КАДЕТСКИЕ ТРАДИЦИИ Это было давно, очень давно. Семьдесят один год тому назад, в сентябре 1923 года, мы с Глебом Николаевичем Сперанским надели кадетские погоны. Мы с Глебом... только ли с Глебом? Нет, конечно, вместе с нами честь носить погоны Крымского кадетского корпуса обрели еще многие, и среди них Константин Федорович Синькевич, мой друг Александр Политанский, живущий в Сан Пауло, в Бразилии, Николай Томичич, черногорец, коротающий свои дни на левом берегу Савы, в Белграде, и еще многие — свыше двух десятков. Этому есть и документальное подтверждение — фотография корпуса, построенного «покоем» на плацу позади здания для парада в честь рождения престолонаследника, будущего короля Петра И. В строю все пять рот того времени, а на левом фланге мы, только что принятые, в своих коротких штанишках и разномастных курточках, еще не кадеты, но уже и не посторонние. Так все-таки почему «мы с Глебом»? Да потому, что еще за год до поступления в корпус мы вместе учились во втором классе русской новосадской гимназии, с удостоверениями от которой и прибыли на экзамен. Однако корпусное начальство не поверило гимназическим удостоверениям и обязало нас держать экзамен для поступления в 3-й класс. Худо ли, хорошо ли, мы его выдержали, хотя в диктовке понаделали десятки ошибок, ибо ехидный Федор Иосафович Миляшкевич диктовал нам так, что ввел всех бедных мальчишек в полное недоумение. До сих пор помню фразу: «Красненькия пятушки по жордочкам бегають». Я знал, что это не так, но как не поверить пожилому преподавателю, так ясно нам диктующему? Экзамен мы, повторяю, выдержали, но оказалось, что он лишь проформа, а распределяли нас по классам согласно возрасту. Это доверительно сказал моему отцу будущий мой воспитатель Павел Михайлович Некрашевич, уже почти старик, бывший командир 2-й роты Сумского корпуса. Дело было в том, что корпус в то время был до некоторой степени приютом для беспризорных, детей офицеров, выброшенных революцией на улицу, в горнило гражданской войны, где они не учились чему нужно, а, как губка, впитывали все то порочное, что узаконила революция и гражданская война, все, что мальчишкам казалось признаками лихости и молодечества. В этом отношении наш корпус был в худшем положении, чем остальные два. Русский корпус, размещенный в боснийском Сараеве, состоял из остатков двух корпусов — Владимирско-Киевского и Одесского с некоторым количеством кадет из Полоцкого. Кадеты были дисциплинированные, привычные к корпусным порядкам, не затронуты влиянием гражданской войны. Это дало возможность директору, генерал-лейтенанту Адамовичу, бывшему помощнику инспектора военных учебных заведений Великого Князя Константина Константиновича, блестяще представить корпус на параде по случаю победы над австро-германской коалицией, получить высокую награду — орден Белого Орла второй степени (на шею) и обрести нужные связи для защиты интересов корпуса, которому он отдал всю свою жизнь. Донской корпус, в основном, состоял из казаков-донцов, и подчинялись они не только Главнокомандующему Русской армии, но и донскому Атаману. Крымский корпус был организован в Крыму, в Ореанде, из кадет Владикавказского и Петровско-Полтавского корпусов. В армии генерала Врангеля почти не было части, где не сражались бы кадеты. В нашем корпусе оказалось 43 Георгиевских кавалера. Много правдивых и красивых стихов написано об этих самоотверженных юношах. Писали о них Марина Цветаева, Николай Богаевский-Воробьев, князь А. В. Сумбатов-Южин, С. Надеждин, К. Оленин и другие, о них пел с эстрады талантливейший Вертинский. Генерал Врангель сознавал, что в рядах его армии гибнет лучшая, безупречная молодежь России. Отдав приказ о формировании Крымского корпуса, он одновременно потребовал, чтобы вся учащаяся молодежь была направлена в Ореанду и включена в состав корпуса, во главе которого был поставлен старый, опытный педагог, бывший директор 1-го Московского кадетского корпуса, генерал-лейтенант В. В. Римский-Корсаков. В Ореанду хлынули массы юношей кадет, гимназистов, реалистов, потерянных или брошенных родителями, настоящих беспризорных. Если старшие, служившие уже в воинских частях, подчинялись приказу Главнокомандующего неохотно, скорбя о необходимости покинуть вновь обретенную воинскую семью, то младшие делали это радостно. Наконец-то у них будет свой дом, кто-то о них будет заботиться, они вновь станут кадетами, а не уличными мальчишками. Прием в корпус был подобен такому же в Запорожской Сечи, описанному Гоголем: «Кадет?» — «Кадет!» — «Какого корпуса? Симбирского? Какого класса? Третьего? Ну, ступай в пятую роту!» Уже потом, после эвакуации, в лагере Стрниште в Словении, удалось разобраться и рассадить всех по своим классам, но все равно во всех классах средний возраст был много выше нормального. И это было пагубным примером для малышей. К примеру, добрых 80 проц, кадет курили. Каково же было мое изумление, когда я узнал, что Крымского корпуса, в который я поступил и погоны которого надел, в традиционном отношении не существует. Есть полтавские традиции, владикавказские, а крымских нет. Мне предложили определиться. При этом было сказано, что подавляющее большинство — владикавказцы, что полтавцы придерживаются кавалерийских традиций, что у них есть «цук», что нужно знать назубок «полчки». Поглядев на погоны, я решительно определился за полтавцев. Синий погон, белый кант, замысловатый вензель Великого Петра, состоящий из двух латинских букв «РР» (Петрус Примус) с императорской короной, конечно же был куда привлекательней скромного желтого погона с красными кантами и трафаретом, владикавказцев. А наличие у полтавцев особых традиций и правил, включая и необходимость знания «полчков», мне даже понравилось. Выучил я их безо всяких затруднений и даже сейчас могу назвать все 67 полков, деля их на гвардию и армию, на драгун, улан и гусар. Правда, стоянки, масти лошадей и награды, полками заслуженные, сильно подзабылись, как и формы многих из них. Итак, я стал «полтавцем», что не повлекло за собой никаких последствий. Правда, я не имел права голоса на собраниях владикавказцев. Из этих собраний запомнилось мне лишь одно, когда в конце ротного коридора кто-то установил стол, на него влез старший владикавказец Иван Шиманов и обратился к владикавказцам со следующей выразительной речью: «Смирно!!! Стаканчиков не бить!!! Разойтись!» «Стаканчики» — это фаянсовые поддержки электрических проводов, растянутых по всем стенам, так как внутренней проводки тогда еще не было. Стрелять же по стаканчикам из рогатки маленькими камешками было большим удовольствием. Значит, в 5-й роте Крымского корпуса кадетских традиций не было? Как не было? Были, и отлично регламентировали жизнь кадет. Первой и основной было товарищество. В свое время Великий Князь Константин Константинович выработал и разослал по всем корпусам «12 заповедей товарищества». Они известны каждому кадету, были стержнем отношения всех кадет между собой и я цитировал их в своем докладе во время встречи кадет с суворовцами и нахимовцами в Москве в 1992 году, они на 59 странице журнала «Кадетская перекличка», № 53. Знали мы их наизусть. Кто же нам преподал этот кодекс? Воспитатели, педагоги? Нет, мы их восприняли от старших кадет. Далее были честность и честь. Малейшее