Воспитанники кадетских корпусов России -
известные ученые
и инженеры:
АНОСОВ
Павел Петрович
родился в Петербурге
в 1799 году.
Когда ему было 13 лет, его
зачислили в Петербургский Горный
кадетский корпус (впоследствии - Горный
институт), который он окончил в 1817 году.
Аносов направляется на
Златоустовские заводы - старейшие
промышленные предприятия Южного Урала.
Павел Петрович проработал на этих заводах
около тридцати лет. Сначала он был
практикантом, потом - начальником
заводского округа и генерал-майором
Горного корпуса. Последние 4 года жизни
Аносов работал начальником горных заводов
на Алтае.
Павел Петрович Аносов внес
большой вклад в развитие Российской
металлургии. Он разведывал запасы железных
руд, золота и других металлов. Павел
Петрович усовершенствовал методы добычи и
переработки руд.
Всемирную известность получили
работы Аносова по производству стали. До
него сталь получали дорогим и длительным
двойным процессом: куски железа
науглероживали (нагревали в присутствии
угля), а затем переплавляли в огнеупорных
горшках - тиглях. Павел Петрович доказал,
что можно объединить эти два процесса, так
как для науглероживания железа не
обязательно, чтобы оно контактировало с
углем непосредственно - печные газы тоже
содержат углерод. Этот способ оказался
намного более быстрым и дешевым, чем
предыдущие, поэтому активно применяется в
промышленности до сих пор.
Павел Петрович Аносов многое
сделал и в области производства
высококачественных сталей, содержащих в
своем составе не только углерод, но и хром,
титан, марганец и другие металлы. Аносов
выяснил, как влияет строение стали и ее
химический состав на механические свойства.
Для изучения внутренней структуры сплава
он первым использовал микроскоп.
Павел Петрович Аносов раскрыл
тайну изготовления булатной стали,
производившейся в средние века в восточных
странах (например, в Сирии, Индии, Персии),
секреты которой были утеряны. Научные работы Аносова легли в
основу учения о качественных сталях. В 1851 году Павел Петрович Аносов умер
АРТАМОНОВ
Леонид Константинович (1859–1932) – выпускник
Владимирского Киевского кадетского корпуса
(1875).
Российский военачальник, выдающийся военный востоковед,
действительный член Императорского географического общества,
исследователь Турции, Персии, Афганистана и Эфиопии, генерал от
инфантерии.
Окончил Владимирский Киевский кадетский
корпус (1875), Михайловское артиллерийское училище (1878),
Николаевскую инженерную академию, Николаевскую академию Генерального
штаба (1888).
По Генеральному штабу в 1888-1897 гг.
службу проходил в Кавказском военном округе на различных командных и
штабных должностях. В октябре-декабре 1888 г. совершил секретную
поездку в район Северо-Восточной Турции для военно-статистических
исследований. В декабре 1890 – январе 1891 г. собирал
военно-статистические сведения о провинции Герат (Афганистан). В
1897–1899 гг. – в составе российской дипломатической миссии в
Абиссинии.
С июля 1900 г. в распоряжении командира
Сибирского корпуса. Участник похода в Китай (1900–1901),
русско-японской войны (1904–1905). В 1906 г. – комендант
Владивостокского укрепрайона, в 1908–1910 гг. – главный начальник
Кронштадта, комендант Кронштадтской крепости. В 1911–1914 гг. –
командир 1-го армейского корпуса. В 1917 г. уволен по «болезни и
контузии». Награжден золотым оружием с надписью «За храбрость».
После октябрьского переворота жил в
Москве, Нижнем Новгороде, Ленинграде. Работал в Моссовете. Умер в
Ленинграде в 1932 г.
БАБКОВ (БОБКОВ) Иван
Федорович (1827-1905)
- первый председатель Западно-Сибирского
отделения Императорского Русского
Географического Общества (ЗСОИРГО). Родился в 1827 г. в С.-Петербурге. Образование получил в
Павловском кадетском корпусе и Главном инженерном училище (позднее
Николаевская инженерная Академия Генштаба), после окончания
которых был причислен к Генштабу с назначением в отдельный
Кавказский корпус. В 1857 г. в чине капитана Генштаба Бабков
прибыл в Тобольск на должность начальника штаба 24-й пехотной
дивизии
В 1859 г.
