УДК-323(470+571)
Е.В. Морозова, И.В.
Мирошниченко
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНОЙ
ПОЛИТИКИ
(НА
ПРИМЕРЕ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ)
Объектом нашего
исследовательского интереса стала международная
кадетская сеть.
Человеческий и социальный капитал кадетского движения
Кадеты в отечественной
политологии больше ассоциируются с партией
конституционных демократов. Мы ведем речь о кадетах –
выпускниках кадетских корпусов, суворовских и
нахимовских училищ. Кадет (фр. — младший,
несовершеннолетний) — так назывались в дореволюционной
Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную
службу, малолетние дети знатных фамилий, до производства
их в 1-й офицерский чин. Слово кадет происходит от
уменьшительного ― капдет на гасконском наречии,
производного от латинского ― капителлеум, что буквально
значит ―маленький капитан или ― маленький глава (Гурковский
В. Кадетские корпуса в России // Народное образование
2002. №7. С.17).
В царской России в общей
сложности существовало около пятидесяти кадетских
корпусов или военно-учебных заведений, схожих по
своей сути с кадетскими корпусами. За пределами
России после Октябрьской революции в разное время
функционировало до пяти русских кадетских
корпусов. Последний кадетский корпус русского
зарубежья был закрыт в Версале в 1964 году. За все время
своего существования кадетские корпуса дали России
выдающихся государственных и общественных деятелей:
канцлер Горчаков А.М., полководцы Румянцев П.А., Кутузов
М.И., Брусилов А.А., Дорохов И.С., Корнилов Л.Г.,
Каледин А.М., Нестеров П.Н., адмиралы Ушаков
Ф.Ф., Сенявин Д.Н., Нахимов П.С., Макаров С.О., Колчак
А.В.; поэты и писатели Пушкин А.С., Даль В.И.,
Бестужев А.А., Куприн А.И., Бенедиктов В.Г., Рылеев
К.Ф.; композиторы Римский-Корсаков Н.А., Мясковский
Н.Я., Скрябин А.Н.; мореплаватели Лазарев И.П.,
Беллинсгаузен Ф.Ф., Крузенштерн И.Ф.; живописцы
Верещагин В.В., Федотов П.А., Ярошенко Н.А.
В годы Великой Отечественной
войны постановлением Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б)
от 21 августа 1943 г. для устройства, обучения и
воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Великой
Отечественной войны, а также детей советских партийных
работников, рабочих и колхозников, погибших на фронтах
войны и в фашистской оккупации, были созданы специальные
военно-учебные заведения, которые должны были дать
возможность детям получить наряду со средним
образованием военные и военно-технические знания,
необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних
и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил и
последующей службы в офицерских званиях. Училища
создавались по типу кадетских корпусов дореволюционной
России, и им присваивались названия ― суворовские в
честь великого русского полководца.
Базовыми социальными
функциями кадетского образования, по мнению А.
Владимирова, исторически были:
- "Поглощение" сирот войны
или решение задач "военного сиротства", но никогда
проблемы детской беспризорности;
- Коррекция поведения и
судеб воспитанников;
- Ранняя профессионализация
воспитанников в направлении их последующей
обязательной государственной службы;
-
Государственно-национальная патриотическая идентификация
и социализация воспитанников
(Владимиров А. Место,
роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского
образования: Исторический аспект и современность – Режим
доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm).
За время своей работы
училища воспитали 70 Героев Советского Союза,
Социалистического труда и России; трех
летчиков-космонавтов; около 1000 генералов и несколько
десятков тысяч офицеров; более 20 командующих войсками
военных округов (флотов); 100 командующих армиями и
представителей командного состава
оперативно-стратегического уровня; двух академиков РАН;
около 500 докторов наук; целую плеяду известных
творческих работников; более 30 чемпионов и призеров
Олимпийских игр, многих десятков чемпионов мира и тысячи
мастеров спорта.
