Для
чего производится обучение и воспитание в
СВУ, НВМУ и КК. Если, только для того, чтобы
подготовить, как обычных школьников на
занятиях по военной подготовке, к
поступлению в ВВУЗ, то это малая задача.
Главная цель – подготовить младшего
командира-воспитателя (сержанта) для ВВУЗа.
Но это не должен и не может быть
аналог войсковому сержанту, которого «готовят»
в сержантских учебных подразделениях.
Отличительными
моментами положения
младших командиров в ВВУЗе являются их
больший процент (10-15) в составе курсантских
подразделений, меньшее количество
вышестоящих офицеров - командиров (иногда
курсовой офицер один на 50-70 курсантов).
Кроме
этого принципиальными
отличиями деятельности младших
командиров курсантских подразделений от
сержантов войсковых частей
являются:
-
требования длительного (4-5 лет) совместного
проживания, обучения
и становления, как будущего
офицера, младших
командиров вместе со своими подчиненными;
- существующие принципы выпуска и
распределения по окончании курса обучения
практически одинаковы как для командира
отделения, так и для рядового курсанта;
-
при этом младший командир курсантского
подразделения должен
выполнять предписанные ему уставом
функциональные обязанности не только в
части командования, но,
особенно важно, в части воспитания и
обучения своих сверстников, особенно на
первом курсе.
В
новых условиях воинской службы в армии,
находящейся на переходном
этапе от
обязательно-призывной к добровольно-профессиональной,
высшие военные учебные заведения теряют
свой престиж для кандидатов на поступление
из числа военнослужащих срочной службы, что
подтверждает и статистика.
Пример ВИКА им. А.Ф.Можайского
показывает, что в начале 70-х годов из этой
категории поступило до 20%
будущих курсантов, в середине 80-х годов -
10-12%, в настоящее время
менее 8%
(за 1993-1996 гг - в среднем 5%) при снижении
общего морально-интеллектуального уровня.
Качество подготовки выпускников СВУ
далеко от требуемого уровня.
Назначение
командиров курсантских подразделений на
первые курсы из курсантов 3-4 курсов,
практиковавшееся в середине 80-х гг не
дало большого ожидаемого эффекта, в силу
чего от этого эксперимента пришлось
отказаться.
"Младший
комсостав образует ту основу, на которой
зиждется все дело дисциплинирования,
боевой спайки и
боевой подготовки
части", - писал М.В.Фрунзе. Отметим
емкость этого тезиса - младший
командир должен
не только дисциплинировать подчиненных
(иногда, к сожалению, это является самым
основным и единственным видом
деятельности сержантов),
но и воспитывать их,
сплачивать коллектив. А это большая
психолого-педагогическая проблема и
ответственность, возрастающая в
современный период профессионализации
Вооруженных Сил.
Необходимость
специальной подготовки младших командиров
курсантских подразделений ВВУЗов
определяется рядом обстоятельств,
обусловливающих их предназначение.
Во-первых,
в ВВУЗ должны изначально приходить
подготовленные в военном отношении
командиры, не только знающие требования
общевоинских уставов, наставлений,
не только обладающие навыками управления
подразделениями, но и способные
с периода начальной военной подготовки
организовывать и проводить занятия в
объеме своей компетенции.
Такие занятия проводятся с вновь
поступившими из числа гражданской молодежи
совершенно не подготовленными
курсантами первых курсов.
Таким образом, с
первых же дней младшие командиры
становятся военными педагогами
для своих
подчиненных, своих сверстников.
Во-вторых,
высокий уровень общеобразовательной
подготовки, приобретенный за несколько лет
профилированного обучения в кадетском
корпусе, позволит с первого курса уверенно
осваивать все дисциплины учебного плана
ВВУЗа, показывать
пример в учебе, приобретая тем самым
авторитет у курсантов, что немаловажно. При
этом младшие командиры должны обладать
достаточными знаниями и умением
организации занятий и, особенно,
самостоятельной работы учебной группы (взвода),
так как время самоподготовки в ВВУЗе
практически оставляется под контроль
сержантов. С другой стороны, командир
учебной группы (заместитель командира
взвода) должен уметь контролировать
успеваемость своих подчиненных,
организовывать (при необходимости)
дополнительные занятия и консультации для
отстающих, взаимодействовать
со всеми преподавателями и т.д.
