 Прославляя
святых, мы прославляем Самого Бога, отраженного в их
ликах...
Обобщенные итоги Сборника материалов
для рассмотрения вопроса о прославлении А.В Суворова
в лике святых Русской Православной Церкви.
Материал подготовил: Член Бюро Президиума Всемирного
Русского Народного Собора,
Сопредседатель Правления Новосибирского отделения
ВРНC.
Председатель исполнительного комитета Всероссийского
Суворовского Движения
Е.А.
Цыбизов |
Сборник материалов подготовлен Всероссийским Суворовским
Движением
(ВРСД) и
представляет собой обобщенный каталог материалов,
собранных на протяжении более двух лет, включающий
анализ и выводы сделанные на основе принятых Синодальной
комиссией по канонизации критериев:

1. Праведная жизнь
2. Соблюдение канонов Православия
3. Народное почитание
4. Страдание за православную веру
5. Чудотворения
Материалы охватывают
временной период на глубину трех веков,
их объем
настолько
обширен, что
дальнейшее накопление имеет значение
в большей степени, уже для ничем не ограниченного
по времени, формирования духовного и культурного
наследия А.В. Суворова.
Представленные в данной
работе материалы свидетельствует о всенародной любви и
глубочайшем почитании в народе
Александра Васильевича Cyворова, как святого Русской
Православной Церкви.
С упоминанием имени
Суворова сегодня регулярно проводятся крестные ходы,
служатся молебны,
восстанавливаются православные храмы, приходы, в которых
постепенно возрождается церковная жизнь.
Чтобы такое происходило, недостаточно
быть крупным политическим или военным деятелем, монархом
или даже героем.
В основе такого длительного всенародного
и церковного почитания, может лежать исключительно
дyховное чувство, которое возможно в случае
особой близости почитаемого человека к Богу. |
РАЗДЕЛ I. ПРАВЕДНАЯ ЖИЗНЬ И ЦЕРКОВНОЕ
ПОЧИТАНИЕ А.В. СУВОРОВА
О благочестии Суворова свидетельствуют
материалы собранные за период более двух веков, которые
включают в себя:
1.
Исторические и современные факты и упоминания о Суворове,
как достойном святости из уст
священноначалия свидетельствующие о его праведности и
благочестии.
2. Описание современного и исторического
церковного почитания Александра Cyворова,
выраженного в восстановлении построенных им
храмов, проведение крестных ходов с молитвами
и поминовением Cyворова.
3. Многочисленные свидетельства о
праведной жизни Cyворова от лица известных и достойных
людей прошлых и нынешних времён.
4. Подтверждение достойно пройденного
жизненного пути и оставления Суворовым земной жизни,
выраженное через его дyховное наследие.
5. Описание духовной миссионерской
деятельности Суворова, как выдающегося подвижника
христианской веры, выраженной, в
том числе, в строительстве и благоукрашении храмов.
6. Свидетельства о праведной жизни
Cyворова, выраженные в многочисленной народной иконописи,
в которой образ Cyворова (без
нимба и с нимбом) присутствует на иконах где Cyворов
изображен на одном ряду с
русскими святыми.
7. Свидетельства о христианском
человеколюбии Суворова, в том числе, через его крайнее
проявление любви к недавнему
смертельному врагу и пленным.
8. Свидетельства о величайшей силе духа
перед лицом смертельной опасности и проявлении глубокой
веры.
9. Свидетельство о решении Суворова
посвятить оставшиеся дни своей жизни Богу, приняв
монашеский постриг (как поступали
многие святые воины Руси
10. Описание мирной кончины Александра
Суворова, составление им покаянного канона и причастие
на смертном одре. |
«Для других это много, для
Суворова мало.
Ему быть ангелом!»
Император Павел I. 1799 г.
Отдельные, наиболее яркие свидетельства из
перечисленных разделов
«Памятников в России
много, а вот
Храмов Памяти —нет ни
одного»
Император Николай II. 1899 г. |
 |
По повелению Государя императора Николая
II, в 1899 г., было решено перенести
построенную Александром Суворовым в
своем имении в селе Кончанском,
деревянную церковь и установить еë в
центре Санкт-Петербурга на территории
Николаевской академии Генерального Штаба
- как «памятихранилище — священный
памятник посвященный Суворову».
|

Хранит ли история Русской Церкви еще подобный случай,
когда
в честь
кого-либо мирянина, из сельской глуши перенесли храм
построенный его руками, а затем освятили его
для последующего церковного
служения, создав на этой основе центр
духовно-воспитательной работы в армии?
