проект
Первый раздел доклада

Тезисы доклада

на Втором Общекадетском съезде в Санкт-Петербурге по вопросу "Кадетское движение в России и перспективы его развития"

Уважаемые участники Второго Общекадетского съезда России,
Братья кадеты!

Нам представляется, что доклад с темой "Кадетское движение в России и перспективы его развития" является сегодня крайне актуальным, своевременным и необходимым.

Прошло два года с момента образования на Первом съезде кадет России Общероссийского союза кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России" и сегодня и мы может подвести некие итоги его работы.

Конечно, этот вопрос исчерпывающе изложен в "Отчетном докладе Президиума ОС СНКР" и будет тщательно обсужден на нашем Съезде.

Тем не менее, сегодня мы можем доложить Съезду свое видение того, в каком положении мы сейчас находимся, что кадетскому движению России удалось достичь, и что нам будет необходимо делать для его развития и успеха.

В докладе мы будем обращать внимание участников и делегатов Второго Общекадетского съезда России к основным, можно сказать, Конституционным документам кадетского движения России.

Следует подчеркнуть, что основополагающими документами кадетского движения России являются:

Декларация о принципах деятельности объединений кадетского движения России и Устав Открытого содружества принятые на Первом съезде кадет России в 2007 году в Москве, и Постановление Третьего Пленума Президиума ОС СНКР прошедшего 25 апреля сего года в Санкт-Петербурге.

Эти документы образуют - соборно и добровольно принятое нами самими и для себя - правовое поле кадетского движения.

Принципы, заложенные в этих документах, необходимо выполнять и строить свою работу, опираясь на них.

В целом мы можем констатировать, что сегодня кадетское движение России имеет свою Идеологию предназначения, основы своего организационного строительства, задачи и направления своей деятельности.

За прошедшие после Первого съезда кадет России два года нам стало ясно как и в каких направления вести нашу работу, что и как мы должны делать, каким образом сосредотачивать наши усилия.

Все это позволяет нам определять и формировать Стратегию развития кадетского движения России как значимой части ее гражданского общества, что и составляет основную цель настоящего доклада.

Таким образом, на этом Съезде нам следует рассмотреть и принять Основы Стратегии кадетского движения России, которые должны стать основным руководящим документом кадетского движения на длительную перспективу.

В работе Второго Общекадетского Съезда России принимают участие представители региональных объединений, общественных и государственных организаций, руководители учреждений кадетского образования, которые впервые участвуют в наших кадетских мероприятиях и могут не в полной мере понимать кто мы, чего хотим, для чего и как мы строим кадетское движение России.

Напряженное внимание и живой интерес кадет к содержанию этих основополагающих документов является необходимым условием нашей работы, так как улучшает их понимание целей и задач объединений кадет, заставляет организаторов, лидеров и идеологов кадетского движения исчерпывающе, точно и корректно формулировать базовые постулаты кадетского движения в России, отдавая себе отчет в том, что эти документы будут служить источником знаний для кадет в их деятельности на многие годы. Поэтому в докладе будут приводиться некоторые положения этих руководящих документов.

Мы решили построить доклад на рассмотрения трех основных вопросов.

  • Первый. О кадетском движении России, начиная с истории его возникновения.
  • Второй. Вопросы теории и практики строительства и развития кадетского
  • движения России.
  • Третий. О Стратегии кадетского движения России на историческую
  • перспективу.

Первый раздел
О кадетском движении России, начиная с истории его возникновения

1. О феномене российских кадет и истории кадетского движения России

Мы убеждены, что само явление российских кадет является историческим и культурным национальным русским феноменом, который уникален и практически неповторим для других стран и цивилизаций.

Мы убеждены, что кадеты как общность людей, воспитанных с детства в Чести, Доблести, Добре и Красоте, и предназначенных для службы своему Отечеству на гражданском и венном поприще, является сегодня самой старой, уважаемой российским обществом и признаваемой государством профессиональной корпорацией.

Россия всегда жила трудно, и именно может быть поэтому и вопреки превратностям исторической судьбы страны - нация инстинктивно понимала, что ею должны управлять нравственные люди, которые служили бы ей по совести, что в них спасение, и отдавала своим детям-кадетам то лучшее, что было у нее во все времена.

