1. Хронология формирования проекта кадетское образование
В 1992 году в России по инициативе и силами русских кадет Зарубежья и Московского суворовско-нахимовского содружества был открыт первый кадетский корпус, чем была продолжена традиция воспитания кадет, прерванная в России революцией 1917 года. При этом всем организаторам этого исторического события был важен сам факт создания в России кадетского корпуса, и восстановление традиций кадетского воспитания юных граждан России, поэтому содержание образования в кадетских корпусах оставалось в рамках существующих стандартов среднего образования Министерства образования РФ. Вопрос кадетского образования был впервые сформулирован выпускником Казанского СВУ Василием Кузьмичем Левченко в его диссертации «Совершенствование начального военно-профессионального образования в системе специализированных подготовительных учебных заведений МО РФ» Санкт-Петербург,1998 год.
Впервые вопрос о кадетском образовании как системе подготовки служилого слоя России возник при подготовке Первого Съезда кадет России осенью 2006 год. Организационным комитетом Съезда было решено: вынести вопрос создания кадетского образования в качестве одного из основных вопросов повестки дня Съезда; поручить его подготовить Председателю МСНС генерал-майору А. И. Владимирову; выступить на Съезде с докладом по этому вопросу генералу армии В. С. Бобрышеву. З марта 2007 года Президенту РФ В. В. Путину была подана служебная записка «О совершенствовании Суворовского (кадетского) образования и создании системы подготовки национальной элиты России». 28 июля 2007 года Конференция кадет России утвердила регламент Съезда и основные тезисы его докладов. Тезисы доклада по кадетскому образованию были опубликованы на кадетских сайтах, газете «Сыны Отечества» и Альманахе «Кадетский вестник России», и получили полное одобрение общественности. 22 сентября 2007 года, на Первом Съезде кадет России в Москве состоялся доклад Председателя Оргкомитета съезда генерала армии В. С. Бобрышева «О национальном проекте формирования национальной элиты России с детства на базе суворовских, нахимовских военных училищ и кадетских корпусов страны», и Съезд единогласно принял соответствующие Постановление. 23 сентября 2007 года Первым съездом кадет России было единогласно принято Обращение к Правительству Российской Федерации, Правительствам субъектов Российской Федерации, к институтам гражданского общества страны, руководителям производства, военно-промышленного комплекса и частного бизнеса, к гражданам и всем объединениям кадет и кадетам России «О национальном проекте и системе кадетского образования в России». 9 ноября 2007 года образована Рабочая группа «Кадетское образование» Общественной Палаты по образованию в городе Москве, руководитель член Совета Палаты генерал-майор А. Владимиров. 21 февраля 2008 года состоялся доклад Председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», члена Совета Общественной Палаты по образованию города Москвы генерал-майора Александра Ивановича Владимирова на Заседании XII Всемирного Русского Народного Собора и Соборных слушаниях по Доктрине «Молодежь России» «Об основных направлениях формирования молодых поколений граждан России как строителей ее успешного будущего». 5 марта 2008 года состоялось Обращение Председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», члена Совета Общественной Палаты по образованию города Москвы генерал-майора Александра Ивановича Владимирова, к кадетам и региональным объединением кадет России, с призывом начать работу по разработке Концепции Кадетского образования; нового Закона "Об Образовании"; Государственного образовательного стандарта кадетского образования. Образованы рабочие группы по кадетскому образованию в Москве (А. Владимиров), в Санкт-Петербург (В. Левченко), в Екатеринбурге (С. Писаченко, Н. Кустоусов). 10 марта 2008 года на кадетских сайтах открывается постоянная рубрика «Обсуждаем Концепцию кадетского образования». 12 марта 2008 года, состоялось заседание Общественной палаты по образованию в городе Москве» и доклад А.И. Владимирова «Кадетское образование как особая форма начального профессионального образования государственной службы». 24 марта 2008 года подана в Совет Безопасности РФ Служебная записка «О создании национальной системы формирования национальных элит России в качестве приоритетной задачи государства и российского общества, и как составной части Национальной стратегии России», в которой излагались основные подходы к разработке Концепции кадетского образования в России. 21 апреля 2008 года вышла Директива Министра обороны РФ № Д - 30 от 21 апреля 2008 г. «Об организации перехода суворовских военных и Нахимовского военно-морского училищ Министерства обороны Российской Федерации на 7-летний срок обучения». Ноябрь 2008 – январь 2009 года Совет МСНС разработал поправки в закон «Об образовании» в которых ввел основные понятия системы кадетского образования в России.Кадеты Урала разработали региональную концепцию кадетского образования в Екатеринбурге (Н. Кустоусов). 13 декабря 2008 года на Втором Пленуме ОС СНКР одобрены основные направления работы Президиума по кадетскому образованию. 