«Ибо сия немощная видом святыня, оставленная было
вниманием людей, в
сокровенном примышлении Божиим —
Cамимъ недремлющим и
всевидящим Оком возводится в славу св. церкви, к
величию незыблемости Русской
Державы и к сугубой чести бессмертного героя».
Настоятель храма о. Лев Матвеев. 1900 г.
Не является ли этот беспрецедентный пример, ярким
свидетельством того, что речь
идет именно о величайшем духовном подвижнике Русской
Православной Церкви?
|
Духовное возрождение русского народа через
восстановление построенных А.В. Суворовым
православных
храмов, восстановление церковных служб и
причастие святых тайн.
Силами мирян —Суворовской
организации
«ОМОФОР-CУВОРОВCКИЙ ПРИЗЫВ», под
руководством руководителя
инициативной группы
генерала-майора А.В.
Черкасова, восстановлен
разрушенный
храм во
имя святителя Василия
Великого,
построенный Александром Суворовым
в честь
своего отца Василия Ивановича
Суворова в
селе Кистыш.
 |

В 2022 году восстановлен построенный
Суворовым
храм в деревне Сопины, во имя «Святой
Живоначальной Троицы»,
в котором восстановлены
и
происходят церковные службы (невдалеке
от бывшего имения А.В.
Cyворова в селе Кончанском
Боровического района
Новгородской области). |
 |
 |
 |
Крестные ходы, пожертвования,
искреннее народное почитание и
усердные молитвы православных
христиан
о праведном воине Александре
Суворове, за 12 лет привели к
полноценному возрождению
построенного
им храма во имя святителя
Василия Великого в селе Кистыш.
2012 год — начало «суворовских»
крестных ходов с молебнами
2015 год — первая церковная
служба в разрушенном храме
2022 год — регистрации прихода
храма св. Василия Великого
2024 год — первая Рождественская
и Пасхальная службы в храме |
26.09.2012 г. Народная икона
с изображением Александра
Суворова,
с которой народ ходил крестными
ходами на протяжении нескольких
лет. |
|

На сегодня Храм восстановлен и уже 12 лет
продолжает существовать за счет
пожертвований более 1200 человек проживающих
по всей территории России, в том числе
Германии, Швейцарии, Канады и других стран
мира. Многие из пожертвователей никогда не
были в селе Кистыш и вообще в России.Что
движет этими людьми? |
Церковное поминовение Александра Суворова
Город Омск. Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
С марта 2022 года
прихожане во главе с настоятелем храма начали проводить
«Суворовские крестные ходы», с частотой один раз в месяц.
Начиная с лета 2023 года, происходит регулярное служение
панихид по Суворову.
В течение последних двух лет на территории всей России,
в том числе Швейцарии, служатся заупокойные молитвы и
панихиды в памятные даты рождения и смерти А.В. Суворова.
Неоднократно
поступают предложения о ежегодном проведении «суворовских»
крестных ходов по всей России.
Сегодня панихиды по Суворову проходят в храмах по всей
стране: d
Санкт-Петербурге, Москве и Московской области,
Новосибирске, Томске, Кузбассе, Хабаровске, на Камчатке,
Краснодаре, Волгограде, в ДНР, Калининграде и других
городах России, а также ближнего и дальнего зарубежья.
|

Свидетельство о праведной жизни Александра Суворова
через народную иконопись, в которой его образ
присутствует как самостоятельно, так и рядом с другими
святыми. Процесс создания парсун и народных икон длится
многие годы и только усиливается.
Изображение Александра Суворова присутствует на клеймах
многих икон, где он изображен без нимба: На ряде икон св.
Федора Ушакова, иконе «Взбранной Воеводе победительная»
в Даниловом монастыре Переяславля Залесского,
Богородичной иконе «Вседержавная» в Храме Михаила
Архангела при ВАГШ ВC РФ, в алтарной части Храма
Воскресения Господня ВC РФ и др.
|
РАЗДЕЛ II. СОБЛЮДЕНИЕ КАНОНОВ ПРАВОСЛАВИЯ
Соблюдение канонов Православия неразрывно связано с
праведностью и благочестием самой жизни Cyворова.