отклонение от них автоматически исключало виновного из кадетской среды. Затем следовал девиз «За Веру, Царя и Отечество». Рассуждать о нем не приходилось, особенно таким малышам, какими мы были тогда. Его нужно было принять безоговорочно, в него полагалось поверить и хранить его в сердце, как святыню, не позволяя никому, начиная с самого себя, в нем усомниться. Основой кадетских взаимоотношений было подчинение младших старшим, а всех — выпуску, то есть кадетам последнего, старейшего класса. В младших ротах это правило не очень строго соблюдалось. Зато в старших имело огромное значение. Припоминаю один случай, рассказанный моими старшими. Когда корпус находился еще в Словении, в лагере Стрнище, вокруг был лес, где проводить время было интересней, чем сидеть на уроках. Почти у всех кадет младших рот имелись «брынжалки», то есть пращи, схожие с той, из которой Давид угодил в Голиафа. Это просто веревочная петля, сложенная вдвое. В место перегиба вкладывался камень. Петля раскручивалась над головой, а затем одна из сторон отпускалась, и камень летел в нужном направлении. Было много специалистов, попадавших в любую цель даже с большого расстояния. Название этого орудия происходило от звука, с которым камень летел и который определялся словом «брынжать». По опушке леса проходила железная дорога. И однажды группа сорванцов из брынжалок разбила все окна проходящего поезда, попав даже в некоторых пассажиров. Скандал и позор для всего корпуса несмываемый. Начальство начало расследование с привычных вопросов: кто, кто видел, кто зачинщик? Результат, как и следовало ожидать, нулевой, ибо была еще одна заповедь: не только не доносить, но, наоборот, стараться покрыть виновных. Заповедь еще суворовских времен: «сам погибай, а товарища выручай» — была в полной силе. Но этот случай был хулиганский, прямо направленный против традиции о честности и чести. Первая рота почувствовала себя обязанной раз и навсегда пресечь возможность повторения таких или подобных выходок. Отлично зная, что настоящих виновников они не обнаружат, старшие решили выпороть всю роту. Понятно, не поголовно, а лишь выборных, то есть тех, на кого укажет судьба. Виновные были из четвертой роты. Старшие приказали роте построиться и строго следили, чтобы никто не сходил со своих мест. Затем приказали рассчитаться по пять. Оказалось, что пятых, десятых, пятнадцатых и т. д. было слишком много. Член нашего объединения Николай Шимчук- Залещинский был в виновной роте и уже здесь, в Венесуэле, рассказывал, какими голосами, чуть ли не всхлипывая, передавали свой номер пятые, десятые и так далее. Рассказывал об этом и Андрей Бертельс-Меньшой, участвовавший в экзекуции и которого особенно боялись виноватые, ибо был он весьма силен, «с ручищей — во!!!» Наказание, пусть и запрещенное и несвоевременное, возымело свое действие, больше такого не было. А начальство даже не знало о происшедшем ввиду строжайшей традиции недоносительства. Каково же было отношение к начальству и официальной дисциплине? Все начальство: ротные командиры, воспитатели, преподаватели — назывались среди кадет зверями. Это пришло из традиций Николаевского кавалерийского училища, но там зверями называли не начальство, а юнкеров младшего курса, еще не полностью вошедших в юнкерскую среду, причем кадетские корпуса шутливо назывались болотами, и юнкеров, бывших кадет, спрашивали: «Из какого вы болота?» А юнкеров не кадет, гимназистов и реалистов, называли юношами с вокзала. Название звери сохранилось в кадетских корпусах, но изменило свой смысл. Если молодых юнкеров называли так в силу их неотесанности, «дикости», то корпусное начальство называлось зверями из-за возможности «нападения» при случае на кадет при поведении, не соответствующем правилам или уставу. Приближение их оповещалось криками «Алты» или «Шестая!», а кадет, стоявший на страже, назывался стоящим на алты. Откуда пришли эти выражения, не знаю. Все воспитатели и преподаватели были офицерами русской армии. Поэтому отношение к ним было высоко уважительное, что, впрочем, не мешало награждать их прозвищами, всегда очень меткими, подчас нецензурными. Все звери имели право отдавать приказы и наказывать. Одним из наказаний была запись в дисциплинарный журнал, что несло за собой настоящие наказания: снижение балла за поведение, лишение права на отпуск, карцер. Всякий приказ был обязательным для исполнения, но далеко не все правила обязательны для соблюдения. Например, уходить в город в неурочное время запрещалось, но кадетские традиции ничего против этого не имели и даже дали свое название — самодрал. Полагалось, что проступок этот кадетом совершался на свою ответственность: попался — расплачивайся. Только если поступок затрагивал понятия чести или честности, кадеты лишали виновного своей поддержки и защиты, но все же на него не доносили. Эти традиции были главными и им подчинялись кадеты с первого до последнего класса, храня их даже по окончании корпуса. В 1924 году во все отделения пятой роты были назначены дядьки — старшие кадеты. У них было и официальное звание, но я его не помню. Они перенесли свои кровати в наши спальни и проводили с нами все свободное от уроков время. Это было огромным шагом вперед на пути превращения хулиганов-мальчишек в настоящих кадет, что было достигнуто в самый короткий срок, причем без исключения из корпуса неисправимых. В этом была огромная разница между Крымским и Донским корпусами и Русским. В первых двух директора считали, что выгонять на улицу мальчиков и юношей, вырванных из своей среды войной и эвакуацией, лишенных семей, не имеющих поддержки ни с какой стороны, значило бы осуждать их на новую беспризорность уже в чужой стране, без языка, без знания местных правил и обычаев. Иначе смотрел на это генерал Адамович, руководствовавшийся правилом: «Худая трава с поля вон», и исключал неисправимых. Очень многие потом попадали в наш корпус и оказывались отличными кадетами, как с точки зрения официальной дисциплины, так и среди товарищей. В 1925 г. появилось новшество. Некоторые наши дядьки, среди них будущий архиепископ Антоний Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский, а тогда просто кадет Александр Синькевич, появились с новым жетоном: маленький щиток с белым кантом вокруг черного фона и с золотым двуглавым орлом посередине. На наши расспросы последовал ответ: созданы новые крымские традиции, и наши дядьки — в числе первых выпускников традиционных крымцев. С этого дня все кадеты, за исключением тех, кто поступил в корпус в Полтаве или во Владикавказе, считаются крымскими традиционерами. Большинство из нас было радо этому новшеству, мы как бы обретали свое законное идеологическое положение. Позднее нам рассказывали, как это произошло. Старшие полтавцы и владикавказцы отлично понимали, что положение в корпусе ненормально, что иметь приписных к своим традициям кадет не имеет смысла и что Крымский корпус, основанный генералом Врангелем еще в Крыму, в России, имеет все права на уважение и преданность. В то время в старшем классе набралось уже много юношей с вокзала, то есть тех, кто ни в каком корпусе не обучался, но в большинстве сражались в рядах Белой армии. Общим договором они создали крымские традиции, а юноши с вокзала образовали его первый