Доклад

на XYII съезде Объединений кадет Российских корпусов за рубежом.

В.ЛЕВЧЕНКО,  выпускника Казанского СВУ-72 г.,

 ответственного секретаря Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет.

 

О системе кадетского образования и воспитания в современной РОССИИ.

(Зачитан А.Ермаковым)

 

          История Российских кадетских корпусов носила и носит этапный характер, не явились исключением и последние 10 лет их развития, когда началась работа по воссозданию в России кадетских корпусов  в различных формах и видах. Итогом стало появление уже более 50 учебных заведений, носящих наименование кадетских – корпусов, школ, интернатов и классов. Одни из них живут самостоятельной жизнью, другие – объединяются в группы, одни созданы в системе военных министерств, другие – в системе Министерства общего образования, одни образованы, как государственные учреждения, другие – как частные учебные заведения, одни действуют как интернаты, другие – как  школы приходящего обучения. Наверное, настала пора оглядеться, осмыслить и подытожить происходящее в России на поприще создания и воссоздания учебных заведений, именуемых себя кадетскими.

         Мы имеем прекрасные примеры появления новых учебных заведений, таких как:

  • Донской Императора Александра III кадетский корпус

  • Кадетские корпуса Красноярского края

  • Кадетские корпуса, созданные в Санкт-Петербурге

  • Кадетские корпуса в других регионах великой России.

 Важнейшие вопросы сегодняшнего дня 

         Первый и главный назревший вопрос, который СЕГОДНЯ должен решить съезд – это вопрос о преемственности системы кадетского образования и воспитания. Кадетские корпуса России, суворовские и нахимовские военные училища воспитывали и обучали молодых людей и готовили их к служению Отчизне. Как в одних, так и в других, существовали определенные, похожие традиции товарищеского духа и единения. Да, была иная идеология государства, отпечатки которой еще носят на себе некоторые люди старшего поколения. Надо понять, что коммунистическая идеология отжила в России свое, а воспитатель нового типа сегодня не может появиться враз и ниоткуда, да и воспитывает не столько идеология, сколько жизненный опыт, которого у молодых воспитателей просто нет. Адмирал Ушаков сказал, что идеологическая реформа в армии длится долгое, может не одно поколение, время. Если акцентировать все время внимание на форме, а не на существе дела – ничего не получится, а без окончательного и бесповоротного решения вопроса о неразрывной цепочке:

невозможно движение вперед – к созданию общими усилиями единой системы кадетского образования и воспитания.

   Православное воспитание  - краеугольный камень настоящего Российского воспитания. Расхождения во взглядах зарубежных кадет и руководителей некоторых корпусов, особенно находящихся  в ведении военного министерства, на этот вопрос на самом деле являются кажущимися. Никто из директоров и начальников корпусов, суворовских училищ не сказал ничего против православного воспитания. В подавляющем большинстве корпусов работают священники. Но нельзя же требовать изучения Закона Божьего без учебника. Нельзя же загонять кадет строем в Храм Божий, если он не воспитан дома в любви и почитании Господа. Необходимо набраться в этом плане христианского терпения, но вместе с этим осуществить некоторые шаги в расширении влияния на умы и сердца воспитанников и их воспитателей. В обращении к Патриарху Русской Православной Церкви съезд должен просить снабдить корпуса соответствующей православной литературой и, в первую очередь, учебниками Закона Божьего. Затем необходимо, чтобы за каждым корпусом и училищем был закреплен особо подобранный батюшка, которого надо на первом этапе, до создания своей домовой корпусной церкви, освободить от служб при закрепленном храме. Священник должен быть таким, чтобы воспитанники нашли в нем отца-батюшку, любимого, надежного и мудрого жизненного советника. Только тогда воспитанник неудержимо потянется к учебнику и храму, когда на душу и сердце его священнослужитель станет влиять более и лучше, нежели кто-либо другой.

    Очередной важный вопрос – вопрос определения наименования и шефства, что же такое кадетский корпус, кадетская школа или кадетский класс? Для исторически верного и применимого в сегодняшней жизни определения необходимо провести в нашей, кадетской, семье широкую дискуссию и обсудить этот вопрос. Сейчас под кадетским корпусом понимается всякого вида образовательное учреждение, подчас образованное, как дань модному течению или с целью привлечь внимание зарубежных кадет в корыстных, личных целях.