переведен в Омск, где первоначально занимал должность
обер-квартирмейстера корпусного штаба. С образованием
Западно-Сибирского военного округа Бабков назначен в 1865 г.
помощником начальником штаба, а в 1869 г. - начальником штаба. В
этой должности он прослужил до выхода в отставку в 1890 г. Бабков
неоднократно исполнял обязанности и поручения временного
характера: полномочного комиссара по разграничению с Западным
Китаем в 1862 г.; Семипалатинского военного губернатора в 1867 г.;
в разное время - степного генерал-губернатора; производил
постановку государственной границы с Китаем в 1869 г. В 1886 г. по
ходатайству войскового депутатского собрания Бабков был зачислен в
войсковое сословие Сибирского казачьего войска со званием
почетного казака. С 1860 г. Бабков состоял действительным членом
Императорского Русского географического общества. Занимаясь
геодезическими и астрономическими исследованиями в Западной
Сибири, публиковал результаты своей работы в отчетах общества.
Одна из работ в 1866 г. была удостоена серебряной медали. В 1863
г. по проекту Бабкова была организована Зайсанская экспедиция на
пароходе "Ура", в результате которой была установлена возможность
прямого сообщения Зайсанского края с Омском и пароходства по
Черному Иртышу для торговли с Китаем. В 1877 г. на Учредительном
совещании у генерал-губернатора Н.Г. Казнакова Бабков был
единогласно избран первым председателем ЗСОИРГО. Руководя отделом
в течение 12 лет, Бабков способствовал его становлению. При нем
было выработано "Положение об отделе", учрежден распорядительный
комитет (1882), организованы многие интересные экспедиции. Выйдя в
отставку в 1890 г. и поселившись в Феодосии, Бабков не порывал
отношений с ЗСОИРГО. Бабков - автор воспоминаний "Записки о моей
службе в Сибири", изданных в С.- Петербурге в 1912 г. Прослужив в
Сибири более 30 лет при шести генерал-губернаторах, он был
свидетелем многих выдающихся событий в истории восточных окраин
Сибири. В воспоминаниях Бабкова даны блестящие характеристики
многих представителей высшей администрации Омска. Умер Бабков в
Феодосии 21 октября 1905 г
Вибе
П.П Информация с сайта http://museum.omskelecom.ru
БУТАКОВ
Алексей Иванович (1816-1869)
– выпускник Морского кадетского корпуса
(1832). Известный русский путешественник,
гидрограф. Действительный член Императорского Российского
географического общества, контр-адмирал.
В 1840-1842 гг. совершил кругосветное путешествие на
транспорте «Або». В 1848-1849 гг. командирован на Аральское море,
назначен начальником Аральской флотилии.
На шхуне «Константин» выполнял гидрографические
работы в Аральском море. Открыл и описал группу островов, определил
астрономическим методом координаты 9 пунктов. Была составлена первая
достоверная карта Аральского моря. А.Гумбольт, ознакомившись с
картой, назвал её «истинным открытием в географии». За исследование
Аральского моря избран почётным членом Берлинского географического
общества, удостоен большой золотой медали Королевского
географического общества (Великобритания).
В 1853 г. на пароходе «Перовский» на реке Сыр-Дарье
участвовал в осаде и взятии кокандской крепости Ак-Мечеть. В 1855 г.
произвёл опись реки Сыр-Дарья, в 1859 г. – реки Аму-Дарья. В
1861-1863 гг. продолжил гидрографические исследования в Аральском
море.
В 1850 г. командирован в Швецию для заказа судов для
Аральской флотилии, в 1860-1861 гг. – в США для заказа военных
судов. В 1864 г. – произведён в контр-адмиралы с назначением в
свиту, службу проходил на Балтийском море. В 1865 г. – младший
флагман броненосной эскадры. В 1866 г. назначен членом
артиллерийского отделения Морского технического комитета. Награждён
орденом Св. Владимира 3-й степени. Скончался в 1869 г., будучи на
лечении в Германии. Его именем назван мыс и залив в Аральском море.
ВАЛИХАНОВ Чокан
родился в семье, где традицией, начиная с деда Вали
(внука хана Аблая), последнего хана Среднего Жуза и
бабки Айганым была прорусская, коллаборационистская
ориентация. В степи ещё не загасло к моменту рождения
Чокана стремление сохранить независимость, отстоять
собственную государственность, олицетворяемое Кенесары
Касымовым, возглавлявшим национально-освободительные
движение казахского народа. К отцу же Чокана Чингису
царская администрация благоволила, о чем свидетельствует
назначение его старшим султаном одного из округов и
присвоение ему чина полковника. Но в то же время он был
образованным человеком, в частности, содействуя русским
ученым в изучении фольклора и быта.
