Атрибутика съезда

XVIII ОБЩЕКАДЕТСКИЙ СЪЕЗД

РОССИЙСКИХ КАДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЗА РУБЕЖОМ

8-15 сентября 2004  

Фото сайта www.cadet.ru

 

Материалы о съезде из КАДЕТСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО ПИСЬМА. № 17. Октябрь 2004.

 Периодический электронный вестник Объединения Кадет Российских Кадетских Корпусов в Аргентине. Использование материалов и перепечатка разрешаются только при условии ссылки на источник, с присылкой копии издателям.

Электронный адрес: kadetpismo@hotmail.com

Почтовый адрес: Casilla de correo 51, 1653 Villa Bаllester, Argentina.

Расписание (в табличках) не всегда совпадало с реалиями. [Ред.]

Расписание съезда:

Среда

8 сентября

Регистрация – распределение по комнатам

21:00

Дружеская встреча

 С 8 по 15 сентября 2004 года состоялся 18 Общекадетский Съезд, в местечке Валь Моран, в той же гостинице, где и предыдущий Съезд, приблизительно в 80 километрах на северо-запад от Монреаля, под девизом «Рассеяны, но не расторгнуты». На Съезд прибыло более 100 человек, в том числе и гости из России. Прибыли делегации кадет из Соединенных Штатов Америки, Канады, Аргентины, Франции и Сербии. Делегации из Австралии, Бразилии, Венесуэлы и Германии не смогли прибыть. 

Четверг

 9 сентября:

10:00 – 12:00

Собрание кадет, приготовление к параду, показ фильма

15:00

Парад

16:00 – 17:30

Общее собрание: Открытие съезда, выборы президиума, приветствия, и т.д.

18:30 – 21:00

Торжественный ужин

21:00

Дружеская встреча

В четверг 9 сентября Съезд начался Зарей с Церемонией. Строем командовал председатель Нью-Иоркского Кадетского Объединения С. А. Муравьев. После молитвы и песни  «Наш полк», исполненных всем строем кадет, состоялось традиционное русское военное поминовение, а затем всеми присутствующими была спета песня «Братья, все в одно моленье души русские сольем».

После Зари с Церемонией, председатель 17-го Съезда А. И. Перекрестов официально открыл 18-ый Съезд. Все присутствующие отметили минутой молчания память скончавшихся после предыдущего Съезда кадет и суворовцев и жертв террористического акта в Беслане. Выборы нового Президиума были отложены на закрытое кадетское собрание, на следующий день. После этого были прочитаны приветствия Съезду. Представитель Московского Суворовско-Нахимовского Содружества, полковник С. А. Медведев, прочитал приветствие 18-му Общекадетскому Съезду секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, И. С. Иванова, посетившего предыдущий Съезд, когда он был Министром иностранных дел Российской Федерации.

От Кадетского Объединения в Аргентине Съезду и его устроителям была преподнесена икона Царственных Мучеников, написанная вице-председателем этого Объединения, арх. О. Н. Ауэ. От Кадетского Объединения в Белграде была преподнесена икона Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, являющаяся копией иконы, находящейся в храме Святого Александра Невского в Белграде, Сербской Православной Церкви. После открытия Съезда, в столовом зале гостиницы состоялся торжественный ужин.

Пятница

10 сентября:

10:00 –11:45

Закрытое кадетское деловое собрание

15:00 – 16:00

Доклады: И. Андрушкевич: "Наше завещание российским кадетам", О. Барковец: " Работа фонда СКК"

16:00 – 18:00

Рабочие группы

20.15 - 21.00

Доклад генерал - майора А. Владимирова: "О Российской Армии"

21:00

Дружеская встреча / показ фильмов

На следующий день, в пятницу 10 сентября, на закрытом собрании кадет, был единодушно выбран Президиум 18-го Съезда, в следующем составе: Д. В. Горбенко, председатель; М. А. Лермонтов, вице-председатель и В. М. Ротов, секретарь. Этот Президиум будет возглавлять Российские Кадетские Объединения за рубежом вплоть до выбора нового Президиума на следующем Общекадетском Съез-де. Согласно Резолюции 17-го Съезда, «члены Президиума последнего Съезда и все председатели Объединений образуют Кадетское Совещание, решающее все вопросы, возникающие в промежутках между Съездами».

