КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ «
МУЗЕЯ ИСТОРИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИИ
»
А.Ф.Коновалов,
сотрудник музея
ВВЕДЕНИЕ
На
рубеже третьего тысячелетия мир
кардинально изменился. Сложившаяся
тревожная ситуация в мире заставляет
Россию выработать новые правила поведения,
адекватные внешним и внутренним условиям и
отвечающие ее собственным национальным
интересам.
Информатизация
и высокотехнологичные процессы стали в
основе проблем обеспечения национальных
интересов и национальной безопасности во
взаимоотношениях государств
и народов.
Первостепенное значение в этой связи
приобретает разработка и последовательная
реализация концепции
российской национальной безопасности.
Как
важнейшее условие существования любого
государства, стратегию национальной
безопасности можно представить как
защищенность от внешних и внутренних угроз,
устойчивость к неблагоприятным
воздействиям извне, обеспечение таких
внутренних и внешних условий существования
страны, которые гарантируют возможность
стабильного всестороннего прогресса
общества и его граждан.
Национальная
безопасность определяется всем жизненным
укладом человеческого сообщества, его
культурными и политическими традициями,
психологическим складом и исторической
памятью. Без знания истории нет настоящего,
не может быть и будущего. Поэтому
национальная безопасность должна быть
обеспечена изнутри.
Как
известно, одной из важнейших внутренних
функций государства является культурно-воспитательная
функция. Она характеризует образование
молодежи - будущего любой страны. От того,
как успешно выполняется эта функция,
зависит развитие государства: мощь,
независимость, положение в мире, а, значит,
его национальная безопасность. В силу этих
объективных обстоятельств роль
профессионального образования в мире, в том
числе военного, неизмеримо возрастает.
В
современных условиях обновления
российского общества, когда кардинально и
стремительно меняются не только
политическая и экономическая системы
государства, что очень важно для всей
системы обучения и воспитания молодежи,
меняются также материальные и духовные
ценности, ценностные ориентации всех слоев
общества. И, конечно, эти изменения не
проходят бесследно в первую очередь для
молодежи. В этих непростых условиях военная
школа России, как составная часть всей
системы образования страны, также ищет
более эффективные пути подготовки военных
кадров.
Последствия
кризиса 90-х годов XX века заставили
региональные и федеральные органы власти
России вновь обратиться, как и в годы
Великой Отечественной войны, к социальным
проблемам, одна из которых - отношение к
детям и молодежи, их образованию, к
проверенной временем кадетской системе
образования, выпускники которой составляли
костяк армии и флота. Так за последнее
десятилетие в Российской Федерации созданы
и работают более сорока кадетских корпусов
разных форм организации. Только в г. С. –
Петербурге, кадетской столице, как в
прошлом, так и в настоящем, - помимо
суворовского и нахимовского училищ
функционируют пять кадетских корпусов
государственной принадлежности, осенью 2002
года открылось Суворовское военное училище
МВД.
Отсюда
повышенный интерес к истории зарождения,
становления и развития кадетских корпусов,
школ и училищ, уяснению их роли в обществе.
Поэтому мы должны:
1)
внимательно проследить историю создания и
функционирования системы военного
образования в России,
2)
осознать ее, включая начальную военную
подготовку молодежи, и
3)
понять, что мы должны сами измениться для
обеспечения эффективности реформы,
проводимой в Вооруженных
силах РФ.
Реализация
этой цели нуждается в специализированном
учреждении - музее.
Между
тем следует отметить, что в настоящее время
в России не существует государственного
экспозиционного комплекса, отражающего
историю начального военного образования,
несмотря на его трехсотлетнюю историю.
Отдельные экспонаты, представленные в
некоторых музеях, не могут дать целостной
картины по подготовке молодежи к
государственной службе, обеспечить
системное формирование патриотического
сознания у будущих защитников Отечества.
Со
времен Петра I в России сложилась традиция:
круглые даты были поводом к раскрытию
содержания и значения тех или иных
знаменательных событий, их увековечиванию (описанию,
созданию культовых сооружений, памятников
архитектуры и искусства, учреждению музеев
и пр.). 300-летие заложения г.Санкт-Петербурга
и создания Военно-исторического музея
артиллерии, инженерных войск и войск связи
служит таким основанием. Сегодня, на рубеже
тысячелетий, для всех нас важно осмыслить
время, события и судьбы...
Поэтому
настало время публично показывать то, что
долгие десятилетия было распылено:
хранилось в государственных или частных
архивах, коллекциях и все еще находится
вне государственного музея. Такому
состоянию дел способствовали известные
обстоятельства объективного и
субъективного характера.
Все
эти факты говорят о том, что назрела
насущная потребность восполнить
недостающее звено в военно - историческом
наследии - создать Музей истории кадетских
корпусов России (МИККР).
Таким
образом, необходимость создания Музея
обусловлена возрождением и
совершенствованием системы кадетского
образования для решения задач, которые
стоят перед современной Россией.
