свободной жизни.
Картины Николая Александровича Ярошенко
представлены в художественном музее города
Кисловодска, носящем его имя, в государственной
Третьяковской галереи, Российском
Государственном музее, Самарском художественном
музее, Киевском музее российского искусства,
Харьковском художественном музее и др. |
|