Также было решено создать на время Съезда девять рабочих групп кадет, для рассмотрения разных вопросов и для выработки соответствующих предложений, для их включения в общую Резолюцию Съезда. 

Знамя Сумского кадетского корпуса. Это Знамя, бережно сохраненное, сопровождает каждый съезд кадет. Ю.Мордвинкин и М.Лермонтов.

 

    В этот же день, после обеда, состоялись доклады И. Н. Андрушкевича «Наше завещание Российским кадетам» и О. И. Барковец «Работа Фонда содействия кадетским корпусам имени Алексея Иордана». Незначительно сокращенный текст доклада И. Н. Андрушкевича, на основании звукозаписи, публикуется в этом номере «Кадетского письма». После докладов состоялась первая сессия рабочих групп. После ужина состоялся доклад В. Н. Мантулина, но не на указанную в программе тему («Поездка в Санкт-Петербург»), а на тему о необходимости согласования русских фундаментальных идей с современной действительностью. После этого доклада были показаны документальные фильмы, а затем состоялась дружеская встреча.

Суббота

11 сентября:

10:00 – 18:00

Поездка – экскурсия в Монреаль

21:00

Дружеская встреча / показ фильмов

На следующий день, в субботу 11 сентября, состоялась поездка участников Съезда автобусами в город Ровден в русскую церковь, на Божественную Литургию. Пел смешанный хор из кадет и местных певчих под управлением сына кадета Павла Пагануцци. После Литургии, на местном русском кладбище была отслужена панихида по усопшим русским воинам и кадетам и по невинным жертвам террористического акта в Беслане. Литургию и панихиду служил отец Петр Бурлаков, кадет 25-го выпуска ПРКК. Во время панихиды кадеты стояли в строю, со знаменем. После обеда состоялась вторая сессия рабочих групп, а после ужина доклады В. И. Короленко «Политическое положение в России» и А. М. Ермакова «Положительные явления в России».

Воскресение

12 сентября:

 8:00

Поездка в церковь

16:00

Концерт

19:00 – 21:00

Парадный ужин

21:00

Танцы

В воскресенье 12 сентября после обеда состоялся вокальный концерт, а вечером  парадный ужин, с танцами. 

Понедельник

13 сентября:

9:30 – 10:45

Доклады: Короленко: " Политическое положение в России", А Ермаков: " Положительные явления в России".

11:00 – 12:15

Рабочие группы

15:00 – 16:30

Рабочие группы (завершение работы рабочих групп). Доклад профессора Ивашинцова: "Музей Русской Культуры в Санкт-Петербурге".

21:00

Дружеская встреча / показ фильмов

В понедельник, 13 сентября, состоялась экскурсия в город Монреаль, а после обеда доклад профессора Д. А. Ивашинцова «Музей Русской культуры в Санкт-Петербурге». После доклада состоялась третья, завершающая сессия рабочих групп. 

А.Перекрестов - один из организаторов съезда.

Вторник

14 сентября:

10:00 – 12:00

Закрытое кадетское деловое собрание - Одобрение резолюций

15:00 – 17:00

Общее собрание Чтение резолюций съезда. Закрытие съезда

18:30 – 21:00

Прощальный ужин

21:00

Дружеская встреча

Во вторник, 14 сентября, после завтрака, состоялось закрытое кадетское деловое собрание, заслушавшее доклады рабочих групп, на основании каковых был одобрен текст Резолюции Съезда. После обеда состоялось  заключительное собрание Съезда. Председатель Съезда  Д. В. Горбенко закрыл Съезд, после чего все присутствующие спели молитву «Достойно есть». По техническим соображениям, Резолюция Съезда, текст каковой публикуется в этом номере «Кадетского письма», была прочитана Председателем Съезда во время прощального ужина.

Товарищеский ужин. Кадеты: В.Мантулин, А.Писарев, С.Данич и А.Истомин с супругами.