РУКОВОДЯЩИЕ
ДОКУМЕНТЫ
Концепция музея, в основном,
базируется на целевые федеральные
программы:
1.
«Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации»;
2.
«Культура России 2001 -2005 годов»,
а
также на распоряжения Президента
Российской Федерации:
1.
от 3 апреля 1995 года № 155-рп правительству
страны «О принятии мер по увеличению в
системах Министерства
обороны и МВД России количества
государственных образовательных
учреждений среднего и среднего
профессионального образования с
дополнительными программами, имеющими
целью военную подготовку
несовершеннолетних граждан мужского пола -
суворовских (нахимовских) военных училищ и
кадетских корпусов» (см.: Собрание
законодательства РФ. 1995. №15. Ст. 1259. С.2397);
2.
от 9 апреля 1997 года № 118-рп « О создании
общеобразовательных учреждений - кадетских
школ (школ - интернатов)».
Они
«формируют ориентацию личности на ценности,
обеспечивающие успешную модернизацию
российского общества».
ЦЕЛИ
СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ:
1.
Пробудить у молодежи и других слоев россиян
живой интерес и любовь к отечественной
истории, приобщить их к ее богатому
духовному наследию и на этой основе
воспитывать национальное самосознание,
ответственность за судьбу государства и
общества.
2.
Содействовать поднятию роли и значения
высококачественного общего и военного
образования.
3.
Увековечить 300 - летнюю историю и культуру
системы кадетского образования в России.
ЗАДАЧИ
МУЗЕЯ
МИККР
должен стать государственным историка -
культурным центром научно -
исследовательской и координационно -
методической работы по патриотическому
воспитанию молодежи, возрождению и
упрочению традиций, обычаев и духа
кадетского братства.
Нам
представляется важной попытка взглянуть на
историю России через ее культуру (культурную
традицию), совокупный духовный опыт
предшествующих поколений и социальную
память о них. Музей должен помочь молодым
экскурсантам:
•
донести историю создания системы
обучения и воспитания кадет;
•
показать роль командного состава,
педагогов и воспитателей, их влияние на
результаты учебы, формирование характера,
духовно - нравственных исканий подростков
своего предназначения, успехи и достижения
в ратной службе, на гражданском поприще,
полученные награды и т. д.;
•
высветить роль архитектуры зданий, учебных
и других помещений, а также прилегающих
территорий, их влияние на условия учебы,
быта и отдыха, а также нравственный климат
пребывания воспитанников в военно-учебных
заведениях;
•
гражданской молодежи, современным
суворовцам, нахимовцам и кадетам
ознакомиться с воинскими ритуалами и
обычаями, кадетскими традициями, духом
товарищества и братства;
•
поднять в их глазах
привлекательность, престиж и авторитет
армии и флота;
•
выбрать правильный путь в жизни;
•
сохранить и развить чувство
гордости за свою страну и ее историю, за
воинов - защитников и память о них.
В
качестве основного метода построения
экспозиции музея и ее демонстрации
используется тематике - хронологический
метод, внутри тематических комплексов
применимы и другие методы.
Сущность
МИККР: актуализация исторических проблем и
тем, значительное расширение учебных
возможностей нынешнего поколения
суворовцев, нахимовцев и кадет глубже
познать и понять современную жизнь,
находясь перед выбором: кем стать, какие
ценностные ориентиры выбрать и отстаивать?
Таким образом,
музей окажет
практическую помощь в профессиональной
ориентации будущих защитников Отечества на
исторических примерах их предшественников.
Новый
музей должен обладать необходимыми признаками:
системностью и комплексностью,
исторической достоверностью, наглядностью
и доступностью экспозиционных
материалов, быть посредником между прошлым,
настоящим и будущим. Решение этой задачи
будет обеспечено поиском, сбором, анализом
и экспонированием музейных предметов и
материалов по кадетской тематике, найдя им
достойное место и воплощение.
Специфика
экспозиции музея, на наш взгляд, состоит в
показе человеческого фактора. А это, значит,
управление развитием человеческой
личности, ее образованием. Поэтому
содержательная сторона работы нашего Музея
должна состоять в отображении музейными
средствами, обладающими
атрактивностью, истории зарождения,
становления и функционирования системы
кадетского образования в России,
организации и обеспечения учебно -
воспитательного процесса за период с нач.
XVIII века по нач. XXI века.
Таким
образом. Музей приобретает военно-педагогическую
направленность. Это обстоятельство
послужило основанием для выделения данной
проблемы военной истории России в
самостоятельный раздел экспозиции Военно-исторического
музея артиллерии, инженерных войск и войск
связи (ВИМАИВиВС) г. Санкт-Петербурга.
ПРЕДМЕТНАЯ
БАЗА
В
вышеназванном Военно-историческом
музее хранится значительная часть музейных
предметов и материалов по кадетской
тематике царского и советского периодов
времени. Они станут основой предметной базы
нового музея.
