ЗАЯВЛЕНИЕ

Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет

и Оргкомитета Второго Общекадетского съезда

 

«О ситуации вокруг кадетских образовательных учреждений в 2009 году»

 

 

2009 год объявлен в России – Годом молодёжи.

Одной из заявленных целей Года молодёжи является «воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей».

Отдельным элементом плана проведения Года молодёжи в России является реализация программы поддержки системы кадетского воспитания.

 

Ни один вид довузовских образовательных учреждений (кроме довузовских военно-учебных заведений) не решает задач по одновременной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их профориентации, трудоустройству и патриотическому воспитанию. Ни в одном другом общеобразовательном учреждении не уделяется так много внимания вопросам воспитания гражданина-патриота, без которых невозможно добиться высшей степени мотивации в служении своему Отечеству – вплоть до готовности пожертвовать ради неё своей жизнью.

 

В этой связи не могут не вызывать озабоченность тенденции, наметившиеся в последнее время в деятельности Минобрнауки и Минобороны России, негативно сказывающиеся на системе кадетского образования.

 

ПЕРВАЯ из них связана с повсеместной ЕГЭ-зацией российского образования, преподносимой Минобрануки, как панацея от всех «образовательных» бед (повышение доступности образования, борьба с коррупцией и т.д.). На деле же опыт проведения ЕГЭ-реформ показывает, что внешне декларируемые цели, не достигаются.

Побочным эффектом таких «реформ», особенно ярко проявившемся в 2009 году, стал целенаправленный «отсев» выпускников довузовских военно-учебных заведений (суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов) при их поступлении в военные вузы.

И это несмотря на то, что выпускники этих образовательных учреждений должны приниматься в военные вузы в приоритетном порядке. Не потому, что об этом говорят руководящие документы. И даже не из-за того, что на их обучение затрачены бюджетные средства. А, в первую очередь, потому, что им уже «привиты» профессионально-важные качества – гражданина, патриота, защитника Отечества.

Личная трагедия выпускников суворовских, нахимовских училищ, кадетских корпусов 2009 года состоит в том, что они были ориентированы для поступления в конкретные военные вузы, сдавали ЕГЭ «с прицелом» именно на эти учебные заведения, но, в итоге, были лишены возможности туда поступить.

При этом уровень подготовки этих выпускников не вызывает сомнений. В 2009 году в общей сложности более 90% выпускников довузовских военно-учебных заведений успешно поступили в высшие учебные заведения (и военные, и гражданские). При условии, что набор выпускников суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов в военные вузы в 2009 году был искусственно сокращён более чем на 50%, можно легко посчитать какую часть высокообразованных, физически здоровых, дисциплинированных патриотов Отчизны недосчитались военные вузы. Мы можем только поздравить гражданские вузы с таким «подарком» со стороны Минобороны страны.

В своём заявлении мы не ставим целью детально анализировать «реформы», проводимые Минобрнауки и Минобороны. Мы лишь хотим, чтобы в жернова этих «реформ» не попала и не была перемолота система довузовского военно-государственного образования – основа воспитания национально-ориентированной элиты страны с детства.

 

ВТОРОЙ негативной тенденцией в отношении системы кадетского (читай – раннего военно-государственного) образования являются попытки выхолащивания военной (а, по сути – национально-ориентированной государственной) составляющей из образовательного процесса этих образовательных учреждений.

Проявлений тому – немало. Это и отмена участия суворовцев, нахимовцев и кадет в военных парадах (якобы, заботясь об их здоровье, а, по сути, лишая их возможности быть приобщёнными к красочной церемонии, символизирующей мощь и величие родной страны). Это и стремление заменить офицеров-воспитателей – ключевой фигуры учебно-воспитательного процесса – «классными дамами».

И, наконец – это чехарда с приёмом в довузовские военно-учебные заведения в 2009 году.

Когда новый приказ с порядком зачисления в довузовские военно-учебные заведения был подписан только в мае 2009 года, то есть уже после того, как многие абитуриенты собрали документы для поступления по старым требованиям. Когда мальчишки, желающие быть военными моряками и успешно прошедшие вступительные испытания в Нахимовское училище, были зачислены в суворовское училища. И, наоборот, ребят, желающих защищать Родину с космических рубежей, а потому поступавших в Военно-космический кадетский корпус, насильно стали «оморячивать» и зачислили в Нахимовское училище (причём – без учёта мнения самих детей и их родителей). Когда ребята, поступавшие в Казанское СВУ, почему-то оказывались зачисленными в совершенно другой регион – Екатеринбургское СВУ, о чём они узнали только постфактум.

Когда из 33-х детей-сирот, проживающих в Санкт-Петербурге и допущенных до вступительных испытаний, в итоге были зачислены лишь 8 человек (причём двое из них – после вмешательства родительской общественности), а остальные отсеяны якобы из-за слабого уровня общеобразовательной подготовки.

Хотя изначально понятно, что такие дети могут быть подготовлены хуже, чем дети из полных семей. Но на то и социальная функция этих образовательных учреждений!

 

Скороспелые, непродуманные действия приводят к негативным последствиям, вызывают неразбериху, способствуют снижению престижа службы по защите Отечества.

Да, система довузовского военного (раннего военно-государственного) образования требует реформирования в современных условиях.

Но не уничтожения. Потерять уникальную школу воспитания национально-ориентированной элиты страны с детства – неоправданная «роскошь» для страны, претендующей играть важную роль в мировой геополитике.

Мы выражаем глубокую озабоченность в связи с происходящими событиями и готовы оказать всю возможную помощь и содействие государству в деле возрождения и формирования – на лучших исторических традициях и опыте – системы кадетского образования, системы воспитания достойных граждан своего Отечества, без которых (со всей очевидностью!) у нашей страны нет исторической перспективы, как благополучного и процветающего государства!

 

Мы полагаем, что реформирование системы кадетского образования без учёта мнения специалистов в этой области, представителей кадетской общественности – по меньшей мере, недальновидно.

 

По итогам работы Второго Общекадетского съезда будет создана новая структура в рамках Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» – КОЛЛЕГИЯ ПО КАДЕТСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. Сотрудники Коллегии (учёные, общественные деятели, представители учебных заведений и органов управления образованием) займутся выработкой конкретных предложений «снизу» по совершенствованию системы кадетского образования, его интеграции в новые реалии Российского общества.

Мы надеемся быть полезными своей Родине и готовы к диалогу и сотрудничеству со всеми здоровыми силами общества, заинтересованными в возрождении великой России.

 

 

Принято на расширенном заседании Санкт-Петербургского Союза суворовцев, нахимовцев и кадет

и Оргкомитета Второго Общекадетского Съезда, 26 августа 2009 года