История кадет обнимает уже почти триста лет и все эти века и годы кадеты верно служили России, и своим трудом формировали национальное достояние своего Отечества.

В годы уничтожения дворянства и рассеяния, кадеты остались верны России, заветам своего служения ей, своей Вере и своей дружбе, и сумели пронести эти ценности как факел через десятилетия тьмы.

Особо следует сказать о Российских кадетах Зарубежья. Они сумели сохранить нетленные заповеди служения Отечеству, Веры, кадетской дружбы, пронести их через годы скитаний и лишений на чужбине, но возвратить эти сокровища России и новым поколениям российских кадет.

В свою очередь суворовцы, и нахимовцы Советского Союза и России сумели воссоздать уже почти утраченные традиции, и практически заменив собою дворянство, начали воссоздавать новый служилый слой Отечества.

Феноменальность русского кадетства сегодня наглядно проявляется в том, что кадеты современной России все более трепетно относятся к заветам своей истории, все более осознают свое особое предназначение в судьбе своего Отечества, свою личную ответственность за нее, и все более стремятся объединить свои усилия на благо своей Родины.

Сегодня кадеты являются практически единственной частью гражданского общества и профессиональной корпорацией, прямо, беззаветно и бескорыстно работающей во благо России.

***

Мы считаем, что, исходя из анализа всей имеющейся у нас информации, кадетское движение России:

  • стало возникать в 60-х годах прошлого века;
  • стало формироваться в 80-х годах;
  • получило свое первоначальное оформление в 90-х;
  • достигло своего оформления в качестве системы региональных объединений кадет в конце XX века;
  • и оформилось в качестве Общероссийского движения на Первом съезде кадет России 23 сентября 2007 года в Москве.

Общий исторический фон возникновения кадетского движения России определялся некоторыми объективными тенденциями и событиями в жизни страныю

Напомню только самые важные вехи, применительно к нашей теме, которые и определили его определенную периодизацию.

Следует выделить несколько периодов существования суворовской военной школы, и соответственно, несколько периодов развития кадетского движения страны.

Первый период - Период классической национальной суворовской школы - с 1943 по 1963 годы.

С момента образования системы суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ в соответствии с Постановлением СНК СССР от 21 августа 1943 года, все они обучали и воспитывали суворовцев и нахимовцев в течение 7-8 лет, и с детства готовили их к государственной службе, в основном на военном поприще.

Мы считаем эту систему - классической. Подготовка воспитанников и общий профессиональный, идейный и нравственный уровень командного, преподавательского состава и корпуса офицеров воспитателей училищ был необычайно высок, качество образования суворовцев и нахимовцев и их общая физическая и моральная готовность, а также их мотивация к жизни и службе была высока.

Реальные личные и служебные достижения выпускников училищ того периода были необыкновенно высоки, именно они и составили главные страницы книги Славы кадетского движения России.

Эта классическая система кадетского образования и воспитания советского времени просуществовала до 1963 года, и была ликвидирована в связи с Приказом Министра обороны СССР маршала Р. Я. Малиновского на основе политических решений Президиума ЦК КПСС, возглавляемого тогда Первым Секретарем Политбюро ЦК КПСС Н. С. Хрущевым.

Количество суворовских и нахимовских военных училищ было сокращено, а сроки обучения воспитанников были сокращены с 7-8 до 3-2-х лет.

Это решение власти, приведшее к разрушению национальной суворовской военной школы явилось национальной катастрофой, сравнимой с разрушением Православных храмов.

Россия утратила эффективный механизм формирования национальной элиты, и жестоко поплатилась за стратегические ошибки государственной власти того времени.

Второй период - Период свертывания и стагнации национальной суворовской военной школы - с 1963 до 1993 года.

Нам представляется, что это сложнейшее время в истории нашей страны следует рассматривать как два самостоятельных временных интервала или этапа.

Первый интервал связан со временем пребывания у власти Генеральных секретарей ЦК КПСС Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева с 1963 по 1982 год.

Второй интервал - с деятельностью первого Президента СССР М. С. Горбачева, и первого Президента РФ Б. Н. Ельцина с 1985 по 1993 год.