В
третьих, с точки
зрения общего развития сержант ВВУЗа
должен отличаться от сержантов армейских
подразделений интеллектуальным
образованием, воспитанием, знанием методов
и форм психологического воздействия на
коллектив для достижения
поставленных перед ним задач. Младший
командир, следовательно, должен обладать
знаниями основ военной психологии и уметь
анализировать и влиять
на психологическую
обстановку курсантского
коллектива с целью формирования его
психологической направленности.
В
четвертых,
нравственное воспитание младшего
командира должно быть безукоризненным с
точки зрения общечеловеческих ценностей и
воинской этики.
Он должен быть тем положительным
примером, с
которого подчиненные должны стремиться
брать пример.
В
пятых, связанные общим
и одинаковым уровнем воспитания и
обученности все младшие командиры -
выпускники кадетского корпуса не только
привнесут лучшие традиции,
приобретенные в корпусе,
в среду курсантских коллективов ВВУЗа,
но и явятся той необходимой связкой,
цементирующей силой между офицерами и
курсантами. Глубочайший положительный
эффект в этом случае не переоценим,
воспитательное значение такой
категории будущих офицеров бесспорно.
При этом выпускники корпуса,
воспитанные с такими целевыми установками,
могут явиться основой становления
настоящей офицерской элитой возрождаемой
Российской Армии.
Таким
образом, младший
командир курсантского
подразделения ВВУЗа должен быть в меньшей
степени формальным, но в большей степени
неформальным лидером у своих подчиненных, а совпадение этих двух ипостасей
в одном лице и есть необходимое и
достаточное условие
успеха командира
в своей деятельности.
Подготовку такого командира на профессиональной
основе должны обеспечить военно-подготовительные
учебные заведения - кадетские корпуса,
суворовские (нахимовские) ВУ.
При
этом военно-подготовительные учебные
заведения строго вписываются в систему
непрерывного военного образования
начальным звеном всей цепочки.
На
начальном этапе - обучении в военно-подготовительных
учебных заведениях производится
профессиональная, с точки зрения уровня
знаний, умений и навыков, необходимых
младшему командиру воинских коллективов,
подготовка сержантского
состава для
высших военно-учебных
заведений. Реализуя свои возможности в
ВВУЗе в качестве командира отделения,
заместителя командира курсантского взвода
или старшины роты, выпускник КК приобретает
неоценимый для будущего офицера опыт
непосредственного общения,
управления и воспитания молодежи, имеет
возможность самоутвердится в военной сфере.
Получив ранее других курсантов военно-жизненный
опыт, выпускник кадетского
корпуса имеет все возможности стать
одним из наиболее подготовленных офицеров
армии. В конечном
счете задачей военно-подготовительных
учебных заведений
надо считать подготовку элиты
Вооруженных Сил в смысле высокого
профессионализма, который предполагает не
только освоение выпускником ВВУЗа узко-конкретной
профессиональной деятельности (характерной
особенно для технических ВВУЗов),
но и основами управления, воспитания и
обучения воинских коллективов, знанием
изнутри их специфических особенностей.
Кстати,
в Министерстве обороны Казахстана в
кадетском корпусе готовит сержантов
контрактной службы.
Начальное
военно-профессиональное образование или
профессиональная военная подготовка
подготовка. Уровень образования и
профессия.
К
сожалению, суворовские училища в процессе
возникновения и становления во главу угла
ставили предоставление сиротам, особенно в
начальном периоде, среднего образования. По
установившимся воззрениям на
образовательные программы, суворовские
училища и были отнесены к типу общеобразовательных
учреждений, наряду со школой. Поэтому, ПО
ЗАКОНУ, в таковых учреждениях может
осуществляться только профессиональная
подготовка, которая «имеет
целью ускоренное приобретение
обучающимся навыков, необходимых для
выполнения определенной работы, группы
работ. Профессиональная подготовка не
сопровождается повышением
образовательного уровня обучающегося».
В этом случае не приходится
говорить о профессиональном образовании.
