Доклад Председателя Московского СНС А.Владимирова

 на Втором Общекадетском съезде

Санкт-Петербург, 12 сентября 2009 года

 

Основы Концепции и

Государственного стандарта кадетского образования в России

 

 

Краткий экскурс в историю появления кадетского образования и диалектику его развития

 

Анализ истории возникновения и развития феномена кадетского образования позволяет сформулировать некоторые выводы о его истории, генезисе и диалектике его предназначения.

Необходимость и общественная полезность воспитания молодых поколений своего социума (рода, племени, народа, государства и нации) понималась нашими предками всегда.

Это воспитание первоначально носило характер подготовки «вскормленных с копья»[1] детей  непосредственно к войне, как главному делу человеческого социума.

Такое образование имеет своим истоком подготовку  к военной службе и воспитание воина с детства в системах воспитания с древних времен - Шумеры, Афины, Спарта, Древний Рим,  Османская империя и так далее.

Все эти цивилизации и государственные образования имели свои  родовые особенности воинского воспитания детей. Так, например, Спарта – воспитывала мальчиков как воинов и обладающих воинскими боевыми навыками бойцов; Афины и Древний Рим – основной упор делали на широкое образование и обязательное воинское воспитание; Османская империя делала основной упор на подготовку детей войны – мамелюков (оторванных от родных корней детей покоренных народов), как касту слепо преданных султану воинов.

Именно к тому времени относится появление специальных мест подготовки детей к войне, которые, со временем и стали школами, гимназиями, лицеями и кадетскими корпусами, и обрели свою собственную специфику образования и воспитания, свои системы взаимоотношений и внутренней этики.

Распространение Христианства, появление в Европе рыцарства, эпоха Реформаторства, Возрождения и гуманизма, а так же общее развитие наук в средние века, безусловно, гуманизировало воспитание молодого поколения и сделало более доступным школы общего назначения, притом, что воспитание будущих воинов и государственных служащих стало задачей зарытых учебных заведений.

Военные реформы и беспрерывные войн XVI - XVII веков Нидерландов, Дании, Германии и Франции выявили необходимость профессиональных армий, а значит профессионального военного обучения, что сказалось появлением разного рода военных академий, училищ и школ, создаваемых королями и принцами, то есть,  имеющих практический государственный статус.

Для нас важным является тот факт, что практически беспрерывные войны середины Второго тысячелетия выявили и поставили перед государствами проблемы военного сиротства и, одновременно, необходимость воспитания военных профессионалов, в качестве проблем, решение которых было необходимо найти.

Решение этих проблем оказалось возможным путем создания и государственного патронирования специальных образовательных учреждений, которые потом будут называться кадетскими корпусами, лицеями и суворовскими военными училищами.

Учебные заведения такого типа были созданы первоначально великим курфюрстом Пруссии Фридрихом-Вильгельмом I, создавшем в 1686 году кадетские роты и три (Брауншвейг, Бранденбург, Кольберг) военные кадетские (рыцарские)  академии.

Этот процесс был обобщен следующим образом: «В 1717 г. Фридрих- Вильгельм I принял меры по организации всеобщего образования, и эти три академии сведены в Берлине в кадетский корпус на 100 человек, шефом которого стал 5-лентний кронпринц Фридрих – будущий король Фридрих II. Берлинский корпус стал образцом для Саксонии. В 1725 году там был создан свой кадетский корпус. Примеру пруссаков последовали и другие: Россия – 1723г., Австрия – 1751г., Польша- 1765г., Бавария – 1790 г.»[2]

В России появление учреждений кадетского образования прямо связано с царствующей фамилией Романовых, которые: образовали в1701 году Навигатскую Школу (Петр I), в 1732 году Сухопутный шляхетный кадетский корпус (Анна Иоановна); довели численность кадетских корпусов России до 32-х; обеспечили их Высочайшее покровительство, назначив Великого Князя Константина Константиновича Романова Попечителем всех кадетских корпусов, который ведал кадетским образованием как отдельной ветвью системы образования России.

После революции 1917 года и с началом Гражданской войны в России были ликвидированы все кадетские корпуса. Часть корпусов удалось вывести вместе с Белой амией и продолжить их работу в Сербии (Белая церковь) и Франции (Версаль), последний русский кадетский корпус был закрыт в Версале в 1964 году.

В 1943 году сразу после стратегической победы Красной армии над войсками немецкого вермахта под Курском, в Советском Союзе была создана система суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, созданных по «типу старых кадетских корпусов».

Эта система учреждений кадетского образования России существует и развивается сегодня, она существенно пополняется путем образования десятков новых кадетских корпусов субъектов Российской Федерации, при этом их предназначение, количество, программы и сроки обучения в них были и остаются различными.

***

Особенности предназначения и диалектика направленности обучения в учреждениях кадетского образования

Анализ генезиса учреждений кадетского образования с точки зрения решения ими базовых задач своего предназначения, позволяет сделать следующие выводы.

Базовыми социальными функциями и задачами учреждений кадетского образования исторически были:

·         «Поглощение» сирот войны или решение задач «военного сиротства», но никогда проблемы детской беспризорности;

·         Коррекция поведения и судеб воспитанников;

·         Ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы;

·         Государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников.

Все эти социальные задачи и функции были характерны для всех типов учреждений и для всех исторических периодов кадетского образования, но каждое государство и даже каждые период его истории вносил свои коррективы в приоритетность тех или иных задач.

Как показывает анализ, специфика предназначений учреждений кадетского образования, а значит и специфика образования получаемого их воспитанниками, в зависимости от исторического времени и задач, решаемых государствами -  менялись.

Так, например, во Франции XVI века кадетами становились дети погибших в войне офицеров и их учили «благородству».

В Пруссии кадетами  становились дети погибших офицеров и их готовили как будущих офицеров.

***

Кадетские корпуса Императорской России являлись государственными учреждениями, комплектовались детьми погибших в войне и на воинской службе офицеров и гражданских государственных чиновников, а так же тех из них, которые имели заслуги перед Россией, но не имели средств на образование своих детей.

Их воспитанники готовились к государственной службе на военном и гражданском поприще, притом, что эта служба была обязательной. Этот период истории кадетского образования дал России замечательную когорту великих военачальников и государственных деятелей, поэтов, писателей, композиторов, инженеров и ученых[3].

Анализ причин высокой эффективности учреждений кадетского образования Императорской России выявил несколько их родовых черт, признаков и условий функционирования.

Во-первых, эти учреждения относились к определенному, особому и специальному типу образовательного учреждения – кадетскому корпусу.

Во-вторых, они готовили не только просто образованных людей, но будущих государственных служащих.

В-третьих, они имели собственный образовательный стандарт и систему учебы и воспитания.

В-четвертых, они имели собственную систему подготовки (переподготовки) преподавателей и воспитателей.

В-пятых, они имели собственную систему оплаты труда учителей и командования корпусов.

В-шестых, они подчинялись только Царю, своим министерствам и губернаторам.

В-седьмых, они имели собственную вертикаль управления деятельностью.

В-восьмых, они обеспечивали своим воспитанникам продолжение учебы в профильных учреждениях высшего образования и являлись начальным этапом служебной карьеры на гражданском или военном поприще.

Русские кадетские корпуса за рубежом комплектовались из сирот и детей русских эмигрантов и из них воспитывали патриотов России и честных людей.

В целом, кадетские корпуса Императорской России:

·         изначально и до военной реформы Д. А. Милютина (1861 г.) решали проблему профессиональной подготовки корпуса офицеров армии и флота, и чиновников государственной службы с детства, при этом проблемы «военного сиротства» решались как сопутствующие;

·         в результате военной реформы Д. А. Милютина кадетские корпуса были свернуты и превращены в военные гимназии, которые решали задачу исключительно общего образования воспитанников, при обязательном решении задач «военного сиротства» и коррекции поведения и судеб своих учащихся;

·         после гибели Александра II и восшествия на Престол Российской Империи Александра III, кадетские корпуса были восстановлены, и до революции 1917 года их численность росла, а работа совершенствовалась, при этом они решали в качестве главной, задачу профессиональной подготовки служилого сословия России;

·         русские кадетские корпуса за рубежом решали исключительно проблему «русского сиротства» и коррекции поведения и судеб детей русских эмигрантов, с опорой на военно-патриотические традиции воспитания кадет в Императорских кадетских корпусах.

 

 

***

Воспитание в суворовских военных училищах СССР и современной России в разные исторические периоды определялось и осуществлялось по разному.

Суворовские военные и нахимовские военно-морские училища Советского Союза изначально и до 1991 года, предназначались: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов… организовать девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов….  Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование[4]».

Суворовские военные училища являлись государственными военными учебными учреждениями и входили в ствол профессионального военного образования, подчинялись непосредственно Министерству обороны СССР и выполняли задачи и его разнарядку на подготовку воспитанников для продолжения профессиональной военной службы в составе офицерского корпуса.

