Редакционная статья в газете "Кадетская перекличка - 2" март-апрель 1998 г. Такова история. Сегодняшний день мы знаем. Какие аналогии!!! Стоит только поменять фамилии.
КАДЕТСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ? БЫЛА, НО КУДА-ТО ВЫШЛА. (к итогам общероссийской Конференции) Так уж случилось, что болезнь редактора и переезд на другую квартиру (что, как известно, половина пожара) задержали выпуск пятого номера «Кадетской переклички» почти на 2 месяца. Но в этом есть и свой плюс: дистанция во времени позволила, как говорили древние римляне, «без гнева и пристрастия» оценить ход и итоги Конференции того аморфного образования, которое носит название «Межрегиональный союз выпускников суворовских, нахимовских и кадетских объединений». Конференция была крайне необходима. Достаточно ознакомиться с письмами с мест, опубликованными в предыдущих номерах «Кадетской переклички», чтобы убедиться в этом. Было совершенно ясно, что в движении в последние годы назрел организационный, идеологический и финансово-экономический кризис. Было очевидно, что необходимо разработать и принять (или хотя бы утвердить) основные положения нового Устава, - и потому, что до 1 июля 1999 г. Союз, как и другие организации, обязан пройти перерегистрацию в Министерстве юстиции, и потому, что действующий Устав не легитимен. Согласно действующему Уставу, только Конференция утверждает Устав или изменения к нему. Но сам Устав не был утвержден ни на Конференции 1995 г., ни на последней Конференции. Он считается действующим. Но, может быть, он так хорош, что ничего менять не надо? Нет, менять надо многое, начиная от очень длинного, несуразного официального названия и положения о членстве (в Уставе не нашлось места для офицеров-воспитателей и преподавателей) и кончая многими положениями по существу. Ясно, например, что надо усилить организующую роль Совета. В суворовских и нахимовских училищах и кадетских корпусах и школах учатся тысячи будущих военных профессионалов, в Вооруженных Силах и других силовых ведомствах служат и работают десятки тысяч выпускников СВУ и НВМУ, многие сотни их обучаются в военных академиях. В этой среде нынешних и будущих «слуг Отечества» не создано практически ни одного объединения. Нам грозит превращение в заурядную ветеранскую организацию. А взять такой вопрос, как подотчетность Председателя Союза. По действующему Уставу он избирается Конференцией и несет ответственность только перед ней. Опыт последних лет показал: председатель должен находиться под постоянным контролем Совета и быть подотчетным ему, Совету. Это заставит председателя работать по-настоящему, так как Совет будет обладать правом объявить ему «импичмент» за пассивную работу. А вот Совет должен избираться Конференцией поименно и индивидуально. Есть хороший, полноценный Совет, - и работа будет идти даже при слабом председателе (тем более что Совет может избрать председателем более сильного кандидата). Нет хорошего Совета - и даже самый сильный председатель не сделает ничего толкового. Помимо Устава были и другие проблемы, которые Конференция должна была решить: быть или не быть газете движения? Существуют ли другие способы прямой и обратной связи Совета с местными организациями? Как можно поддержать Союз экономически? Именно в попытках найти ответы на эти вопросы и был смысл Конференции для председателей местных организаций и их представителей в Москве. А в чем был главный интерес организаторов Конференции? Как теперь совершенно ясно, в том, чтобы побыстрее, «для галочки», провести это мероприятие и обеспечить для себя спокойную жизнь на ближайшие два года. Имею ли я основания для такого вывода? Судите сами. В ноябре 1997 г., публикуя в «Кадетской перекличке» объявление о предстоящей Конференции, я по согласованию с Филипьевым написал, что она продлится два дня - 6 и 7 декабря. Ближе к декабрю Филипьев сообщил мне, что Конференция начнется «часов в 11». Потом пошли слухи, что начало Конференции назначено на 12 часов (а приехавшие из других городов собрались к 11 часам). Реально Конференция началась в 13.15, причем сразу было объявлено, что она должна закончиться в 