   Немаловажным остается вопрос профессионализации кадетского воспитания и образования. Почему-то сразу некоторым как кадетам, так и суворовцам представляется профессиональная подготовка в технологическом плане – как подготовка слесаря. Под профессиональной подготовкой следует понимать воспитание умений и навыков кадет – выпускников кадетских корпусов – в управлении людьми на следующем этапе своей жизни, сразу же после окончания корпуса. Кадет не только должен быть сам воспитан в истинно российском православном и патриотическом духе, но, главное, он должен уметь воспитывать и влиять на окружающих его молодых людей, будь то студенты, курсанты военных училищ или просто сослуживцы, которые не прошли систему кадетского воспитания. Только при таких условиях можно будет считать, что система кадетского воспитания исполняет наиболее действенную роль на благо России, когда кадет не только потребляет правильное воспитательное на него воздействие, но и сразу же, по окончании корпуса, а не в далеком будущем, отдает вложенное в него. Для того чтобы его умения и способности были активными, требуется профессиональное их воспитание под задачи будущего этапа с учетом того, идет ли кадет после корпуса в военное учебное заведение профессионального образования или в гражданский университет. Только тогда наши идеи воспитания будут охватывать Россию и большую часть ее молодого поколения  как лавина.

 

О системе кадетских учебных заведений

   Современное состояние вопроса возрождения, образования и воспитания в кадетских корпусах можно охарактеризовать одним емким словом – анархия, где каждый действует по своему разумению, определяя сам или искривляя те или иные положения, касаемые кадетского воспитания и образования, к своей выгоде, совершенно не заботясь о том, не наносит ли тем самым ущерб святому для нас всех званию - кадет. Может быть и правильно, что первые 10 лет события развивались именно так, выявляя отдельные личности и особенности кадетского становления. Дальнейшее же движение в этом направлении не может быть прогрессивным и неизбежно нанесет неисправимый урон кадетскому делу. Известно, что иногда обычный класс в школе может объявить себя корпусом, да и присвоить себе чье-либо имя. Уже сегодня приобретенный опыт и история дают нам право заняться установлением  и систематизацией единой идеологии в кадетском движении.

    Стоит отметить некоторые серьезные положительные прорывы вперед, особенно на  примерах появления и становления корпусов в Санкт-Петербурге и Красноярском крае.

Санкт-Петербург. Исторически город являлся центром военного образования, как столица государства Российского. На рубеже двух эпох в Северной столице было 6 кадетских корпусов, 5 военных академий и 8 военных училищ. В основном (как это видно из плана Санкт-Петербурга) сохранилось настоящее расположение военно-учебных заведений по месту их исторического размещения, а подчас сохранился и профиль подготовки военных специалистов. Следует отметить и тот факт, что Петербург является ныне единственным городом России, в котором созданы и действуют 7 (!) государственных учебных заведений, воспитание и предоставляемое образование в которых наиболее соответствуют требованиям, предъявляемым к кадетским корпусам. К сожалению, сроки обучения в них определяются финансовым состоянием страны и учредителей, основными из которых являются военные министерства или ведомства. Впервые при образовании кадетских корпусов: Кронштадского морского и Военно-космического применен принцип двойного учредительства – Министерства образования и Министерства Обороны РФ, что приносит определенные положительные результаты в обеспечении всего воспитательно-образовательного процесса. Все кадетские корпуса и Нахимовское училище объединены вокруг Суворовского военного училища, начальник которого – генерал СКОБЛОВ – избран старшиной директоров и начальников корпусов. Совместную работу  (воспитательную, спортивно-массовую и т.д.) преподавателям, воспитателям и командирам помогают организовать Союз суворовцев, нахимовцев и кадет, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музей А.В.Суворова. Налажено хорошее взаимодействие с высшими военно-учебными заведениями. Таким образом, обладая корпусами различного типа, направленности и подчиненности, и объединенных в единую систему, позволяющую не только учитывать, но и перенимать положительный опыт воспитательной работы в каждом корпусе, наладить непрерывную связь старших поколений выпускников корпусов с нынешними воспитанниками, Петербург по праву стал одним из ведущих центров кадетского образования и воспитания.

Красноярский край. Опыт создания системы кадетских корпусов, подчиненных отдельному органу образования субъекта федерации – Управлению кадетских учебных заведений администрации края – интересен по ряду моментов.

1.Кадетские корпуса краевого подчинения (без участия в их создании МО РФ) создаются с целью воспитания и начальной профессиональной ориентации выпускников на подготовку в дальнейшем требуемых специалистов для региона.

2.Орган управления самостоятелен в выборе и выполнении принятых решений, поэтому мобилен и оперативен при точном и своевременном финансировании.

3.Образовать и содержать кадетские корпуса под силу лишь сильному субъекту федерации (краю, области, республике), так как полное годовое содержание – бюджет – одного кадета составляет не менее 50 – 60 тысяч рублей (2000 долларов) в ценах 2000 года. Хорошо, если есть в регионе комплексы зданий с инфраструктурой, например, закрывающиеся военные училища, как в Красноярске или Ачинске.