  На другой день, в среду 15 сентября, после завтрака, состоялся разъезд участников Съезда.

 

18-ый Общекадетский Съезд, среди постановлений, перечисленных в Резолюции, вынес свое решение по некоторым важным вопросам.

Снова было подчеркнуто, что идейное и педагогическое завещание русских зарубежных и императорских кадет уже было окончательно сформулировано в кадетских печатных изданиях, публиковавшихся в Русском Зарубежье в течение десятилетий, некоторые из которых продолжают выходить и по сей день. Таким образом, это завещание уже было написано и опубликовано, а посему оно никоим образом не может быть подвергнуто изменениям, ибо прошлое неподвластно будущему. Это в корне исключает возможность «переделывания» или «переписывания» кадетского завещания кем бы то ни было в будущем. Тем более, что оно было нам передано старшими поколениями кадет, являвшихся живой частью старой Русской Армии.

Кроме того, Съезд подчеркнул, что это завещание также содержится в Резолюциях и Обращениях последних шести Кадетских Съездов. Именно  эти Резолюции и Обращения и являются наказом для всех кадет, при их посещении возрождающихся кадетских корпусов в России. Съезд особенно подчеркнул необходимость передачи при таких поездках Обращения 15-го Общекадетского съезда о «Воспитании русской молодежи в кадетских корпусах», и  других кадетских материалов. Эти Резолюции и Обращения последних шести Кадетских Съездов были изданы отдельной брошюрой, на основании постановления предыдущего 17-го Съезда. Они также вошли в состав книги «Честь родного погона. Книга о традициях Российских кадетских корпусов», составленной покойным А. Б. Иорданом и изданной Фондом содействия кадетским корпусам его имени.

На основании предложения представителя Московского Суворовско-Нахимовского Содружества, полковника С. А. Медведева, Съезд рекомендовал этому Содружеству «изучить вопрос и подготовить свои предложения по необходимости введения в систему кадетского образования структур, соответствующих требованиям русских исторических традиций, олицетворением каковых являлся Генерал-инспектор военно-учебных заведений России Великий Князь Константин Константинович». Этот вопрос был уже поднят перед тогдашним Министром иностранных дел И. С. Ивановым, во время предыдущего Съезда.

В связи с запросами из России, Съезд уточнил, что Русский Общевоинский Союз (РОВС) был закрыт в 2000 году устным приказом его последнего председателя поручика В. А. Вишневского, во время предыдущего 17 Съезда. Этот приказ тогда был подтвержден председателям Кадетских Объединений по телефону поручиком В. А. Вишневским, из больницы, в которой он лежал. 18-ый Съезд также отметил, что вся информация на эту тему содержится в исторической справке М. М. Бореля, внука генерала М. В. Алексеева, опубликованной в «Кадетской перекличке» № 74.

Съезд также выразил чувство огорчения, что в некоторых военных училищах в России все еще сохраняется коммунистическая партийная символика. Во время Съезда была подчеркнута принципиальная невозможность симбиоза между партийно-сектантской символикой, воздвигнутой в рядах одной из сторон во время братоубийственной гражданской войны, и исторической государственной символикой России. 

В заключение необходимо отметить, что Съезд принял предложение Кадетского Объединения в Сербии устроить очередной 19-ый Съезд в 2005 году в Белграде. Также было отмечено предложение Московского Суворовско-Нахимовского Содружества о проведении Кадетского Съезда в России.+

 (Передовица «Кадетского письма» № 41).

 

РЕЗОЛЮЦИЯ XVIII-ГО ОБЩЕКАДЕТСКОГО СЪЕЗДА

 1. Рекомендовать Московскому Суворовско-Нахимовскому Содружеству изучить вопрос и подготовить свои предложения о необходимости введения в систему кадетского образования Российской Федерации структуры, соответствующей требованиям русских исторических традиций, олицетворением каковых являлся генерал-инспектор военно-учебных заведений России, Великий Князь Константин Константинович.

2. Рекомендуются личные или групповые поездки для посещения кадетских корпусов, с передачей Обращения о Воспитании русской молодежи в кадетских корпусах 15-го Общекадетского Съезда и других кадетских материалов. Совместно оповещать о таковых свои объединения.