выпуск. Крымские традиции были очень скромными. Возглавлялись они выпуском, во главе которого стоял старший, не генерал, как у полтавцев, и не атаман, как у владикавказцев. Его заместителем был хранитель Звериады, не имевший никакого чина, а в помощь им назначались еще два подстарших. Была создана и Ее Превосходительство Звериада, как во всех корпусах. Все вышеупомянутые традиции принимались и узаконивались. Были выработаны и церемониалы проведения различных мероприятий, новые свои, крымские, отличные от других корпусов. Но зато это уже относилось к идейному содержанию традиций, это другая тема. В чем же значение традиций? Нужны ли они, не вредны ли тем, что позволяют кадетам ослушаться своего начальства, вносят понятие параллельной дисциплины? Твердо, уверенно скажу — НЕТ. Больше того, утверждаю, что без традиций не может быть корпуса. Военная гимназия, отличное учебное заведение — ДА. Кадетский корпус — НЕТ. Даже при наличии великолепного педагогического персонала, готового быть с кадетами постоянно. Невозможно из мальчиков и юношей сделать кадет, если среди них нет тех, кто уже воспринял кадетский дух от своих старших, нет тех, кому юноши хотели бы подражать. Если настоящие кадетские традиции не будут занесены в среду кадетами, создадутся новые традиции, может быть, и хорошие, но отличные от кадетских. Кадет школьного возраста уже давным-давно нет. Уже и младшим из нас за шестьдесят. Нет и суворовцев тех времен, когда курс обучения длился семь лет, а теперешние суворовцы, обучающиеся всего три года, по словам их старших братьев, уже не те, далеко не те. Все сказанное заставляет меня сомневаться в том, что вновь созданные корпуса смогут стать настоящими кадетскими. Боюсь, что они будут лишь подобием наших, какими были и суворовские училища во время их основания. Все это, однако, не мешает мне желать полного успеха новым корпусам и стремиться помочь им, чем только возможно. |
ПОСЕЩЕНИЕ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ В РОССИИ Май 1994 г. На годовом собрании Объединения кадет Российских кадетских корпусов в Нью-Йорке, состоявшемся 10 апреля 1994 года, было решено послать представителя объединения в Россию. Представителю предлагалось посетить все корпуса, переговорить с директорами, кадетами и родителями, если это возможно, и сделать доклад и зачитать его сначала правлению объединения, а затем съезду. Кроме того представитель объединения должен был составить список тех, кого правление может пригласить на XIV съезд кадет и празднование 45-летия Нью-Йоркского объединения. Как вы видите, наши гости приехали на наши торжества и, я надеюсь, их присутствие поможет нам разобраться в вопросах обучения в военных заведениях, корпусах, в их идейной подготовке, обсудить вопросы нравственного и религиозного воспитания молодежи, а также обсудить вопросы совместной работы как с суворовскими союзами, так и с корпусами, и суворовскими н нахимовскими училищами. Работа серьезная. Она может благотворно сказаться в деле воспитания будущих офицеров, государственных деятелей, писателей, художников, артистов и т. д. и т. д. Эта работа необходима еще и потому, что наше стареющее поколение в недалеком будущем не сможет уже активно заниматься этими вопросами, да скоро и вообще сойдет со сцены, унося с собой безграничную любовь к своей страдающей родине, светлую память о кадетских корпусах, их директорах, воспитателях и преподавателях, отдавших свои лучшие годы и жизнь на воспитание кадет, часто сирот, бездомных и потерянных в великой русской смуте. Если мы, кадеты, не передадим новому поколению своих традиций, своих знаний во всех областях жизни, своей спайки, своего товарищества, то мы не исполним воли наших дедов, отцов и матерей, жизнь свою положивших на благо родины. К сожалению, среди гостей нет директоров кадетских корпусов. За исключением одного, они не приехали на съезд ввиду начала учебного года, предложив вместо себя своих заместителей. Но правление решило, что заместители не всегда полностью осведомлены обо всем происходящем и не могут принимать решений. Надеюсь, нам удастся встретиться с директорами в более подходящее время. Итак, представителем Нью-Йоркского объединения был выбран ваш покорный слуга. 26 апреля с. г. я отправился в Москву в надежде попасть в корпуса до окончания занятий. Предварительно я выяснил, что в середине мая в Россию поедут Константин Синькевич и Алексей Ермаков от Сан-Францисского объединения. А от Венесуэльского объединения не поедет никто, так как в прошлом году их представители побывали во всех корпусах. Кстати, как в Венесуэльском, так и в Сан-Францисском «Бюллетенях» имеется много сведений о кадетских корпусах в России. В последнем номере «Бюллетеня» Сан-Францисского объединения имеется описание нашей поездки, написанное ее редактором К. Синькевичем, и добавочные сведения, данные Алексеем Ермаковым.
Так как другие представители приезжали позже, я обратился к председателю Московского суворовского союза ген.-майору в отставке Анатолию Александровичу Друкареву и полковнику Евгению Павловичу Исакову с просьбой помочь мне в моей миссии и порекомендовать ответственного суворовца, с которым я поехал бы в Новосибирск. Выбор пал на директора Московского корпуса полковника Владимира Владимировича Кирсанова, супруга которого родилась и проживала в Новосибирске. Она присоединилась к нам, что создало более приятную и непринужденную обстановку. Мы остановились в семье ее племянника Андрея Эдуардовича Чернышева и его милейшей супруги Елены Анатольевны, работающей в Аэрофлоте, что нам очень пригодилось, и пробыли у них четыре дня. Прибыв в Новосибирск, мы позвонили директору Сибирского корпуса Николаю Вальдемаровичу Бордюг, о котором уже много написано в «Бюллетенях» № 34 и № 36 Венесуэльского объединения. Так что я совершу только маленькую экскурсию в историю этого корпуса. Еще в 1958 году в Санкт-Петербурге зародилась молодежная организация «Мужество, Героизм и Воля» (МГИВ), которую возглавлял Николай Вальдемарович. Используя долголетний опыт работы в этой организации, Н. В. Бордюг по переезде в Новосибирск основал Сибирский корпус, и стал его директором. На основании разрешения, выданного Отделом народного образования г. Новочеркасска от 14 мая 1992 г., корпус получил статус государственного учебного заведения на основании Закона об образовании от 1992 г. Тут нужно дать небольшое пояснение. Закон предусматривает два типа учебных заведений — государственные и негосударственные. Государственные — те, которые финансируются государством и должны следовать всем правилам и программе средних учебных заведений, как например, СВУ, Сибирский корпус. Негосударственные — финансируются их учредителями, и государство оплачивает только определенную часть расходов за преподавателей и учеников. В них обучение идет также по программе средних учебных заведений. Корпуса типа Воронежского Вел. князя Михаила Павловича, о котором мы будем говорить ниже, не получают никакой материальной помощи от государства. Учащиеся средних школ приходят в корпус только по субботам и воскресеньям заниматься дополнительными предметами, в частности, Законом Божиим. Хочу добавить, что перед нашей поездкой в Россию (в мае месяце) состоялось соглашение между патриархом Алексием II