XVI съезд

кадет Российских кадетских корпусов в России

Санкт-Петербург - Москва - Новочеркасск

1998

 

В минувшее воскресенье ранние посетители легендарной твердыни на Заячьем острове стали свидетелями необычного зрелища: перед Петропавловским собором навытяжку шеренгой стояли очень немолодые люди, не потерявшие, однако, с возрастом отменной военной выправки и молодцеватости. А мимо них, печатая шаг, парадным строем шли юные нахимовцы, суворовцы и учащиеся кадетских корпусов, которые только недавно стали возрождаться на Российской земле...

Там сомкнулись воедино две эпохи: российские кадеты, чьи предки потеряли родину после революции, приехали на первый объединенный съезд, открывшийся только что в Петербурге. Впервые в истории таких съездов (их прошло уже 15 в разных городах мира, этот - у же 16-й) представители зарубежных кадетских объединений ступили на родную землю.

После революции из тридцати кадетских корпусов за границу вышло девять. Хабаровский корпус ушел в Китай, остальные - сначала в Крым, где объединились в три кадетских корпуса, а затем переправились в Югославию, где нашли покровителя в лице короля Югославии Александра. Он отвел им земли под Сараево, где разрешил жить и обстроиться на российский лад. Позже в силу разных причин три корпуса слились в один - Первый Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус. Он существовал до 1944 года, пока советские войска не вошли в Югославию. Тогда кадеты разными путями вынуждены были покинуть страну, потеряв при этом не только вторую родину, но и большое число исторических святынь, музейных ценностей. Часть кадет осела в Нью-Йорке, где уже существовала большая российская диаспора, часть - в Сан-Франциско. Остальные рассеяны нынче по всему миру: во Франции, Канаде, Аргентине, Германии, Венесуэле, Бразилии и даже Австралии живут выпускники кадетских корпусов, которые пронесли сквозь годы изгнания святые традиции и принципы российского кадета, изложенные в специальном своде заповедей. Его некогда составил Великий князь Константин Константинович Романов (знаменитый К. Р.), курировавший военные учебные заведения России. Он стал культовой фигурой кадетского движения, его символом.

Именно поэтому в год 140-летия Великого князя съезд кадет было решено провести в России. Первый день начался с освящения надгробной плиты Великого князя Константина Константиновича в усыпальнице Петропавловского собора (она была отреставрирована на средства зарубежных кадет). "Нас привела сюда память людская", - такими словами закончил торжественную службу в соборе отец Павел.

Затем на площади был проведен традиционный кадетский ритуал - "заря" с церемонией и парад кадет всех поколений. Съезд открылся в последней резиденции Великого князя - Мраморном дворце. В нем принимают участие представители не только российских кадет, живущих за рубежом, но и учащиеся российских кадетских корпусов из Москвы, Петербурга, Воронежа, Новочеркасска, Новосибирска. Изрядный вклад в их развитие внесли зарубежные кадеты, российские спонсоры и в первую очередь финансовая группа МФК "Ренессанс". Ее глава Борис Йордан - сам сын кадета (его отец Алексей Борисович, проживающий в Нью-Йорке, возглавил подготовку съезда) - на протяжении нескольких лет постоянно оказывает финансовую помощь кадетским корпусам.

Преемственность традиций, передача опыта русской эмиграции, проблемы военно-патриотического воспитания российской молодежи - вот главные вопросы, которые обсудит съезд.

Невское время No 158(1800) 1 сентября 1998 г.

 

 

Программа в Санкт-Петербурге:

1 день - Заря с церемонией в Петропавловском Соборе. Поклонение могиле великого князя Константина Константиновича.

2 день - Экскурсия и концерт в Мраморном дворце

3 день (4 сентября) - Заседание в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи.

4 день - Бал в Нахимовском училище.

 

 Доклады и выступления:

И.Андрушкевич. Воспитание русской военной молодежи. Доклад из брошюры автора, напечатанной в Буэнос-Айресе автором в 1999 г

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ СЪЕЗДА

1. Шестнадцатый по счету и первый в России Общекадетский съезд, проведенный в год 80-летия начала Белого движения, не может быть переоценен в своем символическом значении для нас, последних кадет, воспитанных на традициях Российских Императорских кадетских корпусов.

2. Этот официальный съезд одной из последних организаций белых эмигрантов стал возможен благодаря помощи русских людей, которые в той или иной мере разделяют наши убеждения и надежды на возрождение исторической России. Мы благодарим всех помогавших нам в организации съезда.

3. Нам было важно познакомиться или снова встретиться с директорами корпусов, начальниками училищ, многими членами Суворовских и Нахимовских союзов и почувствовать, что у нас с ними одна любовь и забота: Россия, ее будущее и воспитание военной молодежи. Встречи и общение с молодыми кадетами, суворовцами и нахимовцами нам были особенно дороги, так как в них мы видим залог будущего России.