В целом. В СССР с момента образования национальной суворовской военной школы в 1943 году и до 1963 года, училища комплектовались детьми погибших офицеров и работников государственной службы, в течение семи-девяти лет им давалось широкое гуманитарное образование, государственно-патриотическое воинское воспитание и прекрасная физическая и военно-профессиональная подготовка. В аттестате зрелости выпускника указывалось, что выпускник получил среднее общее образование и «прошел производственное обучение по специальности военная подготовка», которое, к примеру, давало ему право, в случае службы в Советской армии на рядовых должностях, занимать должности младшего командного состава - сержантов.

Их выпускники имели четко направленное военное предназначение и, по окончанию училища они, по старшинству баллов, распределялись для поступления в высшие военные учебные заведения, выполняя таким образом сформированный государственный заказ Вооруженных Сил СССР.

Обучение и воспитание в училищах осуществлялось специально подобранным контингентом преподавателей и офицеров-воспитателей, каждый из которых отвечал высоким требованиям (например, обязательное высшее образование, знание иностранного языка, способность и желание работать с детьми, собственная благополучная семья, любовь к детям) и периодически обучался в специальном институте усовершенствования учителей.

Этот период дал наиболее впечатляющие результаты по воспитанию для страны и армии огромного количества выдающихся генералов и офицеров, государственных чиновников, ученых и спортсменов.

Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде[5].

Обучение в Суворовских военных училищах Российской Федерации и их предназначение, начиная с 1992 года по настоящее время, менялись разительно.

После 1963 года, решением Н. С. Хрущева было сокращено количество суворовских и нахимовских военных училищ, в училища могли поступать любые, сдавшие вступительные экзамены, абитуриенты (при преимуществе в поступлении круглых сирот, и детей военнослужащих прослуживших в Вооруженных Силах не менее 20 лет)  срок обучения в них был сокращен сначала с семи до трех, а потом до двух лет, но система распределения выпускников в высшие учебные военные заведения еще оставалась.

Качество и эффективность образования и воспитания в суворовских училищах снизились настолько, что в 2005 году стоял вопрос о переводе всех училищ из Министерства обороны в систему Министерства образования.

К счастью, решительностью ветеранов-суворовцев, этого несчастья не случилось, и уже в 2009 году вышла Директива Министра обороны РФ, вернувшая в суворовские военные училища 7-летний цикл обучения.

***

Начиная с 1993 года в России, на базе школ-интернатов, стала формироваться система кадетских корпусов общегражданской образовательной и патриотической воспитательной ориентации.

 В эти корпуса могут поступать дети любых родителей и способностей, отбор в корпуса практически отсутствует, специальная подготовка преподавателей  и самого корпуса воспитателей не ведется. Выпускники этих учреждений получают обычное общее среднее образование, а качество их образования и воспитания прямо зависит от  района их дислокации и требовательности директоров этих учреждений.

Массовое и самодеятельное  появление сегодня сотен кадетских классов, хотя и выражает доверие российского общества к кадетскому образованию, но, те не менее, размывает само предназначение кадет и нивелирует всю систему кадетского образования, придавая ей, хоть и, несомненно, патриотический, но все-таки декоративный характер.

***

Состояние кадетского образования в России сегодня

Точное знание состояния дел в сфере кадетского образования позволяет сделать следующие констатации.

Сегодня в Российской Федерации образовалась сложная коллизия, связанная: с одной стороны  - с объективной потребностью государства и общества в кадетском образовании как системе начальной профессиональной подготовки национальных кадров государственной гражданской и военной службы; с другой -  с отсутствием его правовых и организационных основ, а так же непониманием и нежеланием Минобороны и Минобрнауки РФ заниматься этим вопросом.

Эта коллизия наиболее полно прослеживается:

·         в области ожидания и предпочтений российского общества;

·         в области подготовки профессиональных государственных служащих;

·         в области национальной системы образования и права.

 

В области ожидания и предпочтений российского общества

Представляется, что самым чутким барометром, мгновенно реагирующим на  на собственные положительные упования и предпочтения, является российская общественность, а в ней  -  родители.

Сегодня резко возросла общественная востребованность и популярность учреждений кадетского образования, так как они оказались практически единственной формой и типом учреждений системы национального образования, которые по определению и статусу, способны дать своим воспитанникам добротное среднее образование, уберечь детей от соблазнов улицы и привить им навыки патриотизма, коллективизма, дружбы и честности.

Сегодня родители довольны уже этим, но скоро общественность России будет ставить вопрос о том, что государство, взявшее на себя ответственность за кадетское образование их детей, должно давать им шанс и возможность обретения ими специальности, востребованной им самим, то есть - регулярно и планово формировать свой государственный (региональный, ведомственный) заказ на подготовку специалистов государственной службы уже в кадетских корпусах, чем обеспечивать востребованность государством и конкурентоспособность их выпускников на национальном рынке труда.

Это значит, что существующая система и уровень образования в учреждениях кадетского образования должен быть пересмотрен и сформирован заново на основах Концепции кадетского образования и в соответствии с Государственном стандартом кадетского образования.

Поскольку этих документов еще нет, то их разработка, апробирование, введение в современное российское право и введение в практику, станет требованием российской общественности, а значит должно и будет реализовано.

 

В области подготовки профессиональных государственных служащих

1. Подготовка профессиональных служащих государственной гражданской службы

Насущная потребность подготовки, государственно-патриотической социализации и необходимость их деятельности в соответствии с этическими нравственными мотивами и принципами их службы – вошла в противоречие с тем, что гражданские государственные служащие, особенно низших рангов, практически нигде не готовятся и появляются на государственной службе случайно. При этом, их профессиональный и нравственных уровень, и мера личной ответственности за исполнение службы, как правило, не высоки. 

Государственные служащие не образуют устойчивый служилый слой, объединенный единой корпоративной этикой и контролируемый корпорации государственных служащих. 

Эта категория служащих практически лишена возможности сделать  карьеру на государственной гражданской службе.

Кадетские корпуса субъектов Российской Федерации изначально не призваны к начальной  профессиональной подготовке государственной гражданской службы и осуществляют свое предназначение в направлении коррекции поведения своих воспитанников.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что сегодня в России обращается особое внимание на профессиональную подготовку специалистов промышленности и сельского хозяйства (интенсивно готовятся специалисты слесари, электрики, строители и так далее), которые, по замыслу Правительства Российской Федерации, должны восполнить катастрофическую нехватку младших специалистов в этих областях, но ни кто не готовит профессиональных государственных служащих нижних звеньев.

В то же время, потребности в государственных служащих государственной гражданской службы настолько велико, что практически все учреждения кадетского образования гражданской направленности могут и должны стать кузницей их начальной профессиональной подготовки.

Максимальная социальная задача, которую сегодня выполняют современные учреждения кадетского образования (кадетские корпуса и кадетские школы интернаты), является задача корректировки поведения своих воспитанников, что уже недостаточно для современных условий и не окупает огромных средств, вкладываемых государством в них.

Представляется, что учреждения кадетского образования гражданской сферы могут быть отнесены к следующим основным направлениям выполнения ими задач своего предназначения.

Общее направления - государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников – для всех видов учреждений кадетского образования.

Первое направление - коррекция поведения и судеб воспитанников – для учреждений кадетского образования субъектов Российской Федерации.

Второе направление - ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы – для учреждений кадетского образование федеральных министерств и ведомств, учреждений кадетского образования субъектов Российской Федерации по их решению.

 

 

2. Подготовка профессиональных служащих государственной военной службы.

Анализ военной истории России говорит о том, что в периоды, когда ее военная элита воспитывалась в системе кадетских корпусов, государство  имело больше военных побед.

          Этот вывод связан как с победами и безусловными военными талантами кадет-полководцев Румянцева П. А., Кутузова М. И., Брусилова А. А., Дорохоав И. С.,   Корнилова Л. Г., Каледина А. М., Нестерова П. Н.; и кадет-адмиралов: Ушакова Ф. Ф., Сенявина Д. Н., Нахимова П. С., Макарова С. О., Колчака А. В., тысяч других генералов и офицеров России, так и с анализом войн XX века и войн последнего времени, огромную роль в победоносности которых сыграли выпускники кадетских корпусов и суворовских военных училищ.

         Современное состояние военного профессионального образования в России характеризуется тем, что оно включает в себя: среднее военное образование (военный училища и институты, дающие своим выпускникам общее высшее образование и среднее специальное профессиональное военное образование); и высшее профессиональное военное образование (военные академии).

         В то же время, в национальной системе профессионального военного образования нет его начальной компоненты, которая существует во всех остальных системах профессионального образования в России.

         Именно этот пробел и свободную нишу в профессиональном военном образовании и призваны занять суворовские военные, нахимовское военно-морское училища и кадетские корпуса Министерства обороны и других силовых ведомств Российской Федерации, которые в своей образовательной деятельности должны руководствоваться собственным государственным образовательным стандартом.