Кроме
этого отдельные музейные предметы или
коллекции по тому или иному разделу
кадетской истории, хранящиеся в фондах
других ведущих и региональных музеев,
архивов и библиотек
России, у частных коллекционеров, а
также в объединениях российских
кадет за
рубежом, могут
существенно пополнить
предметную базу создаваемого музея. Она
позволит:
а
) показать значимые этапы начального и
среднего военного образования от
петровской эпохи до наших дней, роль и
личный вклад выпускников
Пажеского и кадетских корпусов, ставших
полководцами таких, как П. Румянцев, М.Кутузов
и А. Брусилов, флотоводцами таких, как Ф.Ушаков,
П. Нахимов, Д.Сенявин и М.Лазарев,
исследователями морей и океанов таких , как
И. Крузенштерн, Ю.Лисянский и Ф.
Беллинсгаузен, генералами, героями
Отечественной войны 1812г. как А.Тормасов, Д.Дохтуров,
Я.Кульнев, И.Дорохов, П.Коновницын, А.Сеславин,
бывших Председателем Госсовета и кабинета
министров Н. Новосильцев, военными
министрами А.Аракчеев, П.Ванновский, А.Редигер,
В.Сухомлинов, коструктором стрелкового
вооружения С.Мосин, авиаконструкторами А.Можайский
и Л.Сикорский, военным инженером Д. Карбышев,
военным врачом и филологом В.Даль,
писателями А.Сумароков
и А.Куприн, журналистом и издателем А.Суворин,
создателем театра в России Ф. Волков,
директорами Публичной библиотеки А.Оленин
и Н.Шильдер, Президентом Академии художеств
А.Оленин, живописцами П.Федотов, В.Верещагин,
А.Коцебу, композиторами А.Скрябин, Н.Мясковский,
Н.Римский - Корсаков и многих, многих других,
в том числе наших современников, в
общественно - политической, экономической и
культурной жизни России;
б)
открыть интереснейшие стороны проблем
обучения и воспитания молодежи для
госслужбы в России за указанный период;
в)
познакомить посетителей с историей
Мальтийской капеллы;
г)
привить чувство патриотизма современной
молодежи.
Предметная
база будет
представлена, в основном, раритетами и
реликвиями.
•
из вещественных памятников - знамена и
награды, нагрудные знаки и жетоны, образцы
личного оружия, военной формы одежды и
снаряжения, предметы быта и пр.;
•
из художественных памятников;
•
изобразительных материалов;
•
письменных источников;
•
документальных фотоматериалов.
Эти
музейные предметы будут
характеризовать:
•
разнообразие исторических эпох, пережитых
Россией за последние 300 лет;
•
калейдоскоп невероятных событий и судеб
кадет;
•
масштабность и значимость их дел;
•
полярность их идеалов, мировоззрений и
пристрастий.
Но
одно чувство объединяет кадет -
выпускников всех поколений - любовь к своей
Родине - России.
РАЗМЕЩЕНИЕ
МУЗЕЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Летом
2001г. на правительственном уровне было
принято долгожданное решение об учреждении
в С. - Петербурге - кадетской столице - Музея
истории кадетских корпусов России (МИККР) в
качестве филиала Военно - исторического
музея артиллерии, инженерных войск и войск
связи. Это один из значимых проектов Военно
- исторического музея за последние годы.
Решено разместить новый музей в центре
северной столицы - на Садовой ул. 26, в
Мальтийской капелле, на территории
Воронцовского дворца. Именно здесь, в этом
дворце, с1810г. по 1917г. размещался Пажеский Е.И.В.
корпус, а с 1955г. располагается Суворовское
военное училище. История этих учебных
заведений, их расположение и значение во
многом определили место размещения филиала
Военно - исторического музея. В стенах
Мальтийской капеллы оживут эпохи, судьбы,
имена и дела кадет-выпускников минувших
дней.
Уникальность
здания Мальтийской капеллы, как памятника
истории и архитектуры XVIII в. (архитектор
Джакомо Кваренги), позволила подойти к
экспозиционному решению нетрадиционным
образом. МИККР станет одним из первых
действующих военных музеев в С. - Петербурге,
который станет историке - культурным
комплексом. Здание Мальтийской капеллы
будет нести триединую нагрузку:
•
архитектурно - художественную,
•
музейно - экспозиционную,
•
салонно - музыкальную.
Для
этого в здании Мальтийской капеллы будут
воссозданы исторические интерьеры,
установлены скамьи в центре зала и орган на
хорах, что позволит проводить концерты
органной, классической и военной музыки, а
также другие мероприятия историке -
культурного значения.
Основная
часть экспозиции музея будет размещена в
приделах Мальтийской капеллы и прилегающих
к ней помещениях Воронцовского дворца. В
первую очередь оборудуются помещения
центральной части капеллы, где будет
оформлена экспозиция, посвященная памяти 200
- летия Пажеского Е.И.В. корпуса, как военно-учебного
заведения, и помещения в приделах капеллы,
посвященные истории создания и развития
кадетских корпусов России и русского
зарубежья начала XVIII-начала XX веков.
