О кадетском движении: взгляд из кабинета ученого

Работа претендует на некое научное исследование, что следует из длинного предисловия. А прочитав про "объект их исследования - международная кадетская сеть (?)", можно было бы возгордится, что вот мол нас уже изучают, как  феномен. И не просто так, а цельные научные работники с учеными званиями: одна профессора, другая - доцента. Но, начиная внимательно читать, понимаешь, что пишут "чисто кабинетные ученые", использующие несколько попавшихся "под руку" сайтов и веб-страничек, не удосужившиеся даже проверить, что написали. Пример? Да запросто.


Читаем второй абзац и ... "едет крыша не спеша". Или уже науку не понять, или наука ничего не понимает.

1. Так около пятидесяти - это сколько? 40 или 75? Вообще-то ВСЕГО в истории Императорской Росси было 54 учебных заведения, которые именовались "кадетскими корпусами". Но после милютинских реформ, понятия "кадетский корпус" и военно-учебное заведение приняли разное смысловое наполнение.

2. Словосочетание "... схожих по своей сути с кадетскими корпусами..." (хоть в контексте, хоть без оного) вводит в ступор, ибо до сих пор "педагоги от кадетства" спорят об этой самой сути, до сих пор никто из "педагогов", кроме заклинания о некоем "кадетском образовании" не может сформулировать что это такое. И вот безо всего оного, мы уже делаем выводы о схожести по неизвестной сути... Да, уж.

3. Опять-таки, фраза "до пяти" имеет арифметический смысл и тождественное понятие: "не более". Это значит и три, и четыре, и пять. Хотя, их было ШЕСТЬ. Не будем придираться к неточностям того плана, что в действительности в Версале был корпус-ЛИЦЕЙ.

4. Ну а теперь о лицее. Как ни было бы нам приятно, что А.Пушкина отнесли в воспитанникам кадетского корпуса, но, уверен, НАШЕ ВСЕ - воспитанник Царскосельского Лицея - вероятнее всего оскорбился бы, если бы его назвали кадетом, а не лицеистом.

5. Всегда задаюсь себе вопросом, зачем берутся за военные темы, кто в них "ни ногой". Почему Ушаков, Сенявин и иже с ними - адмиралы, а Лазарев, Беллинсгаузен и другие  - только мореплаватели?

И это только по ОДНОМУ абзацу!


Вот так , кто-то что-то написал, выдав за "научный опус", следующий на это сошлется, и пошло-поехало. Через два-три поколения научных работников будет уже аксиомой: Пушкин - кадет!

Вот и в середине данной статьи уже постулируется, что в ОС СНКР состоит более 100 000 членов! А ведь было, было произнесено однажды, и вот уже миф в действии!

Дальше читайте и разбирайтесь сами. я только выделю жирным наклонным шрифтом места глупые, проблемные, непонятные и чудаковатые. Да извинят меня авторы "научного опуса", но они добровольно взялись за это дело. А каждое дело надо делать хорошо - нам хватаем бракоделов в политике и экономике, чтобы иметь их и в науке. Хотя и там сегодня их немерено.

В.Левченко

 

УДК-323(470+571)

Е.В. Морозова, И.В. Мирошниченко

 

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ

(НА ПРИМЕРЕ  КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ)

 

Объектом нашего исследовательского интереса стала международная кадетская сеть.

 

Человеческий и социальный капитал кадетского движения

 

Кадеты в отечественной политологии больше ассоциируются с партией конституционных демократов. Мы ведем речь о кадетах – выпускниках кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ. Кадет (фр. — младший, несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства их в 1-й офицерский чин. Слово кадет происходит от уменьшительного ― капдет на гасконском наречии, производного от латинского ― капителлеум, что буквально значит ―маленький капитан или ― маленький глава (Гурковский В. Кадетские корпуса в России // Народное образование 2002. №7. С.17).