и министром обороны Российской Федерации ген. П. С. Грачевым о сотрудничестве во имя интересов отечества и народов России. Оно, по утверждениям совместного заявления, «послужит укреплению духовно-нравственных начал в жизни российского воинства, расширит возможности для реализации прав верующих военнослужащих, поможет решить многие насущные проблемы, стоящие перед Вооруженными Силами и Русской Православной Церковью». В пятом параграфе этого соглашения сказано, что будет предложено «командованию воинских частей и соответствующим церковным структурам оказывать содействие в организации пастырских посещений священнослужителями православных верующих военнослужащих и членов их семей в военных гарнизонах... для проведения духовно-нравственных и просветительских бесед, в обеспечении возможности присутствия военнослужащих... за богослужениями и в отправлении для них необходимых треб в свободное от службы время на добровольной основе». Я решил упомянуть об этом соглашении, ибо, надо надеяться, что оно распространится на все военные училища, и со временем — на все учебные заведения России. Вернемся, однако, к Сибирскому корпусу. Когда назрело решение о создании корпуса и было получено помещение (здание интерната № 150 для сирот), сначала занялись подбром кадров, начиная с преподавателей и воспитателей и кончая уборщицами и поварами. Был заменен весь персонал интерната, потому что старая система воспитания больше не подходила. Часть сирот была принята в корпус, часть отправлена в другой интернат. Предварительно произошло ознакомление с историческим материалом, привезенным из Центральной российской библиотеки в Москве. Так, были получены «Положения о корпусах», «Уставы», расписания занятий, истории корпусов и многое другое. В настоящий момент в корпусе занимаются 180 приходящих кадет и приблизительно 50 сирот мальчиков. Около 40 девочек проживают в интернате и занимаются отдельно. Самые младшие теперь уже в 9 классе и через три года девушек больше не будет. Тогда здание полностью перейдет корпусу, где будет устроен интернат для кадет. Необходимое замечание. В 2014 году (!) в т.н. "корпусе" девочки продолжают учиться. За плату. Как, впрочем, и кадеты: за 1 час программы т.н. "Развивающего кадетского компонента" родители должны заплатить 75 руб. (в ценах 2015 года - более 1 доляра!. За углубленное изучение иностраннго языка - 413 руб/час. Из Постановления Мэрии Новосибирска № 8982 от 13.10.2014 г). Николай Вальдемарович прислал за нами автомобиль, показал нам классы во время занятий: информатики (компьютеры), химии, прикладного искусства, а также лазарет и столовую. После обеда мы прошли на плац, где были выстроены кадеты повзводно. Справа был кадетский оркестр. Николай Вальдемарович в офицерской форме с погонами генерал-лейтенанта встретил нас с шашкой наголо. После рапорта я поздоровался с кадетами. Они спели кадетскую песню, сочиненную их капельмейстером, и затем под военные марши прошли мимо нас парадным шагом, с равнением на нас, принимающих парад. Все это напомнило мне наш родной корпус, нашу Зарю с церемонией, наш парад. Затем директор пригласил старший класс в свой кабинет и попросил меня сделать краткий доклад о кадетских традициях. Кадеты задавали вопросы и интересовались нашим прошлым. Затем В. В. Кирсанов рассказал им про Московский корпус и предложил встретиться всем директорам корпусов в Георгиевском зале Кремля в день празднования 225-летия основания ордена Св. Георгия. Корпус существует на средства, получаемые от Управления народным образованием г. Новосибирска и от своих коммерческих структур. Суворовский корпус поддерживает связь с Царскосельским корпусом и с есаулом Писаревым, с которым директор нашел много общего. Кадеты мне понравились своим бодрым видом, подтянутостью. Николай Вальдемарович, офицеры-воспитатели и преподаватели были исключительно вежливы, милы и чувствовалось, с каким уважением они относятся к нам, старшим кадетам. Директор поддерживает связь с Венесуэльским объединением, в особенности с Юрием Львовичем Ольховским. На присланные им Венесуэльским объединением деньги они решили сшить корпусное знамя. Николай Вальдемарович очень четко и определенно ответил нам на все вопросы. Должен сказать, что в корпусе не преподают Закон Божий, так как он не входит в число обязательных предметов для получения диплома. Но у корпуса добрые связи с епархией, священники приглашаются на беседы с кадетами, присутствуют на всех церемониях. Мы с Владимиром Владимировичем Кирсановым расписались в «Книге гостей», высказав свое удовольствие и радость от прекрасной организации корпуса.
Еще находясь в Новосибирске, я обсудил с полковником Кирсановым положение в Московском кн. Димитрия Донского корпусе. Я видел кадет в день праздника музеев 19 мая. Тогда удалось их выстроить на площади перед Музеем Вооруженных Сил и показать их министру обороны ген. Грачеву, который остался ими очень доволен и обещал помощь. Корпус основан как негосударственное учебное заведение в 1993 г. Кадеты учатся в государственном лицее № 849, а по субботам и воскресеньям проходят дополнительные предметы: История Российского государства Основы православного мировоззрения. Этика и эстетика. История кадетских корпусов. Хореография. Строевые занятия, физическая подготовка. Военная подготовка. Учредителями корпуса являются: Московский Суворовский союз, Администрация южного округа Москвы (Царицыно), Российский фонд образования (бывшая Педагогическая академия СССР) Они платят за проведение дополнительных курсов. Штат состоит из директора, начальника штаба, начальника учебной части и двух воспитателей. Все они не получают заработной платы и работают добровольно. Было принято 27 мальчиков, к ним прибавилось еще 5 добровольцев-вольнослушателей. 14 мая этого года приняли еще 28 мальчиков после строгого медицинского и образовательного экзамена. В первый раз взяли несколько больных. Сшили кадетам форму — по образцу Первого московского корпуса. Имеется и полевая, пятнистая — камуфляжная — форма. В качестве головных уборов береты, так как пошив фуражек обходится в 50.000 рублей (т. е. 25 дол. на человека), что слишком дорого. Получили 60 комплектов полевого обмундирования и 60 зимних шапок в подарок от СВУ из С.-Петербурга, любезно предоставленные им ген. В. Н. Скобловым. Шинели не сшили — они стоят 170.000 рублей, и на 60 кадет и персонал будут стоить приблизительно 5.525 дол. Директор рассчитывает получить ботинки от Вооруженных Сил. Существует активно работающий Родительский комитет. Родители пока не платят за обучение детей в корпусе. Директор рассчитывает, что корпус получит здание и станет государственным учебным заведением. Корпус поддерживает связь с Донским монастырем и надеется получить через них священника для преподавания Закона Божия. Патриархия покамест отказала в прошении, указав, что у них нет священников, подготовленных для преподавания в корпусах и военных заведениях. В настоящее время историю Церкви преподает суворовец, закончивший два семестра духовного училища. Основателем и главным попечителем является ген. Анатолий Александрович Друкарев, председатель Московского суворовсконахимовского союза. Из Москвы мы поехали на поезде в Воронеж. Нашим гидом был полк. Евгений Павлович Исаков.