Советский
и современный периоды, связанные с историей
создания спецшкол, подготовительных,
суворовских и нахимовских училищ, а также
современных кадетских корпусов и
региональных общественных объединений
суворовцев, нахимовцев и кадет, будут
представлены в прилегающих помещениях
Воронцовского дворца.
Такое
размещение музейной экспозиции реализует
требование к архитектурно-художественному
решению, позволит исключить давление
музейной экспозиции на архитектурное
убранство, интерьеры храма и наоборот.
Этому будут способствовать и музейное
оборудование, система освещения, а также
условия хранения и безопасности.
Это
даст возможность посетителям, находящимся
в музее на концерте, слушать музыку,
любоваться архитектурой и интерьером
исторического убранства капеллы, наблюдать
за пажеской и кадетской символикой и
атрибутикой, а также
других музейных предметов. Такой прием
музейной режиссуры:
-
обеспечит единство воздействия
архитектурных форм, храмового убранства
здания, музейной экспозиции и музыкального
звучания (сопровождения);
-
позволит испытать неизгладимое
впечатление, очарование и эстетическое
наслаждение от современного музейного
зрелища, развивать художественный вкус
у посетителей;
-
и, конечно, даст возможность
посетителям глубже соприкоснуться с
историей через содержательное и
увлекательное путешествие по экспозиции в
прошлое, почувствовать себя сопричастным с
историческими эпохами, событиями и делами
минувших дней...
Синтез
правдивой музейной экспозиции и высокого
искусства способны задеть за живое любого
человека и, таким образом, через эмоциональный
контакт приобщить посетителя к
духовности и нравственности. Поэтому в
работе музея мы будем использовать как проверенные
временем, так и новые формы работы с
посетителями. В комплексе они будут
давать положительный воспитательный
эффект.
При
создании экспозиционного пространства
музея учитывается также требование
максимальной комфортности для посетителей
и персонала, климатологической
устойчивости и обеспечения требуемого
уровня безопасности.
Такой
подход позволяет надеяться на то, что музей
со временем станет историческим
перекрестком, одним из уникальных и
посещаемых уголков в центре С. - Петербурга.
Размещение экспозиции музея в Мальтийской
капелле - одной из архитектурных жемчужин
северной пальмиры - привлечет
внимание культурной общественности и
гостей нашего города
к памятнику истории и архитектуры XVIII века,
поможет возрождению культурного наследия
России и сохранению его для потомков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение
кадетской системы образования трудно
переоценить. Она стала фундаментом и
главным звеном в создании систем общего и
специального образования в России.
Профессиональное образование позволило
готовить специалистов по основным
специальностям, в том числе и военным, на
родине. Это I) обеспечило развитие России во
всех сферах: в экономике, политике и военном
деле, в науке, культуре и искусстве; 2)
выдвинуло ее в разряд ведущих держав мира; 3)
оказало заметное влияние на развитие
мировой цивилизации.
Музей
истории кадетских корпусов России
должен стать памятником 300-летней истории
российской государственной системы
кадетского образования:
-
ее руководящему составу и покровителям;
-
умудренным богатым опытом великим
педагогам и воспитателям;
-
их питомцам - кадетам всех поколений.
Благодаря
государственной политике
по образованию молодежи и глубоко
продуманному подходу к учебно -
воспитательному процессу в военно - учебных
заведениях многие выпускники стали
великими и известными людьми, которые на
военном и гражданском поприще прославили
Россию в веках.
По
отзывам выпускников Пажеского и кадетских
корпусов, располагавшихся на территории
России и в зарубежье, а также спецшкол,
подготовительных, суворовских и
нахимовских училищ советского
времени и ныне существующих,
воспоминания о пребывании в стенах военно-учебного
заведения останутся самыми светлыми и
добрыми, а товарищи по учебе - братьями
навек.
Мы
надеемся, что исторические материалы,
которые будут собраны в музее, помогут
заложить духовную основу формирования
многих поколений будущих защитников Родины.
Здесь
оживет история. Музей станет местом встреч
и дискуссий. В нем переплетутся эпохи,
судьбы народов, поколений ветеранов и
нынешних воспитанников, их представления и
мировоззрения, идеалы и ценностные
ориентации, воинские ритуалы и кадетские
традиции. В стенах музея будут
формироваться чистота помыслов, ревностное
отношение к чести и достоинству, твердость
характера и духа молодых людей.
Музей
в скором времени может получить широкую
известность и признание не только в С.-Петербурге
и на территории России, но в ближнем и
дальнем зарубежье, как музей XXI века,
благодаря месту размещения и содержанию
уникальной экспозиции, ее технической
оснащенности и уже действующей странице в internet.
Это
даст нам право с уверенностью сказать, что
такого музея в истории России еще не было!
Открытие
Музея истории кадетских корпусов России в
канун 300 - летия Санкт - Петербурга – залог
нашего уверенного взгляда в будущее. Мы
надеемся, что он достойно пополнит плеяду
музеев города на Неве, со временем
подтвердит тот факт, что г. Санкт - Петербург
был и остается культурной и кадетской
столицей России.