Первый интервал характеризовался тем, что система суворовских и нахимовских военных училищ страны перешла в режим стагнации: сроки обучения сократились до 2-х лет; системы подготовки и переподготовки постоянного состава училищ не стало, качество воспитания и образования кадет резко снизилось

Тем не менее, мотивация выпускников к службе по инерции оставалась еще на достаточно высоком уровне, а поколение суворовцев "семилетчиков" добилось выдающихся результатов на государственной военной и государственной гражданской службе, в науке, спорте и искусстве.

Именно на этот период приходится почти массовое появление кадет, занимающих генеральские, и высшие государственные гражданские должности в стране и Вооруженных силах.

Второй интервал характеризовался несколькими принципиально новыми факторами национального бытия стратегического характера.

Во-первых. В результате преступного управления державой произошла крупнейшая в истории мира геополитическая катастрофа - был разрушен Советский Союз, и к власти в России пришли "демократические силы", принесшие с собою процесс обнищания нации, обвальный крах национальной экономики и Армии.

Во-вторых. В результате начавшегося "парада суверенитетов", все составляющие Советскую федерацию республики отделились от России и стали самостоятельными суверенными государствами.

Вместе с ними отделились от России и нашей суворовской военной школы все суворовские училища, дислоцированные на их территориях, которые стали частью военных образовательных систем своих государств, что немедленно сказалось на общем уровне и характере получаемого воспитания.

Например, в Республике Беларусь Минское суворовское военное училище продолжает лучшие традиции суворовской военной школы и опережает в качестве обучения и воспитания суворовские училища России, а отношения белорусских и российских кадет всегда и неизменно дружественные.

В то же время, на Украине произошли коренные и негативные изменения в отношениях ее руководства и государственной власти к России, в которых возобладал неприкрытый украинский национализм, что привело к ликвидации там суворовской школы как таковой.

В странах Балтии, устремившихся в НАТО, были ликвидированы все структуры связанные с советской и российской военными школами.

В то же время, в этих государствах осталось много тысяч выпускников суворовских и нахимовских училищ Советского Союза, которые восприняли свое новое состояние негативно, по-прежнему считают себя кадетами, организовали свои собственные кадетские общественные объединения и стремятся к объединению и совместной работе с кадетами России.

В-третьих. Вооруженные силы России были подвергнуты варварскому сокращению, офицерский корпус остался практически безработным и начал стремительно нищать и люмпенизироваться, из Армии были выдавлены лучшие представители офицерского корпуса, сама служба в Армии стала восприниматься обществом как "зло, которое надо избегать", мотивация к воинской службе просто исчезла, Армия и ее офицерский корпус оказались "лишним бюджетным ртом".

В этих условиях, суворовские военные училища стали влачить самое жалкое существование, оказались никому не нужными и, казалось, утратили всякий смысл.

Дело шло к тому, чтобы передать их в Министерство образования и науки РФ, а затем и ликвидировать как самостоятельную суворовскую военную школу.

Третий период - Период выживания национальной суворовской военной школы и начало формирования ее новых правовых и идеологических основ - с 1993 года по настоящее время.

В этом временном интервале можно выделить два вполне отдельных самостоятельных периода, связанных с базовыми и разнонаправленными тенденциями развития России.

Это периоды: национального краха, связанный с годами правления "демократии от Ельцина"; и периода национального возрождения, связанный с деятельностью Президента России Владимира Путина.

Период краха был характерен нарастанием негативных тенденций бытия нации, реальной угрозой ее распада и утратой нашей национальной идентичности и национальной безопасности.

Профессиональная ткань Армии распадалась, ее руководство стремительно теряло контроль над ситуацией и выполняло любые установки правящей элиты, которая была озабочена только собственным обогащением и собственным признанием Западом.

Россия, ее население и Армия просто выживали и ни о чем другом не думали.

Физическая нищета офицерского корпуса стала запредельной, престижа воинской службы не стало, практически рухнуло военное профессиональное образование, и уже было принято решение избавиться от суворовских училищ, "как структур затратных и неэффективных".

Здесь необходимо, с гордостью, констатировать, что спасение русской суворовской школы пришло исключительно от активности суворовцев-ветеранов, которые яростно и мощно защитили свою мечту, юность и кадетскую честь. Суворовские училища были оставлены в ведении Министерства обороны Российской Федерации и даже не переведены на двухгодичный цикл обучения.