25 января 2009 года подана служебная записка Президенту РФ Д. А. Медведеву «О кадетском образовании в России в контексте задачи улучшения качества управления государством и создания кадрового резерва страны». Февраль 2009 года Советом МСНС совместно с Ректоратом ГУУ разработана Программа «Целевая контрактная подготовка специалистов государственной гражданской службы из числа выпускников кадетских корпусов города Москвы в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет управления» за счет средств бюджета города Москвы на 2009-2018 годы». 10 февраля 2009 года подано письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу о кадетском образовании. 13 февраля 2009 года Совет МСНС утвердил основные направления работы Совета по развитию кадетского образования в России на период до Второго съезда кадет России в Санкт-Петербурге 11-13 сентября. 19 марта 2009 года по инициативе Президиума ОС СНКР и Совета МСНС состоялось заседание Московской Городской Думы по вопросу «Кадетское образование в Москве». С основным докладом «О перспективах кадетского образования в городе Москве в контексте задачи улучшения качества управления государством и создания кадрового резерва страны» выступил Председатель ОС СНКР генерал-майор А. И. Владимиров. 20 марта 2009 года подана Служебная записка по кадетскому образованию «О развитии кадетского образования в Москве» Первому Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И. Швецовой.23 марта 2009 года получение Поручения Руководителя Администрации президента РФ по разработке пакета документов и проекта Закона о внесении поправок в законы об образовании в РФ, в связи с инициативой кадетского образования Президиума ОС СНКР (Исполнитель А. Н. Гордиенко)2 апреля 2009 года совместное заседание Департамента образования правительства Москвы (О. Ларионова) и Общественной палаты по образованию в городе Москве по кадетскому образованию, доклад А. И. Владимирова «О перспективах развития кадетского образования в регионе». 24 апреля 2009 года проведение Конференции Президиума ОС СНКР, СНК СПб, Правительства Санкт-Петербурга и руководителей учреждений кадетского образования и высшей школы по теме «Кадетское образование» в Санкт-Петербурге (В. Левченко). 25 апреля 2009 года Третий Пленум Президиума ОС СНКР утвердил Повестку дня Второго Общекадетского съезда в Санкт-Петербурге 11-13 сентября и внес вопрос о кадетском образовании России в качестве одного из основных вопросов Съезда.
2. О Концепции кадетского образования в РоссииI. Определения, используемые в КонцепцииВ Концепции Национального проекта (Федеральной целевой Программы развития кадетского образования на 2010 - 2020 годы) используются следующие определения. «Национальная элита» - лучшие представители российского общества, составляющие слой, осуществляющий функции управления государством (его институтами), развития науки, экономики, культуры и сферы безопасности страны. «формирование национальной элиты» - постоянный процесс воспитания, подготовки, отбора и назначения руководящих кадров государства во всех сферах его функционирования, продолжающийся от отбора и поступления ребенка в учреждение кадетского образования, до завершения им карьеры государственного служащего. «Кадетское образование» - государственное начальное профессиональное (профильное) образование военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России на основе широкого гуманитарного общего среднего образования совместно с началами профессионального образования государственной гражданской и военной службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства. Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации «Учреждения кадетского образования» - учреждения среднего образования, в которых учащиеся получают полное среднее образование и начальное профессиональное образование государственной службы, к ним относятся образовательные учреждения: · федерального уровня: Суворовские (нахимовские) военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны, кадетские корпуса других федеральных министерств; · регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы интернаты правительств субъектов Российской Федерации; · муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации. При этом учреждения кадетского образования федерального и регионального уровней дают своим воспитанникам сертифицированное кадетское образование, а учреждения муниципального уровня предназначены для получения воспитанниками углубленных основ патриотического (кадетского) воспитания. «Непрерывное профессиональное образование государственной службы» - система учреждений профессионального образования государственной службы, получение образования в которых позволяет его воспитанникам получать профессию государственной службы, занимать соответствующие должности в системе государственной или муниципальной службы, делать служебную карьеру в рамках избранной профессии в течении всей своей трудовой деятельности. К системе непрерывного образования профессиональной государственной службы относятся: · учреждения кадетского образования; · институты государственной службы правительств субъектов Российской Федерации; · институты профильного профессионального образования государственной службы федерального уровня; Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.
