Организационные принципы и правовые условия создания и существования военно-подготовительных учебных заведений.

Левченко В.К., кандидат военных наук

 

Введение.  Понятие кадетского образования и воспитания.

Энциклопедический Словарь дает следующие определения воспитания и образования:

ВОСПИТАНИЕ – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производительной, общественной и культурной деятельности. Тесно связано с образованием и обучением.

ОБРАЗОВАНИЕ – процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образования – обучение в учебных заведениях, где оно тесно связано с воспитанием.

ОБУЧЕНИЕ – основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных педагогов, мастеров, наставников и т.д.

Кстати, если обратиться, как к третейскому судье – ДАЛЮ и его словарю, то найдем и там:

ВОСПИТАТЬ – заботится о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; кормить и одевать; научать (опять-такии ПУТЬ – прим. Левченко); наставлять, обучать всему, что для жизни нужно.

ОБРАЗОВАТЬ – совершать, улучшать духовно, просвещать; иногда придавать наружный лоск, приличное, светское обращенье, что и составляет разницу между просвещать и образовать. Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце. Образованный человек – получивший образованье, научившийся общим сведениям, познаниям.

Третьим слагаемым будут для нас являться определения, данные в «Положении о кадетских корпусах, 1886 г.» и «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов, 1908г.» и составляющие тот непереоценимый опыт наших предшественников:

воспитание в этих заведениях, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главною целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, и чувств чести, добра и правды

Соответственно таковой цели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить физические и душевные силы, правильно образовать характер, глубоко укоренить благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующее значение в воспитании будущего офицера.

Воспитание в русском учебном заведении, строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, должно постепенно подготовлять юношей к будущей их службе Государю и Отечеству - посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, и вообще всех личных, семейных и общественных добродетелей. Вместе с тем, совокупность воспитательных влияний заведения военно-учебного должна надежно подготовлять каждого воспитанника к предстоящей ему трудовой жизни строго умеренной и сопряженной с лишениями, и к неуклонному выполнению требований воинской дисциплины, приучая его, при всяком случае, относиться с полным уважением и живым сочувствием к высокому долгу и званию воина. Русское военно-учебное заведение должно быть надежным и достойным источником пополнения рядов нашей исторически-славной армии, воины которой, по завету великого ее основателя, призваны „сражаться за государство, Царю врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь". Успех же достижения этой основной цели учреждения наших заведений настоятельно требует, чтобы все доступные им воспитательные средства,  все способы непосредственного воздействия наставников на их питомцев, как и вся обстановка жизни сих последних, своевременно возбуждали и твердо упрочивали в  каждом из них живой интерес к военному делу и к славе родного оружия, глубокое уважение к воинской доблести и признательную память о боевых подвигах соотчичей, искреннее сознание святости присяги и благородную готовность приносить себя в жертву родине, усердно разделяя тягости военной службы с народом русским, в котором, - по слову Царя, - любовь к Отечеству и самоотвержение составляют заветное, из роду в род переходящее достояние всех сословий.

 

Следуя вышеизложенному можно дать следующие определения:

Кадетское воспитание – строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.

Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу, в первую очередь, на военном поприще. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.

 

Отличительные особенности кадетских учебных заведений:

Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.

Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного  незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.

Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.

Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не очерстветь душой и быть готовым работать с подростками и юношами.

 

1.  Преемственность военно-подготовительного воспитания и образования в истории России.

Современное состояние и мода на КК

С 1991 года в России появляются учебные и образовательные учреждения, именующие себя КАДЕТСКИМИ: казачьи, «возрожденные» и «вновь возрожденные», «первые в России и регионе» и т.п. и т.д.

Кто-то старался действовать с наилучшими пожеланиями, кто-то решил самотрудоустроиться под интересным, как сейчас в бизнесе говорят, БРЕНДОМ и, естественно, подзаработать. Известно, что в некоторых т.н. корпусах берут немалую плату с родителей. В силу этого появилось великое разнообразие и множество названий, запутавших общественное мнение, и так не страдающее достатком исторически достоверной информацией в этой области. Когда же опомнившись, «деятели от кадетского движения» спохватились и стали думать об идейных основах, родились интересные и мифологические измыслы о сути и назначении кадетских корпусов. При этом произошло ПОЛНОЕ игнорирование истории и современности, даже тех документов, которые в незабвенные времена именовались РУКОВОДЯЩИМИ.

Некоторое отступление в канве темы. В "Кадетской перекличке" №59 на стр.103 Н.В.Бордюг (Директор т.н. Сибирского КК) пишет: «Мы создали Общественный (!) совет директоров кадетских корпусов (!) РФ (реально действующих (!!!), который, естественно (!?), стал (!), единственно законным (!!!) представителем кадетских корпусов в стране. По "Положению" (?!), наш Совет будет участвовать в экспертизе (?)вновь создаваемых корпусов, дабы подтвердить или не подтвердить их статус(!!!)».

Вот такие "наполеоны" наши: не только берут на себя исполняющие функции, но и законодательные, раз уже стал (свершившееся действо), да еще и законным! то есть самый больной вопрос кадетского движения в стране, когда без зазрения всякой совести попираются исторические традиции и каждый норовит быть по меньшей мере главковерхом.. .Насчет самозванности и самоприсваиваемости всех и всяческих регалий мы с Вами знаем хорошо. Однако напомнить надо, что Закон «О воинской обязанности и военной службе» в ст. 39 о военной форме одежды и знаках различия военнослужащих утверждает:

Форма одежды и знаки различия не являющихся военнослужащими работников федеральных   органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений не могут быть аналогичными военной форме одежды и знакам различия военнослужащих.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации изменяют форму одежды и знаки различия своих работников, не являющихся военнослужащими, или вводят новые после их согласования с Министерством обороны Российской Федерации.

Ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как говориться "Без комментариев"

 

Преемственность военно-подготовительных учебных заведений

Современные деятели в известных кадетских кругах утверждают, что преемственность заключается только в том, что интернат назвался кадетским корпусом, там преподают историю христианства под названием Закона Божьего и обучаю 7 лет. Видимо все-таки следует прояснить такое положение.

Преемственность военно-подготовительных учебных заведений можно оценить по двум критериям:

– соответствие и одинаковость организационно-правовых принципов назначения и принадлежности учебного заведения,

– преемственность организации учебного процесса в целях, задачах и методах, преемственность традиций воспитания.

 

1. Впервые принципы организации кадетских корпусов изложены в главном документе, которым руководствовались все кадетские корпуса - "Положении о кадетских корпусах" – в 1886 году, после восстановления императором Александром III статуса кадетских корпусов, в качестве военно-подготовительных учебных заведений, включенных в систему военного министерства.

 

Требования "Положения о кадетских корпусах", 1886 года

КК России

до 1917

Российские КК

в изгнании

СВУ, НВМУ и КК

МО РФ

Кадетские учебные заведения министерства образования

цель КК - "...подготовка к военной службе в офицерском звании..." (ст.1)

да

не представлялось возможным

да

отрицается

контингент - "...преимущественно сыновья заслуженных офицеров..." (ст1)

да

да

да

не определяется

срок обучения - 7 лет (ст.2)

да

да

до 1970 г. во всех, в настоящее время 3, 5 и 7 лет

от 2 до 7

КК "...состоят в ведомстве Военного Министерства..." (ст.4)

да

нет

да

нет

в составе обучающихся полагаются

- кадеты-интерны

-кадеты-экстерны

(ст.6)

в подавляющем числе - интерны

в подавляющем числе - интерны

только интерны

в подавляющем числе экстерны

по выпуску кадеты "...предназначаются к поступлению в военные училища..." (ст.39)

да

по желанию в военные училища Югославии

да

нет

Директор КК - "...избирается Главным начальником военно-учебных заведений из числа генералов или полковников, получивших образование в одном из высших военно-учебных заведений и сверх сего известных опытностью в деле воспитания" (ст.47)

да

да

да

нет

 

2. В постановлении о создании СВУ и НВМУ в далеком 1943 году сказано, что таковые учебные заведения создаются «по типу кадетских корпусов». Именно это и является предметом яростного спора со стороны т.н. «кадетских корпусов», которые доказывают, что «по типу» не есть идентичные. При этом не учитывается тот факт, что первыми воспитателями суворовцев и нахимовцев были ИМЕННО воспитанники КК императорской армии. Вспомним некоторые фамилии:

 

ТбНВМУ – контр-адмирал Рыбалтовкий В.Ю. – начальник училища, закончил Морской корпус,

КзСВУ - полковник Пирожинский И.И. – заместитель начальника училища по учебной части,

КбСВУ - генерал-лейтенант Невский Г.Г. – начальник училища,

ОрСВУ – генерал-майор Афанасьев А.Н – начальник училища, преподаватель русского языка К.П.Полосин,

НчСВУ – преподаватель М.П.Паршин,

ВрСВУ – полковник В.В.Баланцев – начальник училища )впоследствии начальник КбСВУ),

СрСВУ – полковник Г.А.Филимонов – заместитель начальника по учебной работе, командиры рот подполковники А.А.Обух и Косов, старший преподаватель физического воспитания майор К.М.Рыбкин,

КлСВУ – полковник Баринов – командир роты,

ТбСВУ – полковник Н.С.Неелов – заместитель начальника училища по учебной работе.

 

К сожалению, мальчишеская память первых суворовцев не всегда точно зафиксировала, какой кадетский корпус закончил его воспитатель, но скоре сам факт этого. Кто еще может претендовать на более верную и точную передачу традиций воспитания, кроме наших первых воспитателей?

Историческая преемственность не в том, что кто-то один передает свои воспоминания детства, а другой старается их реализовать в сегодняшней жизни, но в том, что прошедший это, познавший изнутри жизнь кадетского корпуса, является истинным проводником таковых традиций.

 

Наименования кадетских учебных заведений.

Некоторое время назад с подачи начальников т.н. кадетских корпусов Министерство образования направило запросы в Министерства обороны и юстиции о правомерности  школам и школам-интернатам наименовываться «кадетскими корпусами». Если первые согласились, что кадетскими корпусами могут называться все без разбора, то в Министерстве юстиции с этим не согласились. Об этом было заявлено представителем Министерства образования Е.И.Казаковой на «Круглом столе», организованном 7 декабря 1999 года в Москве Фондом Йордана. Вследствие чего, ПО ЗАКОНУ, кадетские учебные и образовательные заведения в системе Министерства образования ДОЛЖНЫ называться КАДЕТСКИМИ ШКОЛАМИ-ИНТЕРНАТАМИ и КАДЕТСКИМИ ШКОЛАМИ. Это подтверждается Типовыми положениями, утвержденными Правительством. С чем мы и согласны.