Правда, одновременно, набирал обороты совершенно новый процесс - процесс образования первых кадетских корпусов России, который был инициирован, подготовлен и даже физически организован объединенными усилиями ветеранов-суворовцев и ветеранов-нахимовцев России и кадетами Русского Зарубежья.

Период национального возрождения России прямо и непосредственно связан с именем и делами Президента России Владимира Путина, сумевшего сосредоточить внимание государственной власти и российского общества на стратегических целях развития России, и сосредоточить для решения этих задач, консолидированные в государственном бюджете страны, значительные средства.

Именно к этому времени относятся события в жизни кадетского движения России, которые можно оценить, как время "собирать камни", объединения усилий и формирования новых идеологических и организационных основ кадетского движения России.

Завершение этого периода знаменуется двумя явлениями стратегического уровня.

Первое. Усилиями и волей региональных объединений кадет России был подготовлен и проведен Первый съезд кадет России.

Этот первый в истории России Съезд ее кадет решил целый ряд необходимых, масштабных, и абсолютно стратегических задач развития кадетского движения России, дал ему новый и мощный импульс конструктивного развития, и перевел всю деятельность объединений кадет на другой, более высокий качественный уровень.

Второе. Благодаря усилиям и активности кадет-ветеранов по популяризации системы кадетского образования и воспитания в России стала нарастать популярность учреждений кадетского образования.

Кадетские корпуса и кадетские классы стали образовываться по инициативе граждан страны, то есть родителей, увидевших в них почти единственную возможность спасти своих детей от растления улицей, лавинообразно и практически во всех регионах России, притом, что для этого до сих пор не существует необходимой правовой базы.

В настоящее время, благодаря огромной работе кадет, импульсы понимания высшей государственной властью необходимости развития национальной суворовской и кадетской школы России идут и от Министерства Обороны, и от Правительства и Президента России, что есть несомненная наша общая Победа.

Четвертый период - Период развития суворовской военной школы, кадетского образования России и достижение ими своего нового и высшего качества.

Нам представляется, что начало этого периода ознаменовано подготовкой и проведением Первого съезда кадет России и XIX Съезда Объединений Российских Кадетских Корпусов За Рубежом, прошедших как единый Общекадетский Съезд, под единым девизом, данным России ее Святым Князем Александром Невским "Не в силе Бог, а в правде!", который проходил с 19 по 30 сентября в Москве, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.

Сегодня мы проводим Второй Общекадетский съезд, под тем же девизом, который уже и сам по себе формирует тенденцию развития кадетского движении России.

Мы верим, что только сегодня, и только при нашей общей и дружной работе у кадет России появляется реальная возможность стать по-настоящему государствообразующей корпорацией и основой того самого служилого слоя России, ее нового дворянства, призванного служить своему Отечеству и умножать его величие и могущество, обеспечивать безопасность и достойную жизнь граждан нашей великой Державы.

2. Некоторые выводы из анализа истории кадетского движения России общего плана

Общие выводы из анализа истории кадетского движения России построены нами по приведенным выше периодам общего исторического фона его возникновения и существования России, так как именно особенности национального развития страны в эти периоды являлись канвой и основой без исключения всех явлений общественной жизни страны, в том числе и кадетского движения России как такового.

Первый период - Период классической национальной суворовской школы -
с 1943 по 1963 годы

Для первого периода было характерно формирование инстинктивного корпоративного содружества выпускников одного выпуска и одного училища.

Именно содружества выпускников первых выпусков суворовских и нахимовских военных училищ Советского Союза стали основой и прообразом кадетского движения России.

Эти первосуворовцы, а затем и все последующие поколения выпускников суворовских и нахимовских военных училищ, разбросанные жизнью и службой по всей нашей великой стране, но проживающие и несущие службу в одном населенном пункте или гарнизоне, также инстинктивно, то есть - в поисках своих верных товарищей и друзей своего военного детства, инициативным порядком объединялись в Землячества своего училища,

Эти Землячества играли роль суворовских клубов в своих городах и решали, в основном, задачи организации совместных встреч, юбилейных торжеств и ритуальных событий, создания первых общих архивов, и поиска своих однокашников в других регионах страны.

Именно Землячества выпускников одного училища стали фундаментом создания региональных объединений кадет.