3. Идейное и педагогическое завещание русских зарубежных и императорских кадет содержится в печатных изданиях объединений кадет русских кадетских корпусов, публиковавшихся в Русском Зарубежье в течение десятилетий, таких как парижская «Военная Быль», ньюйоркская «Кадетская Перекличка», венесуэльский и сан-францисский Бюллетени, аргентинское «Кадетское Письмо» и т.д., а также и в Резолюциях и Обращениях последних шести Кадетских Съездов.

 4. Предлагается установление памятника директорам, воспитателям, преподавателям и персоналу зарубежных кадетских корпусов.  Ввиду недостатка более точных данных, передать этот вопрос на окончательное рассмотрение и осуществление проекта и места установки Объединению Кадет Корпуса Императора Николая II в Париже. Окончательный подробный проект будет представлен всем Объединениям и на утверждение Президиума XVIII-го Съезда.

5. При исполнении нынешнего гимна Российской Федерации и при выносе красных флагов, рекомендуется соблюдать законы страны, если невозможно заблаговременно уклониться от участия в подобных мероприятиях. Продолжая нашу работу по передаче современным кадетским корпусам старых кадетских традиций, мы выражаем чувство огорчения, что в некоторых военных училищах всё ещё сохранена советская символика.

6. Принимая во внимание духовное состояние нынешней молодёжи в Российской Федерации, и заботу Патриарха о религиозном воспитании в кадетских корпусах, мы выражаем пожелание, чтобы таковое было введено в программу обучения.

7. Принимается во внимание, что  Московское Суворовско-Нахимовское Содружество поддерживает идею проведения очередного Съезда зарубежных кадет в России, и принимает на себя ответственность по организации такого Съезда и его частичного финансирования.

8. В связи с проведением очередного съезда в России, предлагается устроить паломничество по святым местам Екатеринбурга.

9. Принимается предложение Объединения кадет в Сербии устроить очередной XIX-ый Съезд в 2005 году в Белграде.

10.  В виду наших смыкающихся рядов, и дабы соблюсти «чувство локтя», кадетам одиночкам предлагается вступать в ближайшее Кадетское Объединение.

11. Передавать экспонаты и архивы в государственные музеи, с договором о гарантии соответствующих условий хранения, общедоступности и недробимости коллекций.

12. Согласно исторической справке внука генерала М. В. Алексеева, М. М. Бореля, опубликованной в № 74 «Кадетской Переклички», РОВС, со всеми его подразделениями, был закрыт устным приказом его последнего председателя В. Вишневского, во время предыдущего XVII Общекадетского Съезда. Этот устный приказ был затем письменно оформлен поручиком Д. Г. Браунсом, единственным оставшимся в живых членом Правления РОВСа. Ввиду этого, все организации называющие себя безоговорочно «РОВС», делают это незаконно.

13.  Во время Съезда было единодушно выражено искреннее соучастие всех русских зарубежных кадет в глубоком горе, постигшем Россию в результате недавнего очередного нападения на наше Отечество агентов международного терроризма.

14. Зарубежные кадеты и все присутствующие с великой скорбью приняли известие о кончине полковника Евгения Павловича Исакова, пришедшее как раз при открытии XVIII-го Съезда. Было возглашено поминовение с пением «Вечная память».  Мы сильно опечалены потерей искреннего друга зарубежных кадет и высказываем наше соболезнование его супруге.

 Валь Моран, Квебек, Канада.

14 сентября 2004 года.

 

И. Н. Андрушкевич

 НАШЕ ЗАВЕЩАНИЕ КАДЕТАМ РУССКИХ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

 (Доклад на 18-ом Кадетском Съезде, 10 сентября 2004 г.)