 

История наименования ведет свое начало от существовавших в европейских странах начала XVIII века кадетских корпусов. Стойкая система военного образования была сформирована в постоянно воинственной Пруссии. Бывший посол в Пруссии соратник Петра I граф П.И.Ягужинский на основании виденного составил проект организации в России кадетского корпуса (впоследствии 1 КК), который бы готовил дворян к службе в армии в унтер-офицерском звании или сразу же в офицерском, в зависимости от успехов в учебе. Следовательно, кадетский корпус готовил для армии.

Сегодня, на основании одной фразы Императрицы Всероссийской о полезности Отечеству воспитанников КК, делается вывод о том, что кадетские корпуса ДОЛЖНЫ готовить к государственной службе, забывая при этом, что первейшей из государевых служб является ВОЕННАЯ, поскольку без таковой смысл остальных теряется.

Учебные заведения, подготовляющие для военной службы, носили наименования не только кадетских корпусов, но имели и другие названия: Дворянский полк, Императорский военно-сиротский дом, Школа гвардейских подпрапорщиков и др. С течением времени (в начале и в 30-х годах XIX века), в основном в периоды реформ военного образования, произошли изменения в наименованиях. Военно-учебные заведения стали в подавляющем большинстве носить наименование кадетских корпусов. При разделении циклов военного образования в период реформ Милютина на предварительный (подготовительный) этап и специальный (военно-училищный курс), было временно принято наименование военных гимназий, которое не прижилось. Отметим только, что не только в названии гимназий сохраняется принадлежность к армии - слово военная, но и сами они принадлежат в это время к военному ведомству. Окончательно военно-подготовительные учебные заведения, подчиненные Главному управлению военно-учебных заведений, стали называться кадетскими корпусами в 1882 году, когда Высочайшим повелением Александра III им было возвращено военно-строевое устройство.

Кроме этого в наименованиях кадетских корпусов содержались и другие элементы:

- особые наименования  - Пажеский, Морской, Донской, Сибирский;

- имена личные - Николаевский, Александровский, Суворовский;

- номера - 1й, 2й, 3й;

- наименования месторасположения - Московский, Одесский и т.д.;

- пожалованные имена членов Императорской фамилии, например, Воронежский великого князя Михаила Павловича кадетский корпус;

   Отметим одну особенность, что за исключением столичных (Санкт-Петербург) кадетских корпусов в наименованиях остальных, в основном, присутствует указание на местоположение. Исключение составляют лишь несколько:

Донской (в наименовании закреплена подчиненность в некоторых вопросах Атаману Войска Донского, что и прописано в Положении о КК, 1886г.);

Суворовский (переведенный из Варшавы в Москву накануне Первой Мировой войны в 1914 году и в том же году переименованный из Варшавского в Суворовский);

Сибирский (располагавшийся в Омске, носивший изначальное наименование, как Омский, и долгое время - более полувека - бывший единственным корпусом в Сибири);

Пажеский и Морской (оба в силу специфики своей подготовки, как имеющие специальные классы; это их выводило из разряда военно-подготовительных учебных заведений).

Наименования кадетским корпусам присваивались Высочайшим соизволением. Это касается и пожалования шефства членов Императорской фамилии.

Исходя из исторических принципов, в настоящее время наименования кадетским учебным заведениям должны соответствовать, на мой взгляд, следующим критериям:

по типу учебного заведения и его принадлежности:

   в составе министерств военной службы - суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус

   в составе Министерства образования -кадетская школа-интернат, кадетская школа, кадетский класс

   как общественная организация -  кадетский клуб, союз, объединение

по военно-профессиональной ориентации:

   в министерстве обороны - по видам\родам войск (морской, космический, артиллерийский и т.д. Может содержать слово - военный)

   в Министерстве образования - по направлениям военной подготовки (морской, десантный, авиационный и т.п.), курируемой военными частями или учреждениями

по месту расположения - название города, отличительной особенности места; при наличии нескольких кадетских учебных заведений одного типа и ориентации - их нумерацию.

Естественно, наименования кадетским учебным заведениям военной принадлежности устанавливаются постановлениями Правительства Российской Федерации.

 

Вопрос специализации (профориентации) подготовки.

Спорный вопрос о специализации подготовки. Вспомним, что целевая подготовка была в кадетских корпусах Императорской России. С этим кто-то не согласен, спорит или старается не замечать. Донской кадетский корпус готовил для казачьих войск (на это ориентировала вся система воспитания в корпусе), такую же цель преследовал, в основном и Сибирский корпус. Морской и Пажеский были профилированными учебными заведениями, поскольку давали военно-специальное образование воспитанникам старших классов. Однозначную профориентацию давал и Николаевский кадетский корпус, воспитанники которого,  в основной массе, стремились поступать в Николаевское кавалерийской училище. При этом не вспоминаем более ранний этап истории корпусов, когда они осуществляли прямую профессиональную подготовку офицеров по родам войск. Следовательно, профессиональная направленность подготовки (как военной, так и общеобразовательной) - это исторический принцип кадетского воспитания и образования.

Точку в данном споре ставит решение Министерства образования о введении с 1 сентября 2005 года профилированного образования в 2-х старших классах школы.

 

Старшинство.

Отдельно стоит вопрос интерната. Преимущественно, кадетские корпуса - были интернатами. Исключение составлял Николаевский кадетский корпус. Эти данные известны. Учитывая некоторые совпадающие принципы организации можно допустить наименование кадетскими корпусами кадетских школ-интернатов Министерства образования, но при условии соучредительства со стороны министерства военной службы.