В царской России в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов. Последний кадетский корпус русского зарубежья был закрыт в Версале в 1964 году. За все время своего существования кадетские корпуса дали России выдающихся государственных и общественных деятелей: канцлер Горчаков А.М., полководцы Румянцев П.А., Кутузов М.И., Брусилов А.А., Дорохов И.С., Корнилов Л.Г., Каледин А.М., Нестеров П.Н., адмиралы Ушаков Ф.Ф., Сенявин Д.Н., Нахимов П.С., Макаров С.О., Колчак А.В.; поэты и писатели Пушкин А.С., Даль В.И., Бестужев А.А., Куприн А.И., Бенедиктов В.Г., Рылеев К.Ф.; композиторы Римский-Корсаков Н.А., Мясковский Н.Я., Скрябин А.Н.; мореплаватели Лазарев И.П., Беллинсгаузен Ф.Ф., Крузенштерн И.Ф.; живописцы Верещагин В.В., Федотов П.А., Ярошенко Н.А.

В годы Великой Отечественной войны постановлением Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной войны, а также детей советских партийных работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах войны и в фашистской оккупации, были созданы специальные военно-учебные заведения, которые должны были дать возможность детям получить наряду со средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил и последующей службы в офицерских званиях. Училища создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной России, и им присваивались названия ― суворовские в честь великого русского полководца.

Базовыми социальными функциями кадетского образования, по мнению А. Владимирова, исторически были:

- "Поглощение" сирот войны или решение задач "военного сиротства", но никогда проблемы детской беспризорности;

- Коррекция поведения и судеб воспитанников;

- Ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы;

- Государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников

(Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования: Исторический аспект и современность – Режим доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm).

 

За время своей работы училища воспитали 70 Героев Советского Союза, Социалистического труда и России; трех летчиков-космонавтов; около 1000 генералов и несколько десятков тысяч офицеров; более 20 командующих войсками военных округов (флотов); 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; двух академиков РАН; около 500 докторов наук; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр, многих десятков чемпионов мира и тысячи мастеров спорта. Начиная с 1993 года, по инициативе Московского суворовско-нахимовского содружества (вообще-то это совсем не так - прим. В.Левченко) и русских зарубежных кадетов в России на базе школ-интернатов стала формироваться система кадетских корпусов общегражданской образовательной и патриотической воспитательной ориентации. Сегодня в стране более 100 кадетских корпусов субъектов Федерации, более 1000 кадетских классов, более 20 суворовских военных училищ и кадетских корпусов силовых структур, создаются Президентские кадетские училища, по одному в каждом федеральном округе страны (Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования: Исторический аспект и современность – Режим доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm).

 

Что определяет качество человеческого капитала современных кадет? Прежде всего, апробированная столетиями система воспитания государственно-ориентированного молодого поколения с лидерскими качествами для служения России на военном и гражданском поприщах. 63 процента воспитанников кадетских корпусов – сироты, дети из неполных и малообеспеченных семей, погибших военнослужащих и т.д., кадетская сеть «держит их на плаву». Об уровне подготовки красноречиво говорит следующая статистика: 94 процента выпускников кадетских корпусов 2006 года поступили в вузы, из них примерно половина – в гражданские. Для сравнения можно отметить, что только 1-2 процента выпускников детских домов-интернатов поступают в высшие и средние специальные учебные заведения.

Важнейшей составляющей человеческого и социального капитала кадетского движения является система корпоративного воспитания в специально организованной военно-профессиональной среде. Такое воспитание возможно при наличии разделяемых педагогами и воспитанниками общих установок, ценностей, свода формальных и неформальных правил поведения. «Там, где вся деятельность военной корпорации не только в военное, но и в мирное время основана на внутренней спайке, чувстве взаимного доверия и взаимовыручке, не может не образовываться тесная солидарность, товарищеская связь, возможная только при стремлении каждого к общему нравственному идеалу» (Беляев А.В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания // Педагогика. 2008. №1. С.92. Вестник Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ. Выпуск 4(16), 2011)

.