Быстрое становление кадетских корпусов в таких условиях возможно. Но при этом управлять становлением должны специалисты, а не волюнтаристы. Можно собрать воедино сотни мальчиков, переодеть их в военную форму, пошитую из чистой шерсти, если есть на это деньги, можно научить их плясать и петь, но если нет в библиотеках учебников, нет учебных лабораторий, если нет подготовленных офицеров-воспитателей, нет ничего для проведения учебной работы – открывать кадетские корпуса нельзя. Нет ничего пагубнее, чем экспериментировать на детях невеждам от воспитания и образования. При этом подчас в управление кадетскими корпусами приходят люди не только, мягко говоря, слабо знающие историю Российских кадетских корпусов, но и отвергающие как положительный опыт работы, накопленный в суворовских училищах, так и опыт службы простых офицеров, то есть отвергающие военный опыт вообще. Хотя еще раз надо подчеркнуть, что кадетские корпуса субъекта федерации, такие как в Красноярском крае, могут вполне стать настоящими, если не будут оторваны от нужного военного опыта.

         Вопрос соучредительства со стороны Министерства Обороны при создании кадетских корпусов и в уже созданных корпусах очень важный в настоящее время. Важность его определяется рядом моментов.

Во-первых, весь уклад жизни в корпусе носит военный характер – исполнение требований воинских уставов, военная символика (форма одежды, знамена, погоны и звания, и т.д.), военные традиции (парады, смотры, воинские приветствия и взаимоотношения, товарищеские традиции и др.), организация повседневной службы, внутреннего порядка и многое-многое другое.

Во-вторых, воспитание в корпусах осуществляют офицеры-воспитатели. Желательно, чтобы офицеры были кадровыми, но ведь службу можно (да и в моральном плане нужно) проходить и в запасе, при этом офицер должен получать очередное воинское звание законно до полковника включительно. Известны примеры достойной работы офицеров-воспитателей в званиях капитан или старший лейтенант запаса, почему же какие-то жириновские и зюгановы могут получать звания полковников запаса, а офицер, работающий с мальчиками, воспитывающий их – нет?. Понятно также, что офицер в цивильном платье на службе выглядит нелепо, как нелепо он выглядит в смешанной военной форме или в самоприсвоенных незаконных  чинах и званиях. Нет уверенности, что такой офицер, изначально пренебрегающий понятиями чести и чистоплотности военной службы, может правильно воспитывать кадет.

В-третьих, Российские кадетские корпуса всегда готовили своих воспитанников к военной службе, поэтому желательно было бы иметь кадетам всех кадетских корпусов права поступления в военные училища (да и другие льготы, например, по проезду в транспорте, по оплате жилья и т.д.) такие же, как и у суворовцев, нахимовцев или кадет МО РФ.

В-четвертых, летний период обучения должен проходить в лагерях, по хорошо насыщенному курсу общевоенной подготовки.

Соучредительство военного министерства достаточно просто реализуется, без лишних финансовых затрат разрешает не только перечисленные моменты, но может позволить снабжать офицеров-воспитателей формой одежды, а кадет необходимым снаряжением и учебным оружием.

В каждой системе ответственную роль играют взаимосвязи между отдельными ее элементами, которые невозможно наладить в обществе без единого органа управления. Как сказано выше, отдельные элементы взаимодействия существуют, но единого для всей России центра управления нет. Главным является то, что кадетские учебные заведения создаются в двух мирах – военном министерстве и министерстве образования. Мы знаем, что процесс воспитания и обучения в истинном кадетском корпусе всегда носил военный характер. Наша Российская история даже знает немало примеров, когда кадеты в своем юном возрасте выполняли суровый воинский долг и отдавали свои жизни за Россию. Следовательно, необходимо, чтобы орган будущего управления всеми кадетскими корпусами современной России был взаимосвязан с обоими министерствами: военным и образовательным. Об этом надо в обращении съезда к Президенту России прямо заявить. Возглавить такой орган управления должен военный человек, обладающий необходимыми познаниями и опытом работы, имея в своем распоряжении специалистов высокого класса в области военного и кадетского воспитания и общего образования, спецификой которых является то, что корпус - это закрытый пансион с раздельным воспитанием и воинским укладом жизнедеятельности, целью которого является подготовка будущего поколения достойных людей в России и для России. На первых порах своего становления этот орган управления, действующий при Президенте, объединит кадетские учебные заведения, разработает единую систему учебно-воспитательной работы в них и сделает многое другое для создания элитной школы с точки зрения высоконравственного воспитания и высокоуровнего образования. Предпосылки к такому решению вопроса есть. Небезынтересным является и совпадение существующих на сегодняшний день центров возрождения корпусов с вновь установленными генерал-представительствами Президента России:

  • Петербург,

  • Москва с Воронежем,

  • Ростов с Новочеркасском и другими корпусами Северного Кавказа,

  • Красноярск с Новосибирском,

  • Приволжский, Уральский и Дальневосточный регионы (всего 7).