На станции нас встретили представители двух групп: директор Корпуса Вел. кн. Михаила Павловича Александр Иванович Голомёдов с адъютантом-инспектором Ефимом Анатольевичем Ермоленко и Алексей Алексеевич Комлов от другой группы. Нас повезли в пансионат и предоставили две комнаты с «удобствами» и душем с холодной водой. Как всегда, все находится в процессе починки. В Сан-Францисском «Бюллетене» № 41 Константин Синькевич описал наше путешествие, поэтому я остановлюсь только на главных вопросах, связанных с распрей между двумя группами. Корпус возглавляют два вышеуказанных энтузиаста. Директору 27 лет, а его помощнику — 23 года. Оба — студенты и оба являются офицерами резерва в чине лейтенанта. Они носят форму императорской армии с погонами поручика. Им помогает 18-летняя девушка Наталия Геннадиевна Кривцова, которая ходит на занятия в форме унтер-офицера 124 Воронежского пехотного полка, являющаяся воспитательницей приготовительного класса. Все они сформировались в «постперестроечный» период и не были полностью подвержены коммунистической пропаганде. С ними и кадетами-михайловцами мы были в церкви на панихиде по Царской Семье, затем на «параде», который принимал Константин Синькевич, и уроке Закона Божия в Тихвино-Онуфриевской церкви, которая передана корпусу для пользования с условием сделать полную реставрацию, над чем родители старательно работают. После занятий в церкви все отправились в Дом офицера, где обыкновенно проходили другие занятия. Там мы сначала говорили с кадетами, каждый на какую-то определенную тему. Я говорил о корпусных традициях. Затем кадет отпустили и директор говорил с родителями о финансовом положении корпуса и об их чаяниях, то есть о возможности получения помещения для занятий и интерната. Пока вопрос этот остается открытым. Директор с инспектором представили бюджет, который поставит корпус на ноги полностью. У меня создалось, к сожалению, впечатление, что этого ожидать в ближайшее время нельзя. Директор рассчитывает на помощь коммерческих предприятий, но таковые не дают денег, пока у корпуса нет помещения. Мы провели два вечера, слушая и участвуя в пении русских военных песен под гитару, на которой играл Ефим Анатольевич. Все кадеты одеты в форму с фуражками. Интересно, что тулья фуражки (верх — для непосвященных) сделана из кусков наждачной бумаги, которую долго держат в воде, чтобы наждак сошел и осталось белое полотно. «Голь на выдумки хитра», — говорит наша русская пословица, не в обиду будь сказано. Вид у мальчишек веселый, бодрый, дисциплинированный. На строевые занятия они ходят в казармы гвардейского полка, расположенные в окрестностях Воронежа. Туда мы с ними и поехали, чтобы поговорить с командиром полка — полк. Роговым, который нас очень хорошо встретил и обещал помочь. А. Ермаков подарил ему три видеокассеты для ознакомления, и мы обещали послать кадетские издания. К сожалению, русская армия переживает тяжелый период: идет сокращение штатов, репатриация армии из бывших стран- сателлитов, а также из стран СНГ. Бюджет сокращен до минимума, а для офицеров, увольняющихся со службы, и их семей нет квартир. Также нужны казармы для расквартирования самой армии и, конечно, им стараются отдать все подходящие помещения. В Воронеже и его окрестностях будет расквартирован пехотный корпус в составе 100.000 солдат и офицеров. Тут-то и есть главные затруднения в получении помещения для корпуса. Есть, конечно, в этом и положительная сторона — сокращенным вооруженным силам не нужны излишки обмундирования, полевых кухонь, грузовики и даже легковые автомобили. Может быть, корпусам удастся этим воспользоваться. Инспектор классов дал нам копии трех писем, полученных от директора Тульского генерала Каппеля кадетского корпуса подпоручика Олега Юрьевича Кузнецова, в котором он предлагает сотрудничество и дает краткие сведения об их работе. Корпус находится в стадии организации. Вторая группа, которая тоже старается создать другой корпус, возглавляется А. Бабкиным, заведующим Учебным отделом или Отделом образования в Воронеже. Он работает вместе с воронежскими суворовцами, прапорщиком А. Комлевым (специалист по истории Михайловского корпуса) и одним полковником из военного Училища радиосвязи. Их идея заключается в том, чтобы создать корпус, по окончании которого кадеты бы шли прямо в Училище радиосвязи. Из нашего разговора создалось впечатление, что это скорее будет военная гимназия, чем корпус. Уже получены все нужные документы и обещаны просторные помещения, оставшиеся от Дворца пионеров. На основании последнего разговора с Е. А. Ермоленко от 7 сентября выяснилось, что акция их конкурентов провалилась, полковника Рогового перевели в дивизию в г. Борисоглебске, а в Воронеж назначен начальник гарнизона, который их не поддерживает. Михайловцам отказали в пользовании Домом офицера, но они будут заниматься в казармах пехотного полка. 47 кадет ездило 6 сентября на Бородинское поле. К сожалению, весь день лил дождь. Они продолжают искать помещение, финансов нет. Об этих молодых офицерах мы сохранили самые лучшие воспоминания. Они русские патриоты и делают большое дело, воспитывая молодежь в духе императорских кадетских корпусов. Бог им в помощь, а мы все должны им помочь материально.
Из Воронежа мы отправились в Новочеркасск. Нас встречал директор Олег Сергеевич Нельзин с офицерами, они отвезли нас по домам освежиться. Через час мы поехали в Высшую политехническую школу, в которой состоялся прекрасный бал: кадеты в парадной форме, а их очаровательные дамы, девочки-подростки, в бальных платьях танцевали гавот, полонез и другие старинные танцы. Затем всю молодежь покормили, была сделана общая фотография и все разошлись по домам. На следующий день мы присутствовали на состязаниях по легкой атлетике и европейскому футболу. Все кадеты были полны задора, интереса и желания победить. Судьями были офицеры- воспитатели. А. Ермаков и К. Синькевич принесли письма от крестных, и все, получившие письма, бросились их открывать, читать или просто просматривать — нет ли подарка. Им было сказано, что они завтра могут принести ответные письма. Приятно было смотреть на детвору, как они рассказывали друг другу прочитанное и делились новостями. Но были и очень разочарованные, не получившие писем. Два малыша подошли и спросили у меня, знаю ли я их крестных, которые проживают в Торонто. Я ответил, что знаю. Они просили меня передать им, что очень жалеют, что несмотря на письма, ими посланные, крестные ни разу не откликнулись. Я передал. Многие дети явно получили какие-то деньги от крестных, кто- то не получил ничего или меньше, чем другие. Мне кажется, такой подход неправилен: нужно либо не посылать денег вообще, либо установить общую сумму, чтобы все получали одинаково, чтобы не было зависти. Насчет этого я говорил с представителями Сан- Францисского объединения. К сожалению, нам не удалось повидаться с есаулом Писаревым. Но офицеры корпуса постарались нам объяснить причину разлада. Нам трудно судить, потому что, во-первых, мы выслушали мнение только одной стороны, а во-вторых, по-видимому, тут примешаны и чисто казачьи проблемы, с которыми мы не знакомы. Корпус был юридически зарегистрирован 5 мая 1993 г., а 13 мая получил лицензию от Отдела народного образования Ростовской области, с присвоением ему статуса негосударственного учебного учреждения. С 1 августа 1993 г. были приняты ученики в 1-й и 2-й классы. В данный момент корпус руководствуется «Положением о кадетских корпусах», изданным в 1869 г. (В 1869 г. "Положение о кадетских корпусах" никак не могло быть издано, поскольку с 1863 по 1882 именовались военными гимназиями. Поэтому здесь описка - прим.) Штат состоит из: директора корпуса О. С. Нельзина, инсп. классов К. Ситникова, зам. директора, командира двух сотен (сотня делится на классы, а классы на отделения. В каждом отделении имеется один офицер-воспитатель). Сейчас в корпусе 4 класса, всего 96 кадет. Учредители корпуса: администрация города Новочеркасска, Союз казаков Области Войска Донского, Акционерное общество «Гермес», Государственный технический университет, Промышленная компания «Азов-Черноморская» и три частных лица — Лобов, Миронов и Писарев. Все преподаватели также преподают в школе № 19. Воспитатели получают плату по должностям. В корпусе преподаются также дополнительные предметы. Родительский комитет существует, но не функционирует. Администрация старается получить для корпуса статус государственного учебного заведения. Закон Божий преподается, и кадеты ходят в собор на церковные службы по воскресеньям. У кадет нет шинелей и одинаковых ботинок. Зимой кадеты носили куртки. Старшему классу были куплены бушлаты. Историю преподают, пользуясь лекциями. Руководит преподаванием директор. Корпусу было подарено 80 гектаров земли, которая подходит для посадки фруктовых деревьев. Корпусу принадлежит конюшня. Занятия закончатся 16 июля, а в августе будет полевой лагерь. Наши кадеты, побывавшие прежде в Новочеркасске, говорят, что кадеты очень подросли, дисциплина улучшилась, у детей вид веселый и здоровый. Они с удовольствием разговаривали с нами и приглашали приезжать. Ген. Лебедь, командующий 14-й Армией, сам донской казак, посетил корпус и остался очень доволен. Он помог материально и обещал помогать и в будущем. Корпус не имеет своих транспортных средств, как-то: легковых машин и грузовиков. Думается, что корпус стоит на «твердых ногах», но в помощи нуждается.