        С момента своего образования специальным Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) в 1943 году, суворовские военные училища организовывались как образовательные учреждения Министерства обороны, подчинялись Главкомату сухопутных войск, входили в систему военных учебных заведений.

        По окончании  суворовских училищ их выпускники получали Аттестат зрелости о среднем образовании Министерства просвещения РСФСР, в котором указывалось, что выпускник окончил полный курс Суворовского военного училища в таком-то городе, обнаружил, при отличном поведении, такие-то знания (предметы обучения и их оценки), далее шла запись «Кроме того, воспитанник (ФИО), прошел производственное обучение по специальности военная подготовка».

Выпусники суворовских военных училищ, в зависимости от их успеваемости и предпочтений,  распределялись по военным училищам, согласно разнарядки Министерства обороны, поступали в них без экзаменов и вне конкурса, а в высшие общевойсковые училища сразу на второй курс обучения.

         К сожалению. Сегодня всего этого уже нет. В современных Аттестатах зрелости, указано только следующее: «Аттестат о среднем (полном) общем образовании выдан (ФИО), в таком-то году, государственным общеобразовательным учреждением Суворовским военным училищем Министерства обороны Российской Федерации», о военной подготовке нет даже упоминания.

Таким образом, ситуация осложняется тем, что к настоящему времени военная подготовка в суворовских военных училищах практически свернута, аттестаты зрелости суворовцев вообще не указывают на их военную подготовку и выпускники получают «свободный диплом», так как их государственное распределение стало необязательным  и носит чисто символический характер.

Вооруженные силы практически прекратили получать профессионально подготовленное молодое поколение суворовцев, для пополнение офицерского корпуса.

Сегодня сам замысел, философия предназначение и организации национальной суворовской школы находятся под угрозой необратимых изменений. 

Нам представляется, что важнейшей задачей и обязанностью руководства государства  и Вооруженных сил Российской Федерации является придание системе кадетского образования вид и статус начального профессионального военного образования.

 

В области национальной системы образования России и права

1. Коллизия между правдой жизни и существующим правом в сфере образования заключается в том, что суворовцы, нахимовцы и кадеты, а так же суворовские, нахимовские училища и кадетские корпуса сегодня существуют реально и их количество растет, а кадетского образования и  системы его учреждений - нет.

2. К настоящему времени единой федеральной системы кадетского образования в России не сложилось, несмотря на то, что в стране фактически существуют все элементы такой системы, кроме официального признания и правовых основ ее функционирования.

К системе кадетского образования, в полном объеме, могут быть отнесены:

·         Суворовские военные, нахимовское военно-морское училища и кадетские корпуса Минобороны и других силовых структур Российской Федерации (Минобороны, ФСБ, МВД, МЧС);

·         Кадетские корпуса министерств и ведомств не силового блока (МИД, ФТС, Генеральная прокуратура, Минюст);

·         Кадетские корпуса субъектов Российской Федерации (сегодня их в стране около ста).

Кадетские классы и кадетские школы муниципального уровня могут быть отнесены только к системе кадетского государственно-патриотического воспитания.

 

В области права

В настоящее время состояние законодательства по участию государства в регулировании деятельности в сфере кадетского образования (деятельности суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ и кадетских корпусов), нельзя признать вполне удовлетворительным.

Официально и в федеральном праве не существует понятий «кадетское образование», «кадетский корпус», «учреждения кадетского образования», и так далее

Такая важнейшая область воспитания подрастающего поколения как кадетское образование и гражданско-патриотическое воспитание лишь фрагментарно отражается в государственных программах, многие мероприятия в этой сфере не имеют правового фундамента, носят формальный или самодеятельный характер.

Действующее законодательство не содержит прямых законодательных норм, регулирующих правоотношения, которые способствовали бы созданию и обеспечению благоприятных условий для развития   кадетского образования и военно-патриотического воспитания. В настоящее время основные составляющие кадетского образования, нормативно относится к дополнительному образованию. Кроме   суворовских (нахимовских) военных училищ, образовательную деятельность, включающую такие программы, осуществляют два вида кадетских общеобразовательных учреждений: кадетские корпуса и кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Также необходимо отметить, что в законодательстве отсутствуют нормы, обеспечивающие участие субъектов  Российской Федерации в указанной деятельности (этот процесс, как правило, обеспечивается законодательством заинтересованных субъектов Российской Федерации, исходя из их представлений и потребностей).

Деятельность суворовских (нахимовских) военных училищ и кадетских корпусов федерального уровня регламентирована Типовым положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 г. № 328.

Суворовские (нахимовские) военные училища и кадетские корпуса федерального значения находятся в ведении Минобороны России, МВД России, ФСБ России. Исходя из потребностей некоторых других федеральных органах исполнительной власти (МЧС России, Федеральная служба налоговой полиции, Минюст России и др.), образовательные учреждения кадетского типа имеются в ведении этих ведомств.

 

Выводы 

Несмотря на численное увеличение числа учреждений кадетского образования, на усиление внимания государства и общества к этой системе воспитания молодых поколений граждан России, и на выделение значительных средств государства и регионов на создание и поддержание достойного уровня учреждений кадетского образования  -  на сегодняшний день ни государство, ни регионы не получают должной отдачи.

Общественные ожидания не оправдываются, а предпринимаемые усилия не приводят к появлению нового слоя профессиональных государственных служащих, способного стать кадровой основой нового управления государством.

Представляется, что в соотнесенности с другими видами образования в системах образования и государственной (военной и гражданской) службы Российской Федерации, кадетское образование должно занять место и играть роль начальной ступени профессионального образования государственной службы.

Все это требует принятия необходимых политических решений, определенных институциональных изменений, разработки и принятия новых законодательных актов по направлению кадетского образования, и создания его административных механизмов, способных решать эту задачу в современной России не менее эффективно, чем она решалась в Российской Империи.

 

Основы Концепции кадетского образования в России

 

Анализ современного состояния дел в сфере воспитания граждан России сегодня позволяют сделать следующий ряд неутешительных констатаций.

1.            Национальной системы воспитания граждан страны не существует и государство самоустранилось от руководства этой важнейшей сферой национального бытия.

2.            Образование оторвано от воспитания.

3.            Воспитание не имеет своей официальной идеологической основы, а национальная  информационная сфера практически вся порочна.

4.            Приоритеты рыночных отношений, внедряемые в бытие нации самим государством, сказываются на воспитании граждан России, их нравственности и общей культуре населения  -  гибельно.

5.            Практически единственным институтом российского общества, который прямо и непосредственно занимается воспитанием народной нравственности является Русская Православная Церковь.

6.            В итоге, сегодня мы наблюдаем «кадровый голод» практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказывается на темпах и качестве развития Державы.

7.            Государство, испытывая «кадровый голод» пытается возместить недостаток управленческих кадров за счет усиления своего внимания к выпускникам экономических ВУЗов (Высшая школа экономики, ряд других элитарных экономических колледжей) и участникам специально созданных молодежных движений, что на наш взгляд, является практикой порочной, так как одни из этих институтов российского общества не дает необходимого уровня государственно-патриотической социализации и оторван от реальной практики и жизни населения страны (то есть образование без воспитания и патриотической социализации), другие  -  просто никак не образованы и выращиваются в духе уличных манифестаций.

          Очевидно, что обе эти ветви пополнения кадрового резерва страны  - ущербны и эффективно решить проблему формирования национальных элит России не способны.

          При этом представляется важным осознание государством и обществом, что подготовка профессиональной управленческой элиты государства не менее важна для судеб страны, и должна иметь не менее высокие приоритеты, чем подготовка младших специалистов промышленности.

8. Парадокс современной педагогики заключается в том, что современное российское общество и все родители России хотят видеть своих детей не только  (и даже не столько) образованными, но (сколько) здоровыми и просто хорошими, воспитанными людьми, то есть они хотят всего того, чем современная российская система образования просто (и почти принципиально) не занимается.

Необходимо также отметить, что наше российское общество и особенно родители, особенно чутко уловили и осознали образовавшийся провал в воспитании и образовании своих детей, несостоятельность и ущербность существующих парадигм национального образовательного процесса, и ощутили надвигающуюся катастрофу примитивизации и опошления собственного бытия.

Именно этим можно объяснить феномен нарастающей популярности кадетского образования и кадетского воспитания (которое есть воспитание нравственное и государственно-патриотическое), и почти неуправляемый рост числа учреждений кадетского образования, даже в условиях почти полного отсутствия его современных правовых и теоретических основ.

 

В целом

Сегодня мы наблюдаем «кадровый голод» практически на всех уровнях и во всех сферах функционирования государства, что уже негативно сказывается на состоянии национальной безопасности, темпах и качестве развития России.