«Кадетское движение России» - совокупность общественных организаций выпускников суворовских (нахимовских) военных училищ, кадетских корпусов силовых структур, Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации, объединенных едиными целями служения Отечеству и общими принципами деятельности. В состав кадетского движения России входят: · Советы (комитеты) ветеранов суворовских (нахимовских) училищ и кадетских корпусов всех типов; · Объединения выпускников одного учреждения кадетского образования, компактно проживающих в данной конкретной местности; · Региональные и межрегиональные объединения кадет; · Общероссийские организации выпускников учреждений кадетского образования России.
и так далее….
II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации (В том числе обоснование необходимости, места и роли кадетского образования и его соотнесенности с другими видами образования в системах образования и государственной (военной и гражданской) службы Российской Федерации)
Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия. Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и развития подразумевает необходимость твердого управления государством всеми сферами жизнедеятельности страны. Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, способных профессионально и ответственно управлять бытием державы. Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и мер социального обеспечения. Такая система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России. *** В основе Концепции кадетского образования лежит следующий комплекс идей
· Создание системы воспитания национальных элит, как служилого слоя России, с детства, осуществляется на базе учреждений кадетского образования (суворовские военные училища Минобороны и кадетские корпуса силовых структур и субъектов Российской Федерации) страны. · Формирование на базе учреждений кадетского образования единого ствола системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы. · Разделение общего ствола национального кадетского образования на собственно военный ствол (суворовские военные училища и кадетские корпуса силовых структур) призванный служить основой профессиональной подготовки офицерского корпуса России, и собственно гражданский ствол (кадетские корпуса федеральных министерств и субъектов Российской Федерации), призванный служить основой формирования корпуса профессиональных чиновников гражданской государственной службы. · Военный ствол кадетского образования - дает выпускникам суворовских военных училищ и кадетских корпусов федеральных силовых структур полное среднее образование и начальное профессиональное образование военной службы и, по выпуску, квалификацию сержанта командира отделения-заместителя командира взвода. По окончании училища, выпускник зачисляется согласно своему выбору и государственной разнарядке Минобороны (поступает вне конкурса без экзаменов) на второй курс военного училища, и, в последующем, в обязательном порядке продолжает служебную карьеру на военном поприще в составе офицерского корпуса России. В случае непоступления выпускника в военное училище, он автоматически (по прибытии в часть), начинает действительную военную службу в качестве сержанта, и продолжает ее в течение срока определенного условиями поступления в СВУ (или КК), или контрактом в военном округе (Виде ВС РФ) своего предназначения (например, 4-6 лет). Эти выпускники формируют основу корпуса профессиональных младших командиров и, в дальнейшем, могут делать служебную карьеру на военном поприще в собственно сержантской вертикали или, после учебы, в составе офицерского корпуса России. Возможно принятие воинской присяги и заключение соответствующего контракта на службу в составе Вооруженных Сил РФ при выпуске из суворовского училища или кадетского корпуса. · Формирование системы обязательного регионального и федерального заказа на подготовку государственных служащих в системе учреждений кадетского образования, который предусматривает планирование подготовки младших специалистов военной службы по планам Минобороны и гражданской службы по планам правительств регионов, со всеми вытекающими их этого постулата обязательствами заказчиков - по подготовке и последующему обязательному размещению специалистов-выпусников учреждений кадетского образования в своих структурах, повышению их квалификации и обеспечению их аттестации и карьерного роста. · Разработка и введение самостоятельного государственного стандарта кадетского образования и воспитания, в формате его профессиональной военной и профессиональной гражданской компонент, а так же его программного обеспечения, сертификации самих учреждений, их учебной, бытовой и материально-технической базы, и подготовки преподавательских кадров. · Разработка и введение самостоятельного Положения и Кодекса учреждения кадетского образования и их воспитанников. · Создание системы связи учреждений кадетского образования со своими выпускниками, путем обязательного создания в каждом учреждении его Совета ветеранов-выпускников. · Создание системы федерального и регионального руководства кадетским образованием в России. · Включение учреждений кадетского образования и их выпускников в обязательный цикл подготовки государственных служащих страны. · Формирование на базе выпускников учреждений кадетского образования кадрового резерва страны. · Включение этих идей и мероприятий в состав соответствующих приоритетных Национальных проектов.