Из Новороссийска мы вернулись в Москву, а через день поехали в С.-Петербург на празднование 50-летия Морского Нахимовского училища. Мы присутствовали на параде, торжественном заседании, затем на концерте. Контр-адмирал Н. Н. Малов пригласил нас на обед и затем на прекрасный банкет. Приятно было повидать несколько тысяч моряков-офицеров действительной службы или вышедших в отставку, марширующих по выпускам. Жаль, что их невозможно было собрать на обед или устроить своего рода съезд выпускников-нахимовцев. Принял нас также генерал-майор В. Н. Скоблов, начальник СВУ в С.-Петербурге, с которым мы прекрасно позавтракали и обсудили многие вопросы, касающиеся суворовских училищ. Генерал обещал приехать на наш съезд и прочесть доклад о суворовских училищах. Побывали мы в Артиллерийском музее. По словам куратора, чтобы увидеть все экспонаты, нужно пройти 18 километров. Музей исключительно интересен. Администрация решила устроить 24— 25 ноября симпозиум об Императорских и Зарубежных кадетских корпусах и просила прислать представителей. Затем нас отвезли в С.-Петербургский Артиллерийско-ракетный корпус, находящийся в здании Михайловского артиллерийского училища. (Опять описка. Кадетский ракетно-артиллерийский корпус располагался в здании Константиновского артиллерийского училища - прим.). До последнего времени там была Юнкерская артиллерийская школа (опять неточность, в здании располагалось Санкт-Петербургское высшее артиллерийское командное училище, но не школа - прим.), которую расформировывают и на ее месте будет фактически 3-летнее специализированное СВУчилище. Интересно, что они хотят назвать его Артиллерийским ракетным корпусом имени ген. М. И. Драгомирова. Это очень радостный шаг, помянуть старых императорских генералов, всю свою жизнь посвятивших воспитанию русской молодежи во всевозможных военных заведениях. Из-за перенасыщенной программы мы опоздали на встречу с кадетами Царскосельской историко-филологической кадетской школы. Занятия закончились, и дети были распущены по домам. Я побывал в школе, в которой они учатся во вторую смену. Не дозвонившись до директора, я вернулся в С.-Петербург. На следующий день супруга директора заехала к Э. С. Юсупову, суворовцу, у которого я остановился, оставила мне кое-какой материал и говорила о корпусе приблизительно то же самое, что сообщил П. Величко в Сан-Францисском «Бюллетене» № 39. Эта экспериментальная школа получила статус негосударственного училища. В ней 76 кадет. Среди «дополнительных» предметов преподают Закон Божий. Директор Крутов, в прошлом музыкант. Помещения они еще не получили, хотя оно было обещано. Школа находится в очень стесненном материальном положении, ибо надо платить учителям и персоналу. Суммы, получаемые от государства, недостаточны. В будущем надо посетить корпус, встретиться с воспитателями и кадетами. Директор Сибирского корпуса Николай Вальдемарович Бордюг встречался с директором Царскосельского корпуса и, по его словам, нашел много общего при обсуждении положения корпусов и их будущего.
Побывав в вышеуказанных корпусах, хочется сделать некоторые выводы: Идея восстановления кадетских корпусов и вообще закрытых учебных заведений реальна. Как и в суворовских училищах, так и в существующих корпусах количество желающих поступить значительно превышает количество кадет, которых эти учебные заведения могут принять. В России есть достаточно людей-энтузиастов, желающих открыть новые корпуса, например, в Туле, Ярославле, Хабаровске. Большинство корпусов, не имея собственного помещения и финансово необеспеченных, выбирают или, скорее, получают статус негосударственного военного или военизированного училища. С одной стороны, это дает возможность преподавать дополнительные предметы, как, скажем, Закон Божий, историю кадетских корпусов и т. д. С другой — это постоянная забота по отыскиванию средств на дальнейшее существование: плата за аренду помещений, зарплата преподавателям и воспитателям, занимающимся с кадетами по субботам и воскресеньям, транспорт, питание, обмундирование и т. д. Корпуса, более благоустроенные, как, например, Сибирский и Донской, могут служить примером для других: нужна тесная связь между ними. Вопрос о переходе суворовских училищ на программу корпусов, то есть семилетнее обучение, остро дебатируется, но начальники СВУ и нахимовских училищ не готовы к этому, и Генеральный штаб и Министерство обороны не обсуждают и не заинтересованы в открытии корпусов. Как мы можем помочь корпусам? а. Мы должны чаще посылать своих представителей, которые бы помогали директорам своими советами и докладами на кадетские темы, и помочь им ввести традиции Императорских и Зарубежных кадетских корпусов, возможно, измененных, считаясь со временем и положением. б. По мере возможности помогать материально — в некоторых случаях покупать часть необходимого обмундирования, учебники и т. д. в. Пересылка в корпуса и СВУ нашей кадетской литературы — «Кадетской переклички», «Бюллетеней», истории зарубежных корпусов. г. Отправка в Россию библиотек или отдельных книг, изданных зарубежными писателями и, возможно, переиздание этих книг. д. Создать ксерокопии ценнейшего материала, касающегося корпусов, в российской Публичной библиотеке в Москве и военных архивах в С.-Петербурге и подходящий материал напечатать. е. Помочь организации в Москве Центра связи кадетских корпусов в России с тем, чтобы все воссоздающиеся корпуса действовали согласно выработанной программе. Возможность встречи директоров корпусов намечается в С.-Петербурге в конце ноября или в Москве 9 декабря на празднике Георгиевских кавалеров, куда мы должны послать своих представителей. Позвольте мне закончить мой доклад сообщением, полученным из Москвы по факсу 24 августа сего года. Для поднятия морали и положения офицерского корпуса Министерство обороны и мэрия С.-Петербурга решили восстановить кадетские корпуса, упраздненные в 1917 г. «В последние годы престиж офицерского корпуса значительно упал, — говорится в сообщении, — и мы должны сделать все возможное, чтобы его поднять, или через 10 лет наши вооруженные силы перестанут существовать». Предлагается основать кадетские корпуса в Царском Селе и в Кронштадте. |
КРУГЛЫЙ СТОЛ
С КАДЕТ НАЧНЕТСЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ Слово, сказанное на Съезде русской православной молодежи в Венесуэле Я решил рассказать вам про кадетские корпуса за границей, про школы, которые вдали от родины, в труднейших условиях за 25 лет существования дали русское православное образование приблизительно 3000 молодых людей. Я много думал, какие слова найти, чтобы проникнуть в ваши сердца. И тут меня осенила спасительная мысль рассказать вам, которых я не знаю, чьих вкусов я не знаю, о том, что нам, заграничным кадетам, дали кадетские корпуса: о любви к нашей родине России, о православной вере в Бога и о русском языке. Кроме того, что это не может быть вам не интересно, наша обязанность, обязанность кадет заграничных корпусов, передать эти драгоценные дары вам, дорогая русская православная молодежь! Много, много лет тому назад в Югославии, стране, в которой сейчас бушует братоубийственная война, существовало три кадетских корпуса. В один из них, девятилетнего, меня привезла моя мать. Поцеловала, перекрестила и, утирая слезы, уехала. У Лермонтова в «Казачьей колыбельной» песне есть такое четверостишие: Сам узнаешь, будет время, Бранное житье. Смело вденешь ногу в стремя И возьмешь ружье. Это «бранное время» началось для меня в тот памятный день. Я «вдел ногу в стремя» в девять лет. Меня постригли под машинку, мне выдали огромные солдатские ботинки, старый мундир без погон, и я стал кадетом. Вместе с моим элегантным матросским костюмчиком уехали домой в тот день мои детские предрассудки. Я скоро узнал, что я не единственный и любимый, каким был дома (в моем классе было тридцать таких же, как я), что я не самый сильный (меня изрядно побили для наглядности). Я узнал, что моя корзинка с мамиными печеньями не только моя (но и моих товарищей). Я с прискорбием узнал, что я уже не Боба, как меня называли дома, а всего лишь «Крючок», как меня прозвали, к моему большому неудовольствию. Однако прошел всего лишь год этого обучения и ко мне уже относились до некоторой степени слова Великого князя Константина Константиновича, «отца всех кадет», и большого русского поэта, известного, как «К. Р.». Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая Родство с великой воинской семьей, Гордися ей принадлежать душой. Ты не один — орлиная вас стая! С годами я узнал, что я наследник тех кадет, которые «славой и честью покрыли себя, сражаясь с большевиками на Оренбургском фронте, у генерала Миллера на Севере, у генерала Юденича под Петроградом, у адмирала Колчака в Сибири, у генерала Дитерихса на Дальнем Востоке, у казачьих атаманов на Урале, на Дону, на Кубани... у всех этих кадет был один порыв, одна мечта — пожертвовать собой для России» («Кадетская перекличка»). Поэт К. Р. пророчески (пророчество — это одна из особенностей русских поэтов) предвидел это время в стихотворении «Кадету»: Настанет время и, крылья расправляя, Счастливые пожертвовать собой, Вы ринетесь отважно в смертный бой. Завидна смерть за честь родного края! При керосиновой лампе (у нас не было электричества), у потухшей печки (у нас не было дров), в бедной обстановке, часто голодные, мы и себя считали героями неравной борьбы и пели такие песни: Вечерней порой, сомкнувшись в строю, Поем мы негромкую песню свою О том, как в далекие степи ушли Мы, дети безумной, несчастной земли. И в подвиге видели цель мы одну — Спасти от позора родную страну. Пугали нас вьюги и холод ночной, Не даром нам дался Поход Ледяной! Молодежь, в будущем расскажите вашим детям про кадет, про кадетские корпуса за границей! Расскажите про неравную борьбу кадет старой России, как они поголовно «ринулись отважно в бой за честь родного края». Расскажите, что только в Крымском корпусе учились 45 Георгиевских кавалеров, один из которых 4-й, 3-й и 2-й степеней, а четыре 4-й и 3-й степеней! Корпус приобщил меня к прекрасной и единственной русской литературе. У Тургенева есть маленькое стихотворение в прозе, тоже пророческое. Оно актуально и сегодня. Это стихотворение мы заучили наизусть. И каждый русский человек должен его знать. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Кадетский корпус за границей научил нас правильно славить Господа нашего Иисуса Христа. Он вложил в наши сердца веру в Бога и укрепил в нас надежду на заступничество угодников и святых, на русской земле просиявших. Он научил нас уповать на мудрость святых отцов первых веков христианства, этих гигантов, передавших нам благодать Духа Святого, полученную ими от апостолов. У нас был старенький батюшка с крестом на георгиевской ленте на груди. Он наказывал нас, когда мы шалили, сразу же прощал и переделывал единицы на пятерки, мы все были у него пятерочниками! Он все старался доказать нам, что Православная Церковь — «жемчужина» у Престола Господня. И только сейчас я понял, что чудесным образом и благодаря ему эта «жемчужина» оказалась в моем сердце и сияет там чудесным, немеркнущим светом. Мы жили в корпусе, как живут теперь астронавты в космическом корабле: у нас была своя, привезенная из далекой России атмосфера. Нас воспитывали ветераны — герои 1 Мировой и Гражданской войн, капитаны, полковники и генералы. Нас учили профессора Московского университета. А кормила нас кудесница, которая умудрялась накормить нас всех, несмотря на скудость средств. Я твердо надеюсь, что придет время и ей будет поставлен памятник в новой России. Вы доживете до того дня, когда в России пробудится интерес к этим легендарным русским героям. Поведайте о них будущей России. Мы, кадеты заграничных корпусов, уже старики. С каждым днем нас меньше и меньше. До недавнего времени мы думали, что нам смены нет. Но случилось чудо — Россия воскресла из пепла! Все то, что нам преподавалось в атмосфере космического корабля, появляется перед нашим изумленным взглядом. Воскресло освященное веками слово «Россия», трехцветный славный русский флаг, двуглавый орел, кресты на куполах церквей, колокольный звон и многое, многое другое. Появились и новые кадетские корпуса... Недавно мы получили письмо, написанное по старой орфографии, по той самой, которой мы пользовались в корпусе, — с твердым знаком и с буквой «ять». Письмо из Воронежа, адресованное нам, старым кадетам. Но рука протянута к вам, русской православной молодежи. «Милостивый государь, Георгий Григорьевич Волков! Дорогие наши старшие братья! От имени кадет и двух офицеров Воронежского Великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса имеем честь поздравить вас с вашим праздником! Шлем вам наши поздравления и спешим сообщить, что 3 ноября сего года в Воронеже официально зарегистрировано негосударственное образовательное учреждение — Воронежский Великого князя Михаила Павловича кадетский корпус. Мы, почти два года работая в рамках субботне-воскресного военно-исторического клуба, вышли на более серьезный уровень, следуя по пути уже воссозданного Донского Императора Александра Третьего кадетского корпуса. Мы — это молодежь, готовая жертвовать собственным благополучием, силами, средствами ради возрождения гордости Воронежа — Михайловского кадетского корпуса! Мы следуем старой программе и традициям, и в этом наша сила, которую мы черпаем у вас, несущих эти традиции сквозь десятилетия. А значит, «подъемля доброй волею» сей крест, мы пронесем его с честью. Полуторагодовой опыт занятий и те кадеты, которые верят нам и ждут от нас большего, — это то, что вдохновляет нас! Мы надеемся и верим, что именно с этих ребятишек-кадет и начнется настоящее возрождение России, великой России! Воспитать их в духе православия, русских традиций, идей и заветов, унаследованных от дедов, — наш долг. Да хранит вас всех Господь. С наилучшими пожеланиями честь имеем оставаться вашими весьма покорными слугами. Офицеры Воронежского Великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса Ефим Анатольевич Ермоленко и Александр Иванович Голомедов». Кончаю с надеждой, что вам удастся увидеть Россию такой, какой нам, кадетам зарубежных кадетских корпусов, представляли ее наши воспитатели и преподаватели; такой, какой видят ее в будущем кадеты и воспитатели Воронежского кадетского корпуса — великой, свободной и православной! Я тоже честь имею оставаться вашим весьма покорным слугой. |
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРЕЗИДИУМА XIV СЪЕЗДА КАДЕТ РОССИЙСКИХ КОРПУСОВ ЗА РУБЕЖОМ Господину А. Б. БОГОЛЮБОВУ Уважаемый Алексей Борисович! Позвольте в этом письме еще раз сердечно поблагодарить Президиум XIV съезда, Центр кадетской связи, председателей и всех кадет объединений российских кадетских корпусов за рубежом, приславших в наш адрес теплые поздравления и искренние добрые пожелания к праздникам Нового 1955 года и Рождества Христова. Мы высоко ценим Ваше внимание и глубокое уважение к работе нашего Суворовско-нахимовского союза, которая совместно с вами проводится во имя решения благородной задачи — возрождения Российского государства и его славных кадетских корпусов, воспитания патриотов Отечества — наследников и продолжателей дел доблестных предков. Большое спасибо и доброго вам всем здоровья на долгие годы. Считаем своим долгом информировать Председателя съезда о наиболее важных моментах нашей деятельности за последнее время. В октябре прошлого года по прибытии со съезда нами было проведено расширенное заседание Совета союза и его актива. На нем мы сделали три доклада (Чувакин, Друкарев, Исаков) о работе и решениях съезда, культурной программе и незабываемых встречах с кадетами, о посещении академий, атмосфере братства, в которой проходил съезд, ответили на многочисленные вопросы. Сообщения вызвали большой интерес у наших товарищей. Уверены, что это дало новый импульс укреплению нашего кадетского братства, дальнейшему усилению связей и контактов с зарубежными объединениями. Решения XIV съезда поддержаны и приняты к практической реализации. Для более