 

Также много споров сейчас возникает по вопросу определения старшинства военно-учебного заведения. Принцип определения старшинства военных учебных заведений был достаточно прост. Исторически (200 летнюю историю Русской армии сбрасывать со счетов нельзя) он основывался, в основном, на двух критериях:

на неразрывности расположения военного учреждения в данном месте при возможном изменении его функций, задач и наименований,

на непрерывности главной функциональной особенности (в первую очередь это касается военно-учебных заведений) при возможном изменении места дислокации.

Иногда учитывались оба критерия, но подход всегда был индивидуальным. Примерами тому могут служить практически все кадетские корпуса. Приведем два:

1807 – Волонтерный корпус – 1808 – Дворянский полк – 1855Константиновский КК – с 1859 – Константиновское ВУ

1742 – Придворный пансионат – 1802Пажеский корпус

В настоящее время новомодным стало не только присваивать себе некоторыми кадетскими учебными заведениями  гражданского ведомства точных наименований существовавших в Императорской России кадетских корпусов, объявлять себя прямыми наследниками и продолжателями традиций, но и старшинство вести от военного заведения, невзирая на исторические примеры

 

2. Правовые принципы

Правовые принципы организации кадетских учебных заведений и суть кадетского образования и воспитания, устанавливают документы, также определяющие назначение учебных заведений довузовской подготовки:

Законодательные:  Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»

Современные: Указ Президента 115-рп от 3 апреля 1995 года, Положение о СВУ, НВМУ и КК, 1996 года, Положение о СВУ, НВМУ и КК, 1996 года, Положение о КШ и КШИ, 1997 года, Приказ МО РФ№ 25, 2001

Исторические: Положение о КК, 1886г., Инструкция по воспитательной части для КК, 1908, и другие документы.

 

Приведу некоторые выдержки из их содержания:

Положение о КК, 1886:

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Цель и состав кадетских корпусов.

 1. Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание. 

ГЛАВА ВТОРАЯ. Управление кадетскими корпусами

4. Кадетские корпуса состоят в ведомстве Военного Министерства и подчиняются Главному Начальнику военно-учебных заведений; непосредственное управление каждым корпусом вверяется его директору.

Указ Президента 115-рп от 3 апреля 1995 года

В целях расширения возможностей для получения несовершеннолетними гражданами среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, обеспечения их всестороннего воспитания и подготовки к военной службе:

1. Правительству Российской Федерации:

принять меры по увеличению в системах Минобороны России и МВД России количества государственных образовательных учреждений среднего (полного) общего и среднего профессионального образования с дополнительными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола, - суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских корпусов (кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов).

Положение о СВУ, НВМУ и КК, 1996 года

Суворовские военные,  нахимовские  военно-морские  училища осуществляют образовательный  процесс в  соответствии  с уровнем общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам,      обеспечивающим подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (далее именуются -.военные  образовательные учреждения).

3. Кадетские (морские кадетские) корпуса осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, предусматривающим раннюю профессиональную ориентацию несовершеннолетних граждан мужского пола по профилю военного образовательного учреждения конкретного вида Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

Указ Президента 118-рп от 9 апреля 1997 года

В целях обеспечения всестороннего развития граждан Российской Федерации, сохранения единства культурного и образовательного пространства и расширения возможностей получения гражданами общего среднего (полного) образования:

1.Поддержать инициативу общественного движения за возрождение кадетских школ в создании государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений - кадетских школ (школ-интернатов), имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате)

Основные цели кадетской школы и кадетской школы-интерната — интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

3. Кадетская школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

Кадетская школа-интернат реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан

3. Непрерывность военного образования.

Для чего производится обучение и воспитание в СВУ, НВМУ и КК. Если, только для того, чтобы подготовить, как обычных школьников на занятиях по военной подготовке, к поступлению в ВВУЗ, то это малая задача. Главная цель – подготовить младшего командира-воспитателя (сержанта) для ВВУЗа. Но это не должен и не может быть аналог войсковому сержанту, которого «готовят» в сержантских учебных подразделениях.

Отличительными моментами положения младших командиров в ВВУЗе являются их больший процент (10-15) в составе курсантских подразделений, меньшее количество вышестоящих офицеров - командиров (иногда курсовой офицер один на 50-70 курсантов).

Кроме этого  принципиальными  отличиями деятельности младших командиров курсантских подразделений от сержантов войсковых  частей являются:

- требования длительного (4-5 лет) совместного проживания,  обучения и становления, как  будущего офицера,  младших командиров вместе со своими подчиненными;

- существующие принципы выпуска и распределения по окончании курса обучения практически одинаковы как для командира отделения, так и для рядового курсанта;

- при этом младший командир курсантского подразделения  должен выполнять предписанные ему уставом функциональные обязанности не только в части командования,  но, особенно важно, в части воспитания и обучения своих сверстников, особенно на первом курсе.

В новых условиях воинской службы в армии, находящейся на переходном  этапе  от обязательно-призывной к добровольно-профессиональной, высшие военные учебные заведения теряют свой престиж для кандидатов на поступление из числа военнослужащих срочной службы, что подтверждает и статистика.  Пример ВИКА им. А.Ф.Можайского показывает, что в начале 70-х годов из этой категории поступило до 20%  будущих курсантов, в середине 80-х годов - 10-12%, в настоящее  время  менее  8%  (за 1993-1996 гг - в среднем 5%) при снижении общего морально-интеллектуального уровня.  Качество подготовки выпускников СВУ далеко от требуемого уровня.

Назначение командиров курсантских подразделений на первые курсы из курсантов 3-4 курсов,  практиковавшееся в середине 80-х гг не дало большого ожидаемого эффекта, в силу чего от этого эксперимента пришлось отказаться.

"Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки  и  боевой  подготовки части", - писал М.В.Фрунзе. Отметим емкость этого тезиса - младший  командир  должен  не только дисциплинировать подчиненных (иногда, к сожалению, это является самым основным и единственным видом  деятельности сержантов),  но и воспитывать их,  сплачивать коллектив. А это большая психолого-педагогическая проблема и ответственность, возрастающая в современный период профессионализации Вооруженных Сил.

Необходимость специальной подготовки младших командиров курсантских подразделений ВВУЗов определяется рядом  обстоятельств, обусловливающих их предназначение.

Во-первых, в ВВУЗ должны изначально приходить  подготовленные в военном отношении командиры, не только знающие требования общевоинских уставов,  наставлений, не только обладающие навыками управления подразделениями, но и способные  с периода начальной военной подготовки организовывать и проводить занятия в объеме своей компетенции.  Такие занятия проводятся с вновь поступившими из числа гражданской молодежи совершенно не подготовленными  курсантами первых курсов.  Таким образом,  с первых же дней младшие командиры становятся военными  педагогами  для  своих  подчиненных, своих сверстников.

Во-вторых, высокий уровень общеобразовательной подготовки, приобретенный за несколько лет профилированного обучения в кадетском корпусе, позволит с первого курса уверенно осваивать все дисциплины учебного плана ВВУЗа,  показывать пример в учебе, приобретая тем самым авторитет у курсантов, что немаловажно. При этом младшие командиры должны обладать достаточными знаниями и умением организации занятий и, особенно, самостоятельной работы учебной группы (взвода), так как время самоподготовки в ВВУЗе практически оставляется под контроль сержантов. С другой стороны, командир учебной группы (заместитель командира взвода) должен уметь контролировать успеваемость своих подчиненных,  организовывать (при необходимости) дополнительные занятия и консультации для отстающих,  взаимодействовать со всеми преподавателями и т.д.

В третьих, с точки зрения общего развития сержант ВВУЗа должен отличаться от сержантов армейских  подразделений интеллектуальным образованием, воспитанием, знанием методов и форм психологического воздействия на коллектив для достижения  поставленных перед ним задач. Младший командир, следовательно, должен обладать знаниями основ военной психологии и уметь анализировать и  влиять на  психологическую  обстановку  курсантского  коллектива с целью формирования его психологической направленности.

В четвертых, нравственное воспитание младшего командира должно быть безукоризненным с точки зрения общечеловеческих ценностей и воинской  этики.  Он должен быть тем положительным примером,  с которого подчиненные должны стремиться брать пример.

В пятых,  связанные  общим  и одинаковым уровнем воспитания и обученности все младшие командиры - выпускники кадетского корпуса не только привнесут лучшие традиции,  приобретенные в корпусе,  в среду курсантских коллективов ВВУЗа, но и явятся той необходимой связкой, цементирующей силой между офицерами и курсантами. Глубочайший положительный эффект в этом случае не переоценим,  воспитательное значение такой категории будущих офицеров бесспорно.  При этом выпускники корпуса, воспитанные с такими целевыми установками, могут явиться основой становления настоящей офицерской элитой возрождаемой Российской Армии.

Таким образом,  младший  командир  курсантского подразделения ВВУЗа должен быть в меньшей степени формальным, но в большей степени неформальным лидером у своих подчиненных,  а совпадение этих двух ипостасей в одном лице и есть необходимое и достаточное  условие успеха  командира  в своей деятельности.  Подготовку такого командира на профессиональной основе должны обеспечить военно-подготовительные учебные заведения - кадетские корпуса, суворовские (нахимовские) ВУ.  

При этом военно-подготовительные учебные заведения строго вписываются в систему непрерывного военного образования начальным звеном всей цепочки.

   На начальном этапе - обучении в военно-подготовительных учебных заведениях производится профессиональная, с точки  зрения  уровня знаний, умений и навыков, необходимых младшему командиру воинских коллективов, подготовка сержантского  состава  для  высших  военно-учебных заведений. Реализуя свои возможности в ВВУЗе в качестве командира отделения, заместителя командира курсантского взвода или старшины роты,  выпускник КК приобретает неоценимый для будущего офицера опыт непосредственного общения,  управления и воспитания молодежи, имеет возможность самоутвердится в военной сфере. Получив ранее других курсантов военно-жизненный опыт, выпускник кадетского  корпуса имеет все возможности стать одним из наиболее подготовленных офицеров армии.  В конечном счете задачей военно-подготовительных учебных  заведений  надо считать подготовку элиты Вооруженных Сил в смысле высокого профессионализма, который предполагает не только освоение выпускником ВВУЗа узко-конкретной профессиональной деятельности (характерной особенно для технических ВВУЗов),  но и основами управления, воспитания и обучения воинских коллективов, знанием изнутри их специфических особенностей.

Кстати, в Министерстве обороны Казахстана в кадетском корпусе готовит сержантов контрактной службы.

 

Начальное военно-профессиональное образование или профессиональная военная подготовка подготовка. Уровень образования и профессия. К сожалению, суворовские училища в процессе возникновения и становления во главу угла ставили предоставление сиротам, особенно в начальном периоде, среднего образования. По установившимся воззрениям на образовательные программы, суворовские училища и были отнесены к типу общеобразовательных учреждений, наряду со школой. Поэтому, ПО ЗАКОНУ, в таковых учреждениях может осуществляться только профессиональная подготовка, которая «имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося». В этом случае не приходится говорить о профессиональном образовании. Но нам надо задуматься ИМЕННО над этим. И вот почему.