Начиная с 1993 года, по инициативе Московского
суворовско-нахимовского содружества
(вообще-то это совсем не
так - прим. В.Левченко)
и русских зарубежных кадетов
в России на базе школ-интернатов стала формироваться
система кадетских корпусов общегражданской
образовательной и патриотической воспитательной
ориентации. Сегодня в стране более 100 кадетских
корпусов субъектов Федерации, более 1000
кадетских классов, более 20 суворовских военных училищ и
кадетских корпусов силовых структур, создаются
Президентские кадетские училища, по одному в каждом
федеральном округе страны
(Владимиров А. Место, роль и
значение кадетского, суворовского, нахимовского
образования: Исторический аспект и современность – Режим
доступа:
http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm).
Что определяет качество
человеческого капитала современных кадет? Прежде всего,
апробированная столетиями система воспитания
государственно-ориентированного молодого поколения с
лидерскими качествами для служения России на военном и
гражданском поприщах. 63 процента воспитанников
кадетских корпусов – сироты, дети из неполных и
малообеспеченных семей, погибших военнослужащих и т.д.,
кадетская сеть «держит их на плаву». Об уровне
подготовки красноречиво говорит следующая статистика: 94
процента выпускников кадетских корпусов 2006 года
поступили в вузы, из них примерно половина – в
гражданские. Для сравнения можно отметить, что только
1-2 процента выпускников детских домов-интернатов
поступают в высшие и средние специальные учебные
заведения.
Важнейшей составляющей
человеческого и социального капитала кадетского движения
является система корпоративного воспитания
в специально организованной военно-профессиональной
среде. Такое воспитание возможно при наличии разделяемых
педагогами и воспитанниками общих установок, ценностей,
свода формальных и неформальных правил поведения. «Там,
где вся деятельность военной корпорации не только в
военное, но и в мирное время основана на внутренней
спайке, чувстве взаимного доверия и взаимовыручке, не
может не образовываться тесная солидарность,
товарищеская связь, возможная только при стремлении
каждого к общему нравственному идеалу»
(Беляев А.В. Кадетские корпуса: опыт корпоративного
воспитания // Педагогика. 2008. №1. С.92. Вестник
Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ. Выпуск 4(16), 2011)
.
Органичная корпоративная
культура, доверие и солидарность – именно на этом
фундаменте строится социальная сеть кадет.
Современная сеть имеет сложную структуру, включая
сети выпускников отдельных училищ, сети ближнего и
дальнего зарубежья. Корпоративные связи
подчеркиваются с помощью соответствующей символики и
атрибутики. В эмоциональном отношении военный
корпоративизм переживается как ощущение единого
братства, радость похожести, общности.
Михаил Лермонтов,
председатель Нью-Йоркского объединения кадет российских
кадетских корпусов за рубежом, считает, что кадеты – это
особым образом сформированный образ и военного человека,
и гражданского служащего, и просто гражданина своей
страны. Где бы они не находились, какое бы положение в
обществе не занимали, они обязательно узнают друг друга
при встрече. «Во время одного из визитов в Москву мне
довелось встретиться с Секретарем Совета Безопасности РФ
Игорем Ивановым, - вспоминает М. Лермонтов. - И мы с
первого взгляда, с первых слов почувствовали, что оба –
кадеты! Хотя, казалось бы, у нас большие отличия и в
возрасте, и в жизненном пути. Мне пришлось учиться в
кадетском корпусе в Сербии еще в первой половине ХХ
века, по старым императорским уставам, где
практиковалась императорская система преподавания. Игорь
Иванов заканчивал суворовское училище в послевоенном
Советском Союзе. Однако в нас оказалось так много
общего! Кадет – он на всю жизнь кадет. И бывших кадет не
бывает!».