Весь
I-й раздел подробно описывает данный факт его
биографии. Приведем отдельные, характерные
исторические cвидетельства из уст священноначалия:
Протопресвитер военного и морского духовенства
Александр Мелобовский. 1900 год:
«A.В. Cyворов был
благочестив, соблюдал каноны православной веры, был
прихожанином Церкви Федора Студита у Никитских ворот
в Москве. Регулярно участвовал в церковных службах,
когда имел такую возможность.
В походах, по возможности
строил полковые церкви, где регулярно участвовал в
церковных службах вместе с солдатами и офицерами
своей армии. Всегда обращался к Богу с молитвой
перед началом всякого дела. Соблюдал утренние и
вечернее правило: «Молитву домашнюю и церковную,
праздники и уставы Божии ставил он выше всего, и
верным сыном церкви был и в деревне, и в столице, и
в мирное, и в бранное время...»
Настоятель Свято-Петропавловского храма, Константин
Михайловский. 1900 год:
«Во время своего пребывания в
г. Кобрине, посещал и принимал деятельное участие в
церковных Богослужениях генералиссимус князь A.В.
Cyворов-Италийский. В сей же церкви A.В. Cyворов во
время своего последнего пребывания в Кобрине, в
феврале и марте 1800 года говел и готовился к смерти.
По случаю 1-й недели Великого поста больной A.В.
Cyворов встал с постели и в течение всей первой
недели по три раза в день посещал сею церковь с
поразительным усердием. Здесь он клал бесчисленные
поклоны, читал на клиросе и Апостол с большим
напряжением голоса, пел с певчими, сердился на них,
когда они пели несогласно с ним, перебегал с одного
клироса на другой или в алтарь, звонил в колокола на
низкой церковной колокольне. Всецело отдавшись Богу,
A.В. Cyворов, несмотря на тяжелую болезнь свою и
запрещения лейб-медика Вейкарта, строго соблюдал все
церковные обряды и пост и даже составил записку с
толкованием на заповеди Божии, оканчивающуюся
словами:
«Будь христианин, Бог Сам даст и знает, что когда
дать».
Представленные материалы в разделах I–II показывают,
что вся жизнь Александра Cyворова представляет собой
единое целое, выраженное в искреннем устремлении к
Богу, неподдельной любви к Нему и матушке Царицы
Небесной, подкрепленное делом праведной жизни и
соблюдением канонов Православия. |
РАЗДЕЛ III. НАРОДНОЕ ПОЧИТАНИЕ
(как признание духовной чистоты, истинной веры и
святости, служившей источником воинских побед А.В.
Суворова)
Народное
почитание Александра Васильевича Cyворова
продолжается более 250 лет и оно настолько обширно,
что его невозможно целиком включить в раздел
Сборника. В своих мыслях, делах и поступках, А.В.
Cyворов неизменно исходил из сформулированного им
определения: «Бог нас водит — Он нам генерал».
Потому его почитание, как выдающегося полководца,
невозможно отделить от его почитания, как великого
духовного наставника и подвижника православного
учения, который всегда видел Бога источником своих
побед, а крепкую веру и благочестие воина считал их
главным условием.
Приведем
наиболее яркие примеры народного почитания:
• За «благословением» Cyворова, на его могилу
приходили советские воины во время Великой
Отечественной войны уходившие защищать Ленинград,
формально, давая клятву верности его воинским
заветам.
• Суворов — первый человек в честь которого в России
был установлен памятник некоронованной особе, при
этом, на нём изображены три добродетели — вера,
надежда, любовь.
• Многолетний, неостанавливающийся поток писем от
жителей страны выражающий глубокое почитание
Суворову именно как святому, в том числе, с
описанием его помощи в житейских делах.
• Наличие ранних и составление современных былин и
сказаний, взрослыми и подростками, в которых Суворов
представлен народным богатырем, подобно святому Илье
Муромцу.
• Народ стихийно, по своему духовному устремлению
продолжает составлять молитвы к Суворову как святому
и этот процесс не останавливается. На сегодня
оставлены акафист и келейные молитвы благоверному
воину Александру.
