| 
						УДК-323(470+571) 
						Е.В. Морозова, И.В. 
						Мирошниченко   
						
						ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОЙ 
						ПОЛИТИКИ 
						(НА 
						ПРИМЕРЕ  КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ)   
						Объектом нашего 
						исследовательского интереса стала международная 
						кадетская сеть.   
						
						Человеческий и социальный капитал кадетского движения   
						Кадеты в отечественной 
						политологии больше ассоциируются с партией 
						конституционных демократов. Мы ведем речь о кадетах – 
						выпускниках кадетских корпусов, суворовских и 
						нахимовских училищ. Кадет (фр. — младший, 
						несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной 
						Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную 
						службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства 
						их в 1-й офицерский чин. Слово кадет происходит от 
						уменьшительного ― капдет на гасконском наречии, 
						производного от латинского ― капителлеум, что буквально 
						значит ―маленький капитан или ― маленький глава (Гурковский 
						В. Кадетские корпуса в России // Народное образование 
						2002. №7. С.17). 
						В царской России в общей 
						сложности существовало около пятидесяти кадетских 
						корпусов или военно-учебных заведений, схожих по 
						своей сути с кадетскими корпусами. За пределами 
						России после Октябрьской революции в разное время 
						функционировало до пяти русских кадетских 
						корпусов. Последний кадетский корпус русского 
						зарубежья был закрыт в Версале в 1964 году. За все время 
						своего существования кадетские корпуса дали России 
						выдающихся государственных и общественных деятелей: 
						канцлер Горчаков А.М., полководцы Румянцев П.А., Кутузов 
						М.И., Брусилов А.А., Дорохов И.С., Корнилов Л.Г., 
						Каледин А.М., Нестеров П.Н., адмиралы Ушаков 
						Ф.Ф., Сенявин Д.Н., Нахимов П.С., Макаров С.О., Колчак 
						А.В.; поэты и писатели Пушкин А.С., Даль В.И., 
						Бестужев А.А., Куприн А.И., Бенедиктов В.Г., Рылеев 
						К.Ф.; композиторы Римский-Корсаков Н.А., Мясковский 
						Н.Я., Скрябин А.Н.; мореплаватели Лазарев И.П., 
						Беллинсгаузен Ф.Ф., Крузенштерн И.Ф.; живописцы 
						Верещагин В.В., Федотов П.А., Ярошенко Н.А. 
						В годы Великой Отечественной 
						войны постановлением Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) 
						от 21 августа 1943 г. для устройства, обучения и 
						воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой 
						Отечественной войны, а также детей советских партийных 
						работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах 
						войны и в фашистской оккупации, были созданы специальные 
						военно-учебные заведения, которые должны были дать 
						возможность детям получить наряду со средним 
						образованием военные и военно-технические знания, 
						необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних 
						и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил и 
						последующей службы в офицерских званиях. Училища 
						создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной 
						России, и им присваивались названия ― суворовские в 
						честь великого русского полководца. 
						Базовыми социальными 
						функциями кадетского образования, по мнению А. 
						Владимирова, исторически были: 
						- "Поглощение" сирот войны 
						или решение задач "военного сиротства", но никогда 
						проблемы детской беспризорности; 
						- Коррекция поведения и 
						судеб воспитанников; 
						- Ранняя профессионализация 
						воспитанников в направлении их последующей 
						обязательной государственной службы; 
						- 
						Государственно-национальная патриотическая идентификация 
						и социализация воспитанников 
						(Владимиров А. Место, 
						роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского 
						образования: Исторический аспект и современность – Режим 
						доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm).   
						За время своей работы 
						училища воспитали 70 Героев Советского Союза, 
						Социалистического труда и России; трех 
						летчиков-космонавтов; около 1000 генералов и несколько 
						десятков тысяч офицеров; более 20 командующих войсками 
						военных округов (флотов); 100 командующих армиями и 
						представителей командного состава 
						оперативно-стратегического уровня; двух академиков РАН; 
						около 500 докторов наук; целую плеяду известных 
						творческих работников; более 30 чемпионов и призеров 
						Олимпийских игр, многих десятков чемпионов мира и тысячи 
						мастеров спорта. 
						Начиная с 1993 года, по инициативе Московского 
						суворовско-нахимовского содружества 
						(вообще-то это совсем не 
						так - прим. В.Левченко) 
						и русских зарубежных кадетов 
						в России на базе школ-интернатов стала формироваться 
						система кадетских корпусов общегражданской 
						образовательной и патриотической воспитательной 
						ориентации. Сегодня в стране более 100 кадетских 
						корпусов субъектов Федерации, более 1000 
						кадетских классов, более 20 суворовских военных училищ и 
						кадетских корпусов силовых структур, создаются 
						Президентские кадетские училища, по одному в каждом 
						федеральном округе страны 
						(Владимиров А. Место, роль и 
						значение кадетского, суворовского, нахимовского 
						образования: Исторический аспект и современность – Режим 
						доступа:
						