4. Идея создания кадетских школ и корпусов нашла широкое распространение в современной России. Этим объясняется то, что это почетное название присваивается самым разнообразным школам — от федеральных, региональных и областных до городских и частных. Цели создания этих школ разные, как и программы образования и воспитания в них. У нас нет достаточно сведений, чтобы иметь объективное мнение обо всех таких школах. Мы понимаем, что министерству обороны нужны подготовительные и военные школы и что, скажем, города хотят создать школу с дисциплиной и престижем кадетского корпуса.

5. В нашем понимании, настоящие кадетские корпуса должны иметь программы воспитания и образования, включая Закон Божий, на высоком уровне, с конечной целью формирования высокообразованных и дисциплинированных молодых людей, с духовными и моральными устоями и с твердым желанием служить верой и правдой своей Родине, как это было установлено в Обращении XV Съезда о воспитании русской молодежи. В Императорской России все военно-учебные заведения подчинялись генерал-инспектору. У многих еще в памяти светлый образ Великого Князя Константина Константиновича. Нам представляется желательным возрождение такой системы управления государственными кадетскими корпусами, готовящими своих питомцев к любой достойной профессии и карьере, включая военную и государственную.

6. Принимая во внимание наше желание продолжать встречи с военной молодежью, представляется желательным проведение следующего XVII Съезда в 2000 году в России. Мы предполагаем разрешить этот важный вопрос после возвращения делегатов Съезда в свои объединения и оценки на местах опыта XVI Общекадетского съезда.

7. Россия переживает серьезный кризис. Наши отцы и деды всегда верили в силы и способности русского народа, и мы сегодня верим, что русский народ вернется к заветам родной старины и возродит свободную Россию с национальной христианской культурой.

Президиум съезда:

Председатель — А. Иордан.

1-й вице-предсе­датель — А. Боголюбов.

2-й вице-председатель — С. Муравьев.

Секретарь — Д. Иванов.

 

 

ОБРАЩЕНИЕ КАДЕТ РОССИЙСКИХ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ К РУССКИМ ЛЮДЯМ

XVI Съезд зарубежных кадет, который мы торжественно открыли под девизом "Только то страна и сильна, которая свято чтит заветы родной старины", по праву должен быть назван историческим! В первый раз после захвата власти большевиками в 1917 году представители белой эмиграции могут свободно провести съезд в России, встретиться с русскими людьми и посетить святые для них места православия и русской истории.

Наши деды, отцы и старшие братья с простым и гордым девизом "За Россию!" подняли знамя борьбы с врагами Государства Российского и Русской Православной Церкви, принесшими из-за границы чуждые русскому народу идеи атеизма, материализма, классовой борьбы, радикального переустройства человеческого общества, пролетарской революции во всем мире.

Белые воины проиграли Гражданскую войну, но идейно не были сломлены и с оружием в руках ушли за рубежи России. За границей они продолжали идеологическую борьбу против интернационального коммунизма и верили, как тогда говорили и писали, что "коммунизм умрет, но Россия не умрет". Своим долгом они считали поддержку и сохранение за рубежом Православной Церкви, русской культуры во всех ее проявлениях и воспитание своих детей в русском национальном духе.

Многие из наших отцов и дедов были из среды так называемого служилого дворянства. В основном это были небогатые семьи государственных чиновников, военных, врачей, юристов, инженеров и т. д. С детства им прививалась идея служения Вере Православной, Царю и России. Служилое дворянство вместе с духовенством и крестьянством составляло крепкую основу государства. Эта благородная идея служения была передана второму поколению эмиграции и помогла нам остаться русскими в иностранном окружении.

Наше поколение было воспитано в семьях, церквах и корпусах в духе любви к России и к русскому народу и полного неприятия и осуждения коммунизма как незаконного режима, основанного на организованной правительством системе насилия и обмана.

Живя за границей, мы смогли проверить выстраданные старшим поколением чувства при наблюдении за событиями в СССР. Мы знали об убийстве Царской Семьи и патриарха Тихона, об антикоммунистических восстаниях матросов, рабочих и крестьян, о жестоком преследовании Церкви, об ужасах коллективизации, о системе тюрем и лагерей, о трагических событиях Второй мировой войны и о медленном развале страны в последние годы советской власти.