 

В соответствии с функциональными обязанностями, определяющими его профессиональное поле деятельности, младший командир  не только отвечает за "обучение,  воспитание,  воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние", но и обязан обучать и воспитывать подчиненный личный состав,  лично проводить занятия, умело командовать отделением. Таким образом, младший командир выступает в едином лице как командир-воспитатель-психолог.

Профессия младших командиров курсантских отделений ВВУЗов имеет ряд существенных особенностей, аналогов которым нет в гражданских профессиях. Отметим некоторые из них:

1) деятельность  младшего командира не имеет временных ограничений,  т.е., происходит круглосуточно.  Причем младший  командир живет и учится вместе со своими подчиненными.

2) являясь сверстником своих подчиненных,  он должен быть их учителем, наставником и психологом.

3) обучая подчиненных, он учится сам, практически выполняет все элементы воинской жизни подразделения;  его личная жизнь проходит на виду подчиненных.

4) качественный результат совместного обучения, сказывающийся на распределении по выпуску,  как правило,  одинаков - все выпускники ВВУЗа - лейтенанты.

Аналогов такой профессии по классификации гражданских  профессий  и специальностей нет.  Ближайший пример - выпускники педагогических училищ и ВВУЗов работают с младшевозрастным контингентом обучаемых и вполне ограниченное время.

В соответствии с принятой в психологии классификацией каждая ступень профессионального образования готовит обучаемого к решению одного из классов задач, соответствующего уровня: стереотипных, диагностических I и II уровней или эвристических. Последние соответствуют уровню высшего или  послевузовского профессионального образования. Задачи стереотипные мало подходят к системе связи "человек-человек" и  более  соответствуют  профессиональной деятельности в системах типа "оператор-машина".

Диагностические задачи - задачи,  связанные с распознаванием (анализом и оценкой ситуации) и выбором решения из известных достаточно сложны в системе "человек-человек", соответствуют профессиональному полю деятельности руководителя коллектива или педагога и относятся ко II уровню задач данного класса. Но в общепринятом  классификационном  подходе эти задачи могут решаться специалистом среднего профессионального уровня образования. В этом заключается еще одна особенность профессиональной деятельности младшего командира. Проблема разрешима при условии подготовки такого типа  профессионала в образовательном учреждении начального военно-профессионального образования на IV ступени.

    

Сравнение соответствия элементов  профессиональной  деятельности  младшего командира с аналогичными гражданскими специальностями приведем в виде таблицы.

Специфика деятельности младшего командира курсантского подразделения ВВУЗа

Гражданский аналог профессиональной подготовки

сочетание деятельности руководителя коллектива и воспитателя подчиненных в одном лице

Нет аналога

управление воинским коллективом (15-35 чел.) в сочетании с индивидуально-воспитательной работой

Уровень высшего профессионального образования

воспитательная работа со сверстниками

Нет аналога

воспитатель и воспитанник находятся в одинаковых условиях общежития круглосуточно

Нет аналога

 специальность: начальное военное обучение и воспитание

Уровень среднего профессионального образования

класс решаемых задач – диагностические II уровня

Уровень высшего или среднего профессионального образования

 

Типичный, но, к сожалению, ошибочный, подход к подготовке младшего командира - сержанта - с течением длительного времени (за последние 40-50 лет) не претерпел практически никаких изменений. Не отрицая важной роли младшего командира в жизни воинского коллектива, практически ничего не делается в плане улучшения качества его подготовки, которая ограничивается только пока еще существующими школами младших специалистов (сержантов), в течение всего 6 месяцев подготавливающих младший  командный состав для войсковых частей. Специфика деятельности младшего командира, особенно в  ВВУЗе  требует  новых подходов в его обучении.  При этом важны не только навыки, но и знания основ педагогики, психологии, методики и т.д. Насущно необходим новый для армии тип образования - начальное военно-профессиональное.  Разберем сущность профессии и специальности, соответствующих данному образованию.

 

Основы введения профессии и специальности. Профессиональная характеристика и уровень квалификации.

Основные Положения Государственного Стандарта начального профессионального образования вводят в требования содержания, уровня и качества профессионального образования два компонента: федеральный и национально-региональный. Последний включает требования регионов по качеству и содержанию подготовки требуемых специалистов, образует стандарты на профессии, не вошедшие в Федеральный Перечень, дополняет обязательный минимум содержания обучения по профессиям Федерального Перечня.

Ввиду специфики профессиональной деятельности личного состава МО РФ и, учитывая его интернациональный характер на всей территории России, логично заменить национально-региональный компонент в образовательном стандарте на военно-профессиональный (см.таблицу), который трансформирует вышеприведенные требования и условия на военно-профессиональное поле деятельности.  При это требования Федеральной компоненты а остаются неизменными.

Федеральный компонент

Военно-профессиональный компонент

1. Общеобразовательная подготовка

2. Профессиональная подготовка:

- общетехническая

- общепрофессиональная

- специальная

3. Предметы по выбору

4. Факультативы

1. Резерв времени на профильные дисциплины

2. Профессиональная подготовка:

- общевоенная

- общепрофессиональная

- военно-специальная

3. Предметы по выбору

4. Факультативы

 Профессиональная квалификация характеризуется ступенью и уровнем. Учитывая основную особенность НВПО - необходимый аналог специальности повышенного уровня начального профессионального образования, соответствующего профессиональным лицеям, необходимо ориентировать систему НВПО на IV ступень профессионального обучения. Для этой ступени возможна подготовка по отдельным профессиям, соответствующим Классификатору специальностей среднего профессионального образования, в части раздела 0300-"Просвещение" и специальности 0308 -"Начальное обучение и воспитание".