Анализ состояния национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит выдвигает категорический императив воссоздания национальной системы воспитания граждан России и формирования ее национальных элит с детства, в качестве приоритетной задачи государства и российского общества.    

 

О необходимости создания системы подготовки национальной элиты и ее начальной ступени  - системы кадетского образования России

          Основные посылки

1. Анализ развития мира в последние 20 лет, которые были полны примеров исторических крахов одних сильных государств (как это было, например  -  в СССР, Югославии, Ираке) и появления «спровоцированных независимостей» других государств (например  - Косово) позволяет сделать выводы о том, что жизнеспособность и независимость нации прямо зависят от:

 во-первых, ее готовности  противостоять внешним попыткам изменить (извне и изнутри) ее национальное бытие и образ жизни;

во-вторых, главное, от способности и готовности политических элит нации руководить этой борьбой не сдаваясь, и не предавать свою нацию (как, например  -  в СССР, Югославии, Ираке).

2. Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия.

Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и развития подразумевает необходимость твердого управления государством всеми сферами жизнедеятельности страны.

3. Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, способных  профессионально, нравственно и ответственно управлять бытием державы.

4. Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и образа жизни,  и мер социального обеспечения.

Решение этой задачи видятся авторам проекта путем создания самостоятельного ствола Кадетского образования в системе образования Российской Федерации.

 

 

I. Определения, используемые в Концепции и Государственном стандарте кадетского образования

В Концепции используются следующие определе­ния.

«Национальная элита» - лучшие представители российского общества, составляющие слой, осуществляющий функции управления государством (его институтами), развития науки, экономики, культуры и сферы безопасности страны.

«Формирование национальной элиты»  -  постоянный процесс воспитания,

подготовки, отбора и назначения руководящих кадров государства во всех сферах его функционирования, продолжающийся от отбора и поступления ребенка в учреждение кадетского образования, до завершения им карьеры государственного служащего.

«Кадетское воспитание» -  воспитание, получаемое учащимися и в процессе обучения в учреждениях кадетского образования, основанное на исторических принципах кадетского воспитания и кадетской этике служения Отечеству, и призванное:

·         формировать ценностную и патриотическую национальную самоидентификацию своих воспитанников;

·         давать своим воспитанникам государственническую патриотическую социализацию;

·         вырабатывает устойчивую нравственную позицию и способность различения добра и зла;

·         ориентировать участников образовательного процесса на необходимость совершения нравственных выборов в их жизни, на работу и службу на благо своих сограждан и своего Отечества;

·         вырабатывать навыки жизни в коллективе и обществе, а также уважение к людям, труду, культуре и знаниям.

«Кадетское образование» - государственное начальное профессиональное (профильное) образование, включающее компоненты военной и гражданской государственной службы, получаемое гражданами России в порядке развития общего среднего образования или совместно с началами профессионального образования государственной военной и/или гражданской службы, в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства

Кадетское образование является первичным (начальным) профессиональным образованием государственной (гражданской и военной) службы в Российской Федерации

«Учреждения кадетского образования»   -  учреждения среднего образования, в которых учащиеся получают полное среднее образование и начальное профессиональное образование государственной службы, к ним относятся образовательные учреждения:

·         федерального уровня: Суворовские (нахимовские) военные училища и кадетские корпуса Министерства обороны, кадетские корпуса других федеральных министерств;

·         регионального уровня: кадетские корпуса и кадетские школы интернаты правительств субъектов Российской Федерации;

·         муниципального уровня: кадетские школы и кадетские классы муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

При этом учреждения кадетского образования федерального и регионального уровней дают своим воспитанникам сертифицированное кадетское образование, а учреждения муниципального уровня предназначены для получения воспитанниками углубленных основ патриотического (кадетского) воспитания.

«Непрерывное профессиональное образование государственной службы» - система учреждений профессионального образования государственной службы, получение образования в которых позволяет его воспитанникам получать профессию государственной службы, занимать соответствующие должности в системе государственной  или муниципальной службы, делать служебную карьеру в рамках избранной профессии в течение всей своей трудовой деятельности.

К системе непрерывного образования профессиональной государственной службы относятся:

·         учреждения кадетского образования;

·         институты государственной службы правительств субъектов Российской Федерации;

·         институты профильного профессионального образования государственной гражданской и военной службы федерального уровня;

·         Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Военная академия Генерального штаба РФ.

«Кадетское движение России» - совокупность общественных организаций выпускников суворовских (нахимовских) военных училищ, кадетских корпусов силовых структур, Минобрнауки РФ и субъектов Российской Федерации, объединенных едиными целями служения Отечеству и общими принципами деятельности.

В состав кадетского движения России входят:

·         Советы (комитеты) ветеранов суворовских (нахимовских) училищ и кадетских корпусов всех типов, образуемые в каждом учреждении кадетского образования;

·         Объединения выпускников одного учреждения кадетского образования, компактно проживающих в данной конкретной местности;

·         Региональные и межрегиональные объединения кадет;

·         Общероссийские организации выпускников учреждений кадетского образования России.

 

***

II. Кадетское образование как основа системы формирования нового служилого слоя России

 

Основным условием развития, успешности и исторической вечности России как великой державы, суперэтноса и особой цивилизации, является способность государства к формированию национальной стратегии безопасности и развития страны, непрерывное и активное преследование нацией ее целей, во всех условиях обстановки во внешней и внутренней сферах национального бытия.

Достижение стратегических целей национальной стратегии безопасности и развития подразумевает необходимость твердого управления государством всеми сферами жизнедеятельности страны.

Необходимость твердого управления национальным развитием предопределяет необходимость формирования нового слоя государственных служащих, изначально, то есть, по определению и генетике своего воспитания и образования, способных  профессионально и ответственно управлять бытием державы.

Для создания этого нового служилого слоя государственных служащих необходимо формирование специальной системы его воспитания, образования, подбора, расстановки, ротации и повышения квалификации кадров, а также специальной системы этических норм его поведения и мер социального обеспечения.

Такая система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России.

 

Концепции кадетского образования – базовые подходы

1.            Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны России, а также сертифицированные кадетские корпуса и другие равных им учебные учреждения Минобрнауки и субъектов Российской Федерации, имеющие федеральный или региональный статус - образуют систему начального (первичного) государственного профессионального образования государственной службы.

2.            Они предназначаются для подготовки молодого поколения граждан России к государственной службе на гражданском и военном поприще.

3.            Государственное кадетское образование – есть самостоятельный вид и система начального профессионального образования государственной службы в общей системе национального образования России.

4.            Кадетское образование готовит младших специалистов государственной службы на военном и гражданском поприще.

5.            Кадетское образование обеспечивается: специальным правовым полем; собственной вертикалью исполнительной власти и собственной системой органов кадетского образования федерального уровня; собственной системой подбора, подготовки и назначения кадров воспитателей, преподавателей и командующего состава; собственными государственными образовательными и воспитательными стандартами, положениями, регламентами и статусами, а так же специальными сертификационными (лицензионными) критериями; собственными программами, учебниками, учебными пособиями и учебной материальной базой, а также специальную учебную и воспитательную инфраструктуру; в ней создаются специальные экономические и правовые условия, обеспечивающие безусловную престижность обучения и работы в ней.

6.            В основы новых Государственных регламентов кадетского образования должна закладываться система существенных привилегий как для преподавателей, воспитателей и командования КК, так и для выпускников-кадет КК и СВУ при их поступлении на государственную службу, и так далее.

7.            Контроль над эффективностью функционирования системы кадетского образования возлагается на Совет Федерации и Правительство России, а так же на губернаторов и законодательную власть регионов, создающие, в этих целях, специальные органы контроля.

8.            За подготовку младших военных специалистов отвечает (и платит) Министерство обороны, за подготовку младших специалистов государственной гражданской службы - Минобрнауки, профильные министерства (например: МВД, Минюст, ФТС, РЖД, Минтруда и т.д.) и субъекты Российской Федерации.

9.            Эти министерства, а так же Министерство по труду и занятости, вместе с заинтересованными структурами государственной власти Центра и регионов, формируют ежегодный государственный заказ на подготовку младших специалистов государственной службы.

10.        Система учреждений кадетского образования (увеличение числа учреждений, расширенный прием и учеба в них молодого поколений граждан России) может стать частью социального пакета для министерств, ведомств и регионов России, особенно в период кризиса и проведения радикальной военной реформы.

Основной комплекс идей Концепции кадетского образования

В основе Концепции кадетского образования лежит следующий комплекс идей

 

·   Создание системы воспитания национальных элит,  как служилого слоя России, с детства, осуществляется на базе учреждений кадетского образования (суворовские военные училища Минобороны и кадетские корпуса силовых структур и субъектов Российской Федерации) страны.

·   Формирование на базе учреждений кадетского образования единого ствола системы начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы.