К сожалению, даже так называемые достижения коммунизма не улучшили жизнь русского человека. Общедоступное образование проводилось в узких рамках партийного заказа, без доступа к религии, философии и другим гуманитарным наукам. Мощная тяжелая промышленность, армия, флот, авиация и освоение космоса шли за счет хронических провалов в сельском хозяйстве и бытовом обслуживании населения. Зерно ввозили каждый год из-за границы и не вспоминали, что в конце XIX века русская пшеница конкурировала с американской на международных рынках. Русский человек не имел свободы совести, слова и выезда за границы Советского Союза.

Белые эмигранты всегда отделяли русский народ от коммунистического правительства. Это было вполне справедливо, потому что народ в управлении страной не участвовал, жил сравнительно бедно и подчинялся новому классу коммунистов-начальников во главе с очередным диктатором и его окружением.

Долгие годы мы жили во многих странах Запада, при различных политических режимах, видели, как живет местное население и какие политические и гражданские права оно имеет, и нам было больно за русский народ.

Вторая мировая война показала, что русские люди, как всегда в критические моменты нашей истории, были готовы защищать свою Родину, но что на этот раз далеко не все хотели защищать советскую власть и возвращаться под коммунистический режим.

Русский народ заплатил большой кровью за победу союзников над Германией, которая была обеспечена храбростью, стойкостью и выносливостью русского солдата. После победы русские люди ожидали улучшения своей жизни, но получили еще 45 лет советской власти.

Период гласности и перестройки пробудил у нас надежды на перемены в Советском Союзе. События 1991 года как будто предвещали конец коммунистического режима. Однако сегодня мы видим, что, несмотря на обнадеживающие перемены, Россия еще не вышла из кризисного периода и что изживание коммунистического наследия продвигается очень медленно.

Несколько сот зарубежных кадет дожили до 1998 года, года 80-летия начала Белого Движения. Начиная с 1968 года, мы провели 15 общекадетских съездов в разных городах зарубежья. Однако нашей мечтой было устройство съезда в России. Значение для нас XVI Съезда нельзя переоценить. От лица всех зарубежных кадет мы благодарим наших друзей в России. Без их помощи он бы не состоялся.

У нас, последних кадет, не было времени ждать, когда уберут мавзолей с Красной площади и коммунистическую атрибутику во всех уголках нашей Родины! Мы не приехали к тем, кому еще дорог коммунизм и все с ним связанное, нам с ними не по пути! Мы вернулись в родной для нас Дом Православия, русской национальной истории, культуры, народного быта, природы и тех русских людей, которые в той или иной мере разделяют наши чувства и убеждения. Мы приехали, чтобы передать поклон России и нашему народу от тех кадет Императорских корпусов, от юношей-добровольцев Белой армии, которые по возрасту и состоянию здоровья не смогли быть с нами, и от всех однокашников и наших друзей, по разным причинам не приехавших на съезд.

В условиях современной России мы, живущие в Зарубе­жье, не имеем права давать политические советы русским людям. Однако мы считаем своим долгом сказать несколько слов тем, кто хочет наше мнение выслушать. Напомним старую истину, которую люди часто забывают: "Кто не учится на своих ошибках, способен их повторить".

После долгих лет коммунизма только православная традиция осталась живой в сознании народа. Общеизвестные и государственные традиции были забыты или извращены пропагандой. Поэтому надо сначала решить, на каком общественном и государственном опыте строить новую Россию. Опыт западных демократий несомненно важен и поучителен. Однако основой должен быть наш русский исторический опыт. При мудром синтезе своего и чужого Россия станет свободным современным государством и сохранит свое национальное лицо.

Чтобы избежать повторения ошибок, граждане России, а особенно военная и гражданская молодежь, должны знать правду о периоде коммунизма и об исторической России. Не менее важны и присущие русскому народу, но не всегда осознанные качества — государственнический инстинкт, стремление к социальной справедливости и уживчивость. Эти качества помогли в создании одного из самых больших государств в истории человечества.

Эти же качества должны не только укрепить единство племен и народов нашего государства, но и связать Россию добровольными узами с соседними странами, в первую очередь, с Белоруссией и Украиной.

Мы верим в силы и способности нашего народа и призываем всех, кто хочет помочь России, проникнуться национальным самосознанием, откинуть ставшие обыденными цинизм, оппортунизм, эгоизм и безответственность и считать себя добровольцами на службе возрождающейся Родины.

Так говорили в дни Батыя

И на полях Бородина:

Да возвеличится Россия,

Да гибнут наши имена!

Бог в помощь!

Со своей стороны мы обещаем продолжать наше посильное участие в благородном деле возрождения исторических традиций в кадетских корпусах России. Нас радует, что дети и внуки белых эмигрантов, среди которых немало детей кадет, охот­но приезжают в Россию и часто остаются здесь жить и работать.


 

Таким кадеты увидели Константиновский дворец в Стрельне (ныне Дворец конгрессов - резиденция Президента РФ)