Для такого уровня образования необходимо:

- увеличение срока обучения на один год;

- заканчивать обучение квалификационными испытаниями или дипломной работой по специальности с  выдачей  выпускнику  диплома/свидетельства об образовании.

Первое условие в отношении образовательного учреждения НВПО типа кадетского корпуса может без нарушения педагогических технологий видоизмениться,  т.к. обучение в корпусе может быть установлено 4-7 лет после общеобразовательной школы I или II ступеней. Учитывая в специфике военной подготовки существенную роль навыков,  которые могут приобретаться в более раннем возрасте, такое изменение позволяет выдержать все требования стандарта по качественной подготовке искомого специалиста.

Второе условие также реализуется в условиях военно-подготовительного учебного заведения.

"Профессиональная характеристика – это описательная модель профессии, определяющая конечные цели профессиональной подготовки, которая:

- отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии (безотносительно разрядов,  классов, категорий) и требования к отдельным специальностям;

- предназначена для научного обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям,  разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки, организации работы по профессиональной ориентации, определению форм повышения квалификации".

Для предлагаемой профессии состав профессиональной  характеристики может выглядеть следующим образом:  

1. Название профессии: 

младший командир воинского коллектива

2. Интегрируемые специальности:

начальное обучение и воспитание

3. № профессии по Перечню:

0308 "начальное обучение и воспитание" по  Классификатору  специальностей среднего профессионального образования

4. Назначение и сфера применения:

для управления воинскими коллективами, обучения и воспитания подчиненных  

Аналогичным образом могут быть определены основные виды и теоретические основы деятельности  в  рамках профессии и групп специальностей,  требования к личности  специалиста, уровню его общего образования,  а также иные специфические требования.

Ступень квалификации представляет собой этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования. В данном случае начальное военно-профессиональное  образование  является первой ступенью непрерывного военно-профессионального образования в системе Министерства обороны РФ. В рамках данной ступени наличествуют различные уровни квалификации , обуславливаемые следующими требованиями:

- объемом и диапазоном знаний и умений;

- качеством знаний и умений;

- способностью рационально организовать и планировать работу;

- способностью быстро адаптироваться при изменении организации и условий службы и т.п.

Исходя из  особенностей воинского труда младшего командира и объективной формой разделения воинских коллективов на отделение, взвод, роту, и выделяются в каждом конкретном случае взаимосвязанные по существу, но различающиеся в частных специфических особенностях, профессиональные поля деятельности:

- командира отделения;

- заместителя командира взвода (командира учебной группы);

- старшины роты (курса).

В связи с вышеизложенным можно сделать выводы:

1. Деятельность младшего командира воинского коллектива обладает всеми характеристиками профессиональной деятельности, удовлетворяющими, а по некоторым позициям и превышающими, требования, предъявляемые к начальному профессиональному образованию.

2. Различие в должностном положении младшего командира определяет различие в его квалификации. Разный уровень квалификации может быть определятся, с одной стороны, способностью индивидуума, с другой – сроками, уровнем и качеством обучения.

3. Уровень начального профессионального образования, определяемый, в первую очередь, содержанием образования достижим при сроке обучения не менее 4 лет. Следовательно, в данном контексте можно предположить, что кадетские учебные заведения, срок обучения в которых 2-3 года, могут обеспечивать профессиональную подготовку, имеющие срок обучения воспитанников не менее 4 лет, должны готовить по программам НАЧАЛЬНОГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Таким образом, система военного образования примет полный и законченный вид.

 

Внимательно прочтем действующие законы.

Согласно Закона «О воинской обязанности и военной службе»:

1. До призыва на военную службу граждане мужского пода проходят подготовку по основам военной службы в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения. (ст.13)

2. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанную подготовку получают граждане мужского пола, достигшие возраста 17 лет. в том числе учащиеся образовательных учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.

Учащиеся (воспитанники) иных образовательных учреждений подготовку по военно-учетным  специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин не получают. (ст.15)

3. Образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища и  военно-музыкальные училища, создаваемые Правительством Российской Федерации.

 

Теперь самая интересная статья 35 «Поступление граждан в военные образователь­ные учреждения профессионального образования».

Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессио­нального образования

 1.  В военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет…..

Граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Именно по той причине, что суворовские училища не относятся к учреждениям профессионального образования (известная фраза «есть такая профессия – Родину защищать» - так и осталась фразой из кино), в мае 2001 года Верховный суд отказал бывшему воспитаннику СВУ Абрамову Ю.В. зачесть в выслугу время лбучения в военно-подготовительном учебном заведении.

 

Вывод.

1. Военно-подготовительное учебное заведение НАЧАЛЬНОГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ не только имеет право на существование, но и должно быть в системе военного образования.

2. Переход из общеобразовательного в образовательное учреждение ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ дает возможность считать срок военной службы для воспитанника такого военно-подготовительного учебного заведения с 16 лет, естественно, при условии его дальнейшего обучения в ВВУЗе и службы в офицерском звании. Здесь возможны различные условия зачисления данного, хоть и небольшого (1-1,5 года) срока в общую выслугу. Ведь именно такое положение существовало для учащихся профессиональных училищ.

 

Двойное учредительство военно-подготовительных учебных заведений.