III. Основы государственного образовательного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы
· Цели и задачи кадетского образования · Идея кадетского образования и эталон выпускника (сумма знаний, умений, навыков, нравственных и физических характеристик) · Общие подходы к кадетскому образованию (срок обучения 7-8 лет, ежегодное месячное пребывание в летних лагерях, начиная с 6 класса 1-2 недели зимний лагерь, последние два курса - стажировка в органах власти, или в войсках, формы дипломов и так далее.) · Состав классов, курсов и корпусов их состав и штатное расписание · Воспитательный компонент государственного образовательного стандарта применительно к кадетскому образованию · Образовательный компонент государственного образовательного стандарта применительно к кадетскому образованию · Профессиональный образовательный компонент кадетского образования · Требования к сертификации и лицензированию учреждений кадетского образования и их учебно-материальной базе · Общий порядок взаимодействия учреждений кадетского образования в Минобрнауки РФ, Минобороны РФ, региональными и местными властями
IV. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом
V. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения
VII. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
I. Получение Поручения Президента России Правительству РФ по разработке полномасштабного нового Национального проекта (ориентировочно: май - июнь 2009 года) II. Разработка общей Концепции национального проекта (Концепции кадетского образования и государственного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной службы) и представление ее Президенту России (ориентировочно: в течение 2009-20010 годов) III. Проведение эксперимента на базе 1-2 СВУ Минобороны РФ, 1- 2 КК Минобрнауки РФ, 4-6 КК в субъектах РФ, с началом его государственного финансирования в 2009 - 2010 годах, первоначально из статей бюджета Минобороны, Минобранауки РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации). IV. Плановое формирование системы профессионального начального образования государственной службы в России. (Ориентировочно: разработка новой правовой базы - до конца 2009-2010 года; переход к новой системе начального профобразования государственной службы - с 2010 года; строительство сети учреждений кадетского образования в регионах страны - с 2010 года). V. Создание в каждом субъекте Российской Федерации системы учреждений кадетского образования функционирующих в единой системе образования Российской Федерации (среднего, специального, дополнительного) и выполняющих задачи в соответствии со своим предназначением, и в соответствии с заказом Федерального центра и правительств регионов своей дислокации (ориентировочно, в течение 5-10 лет). VI. Встраивание выпускников учреждений кадетского образования в систему государственной службы по предназначению - по мере формирования правовой базы и оформление заявки регионов и центра на специалистов государственной службы. Получение первых полномасштабных результатов новой системы образования России - с 2017 –2020 года.
VIII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам
IX. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
X. Предварительная оценка эффективности Программы
XI. Предложения по участию федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, ответственных за разработку и реализацию Программы
XII. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
XIII. Предложения по направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
XIV. Предложения по механизмам разработки мероприятий Программы
XV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Приложения:
№ 1 Проект государственного образовательного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы
№ 2 Предложения по порядку работы, составу и компетенции рабочей группы по разработке и внедрению системы кадетского образования в России
№ 3 Предложения по созданию системы подготовки и переподготовки командного и преподавательского и воспитательного состава учреждений кадетского образования
№ 4 Предложения по проведению эксперимента по отработке системы кадетского образования на одном (нескольких) субъектах Российской федерации
№ 5 Предложения по формированию государственного (регионального) заказа на подготовку специалистов государственной гражданской (военной) службы.
№ 6 Предложения по информационному и организационному сопровождению Проекта
*** Все вышеперечисленные пункты структуры Концепции и ее понятийный аппарат являются лишь предварительными соображениями и подлежат критическому, но конструктивному осмыслению, обсуждению и профессиональной разработке.