 

Мы уже много лет говорим на эту тему, разбираем ее со всех сторон. Впервые эта тема была поднята, кажется, на 15-ом Съезде в Сан-Франциско. Тогда я уже читал доклад на тему «Наш опыт». Речь была о педагогическом опыте русских кадетских корпусов. Приблизительно такая же тема была и на нашем первом Кадетском Съезде в России. Тогда покойный Алексей Иордан сказал, что нужно прочесть в Санкт-Петербурге доклад на тему о воспитании русской военной молодежи. Потом я этот доклад повторил в Москве, а затем он был опубликован отдельной брошюрой.

Мы на эту тему уже много говорили, написали много резолюций, так что наше завещание уже закончено. На 15-ом Съезде в 1996 году в Сан-Франциско была создана комиссия, состоявшая более чем из 20 человек. В комиссии состояли все председатели всех отделов, все редакторы наших печатных органов и Президиум этого Съезда. Тогда была разработана резолюция, которая теперь вышла в сборнике резолюций. 10 человек из этой комиссии внесли конкретные предложения в текст этой резолюции. Больше всех предложений внесли покойные Алексей Иордан и Алексей Боголюбов. Мы не можем каждый год переписывать наше завещание, тем более, что многие из авторов этих резолюций-завещаний уже скончались.

Да мы сами никакого завещания и не пишем. Мы лишь душеприказчики других завещаний, гораздо более древнего происхождения. Мы последние могикане старой Русской Армии, не Красной, не Советской, и даже не Белой.

Мы наследники старой Русской Армии, которая начала создаваться еще в древнем Новгороде. Несколько военных родов, которые составляли дружину Новгородскую, поставляли на Вече кандидатов в тысяцкие. Это было военное сословие в самом начале нашего государства. Когда Святой Владимир принял Православие, то он решил созвать Совет –  будущую Боярскую думу, - чтобы «думать об Уставе Земли Русской». Он не переписывал этот Устав у других стран, как это делается сегодня, а создавал наш, русский Устав. И для этого он собрал старших дружинников, старших военных, и представителей Церкви. Вот из этих двух категорий лиц и состояла Боярская дума, и она просуществовала до 1711 года, когда Петр Великий перестал ее созывать.

Вот откуда пошли наши военные традиции. О русских военных традициях нам рассказывают летописцы, а также автор «Слова о полку Игореве». Летописец рассказывает родословную военной семьи Яна Вышатича, как его прадед был тысяцким в Новгороде, отец был тысяцким в Киеве, сам он был тысяцким в Киеве, и как Яна посылали в разные места: он был в Константинополе, на переговорах с половцами, в русском княжестве Тмутаракань. Он говорил: «Я служил не отдельным княжествам, а всей земле Русской». Вот это главная традиция нашего наследия, которое мы сегодня передаем в Россию. Мы не можем иметь какие-то удельные идеологии или частные концепции. Мы несем те же самые концепции, которые существовали уже в самый момент зарождения Руси или России. (Русь по-русски, а по-гречески – Россия, так как греки не могли произнести «с» с мягким знаком. Впервые слово «Россия» появляется на греческой иконе Святой Ольги, «Великой Княгини Российской»).

С тех пор на Руси развивались русские общекультурные и чисто военные традиции, передающиеся из поколения в поколение, и они дошли до наших дедов и отцов. Мы их от них получили, этот вклад, этот капитал, и мы его дальше завещаем. То есть мы не завещаем ничего своего нового. Мы не можем к этим традициям ничего ни прибавлять, ни убавлять. Об этом говорил Валентин Мантулин на Съезде в России. Мы являемся всего лишь душеприказчиками этой старой русской 11-вековой традиции, военной, государственной, культурной. И мы лишь ее сегодня снова формулируем.