Статья 21 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службы» обязывает МО РФ участвовать в подготовке граждан к военной службе, в том числе и в вопросах финансирования.

Министерство обороны Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба:

- участвуют в разработке перечня военно-учетных специальностей и военно-прикладных видов спорта;

- разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению требования к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу, а также проходящих военную службу;

- разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по образованию государственные образовательные стандарты, программы и методики подготовки граждан к военной службе,

- участвуют в создании, финансировании и материально-техническом обеспечении образовательных  учреждений среднего (полного) общего образования, образовательных учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования, образовательных учреждений среднего (полного) образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан

 

Участие МО РФ, как и других ведомств военной службы в организации военной подготовки, может быть непосредственное (создание своих профилированных военно-подготовительных учебных заведений) и опосредованное (участие совместно с муниципальными и федеральными органами власти в создании кадетских школ и кадетских школ-интернатов). И в том и в другом случае МО РФ влияет на ход подготовки. Но при совместном учредительстве, участвуя меньшими финансовыми средствами, военное министерство может отбирать для своих ВВУЗов лучших воспитанников.

Санкт-Петербург и является практически единственным городом, в котором 2 кадетских корпуса организованы по такому принципу. Разделение сфер ответственности – уже известная, можно сказать, обкатанная ситуация.

В период сокращения кадрового состава, и, в первую очередь, это происходит в таких учебных заведениях, можно серьезно подумать над тем, что должности офицеров-воспитателей в военно-подготовительных учебных заведениях могут быть определены в штатном расписании, как замещаемые именно офицерами запаса. Почему?

- Офицер запаса – 40-45-50 лет. Это тот самый опыт (естественно, при достаточном здоровье), который может быть очень востребован.

- Как правило к этому времени квартирный вопрос у многих решен, а свои дети выросли.

- Нет постоянной мысли о непременности карьерного роста. Рост в воинском звании запаса производится установленном порядком по команде.

- Наличествующая пенсия уже дает какую-то степень уверенности.

- Для многих увольняемых офицеров, преданных армии и не мыслящих себя вне ее вплоть до «внезапного» увольнения – это лучшая альтернатива охранной службе в какой-нибудь конторе.

Кроме этого важным являются два положения вышеуказанного закона:

1. Офицеры запаса не только имеют право, но и обязаны проходить военную службу, и им могут, по прохождении сборов, присваиваться воинские звания вплоть до полковника запаса. Думаю, что офицер запаса на должности офицера-воспитателя в кадетской школе-интернате имеет большие права на присвоение звания «полковник запаса», чем некоторые «народные избранники».

2. Если офицер в запасе работает в образовательном учреждении, то от военных сборов он освобождается.

 

4. Система КУЗ

В настоящее время в России сосуществуют две управляемых системы кадетского образования и воспитания:

- в составе МО РФ.

- в составе Министерства образования.

Постулируя практически одинаковые цели и задачи, данные учебные заведения редко когда пересекаются в своих взаимоотношениях. Это может ставить и ставит вопрос о единой системе кадетского образования и воспитания в России, что могло бы дать большой положительный эффект, в том числе и для примера окружающей молодежи.

В этой связи выделим три явных центра: Санкт-Петербург, Москву и Красноярск.

 

Центр кадетского образования и воспитания

Санкт-Петербург

Москва

Красноярск

Количество кадетских учебных заведений (интернатов, школ)

СВУ, НВМУ,

3 КК МО

КК ФПС (ФСБ)

КК ЖДВ, КК МВД

КК войск связи

СВУ

Военно-музыкальное училище

10 кадетских школ и кадетских школ-интернатов

6 кадетских школ-интернатов,

2 Мариинские гимназии

Ориентировочное число воспитанников

4500

3500

2500

Общее управление

В Комитете по образованию есть ответственный куратор за 2 КК

Управляется Департаментом по образованию

Управление по делам казачества (ранее Управление кадетских учебных заведений с правами органа образования)

Достаточную роль в развитии кадетских учебных заведений играет казачество. Это особый род мировоззрения. Особенно сильно влияние в Новочеркасске, Краснодаре, Красноярске.

На дальнейшее развитие кадетских учебных заведений существуют три взгляда:

1. Известное предложение по объединению всех учебных заведений, относящих себя к кадетским, на ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ базе. В первой части доклада была приведена ранжировка кадетских учебных заведений по наименованиям и принадлежности. Эта позиция отстаивается здесь, в Санкт-Петербурге.

2. Кадетские корпуса создавать в системе Министерства образования с привлечением военных министерств для обеспечения военной части подготовки. Это позиция Москвы.

3. Только казачьи кадетские корпуса являются самыми-самыми. Авторы таковой теории известны. Один из опусов, подготовленный в т.н. «Московском казачьем корпусе» называется "Проект федерального закона "О подготовке в кадетских корпусах подрастающего поколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание посвятить себя государственной службе"". Одно название уже говорит само за себя.

 

Выводы и предложения.

1. Санкт-Петербург является единственным городом в России, представляющим самый широкий спектр военно-подготовительных учебных заведений.

2. В Санкт-Петербурге накоплен серьезный научно-практический потенциал в области кадетского образования и воспитания.

3. Уже имеются или практически созданы все инфраструктурные элементы: музеи, Союз суворовцев, нахимовцев и кадет, фонд, проводятся регулярные научно-практические конференции.

4. Осталось дело за малым – создать в городе организационную структуру, желательно при губернаторе, способную объединить и соорганизовать все военные учебные заведения.