						http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm).   
						Что определяет качество 
						человеческого капитала современных кадет? Прежде всего, 
						апробированная столетиями система воспитания 
						государственно-ориентированного молодого поколения с 
						лидерскими качествами для служения России на военном и 
						гражданском поприщах. 63 процента воспитанников 
						кадетских корпусов – сироты, дети из неполных и 
						малообеспеченных семей, погибших военнослужащих и т.д., 
						кадетская сеть «держит их на плаву». Об уровне 
						подготовки красноречиво говорит следующая статистика: 94 
						процента выпускников кадетских корпусов 2006 года 
						поступили в вузы, из них примерно половина – в 
						гражданские. Для сравнения можно отметить, что только 
						1-2 процента выпускников детских домов-интернатов 
						поступают в высшие и средние специальные учебные 
						заведения. 
						Важнейшей составляющей 
						человеческого и социального капитала кадетского движения 
						является система корпоративного воспитания 
						в специально организованной военно-профессиональной 
						среде. Такое воспитание возможно при наличии разделяемых 
						педагогами и воспитанниками общих установок, ценностей, 
						свода формальных и неформальных правил поведения. «Там, 
						где вся деятельность военной корпорации не только в 
						военное, но и в мирное время основана на внутренней 
						спайке, чувстве взаимного доверия и взаимовыручке, не 
						может не образовываться тесная солидарность, 
						товарищеская связь, возможная только при стремлении 
						каждого к общему нравственному идеалу» 
						(Беляев А.В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного 
						воспитания // Педагогика. 2008. №1. С.92. Вестник 
						Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ. Выпуск 4(16), 2011) 
						. 
						Органичная корпоративная 
						культура, доверие и солидарность – именно на этом 
						фундаменте строится социальная сеть кадет.
						Современная сеть имеет сложную структуру, включая 
						сети выпускников отдельных училищ, сети ближнего и 
						дальнего зарубежья. Корпоративные связи 
						подчеркиваются с помощью соответствующей символики и 
						атрибутики. В эмоциональном отношении военный 
						корпоративизм переживается как ощущение единого 
						братства, радость похожести, общности.  
						Михаил Лермонтов, 
						председатель Нью-Йоркского объединения кадет российских 
						кадетских корпусов за рубежом, считает, что кадеты – это 
						особым образом сформированный образ и военного человека, 
						и гражданского служащего, и просто гражданина своей 
						страны. Где бы они не находились, какое бы положение в 
						обществе не занимали, они обязательно узнают друг друга 
						при встрече. «Во время одного из визитов в Москву мне 
						довелось встретиться с Секретарем Совета Безопасности РФ 
						Игорем Ивановым, - вспоминает М. Лермонтов. - И мы с 
						первого взгляда, с первых слов почувствовали, что оба – 
						кадеты! Хотя, казалось бы, у нас большие отличия и в 
						возрасте, и в жизненном пути. Мне пришлось учиться в 
						кадетском корпусе в Сербии еще в первой половине ХХ 
						века, по старым императорским уставам, где 
						практиковалась императорская система преподавания. Игорь 
						Иванов заканчивал суворовское училище в послевоенном 
						Советском Союзе. Однако в нас оказалось так много 
						общего! Кадет – он на всю жизнь кадет. И бывших кадет не 
						бывает!».   
						Важным компонентом 
						социального капитала является преемственность поколений, 
						причем не только в рамках сети в целом или отдельных 
						училищ, но нередко – в рамках семей. Один из 
						организаторов современного кадетского движения в России, 
						А.Владимиров, рассказывает: «Мой прапрадед поручик 73 