Но нам надо задуматься ИМЕННО над этим. И
вот почему.
В соответствии с
функциональными обязанностями,
определяющими его профессиональное поле
деятельности, младший командир
не только отвечает за "обучение,
воспитание, воинскую
дисциплину и морально-психологическое
состояние", но и обязан обучать и
воспитывать подчиненный личный состав,
лично проводить занятия, умело
командовать отделением. Таким образом,
младший командир выступает в едином лице
как командир-воспитатель-психолог.
Профессия
младших командиров курсантских отделений
ВВУЗов имеет ряд существенных особенностей,
аналогов которым нет в гражданских
профессиях. Отметим некоторые из них:
1)
деятельность младшего
командира не имеет временных ограничений,
т.е., происходит круглосуточно.
Причем младший командир
живет и учится вместе со своими
подчиненными.
2)
являясь сверстником своих подчиненных,
он должен быть их учителем, наставником
и психологом.
3)
обучая подчиненных, он учится сам,
практически выполняет все элементы
воинской жизни подразделения;
его личная жизнь проходит на виду
подчиненных.
4)
качественный результат совместного
обучения, сказывающийся на распределении
по выпуску, как
правило, одинаков -
все выпускники ВВУЗа - лейтенанты.
Аналогов
такой профессии по классификации
гражданских профессий
и специальностей нет.
Ближайший пример - выпускники
педагогических училищ и ВВУЗов работают с
младшевозрастным контингентом обучаемых и
вполне ограниченное время.
В
соответствии с принятой в психологии
классификацией каждая ступень
профессионального образования готовит
обучаемого к решению одного из классов
задач, соответствующего уровня:
стереотипных, диагностических I и II уровней
или эвристических. Последние соответствуют
уровню высшего или послевузовского
профессионального образования. Задачи
стереотипные мало подходят к системе связи
"человек-человек" и
более соответствуют
профессиональной деятельности в
системах типа "оператор-машина".
Диагностические
задачи - задачи, связанные с распознаванием (анализом
и оценкой ситуации) и выбором решения из
известных достаточно сложны в системе "человек-человек",
соответствуют профессиональному полю
деятельности руководителя коллектива или
педагога и относятся ко II уровню задач
данного класса. Но в общепринятом
классификационном подходе эти задачи могут
решаться специалистом среднего
профессионального уровня образования. В
этом заключается еще одна особенность
профессиональной деятельности младшего
командира. Проблема разрешима при условии
подготовки такого типа
профессионала в образовательном
учреждении начального военно-профессионального
образования на IV ступени.
Сравнение
соответствия элементов
профессиональной деятельности младшего командира с
аналогичными гражданскими специальностями
приведем в виде таблицы.
Специфика
деятельности младшего командира
курсантского подразделения ВВУЗа
|
Гражданский
аналог профессиональной подготовки
|
сочетание
деятельности руководителя коллектива и
воспитателя подчиненных в одном лице
|
Нет
аналога
|
управление
воинским коллективом (15-35 чел.) в
сочетании с индивидуально-воспитательной
работой
|
Уровень
высшего профессионального образования
|
воспитательная
работа со сверстниками
|
Нет
аналога
|
воспитатель
и воспитанник находятся в одинаковых
условиях общежития круглосуточно
|
Нет
аналога
|
специальность:
начальное военное обучение и воспитание
|
Уровень
среднего профессионального образования
|
класс
решаемых задач – диагностические II
уровня
|
Уровень
высшего или среднего профессионального
образования
|
Типичный, но, к сожалению,
ошибочный, подход к подготовке младшего
командира - сержанта - с течением
длительного времени (за последние 40-50 лет)
не претерпел практически никаких изменений.
Не отрицая важной роли младшего командира в
жизни воинского коллектива, практически
ничего не делается в плане улучшения
качества его подготовки, которая
ограничивается только пока еще
существующими школами младших
специалистов (сержантов), в течение всего 6
месяцев подготавливающих младший
командный состав для войсковых частей.
Специфика деятельности младшего командира,
особенно в ВВУЗе
требует новых
подходов в его обучении.