Чокан Чингисович Валиханов (полное его
имя Мухаммед-Ханафия, а Чокан прозвище, данное матерью)
родился в ноябре 1835 года. Детство его прошло в степи,
среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном
поселке Кушмуруне в частной казахской школе, где
научился арабскому языку, получил представление о
восточной поэзии и учился рисованию. Последнее занятие
было его неподдельной страстью и сохранившиеся зарисовки
Чокана говорят о том, что в нем жил талант недюжинного
художника. Отец с малых лет привлекал Чокана к сбору
материалов, касающихся легенд и народных преданий, и
вовлек его в круг высокообразованных русских ученых,
инженеров, офицеров.
Годы наиболее интенсивного духовного
становления личности Чокана связаны с учебой в
Омском
кадетском корпусе. Здесь сложился круг общения,
включавший и его наставников, так и однокашников в лице
ориенталиста Н. Ф. Костылецкого, историка П. В.
Гонсевского, публициста, исследователя истории народов
Сибири и Казахстана Н. М. Ядринцева, выдающегося
географа Г. Н. Потанина, Н. Ф Анненского и других.
Впоследствии в этот круг вошли такие выдающиеся деятели
как петрашевец С. В. Дуров, П. П. Семенов-Тян-Шанский,
Е. П. Ковалевский, Ф. М. Достоевский. Последний писал в
одном из своих писем к Чокану: "Я Вам объявляю без
церемоний, что я в Вас влюбился... Я Вас так люблю, что
мечтаю о Вас и о судьбе Вашей по целым дням". Из учебы в
кадетском корпусе вышел человек, в котором были посеяны
семена русской и современной передовой культуры, науки и
искусства.
Дальнейшая карьера Чокана была
предопределена семейной традицией и полученным
образованием: он - российский офицер, разведчик,
дипломат и чиновник, исполняющий различные поручения
царской администрации. И в то же время он не мог не
почувствовать своей собственной кожей, что он остается
"инородцем" (к примеру, нижний сокращенный класс
обучения в кадетском корпусе), не мог не видеть, какие
притеснения и унижения испытывают его сородичи,
подвергаясь беспредельному произволу со стороны самого
последнего русского чиновника и жандарма и их местных
прислужников. Оставалась единственная надежда остаться
человеком - посвятить себя "нейтральному делу" - науке и
литературному творчеству. Уже в кадетском корпусе у него
зародилась страсть к путешествиям и мечта "открыть миру
неизведанную Азию". Мечте было дано свершиться, но в
более глубоком смысле, чем предполагал юный Чокан: он не
только исследовал и описал "неизведанные" европейской
наукой места как географ, путешественник, он приоткрыл
завесу над самым центром Азии - человеком, его историей,
образом мыслей и чувств. Касается ли дело его знаменитой
Кашгарской экспедиции, благодаря которой он прославился
на весь мир как отважный путешественник, Иссык-кульской
экспедиции или поездки в Кульджу - везде он выступает не
просто как географ, экономист, этнограф, царский агент,
а через все это и помимо этого перед нами выступает
человек, стоящий на стыке цивилизаций способный
взглянуть на виденное как изнутри, так и извне, глазами
образованного европейца. Мировая наука обязана именно
ему записью блестящего отрывка из "Манаса" -"Смерть
Кукотай-хана и его поминки".
Наиболее древние и устойчивые корни
казахского менталитета нашли отражение в ряде его
исследований, в частности, в статьях "Следы шаманства у
киргизов (казахов)", "О мусульманстве в степи". В
исследовании зороастрийской природы шаманизма Чокану
принадлежит безусловное первенство. Зороастризм
принадлежит к семейству явлений универсального порядка,
распространенных повсеместно. Ритуальные формы,
символические действия, характерные для мифологии как
всеобщей формы становления человеческого сознания, к
которой должен быть отнесен шаманизм, имеют непреходящую
ценность в культурной жизни человечества. Символы мифа
пробуждают, направляют, упорядочивают и вовлекают
личность в процесс жизни и смерти.