						пехотного полка Владимиров погиб в Битве народов под 
						городом Лейпциг в Германии, когда русские войска вместе 
						с англичанами и другими европейцами выиграли эту битву у 
						Наполеона Бонапарта в 1813 году… Мой отец, Владимиров 
						Иван Владимирович был вообще выдающимся человеком. В 
						1915 году он закончил Александровское офицерское училище 
						в Москве (не было 
						такого училища, а было Александровское военное училище - 
						прим. В.Левченко - странно для военного человека 
						путаться в наименованиях.), 
						четвертым в выпуске, был произведен в поручики Русской 
						Императорской армии, и получил назначение на Западный 
						фронт… Он был много раз ранен, но остался жив. Потом мой 
						отец воевал в Финской компании… В Великой Отечественной 
						войне мой отец воевал на Ленинградском фронте на 
						Пулковских высотах. Там он командовал бригадой. В 1943 
						году моего отца отозвал с фронта Верховный 
						Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин для 
						того, чтобы он организовал Суворовские военные училища. 
						К этому времени отец был уже полковником Советской 
						армии... Он работал заместителем начальника отдела 
						суворовских училищ в ГУВУЗе и был Главным 
						инспектором суворовских училищ. В 1956 году я 
						поступил в Московское суворовское военное училище, 
						которое закончил в 1963 году. Потом учился в Московском 
						высшем общевойсковом командном училище, Военной академии 
						имени М. В. Фрунзе и Военной академии Генерального 
						штаба. Служил и командовал войсками на Дальнем Востоке, 
						в Германии, Чехословакии и Белоруссии, объездил весь 
						мир, воевал и был ранен в одной из стран 
						Азиатско-Тихоокеанского региона. На следующий год мой 
						сын Александр Владимиров будет поступать в Московское 
						суворовское военное училище, в училище, которое основал 
						мой отец  (все 
						вышевыделенное есть не более как "желаемое, выдаваемой 
						за действительность. По крайней мере, никакого 
						документального подтверждения данным утверждениям не 
						нашлось - прим. В.Левченко) 
						и учился я сам» 
						(Владимиров А. Место, роль и 
						значение кадетского, суворовского, нахимовского 
						образования: Исторический аспект и современность – Режим 
						доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm).   
						Важную роль в поддержании 
						устойчивости сети и создании социального капитала играют 
						традиции, передаваемые из поколения в поколение. Одной 
						из таких традиций является благотворительность, причем 
						направленная как «внутрь», так и «вовне» сети. 
						Корпоративная благотворительность кадет была широко 
						распространена в дореволюционные годы. На именные 
						стипендии и на проценты с пожертвованных кадетским 
						корпусам капиталов принимались на учебу дети-сироты и 
						дети из малоимущих семей. 
						Известен такой исторический 
						факт: в день выступления декабристов 14 декабря 1825 
						года сердобольные кадеты приютили и оказали помощь 
						раненым во время событий на Сенатской площади. Император 
						Николай I был в ярости и, прибыв в корпус, обвинил кадет 
						в том, что они кормили бунтовщиков, на что директор 
						кадетского корпуса М.С. Перский ответил: «Они так 
						воспитаны, Ваше Величество, драться с неприятелем, но 
						после победы призревать раненых, как своих». 
						Среди современных 
						благотворительных кадетских фондов наиболее известны 
						Фонд поддержки кадетских корпусов им. А.Б. Йордана, «Суворовско-Нахимовкий 
						фонд» в Москве 
						(это фонд был в Санкт-Петербург - прим. В.Левченко), 
						благотворительный фонд «Слава морская» в 
						Санкт-Петербурге, межрегиональный фонд «Алые погоны».
						 