3. Участие Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» в обеспечении нормативно-правового регулирования в сфере кадетского образования в России
В настоящее время нашим Общероссийским союзом на имя Президента Российской Федерации Д.А.Медведева представлены концептуальные предложения по вопросу развития кадетского образования в России в контексте задач улучшения качества управления государством и создания кадрового резерва страны. Такой высокий уровень и принципиальный подход к вопросу развития кадетского образования выбран не случайно. Участниками кадетских съездов неоднократно отмечалось: организации кадетского типа (суворовские (нахимовские) военные училища и кадетские корпуса), по своей нравственной и психологической сути, образованности, честности, генетической национальной патриотичности своих учащихся – формируют наиболее ориентированный на государственную службу (как военную, так и гражданскую), всесторонне подготовленный контингент молодых российских граждан. Пренебрежение этим государственным потенциалом, размывание его в общей массе подростков, (с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране, в том числе дефицита военных и военно-промышленных кадров), представляется весьма недальновидным, если не назвать преступным. Указанные предложения о развитии кадетского образования, в том числе предложения нормативно-правового характера были адресованы Главе государства и в соответствии с поручениями руководства Администрации президента Российской Федерации проработаны с участием Минобрнауки России, Минобороны России, МВД России и ФСБ России. Известно, что Минобороны России принимаются меры к формированию профессиональной армии, в государственной гражданской службе введены принципы непрерывного повышения квалификации государственных служащих. В контексте этих задач, кадетское образование и воспитание предоставляет платформу дальнейшего кадрового благополучия в названных сферах. Взаимоувязывание системы государственной службы с кадетским образованием, в том числе законодательно, нисколько не препятствует доступу к государственной службе другим гражданам, но дополнительно обеспечивает реализацию принципов конкурсности соискателей бюджетных мест профессионального обучения и работы в системе государственной службы, позволяет на ранней возрастной стадии выявлять наиболее подготовленных. Многолетний опыт работы в сфере кадетского образования дает основания считать, что, несмотря на ряд мероприятий, предусмотренных для организаций образования кадетского типа, единая государственная политика в этой сфере практически не выработана, целый комплекс вопросов не поддается решению, а иногда вызывает полное непонимание со стороны сотрудников органов государственной власти. Фактически образовательную деятельность, включающую реализацию образовательных программ военного профиля осуществляют четыре вида кадетских общеобразовательных учреждений: 1. суворовские военные, нахимовские военно-морские и военно-музыкальные училища - все состоят в системе Минобороны России, 2. специализированные кадетские (морские кадетские) корпуса, состоящие в ведении федеральных ведомств, например: Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России или созданные с их прямым участием, 3. кадетские (морские кадетские) корпуса, созданные органами власти субъектов Российской Федерации, 4. кадетские корпуса, созданные другими учредителями (например: общественные, в том числе казачество, национальные организации, с участием РОСТО (ДОСААФ) и другие). Такое типовое деление кадетских учреждений объективно и конкретизирует подходы по формированию предметной составляющей осуществляемого образовательного процесса. При этом обеспечивалось бы преподавание предметов в соответствии с принятыми стандартами общего образования, а в дополнение к нему – преподавание предметов военного или специального компонента, разрабатываемого под руководством того федерального ведомства, в ведении которого находится соответствующее кадетское образовательное учреждение. В части развития нормативного обеспечения кадетской сферы образования, необходимо отметить следующее. Нормативно правовое регулирование в сфере суворовского (нахимовского) военного и кадетского, в целом, образования в Российской Федерации представляется одной из важнейших задач государства. Участие в этом процессе – приоритетное направление деятельности Союза. Организуя свою работу в этом направлении, необходимо согласиться, что существуют разные взгляды на кадетскую форму образования. Исходя из этого личностного восприятия ответственными сотрудниками органов государственной власти, в этом направлении действует такая система нормативного регулирования в Российской Федерации, которая оставляет желать лучшего. Приходится констатировать, что конкретно законодательное регулирование вопросов кадетского образования и воспитания, на федеральном уровне, практически отсутствует. Эти отношения регулируются лишь в рамках правовых норм об общем образовании и конкретизируются только уже на уровне актов Правительства Российской Федерации, нормативных актов соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также на уровне субъектов Российской Федерации. В связи с этим, нами предпринята попытка разработать проект общефедерального законодательного акта, который был представлен Президенту Российской Федерации. Союзом - проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования кадетского образования и гражданско-патриотического воспитания». Основной идеей законопроекта является регулирование отношений между субъектами образовательной и воспитательной деятельности, органами государственной власти и участниками указанной деятельности, участие Российской Федерации в развитии национальной системы образования и воспитания детей и молодежи, развитие связанных с этим правовых и экономических отношений, совершенствование