Органичная корпоративная культура, доверие и солидарность – именно на этом фундаменте строится социальная сеть кадет. Современная сеть имеет сложную структуру, включая сети выпускников отдельных училищ, сети ближнего и дальнего зарубежья. Корпоративные связи подчеркиваются с помощью соответствующей символики и атрибутики. В эмоциональном отношении военный корпоративизм переживается как ощущение единого братства, радость похожести, общности.

Михаил Лермонтов, председатель Нью-Йоркского объединения кадет российских кадетских корпусов за рубежом, считает, что кадеты – это особым образом сформированный образ и военного человека, и гражданского служащего, и просто гражданина своей страны. Где бы они не находились, какое бы положение в обществе не занимали, они обязательно узнают друг друга при встрече. «Во время одного из визитов в Москву мне довелось встретиться с Секретарем Совета Безопасности РФ Игорем Ивановым, - вспоминает М. Лермонтов. - И мы с первого взгляда, с первых слов почувствовали, что оба – кадеты! Хотя, казалось бы, у нас большие отличия и в возрасте, и в жизненном пути. Мне пришлось учиться в кадетском корпусе в Сербии еще в первой половине ХХ века, по старым императорским уставам, где практиковалась императорская система преподавания. Игорь Иванов заканчивал суворовское училище в послевоенном Советском Союзе. Однако в нас оказалось так много общего! Кадет – он на всю жизнь кадет. И бывших кадет не бывает!».

 

Важным компонентом социального капитала является преемственность поколений, причем не только в рамках сети в целом или отдельных училищ, но нередко – в рамках семей. Один из организаторов современного кадетского движения в России, А.Владимиров, рассказывает: «Мой прапрадед поручик 73 пехотного полка Владимиров погиб в Битве народов под городом Лейпциг в Германии, когда русские войска вместе с англичанами и другими европейцами выиграли эту битву у Наполеона Бонапарта в 1813 году… Мой отец, Владимиров Иван Владимирович был вообще выдающимся человеком. В 1915 году он закончил Александровское офицерское училище в Москве (не было такого училища, а было Александровское военное училище - прим. В.Левченко - странно для военного человека путаться в наименованиях.), четвертым в выпуске, был произведен в поручики Русской Императорской армии, и получил назначение на Западный фронт… Он был много раз ранен, но остался жив. Потом мой отец воевал в Финской компании… В Великой Отечественной войне мой отец воевал на Ленинградском фронте на Пулковских высотах. Там он командовал бригадой. В 1943 году моего отца отозвал с фронта Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин для того, чтобы он организовал Суворовские военные училища. К этому времени отец был уже полковником Советской армии... Он работал заместителем начальника отдела суворовских училищ в ГУВУЗе и был Главным инспектором суворовских училищ. В 1956 году я поступил в Московское суворовское военное училище, которое закончил в 1963 году. Потом учился в Московском высшем общевойсковом командном училище, Военной академии имени М. В. Фрунзе и Военной академии Генерального штаба. Служил и командовал войсками на Дальнем Востоке, в Германии, Чехословакии и Белоруссии, объездил весь мир, воевал и был ранен в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На следующий год мой сын Александр Владимиров будет поступать в Московское суворовское военное училище, в училище, которое основал мой отец  (все вышевыделенное есть не более как "желаемое, выдаваемой за действительность. По крайней мере, никакого документального подтверждения данным утверждениям не нашлось - прим. В.Левченко) и учился я сам» (Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования: Исторический аспект и современность – Режим доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm).

 

Важную роль в поддержании устойчивости сети и создании социального капитала играют традиции, передаваемые из поколения в поколение. Одной из таких традиций является благотворительность, причем направленная как «внутрь», так и «вовне» сети. Корпоративная благотворительность кадет была широко распространена в дореволюционные годы. На именные стипендии и на проценты с пожертвованных кадетским корпусам капиталов принимались на учебу дети-сироты и дети из малоимущих семей.