						Фонд поддержки кадетских 
						корпусов им. А.Б. Йордана проводит Всероссийский 
						кадетский конкурс «Добро творим вместе» на лучший 
						благотворительный проект. В рамках конкурса воспитанники 
						и руководство Ачинского кадетского корпуса Красноярского 
						края в рамках проведения Всероссийского кадетского 
						конкурса «Добро творим вместе» разработали проект 
						«Скорая детская помощь». помочь одиноким пенсионерам, 
						ветеранам войны и труда, инвалидам, детям, проживающим в 
						детских домах и интернатах. Лесосибирский кадетский 
						корпус имени А.Б. Йордана осуществляет благотворительную 
						деятельность в рамках проекта «Живая память». За 
						последние несколько лет: отредактированы и изданы книги 
						воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны 
						города Лесосибирска: Федора Арсентьевича Петрова - «След 
						на земле» (две части), Татьяны Филипповны Никифоровой - 
						«Мой жизненный путь», издан сборник воспоминаний 
						ветеранов города и готовится его второе, дополненное 
						издание. Буквально с первых лет существования 
						Уваровского кадетского корпуса имени Святого Георгия 
						Победоносца кадеты взяли шефство над усадьбой героя 
						Отечественной войны 1812 года А.В. Воейкова в селе 
						Старая Ольшанка Уваровского района. Об этих и других 
						благотворительных акциях кадет регулярно рассказывает 
						журнал «Российская кадетская перекличка».   
						Практики 
						институционализации кадетской сети в российской 
						публичной политике   
						В большинстве социальных 
						сетей происходит постоянный обмен ресурсами 
						(материальными, информационными, эмоциональными) и 
						возможна конвертация социального капитала (который и 
						является главным результатом функционирования сети) в 
						другие виды капитала. Для появления политического 
						капитала сети (Под 
						политическим капиталом понимается инкорпорированная 
						способность к мобилизации коллективных действий и 
						участию в этих действиях, способность субъекта 
						репрезентировать интересы других агентов, которые 
						делегируют ему права на представительство своих 
						интересов (Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов 
						и их конвертация // Экономическая социология.2002. Т. 3, 
						№ 4). необходимым 
						шагом является институционализация социальной сети, что 
						даѐт дальнейший импульс развитию сети и 
						возможность с помощью собственных структур 
						артикулировать, агрегировать и позиционировать 
						собственные интересы в сфере публичной политики.   
						Наиболее 
						распространѐнными практиками институционализации 
						кадетской сети в современной российской публичной 
						политике являются создание и организация 
						деятельности кадетских общественных организаций, 
						социальный лоббизм, издание и распространение 
						специализированных СМИ, рекрутирование политических 
						элит, практика петиций.   
						В постсоветское время первая 
						попытка создания общественнополитической 
						(это уже совсем из области фантазии - прим. В.Левченко) 
						организации кадет была предпринята в 1987 году, когда на 
						собрании представителей 16 суворовских училищ был создан 
						Центральный Совет Всесоюзного клуба суворовцев. Совет 
						возглавил летчик-космонавт Владимир Джанибеков, 
						выпускник Ташкентского суворовского училища 1960 года.
						   