·   Разделение общего ствола национального кадетского образования на собственно военный ствол (суворовские военные училища и кадетские корпуса силовых структур) призванный служить основой профессиональной подготовки офицерского корпуса России, и собственно гражданский ствол (кадетские корпуса федеральных министерств и субъектов Российской Федерации), призванный служить основой формирования корпуса профессиональных чиновников гражданской государственной службы.

·   Военный ствол кадетского образования[6] - дает выпускникам суворовских военных училищ и кадетских корпусов федеральных силовых структур полное среднее образование и начальное профессиональное образование военной службы и, по выпуску, квалификацию сержанта  командира отделения-заместителя командира взвода.

По окончании училища, выпускник зачисляется согласно своему выбору и государственной разнарядке Минобороны (поступает вне конкурса без экзаменов) на второй курс военного училища, и, в последующем, в обязательном порядке продолжает служебную карьеру на военном поприще в составе офицерского корпуса России.

В случае не поступления выпускника в военное училище, он автоматически (по прибытии в часть), начинает действительную военную службу в качестве сержанта, и продолжает ее в течение срока определенного условиями поступления в СВУ (или КК), или контрактом в военном округе (Виде ВС РФ) своего предназначения (например, 4-6 лет). Эти выпускники формируют основу корпуса профессиональных младших командиров и, в дальнейшем, могут делать служебную карьеру на военном поприще в собственно сержантской вертикали или, после учебы, в составе офицерского корпуса России.

  Возможно принятие воинской присяги и заключение соответствующего контракта на службу в составе Вооруженных Сил РФ при выпуске из суворовского училища или кадетского корпуса.

·   Формирование системы обязательного регионального и федерального заказа на подготовку государственных служащих в системе учреждений кадетского образования, который предусматривает планирование подготовки младших специалистов военной службы по планам Минобороны и гражданской службы по планам правительств регионов, со всеми вытекающими их этого постулата обязательствами заказчиков - по подготовке и последующему обязательному размещению специалистов-выпусников учреждений кадетского образования в своих структурах, повышению их квалификации и обеспечению их аттестации и карьерного роста.

·   Разработка и введение самостоятельного государственного стандарта кадетского образования и воспитания, в формате его  профессиональной военной и профессиональной гражданской компонент, а так же его программного обеспечения, сертификации самих учреждений, их учебной, бытовой и материально-технической  базы, и подготовки преподавательских кадров.

·   Разработка и введение самостоятельного Положения и Кодекса учреждения кадетского образования и их воспитанников.

·   Создание системы связи учреждений кадетского образования со своими выпускниками, путем обязательного создания в каждом учреждении его Совета ветеранов-выпускников.

·   Создание системы федерального и регионального руководства кадетским образованием в России.

·   Включение учреждений кадетского образования и их выпускников в обязательный цикл подготовки государственных служащих страны.

·   Формирование на базе выпускников учреждений кадетского образования кадрового резерва страны.

·   Включение этих идей и мероприятий в состав  соответствующих приоритетных Национальных проектов.

 

Представляется целесообразным рассматривать суворовское (нахимовское) и кадетское образование равнозначным начальному профессиональному образованию государственной (в том числе военной) службы в Российской Федерации.

Учреждения кадетского образования осуществляют подготовку несовершеннолетних граждан, преимущественно мужского пола, к поступлению в военные образовательные учреждения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого они находятся (либо на соответствующие специальности других учебных заведений, как в  случае с кадетскими учреждениями, находящимися в ведении  МЧС России, правоохранительных или налоговых органов).

Кадетские корпуса создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством Российской Федерации в установленном порядке по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции учредителя и по согласованию с ведомствами, реализующими государственную политику в сфере общего и начального профессионального образования, защиты прав и здоровья детей, а также по согласованию с органами власти тех субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается разместить создаваемое образовательное учреждение кадетского типа.

 

III. Основы Государственного образовательного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы

Базовые подходы

Мы убеждены, что система формирования национальной элиты России может быть создана путем сочетания реформаторских усилий государства и лучшей части российского общества с многовековой и исторически самой успешной национальной образовательной и воспитательной системой - Кадетскими корпусами Императорской России и Суворовской школой Советского Союза и современной России.

Особенности воспитания в учреждениях кадетского образования РФ

 

1.      Учреждения кадетского образования являются статусными закрытыми учреждениями специального (собственного) типа.

2.      Воспитанники проходят специальный отбор, который диктуется требованиями,   предъявляемыми к выпускникам учреждений и их особым назначением.

3.      У выпускников учреждений изначально есть целевое назначение (наиболее близкое к духовно-нравственному идеалу) – служение своему Отечеству на гражданском и военном поприще. Распределение происходит согласно этому назначению.

4.      Система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести,  благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы.

5.      Воспитание направлено на формирование осознания каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации, и кадетской корпоративной принадлежности.

6.      Система воспитания предполагает совместное проживание воспитанников по гендерному признаку, с детства и в условиях общежития.

7.      Условия содержания воспитанников строго регламентируют практически военные уставные взаимоотношения старших и младших; имеет место жесткая иерархическая вертикаль, в состав которой входят сами воспитанники.

8.      Меры поощрений и взысканий применяемые к воспитанникам в ходе процесса воспитания носят специфический военный характер.

9.      Распорядок дня жестко регламентирован и находится под постоянным контролем воспитателей и администрации учреждения.

10.  Непосредственный контроль и управление процессом воспитания суворовцев и кадет лежит на освобожденных ответственных лицах: «офицерах-воспитателях», проходящих специальную методическую подготовку и в большинстве случаев – прошедших подобную школу воспитания в суворовских училищах.

 «Идея»  кадетского образования как основа ее Государственного образовательного стандарта

Представляется необходимым сформулировать несколько важных общеметодологических тезисов о существе «кадетского образования (национальной кадетской школы)», притом,  что ее основой, как нам представляется, должна стать  идея «кадетского образования».

Чтобы отвечать своему прямому предназначению, любая  школа любого уровня,  в основе своего функционирования, должна содержать некую идеальную модель желаемого эталона своего выпускника, в качестве идеальной цели процесса (конкретного для каждого вида и уровня школ) воспитания, образования и социализации своих учащихся.

Система кадетского образования  -  должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве, и в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому.

Базовая «идея» кадетского образования подразумевает наличие реестра собственных требований к процессу и качеству образовательного процесса.  

 

1. Воспитательная компонента кадетского образования должна обеспечивать готовку и воспитание своих питомцев как:

·               граждан России, чье основанное на исторических национальных ценностях мировоззрение (целостный взгляд на мир и свое место в нем) и укорененные в сознание принципы жизни, делают их способными и умеющими успешно и нравственно жить, и «установленными на добро» людьми;

·               государственно социализированных и ответственных граждан России, сознающих  вою ответственность за судьбу и будущее страны;

·               безусловных и просвещенных патриотов России, способных и готовых служить ей на гражданском и военном поприще;

·               духовно-нравственных, честных, сострадающих, способных успешно жить и работать в коллективе, и во всех отношениях здоровых  и хороших людей;

·               свободных личностей, способных к саморазвитию, к принятию решений, к реализации собственных способностей, планов и проектов, но при этом  -  не любой ценой;

·               активных членов общества желающих и способных создать свою семью и воспитать детей, а также имеющих свою жизненную позицию и собственное мнение, и способных отстаивать его перед государством;

·               людей способных к созидательному и творческому труду, понимающих его необходимость и гордящихся своими трудовыми (творческими) достижениями, и так далее…

        Воспитание  в учреждениях кадетского образования должно:

·         строится на исторических кадетских ценностях и этике служении Отечеству;

·         учащиеся должны обучаться кодексам поведения (житейским правилам общественного общежития) в их идеальной этической трактовке, другими словами они должны обучаться умению жить в обществе и служить Отечеству, как подобает гражданину России;

·         обеспечивать воспитание в них «критического нравственного чутья», то есть, основанного на усвоенных на генетическом уровне национальных исторических ценностях,  умения отличать плохое от хорошего и рефлекторно следовать добру;

·         обеспечивать воспитание собственно воли, организаторских и лидерских качеств, и овладение технологиями управления коллективами и так далее;

·         обеспечивать воспитание уважение к личности, ее правам и обязательном понимании важности собственных обязанностей перед коллективом и государством, и необходимости их выполнения.

 

2.                       Общеобразовательная компонента кадетского образования может строиться в соответствии с Государственным образовательным стандартом общего среднего образования.