Известен такой исторический факт: в день выступления декабристов 14 декабря 1825 года сердобольные кадеты приютили и оказали помощь раненым во время событий на Сенатской площади. Император Николай I был в ярости и, прибыв в корпус, обвинил кадет в том, что они кормили бунтовщиков, на что директор кадетского корпуса М.С. Перский ответил: «Они так воспитаны, Ваше Величество, драться с неприятелем, но после победы призревать раненых, как своих».

Среди современных благотворительных кадетских фондов наиболее известны Фонд поддержки кадетских корпусов им. А.Б. Йордана, «Суворовско-Нахимовкий фонд» в Москве (это фонд был в Санкт-Петербург - прим. В.Левченко), благотворительный фонд «Слава морская» в Санкт-Петербурге, межрегиональный фонд «Алые погоны».

Фонд поддержки кадетских корпусов им. А.Б. Йордана проводит Всероссийский кадетский конкурс «Добро творим вместе» на лучший благотворительный проект. В рамках конкурса воспитанники и руководство Ачинского кадетского корпуса Красноярского края в рамках проведения Всероссийского кадетского конкурса «Добро творим вместе» разработали проект «Скорая детская помощь». помочь одиноким пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам, детям, проживающим в детских домах и интернатах. Лесосибирский кадетский корпус имени А.Б. Йордана осуществляет благотворительную деятельность в рамках проекта «Живая память». За последние несколько лет: отредактированы и изданы книги воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны города Лесосибирска: Федора Арсентьевича Петрова - «След на земле» (две части), Татьяны Филипповны Никифоровой - «Мой жизненный путь», издан сборник воспоминаний ветеранов города и готовится его второе, дополненное издание. Буквально с первых лет существования Уваровского кадетского корпуса имени Святого Георгия Победоносца кадеты взяли шефство над усадьбой героя Отечественной войны 1812 года А.В. Воейкова в селе Старая Ольшанка Уваровского района. Об этих и других благотворительных акциях кадет регулярно рассказывает журнал «Российская кадетская перекличка».

 

Практики институционализации кадетской сети в российской публичной политике

 

В большинстве социальных сетей происходит постоянный обмен ресурсами (материальными, информационными, эмоциональными) и возможна конвертация социального капитала (который и является главным результатом функционирования сети) в другие виды капитала. Для появления политического капитала сети (Под политическим капиталом понимается инкорпорированная способность к мобилизации коллективных действий и участию в этих действиях, способность субъекта репрезентировать интересы других агентов, которые делегируют ему права на представительство своих интересов (Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология.2002. Т. 3, № 4). необходимым шагом является институционализация социальной сети, что даѐт дальнейший импульс развитию сети и возможность с помощью собственных структур артикулировать, агрегировать и позиционировать собственные интересы в сфере публичной политики.

 

Наиболее распространѐнными практиками институционализации кадетской сети в современной российской публичной политике являются создание и организация деятельности кадетских общественных организаций, социальный лоббизм, издание и распространение специализированных СМИ, рекрутирование политических элит, практика петиций.

 

В постсоветское время первая попытка создания общественнополитической (это уже совсем из области фантазии - прим. В.Левченко) организации кадет была предпринята в 1987 году, когда на собрании представителей 16 суворовских училищ был создан Центральный Совет Всесоюзного клуба суворовцев. Совет возглавил летчик-космонавт Владимир Джанибеков, выпускник Ташкентского суворовского училища 1960 года.

 

В 2004 г. была создана МАСНКО - Международная Ассоциация Суворовских, Нахимовских и Кадетских Объединений "Кадетское братство", а в 2007 году – Всероссийское общественное объединение кадет «Российское кадетское братство".