Важным компонентом
социального капитала является преемственность поколений,
причем не только в рамках сети в целом или отдельных
училищ, но нередко – в рамках семей. Один из
организаторов современного кадетского движения в России,
А.Владимиров, рассказывает: «Мой прапрадед поручик 73
пехотного полка Владимиров погиб в Битве народов под
городом Лейпциг в Германии, когда русские войска вместе
с англичанами и другими европейцами выиграли эту битву у
Наполеона Бонапарта в 1813 году… Мой отец, Владимиров
Иван Владимирович был вообще выдающимся человеком. В
1915 году он закончил Александровское офицерское училище
в Москве (не было
такого училища, а было Александровское военное училище -
прим. В.Левченко - странно для военного человека
путаться в наименованиях.),
четвертым в выпуске, был произведен в поручики Русской
Императорской армии, и получил назначение на Западный
фронт… Он был много раз ранен, но остался жив. Потом мой
отец воевал в Финской компании… В Великой Отечественной
войне мой отец воевал на Ленинградском фронте на
Пулковских высотах. Там он командовал бригадой. В 1943
году моего отца отозвал с фронта Верховный
Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин для
того, чтобы он организовал Суворовские военные училища.
К этому времени отец был уже полковником Советской
армии... Он работал заместителем начальника отдела
суворовских училищ в ГУВУЗе и был Главным
инспектором суворовских училищ. В 1956 году я
поступил в Московское суворовское военное училище,
которое закончил в 1963 году. Потом учился в Московском
высшем общевойсковом командном училище, Военной академии
имени М. В. Фрунзе и Военной академии Генерального
штаба. Служил и командовал войсками на Дальнем Востоке,
в Германии, Чехословакии и Белоруссии, объездил весь
мир, воевал и был ранен в одной из стран
Азиатско-Тихоокеанского региона. На следующий год мой
сын Александр Владимиров будет поступать в Московское
суворовское военное училище, в училище, которое основал
мой отец (все
вышевыделенное есть не более как "желаемое, выдаваемой
за действительность. По крайней мере, никакого
документального подтверждения данным утверждениям не
нашлось - прим. В.Левченко)
и учился я сам»
(Владимиров А. Место, роль и
значение кадетского, суворовского, нахимовского
образования: Исторический аспект и современность – Режим
доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm).
Важную роль в поддержании
устойчивости сети и создании социального капитала играют
традиции, передаваемые из поколения в поколение. Одной
из таких традиций является благотворительность, причем
направленная как «внутрь», так и «вовне» сети.
Корпоративная благотворительность кадет была широко
распространена в дореволюционные годы. На именные
стипендии и на проценты с пожертвованных кадетским
корпусам капиталов принимались на учебу дети-сироты и
дети из малоимущих семей.
Известен такой исторический
факт: в день выступления декабристов 14 декабря 1825
года сердобольные кадеты приютили и оказали помощь
раненым во время событий на Сенатской площади. Император
Николай I был в ярости и, прибыв в корпус, обвинил кадет
в том, что они кормили бунтовщиков, на что директор
кадетского корпуса М.С. Перский ответил: «Они так
воспитаны, Ваше Величество, драться с неприятелем, но
после победы призревать раненых, как своих».
Среди современных
благотворительных кадетских фондов наиболее известны
Фонд поддержки кадетских корпусов им. А.Б. Йордана, «Суворовско-Нахимовкий
фонд» в Москве
(это фонд был в Санкт-Петербург - прим. В.Левченко),
благотворительный фонд «Слава морская» в
Санкт-Петербурге, межрегиональный фонд «Алые погоны».
Фонд поддержки кадетских
корпусов им. А.Б. Йордана проводит Всероссийский
кадетский конкурс «Добро творим вместе» на лучший
благотворительный проект. В рамках конкурса воспитанники
и руководство Ачинского кадетского корпуса Красноярского
края в рамках проведения Всероссийского кадетского
конкурса «Добро творим вместе» разработали проект
«Скорая детская помощь». помочь одиноким пенсионерам,
ветеранам войны и труда, инвалидам, детям, проживающим в
детских домах и интернатах. Лесосибирский кадетский
корпус имени А.Б. Йордана осуществляет благотворительную
деятельность в рамках проекта «Живая память». За
последние несколько лет: отредактированы и изданы книги
воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны
города Лесосибирска: Федора Арсентьевича Петрова - «След
на земле» (две части), Татьяны Филипповны Никифоровой -
«Мой жизненный путь», издан сборник воспоминаний
ветеранов города и готовится его второе, дополненное
издание. Буквально с первых лет существования
Уваровского кадетского корпуса имени Святого Георгия
Победоносца кадеты взяли шефство над усадьбой героя
Отечественной войны 1812 года А.В. Воейкова в селе
Старая Ольшанка Уваровского района. Об этих и других
благотворительных акциях кадет регулярно рассказывает
журнал «Российская кадетская перекличка».