Слово высокопреосвященного Антония, митрополита С.-Петербургского
и Ладожского, у могилы Суворова 1900 г:
«Помолимся же все здесь у
этой могилы усердно, да будет от Господа и от людей
лежащему здесь Суворову, самоотверженному великомy
герою святой рyсской земли, непостыдно всю жизнь
подвизавшемуся во славу церкви-матери, Царя
православного и родины святой, вечная слава и вечная
память. Аминь». |
Отдельные исторические и современные примеры
народного почитания Cyворова
При
вступлении армии Cyворова в Милан 28.04.1799 г.,
женщины подносили к Суворову младенцев и просили их
благословить. На вопрос Cyворова почему они так
делают, отвечали: «Ваши
солдаты никого не убивают, ничего не сожгли и даже
ничего не украли. Такие солдаты могут быть только у
святого военачальника. Мы считаем Вас святым!»
Обращение в христианскую веру магометан в Крыму и
выкуп православных людей из рабства по своему
личному духовному устроению и за свои личные
средства, за что Суворов был назван равноапостольным:
«Вы увидите странные
известия, что татары и турки в немалом количестве
прибегают к источнику вечной жизни» (переходят в
христианство) и я желаю, чтобы равноапостольный г.
Cyворов их жажду утолил, а Гассан-бея к пресной воде
не пyскал». (Из депеши графа Петра
Румянцева князю Григорию Потемкинy. 8 (19) сентября
1778 г.)
9 мая 2014 года, по итогам общенародного голосования
в проекте «Имя победы», Александр Васильевич Cyворов
был избран как самый выдающийся полководец России.
Потомy сегодня, «Cyворов —
это имя победы». Победы русского народа
над врагом в защите своей земли и веры.
Признаком широкого народного почитания, также может
служить тот факт, что за десять дней во
всероссийском опросе о поддержке канонизации
Александра Cyворова в лике святых Русской
Православной Церкви, проведенного в октябре 2023 г.
телеканалом «Царьград», приняло участие 5 718 тыс.
человек, из них 97% поддержало канонизацию Cyворова. |

Суворов — живой символ русской победы
Ежегодно, в честь Александра Суворова в России
устанавливаются памятники, открываются музеи, его
именем называются боевые корабли и различные
гражданские объекты.
Почитание Суворова происходит в разных странах, но в
первую очередь в России, Германии и Швейцарии.
Народное почитание пронесённое через века к Суворову,
есть самое настоящее выражение любви, признание
духовной чистоты, истинной веры и святости.
|
РАЗДЕЛ IV. СТРАДАНИЯ ЗА ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ.
Исповедничество Суворова.
Александру
Суворову выпало нести свет православной веры
в Российской империи, в тяжелый период
духовного обнищания
правящего слоя власти, падения нравов и
ослабления государства,
приведших в результате к Отечественной войне
1812 года. И этот свет
веры — через веру в его полководческий дар,
освещал путь нашемy
народу и государству на протяжении более двухсот
лет, в том числе, в
тяжелейшие моменты истории — Первую мировую и
Великyю Отечественную
Войну.
Исповедничество Суворова, выразилось и в том,
что он не изменил своей
истинной вере и пошел на страдания, отказав
заговорщикам возглавить
мятеж для свержения Императора Павла I,
отправившего его в опалу.
Возможности госyдарственного переворота Cyворов
предпочел добровольнyю отставкy, а позже
ссылкy, хотя и понимал
всю разрyшительность действий Павла I в
отношении армии лyчше,
чем кто бы то ни было.
«Упасu Господь кровь сооmечесmвеннuков...»
Перед выбором, что важнее — военное дело, чему
Суворов посвятил всю свою
жизнь, или верность Государю — помазаннику
Божьему, который стал разрушать дело его жизни,
Суворов выбрал верность
Царю и Отчеству:
«Я, Боже избавь,
никогда против Отечества,.. Всемогущий Боже,
даруй, чтоб это для Pоссии неоткрылось прежде
100 лет. Hо и тогда
основание сему будет вредно».
Отказ от власти во имя веры — не является ли это
достойным примером истинного исповедничества
православной веры для потомков?
Подвиг юродства.
«...мудрость мира сего есть безумие пред Богом...»
(1Кор.3:19)
На протяжении всей своей жизни Cyворов проявлял
истинную веру в Бога при любых жизненных
обстоятельствах, не обращая никакого
внимания, как на это отреагируют окружающие. За
таким особенным
поведением Cyворова, скрывалась грань одного из
самых трудных духовных подвигов редко доступных
человеку — подвига
юродства. О необычном поведении Александра
Суворова было известно всем его современникам —
от простых солдат,
крестьян и поданных иностранных держав, до
императрицы Екатерины II и Павла I. Многие,
особенно придворные,
осуждали его за это «странное» поведение, оно
казалось им нелепым и вычурным.