Второй период - Период стагнации и свертывания национальной суворовской военной школы - с 1963 года до 1993 года

Второй период определяется нами как этап инициации кадетского движения.

Процесс начинающейся консолидации следует рассматривать, как реакцию кадет на уничтожение суворовской военной школы и как начальный этап формирования общественных объединений кадет в регионах.

Последняя часть этого этапа проходила в то время, когда в стране была объявлена "перестройка", появилась возможность частной и общественной экономической деятельности. Поэтому практически все объединения выпускников суворовских и нахимовских училищ страны создавались как клубы с возможностью не только регулярного общения кадет, но и реализации общих экономических проектов.

Этот период характерен появлением нескольких кадетских проектов экономического характера ("Каменка", "Реквием"), каждый из которых, правда, заканчивался его крахом.

К этому времени относятся первые контакты выпускников суворовских и нахимовских училищ Советского Союза с кадетами русского Зарубежья.

Важность и необходимость этого периода заключалась в том, что именно в это время наиболее подготовленная и активная часть кадетской общественности стала осознавать, что надо объединяться не только по принципу Землячеств, но и создавать общественные объединения регионального и общесоюзного масштабов из кадет-выпускников всех училищ и всех выпусков, проживающий в данном регионе.

Этот период выявил первых лидеров кадетского движения России, которые создавали организации и проекты на свой страх и риск, и сыграли основную роль в том, что в России появилось движение кадет.

По общему признанию подавляющего большинства суворовцев отцом- основателем кадетского движения России является выпускник Воронежского суворовского военного училища 1949 года полковник Георгий Михайлович Лёшин.

Именно в этот период создается Всесоюзный суворовский клуб, а потом, его преемник Московский суворовско-нахимовский клуб, трансформировавшийся в 1997 году в современное Московское суворовско-нахимовское содружество.

Тем не менее, общей идеологии кадетского движения не была еще выработана, деятельность общественных объединений кадет никем и ничем не координировалась и носила характер отдельных встреч, акций и застолий.

Большой Смысл и Предназначение кадетского движения в России только формировались, притом, что их основу составили идеи Русских кадет зарубежья, которые точно знали, что они хотят видеть в России, и основу этого Большого Смысла и Предназначения видели в воссоздании в России системы кадетских корпусов, основанных на исторических национальных ценностях России и идеалах и принципах ее кадет.

Третий период - Период выживания национальной суворовской военной школы и формирования ее новых правовых и идеологических основ - с 1993 по 2007 год, включая подготовку и проведение Первого съезда кадет России.

Нам представляется, что Третий период в становлении кадетского движения России был основным. Именно в это время формируется система мощных региональных объединений кадет России способных решать задачи поддержки кадет и военно-патриотического воспитания молодых поколений граждан России в своих регионах.

В этот период возникает целая система кадетских корпусов Министерства образования России и субъектов Российской Федерации, а также кадетских классов во всех регионах страны, и формируется общая востребованность российским обществом именно кадетской формы образования.

Растет общее количество выпускников учреждений кадетского образования, составляющих резерв кадетского движения России.

Образуются мощные межрегиональные объединения кадет Дальнего Востока и Урала России, образуются межрегиональные и общероссийские общественные объединения выпускников одного суворовского училища, которые становятся центрами кадетского движения России на Урале и Дальнем Востоке страны.

Формируется возможность соединить в кадетском движении России не только его региональные объединения, но и сами суворовские училища, и кадетские корпуса, путем создания в них Комитетов (Советов) ветеранов училищ.

Этим самым создается возможность иметь точный учет выпускников, возможность отслеживать их службу, карьеру и жизнь, адресно помогать нуждающимся и иметь добротную обратную связь родного училища со своими выпускниками.

В то же время, этот период стал временем осмысления места и роли кадетского движения в процессах выживания и развития России, проверки кадет и их объединений "искусом наживы", определенной поляризации кадет и их региональных объединений по принципу поддержки ими исторических принципов кадетской чести или принципов "нового кадетского капитализма".

Считаю важным констатировать, что в этой борьбе однозначно и полномасштабно победила кадетская честь.