При этом важны не только навыки, но и
знания основ педагогики, психологии,
методики и т.д. Насущно необходим новый для
армии тип образования - начальное военно-профессиональное.
Разберем сущность профессии и
специальности, соответствующих данному
образованию.
Основы
введения профессии и специальности.
Профессиональная характеристика и уровень
квалификации.
Основные
Положения Государственного Стандарта
начального профессионального образования
вводят в требования содержания, уровня и
качества профессионального образования
два компонента: федеральный и национально-региональный.
Последний включает требования регионов по
качеству и содержанию подготовки требуемых
специалистов, образует стандарты на
профессии, не вошедшие в Федеральный
Перечень, дополняет обязательный минимум
содержания обучения по профессиям
Федерального Перечня.
Ввиду
специфики профессиональной деятельности
личного состава МО РФ и, учитывая его
интернациональный характер на всей
территории России, логично заменить
национально-региональный компонент в
образовательном стандарте на военно-профессиональный
(см.таблицу), который трансформирует
вышеприведенные требования и условия на
военно-профессиональное поле деятельности.
При это требования Федеральной
компоненты а остаются неизменными.
Федеральный
компонент
|
Военно-профессиональный
компонент
|
1. Общеобразовательная подготовка
2. Профессиональная
подготовка:
- общетехническая
-
общепрофессиональная
-
специальная
3. Предметы по выбору
4. Факультативы
|
1. Резерв времени на профильные
дисциплины
2. Профессиональная
подготовка:
-
общевоенная
-
общепрофессиональная
-
военно-специальная
3. Предметы по выбору
4. Факультативы
|
Профессиональная квалификация
характеризуется ступенью и уровнем.
Учитывая основную особенность НВПО -
необходимый аналог специальности
повышенного уровня начального
профессионального образования,
соответствующего профессиональным лицеям,
необходимо ориентировать систему НВПО на IV
ступень профессионального обучения. Для
этой ступени возможна подготовка по
отдельным профессиям, соответствующим
Классификатору специальностей среднего
профессионального образования, в части
раздела 0300-"Просвещение" и
специальности 0308 -"Начальное
обучение и воспитание".
Для
такого уровня образования необходимо:
-
увеличение срока обучения на один год;
-
заканчивать обучение квалификационными
испытаниями или дипломной работой по
специальности с выдачей
выпускнику диплома/свидетельства
об образовании.
Первое
условие в отношении образовательного
учреждения НВПО типа кадетского корпуса
может без нарушения педагогических
технологий видоизмениться,
т.к. обучение в корпусе может быть
установлено 4-7 лет после
общеобразовательной школы I или II
ступеней. Учитывая в специфике военной
подготовки существенную роль навыков,
которые могут приобретаться в более
раннем возрасте, такое изменение позволяет
выдержать все требования стандарта по
качественной подготовке искомого
специалиста.
Второе
условие также реализуется в условиях
военно-подготовительного учебного
заведения.
"Профессиональная
характеристика
– это описательная модель профессии,
определяющая конечные цели
профессиональной подготовки, которая:
-
отражает общие интегрированные требования
к знаниям и умениям по профессии (безотносительно
разрядов, классов, категорий) и требования
к отдельным специальностям;
-
предназначена для научного обоснованного
отбора содержания обучения по
интегрированным профессиям,
разработки системы контроля за
качеством профессиональной подготовки,
организации работы по профессиональной
ориентации, определению форм повышения
квалификации".
Для
предлагаемой профессии состав
профессиональной характеристики
может выглядеть следующим образом:
1. Название
профессии:
|
младший командир воинского коллектива
|
2.
Интегрируемые специальности:
|
начальное обучение и воспитание
|
3.
№ профессии по Перечню:
|
0308 "начальное обучение и воспитание"
по Классификатору
специальностей среднего
профессионального образования
|
4.
Назначение и сфера применения:
|
для управления воинскими коллективами,
обучения и воспитания
подчиненных
|
Аналогичным образом
могут быть определены основные виды и
теоретические основы деятельности
в рамках
профессии и групп специальностей,
требования к личности
специалиста, уровню его общего
образования, а
также иные специфические требования.