О
социальной программе
«КАДЕТСКИЕ
КОРПУСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Подполковник
запаса ЧАЗОВ В.И.,
Отличник
Просвещения СССР, автор социальной
программы «
Кадетские корпуса Санкт-Петербурга
Как
автор городской
социальной программы «Кадетские корпуса
Санкт-Петербурга», принятой правительством
Санкт-Петербурга в 1995 году и утвержденной
первым мэром Собчаком А.А., я попросил
организаторов конференции предоставить
мне возможность выступления на этой
конференции с целью осмысления некоторых
вопросов создания
новых кадетских корпусов
в нашем городе и восстановлению
исторической справедливости в
определении роли и заслуг в их становлении.
Может
быть, это прозвучит несколько нескромно, но
я имею на это право, так как с системой
Суворовских военных училищ, созданных
60 лет назад по типу царских
кадетских корпусов, я был связан
более 30 лет (10 лет учебы и выпуск
лейтенантом и 20 лет работы старшим
преподавателем русского
языка и литературы в Свердловском
суворовском военном училище ).
Хотелось
бы напомнить, что в последний год
существования СССР в стране
функционировало 7 суворовских и 1
нахимовское военно-морское
училище, а после распада СССР Киевское и
Минское училища выбыли из этой системы,
и оставалось в России всего
6 военно-учебных заведений
этого типа.
В
2002 г, участвуя в
создании информационного сборника «Социальные
службы и социальные услуги в СПБ»,
выпускаемого по заданию Администрации
города, я составил реестр кадетских
корпусов, суворовского и нахимовского
военно-морского училищ, дислоцированных в
Санкт-Петербурге. Таких корпусов сейчас в
городе 8 и одна частная Царскосельская кадетская школа.
Таким
образом, за неполное десятилетие в одном
нашем городе корпусов
стало больше, чем во всей
России 91 года.
Санкт-Петербург снова стал
Родиной кадетских корпусов, как это
было в дореволюционной царской России.
Но было бы наивно утверждать, что только
у нас создавались эти общеобразовательные
учреждения, они создавались по всей России.
Но мы были первыми, кто начинал эту работу и
проторил дорогу для других.
Давайте
зададим себе вопрос, почему
так бурно начался в 90-е годы процесс
создания новых корпусов, и
кто выступил локомотивом этого процесса ?
Все
Вы знаете о той обстановке хаоса,
неразберихи в верхних эшелонах власти, да и
во всей России в период
смены общественно-экономической
формации и ломки социально-экономических
отношений. Это были
годы катастрофического
обнищания народа и появления на улицах
крупных городов огромных масс беспризорных
детей. Пожалуй,
впервые после гражданской войны 20-х годов
Россия столкнулась с этим явлением так
остро и проблемно.
Это
заставило наиболее дальновидных и
ответственных политиков-руководителей
регионов искать пути решения
этой проблемы. И самым первым забил тревогу
первый Мэр Санкт-Петербурга А.А.Собчак. 17 октября 94 года он обращается с
письмом к
Председателю Правительства РФ
Черномырдину В.С., в котором
он заостряет внимание
правительства на острейших проблемах
социального сиротства. Приводит данные, что
в городе около 60 тысяч детей,
лишившихся попечения родителей,
беспризорных и безнадзорных по причине
распада и увеличения неблагополучных семей,
из которых дети вытесняются на улицу и
становятся бомжами и попрошайками.
Решение
этой проблемы Собчак видел в создании
приютов, реабилитационных центров для
детей и подростков, центров помощи семьям и
детям, к созданию которых и приступило
Правительство СПБ.
Надо сказать, что в этой работе были
несомненные успехи. Если в соседних
скандинавских странах социальная
инфраструктура была создана за 50 лет, то нам
удалось создать ее за
6-8 лет. Здесь уместно напомнить, что за два
срока правления Губернатора Яковлева в
городе не создано ни одного
государственного детского социозащитного
учреждения. Забегая
вперед, скажу, что в самые последние месяцы
своей деятельности Собчак в целях оказания
помощи одиноким матерям в воспитании
трудных подростков, не получающих мужского
воспитания, согласовал с Главкомом ВМФ
совместное решение о создании при 5 высших
военно-морских училищах кадетских корпусов.
После
посещения суворовского и нахимовского
училищ и знакомства с системой
образования и воспитания в них подростков А.А.
Собчак пришел к
мысли о том, что эту
систему можно и нужно использовать для
решения проблемы беспризорности и
безнадзорности в городе, создав
дополнительные новые кадетские корпуса.