Венцом усилий кадетской общественности и региональных объединений кадет кадетского движения России и началом принципиально нового этапа его развития стал Первый съезд кадет России, объединивший абсолютное большинство региональных и все межрегиональные объединения кадет России в общероссийский союз кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России"

Первый съезд кадет России явился, безусловно, событием исторического значения, так как он решил главные задачи строительства кадетского движения России настоящего времени, Съезд создал само кадетское движение и создал его фундаментальные основы.

Съезд объединил усилия региональных объединений кадет России, стран СНГ и постсоветского пространства, а также Объединений Российских Кадетских Корпусов за Рубежом по решению задач патриотического воспитания населения России, особенно его молодого поколения, на работе по реализации национального проекта формирования национальных элит России и поддержке курса Президента Российской Федерации на развитие нашей Родины.

Съезд показал российскому обществу, что у России есть серьезный и мощный слой граждан, который способен решать сложные задачи возрождения России, каждый член которого предлагает своему Отечеству не лозунги и призывы, а себя лично как государственного служащего и защитника Родины.

Съезд сформулировал необходимость нового Национального проекта - создание системы формирования национальных элит России с детства, на базе суворовских (нахимовских) военных училищ и кадетских корпусов страны.

Съезд создал Общероссийский союз кадетских объединений - "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России", который призван стать весомой и важной частью гражданского общества нашего Отечества, будет определять его общенациональную патриотическую направленность, придаст новый импульс всему ветеранскому движению страны, и будет формировать его современное ядро.

На Съезде принята Декларация о принципах деятельности объединений кадетского движения России как основополагающий документ, определяющий идеологию и направленность работы всех кадет страны.

Кадеты современной России приняли из рук своих старших братьев - российских кадет зарубежья символы и эстафету верного служения нашему Отечеству и ответственность за судьбу России.

Таким образом, итогом Третьего периода стал факт обретения принципиально нового состояния Кадетским движением России - оно стало массовым общественным движением, обрело свою общероссийскую организационную структуру, признанную национальную и международную легитимность, собственные идеологические основы и историческую перспективу своей деятельности.

Четвертый период - Период развития суворовской военной школы, кадетского образования России и достижение ими своего нового и высшего качества, период совершенствования кадетского движения страны.

Четвертый период ознаменован проведением Первого съезда кадет России и его успех зависит исключительно от нас самих, нашей активности, предприимчивости, искренности и работы, от нашей способности привлечь к нашей работе внимание Министерства обороны России, внимание государственной власти и российской общественности.

Второй Общекадетский съезд России является продолжением и развитием идей и принципов заложенных Первым съездом кадет России.

3. Общее состояние дел и выводы из современной истории
кадетского движения России

Сегодня в России много (уже более ста) учреждений кадетского образования, десятки и десятки тысяч их выпускников и множество общественных объединений кадет, которые образуют социальную и организационную базу государственно-патриотической социализации населения страны национального масштаба.

Представляется очевидным, что все общественные объединения кадет - это результат общего и естественного желания кадет творить пользу своему Отечеству нашему не в одиночку, а, имея рядом своих верных кадет-товарищей; это искреннее стремление иметь возможность согреваться теплом их дружбы, находить в кадетской дружбе и совместных делах смысл своего существования, опору и помощь в этой непростой жизни.

Все это есть естественные желания и стремления кадет, выросших на идеалах Дружбы, Служения Отечеству и Чести, почитающих их как вечные и основные свои жизненные ценности.

Нам представляется важным в самом общем виде изложить некоторые выводы из истории кадетского движения России, как выводы о процессах его становления и развития от момента основания до наших дней.

Эти выводы построены на анализе как процессов происходивших в стране и армии, а также внутри самого кадетского движения.

Теперь, собственно о выводах из истории кадетского движения России.

Первое. Становление кадетского движение в России проходило трудно, а в первые десятилетия своего существования практически инстинктивно, и не избежало многих искусов и объективных трудностей роста, связанных в первую очередь, с трудностями исторической судьбы самой России.

Второе. Судьба и жизнь первокадет, то есть выпускников первых пяти выпусков (50-60-х годов), сложилась трудно, впрочем, как и судьба всего послевоенного поколения.

Практически, никто из них больших служебных карьер не сделали, так как попали под хрущевские сокращения.