Присущие зороастризму верования,
требовавшие от индивида ответственности перед миром,
людьми и перед самим собой, не потеряли своей
непреходящей ценности. Зороастрийцы поклонялись
множеству богов, силам природы, огню, воде, земле,
солнцу, луне, ветру, отдельным абстрактным качествам
справедливости, ярости разуму, истине. Принцип "истина -
лучшее благо", требование жить в соответствии с благой
мыслью, благим словом и благим делом содержат в себе
нравственность самой высокой пробы.
Огонь и солнце почитались особо.
Свойственный шаманству культ огня в целом и в деталях,
как правильно отмечает Валиханов, зороастрийского
происхождения. Почитание огня, солнца, обожествление
неба и небесных светил, культ предков, признание
богов-покровителей отдельных сторон бытия кочевников,
кодекс должных поступков и запретов сохранились, по
Чокану, от зороастризма у казахов в "совершенной
целостности".
Всезнающему, премудрому и верховному
божеству соответствует переданное через тюркскую
традицию обозначение Тенгри - небесная обитель и само
верховное божество. Отсюда выражение: "да наградит тебя
небо", "проклятый небом", "клянусь небом" или "да побьет
меня небо". Огонь считается прародителем всего сущего,
очищает души от скверны, гнев страшен, целительное
значение всеобъемлюще. Огню приносят жертвы в самых
сокровенных случаях: при рождении ребенка или вступлении
невесты в дом отца или деда мужа. О целительной силе
воды, о святости Матери-Земли упоминается в
древнетюрских рунических памятниках Кюль-Тегину и
Бильге-кагану. О святости воды свидетельствует народный
обычай ушыктау - опрыскивание водой.
Стихиям и некоторым предметам казахская
традиция приписывает силу кие, поклоняясь которой и
соблюдая определенные обряды, человек получает
благословение от нее - кут, то есть счастье и
благополучие. Но эта же сила обладает и карательной
функцией кеср. Благословляющих и опасных сил полон
внутренний мир человека, здесь непоправимое влияние
слова и конкретное действие глаза.
Синкретизм шаманства с исламом
проявляется в таких принципиальных представлениях, как
Аллах, отождествляемый с Тенгрием, Азраиль - со смертью,
святость и святые - с арвахами, с духами предков. Такова
суть религиоведческих и культурологических исследований
казахского просветителя, путешественника, историка,
этнографа и фольклориста Чокана Валиханова.
Прожив два года в Петербурге, Чокан
работал в Главном штабе над подготовкой к изданию карты
Азии, он участвовал в изданиях трудов Русского
географического общества, членом которого он был избран
в 1860 году. Здесь Чокан публиковал работы, посвященные
истории и культуре Средней Азии и зарубежного Востока;
среди них исследования "Киргизы" (так тогда называли
казахов), "Следы шаманства у киргизов", "Киргизское
родословие", "О кочевках киргиз" и другие, в которых
собран и обобщен огромный материал об истории,
этнографии казахов, их быту, обычаям и культуре.
Устному народному творчеству казахов
посвящены статьи "Предания и легенды большой
Киргиз-Кайсацкой орды", "Очерки Джунгарии" и другие.
Подчеркивая поэтическую и музыкальную душу народа,
Валиханов рассказывает легенду, согласно которой есть
сказочная птица, которая, пролетая прямо над землей, как
бы одаривает находящихся в тени её крыльев частицей
своего гения. Поверье же таково: над казахами птица
пролетела совсем низко, из чего и проистекает их особая
музыкальная одаренность. Валиханов подчеркивал так же,
что народно-поэтическое творчество казахского народа
дает "полную картину" его "исторической и духовной
жизни". Интересны его высказывания об особенностях
импровизаторского искусства акынов, о видах песен, о
ритмике казахского стиха. Он записал народную эпическую
поэму "Козы-Корпеш и Баян-сулу".
Ныне неподалеку от урочища Коген-Тоган,
где был похоронен в 1865 году больной, трагически
одинокий Чокан Валиханов, в местности под названием
Алтын-Эмель, построен в честь 150-летия со дня его
рождения (1985 год) мемориальный комплекс. Выдающийся
вклад в изучение творчества Валиханова внес А.X.
Маргулан, благодаря которому в 1961-1972 годах было
опубликовано собрание сочинений Ч. Валиханова в пяти
томах.