Он снова обращается в Правительство РФ
с письмом, в котором утверждает, что « одним
из самых эффективных путей достижения
профилактики беспризорности
детей и подростков является создание
кадетских корпусов и училищ» и утверждает,
что « Санкт- Петербург является городом,
способным стать центром начального
военного образования всероссийского
значения…и следует на базе более 20 военных
училищ и академий, многие из которых
дублируют друг друга и вводят обучение
гражданским специальностям, что является
затратным для бюджета
Мин.обороны, создавать
кадетские корпуса и училища для подростков,
используя материальную базу и
высококвалифицированный кадровый персонал
сокращаемых училищ».
К
сожалению, положительного ответа
на его письма в 94-м году не последовало,
и Собчак решил
двигаться в этом направлении
самостоятельно, используя возможности
города и привлекая к этой работе Минобороны.
Он
провел несколько встреч с министром
Обороны Грачевым П.С., результатом
которых явилось подписание 31 марта 95 года
Совместного решения Минобороны и
Правительства СПБ о создании кадетских
корпусов в России «!!!»,
подлинник которого я Вам представляю.
Это совместное решение подтолкнуло
Аппарат Президента Ельцина Б.Н. к изданию
Распоряжения Президента № 155-рп от 3 апреля
95 года « по увеличению в системах
Минобороны и МВД количества суворовских
военных училищ… кадетских корпусов и т.д.»
Именно
после этого распоряжения, как грибы, стали
вырастать по всей России учебные заведения
различных форм собственности, решавшие
задачи социальной защиты детей и
подростков.
После
встречи А.А.Собчака с П.С.Грачевым
мне было предложено написать
социальную программу « Кадетские корпуса
Санкт-Петербурга». Программа была
оперативно создана, Собчаку и вице-мэру
В.Л. Мутко понравилась и З июля 95 г. была
утверждена.
Но,
правды ради, надо сказать, что работа по
созданию корпусов началась раньше
официального вступления в силу указанной
программы
Уже.в
декабре 94 г. - начале 95 г. велась проработка
документов и осуществлялся подбор
помещений для Кронштадтского морского
кадетского корпуса. После продолжительных
поисков было предложено
полуаварийное здание 1836 г. постройки на ул.
Зосимова. К тому
времени оно пустовало после
расформирования 3-го учебного отряда
Военно-морской базы.
Преимущество
этого здания и большой территории вокруг
него, расположенной по берегу морского
залива, предопределили наш выбор, хотя мы и
не предполагали, что столкнемся с огромными
трудностями по ремонту фундамента,
помещений, пролетов лестниц здания,
протянувшегося почти на полкилометра вдоль залива.
Трудности
ожидали нас и в вопросах комплектования,
создания материальной базы, разработки
учредительских документов, поскольку
концепции комплектования, целей и задач
корпуса у Правительства СПБ и Командования
ВМФ значительно различались.
Адмиралы
Громов и Касатонов хотели бы исключить
социальный аспект в комплектовании корпуса,
переложить расходы на ремонт, создание
матбазы на город, тогда как Собчак
справедливо считал, что у будущих кадетских
корпусов задачи должны быть идентичными
задачам суворовских училищ, созданным в
разгар войны, в 1943 г, и собиравшим в свои
стены детей войны, бездомных, сирот, детей
инвалидов войны, детей сражавшихся с врагом
воинов Красной Армии.
И
надо отметить, что Мэр СПБ сумел в какой-то
степени убедить руководство Минобороны в
справедливости своих взглядов и целей
создания корпусов, хотя и с большим трудом.
Я
помню, как был
доволен А.А.Собчак
составом первого набора воспитанников, где
было много детей –сирот, детей погибших
воинов, детей офицеров, проходящих службу в
районах, где нет возможности дать им
образование.
Мэру
приходилось буквально «выламывать руки»
генералам и адмиралам, чиновникам
аппаратов Правительства и Президента,
пробивая идею создания первых училищ.
Особенно трудно давалось создание
морского Корпуса с 7-летним сроком обучения,
против которого в начальный период яростно
возражали адмиралы.
Несколько
раз переносились сроки открытия корпуса
по вине Минобороны, поэтому А.Собчак
вынужден был потребовать от Грачева П.С.
заключения дополнительного Договора о
сотрудничестве по организации
деятельности морского кадетского корпуса в
г. Кронштадте от 19.09. 95 г. \ Подлинник
документа для подтверждения прилагаю\.
И
все же, несмотря на заключение и этого
договора, Минобороны отказывалось
открывать корпус в заранее обговоренные
сроки.. \ Выдержки из писем прилагаю \.
Значительно
меньше проблем было с открытием Кадетского Корпуса
ВКС, так как одним из инициаторов его
создания выступил непосредственно
сам Командующий Военно-Космическими
Силами генерал-полковник
В.Иванов, который своим распоряжением
создал группу исключительно
квалифицированных офицеров военно-космической
Академии им. Можайского во главе с генерал-майором
Фатеевым В.Ф., отвечавших за проработку
уставных документов и подготовку учебной
материальной базы. В
данном случае интересы города и
командования ВКС почти полностью совпадали.
А
помощь и заинтересованность Командования
академии в создании как бы «дочернего»
учреждения, предназначенного для
подготовки будущих курсантов академии,
сказалась прежде всего на сокращении
сроков создания
корпуса.