Региональное подразделение будет способствовать более близким и оперативным контактам руководителей и, что особенно важно, кадет между собой. Следует сегодня заявить со всей определенностью – настала пора без раздоров и конфронтации всем вместе отстраивать Великую, Единую и Неделимую РОССИЮ!

 

Участие кадет ОКРКК

  В чем же может проявляться в сегодняшний исторический момент участие кадет всех Объединений Российских кадетских корпусов за рубежом в деле становления системы?

Современные информационные технологии не только помогают ответить на этот вопрос, но и прямо приводят к мысли, что работа принимает колоссальный размах с точки зрения появления возможности влияния, в первую очередь, зарубежных кадет на систему воспитания в корпусах России. Вместо бессмысленного и иногда бесполезного перекачивания денег в корпуса России необходимо просто создать в них компьютерные классы с выходом в Интернет. Вы понимаете, что важнее это сделать силами и средствами зарубежных кадет, чем фондами Сороса. Такие классы позволят:

  • нашим воспитанникам (и их воспитателям тоже) быстрее овладеть новыми информационными технологиями, то есть не отстать от общемирового прогресса,

  • установить связь между собой для обмена опытом и проведения различного рода соревнований и олимпиад и иных совместных мероприятий,

  • но, что самое главное, позволит передавать огромные объемы информации, хранящейся за границей в музеях, архивах и библиотеках.

Система Интернет позволит создать свой WEB-SITE, через который и в котором каждый кадетский корпус, каждое объединение может иметь свою Web-страничку, участвовать в ее создании и пополнении сможет каждый кадет. Объединение кадет в Сан-Франциско, наконец-то, сможет представить всем кадетам для изучения и исследования, не только материалы исторического плана, но и представить те книги, которых в России нет и не было. А какие возможности для воспитания (влияния) представляет издание своего журнала в Интернете (с учетом накопленного опыта такой работы Объединениями зарубежных кадет), участие в котором будут принимать кадеты всех корпусов. Эту, очень важную и современную работу, прямо скажем, не требующего постоянного передвижения старших кадет по России, что становится с каждым годом все сложнее, можно, а точнее, нужно начать немедленно. Поставить единую информационную систему между корпусами, одно из серьезных дел, которое могут сделать старшие кадеты. Затем можно будет передать руководство такой системой уже, надо надеяться, созданному органу общего управления корпусами. В дальнейшем можно обсуждать вопрос активного участия старших кадет в создании Музея Истории Российских Кадетских Корпусов, Центра подготовки офицеров-воспитателей и военно-исторической библиотеки при этом центре. Если упустить время сегодня – можно считать, что оно будет упущено навсегда.

Заключение 

         Ограниченное время доклада не позволяет остановиться подробно на всех аспектах создания единой системы кадетского воспитания и образования в России. Это очень большая и ответственная работа. Можно долго, много и красиво говорить, но лучше – делать дело.

Поэтому:

1.    Предлагается отныне и навеки установить, что кадетские корпуса, суворовские военные и нахимовские военно-морские училища имеют одну великую цель – подготовить новое поколение будущей России и достойной смены кадет Российских кадетских корпусов, донесших традиции и дух Российской армии до наших дней. Закончить период присматривания и оценивания друг друга и начать период активной совместной работы всех патриотов Родины на благо единого дела – возрождения былой славы Российских кадетских корпусов

2.   Решить принципиально вопрос о необходимости, возможности и реализуемости создания Единой глобальной информационной системы. При положительном решении определить концепцию, сроки и исполнителе и приступить к ее созданию, зная, что она свяжет между собой все корпуса и объединения и будет способствовать расширению влияния кадетской системы воспитания на все молодое поколение России. Назвать свой WEB-SITE можно условно РОСКАД.ru

3.    Активизировать работу по созданию системы кадетского воспитания и образования с единым центром и региональными отделениями.

 

Ремарка:    Доклад представлен В.Левченко, к сожалению, не присутствующим в силу известных обстоятельств и поэтому не имеющим возможности лично представить доклад Вашему вниманию и ответить на все вопросы. Следует однако иметь в ввиду, что он является одним из очень немногих, кто знает суть вопроса, так как лично сам участвовал в создании кадетского корпуса в составе военного ведомства, а также, будучи заместителем по вопросам организации учебно-воспитательного процесса Управления кадетских учебных заведений в Красноярске приобрел практический опыт, который в совокупности с теоретическими положениями, разработанными в успешно защищенной научной диссертации представляют его как специалиста в данной области. К тому же он является официальным представителем кадетского движения Санкт-Петербурга.