В России теперь в книгах, журналах, архивах можно прочесть всё о старых традициях. Но менталитет не сохранился! Мы живем в эпоху, когда изменились многие менталитеты многих народов. То же случилось при крушении Римской Империи в 5-6 веках. Менталитет изменился. Как будто всё то же самое, но люди думают иначе. А мы еще не думаем иначе. Мы думаем и чувствуем так, как думали и чувствовали наши отцы. Это величайшее счастье нашей жизни, что, хотя многим из нас уже под 80 лет, а некоторым уже и за 80, но в нашей жизни не было никогда никакой перестройки! Никаких изменений партийных линий! Мы так же всё чувствуем и понимаем, как наши отцы. Хуже, чем они, может быть, не с тем же размахом, как они, но в том же духе. Мы хотим передать этот дух, а не только то, что написано в книгах. Когда мы были на встрече в Москве в 1992 году, нас повели в театр на спектакль «Дни Турбиных» Булгакова, где показывали на сцене «белогвардейцев». Но режиссер вообще не понял менталитета русских офицеров! Он выпустил на сцену актеров в прекрасно сшитой офицерской форме, с погонами, орденами, но это не были русские белые офицеры. Настоящие офицеры не говорили, не жестикулировали, не спорили так, как нам показали на сцене. Режиссер спектакля, с которым мы должны были познакомиться, нас не принял, потому что ему передали наше мнение о спектакле. Он испугался правды. Многие боятся правды.

Когда А. И. Солженицын написал первую версию своего романа «Август Четырнадцатого», он черновик рукописи прислал дочери генерала М. В. Алексеева, которая жила в Буэнос-Айресе, в трех кварталах от меня. Вера Михайловна Алексеева была свидетелем описываемых событий, она жила вместе с отцом в Ставке во время войны. Она ответила Солженицыну, что все даты, факты, события описаны совершенно точно, по архивам и сведениям из газет 1914 года. Но она категорически не согласилась с тем, что в первом варианте романа русские царские офицеры, попадая в плен к немцам, срывали с себя погоны. В. М. Алексеева написала тогда Солженицыну, что для русского императорского офицера величайшим бесчестьем было бы сорвать с себя погоны. Он бы предпочел потерять жизнь, чем сорвать погоны. И кроме того, он ведь попадал не в плен к нацистам, а в плен к Кайзеровской Германии, где офицеров противника уважали. После получения письма, Солженицын эту сцену изменил.

Поэтому то, что мы хотим сейчас завещать, это не только то, что записано в книгах, уставах и так далее, а мы хотим передать остатки того духа, который мы до сих пор сохранили. Без перестроек, без идеологических извилин. То есть мы хотим передать то, что нужно сохранить для будущего России.

У нас есть все резолюции, все доклады, есть та замечательная книга, которую написал Алексей Иордан по постановлению предыдущего Съезда, который здесь проходил. Книгу он не успел издать, и издали ее уже после его кончины. В издании книги огромную роль играл полковник Евгений Павлович Исаков, кончина которого тоже для нас огромная потеря. Исаков был очень близкий нам человек по духу, он дух наш понимал лучше всех других. Эта книга является путеводителем по нашему завещанию: там все наши резолюции, все наши главные статьи.

Хочется подытожить некоторые основные концепции нашего завещания. Эти концепции можно разделить на два больших отдела. Во-первых, это концепции методологические. Во-вторых, это концепции идеологические.

Разделение этих двух концепций – это большая проблема в работе с молодежью, например, в работе со скаутами и разведчиками. Скаутизм был создан англичанином, и есть скауты во многих странах. В Советском Союзе тоже хотели скопировать опыт скаутов, создав организацию пионеров. На основе скаутизма создали детские организации Муссолини и Гитлер. Копировалась методология, но каждая из этих скаутских организаций вкладывала свою идеологию. Нацисты вкладывали свою идеологию, фашисты свою, ленинцы свою. А наше русское разведчество вкладывало свою идеологию. Вот у нас в Аргентине, например, организация ОРЮР в своих резолюциях говорит, что полностью принимает английскую методологию, но не принимает английской идеологии, так как ОРЮР - организация русская, православная. Точно так же, как мы принимаем итальянскую нотную систему, но это не значит, что мы будем петь только итальянские песни. Русские песни написаны итальянскими нотами. Методология – это одно, а идеология – совсем другое.