По
программе «кадетские корпуса СПБ»
мне приходилось «озвучивать» переписку
А.Собчака с Аппаратом
Президента РФ, Правительством России, с
Министром Обороны, Главкомом ВМФ и другими
ведомствами, от которых зависела судьба
вновь создаваемых корпусов.
И я могу утверждать,
что только непререкаемый авторитет нашего
Мэра ,его настойчивость и воля помогли выполнить часть
программы, касающуюся создания двух
корпусов. Для выполнения остальной части:
создания корпуса пограничных войск,
кадетского корпуса связи, кадетской
музыкальной школы Собчаку не хватило времени.
Популярность
Кронштадтского кадетского морского
корпуса и Кадетского корпуса
ВКС с момента создания была настолько
высокой, что многие министерства ,
Начальники родов войск Минобороны стали
обращаться с просьбой к Мэру СПБ о
выделении зданий и содействии в
организации корпусов
связи, железнодорожных войск, МЧС.
О
«зацикленности» Анатолия Александровича
на кадетских корпусах, его желании решить
проблему образования и воспитания
интеллектуально сохранных подростков
из нуждающихся и
малообеспеченных семей
в создаваемых кадетских корпусах
свидетельствует и
тот факт, что буквально за две недели до
выборов 1996 г.,
которые он, как известно, проиграл, он
передает записку В.Л.
Мутко с просьбой: побывать в училище связи,
где есть недостроенный учебный корпус,
позволяющий создать кадетский корпус связи
на 100 человек. Оказывается Мэр побывал в
этом корпусе , ему показали царский тронный
зал бывшей Академии Генерального Штаба
России и загорелся идеей создания еще
одного корпуса, где можно было бы возродить
традиции чести, достоинства русского
офицерства, утраченные, по его мнению, за
годы советской власти.
В
заключении хотелось бы привести выдержки
из текста еще одного письма Собчака к
Главкому ВМФ Адмиралу Громову , письма,
которое в определенной степени
характеризует сложившуюся обстановку и
личность главного инициатора создания
новых корпусов, его гражданскую позицию,
заключающуюся «
в понимании, что кадетские корпуса
создаются на историческую перспективу, не
обязательно только с целью подготовки
нового командного состава армии и флота
России, но и с целью всесторонней
подготовки НОВЫХ
ЛЮДЕЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ МЫШЛЕНИЕМ, БУДУЩИХ
ДЕЯТЕЛЕЙ ПЕРЕДОВОЙ НАУКИ И ТЕХНИКИ,
ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ, РАБОТНИКОВ
ГОСАППАРАТА».
Программе
«Кадетские корпуса»
Мэр уделял едва ли не первостепенное
значение среди других социальных
программ и внушил ответственность своим
подчиненным за решение задач и проблем
принятой программы.
Вот
почему не могу не сказать, что нынешний
Президент России В.В.Путин, являвшийся в эти
годы 1-м заместителем Мэра, оставаясь за
него , издавал ряд распоряжений по
выделению средств на организацию и
функционирование создаваемых корпусов и по
праву может
быть отнесен к числу лиц, принимавших
участие в выполнении этой
городской программы (копии документов
прилагаю к этому докладу).
О
социальной программе
«КАДЕТСКИЕ
КОРПУСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА».
Как
автор городской
социальной программы «Кадетские корпуса
Санкт-Петербурга», принятой правительством
Санкт-Петербурга в 1995 году и утвержденной
первым мэром Собчаком А.А., я попросил
организаторов конференции предоставить
мне возможность выступления на этой
конференции с целью осмысления некоторых
вопросов создания
новых кадетских корпусов
в нашем городе и восстановлению
исторической справедливости в
определении роли и заслуг в их становлении.
Может
быть, это прозвучит несколько нескромно, но
я имею на это право, так как с системой
Суворовских военных училищ, созданных
60 лет назад по типу царских
кадетских корпусов, я был связан
более ЗО лет (10 лет учебы и выпуск
лейтенантом и 20 лет работы старшим
преподавателем русского
языка и литературы в Свердловском
суворовском военном училище ).
Хотелось
бы напомнить, что в последний год
существования СССР в стране
функционировало 7 суворовских и 1
нахимовское военно-морское
училище, а после распада СССР Киевское и
Минское училища выбыли из этой системы,
и оставалось в России всего
6 военно-учебных заведений
этого типа.
В
2002 г, участвуя в
создании информационного сборника «Социальные
службы и социальные услуги в СПБ»,
выпускаемого по заданию Администрации
города, я составил реестр кадетских
корпусов, суворовского и нахимовского
военно-морского училищ, дислоцированных в
Санкт-Петербурге. Таких корпусов сейчас в
городе 8 и одна частная Царскосельская
школа.Было бы хорошо, если бы во главе
такого управления
или отдела встали бы люди,
зарекомендовавшие себя как хорошие
организаторы и методисты, принимавшие
непосредственное участие в организации кадетских
корпусов по нашей программе. К таким я
отношу подполковника запаса
ЛЕВЧЕНКО В.К.,
капитана 1-го ранга Пешикова Е.И.