активной работы по популяризации этого исторического общекадетского мероприятия мы с большим нетерпением ждем подробного сборника («Кадетской переклички») со всеми материалами съезда. К нашему глубокому сожалению, до настоящего времени нет никакой реакции на письмо министру обороны. Можно предположить, что происходящие в стране за последние месяцы крупные политические, экономические, социальные процессы, в том числе и решаемые важные проблемы, требующие большого напряжения в их разрешении, отодвинули поставленные в письме вопросы на второй план, и к их рассмотрению, возможно, вернутся позже, по мере стабилизации ситуации. Учитывая это обстоятельство, нами одновременно ведется активная работа по поиску помещений для будущего музея кадетских реликвий (в частности с руководством музея Вооруженных Сил в Москве), а также для ныне действующего 1-го Московского кадетского корпуса. О результатах мы будем информировать. За прошедшее время выполнено важное поручение съезда о передаче руководству воссозданных кадетских корпусов в России финансовых средств, собранных на съезде. Оказание этой помощи воспринято всеми с глубокой благодарностью, так как она является весомой поддержкой материальной базы корпусов иа нынешнем сложном этапе их деятельности. Несмотря на ряд субъективных и объективных трудностей был своевременно выпущен очередной (8-й) номер исторического листка «Кадеты — юнкера», в котором дана часть материалов о работе XIV съезда. Полагаем, что до получения сборника с подробными материалами съезда, опубликованное в газете сыграет свою информационную и организующую роль. Мы понимаем, что принятое решение о проведении очередного XIV общекадетского съезда в 1996 году в России налагает на нас особую ответственность. Времени для его всесторонней подготовки не так уж и много. Учитывая, что это будет не обычный съезд по составу его участников и он впервые пройдет в России, считаем своим долгом с мая 1995 г. (когда приедет Алексей Ермаков) начать совместную с Вами разработку плана его проведения, в котором должны быть максимально учтены все пожелания зарубежных кадет с минимальной затратой финансовых средств на их осуществление. Исходя из этого, мы просим объединение в Сан- Франциско (организаторов съезда) и Президиум XIV съезда по возможности быстрее определить конкретных лиц из числа кадет, которые будут непосредственно с нами готовить съезд. Безусловно, будет учтен и использован весь тот положительный опыт, который мы возьмем от Нью-Йоркского объединения во главе с Глебом Сперанским, в организации и проведении незабываемого XIV съезда в Пенсильвании. Во второй части нашего письма мы хотели бы ответить на поставленные тобой, Алексей Борисович, вопросы в присланных нам письмах, за которые искренне благодарим. Первое. Компьютер, безусловно, окажет огромную помощь в проведении информационной работы и издании газеты «Кадеты. Юнкера». С учетом тонкостей этой современной техники мы просили бы через опытного Георгия Тимидиса подобрать соответствующую нашей работе в России марку компьютера, сделать перевод на русский язык его технико-эксплуатационной документации, а мы, в свою очередь, подберем специалиста для работы на нем. Второе. Составить бюджет расходов на 1995 год практически не представляется возможным. Экономическое положение в стране крайне напряженное, идет неудержимая инфляция, рост цен, курс доллара меняется два-три раза в неделю, постоянно меняются цены на все виды услуг. Предугадать их на полгода—год вперед невозможно. Придется действовать по обстановке. С прибытием в Москву Алексея Ермакова мы определили те необходимые минимальные средства, которые потребуются на нужды по изданию газеты, первых брошюр, почтовые отправления, телефонные и другие первоочередные расходы, которые обеспечат развертывание указанной работы. Все средства будут расходоваться только целевым назначением, под строгим учетом и контролем. Третье. Над списком учебных пособий для кадетских корпусов мы еще некоторое время поработаем. Надо запросить руководство корпусов, узнать их мнение, обобщить все предложения. По завершении этой работы (ориентировочно апрель—май) направим вам этот список с указанием, что было бы желательно иметь в первую очередь. Четвертое. Брошюры, которые будут издаваться для кадетских корпусов и суворовских (нахимовского) училищ, должны быть, в основном, рассчитаны на преподавателей и воспитателей, но многие темы могут быть успешно использованы как учащимися, так и учащими. Это определяется конкретным содержанием каждой брошюры. Что касается свободного распространения брошюр в корпусах и училищах, то этот вопрос нами еще не отработан. От его решения будет зависеть и их тираж, а значит, и стоимость. Вопрос решаемый, однако требует определенного времени. Пятое. По нашему мнению, было бы целесообразно на первых порах сосредоточить внимание на нижепредлагаемых темах. С нашей стороны не будет возражений, если вы сочтете возможным или нужным в силу разных обстоятельств не разрабатывать какую- либо из предложенных тем и внесете корректировки в их содержание как по форме, так и по существу. Для более оперативной работы просим присылать Е. Исакову для редактирования материал, отпечатанный по российским стандартам (на 1 страницу — 30 строк, в строке 60—62 знака). Общий объем брошюры — до 50 страниц. Предлагаемые темы: Русские государи (биографии). Императорские кадетские корпуса (краткая история). Традиции Российских кадетских корпусов, которые надо знать, беречь и развивать. Русские ордена и медали. История православных русских полков (справочник). Рассказы о подвигах героев (Архип Осликов, майор Гортало Агафон Никитин и др.). Из прошлого русской военной формы одежды (интересные мелочи). Знамена кадетских корпусов, их роль в патриотическом, воинском и нравственном воспитании. Ритуалы с использованием знамен. Иконы святых — ротные и корпусные образа. Ритуалы корпусных и ротных праздников. Воспитанники кадетских корпусов, прославившие Россию. Легендарные офицеры кадетских корпусов. Кадеты и революция (время и судьбы). Стихи и письма российских кадет (сборник). О воспитании в Российских кадетских корпусах любви к Отечеству и военной службе, верности воинскому долгу, гордости за свой корпус и принадлежность к офицерскому сословию. Педагогический совет в кадетском корпусе, его роль и функции в учебно-воспитательной работе. Об основных критериях подбора в кадетские корпуса воспитателей и педагогов. Порядок чинопроизводства, существовавший в кадетских корпусах. Система поощрений и наказаний в кадетских корпусах. Кадетские и старые солдатские песни. Кадет Российского кадетского корпуса — это звание и ответственность на всю жизнь. О главных направлениях и способах воспитания в кадете лучших духовных, нравственных и физических качеств. Святые узы кадетского товарищества и дружбы («кадет кадету — друг и брат»). Воспитание чувства уважения к коллективу, опора на лидера коллектива. Формы, методы и способы воспитания у кадет мужества, смелости, решительности, взаимовыручки («сам погибай, а товарища выручай»). Кадетские балы, их организация, ритуалы, воспитательное значение. Роль и организация соревнований (состязаний) за право называться лучшими в учебе, спорте, строевой выправке, на балах и т. д. в кадетском корпусе. Воспитание у кадет равноправных отношений независимо от социального происхождения и возрастной разницы между старшими и младшими классами. Из опыта оказания старшими кадетами («дядьками») помощи воспитателям в младших классах. Музыка, хореография, хорошие манеры... в будущем выпускнике кадетского корпуса. Немного серьезного, немного смешного и поучительного из воспоминаний воспитателей и кадет. Зачем российскому кадету надо хорошо знать один-два иностранных языка (воспоминания и жизненный опыт кадет). В заключение передаем наш братский привет и самые добрые пожелания крепкого здоровья, успехов, счастья и благополучия. С искренним уважением, по-братски обнимаем А. Чувакин, А. Друкарев, Е. Исаков 15 февраля 1995 г., гор. Москва |