механизмов государственного содействия в реализации прав на гармоничное, многостороннее и целостное образование. Законопроект направлен на реализацию положений Конституции Российской Федерации, разрабатывается в соответствии с существующими актами законодательства в сфере образовании, начальной военной подготовки, патриотического воспитания детей и молодежи. Нормативные предложения, содержащиеся в настоящем законопроекте взаимоувязаны с Концепцией модернизации российского образования и Приоритетными направления развития образовательной системы Российской Федерации до 2010 года, развивают указанные документы на дальнейшую перспективу. В этом качестве реализуются одни из основных базовых принципов развития системы российского образования: открытость к общественным запросам и требованиям времени и привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, в образовательных реформах. Одними из важнейших положений, обуславливающих необходимость принятия законопроекта являются соответствующие положения Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г.). Адресуя наши предложения на имя Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, считаем крайне важным его личное участие как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации в решении проблем в сфере суворовского (нахимовского) и кадетского образования в целом. Предварительная оценка наших предложений нормативного характера неоднозначна. Они не нашли поддержки у ведущих ведомств Минобороны России, ФСБ России и Минобрнауки России. Причиной этого, как нам кажется, является недостаточная оценка значения кадетского образования в современный период российской истории, а также недооценка суворовского и нахимовского воспитания в советский период. Кроме того, большой политической ошибкой является такой подход, когда кадетское образование, в первую очередь военное суворовское и нахимовское, воспринимается только как ориентация на дальнейшее избрание курсантом (кадетом) военной профессии, а не как уже совершенное избрание профессии и начатое, в связи с этим, получение первых основ военной подготовки. По нашему четкому представлению, кадетское образование является первым (начальным) профессиональным образованием государственной гражданской или военной службы в Российской Федерации. При этом учреждения кадетского образования (удилище, корпус) должны давать своим воспитанникам сертифицированное кадетское образование, включающие углубленное патриотическое (кадетское) воспитание. В этом контексте важны и становятся крайне необходимы разработка и введение самостоятельного государственного стандарта кадетского образования и воспитания, обеспечивающего профессиональной соответствующий (военный или специальный гражданский профессиональной) компонент, взаимосвязанного с сертификацией и аттестацией самих учреждений, их учебной, бытовой и материально-технической базы, и подготовкой соответствующих преподавательских кадров. Непонимание этого препятствует согласиться с необходимостью разработки специальных стандартов кадетского образования, по которым наряду со стандартами общего образования, велось бы обучение в кадетских образовательных учреждениях, о чем было предложено Союзом. Нормализацией вышеописанных отношений послужило бы принятие в России правовой нормы, в том числе на уровне постановлений Правительства Российской Федерации, которая обеспечила бы единое адекватное и юридическое, сутевое, понимание кадетского образования как государственного начального профессионального (профильное) образования военной и гражданской государственной службы, получаемое в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства. Поскольку в настоящее время, в отсутствие закрепления на федеральном уровне достойного регулирования кадетского образования и воспитания, большой сегмент отношений в данной сфере регулируется законодательством субъектов Российской Федерации, полагаем крайне необходимым унифицировать концептуальные подходы на этом государственном уровне. С учетом имеющихся результатов мониторинга опыта деятельности кадетских организаций в регионах (Свердловская область, города Москва и Санкт-Петербург, регионы Сибирского и Южного федеральных округов), Союзом разработан проект Концепции развития кадетского образования в субъекте Российской Федерации. Материалы проекта данной Концепции представлены в Администрацию Президента Российской Федерации, с помощью которой организована их аналитическая оценка в целях, в последующем, предложить данную Концепцию как рекомендательный федеральный акт, направленный на обеспечение единой государственной политики в сфере кадетского образования и воспитания на региональном уровне. В настоящее время материалы представленной Концепции рассматривается с участием Минобрнауки России, Минобороны России, Минрегиона России, а также с участием полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. 5. Базовые подходы к формированию Государственного стандарта кадетского образования Мы убеждены, что система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России. Общие определения, константы и подходы "Кадетское образование" - государственное начальное профессиональное (профильное) образование военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России на основе широкого гуманитарного общего среднего образования совместно с началами профессионального образования государственной гражданской и военной службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства. Кадетское образование является первичным профессиональным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны России, а также кадетские корпуса Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации - образуют систему начального (первичного) государственного профессионального образования государственной службы. 1. Они предназначаются для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.