15.15.0 втором дне Конференции - ни слова. Итак, вместо двух обещать» дней устроители свели Конференцию к двум часам. Регламент для выступлений - 5 минут. Уверен: если бы Филипьев объявил о намерении провести Конференцию за 2 часа, из других городов не приехал бы ни один председатель. По крайней мере, это было бы честно. Прошло уже несколько месяцев после Конференции, но до сих пор я помню ту странную смесь стыда и радости, которую испытывал тогда: стыда за это двухчасовое манипулирование собравшимися и радости от того, что там не было зарубежных российских кадет - носителей духа кадетской демократии и кадетских традиций. Только в обстановке крайней спешки можно было провести выборы так, как это было сделано. «Переходим к выборам председателя Совета, - сказал Плешаков. - Есть только одна кандидатура Филипьева. Прошу голосовать». И выборы закончились: надо было скорее освобождать зал. Рядом с колонкой редактора без всяких изменений печатается официальное, заверенное новоизбранным председателем Информационное сообщение о конференции. Оно заслуживает внимательного анализа. Первое. По Уставу у каждой организации должен быть один решающий голос. В первом абзаце перечислено 20 организаций. Следовательно, должно быть выдано 20 мандатов плюс один для Юрия Филипьева. Примем, что все 20 клубов и союзов правомочны (хотя на Российской конференции голоса Украины и Белоруссии должны бы быть совещательными, а статус неких «Московских морских кадетских классов» вызывает сомнение). Но почему же было выдано 29 мандатов с правом решающего голоса? Что-то не стыкуется. Или не все местные клубы названы (что сомнительно), или для обеспечения «правильных» результатов голосования добавлены «варяги». Кто - мы с вами никогда не узнаем, потому что конкретных сведений у председателя мандатной комиссии не оказалось. Второе. Доклад председателя, которому посвящено более половины Информационного сообщения, заслуживает особого внимания. В нем говорится много о чем, но нет главного: о проблемах движения, о том, как их можно и нужно решать. Ни единого слова самокритики, зато очень много - о «достижениях», и не за отчетный период, а почему-то... с 1992 г. Много - об «установлении контактов» с различными организациями. А результаты? Зачем нужны «контакты», если не для решения задач Союза? Что кроется за фразой о «тесных контактах» с СВУ, НВМУ и кадетскими корпусами? Это что - несколько раз приехали и уехали или, быть может, хоть в одном из них создана организация? Совершенно непонятна фраза о расширенном Совете с приглашением актива. Совет, если он создан по принципу представительства местных организаций, в активе не нуждается. Теперь-то я, после избрания меня в Совет, знаю, что за этим кроется. «Актив» - это все остальные члены Совета, кроме приближенной к Филипьеву группы из 8 человек. Совет негласно как бы разделен на «штаб» и «актив». Третье. Единственная критическая стрела пущена в «Кадетскую перекличку». Прочтите этот пассаж и убедитесь, что в основе решения «специального Совета» (читай: группы Филипьева, Совет по этому поводу не созывался) -обиженное самолюбие самого Филипьева. Задумано неплохо: Стрельцов создал газету, провел подписку, предложил газету Филипьеву под контроль Совета, а тот (точнее, ближайшее окружение Филипьева) принимает решение: убрать Стрельцова, газету оставить. Вот тогда-то опять заживем спокойно! А если говорить честно, то я очень доволен отрицательным решением. Очевидно, что «под контролем Совета» никакая критика не могла бы увидеть свет. Четвертое. Несколько слов о «ближайших задачах», поставленных в отчетном докладе: П.1. «Принять решение о поддержке обращения Министра обороны об оказании помощи по работе с беспризорными детьми». Видимо, «принять решение» должен будет Совет. А почему не высший орган - Конференция? И какой смысл в «принятии решения», если нет - в развитии решения - программы конкретных действий на местах?.. В решениях Конференции эти вопросы вообще не упоминаются. П.3. «Установить более тесные контакты и привлекать к движению выпускников СВУ и НВМУ, которые служат в Министерстве обороны». Странная формулировка: МО - часть, и небольшая, Вооруженных Сил. К тому же - «привлекать» или создавать организации?.. П.5. «Подготовиться к юбилейным мероприятиям Надо, но это далеко не самое главное. Это, в конце концов, парады. Наконец, о решениях Конференции. Здесь все гладко и обтекаемо: «расширять контакты», «работать в тесном контакте», «рекомендовать». Особенно хорош п. 7: «При необходимости (?!) в течение 1998 г. собрать и обобщить предложения по совершенствованию Устава и подготовить его к утверждению на следующей Конференции в 1999 г.». Значит, так: до середины 1999 г. проходим регистрацию в Минюсте и несем туда Устав, который надо существенно перерабатывать. А через полгода на следующей конференции обновляем и регистрируем новый Устав. Здорово мы работаем!.. П. 8 тоже не блещет новизной: «Изучить возможность создания Международного Союза». Дело хорошее. Но что ж изучать годами? Надо набрать номер телефона отдела регистрации Министерства юстиции и задать вопросы. Ответ: преобразовать, как надеется Ю. Филипьев, Межрегиональный Союз в Международный «тихой сапой», опираясь на ст. 3.1. действующего Устава, невозможно. Поскольку у большинства местных организаций Устава нет (он просто не был разослан всем объединениям), поясняю: в этой статье говорится о возможности приема в качестве коллективных членов Межрегионального Союза иностранных граждан и их объединений. По Закону об общественных организациях такой путь создания международных организаций исключен. Иностранные объединения могут иметь в российской организации лишь статус наблюдателей. А международную надо создавать обычным порядком, на основании необходимых документов и другого Устава. П.9 решения Конференции вообще непонятен (о каком «кадетском справочнике» речь?), зато п. 10 («Считать важнейшим направлением деятельности Совета Межрегионального Союза представительство кадетского движения перед властями России») понятен вполне и поражает открытой подменой уставных задач Союза неким «представительством». Кстати, председатель Московского Союза А. Друкарев предложил другую формулировку (и за нее под нажимом Плетушкова проголосовали!): «Свести функции Межрегионального Союза к представительским». Приехали! Прочь организаторскую, просветительскую работу, социальную поддержку и т. п. Даешь представительство и красивую, спокойную жизнь! Что сказать в заключение? Я, Стрельцов Юрий Григорьевич, суворовец первого выпуска Кавказского СВУ, находясь в здравом уме и твердой памяти, свидетельствую и готов доказать: 1. Двухчасовая общероссийская конференция, состоявшаяся 6 декабря 1997 г., была чисто формальным бюрократическим актом ее организаторов, профанацией идей кадетской демократии. 2.Ни одна из крупных, реальных и наболевших проблем движения не решена: не создан в соответствии с Уставом дееспособный и правомочный Совет; не внесены необходимые изменения в Устав; не проведена структурная реорганизация, в результате чего властные рычаги находятся не в руках Совета, а у группы приближенных Филипьева; не принято решения о создании газеты - единственного в современных условиях инструмента укрепления внутриорганизационных связей; не принято решения о создании Суда чести, а оно в нынешних условиях крайне необходимо: в кадетской среде появились мошенники, присваивающие общественные кадетские деньги. 3.В сложившейся ситуации виноваты обе стороны: и верхушка, оторванная от жизни местных организаций, и сами местные клубы, в очередной раз позволившие «верхам» манипулировать собой. Более того, полагаю, что основная вина за создавшееся положение лежит на местных клубах: до сих пор многие из них не направили своих представителей в Совет Союза, лишив себя таким образом возможности влиять на работу Совета в период между Конференциями. В их настроениях просматривается какая-то странная смесь снобизма («мы и сами все сделаем») и безразличия («а зачем нам такой Совет нужен»?). Как бы то ни было, выражаю свою искреннюю благодарность обеим сторонам: с вашей помощью я, старый идеалист и дурак, полностью утратил веру в то, что кадетская демократия еще существует. ...Горькая получилась статья. Но правда никогда не бывает сладкой.
|