Чокановская традиция бережного сбора
духовного наследия народа нашла достойных продолжателей,
в том числе в лице Затаевича, который сохранил образцы
казахской песенного творчества для мировой музыкальной
культуры. Идею Чокана о кровной культурно-исторической
связи казахского и русского народа развил Л. И. Гумилев
в своей концепции евраазийства.
ИПАТЬЕВ
Владимир Николаевич (1867–1952) – выпускник 3-го
Московского императора Александра II кадетского корпуса (1884).
Академик, видный русский химик-органик, основоположник в России
военно-химической промышленности. Окончил 3-й Московский Императора
Александра II кадетский корпус (1884), Михайловское артиллерийское
училище (1887), Михайловскую артиллерийскую академию (1892),
генерал-лейтенант. Преподавал и работал в химической лаборатории
академии. Стажировался в зарубежных научных командировках – в
химических лабораториях Мюнхена и Парижа (1896–1897).
Экстраординарный (1899), ординарный (1900), заслуженный (1914)
профессор Михайловской артиллерийской академии. Заведующий
химической лабораторией Михайловской артиллерийской академии (1909),
председатель Химического комитета Главного артиллерийского
управления. Академик (1916–1936).
В
1918–1927 годах работал в Академии наук СССР, в Высшем совете
народного хозяйства в отделе химической промышленности. Основал
Институт высоких давлений. В составе делегации РСФСР участвовал в
работе Генуэзской конференции в качестве эксперта.
С 1930
года работал в США, профессор Нортуэстернского университета
(Чикаго). Вплоть до 1936 года регулярно посылал в СССР результаты
своих исследований, выполненных в США. Отклонял все предложения
вернуться в СССР. В декабре 1936 года на Общем собрании АН СССР
лишен звания академика, а в 1937 году – советского гражданства. Член
Национальной академии США (1939). Скончался в Чикаго в 1952 году.
На общем
собрании АН СССР в декабре 1990 года посмертно восстановлен в звании
академика.
Фёдор
Аполлонович ПИРОЦКИЙ родился в семье
военных врачей в Лохвицком уезде Полтавской губернии
(в настоящее время — Украина). Его семья состояла из
потомственных украинских казаков.
Фёдор окончил
Константиновский Кадетный Корпус и Михайловскую
Военную Артиллерийскую Академию в 1866 году и
проходил службу в артиллерийских войсках в Киеве.
Здесь он подружился со знаменитым электротехником
Павлом Николаевичем Яблочковым и большим поклонником
всего, что работало на электричестве.
В 1871 году Пироцкий
возвращается в Санкт-Петербург, и среди всего
прочего предлагает новый тип доменных печей. В 1874
году он начинает проводить свои эксперименты на
Волковском поле в Санкт-Петербуге и в 1875 году на
участке сестрорецкой железной дороге запускает
вагоны на электрической тяге. Было электрофицировано
около одной версты пути. В его конструкции рельсы
были подключены к генератору Грема. Оба рельса были
изолированны от земли, один из них был прямым
проводником, а другой обратным.
В 1880 году он
модернизирует городские двухэтажные трамваи на
конной тяге, переводя их на электрическую тягу и 3
сентября необычный общественный транспорт начинает
перевозить жителей Санкт-Петербурга несмотря на
открытые протесты владельцев трамваев на конной
тяге. Эксперименты Пироцкого продолжались вплоть до
конца сентября 1880 года. У него не было денег для
продолжения своих экспериментов, но его
электрическим трамваем заинтересовались во всём
мире. Среди людей, которые проводили встречи с ним,
был Сименс, сильно интересовавшийся и имевший
множество вопросов. В 1881 году братья фон Сименс
открывают в Берлине первую постоянную электрическую
трамвайную линию. В Российской империи электрический
трамвай появился только в 1892 году.
Пироцкий возвратился на
службу артиллерийским офицером. Среди всего прочего
он прокладывает первый подземный электрический
кабель в Санкт-Петербурге для передачи
электроэнергии от пушечного литейного завода к
Артиллерийской Школе (1881 год). Он так же был
автором проекта централизованной подземной городской
электросети, он предложил новую конструкцию доменных
и пекарных печей. В 1888 году он уходит в отставку в
звании полковника, живя в военном пансионате города
Алёшки (нынешний Цюрупинск, Крым, Украина). В 1898
году Пироцкий умирает. В старости у него совсем не
было денег, и, чтобы оплатить похороны, была
заложена его мебель.
|