         Притом подразумевается, что ее выпускники, кроме необходимого набора  базовых образовательных, прикладных и специальных дисциплин, должны:

·               получать широкое гуманитарное образование (в том числе общие курсы мировой и национальной истории, культуры, религии, права, геополитики и так далее);

·               получать, на примере нашей национальной истории, полное представление о месте и роли России в прошлом, настоящем и будущем мире;

·               получить достаточно полное представление об общецивилизационных процессах, геополитике, геоэкономике, современных процессах глобализации и так далее, а так же о самых современных взглядах на Россию и мировое бытие ведущих национальных и зарубежных мыслителей (современных и прошлого) и конечно, иметь самое полное представление о современном состоянии зарубежной и национальной научной и художественной мысли, и так далее…

 

3. Система кадетского образования в своей профессиональной  части должна готовить своих питомцев как специалистов начального профессионального уровня общего профиля, в соответствии ведомственной подчиненностью и со сложившимися традициями, а так же в соответствии с определенными федеральными и региональными заказами на подготовку работников специальностей государственной службы.

 

Базовые подходы к новому Государственному образовательному
стандарту кадетского образования

(на примере обучения в суворовских военных училищах)

Суворовские (нахимовские) военные училища, военные лицеи и кадетские корпуса Министерства обороны и субъектов Российской Федерации, образуют систему начального (первичного) профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы.

         1.  Учреждения кадетского образования комплектуются, в основном из детей военных и государственных служащих (а так же их сирот) и должны:

·         прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества (любовь к Родине, коллективизм, готовность к самопожертвованию и так далее…) и понятия чести и долга;

·         давать им полное сертифицированное общее гуманитарное среднее образование, дающее кадетам: возможно глубокое знание основ русской национальной культуры, истории и литературы, основ православного религиозного воспитания; необходимо высокий уровень общей культуры и обеспечивающее их способность устно и письменно формулировать свою мысль, а так же аргументировано и логически точно выражать ее хорошим русским языком;

·         давать им первоначальные знания по военному управлению и государственному администрированию, а так же навыки системного анализа и формировать способности кадет к самостоятельной государственнической политической и нравственной социальной ориентации;

·         развивать их способность к труду, самостоятельной подготовке, одновременно со способностью подчиняться и умением быть лидером и организатором действий коллектива;

·         отличные знания иностранных языков (переводчик-референт 1-2 иностранных языков);

·         знание основ этикета и правил хорошего тона;

·         прочные навыки владение компьютером на уровне хорошего пользователя;

·         базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой;

·         высокий уровень физической и психологической подготовки;

·         общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами;

·         навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания;

·         для суворовцев - общие навыки управления коллективами (к примеру, воинскими коллективами на уровне командира отделения - заместителя командира мотострелкового взвода);

·         для кадет гражданских учреждений кадетского образования – базовые знания и навыки в работе по специальностям гражданской государственной службы.

2. Каждое из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний должно подтверждаться соответствующим сертифицированным дипломом и давать выпускникам право работы по полученным специальностям.

3. Обучение в этих учреждениях должно начинаться с 10-11 лет и продолжаться в течение 7-8 лет.

4. По окончании девятого  класса и получении сертификата о получении неполного среднего образования, воспитанником, его родителями (попечителями)  и командованием училища должен решаться вопрос о продолжении получения им образования:

·         в обычном учреждении среднего (специального) образования;

·         или продолжения обучения в суворовском военном училище при обязательном условии поступлении в учреждения военного (гражданского) профессионального образования, на основании собственного выбора и качества учебы, а также на предвидения (основе) договора с конкретным образовательным учреждением.

5. При решении о поступлении воспитанника по окончании суворовского военного училища в учреждение среднего (высшего) военного образования и в соответствии с собственным желанием и договором, на последнем курсе обучения он может быть приведен к Воинской Присяге.

6. В ходе обучения должен быть предусмотрен ежегодный выезд воспитанников в оздоровительные летние лагеря длительностью не менее одного месяца, а на последних двух курсах должна проводиться стажировка в учреждениях государственной службы (войсковая стажировка).

7. В течение двух последних лет обучения, на основании предрасположенности, личных предпочтений и возможностей, а также по результатам тестирования, должны определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника.

8. Государственная (войсковая) стажировка на последнем курсе должна носить характер экзамена и учитывать выбранную воспитанником специализацию, а ее завершение должно оформляться соответствующим сертификатом профессионального образования.

9. Выпускники учреждений кадетского образования должны иметь право первоочередного (без экзаменов) поступления на первые (вторые) курсы учреждений базового образования государственной (гражданской и военной) службы.

10. Система получения первичного (начального) военного образования должна обеспечить высокий уровень и гуманитарного среднего образования, безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к реальной жизни и к продолжению государственной службы, а также обеспечить их конкурентоспособность на рынке труда.

О подборе и подготовке кадров учреждений кадетского образования

Особое значение должно уделяться конкурсному подбору кадров командного состава, преподавателей и воспитателей в учреждения кадетского образования, при этом главным критерием их отбора, кроме безусловного высокого уровня общей культуры и профессионализма, должна стать любовь к детям.

Разработка требований к ним, порядок их подготовки и назначения, их сертификация и переподготовка - должны быть частью общей работы по созданию системы кадетского образования.

Кроме того, важным и новым направлением государственной кадровой политики могло бы стать принятие решения о возможности продолжения воинской службы в запасе (в настоящее время военнослужащий, выслуживший установленные сроки действительной военной службы – «состоит в запасе», а не «служит в запасе»), что практически автоматически позволит решить вопрос подбора командных кадров для системы СВУ и КК из наиболее подготовленных и зрелых офицеров ВС РФ, без увеличения штатной численности офицерского корпуса армии мирного времени.

Непременным условием назначения кадров постоянного состава в систему учреждений кадетского образования должно стать их предварительное обучение на специальных курсах по подготовке к работе с детьми.

Необходимо сказать, что после Великой Отечественной войны в Минобороны СССР был создан специальный военных институт подготовки преподавателей для учреждений военного образования и СВУ, очевидно, что сегодня необходимо совершенствовать уже имеющиеся подобные структуры или создавать их вновь.

Представляется так же важным, чтобы кадры постоянного состава учреждений кадетского образования сами были выпускниками СВУ или КК, то есть людьми, знающими изнутри и понимающими кадетскую жизнь, и лично заинтересованными в совершенствовании кадетского воспитания в них.

Нам представляется, что в России и даже в регионах должны быть созданы методические центры и Центры повышения квалификации командного и педагогического состава учреждений кадетского образования.

О программах и учебных планах учреждений кадетского образования

Новые программы обучения и учебные планы учреждений кадетского образования должны верстаться исходя из принятой базовой схемы их профессиональной предназначенности.

Эта базовая схема начального профессионального образования государственной службы должна складываться из системы курсов и специальных предметов обучения, и добротного среднего (углубленного гуманитарного) образования кадет.

Расчеты часов по предметам обучения, перечни курсов и тем занятий должны диктоваться как прямым предназначением учреждений кадетского образования, так и спецификой государственного заказа к ним с учетом региональной специфики их дислокации. Курсы специальных предметов обучения, определяющих профессиональную ориентацию, подготовку и будущее предназначение кадет и должны рассчитываться на весь 7-8летний цикл их обучения с максимальным использованием для учебы времени летних лагерей.

Эти документы должны разрабатываться на местах с учетом нового образовательного стандарта, требований профильных (заказывающих) министерств и региональных властей, и рекомендаций Минобрнауки РФ.

Важной частью подготовки кадет исторически являлся спорт, поэтому, нам представляется крайне важным, что бы составной частью учебного и воспитательного процесса стало проведение плановых (один раз в два года) Спартакиад СВУ и КК по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам.

Об исполнительной вертикали кадетского образования

Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и организаций кадет ветеранов эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит.

Попечительские советы, решая вопросы улучшения быта кадет и качества инфраструктуры образования, оставляют без внимания и контроля все сферы прямой и ежедневной работы, то есть идеологию, воспитание, учебный процесс и само функционирование этих образовательных учреждений как особых административных (военных) организмов.

Все это настоятельно требуют принципиально другой постановки задачи, так как создают опасность «растворения» кадетского образование в партийных и региональных потребностях в кадетском движении (то есть, в подручном электорате), что вообще недопустимо в принципе.

Нам представляется, что необходимо создание исполнительной вертикали управления кадетским образованием России.

Для того чтобы кадетское образование как система начального профессионального образования государственной службы России и кузница элиты была успешной, ее главным попечителем, куратором и администратором должен быть Президент России лично, и его специальный Помощник по делам Суворовских училищ и Кадетских корпусов, который бы возглавлял исполнительскую вертикаль кадетского образования, доходящую до уровня Федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

Представляется целесообразным, чтобы эту должность Помощника Президента России занимал только и исключительно человек военный и закончивший в свое время Суворовское училище или Кадетский корпус.

О роли и месте общественных объединений кадет

в системе кадетского образования в России

Роль и место общественных объединений кадет Росси в разработке и реализации Концепции кадетского образования в России важна и уникальна.

Эта важность и уникальность этих объединений определена целым рядом факторов.

Во-первых.  Кадетскому образованию насчитывается более трехсот лет и все эти годы, в той или иной степени организации, существовали корпоративные связи и объединения выпускников кадетских корпусов, потом и суворовских (нахимовских) военных училищ.