Серьезных и даже выдающихся успехов в своих областях добились только несколько первосуворовцев, например: Первый заместитель Министра обороны СССР выпускник Тамбовского СВУ генерал армии Константин Алексеевич Кочетов; член Президиума Российской Академии Наук, выпускник Свердловского СВУ, академик Владимир Георгиевич Кадышевский, и Народный артист России, выпускник Горьковского СВУ Герард Вячеславович Васильев, а также кадеты ставшие командующими военных округов.

В тоже время, именно первокадеты явились энтузиастами, инициаторами и руководителями самых первых общественных объединений кадет Советского Союза, и остались верными идеалам своей юности до конца своей жизни.

Именно они сумели сохранить во взаимоотношениях кадетскую этику и защищали исторические идеалы кадет от любых попыток увести молодые объединения кадет в коммерцию, политику или в криминал.

Примером тому служат судьбы наших отцов-основателей. Например, выпускник Воронежского СВУ полковник Георгий Михайлович Лёшин, является не только основателем всего современного движения кадет России, но уже 50 лет руководит землячеством выпускников Воронежского СВУ в Москве и по всей России.

Сегодня именно старейшие кадеты России и кадеты-семилетчики более поздних выпусков составляют ту "старую гвардию", которая является основой кадетского движения современной России, ее достоянием и гордостью.

Третье. Одним их важных выводов из анализа истории кадетского движения России за последние 20 лет является факт, очевидного и объективного процесса снижения эффективности и качества кадетского образования, воспитания и государственнической социализации выпускников суворовских военных училищ, а значит и снижения активности кадет в кадетском движении России.

Этот негативный процесс обусловлен объективными обстоятельствами существенных изменений в жизни страны за последние 20 лет.

Поколения выпускников суворовских и нахимовских училищ 60-70-х и начала 80-х годов прошлого века дали стране абсолютное большинство успешных кадет во всех сферах национального бытия, и создали в обществе устойчивую репутацию кадет как особой и успешной корпорации государственных служащих на гражданском и военном поприще.

Сегодня именно они составляют основной состав всех региональных объединений кадет России.

Поколения выпускников конца 80-х и 90-х годов, получивших кадетское образование в период самых трагических событий в России можно достаточно четко разделить на тех, кто продолжал службу Отечеству несмотря ни на что и остался верен идеалам кадетства, и тех, кто в результате жизненных неудач утратил веру и уже не связывал себя с кадетским движением. При том, что те кадеты, которые остались верны идеалам кадетства составляют сегодня самую активную и профессионально подготовленную часть всех объединений кадет страны.

Поколения кадет конца 90-х и начала XXI века получивших еще меньше внимание государства, армии и общества, и еще более низкое качество образования и воспитания, оказались практически никак не мотивированы к государственной службе, и в абсолютном большинстве на связывают свою жизнь ни с Армией, ни с кадетским движением, но, тем не менее, все они считают себя кадетами и остаются способными к кадетской мобилизации на доброе дело.

В целом, все выпускники всех суворовских, нахимовских, специальных военных училищ и кадетских корпусов всех времен и всех выпусков считают себя кадетами и образуют собою закрытую национальную корпорацию кадет.

Четвертое. Образовавшийся разрыв учреждений кадетского образования и их выпускников нарастает с каждым годом, обратной связи выпускников со своей альма-матер практически уже нет, интерес выпускников к состоянию дел в своих училищах и в объединениях кадет в своих регионах снижается, а их общая, в этом плане, апатия и равнодушие нарастают.

Представляется очевидным, что без принятия немедленных и эффективных мер к изменению общей ситуации в учреждениях кадетского образования в направлении резкого улучшения качества образования и воспитания кадет в них, эти негативные тенденции будут только нарастать, что опасно полным вырождением как национальной суворовской школы, так и всего кадетского движения России.

Пятое. Является фактом то, что все проекты коммерческого характера, направленные на получение возможности зарабатывания денег, осуществляемые объединениями кадет, завершались неизбежным крахом.

Те объединения кадет, которые занимались этими проектами, распались и исчезли из движения кадет, а их руководители оставили о себе недобрую память.

Шестое. Следует также сказать о том, что сегодня мы наблюдаем опасность политизации кадетского движения России.

Сегодня приняты законы, позволяющие включать общественные движения в состав политических партий.