При проведении учредительной конференции было заявлено (странное и недопустимое для ученого изложение: только что в прошедшем времени, а в конце абзаца ссылка на первоисточник, который был написан за 2 дня ДО самого события - прим. В.Левченко), что «основная причина создания общероссийской кадетской организации – необходимость более четкого планирования и организации на местах воспитательной, военно-патриотической работы, обмена опытом в проведении такой работы его обобщения. Основная цель организационного объединения всех кадетов России состоит в подготовке молодой смены защитников Отечества, граждан, проникнутых духом патриотизма. Ради процветания России, укрепления ее могущества готовы продолжать вносить свой вклад российские кадеты, смысл жизни которых с детских лет – верное служение Отечеству» ( www.nta-nn.ru/news/item/?ID=110278)

В работе учредительной конференции приняли участие тогдашний председатель Совета Федерации, шеф-попечитель кадетов России Сергей Миронов, губернатор Московской области Борис Громов, представители министерства обороны, МВД, МЧС, многих других министерств и ведомств (вообще-то на самом деле никого из перечисленных не было - прим.В.Левченко - Вот так рождаются "мифы кадетства").

22 августа 2008 г. состоялась Учредительная конференция представителей десяти государств СНГ и Дальнего зарубежья, в которых действуют кадетские организации. В работе конференции приняли участие представители кадетских организаций России, Армении, Белоруссии, Болгарии, Латвии, Литвы, Казахстана, Молдовы, Сербии, Украины, Эстонии. В ходе работы конференции был утвержден Устав, определяющий новый формат Международной ассоциации "Кадетское братство", избраны руководящие органы.

 

Общественные организации выпускников суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов созданы в большинстве субъектов Российской Федерации. Они насчитывают около 100 тысяч членов и объединены в Общероссийский союз кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России" (очередной известно кем рожденный миф - прим. В.Левченко), который стал весомой и авторитетной частью гражданского общества России.

 

В Екатеринбурге 16-20 сентября 2011 года проходил Третий Общекадетский съезд Открытого Содружества суворовцев, нахимовцев и кадет России.

Более ста делегатов от объединений кадет России, Белоруссии, Украины, США, Канады и Аргентины

- обсуждали проблемы сохранения суворовской национальной военной школы;

- определяли свое место в общественно-политической жизни России;

- решали конкретные вопросы взаимодействия объединений кадет России и стран СНГ, вопросы организации своей жизни и кадетской этики.

Съезд принял обращение к гражданам, объединениям кадет и кадетам России, Президенту России и Правительству Российской Федерации, Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, иерархам Русской Православной Церкви, к институтам гражданского общества страны, к общественным организациям стран СНГ и Дальнего зарубежья «О необходимости сохранения суворовской военной школы как исторической школы подготовки и воспитания государственных служащих с детства и дальнейшего развития кадетского образования и воспитания в системе суворовских военных училищ и кадетских корпусов».

 

Различного рода обращения используются кадетскими организациями довольно часто. 16 февраля 2009 г. представители 60 выпусков суворовских и нахимовских училищ направили Президенту России письмо с просьбой защитить эту структуру патриотического воспитания молодежи от министерства обороны, возглавляемого Анатолием Сердюковым. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, как подчеркивается в письме, стало решение министра обороны РФ прекратить участие в Параде Победы 9 мая на Красной Площади воспитанников суворовских, нахимовского и военного музыкального училищ. Участие суворовцев и нахимовцев в военном Параде стало не просто привычным ритуалом, а нашей национальной традицией и предметом государственной гордости, олицетворением заботы государства о воспитании молодых поколений защитников Родины. Суворовцы разных поколений видят в позиции Минобороны не просто административные ошибки, а целенаправленные шаги по уничтожению суворовской военной школы. Похоже, что суворовские училища уже попали в «список непрофильных активов» и подлежат тихой ликвидации в ходе «реформирования армии» - считают авторы письма.

 

Действенность петиций невелика, что признается и самими кадетами. Кадетские организации используют технологии социального лобиззма, причем основным предметом лоббистской деятельности выступает два пункта:

- законодательное обеспечение системы кадетского образования и

- закрепление за кадетами статуса резерва государственной гражданской службы.