Во-вторых. Выпускники суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов СССР с России образуют слой граждан России, объединенных общностью судьбы, дружбой с детства, воспитанием на кадетских традициях и принципах корпоративной кадетской этики служения Отечеству в учреждениях кадетского образования.

 Общественные организации выпускников суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.

Объединения насчитывают около 100.000 своих членов и объединены в Общероссийский союз кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», который уже стал весомой и авторитетной частью гражданского общества России.

Каждый год выпуск учреждений кадетского образования составляет около 3 тысяч человек, которые, по определению, становятся членами общественных объединений кадет своего региона.

         В-третьих. Общественные объединения кадет являются носителями исторических традиций и кадетской этики и осуществляют их прямую историческую преемственность.

        Они представляют вид корпорации, организованной по принципу родственности духа и связи выпускников всех и каждого суворовского (нахимовского) училища или кадетского корпуса.

         В-четвертых.  Общественные объединения кадет составляют основу Советов ветеранов учреждений кадетского образования, осуществляют прямое и непосредственное влияние на воспитание кадет в самих учреждениях кадетского образования, в ходе службы и жизни кадет, представляя из себя своеобразную корпоративную форму гражданского контроля над учреждениями кадетского образования и качеством образования  и воспитания в них.

В-пятых. Объединения ветеранов-суворовцев осознают  свою уникальную роль в деле воспитания общества и особенно подрастающего поколения в идеалах русской культуры, просвещенного патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству на гражданском и военном поприще.

Сегодня ветераны-суворовцы берут на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию молодежи страны и, в этом плане, реально заменяют уходящее поколение ветеранов Великой Отечественной войны в учреждениях кадетского образования, школах, районах и муниципальных образованиях

         В целом

В системе и области кадетского образования России общественные объединения ветеранов-суворовцев занимают место и осуществляют функции:

·         генератора, движителя и механизма реализации идей кадетского образования;

·         профессионального экспертного сообщества;

·         нравственного стержня и идеологического наставника;

·         кадрового потенциала для формирования постоянного состава учреждений кадетского образования;

·         хранителя и формирователя кадетских корпоративных традиций;

·         основы Советов ветеранов суворовских училищ (кадетских корпусов), как базовой воспитательной компоненты кадетского образования;

·         общественного контроля и основы системы мониторинга системы и учреждений кадетского образования;

·         системы связи учреждений кадетского образования с гражданским обществом России;

·         системы корпоративного нравственного контроля деятельности выпускников учреждений кадетского образования.

Общественные объединения кадет России будут осуществлять эти функции всегда и независимо от решений органов власти.

 

***

Примерный алгоритм реализации Концепции кадетского образования

 

I.        Получение Поручения Президента России Правительству РФ по разработке полномасштабного нового Национального проекта (ориентировочно: январь - июнь 2010 года)

II.       Разработка общей Концепции национального проекта (Концепции кадетского образования и государственного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной службы) и представление ее Президенту России (ориентировочно: в течение 2010-2011 года)

III.    Проведение эксперимента на базе 1-2 СВУ Минобороны РФ, 1- 2 КК Минобрнауки РФ, 4-6 КК в субъектах РФ, с началом его государственного финансирования  в 2010 - 2011 годах, первоначально из статей бюджета Минобороны, Минобранауки РФ и бюджетов субъектов Российской Федерации).

IV.    Плановое формирование системы профессионального начального образования государственной службы в России. (Ориентировочно: разработка новой правовой базы  -  до конца 2010-2011 года; переход к новой системе начального профобразования государственной службы - с 2011-20012 года;  строительство сети учреждений кадетского образования в регионах страны  - с 2011 года).

V.      Создание в каждом субъекте Российской Федерации системы учреждений кадетского образования функционирующих в единой системе образования Российской Федерации (среднего, специального, дополнительного) и выполняющих задачи в соответствии со своим предназначением, и в соответствии с заказом Федерального центра и правительств регионов своей дислокации (ориентировочно, в течение 5-10 лет).

VI.    Встраивание выпускников учреждений кадетского образования в систему государственной службы по предназначению  -  по мере формирования правовой базы и оформление заявки регионов и центра на специалистов государственной службы.

Получение первых полномасштабных результатов новой системы образования России  -  с 2017 –2020  года.

 

 

 

                                                                                                       

 Приложение № 1

 

Хронология формирования проекта кадетское образование

 

В 1992 году в России по инициативе и силами русских кадет Зарубежья и Московского суворовско-нахимовского содружества был открыт первый кадетский корпус, чем была продолжена традиция воспитания кадет, прерванная в России революцией 1917 года.

При этом всем организаторам этого исторического события был важен сам факт создания в России кадетского корпуса, и восстановление традиций кадетского воспитания юных граждан России, поэтому содержание образования в кадетских корпусах оставалось в рамках существующих стандартов среднего образования Министерства образования РФ.

Вопрос кадетского образования был впервые сформулирован выпускником Казанского СВУ Василием Кузьмичом Левченко в его диссертации «Совершенствование начального военно-профессионального образования в системе специализированных подготовительных учебных заведений МО РФ» Санкт-Петербург,1998 год.

Впервые вопрос о кадетском образовании как системе подготовки служилого слоя России возник при подготовке Первого Съезда кадет России осенью 2006 год.

Организационным комитетом Съезда было решено: вынести вопрос создания кадетского образования в качестве одного из основных вопросов повестки дня Съезда; поручить его подготовить Председателю МСНС  генерал-майору А. И. Владимирову; выступить на Съезде с докладом по этому вопросу генералу армии В. С. Бобрышеву.

З марта 2007 года Президенту РФ В. В. Путину была подана служебная записка «О совершенствовании Суворовского (кадетского) образования и создании системы подготовки национальной элиты России».

28 июля 2007 года Конференция кадет России утвердила регламент Съезда и основные тезисы его докладов.

Тезисы доклада по кадетскому образованию были опубликованы на кадетских сайтах, газете «Сыны Отечества» и Альманахе «Кадетский вестник России», и получили полное одобрение общественности.

22 сентября 2007 года, на Первом Съезде кадет России в Москве состоялся доклад Председателя Оргкомитета съезда генерала армии В. С. Бобрышева «О национальном проекте формирования национальной элиты России с детства на базе суворовских, нахимовских военных  училищ и кадетских корпусов страны», и Съезд единогласно принял соответствующие Постановление.

23 сентября 2007 года Первым съездом кадет России было единогласно принято Обращение к Правительству Российской Федерации, Правительствам субъектов Российской Федерации, к институтам гражданского общества страны, руководителям производства, военно-промышленного комплекса и частного бизнеса, к гражданам и всем объединениям кадет и кадетам России «О национальном проекте и системе кадетского образования в России».

9 ноября 2007 года образована Рабочая группа «Кадетское образование» Общественной Палаты по образованию в городе Москве, руководитель член Совета Палаты генерал-майор А. Владимиров.

21 февраля 2008 года состоялся доклад Председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», члена Совета Общественной Палаты по образованию города Москвы генерал-майора Александра Ивановича Владимирова на Заседании XII Всемирного Русского Народного Собора и Соборных слушаниях по Доктрине «Молодежь России» «Об основных направлениях формирования молодых поколений граждан России как строителей ее успешного будущего».

5 марта 2008 года состоялось Обращение Председателя Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», члена Совета Общественной Палаты по образованию города Москвы генерал-майора Александра Ивановича Владимирова, к кадетам и региональным объединением кадет России, с призывом начать работу по разработке Концепции Кадетского образования; нового Закона "Об Образовании"; Государственного образовательного стандарта кадетского образования. Образованы рабочие группы по кадетскому образованию в Москве (А. Владимиров), в Санкт-Петербург (В. Левченко), в Екатеринбурге (С. Писаченко, Н. Кустоусов).

10 марта 2008 года на кадетских сайтах открывается постоянная рубрика «Обсуждаем Концепцию кадетского образования».

12 марта 2008 года, состоялось заседание Общественной палаты по образованию в городе Москве» и доклад А.И. Владимирова «Кадетское образование как особая форма начального профессионального образования государственной службы».

24 марта 2008 года  подана в Совет Безопасности РФ   Служебная записка  «О создании национальной системы формирования национальных элит России в качестве приоритетной задачи государства и российского общества, и как составной части Национальной  стратегии России», в которой излагались основные подходы к разработке Концепции кадетского образования в России.

21 апреля 2008 года  вышла Директива Министра обороны РФ № Д - 30 от 21 апреля 2008 г. «Об организации перехода суворовских военных и Нахимовского военно-морского училищ Министерства обороны Российской Федерации на 7-летний срок обучения».

Ноябрь 2008 – январь 2009 года Совет МСНС разработал поправки в закон «Об  образовании» в которых ввел основные понятия системы  кадетского образования в России.