· специальным правовым полем; · собственной вертикалью исполнительной власти и собственной системой органов кадетского образования федерального уровня; · собственной системой подбора, подготовки и назначения кадров воспитателей, преподавателей и командующего состава; · собственными государственными образовательными и воспитательными стандартами, положениями, регламентами и статусами, а так же специальными сертификационными (лицензионными) критериями; · собственными программами, учебниками, учебными пособиями и учебной материальной базой, а также специальную учебную и воспитательную инфраструктуру; · в ней создаются специальные экономические и правовые условия, обеспечивающие безусловную престижность обучения и работы в ней. · в основы новых регламентов должна закладываться система существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования КК, так и для выпускников-кадет КК и СВУ при их поступлении на государственную службу, и так далее…
Базовые подходы к новому государственному образовательному Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны и субъектов Российской Федерации, образуют систему начального (первичного) профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы. · Они комплектуются, в основном их детей военных и государственных служащих (а так же сирот) и должны: · прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее…) и понятия чести и долга; · давать им полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование, дающее кадетам: возможно глубокое знание основ русской национальной культуры, истории и литературы, основ православного религиозного воспитания; необходимо высокий уровень общей культуры и обеспечивающее их способность устно и письменно формулировать свою мысль, а так же аргументировано и логически точно выражать ее хорошим русским языком; · давать им первоначальные знания по военному управлению и государственному администрированию, а так же навыки системного анализа и формировать способности кадет к самостоятельной государственнической политической и нравственной социальной ориентации; · развивать их способность к труду, самостоятельной подготовке, одновременно со способностью подчиняться и умением быть лидером и организатором действий коллектива; · отличные знания иностранных языков (переводчик-референт 1-2 иностранных языков); · знание основ этикета и правил хорошего тона; · прочные навыки владение компьютером на уровне хорошего пользователя; · базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой; · высокий уровень физической и психологической подготовки; · общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами; · навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания; · для суворовцев - общие навыки управления коллективами (к примеру, воинскими коллективами на уровне командира отделения - заместителя командира мотострелкового взвода); · для кадет гражданских учреждений кадетского образования – базовые знания и навыки в работе по специальностям гражданской государственной службы Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям. Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течение 7-8 лет. Должен быть предусмотрен ежегодный выезд в оздоровительные летние лагеря, а на последних двух курсах должна проводиться стажировка в учреждениях государственной службы (войсковая стажировка). В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника. Государственная (войсковая) стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию. Выпускники учреждений кадетского образования должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на вторые курсы учреждений базового образования государственной (гражданской и военной) службы. Таким образом система получения первичного военного образования должна обеспечить высокий уровень и гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению государственной службы, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда. О подборе и подготовке кадров учреждений кадетского образования Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров командного состава, преподавателей и воспитателей в учреждения кадетского образования, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям. Разработка требований к ним, порядок их подготовки и назначения, их сертификация и переподготовка - должны быть частью общей работы по созданию системы кадетского образования. Кроме того, важным и новым направлением государственной кадровой политики могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы - "состоит в запасе", а не "служит в запасе"), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени. Непременным условием назначения кадров постоянного состава в систему учреждений кадетского образования должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми. Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ, очевидно, что сегодня необходимо совершенствовать уже имеющиеся подобные структуры или создавать их вновь. Представляется так же важным, чтобы кадры постоянного состава учреждений кадетского образования сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них. Нам представляется, что в России и даже в регионах должны быть созданы методические центры и Центры повышения квалификации командного и педагогического состава учреждений кадетского образования. О программах и учебных планах учреждений кадетского образования Новые программы обучения и учебные планы учреждений кадетского образования должны верстаться исходя из принятой базовой схемы их профессиональной предназначенности. Эта базовая схема начального профессионального образования государственной службы должна складываться из системы курсов и специальных предметов обучения, и добротного среднего (углубленного гуманитарного) образования кадет. Расчеты часов по предметам обучения, перечни курсов и тем занятий должны диктоваться как прямым предназначением учреждений кадетского образования, так и спецификой государственного заказа к ним с учетом региональной специфики их дислокации. Курсы специальных предметов обучения, определяющих профессиональную ориентацию, подготовку и будущее предназначение кадет и должны рассчитываться на весь 7-8летний цикл их обучения с максимальным использованием для учебы времени летних лагерей. Эти документы должны разрабатываться на местах с учетом нового образовательного стандарта, требований профильных (заказывающих) министерств и региональных властей, и рекомендаций Минобразования РФ. Важной частью подготовки кадет исторически являлся спорт, поэтому, нам представляется крайне важным, что бы составной частью учебного и воспитательного процесса стало проведение плановых (один раз в два года) Спартакиад СВУ и КК по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам. Этапы реализации проекта