Педагогическая система, предложенная в нашем завещании, очень важна, от нее зависит сама политическая система. Яркий пример – Афинская демократия, основанная за 10 столетий до Рождества Христова. В течение 7 веков она претерпела 11 разных реформ. Из монархии она превратилась в аристократию, потом в олигархию, потом в демократию. Но при этом всегда сохранялась культура гражданственности и верности Афинам. Многие ученые считают, что знаменитая греческая демократия, о которой теперь так много говорят, основывалась на определенной системе образования, которая затем была и в России. Эта система образования базировалась на целостном интегральном воспитании: религиозном, нравственном, интеллектуальном, физическом и военном воспитании молодежи. В Спарте это было жёстко: они отнимали ребенка у матери в возрасте 7 лет и делали из него воина. А в Афинах говорили: «Мы сделаем из ребенка воина и гражданина».

Платон рассказывает о системе воспитания в Афинах. Он говорит о том, что до 10 лет ребенок воспитывается в семье, затем в течение 8 лет он воспитывается в Лицее, где получает религиозное, нравственное, духовное, культурное, интеллектуальное, физическое и военное воспитание. В 18 лет он должен отбыть воинскую повинность 2 года и дальше занимается, чем хочет. А тот, кто хочет управлять государством, должен еще 10 лет учиться мудрости. В 30 лет он может уже занимать некоторые незначительные должности в государственном управлении, а к 50 годам вполне может быть на главных постах в государстве.

Сейчас я как раз разрабатываю эту тему, так как в следующем году я буду читать большой доклад  в Аргентине, на испанском языке, о системе образования в древней Афинской демократии. (Я уже 25 лет состою членом Аргентинского общества Эллинской культуры, а недавно меня выбрали его председателем, несмотря на мою перегруженность разными делами). 

В Афинах, не получивший такого комплексного образования человек не мог занять ни одной важной должности в дальнейшей жизни, это был политический изгой. И первым по важности было религиозное образование. Сейчас в России многие говорят, что религиозное образование нам не нужно, раз у нас демократия. Афинская демократия казнила Сократа только за одно подозрение в том, что он растлевал религиозность молодежи. В Афинской демократии безжалостно казнили воров, сбрасывая их со скалы в море, ибо в земле Афинской их нельзя было даже хоронить. Вот бы нам такую демократию!

Традиции такого комплексного образования идут из глубокой древности. Существуют даже преположения, что эта педагогическая система частично была взята с Кипра, где расцвела Минойская культура. Очень много интересного и в Римской системе военного воспитания. Возможно, эти традиции воспитания пришли в Древний Рим от этрусков, ибо свою систему воспитания римляне называли этрусским словом «тиросиниум». Сами же этруски – есть такая версия – это остатки спасшихся от разгрома жителей Трои. Система образования шла из глубины веков, и ее не подвергали перестройкам и коренным реформам.

Очень интересной была система образования у евреев. Когда римляне осадили, а затем взяли и разрушили Иерусалим, то собрался совет мудрецов еврейских, чтобы решить, кого нужно в первую очередь спасти: военачальника, поэта? Нет! Решили спасти лучшего педагога. И раввина-педагога усыпили, положили в гроб и сумели вынести за стены города. Это был их главный педагог, ученый. Он впоследствии создал школу раввинов, и от него пошла вся последующая педагогическая система евреев.  

Так что система образования в кадетских корпусах – какая она была и какой она должна быть – это чрезвычайно важный вопрос. При нашей помощи в России созданы кадетские корпуса, мы туда передаем свой опыт, и, может быть, это сыграет свою роль в преображении системы образования в России.

Очень важно, чтобы образование в корпусе продолжалось 7 лет. У нас в Аргентине был старший член Объединения, граф А. А. Коновницын, праправнук знаменитого героя войны 1812 года графа Коновницына, который сменил на Бородинском поле в командовании войсками смертельно раненного генерала Багратиона. В Аргентинском Объединении была создана комиссия, чтобы определить предпосылки для наименования какого-либо учебного заведения в России кадетским корпусом. Я вместе с духовником нашего Объединения отцом Владимиром Шленевым пришел к графу Коновницыну, которому в то время было уже почти 90 лет. Мы обратились к нему с просьбой – дать нам определение Русского кадетского корпуса. Он сказал, что срок обучения должен быть 7 лет, потому что обучение, например, иностранным языкам нужно начинать до наступления половой зрелости. Способностью к усвоению иностранных языков ведает один из центров мозга, который именно в детстве работает активно, а с наступлением половой зрелости его деятельность затухает. Если в детстве развить этот центр, то человек потом, с возрастом, может легко усваивать и другие иностранные языки. Русские педагоги в 19 веке уже это знали, а на Западе это только теперь открывают и преподносят, как сенсацию. Вот почему наши отцы и матери прекрасно говорили на нескольких языках, без акцента. Этот опыт старой русской школы нужно учесть.