						В 2004 г. была создана 
						МАСНКО - Международная Ассоциация Суворовских, 
						Нахимовских и Кадетских Объединений "Кадетское 
						братство", а в 2007 году – Всероссийское общественное 
						объединение кадет «Российское кадетское братство".
						 
						При проведении 
						учредительной конференции было заявлено 
						(странное и недопустимое для 
						ученого изложение: только что в прошедшем времени, а в 
						конце абзаца ссылка на первоисточник, который был 
						написан за 2 дня ДО самого события - прим. В.Левченко), 
						что «основная причина создания общероссийской кадетской 
						организации – необходимость более четкого планирования и 
						организации на местах воспитательной, 
						военно-патриотической работы, обмена опытом в проведении 
						такой работы его обобщения. Основная цель 
						организационного объединения всех кадетов России состоит 
						в подготовке молодой смены защитников Отечества, 
						граждан, проникнутых духом патриотизма. Ради процветания 
						России, укрепления ее могущества готовы продолжать 
						вносить свой вклад российские кадеты, смысл жизни 
						которых с детских лет – верное служение Отечеству»
						( www.nta-nn.ru/news/item/?ID=110278) 
						В работе учредительной 
						конференции приняли участие тогдашний 
						председатель Совета Федерации, шеф-попечитель кадетов 
						России Сергей Миронов, губернатор Московской области 
						Борис Громов, представители министерства обороны, МВД, 
						МЧС, многих других министерств и ведомств 
						(вообще-то на самом деле 
						никого из перечисленных не было - прим.В.Левченко - Вот 
						так рождаются "мифы кадетства"). 
						22 августа 2008 г. 
						состоялась Учредительная конференция представителей 
						десяти государств СНГ и Дальнего зарубежья, в которых 
						действуют кадетские организации. В работе конференции 
						приняли участие представители кадетских организаций 
						России, Армении, Белоруссии, Болгарии, Латвии, Литвы, 
						Казахстана, Молдовы, Сербии, Украины, Эстонии. В ходе 
						работы конференции был утвержден Устав, определяющий 
						новый формат Международной ассоциации "Кадетское 
						братство", избраны руководящие органы.   
						Общественные организации 
						выпускников суворовских военных, нахимовских 
						военно-морских училищ, специальных военных школ и 
						кадетских корпусов созданы в большинстве субъектов 
						Российской Федерации. Они насчитывают около 100 
						тысяч членов и объединены в Общероссийский союз 
						кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, 
						нахимовцев и кадет России" 
						(очередной известно кем 
						рожденный миф - прим. В.Левченко), 
						который стал весомой и авторитетной частью гражданского 
						общества России.   
						В Екатеринбурге 16-20 
						сентября 2011 года проходил Третий Общекадетский съезд 
						Открытого Содружества суворовцев, нахимовцев и кадет 
						России. 
						Более ста делегатов от объединений кадет
						России, Белоруссии, 
						Украины, США, Канады и Аргентины 
						- 
						обсуждали проблемы сохранения суворовской национальной 
						военной школы;  
						- 
						определяли свое место в общественно-политической жизни 
						России;  
						- 
						решали конкретные вопросы взаимодействия объединений 
						кадет России и стран СНГ, вопросы организации своей 
						жизни и кадетской этики.  
						Съезд принял обращение к 
						гражданам, объединениям кадет и кадетам России, 
						Президенту России и Правительству Российской Федерации, 
						Совету Федерации и Государственной Думе Федерального 
						Собрания Российской Федерации, иерархам Русской 
						Православной Церкви, к институтам гражданского общества 
						страны, к общественным организациям стран СНГ и Дальнего 
						зарубежья «О необходимости сохранения суворовской 
						военной школы как исторической школы подготовки и 
						воспитания государственных служащих с детства и 
						дальнейшего развития кадетского образования и воспитания 
						в системе суворовских военных училищ и кадетских 
						корпусов».   
						Различного рода обращения 
						используются кадетскими организациями довольно часто. 16 
						февраля 2009 г. представители 60 выпусков суворовских и 
						нахимовских училищ направили Президенту России письмо с 
						просьбой защитить эту структуру патриотического 
						воспитания молодежи от министерства обороны, 
						возглавляемого Анатолием Сердюковым. Последней каплей, 
						переполнившей чашу терпения, как подчеркивается в 
						письме, стало решение министра обороны РФ прекратить 
						участие в Параде Победы 9 мая на Красной Площади 
						воспитанников суворовских, нахимовского и военного 
						музыкального училищ. Участие суворовцев и нахимовцев в 
						военном Параде стало не просто привычным ритуалом, а 
						нашей национальной традицией и предметом государственной 
						гордости, олицетворением заботы государства о воспитании 
						молодых поколений защитников Родины. Суворовцы разных 
						поколений видят в позиции Минобороны не просто 
						административные ошибки, а целенаправленные шаги по 
						уничтожению суворовской военной школы. Похоже, что 
						суворовские училища уже попали в «список непрофильных 
						активов» и подлежат тихой ликвидации в ходе 
						«реформирования армии» - считают авторы письма. 
						   
						Действенность петиций 
						невелика, что признается и самими кадетами. 
						Кадетские организации используют технологии социального 
						лобиззма, причем основным предметом 
						лоббистской деятельности выступает два пункта:
						 
						- 
						законодательное обеспечение системы кадетского 
						образования и  
						- 
						закрепление за кадетами статуса резерва государственной 
						гражданской службы.   
						Особый ресурс 
						социального лоббизма – деятельность кадет в органах 
						федеральной и региональной государственной власти. 
						Выпускник Кавказского краснознаменного суворовского 
						военного училища (СВУ) генерал-лейтенант А. Шишков на 
						протяжении ряда лет являлся первым заместителем Комитета 
						Совета Федерации по обороне и безопасности, выпускник 
						Калининского СВУ Б. Громов, в прошлом депутат 
						Государственной Думы, занимает пост губернатора 
						Московской области, министром иностранных дел РФ в 
						1998-2004 годах был выпускник Московского СВУ И. Иванов. 
						Кадеты широко представлены в депутатском корпусе всех 
						уровней, в руководящем составе силовых ведомств. 
						