Мало кто из них понимал, что «юродивый Христа
ради» — это человек взявший на себя подвиг
внутреннего смирения и
победы над корнем всех грехов — гордости. «Согласно
святоотеческой аскетике принять такой подвиг мог
человек, не просто здоровый психически и
духовно, но достигший бесстрастия,
руководствующийся в своем
поведении духовным разумом. Потому юродство — не
болезнь, а духовный подвиг, принятый в
результате собственного
выбора».
Какое это имеет отношение к Суворову?
Александр Васильевич Суворов — величайший
русский полководец, создатель русской военной
теории, непревзойденный
военный профессионал не проигравший ни одного
сражения, кавалер всех воинских орденов России,
обладатель семи высших иностранных
орденов. Освободитель Италии и Австрии, граф и
генерал-фельдмаршал
Священной Римской империи, великий маршал войск
Пьемонтских, князь Италийский, граф
Суворов-Рымникский,
обладатель высшего воинского звания
Генералиссимус. Человек общий перечень наград
которого, включая награды
от монарших особ, занимает несколько страниц,
ставший первым в России удостоенным памятника
в статусе некоронованной особы, который
был заказан и утверждён ещё при его жизни.
Человек имевший блестящее
образование, знавший несколько иностранных
языков, общавшийся с монархами России и Европы,
состоявший в переписке с
блестящими умами своего времени, но кроме этого
— строящий православные храмы, открывающий
воскресные школы, спасающий и выкупающий
из плена православный народ, отменно обладающий
знанием святоотеческой
литературы, церковной культуры и неотступно
пребывающий в каноне Православной Церкви,
при этом распорядившийся написать на
своем надгробном камне всего три слова: «Здесь
лежит Суворов».
Что скрыто в образе Суворова?
Во всей мировой истории, вряд ли найдется
человек с такой масштабной биографией и
достижениями, так открыто
и прямо стоявший в своей святой искренней вере
Богу, перед лицом смерти и сильными мира сего,
каждый раз, начиная любое своё дело с
молитвы и побеждая своих противников «не числом
а умением». Каким образом,
такой невероятно успешный, энергичный и
темпераментный по природе человек, имея столь
сильные земные искушения, смог смирить
себя и не поддаться греху гордости и тщеславия?
Единственной возможностью для Сyворова
преодолеть все эти великие искушения — было
юродство во Христе.
Секрет юродства Сyворова состоял в том, что
обладая могучими способностями и возможностями
дарованными ему от Бога —
только в жесточайшей оболочке смирения Суворов
смог противостоять коварнейшему искушению
человека на земле — гордости, которую не
смог вынести даже Денница.
Потому юродство Александра Сyворова может
служить ещё одним ясным отражением лика его
святости.
Впрочем Александр Васильевич сам дал
исчерпывающий ответ потомкам объясняющий его
поведение:
«Вы хоmumе меня знаmь?
Я вам себя раскрою: меня хвалuлu царu, любuлu
воuны, друзья мне удuвлялuсь, ненавuсmнuкu
меня поносили, прu дворе надо мною
смеялuсь. Я бывал прu дворе, но не прuдворным, а
Эзопом, Лафонmеном: шуmкамu
u звериным языком говорuл правду. Подобно
шуmу Балакuреву, который был прu Пеmре Первом u
благодетельствовал Россuu,
кривлялся я u корчился. Я пел петухом, пробуждал
сонливых, угомонял буйных врагов отечества. Если
бы я был Цезарь, mо
старался бы uмеmь всю благородную гордость души
его, но всегда чуждался бы его пороков».
Незадолго до своей кончины, Александр Васильевич
кратко подвел итог своей жизни:
«Люблю моего ближнего,
во всю жизнь не сделал никого несчастным,
ни одного приговора на смертную казнь не
подписал, ни одно насекомое
не погибло от руки моей. Был мал, был
велик, при приливе и отливе счастья уповал на
Бога и был неколебим, как
и теперь». |
РАЗДЕЛ
V. ЧУДОТВОРЕНИЯ
«От чудес
никогда ничего не прибудет нам, равно
как ничего не убудет от того, что мы
не творим их, если
только заботимся о всякой добродетели».
Святитель Иоанн Златоуст
Дар прозорливости и пророчества.