Это педагогические аспекты нашего завещания. Но есть и аспекты идейного содержания. Мы не только хотим передать педагогические навыки, но и содержание образования. Российская Империя была ведущей цивилизацией в мире. Наша цивилизация была передовая, потому что она имела передовую педагогическую систему. Коммунистическая власть не только уничтожила лучшую часть населения России, но и пыталась – в основном безуспешно – превратить оставшихся в «нового человека».

Граф Коновницын указал, что на первом месте должно быть образование религиозное, духовное и нравственное. Как говорил Суворов: «Слава Богу, мы русские и православные». Содержание нашего образования должно быть русским и православным, а не советским, или фашистским, или демократическим, или каким-то иным.

Теперь пишут, что Россия в будущем якобы будет «демократическим» государством. У нас была Новгородская вечевая демократия, Москва создала земскую соборную демократию, вся наша Казачья система была демократической. Один испанский философ говорил, что в ООН записаны 190 государств – и все эти государства демократические, нет ни одного исключения. Но наша демократия должна быть нашей демократией, русской, а не чуждой нам, скажем североамериканской, или африканской, или южноамериканской. И не российской, а русской.

И кадетам в России мы должны завещать, чтобы они были русскими, православными. Они должны любить русскость. Здесь в США жил архимандрит Константин, в миру виднейший профессор К. И. Зайцев. Он дал такое определение русскости: «Русскость – это есть качественность». Это мы и завещаем кадетским корпусам. Будем делать все хорошо, на высшем моральном и нравственном уровне. Все должно быть эстетично и этично.

Наши предки служили России не за доллары или рубли, не из материальных интересов. Они не были «бизнесменами». И мы, продолжая эту традицию, тоже все служим не из материальных интересов. Всем нам нелегко было сюда приехать из-за возраста, но мы приехали, потому что мы посчитали это долгом службы России. Вот что нужно завещать будущим кадетам – эту зарядку на службу России. Как это замечательно выразил автор «Слова о полку Игореве»: русские воины идут в бой и служат, ища себе чести, а Русской Земле и её князю – славы.

Все это имеет большое политическое значение. Сейчас произошли эти ужасные события в России. В итальянской газете «Корриере де ля серра» недавно было написано, что сейчас России нужна новая объединяющая идеология, которая ей помогла бы выйти из коллапса коммунизма и преодолеть новые опасности международного терроризма. Она у нас уже имеется. Но, конечно, такие процессы происходят медленно. Вот в Германии только сейчас, через 60 лет после окончания Второй Мировой войны, признали тех офицеров, которые готовили заговор против Гитлера, героями, а молодых солдат стали приводить давать присягу на месте расстрела этих офицеров.

Так и России – требуется время для преодоления этих глобальных пятиконечных звезд и красного флага. Со времён падения Константинополя 550 лет тому назад, сокровенный смысл красного флага – это пролить христианскую кровь и осквернить христианские святыни.

Не может быть симбиоза зла с добром. Среди нас в этом зале находится дочь корнета Потемкина, который на своей груди, с риском для своей жизни, вынес наше боевое Знамя, стоящее в этом зале, из России, чтобы спасти его от осквернения и уничтожения. Это святыня, на этом Знамени икона Спаса Нерукотворного. Это Знамя сегодня еще нельзя передавать для того, чтобы оно стало одним из музейных экспонатов, и было бы помещено рядом с языческими символами, что равносильно его осквернению. Мы не согласны на смешение добра со злом. Будем терпеливы до конца, не будем подмешивать никаких компромиссов к завещанию, которое передали нам, для дальнейшей передачи по эстафете, наши отцы и наши старшие братья.+