Это может вызвать:

  • с одной стороны - желание некоторых руководителей политических партий пытаться присоединить кадетское движение к себе, включать региональные объединения кадет в свои партии и играть на чистоте наших принципов, действий и помыслов;
  • с другой стороны, может вызвать желание и намерения некоторых кадет увести нас в политику, чего мы не должны допустить.

Седьмое. Очевидно, что периодически могут появляться объединения "рыночных" или "политических" кадет или к руководству в отдельных объединениях кадет могут временно приходить люди, испытывающие желание и имеющие намерения решить свои экономические, политические или статусные проблемы за счет кадетского движения, в том числе и путем нарушения или извращения, утвержденной Первым съездом кадет России Декларации о принципах деятельности объединений кадетского движения России

Это значит, что опасность раскола кадетского движения России сохраняется.

В этой связи, кадеты должны внимательно следить за тем, чтобы такие опасные идеи, даже облаченные в самые правильные слова и причины, не распространялись в кадетской среде.

Восьмое. Безусловно, каждый этап развития кадетского движения сыграл свою необходимую роль в его строительстве.

Но только сейчас создались условия, когда нам самим стало понятно предназначение и смысл кадетского движения России, а государство начало нас понимать, помогать и двигаться нам навстречу.

***

Заканчивая этот короткий экскурс в историю кадетского движения должен сказать о том, что в 2008 году произошел ряд важнейших и знаменательных событий в жизни всех кадет России, которые будут полно освещены в Отчетном докладе Председателя ОС СКНР Александра Ивановича Владимирова.

Считаю необходимым особо отметить ту колоссальную работу, которую провел Президиум Открытого содружества и его руководящие органы первого созыва.

Мы сегодня имеем возможность с радостью и надеждой наблюдать, как в результате подвига духа и труда кадет России наступает период внимания государства российского общества к вопросам, всегда волновавших кадет-ветеранов, реализуются их мечты и надежды.

Конечно, этот процесс возрождения суворовской военной школы России еще только в самом начале, и сегодня зримо проявляются тенденции на сворачивание национальной суворовской школы, но теперь мы знаем, что делать дальше, куда и как развивать кадетское образование страны, и как развивать кадетское движение России.

4. В целом, анализ тенденций развития кадетского движения России позволяет выделить несколько безусловных аксиом

Кадетское движение изначально обладало чистым, высоконравственным и ярко выраженным патриотическим кадетским суворовским стержнем:

  • этот стержень закладывался в воспитанников суворовских и нахимовских военных училищ нашими командирами, офицерами-воспитателями и преподавателями, каждый из которых прошел Великую Отечественную войну и имел право, знания и стремление воспитывать нас в идеалах Чести, Доблести, Долга, Братства, Добра и Красоты;
  • те кадеты и их объединения, которым удалось сберечь в своей душе этот суворовский кадетский факел, навсегда остались в строю своих товарищей и друзей, принесли своей Родине и своим друзьям настоящую пользу, являются уважаемыми членами нашей суворовской корпорации, и память о них всегда будет живой в истории их объединений и кадетского движения России;
  • все объединения кадет созданы и будут создаваться наиболее активными и подготовленными кадетами.

Тенденции, которые уже сейчас четко просматриваются в кадетском движении

  • Все общественные объединения кадет имеют право на существование и все они равны.
  • С дальнейшим развитием системы кадетского образования будет относительно снижаться количество объединений выпускников СВУ, НВМУ и КК Минобороны, будет нарастать число общественных организаций кадет-выпускников КК Минобрнауки с субъектов Российской Федерации. Другими словами, суворовский военный стержень кадетского движения России может оказаться на грани размывания, чего мы допустить не имеем права.
  • Со временем количество общественных объединений кадет будет только увеличиваться, а степень их автономности будет нарастать.
  • Становление кадетского движения в России проходит, и будет проходить в условиях жесточайшей конкуренции и противоборства с силами антигосударственной и антироссийской направленности, в том числе и среди чиновничьего аппарата внутри самой России.
  • Вся история объединений кадет говорит о том, что кадетское движение России может состояться, быть успешным и реализовать свой огромный творческий и патриотический потенциал, только тогда - когда будет ставить перед собой высокие и исторические цели национального масштаба, не забывая о задачах патриотического воспитания молодых поколений кадет и граждан России, и своей ответственности за жизнь своих престарелых, немощных и нуждающихся членов.

***