						(В.Левченко: "Да есть еще их во власти до черта , только 
						"толку с этого, как с козла молока"!. Извините, 
						наболело!).   
						Основными технологиями 
						выступают информационные компании и публичные слушания в 
						федеральных и региональных органах законодательной и 
						представительной власти, представительных органах 
						местного самоуправления. Целью этой деятельности, 
						по мнению одного из лидеров кадетского движения России 
						А.Н. Шишкова, является выработка единого 
						государственного подхода к формированию государственной 
						политики по развитию законодательной поддержки системы 
						кадетского образования и воспитания, исключающей 
						ведомственную обособленность. Сложилась парадоксальная 
						ситуация: кадетское 
						образование не имеет четкого правового статуса, 
						полноценной образовательной программы и поддержки 
						федерального центра. 70 кадетских корпусов 
						находятся в ведении Министерства образования и науки, 19 
						учебных кадетских учреждений – ведомственные. Прежде 
						всего закон должен ввести в правовое поле понятие 
						«кадетское образование», четко сформулировав его 
						специфику. Кадетское образование должно 
						квалифицироваться как начальное профессиональное 
						образование для государственной военной службы и первая 
						ступень системы непрерывного профессионального военного 
						образования.   
						В подготовленных 
						общероссийским союзом кадетских объединений «Открытое 
						содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России» 
						поправках к федеральному закону «Об образовании» 
						говорится, что России необходим еще один нацпроект – по
						созданию системы подготовки национальных 
						управленческих элит, а его отсутствие – 
						«стратегическая ошибка государства». Госзаказ на 
						подготовку госслужащих в системе кадетского образования 
						– оптимальный путь реализации этого проекта, считают 
						члены союза. «России необходима система подготовки своей 
						управленческой элиты как ее служилого слоя, в том числе 
						ее выращивания и государственно-патриотической 
						социализации с детства», – заявил на слушаниях 
						председатель союза, генерал-майор Александр Владимиров.   
						Важной формой 
						институционализации кадетской сети является издание и 
						распространение специализированных СМИ, аккумулирующих и 
						защищающих интересы кадет. Речь идет прежде 
						всего о газете «Кадетское братство», журнале «Российская 
						кадетская перекличка», многочисленных региональных 
						печатных СМИ. Сеть и созданные ею общественные 
						организации широко и разнообразно представлены в 
						Интернете. Крупнейшими информационными ресурсами 
						являются Кадетский портал (www.intercadet.ru) и Кадеты 
						России: Энциклопедия кадетского образования и воспитания 
						(www.ruscadet.ru). Всего же, по данным последнего 
						портала, в Рунете сегодня насчитывается 208 кадетских 
						порталов и сайтов.   
						Отдельного рассмотрения 
						заслуживает отношение кадетских организаций к 
						электоральному процессу, включая взаимодействие с 
						политическими партиями. В декларации «О принципах 
						деятельности кадетского движения в России» говорится: 
						«Кадетское движение является непартийным общественным 
						движением, направленным на укрепление и развитие России; 
						на формирование еѐ национальных элит…Кадетское движение 
						строится на принципах равенства кадет и кадетских 
						объединений между собой, открытости и прозрачности их 
						деятельности, признается недопустимость приватизации 
						идей, принципов, лозунгов и структур кадетского движения 
						и их коммерциализация».    
						На Третьем съезде кадетского 
						движения в Екатеринбурге в 2011 году эти принципы были 
						дополнены сводом общих принципов участия кадет в 
						политической жизни страны: 
						1. Каждый кадет, в своем 
						собственном индивидуальном качестве, может и должен быть 
						политически активным гражданином России и сам выбирать 
						форму своей политической активности вне кадетского 
						движения. 
						2. Кадеты, как личности и 
						граждане страны - имеют право заниматься политикой, и 
						быть участниками любых политических партий и движений. 
						3. В то же время, кадеты - 
						как корпорация, основа, центр, ствол и опора государства 
						- не имеют права колебаться вместе с линией любой 
						партии, так как все они временны, коррумпированы и не 
						отражают надежд нации, поэтому - никаких политических 
						партий и "политических фронтов".   
						Соблюсти эти принципы на 
						практике оказывается достаточно сложно, что показывает 
						начало электорального цикла 2011-2012 годов. Одни 
						кадеты, в основном в составе десятков ветеранских 
						организаций, боевых братств, офицерских союзов, 
						присоединились к Народному фронту. Другие декларируют 
						оппозиционную по отношению к политическому режиму 
						позицию. «Кто нами управляет? За кого голосовать?» - 
						задают вопрос модераторы одного из кадетских сайтов. И 
						дальше дают совет: думай, кадет, крепко думай! А чтобы 
						думать было проще, даются подсказки – выдержки из 
						протоколов сионистского конгресса, целенаправленные 
						подборки цитат (к примеру, фраза генерала М. Д. 
						Скобелева, героя русско-турецкой войны: «Я готов 
						написать на своѐм знамени — Россия для русских и 
						по-русски, и поднять это знамя как можно выше»).   
						А 
						вот с дальнейшими выводами нельзя не согласиться - прим. 
						В.Левченко)   
						Как показывает анализ 
						практик институционализации кадетской сети в публичной 
						политике современной России, этот процесс отличается 
						разнообразием форм и внутренней, зачастую латентной, 
						конфликтностью. В нашем случае созданные кадетами 
						общественные структуры охватывают разные сегменты сети, 
						и между ними нет понимания по 
						ряду принципиальных вопросов организации деятельности 
						движения и его позиционирования в политическом 
						пространстве . При существующих разногласиях 
						и противоречиях между организациями, сама сеть 
						воспринимается всеми участниками как безусловная 
						ценность.   
						