VII. Встраивание выпускников учреждений кадетского образования в систему государственной службы по предназначению - по мере формирования правовой базы и оформление заявки регионов и центра на специалистов государственной службы. Получение первых полномасштабных результатов новой системы образования России - с 2020 года. Реализация этой программы должна составить существо работы всех, заинтересованных в успешном историческом будущем России, государственных структур и общественных организаций, и в первую очередь - профильных комитетов Государственной думы и министерств Правительства РФ, соответствующих управлений Министерства обороны и Минобрнауки России, субъектов Российской Федерации, а так же объединений выпускников суворовских, нахимовских и специальных военных училищ и кадетских корпусов России. Кто это все должен и будет делать В настоящее время настала пора плотно работать над разработкой теории кадетского образования, над созданием его юридических основ и государственного образовательного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной службы России. Так сталось, что в этой работе мы может рассчитывать пока что только на самих себя и тех жителей Москвы и граждан России, которые разделяют нашу уверенность в том, что без профессионального, нравственного, патриотически и государственно ориентированного служилого слоя - Россия не сможет разумно развиваться и достичь целей совей Национальной стратегии - обеспечить достойную жизнь своих граждан, свой исторический успех и историческую вечность. Сегодня создана Рабочая группа по Кадетскому образованию Общественной Палаты по образованию города Москвы, которая имеет План своей работы. Я прошу всех, кто разделяет наши идеи включиться в разработку:
Очевидно, что такая работа требует профессиональных знаний в области права, педагогики и администрирования, поэтому наша особая надежда на то, что на наш призыв откликнутся специалисты и ученые, профессионально работающие в этих областях. Наша задача создать проекты документов для их представления Правительству Москвы (Президенту и Правительству России) к исходу 2008 года, понимая, при этом, что кроме нас эту работу делать никто не будет, а если будет, то это будет другое образование и другие стандарты, чего мы допустить не имеем права. Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и организаций кадет ветеранов эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит. Попечительские советы, решая вопросы улучшения быта кадет и качества инфраструктуры образования, оставляют без внимания и контроля все сферы прямой и ежедневной работы, то есть идеологию, воспитание, учебный процесс и само функционирование этих образовательных учреждений как особых административных (военных) организмов. Все это настоятельно требуют принципиально другой постановки задачи, так как создают опасность "растворения" кадетского образование в партийных и региональных потребностях в кадетском движении (то есть, в подручном электорате), что вообще недопустимо в принципе. Другими словами, нам представляется, что необходимо создание исполнительной вертикали управления кадетским образованием России. Для того чтобы кадетское образование как система начального профессионального образования государственной службы России и кузница элиты была успешной, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично, и его специальный Помощник по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов, который бы возглавлял исполнительскую вертикаль кадетского образования, доходящую до уровня Федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Представляется целесообразным, чтобы эту должность Помощника Президента России занимал только и исключительно человек военный и закончивший в свое время Суворовское училище или Кадетский корпус.
Уважаемые коллеги! В настоящем докладе мы коснулись только одного аспекта государственного строительства, а именно создания системы формирования служилого слоя России. Мы убеждены, что предлагаемые Вашему вниманию и вниманию высшего руководства столицы и страны некоторые базовые направления формирования молодых поколений граждан России как строителей ее успешного будущего, в частности - формирование нового национального проекта по созданию системы подготовки национальной элиты России с детства на базе суворовских и нахимовских военных училищ и кадетских корпусов страны, есть корректный и эффективный способ выращивания новых поколений строителей нашей великой державы и ее нового служилого слоя - что, на наш взгляд и есть инновационные подходы к этой проблеме. Представляется, что к успеху сегодняшнюю Россию приведет ресурс грамотного, профессионального и нравственного управления державой на всех уровнях управления и бытия державы. Именно новая политическая гражданская и военная политическая элита России, с детства восприявшая наши национальные ценности и воспитанная на наших исторических традициях, должна привнести в работу государственных и частных структур, в которых будут работать наши выпускники, и в само бытие России, те самые основы нравственного государственного патриотического кадетского воспитания, которое она получит в СВУ и КК. Сегодня интересы успешного развития России требуют, чтобы мы готовили свою национальную элиту с детства, и это можно сделать, в том числе через систему государственного кадетского образования, и только в масштабах нового национального проекта. Это есть основная часть гарантий успеха Национальной стратегии развития России и залог исторической вечности нашего Отечества. Представленный Вашему вниманию доклад, безусловно, не претендует на всю полноту освещения проблемы. Я, как профессиональный стратег и ветеран-суворовец, видел свою задачу только в формулировании самой проблемы и в обращении к ней Вашего внимания, и внимание руководства государства, Москвы,. Санкт-Петербурга и российской общественности. Нам представляется, что наш Форум может просить Президента или Председателя Правительства России возглавить проект создания системы кадетского образования в России Нам представляется, что в обоих столицах возможно проведение эксперимента по внедрению кадетского образования в качестве примера и образца для всех регионов страны, и сделать его безусловно приоритетным для соответствующих структур, а в его реализации опираться на мощь институтов гражданского общества и общественных организаций кадет России. Если мы вместе не решим эти задачи, то мы как нация будем обречены на дальнейшее культурное "дичание" даже в условиях сплошного Интернета и компьютерной грамотности, и дальнейшее исчезновение из истории Человечества. Позвольте пожелать нам всем в этом трудном деле терпения, удачи и успеха, который, на наш взгляд безальтернативен, так как этого хочет российское общество и требует сама жизнь. Благодарю за внимание.
|