Жизненный путь Александра Суворова прямо
свидетельствует о его необычном даре
проявленном в
пророчествах и предвидении событий. Планируя
свои будущие военные
сражения, Суворов описывал их так,
как будто заранее знал итог, а в
отношении отдаленных
исторических событий говорил то, что
неизменно сбывалось.
Наиболее известные его высказывания,
сделанные в конце
XVIII века за 15 лет до похода Наполеона,
вполне актуальны и
сейчас:
«Тщетно двинется на
Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы,
Леонида и свой гроб».
«3рume ад, над которым царствует бeзумue eщe
сuльнee в uсходe века. Сeй ад, распростя
чeлюсmu свои до гор
апьпuйскuх, воздвигает новый Рим, основанue
которого близ бeздны».
Христианский подвижник Александр Суворов,
совершал свои чудотворения открыто, еще при
жизни и перед всем
миром. Принимая во внимание особенность
сферы его деятельности — ратного дела, мир
оказался не готов к осознанию
того факта, что главное чудо Суворова
— это его величайший духовный подвиг веры,
который был проявлен
им через «немыслимые» воинские победы,
возможные только при чудодейственной помощи
Самого Бога.
«Неизъяснимое
чудо» — так, еще при жизни
характеризовали победы Суворова его
современники, что является
самым точным подтверждением Божьего
промысла в его ратных делах.
Сам секрет побед Суворова необычайно «прост»
— сначала глубочайшее молитвенное
обращение к Богу всей
армии, затем штурм и победа.
За 40 лет воинского пути Александр Cyворов
выиграл более 60 сражений и никогда
не отступал не при
каких обстоятельствах, при этом каждый раз
численность его армии была
существенно меньше
чем у неприятеля.
После Суворова, многие полководцы с разным
успехом применяли его знания
воинского искусства,
но не один из них, не смог достичь того,
что сделал Александр Суворов. Причина
тому, не отсyтствие
какого-либо недостающего знания
или умения, а сверхъестественная,
непостижимая помощь
Суворову от Самого Господа и заступничество
Пресвятой Богородицы — как прямой ответ на
его горячие молитвы
основанные на глубочайшей вере.
Cyворов всегда неустанно обращался к Богу с
молитвой перед началом любого дела, учил
этому каждого и потомy
не только смог правильно воспитать
солдат своей армии в почитании Бога и
крепкой вере, но заложил безвременную
основу для духовного воспитания всех
последующих русских воинов и вообще всех,
кто когда-либо приобщался к его
опыту. |
Основания для канонизации,
на основе значения образа
Александра Суворова для
современной проповеди, укрепления и
распространения православия
Главным основанием для
канонизации Александра Васильевича Суворова в
лике святых Русской Православной
Церкви можно
считать следующее:
В рамках формально-научного
подхода в исследовании вопроса о канонизации А.В.
Суворова, на основании критериев
канонизации святых
установленных Синодальной комиссией Русской
Православной Церкви, доказательная база
собрана с избытком.
Но главным духовным основанием
для канонизации, выходящим за рамки любого
формального подхода, может
служить искренняя
любовь русского народа к Александру Суворову на
протяжении более 250 лет, поскольку
всё это время народ
воспринимал и воспринимает Суворова именно как
русского святого и с каждым годом это
почитание только
усиливается.
В связи с этим стоит отметить
одну важную историческую особенность —
обращение русского народа к образу
Александра Суворова в тяжелые
предвоенные и военные для России годы:
Первый этап
государственного и народного почитания Суворова
начался еще при его жизни в период непрерывных
войн России с ее
геополитическими соперниками: Пруссией, Польшей,
Турцией и Францией.
Второй этап
церковно-государственного и народного почитания
Суворова произошел в канун столетия его кончины,
за 15 лет перед
Первой мировой войной.
Третий этап
государственного и народного обращения к
Александру Суворову, начался перед началом и
особенно
во время Великой Отечественной
Войны.
Четвертый этап
массового обращения к образу Александра Суворова,
с призывом его канонизации в лике
святых Русской
Православной Церкви, начался чуть более 15 лет
назад, с 2008 года и значительно усилился
с началом СВО.
Этот пример является ярким
свидетельством живой и действенной духовной
помощи Александра Суворова при
обращении к нему
русского народа.
Что это, если не проявление
духовной силы Суворова, которую чувствует и к
которой всегда прибегает русский
народ в трудную минуту своей истории? |
|