Ступень
квалификации представляет собой
этап подготовки профессиональных кадров в
системе непрерывного образования. В данном
случае начальное военно-профессиональное
образование является
первой ступенью непрерывного военно-профессионального
образования в системе Министерства обороны
РФ. В рамках данной ступени наличествуют
различные уровни
квалификации , обуславливаемые
следующими требованиями:
-
объемом и диапазоном знаний и умений;
-
качеством знаний и умений;
-
способностью рационально организовать и
планировать работу;
-
способностью быстро адаптироваться при
изменении организации и условий службы и т.п.
Исходя
из особенностей
воинского труда младшего командира и
объективной формой разделения воинских
коллективов на отделение, взвод, роту, и
выделяются в каждом конкретном случае
взаимосвязанные по существу, но
различающиеся в частных специфических
особенностях, профессиональные поля
деятельности:
-
командира отделения;
-
заместителя командира взвода (командира
учебной группы);
-
старшины роты (курса).
В
связи с вышеизложенным можно сделать
выводы:
1. Деятельность младшего командира
воинского коллектива обладает всеми
характеристиками профессиональной
деятельности, удовлетворяющими, а по
некоторым позициям и превышающими,
требования, предъявляемые к начальному
профессиональному образованию.
2. Различие в должностном положении
младшего командира определяет различие в
его квалификации. Разный уровень
квалификации может быть определятся, с
одной стороны, способностью индивидуума, с
другой – сроками, уровнем и качеством
обучения.
3. Уровень начального профессионального
образования, определяемый, в первую очередь,
содержанием образования достижим при сроке
обучения не менее 4 лет. Следовательно, в
данном контексте можно предположить, что
кадетские учебные заведения, срок обучения
в которых 2-3 года, могут обеспечивать
профессиональную подготовку, имеющие срок
обучения воспитанников не менее 4 лет,
должны готовить по программам НАЧАЛЬНОГО
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Таким образом, система военного
образования примет полный и законченный
вид.
Внимательно
прочтем действующие законы.
Согласно
Закона «О воинской
обязанности и военной службе»:
1.
До призыва на военную службу граждане
мужского пода проходят подготовку по
основам военной службы в
государственных, муниципальных и
негосударственных образовательных
учреждениях среднего (полного) общего
образования, образовательных учреждениях
начального профессионального и среднего
профессионального образования в течение двух
последних лет обучения. (ст.13)
2.
Подготовка граждан по военно-учетным
специальностям солдат, матросов,
сержантов и старшин в общественных
объединениях и образовательных
учреждениях начального
профессионального и среднего
профессионального образования проводится
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Указанную
подготовку получают граждане мужского пола,
достигшие возраста 17
лет. в том числе учащиеся
образовательных учреждении начального
профессионального и среднего
профессионального образования, в которых
такая подготовка является составной
частью профессиональной образовательной
программы.
Учащиеся
(воспитанники) иных
образовательных
учреждений подготовку по военно-учетным
специальностям солдат, матросов,
сержантов и старшин не получают. (ст.15)
3.
Образовательными учреждениями среднего (полного)
общего образования с дополнительными
образовательными программами, имеющими
целью военную подготовку
несовершеннолетних граждан, являются суворовские
военные училища, нахимовские военно-морские
училища и военно-музыкальные училища, создаваемые
Правительством Российской Федерации.
Теперь
самая интересная статья
35 «Поступление
граждан в военные образовательные
учреждения профессионального образования».
Заключение
контрактов о прохождении военной службы с
гражданами, обучающимися в военных
образовательных учреждениях профессионального
образования
1. В
военные образовательные учреждения
профессионального образования имеют
право поступать граждане, не проходившие
военную службу, - в возрасте от
16 до 22 лет…..
Граждане,
зачисленные в военные образовательные
учреждения профессионального образования,
назначаются на воинские должности
курсантов, слушателей или иные
воинские должности в порядке,
определенном настоящим Федеральным
законом, Положением о порядке прохождения
военной службы и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Именно
по той причине, что суворовские училища не
относятся к учреждениям профессионального
образования (известная фраза «есть такая
профессия – Родину защищать» - так и
осталась фразой из кино), в мае 2001 года
Верховный суд отказал бывшему воспитаннику
СВУ Абрамову Ю.В. зачесть в выслугу время
лбучения в военно-подготовительном учебном
заведении.