 

Особый ресурс социального лоббизма – деятельность кадет в органах федеральной и региональной государственной власти. Выпускник Кавказского краснознаменного суворовского военного училища (СВУ) генерал-лейтенант А. Шишков на протяжении ряда лет являлся первым заместителем Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, выпускник Калининского СВУ Б. Громов, в прошлом депутат Государственной Думы, занимает пост губернатора Московской области, министром иностранных дел РФ в 1998-2004 годах был выпускник Московского СВУ И. Иванов. Кадеты широко представлены в депутатском корпусе всех уровней, в руководящем составе силовых ведомств.

(В.Левченко: "Да есть еще их во власти до черта , только "толку с этого, как с козла молока"!. Извините, наболело!).

 

Основными технологиями выступают информационные компании и публичные слушания в федеральных и региональных органах законодательной и представительной власти, представительных органах местного самоуправления. Целью этой деятельности, по мнению одного из лидеров кадетского движения России А.Н. Шишкова, является выработка единого государственного подхода к формированию государственной политики по развитию законодательной поддержки системы кадетского образования и воспитания, исключающей ведомственную обособленность. Сложилась парадоксальная ситуация: кадетское образование не имеет четкого правового статуса, полноценной образовательной программы и поддержки федерального центра. 70 кадетских корпусов находятся в ведении Министерства образования и науки, 19 учебных кадетских учреждений – ведомственные. Прежде всего закон должен ввести в правовое поле понятие «кадетское образование», четко сформулировав его специфику. Кадетское образование должно квалифицироваться как начальное профессиональное образование для государственной военной службы и первая ступень системы непрерывного профессионального военного образования.

 

В подготовленных общероссийским союзом кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России» поправках к федеральному закону «Об образовании» говорится, что России необходим еще один нацпроект – по созданию системы подготовки национальных управленческих элит, а его отсутствие – «стратегическая ошибка государства». Госзаказ на подготовку госслужащих в системе кадетского образования – оптимальный путь реализации этого проекта, считают члены союза. «России необходима система подготовки своей управленческой элиты как ее служилого слоя, в том числе ее выращивания и государственно-патриотической социализации с детства», – заявил на слушаниях председатель союза, генерал-майор Александр Владимиров.

 

Важной формой институционализации кадетской сети является издание и распространение специализированных СМИ, аккумулирующих и защищающих интересы кадет. Речь идет прежде всего о газете «Кадетское братство», журнале «Российская кадетская перекличка», многочисленных региональных печатных СМИ. Сеть и созданные ею общественные организации широко и разнообразно представлены в Интернете. Крупнейшими информационными ресурсами являются Кадетский портал (www.intercadet.ru) и Кадеты России: Энциклопедия кадетского образования и воспитания (www.ruscadet.ru). Всего же, по данным последнего портала, в Рунете сегодня насчитывается 208 кадетских порталов и сайтов.

 

Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кадетских организаций к электоральному процессу, включая взаимодействие с политическими партиями. В декларации «О принципах деятельности кадетского движения в России» говорится: «Кадетское движение является непартийным общественным движением, направленным на укрепление и развитие России; на формирование еѐ национальных элит…Кадетское движение строится на принципах равенства кадет и кадетских объединений между собой, открытости и прозрачности их деятельности, признается недопустимость приватизации идей, принципов, лозунгов и структур кадетского движения и их коммерциализация».

 

На Третьем съезде кадетского движения в Екатеринбурге в 2011 году эти принципы были дополнены сводом общих принципов участия кадет в политической жизни страны:

1. Каждый кадет, в своем собственном индивидуальном качестве, может и должен быть политически активным гражданином России и сам выбирать форму своей политической активности вне кадетского движения.

2. Кадеты, как личности и граждане страны - имеют право заниматься политикой, и быть участниками любых политических партий и движений.

3. В то же время, кадеты - как корпорация, основа, центр, ствол и опора государства - не имеют права колебаться вместе с линией любой партии, так как все они временны, коррумпированы и не отражают надежд нации, поэтому - никаких политических партий и "политических фронтов".