						Власть демонстрирует по отношению к кадетскому движению 
						непоследовательную позицию. С одной стороны, 
						Президент России Д.А. Медведев в публичных выступлениях 
						всячески подчеркивает значимость движения и кадетского 
						образования для нашей страны. Вполне символично, что 
						Президент 1 сентября открывает президентские кадетские 
						училища: в 2010 г. В Оренбурге, в 2011 г. – в 
						Ставрополе. С другой стороны, кадеты сталкиваются с 
						игнорированием движения со стороны самых, казалось бы, 
						заинтересованных государственных структур.    
						В 2008 году суворовцы и 
						нахимовцы страны праздновали 65-летие образования 
						суворовских военных училищ и 60-летие их первого 
						выпуска. Министерство обороны 
						об этом знало на всех уровнях, но юбилей проигнорировало. 
						Собравшихся со всей России на юбилейную конференцию 500 
						ветеранов-суворовцев, по звонку из министерства, даже не 
						пустили в Московское СВУ, где должна была состояться 
						встреча ветеранов с юными суворовцами. Письмо ветеранов 
						к А. Сердюкову с просьбой разобраться с этим безобразием 
						было дважды утеряно в канцелярии Минобороны, и до сих 
						пор перед суворовцами никто даже не извинился.   
						
						Кадетское образование будет оставаться востребованным в 
						ситуации «социального дефолта» (А. Шишков), 
						поиск выходов из которого привел гражданское общество к 
						опыту старой отечественной школы. Дополнительными 
						стимулами развития кадетского движения и кадетского 
						образования являются востребованность патриотических 
						идей и дефицит социальной справедливости в современной 
						России. Основанное на высоких идеалах служения 
						Отечеству, доверии и солидарности, кадетское движение 
						являет пример самоорганизации гражданского общества. 
 
						Список литературы 
						1. 
						
						Алексеенкова
						
						
						Е.С. 
						Когнитивные механизмы интеграции социальных сетей // 
						Полис. 2007. №3. 
						2. 
						
						Беляев
						
						
						А.В. 
						Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания// 
						Педагогика. 2008. №1. 
						3. 
						
						Владимиров
						
						
						А. 
						Место, роль и значение кадетского, суворовского, 
						нахимовского образования: Исторический аспект и 
						современность – Режим доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm 
						4. 
						
						Дзола
						
						
						Д. 
						Демократия и сложность: реалистический подход. М.: Изд. 
						дом ГУВШЭ, 2010. 
						5. 
						
						Йордан
						
						
						Б.А. 
						Об этом не говорят // Отечественные записки. 2006. №4. 
						6. 
						
						Кастельс
						
						
						М. 
						Становление общества сетевых структур// Новая 
						индустриальная волна на Западе. М., 1999 
						7. 
						
						Морозова.
						
						Е.В.,
						
						Мирошниченко
						
						
						И.В. 
						«Инвесторы» политического капитала: социальные сети в 
						политическом пространстве региона // Полис. 2009. №2. 
						8. 
						
						Радаев
						
						
						В.В. 
						Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // 
						Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4. 
						9. 
						
						Шишков
						
						
						А.Н. 
						Этим должны заниматзаниматься заинтересованные люди // 
						Российская кадетская перекличка. 2007. №3 
						10. Суворовцы написали 
						президенту «телегу» на министра Сердюкова – Режим 
						доступа: http://svpressa.ru/all/article/4424/ |