И
последнее… Одной из целей моего
выступления было восстановление
исторической справедливости по отношению к
Мэру Собчаку А.А. и нашей программе.
Нельзя
было не испытать чувство обиды и возмущения,
когда бывший
Губернатор Яковлев
В.А. на параде кадетских корпусов в период
празднования 300-летия Санкт-Петербурга
заявил, что основной вклад в создание новых
кадетских корпусов внес
бизнесмен - американец русского
происхождения Борис Йордан. Это ли не
профанация в чистом виде ?!
Может быть, он и давал какие-то деньги
суворовско-нахимовскому клубу Москвы, но
какое отношение он мог иметь к созданию
наших корпусов ?!
Давайте
отдадим должное светлой
памяти А.А.Собчака
за его настойчивость
и упорство в восстановлении
утраченной системы воспитания кадет,
стремление помочь
подготовке иного, качественно нового
командного состава Российской Армии и
Флота, а также скажем спасибо тем, кто
действительно по мере сил и способностей
руководил процессом создания
Кронштадтского морского
кадетского корпуса и
Кадетского корпуса ВКС имени
Петра Великого, таким, как:
генерал-майору Фатееву Вячеславу Филипповичу
подполковнику
запаса Левченко
Василию Кузьмичу
подполковнику
запаса Саковичу Петру Николаевичу
Мутко
Виталию Леонтьевичу, сенатору Федерального
Собрания Государственной Думы от Санкт-Петербурга
Шубиной
Нине Владимировне, Председателю Комитета
по связям с муниципальными образованиями
Администрации Санкт-Петербурга,
Мерзлякову
Геннадию Викторовичу, бывшему первому
заместителю Председателя Комитета по
образованию СПБ
Шиловой
Евгении Васильевне,начальнику отдела этого
же Комитета
Сурикову
Виктору Леонидовичу, Главе Администрации г.
Кронштадта
Пешикову
Евгению Ивановичу, капитану 1-го ранга,
начальнику Кронштадтского морского
кадетского корпуса
И
многим, многим другим…
Благодарю
Вас!
МЭР
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Р
А
С
П
О Р Я
Ж Е Н И Е
от
23.02.96 n 161-р
О
выделении средств
В
связи с необходимостью оказания помощи в
финансировании ремонтно-восстановительных
работ здания Тучков Буян для размещения в
нем Кадетского Корпуса Военно-Космических
Сил, а также в целях выполнения социальной
программы "Кадетские
корпуса в Санкт-Петербурге":
1.
Комитету экономики и финансов выделить
Комитету по образованию целевым
назначением 300 (триста) млн.рублей из
средств по статье "прочие расходы",
предусмотренных пунктом 1 постановления
Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
от 08.02.96
Nil "О
финансировании городского хозяйства Санкт-Петербурга
в 1 квартале 1996 года".
2.
Контроль за выполнением распоряжения
возложить на заместителя мэра Санкт-Петербурга
- председателя Комитета по социальным
вопросам.
СОВМЕСТНОЕ
РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ В
РОССИИ
В
настоящее время одной из главных задач
государства является
социальное
обеспечение подрастающего поколения,
особенно из числа
малоимущих и
обездоленных, снижение роста детской
преступности и
воспитания чувства
патриотизма и любви к своему Отечеству.
История
показывает, что существовавшая в России
система обучения в кадетских корпусах
готовила патриотов своего Отечества, наиболее
образованных и активных его членов в
областях военной, науки,
искусства и других, что необходимо для
государства и сейчас.
В
соответствии с вышеизложенным РЕШИЛИ:
1.
В числе первых создать кадетский морской
корпус на фондах
ленинградской ВМБ (г.Кронштадт)
и кадетский специальный корпус при
Высшем военном
училище связи (г.Санкт-Петербург).
2.
Комплектование кадетских корпусов
возложить на специально
создаваемые
комиссии под патронажем мэра города.
3.
В корпуса принимать после окончания 4-го
класса средней школы. Выпуск каждого
корпуса не более 200 человек.
4.
Набор начать с июня, начало учебного года - с
I сентября с.г.
5.
Министерство обороны обеспечивает корпуса
воспитателями, вещевым и продовольственным
довольствиями.
6.
Мэрия г.Санкт-Петрбурга комплектует
корпуса преподавательским
составом,
финансирует воспитателей и
преподавательский состав, снабжает
учебниками, пособиями и другими школьными
принадлежностями.
7.
Подготовку необходимых документов по
данному вопросу возложить на Управление по
военному образованию Главного управления
кадров и военного образования МО РФ и
Комитет по образованию г.Санкт-
Петербурга.
8.
Ходатайствуем перед Правительством
российской Федерации о поддержке создания
системы кадетских корпусов на территории
государства.
МИНИСТР
ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
генерал армии П.Грачев