 

Соблюсти эти принципы на практике оказывается достаточно сложно, что показывает начало электорального цикла 2011-2012 годов. Одни кадеты, в основном в составе десятков ветеранских организаций, боевых братств, офицерских союзов, присоединились к Народному фронту. Другие декларируют оппозиционную по отношению к политическому режиму позицию. «Кто нами управляет? За кого голосовать?» - задают вопрос модераторы одного из кадетских сайтов. И дальше дают совет: думай, кадет, крепко думай! А чтобы думать было проще, даются подсказки – выдержки из протоколов сионистского конгресса, целенаправленные подборки цитат (к примеру, фраза генерала М. Д. Скобелева, героя русско-турецкой войны: «Я готов написать на своѐм знамени — Россия для русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше»).

 

А вот с дальнейшими выводами нельзя не согласиться - прим. В.Левченко)

 

Как показывает анализ практик институционализации кадетской сети в публичной политике современной России, этот процесс отличается разнообразием форм и внутренней, зачастую латентной, конфликтностью. В нашем случае созданные кадетами общественные структуры охватывают разные сегменты сети, и между ними нет понимания по ряду принципиальных вопросов организации деятельности движения и его позиционирования в политическом пространстве . При существующих разногласиях и противоречиях между организациями, сама сеть воспринимается всеми участниками как безусловная ценность.

 

Власть демонстрирует по отношению к кадетскому движению непоследовательную позицию. С одной стороны, Президент России Д.А. Медведев в публичных выступлениях всячески подчеркивает значимость движения и кадетского образования для нашей страны. Вполне символично, что Президент 1 сентября открывает президентские кадетские училища: в 2010 г. В Оренбурге, в 2011 г. – в Ставрополе. С другой стороны, кадеты сталкиваются с игнорированием движения со стороны самых, казалось бы, заинтересованных государственных структур.

 

В 2008 году суворовцы и нахимовцы страны праздновали 65-летие образования суворовских военных училищ и 60-летие их первого выпуска. Министерство обороны об этом знало на всех уровнях, но юбилей проигнорировало. Собравшихся со всей России на юбилейную конференцию 500 ветеранов-суворовцев, по звонку из министерства, даже не пустили в Московское СВУ, где должна была состояться встреча ветеранов с юными суворовцами. Письмо ветеранов к А. Сердюкову с просьбой разобраться с этим безобразием было дважды утеряно в канцелярии Минобороны, и до сих пор перед суворовцами никто даже не извинился.

 

Кадетское образование будет оставаться востребованным в ситуации «социального дефолта» (А. Шишков), поиск выходов из которого привел гражданское общество к опыту старой отечественной школы. Дополнительными стимулами развития кадетского движения и кадетского образования являются востребованность патриотических идей и дефицит социальной справедливости в современной России. Основанное на высоких идеалах служения Отечеству, доверии и солидарности, кадетское движение являет пример самоорганизации гражданского общества.


Список литературы

1. Алексеенкова Е.С. Когнитивные механизмы интеграции социальных сетей // Полис. 2007. №3.

2. Беляев А.В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания// Педагогика. 2008. №1.

3. Владимиров А. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования: Исторический аспект и современность – Режим доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm

4. Дзола Д. Демократия и сложность: реалистический подход. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2010.

5. Йордан Б.А. Об этом не говорят // Отечественные записки. 2006. №4.

6. Кастельс М. Становление общества сетевых структур// Новая индустриальная волна на Западе. М., 1999

7. Морозова. Е.В., Мирошниченко И.В. «Инвесторы» политического капитала: социальные сети в политическом пространстве региона // Полис. 2009. №2.

8. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4.

9. Шишков А.Н. Этим должны заниматзаниматься заинтересованные люди // Российская кадетская перекличка. 2007. №3

10. Суворовцы написали президенту «телегу» на министра Сердюкова – Режим доступа: http://svpressa.ru/all/article/4424/