Вывод.
1. Военно-подготовительное учебное
заведение НАЧАЛЬНОГО ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ не только имеет право на
существование, но и должно быть в системе
военного образования.
2. Переход из общеобразовательного в
образовательное учреждение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ дает
возможность считать срок военной службы
для воспитанника такого военно-подготовительного
учебного заведения с 16 лет, естественно, при
условии его дальнейшего обучения в ВВУЗе и
службы в офицерском звании. Здесь возможны
различные условия зачисления данного, хоть
и небольшого (1-1,5 года) срока в общую выслугу.
Ведь именно такое положение существовало
для учащихся профессиональных училищ.
Двойное
учредительство военно-подготовительных
учебных заведений.
Статья
21 Закона РФ «О воинской обязанности и
военной службы» обязывает МО РФ
участвовать в подготовке граждан к военной
службе, в том числе и в вопросах
финансирования.
Министерство
обороны Российской Федерации и федеральные
органы исполнительной власти, в которых
настоящим Федеральным законом
предусмотрена военная служба:
-
участвуют в
разработке перечня военно-учетных
специальностей и военно-прикладных видов
спорта;
- разрабатывают
совместно с федеральным органом
исполнительной власти по здравоохранению требования
к состоянию здоровья граждан,
призываемых или поступающих на военную
службу, а также проходящих военную службу;
- разрабатывают
совместно с федеральным органом
исполнительной власти по образованию государственные
образовательные стандарты, программы и
методики подготовки граждан к военной
службе,
- участвуют в создании,
финансировании и материально-техническом
обеспечении образовательных
учреждений среднего (полного) общего
образования, образовательных учреждении
начального профессионального и среднего
профессионального образования,
образовательных учреждений среднего (полного)
образования с дополнительными
образовательными программами, имеющими
целью военную подготовку
несовершеннолетних граждан
Участие
МО РФ, как и других ведомств военной службы
в организации военной подготовки, может
быть непосредственное (создание своих
профилированных военно-подготовительных
учебных заведений) и опосредованное (участие
совместно с муниципальными и федеральными
органами власти в создании кадетских школ и
кадетских школ-интернатов). И в том и в
другом случае МО РФ влияет на ход
подготовки. Но при совместном
учредительстве, участвуя меньшими
финансовыми средствами, военное
министерство может отбирать для своих
ВВУЗов лучших воспитанников.
Санкт-Петербург
и является практически единственным
городом, в котором 2
кадетских корпуса организованы по такому
принципу. Разделение сфер ответственности
– уже известная, можно сказать, обкатанная
ситуация.
В
период сокращения кадрового состава, и, в
первую очередь, это происходит в таких
учебных заведениях, можно серьезно
подумать над тем, что должности офицеров-воспитателей
в военно-подготовительных учебных
заведениях могут быть определены в штатном
расписании, как замещаемые именно
офицерами запаса. Почему?
-
Офицер запаса – 40-45-50 лет. Это тот самый
опыт (естественно, при достаточном здоровье),
который может быть очень востребован.
- Как правило к этому времени квартирный
вопрос у многих решен, а свои дети выросли.
- Нет постоянной мысли о непременности
карьерного роста. Рост в воинском звании
запаса производится установленном
порядком по команде.
- Наличествующая пенсия уже дает какую-то
степень уверенности.
- Для многих увольняемых офицеров,
преданных армии и не мыслящих себя вне ее
вплоть до «внезапного» увольнения – это
лучшая альтернатива охранной службе в
какой-нибудь конторе.
Кроме
этого важным являются два положения
вышеуказанного закона:
1. Офицеры запаса не только имеют право, но
и обязаны проходить военную службу, и им
могут, по прохождении сборов, присваиваться
воинские звания вплоть до полковника
запаса. Думаю, что офицер запаса на
должности офицера-воспитателя в кадетской
школе-интернате имеет большие права на
присвоение звания «полковник запаса», чем
некоторые «народные избранники».
2. Если офицер в запасе работает в
образовательном учреждении, то от военных
сборов он освобождается.