 Кадеты Урала разработали региональную концепцию кадетского образования в Екатеринбурге (Н. Кустоусов).

13 декабря 2008 года на Втором Пленуме ОС СНКР одобрены основные направления работы Президиума по кадетскому образованию.

 25 января 2009 года подана служебная записка Президенту РФ Д. А. Медведеву «О кадетском образовании в России в контексте задачи улучшения качества управления государством и создания кадрового резерва страны».

Февраль 2009 года Советом МСНС совместно с Ректоратом ГУУ разработана Программа «Целевая контрактная подготовка специалистов государственной гражданской службы из числа выпускников кадетских корпусов города Москвы в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет управления» за счет средств бюджета города Москвы на 2009-2018 годы».

10 февраля 2009 года подано письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу  о кадетском образовании. 

 13 февраля 2009 года Совет МСНС утвердил основные направления работы Совета по развитию кадетского образования в России на период до Второго съезда кадет России в Санкт-Петербурге 11-13 сентября.

19 марта 2009 года по инициативе Президиума ОС СНКР и Совета МСНС состоялось заседание Московской Городской Думы по вопросу «Кадетское образование в Москве». С основным докладом «О перспективах кадетского образования в городе Москве в контексте задачи улучшения качества управления государством и создания кадрового резерва страны» выступил Председатель ОС СНКР  генерал-майор А. И. Владимиров.

20 марта 2009 года подана Служебная записка по кадетскому образованию «О развитии кадетского образования в Москве» Первому Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы  Л.И. Швецовой. 

23 марта 2009 года получение Поручения Руководителя Администрации президента РФ по разработке пакета документов и проекта Закона о внесении поправок в законы об образовании в РФ, в связи с инициативой кадетского образования Президиума ОС СНКР (Исполнитель А. Н. Гордиенко)                                                                        

2 апреля 2009 года совместное заседание Департамента образования правительства Москвы (О. Ларионова) и Общественной палаты по образованию в городе Москве по кадетскому образованию, доклад А. И. Владимирова «О перспективах развития кадетского образования в регионе».

24 апреля 2009 года проведение Конференции Президиума ОС СНКР, СНК СПб, Правительства Санкт-Петербурга и руководителей учреждений кадетского образования и высшей школы по теме  «Кадетское образование» в Санкт-Петербурге (В. Левченко).

Эта конференция подтвердила необходимость создания системы кадетского образования  в России и образовала Межрегиональную рабочую группу по разработке Концепции кадетского образования и государственного стандарта кадетского образования.

25 апреля 2009 года Третий Пленум Президиума ОС СНКР утвердил Повестку дня Второго Общекадетского съезда в Санкт-Петербурге 11-13 сентября и внес вопрос о кадетском образовании России в качестве одного из основных вопросов Съезда.

27 апреля 2009 года в Минобрнауки РФ состоялось совещание по законопроекту о кадетском образовании.

 

***

                                                                                                          

                                                                                                                Приложение № 2

 

Концепция кадетского образования Российской Федерации

 

(разделы, подлежащие разработке)

 

I. Определения, используемые в Концепции и Государственном стандарте кадетского образования

 

II. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

IV. Обоснование решения проблемы программно-целевым методом

 

V. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

 

VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

 

VII. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

·   Срок реализации Программы - 2010 - 2019годы

·   Этапы реализации Программы:

 

VIII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам

IX. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

 

X. Предварительная оценка эффективности Программы

·         Целевые индикаторы и показатели

·         Социальные эффекты

·         Отсроченные социально-экономические эффекты от реализации программных мероприятий

 

XI. Предложения по участию федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, ответственных за разработку и реализацию Программы

 

XII. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

 

XIII. Предложения по направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы

XIV. Предложения по механизмам разработки мероприятий Программы

 

XV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

 

Приложения:

 

 № 1 Проект Государственного образовательного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы

№ 2  Предложения по порядку работы, составу и компетенции рабочей группы по разработке и внедрению системы кадетского образования в России

№ 3  Предложения по созданию системы подготовки и переподготовки командного и преподавательского и воспитательного состава учреждений кадетского образования

№ 4  Предложения по проведению эксперимента по отработке системы кадетского образования на одном (нескольких) субъектах Российской федерации

№ 5 Предложения по формированию государственного (регионального) заказа на подготовку специалистов государственной гражданской (военной) службы.

№ 6 Предложения по информационному и организационному сопровождению Проекта

***

 

                                                                                                         Приложение № 3

 

Основы Государственного образовательного стандарта кадетского образования как начального профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы

(подлежат разработке)

·         Цели и задачи кадетского образования

·         Идея кадетского образования и эталон выпускника (сумма знаний, умений, навыков, нравственных и физических характеристик)

·         Общие подходы к кадетскому образованию (срок обучения 7-8 лет, ежегодное месячное пребывание в летних лагерях, начиная с 6 класса 1-2 недели зимний лагерь, последние два курса  -  стажировка в органах власти, или в войсках, формы дипломов, сертификационных документов по профессии, формы договоров  выпускников с органами власти, с учреждениями среднего и высшего профессионального образования и так далее.)

·         Воспитательный компонент государственного образовательного стандарта применительно к кадетскому образованию (включая перечень обязательных основных ежедневных и праздничных Ритуалов и Церемоний)

·         Образовательный компонент государственного образовательного стандарта применительно к кадетскому образованию (по типу существующих ГОС)

·         Профессиональный образовательный компонент кадетского образования

·         Типовой учебный план кадетского корпуса

·         Требования к сертификации и лицензированию учреждений кадетского образования и их учебно-материальной базе

·         Состав классов, курсов и корпусов их состав и штатное расписание

·         Порядок создания учреждений кадетского образования

·         Порядок подбора, назначения и подготовки кадров для учреждений кадетского образования

·         Общий порядок взаимодействия учреждений кадетского образования в Минобрнауки РФ, Минобороны РФ, региональными и местными властями

·         Федеральный и региональный заказ на подготовку специалистов государственной службы в учреждениях кадетского образования

 

 

***

 

[1] Грабарь В. К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания. – СПб.: Факультет филологии и искусства СПбГУ, 2009.

 

[2] Редигер А. Комплектование и устройство вооруженной силы. СПб., 1900 (3-е издание).

[3] За все время своего существования Кадетские корпуса Российской империи дали России выдающихся государственных и общественных деятелей:

Политики: канцлер Горчаков А. М.

Полководцы: Румянцев П. А., Кутузов М. И., Брусилов А. А., Дорохов И. С.,   Корнилов Л. Г., Каледин А. М., Нестеров П. Н.;

Адмиралы: Ушаков Ф. Ф., Сенявин Д. Н., Нахимов П. С., Макаров С. О., Колчак А. В.; 

Поэты и писатели: Пушкин А. С., Даль В. И., Бестужев А. А., Куприн А. И., Бенедиктов В. Г., Рылеев К. Ф.;

Композиторы: Римский-Корсаков Н. А., Мясковский Н. Я., Скрябин А. Н.;

Мореплаватели: Лазарев И. П., Беллинсгаузен Ф. Ф., Крузенштерн И. Ф.;

Живописцы: Верещагин В. В., Федотов П. А., Ярошенко Н. А

[4] Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации»

[5] Суворовские и нахимовские военные училища были образованы нашим Отечеством после Победы Советской армии над фашистской Германией в Курской битве в 1943 году, и за время своей работы воспитали: около 150 тысяч лучших сынов Родины, десятая часть которых отдали ей свои жизни; 66 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России;  двух летчиков-космонавтов; Секретаря Совета Безопасности России; трех министров Правительства СССР и России; около 1000 генералов и несколько десятков тысяч офицеров; четырех Заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; двух академиков РАН; около 500 докторов наук; около десяти народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр, многих десятков чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.

 

[6] Фактически образовательную деятельность, включающую реализацию образовательных программ военного профиля осуществляют четыре вида кадетских общеобразовательных учреждений:

1.          суворовские военные, нахимовские военно-морские и военно-музыкальное училища - все состоят в системе Минобороны России;

2.          специализированные кадетские (морские кадетские) корпуса, состоящие в ведении федеральных ведомств, например: Минобороны России, МВД России, ФСБ России, МЧС России или созданные с их прямым участием;

3.          кадетские (морские кадетские) корпуса, созданные органами власти субъектов Российской Федерации;

4.          кадетские корпуса, созданные другими учредителями (например: общественные, в том числе казачество, национальные организации, с участием РОСТО (ДОСААФ) и другие).

Такое типовое деление кадетских учреждений объективно и конкретизирует подходы по формированию предметной составляющей осуществляемого образовательного процесса. При этом обеспечивалось бы  преподавание предметов в соответствии с принятыми стандартами общего образования, а в дополнение к нему – преподавание предметов военного или специального компонента, разрабатываемого под руководством того федерального ведомства, в ведении которого находится соответствующее кадетское образовательное учреждение.