Практики
институционализации кадетской сети в российской
публичной политике
В большинстве социальных
сетей происходит постоянный обмен ресурсами
(материальными, информационными, эмоциональными) и
возможна конвертация социального капитала (который и
является главным результатом функционирования сети) в
другие виды капитала. Для появления политического
капитала сети (Под
политическим капиталом понимается инкорпорированная
способность к мобилизации коллективных действий и
участию в этих действиях, способность субъекта
репрезентировать интересы других агентов, которые
делегируют ему права на представительство своих
интересов (Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов
и их конвертация // Экономическая социология.2002. Т. 3,
№ 4). необходимым
шагом является институционализация социальной сети, что
даѐт дальнейший импульс развитию сети и
возможность с помощью собственных структур
артикулировать, агрегировать и позиционировать
собственные интересы в сфере публичной политики.
Наиболее
распространѐнными практиками институционализации
кадетской сети в современной российской публичной
политике являются создание и организация
деятельности кадетских общественных организаций,
социальный лоббизм, издание и распространение
специализированных СМИ, рекрутирование политических
элит, практика петиций.
В постсоветское время первая
попытка создания общественнополитической
(это уже совсем из области фантазии - прим. В.Левченко)
организации кадет была предпринята в 1987 году, когда на
собрании представителей 16 суворовских училищ был создан
Центральный Совет Всесоюзного клуба суворовцев. Совет
возглавил летчик-космонавт Владимир Джанибеков,
выпускник Ташкентского суворовского училища 1960 года.
В 2004 г. была создана
МАСНКО - Международная Ассоциация Суворовских,
Нахимовских и Кадетских Объединений "Кадетское
братство", а в 2007 году – Всероссийское общественное
объединение кадет «Российское кадетское братство".
При проведении
учредительной конференции было заявлено
(странное и недопустимое для
ученого изложение: только что в прошедшем времени, а в
конце абзаца ссылка на первоисточник, который был
написан за 2 дня ДО самого события - прим. В.Левченко),
что «основная причина создания общероссийской кадетской
организации – необходимость более четкого планирования и
организации на местах воспитательной,
военно-патриотической работы, обмена опытом в проведении
такой работы его обобщения. Основная цель
организационного объединения всех кадетов России состоит
в подготовке молодой смены защитников Отечества,
граждан, проникнутых духом патриотизма. Ради процветания
России, укрепления ее могущества готовы продолжать
вносить свой вклад российские кадеты, смысл жизни
которых с детских лет – верное служение Отечеству»
( www.nta-nn.ru/news/item/?ID=110278)
В работе учредительной
конференции приняли участие тогдашний
председатель Совета Федерации, шеф-попечитель кадетов
России Сергей Миронов, губернатор Московской области
Борис Громов, представители министерства обороны, МВД,
МЧС, многих других министерств и ведомств
(вообще-то на самом деле
никого из перечисленных не было - прим.В.Левченко - Вот
так рождаются "мифы кадетства").
22 августа 2008 г.
состоялась Учредительная конференция представителей
десяти государств СНГ и Дальнего зарубежья, в которых
действуют кадетские организации. В работе конференции
приняли участие представители кадетских организаций
России, Армении, Белоруссии, Болгарии, Латвии, Литвы,
Казахстана, Молдовы, Сербии, Украины, Эстонии. В ходе
работы конференции был утвержден Устав, определяющий
новый формат Международной ассоциации "Кадетское
братство", избраны руководящие органы.
Общественные организации
выпускников суворовских военных, нахимовских
военно-морских училищ, специальных военных школ и
кадетских корпусов созданы в большинстве субъектов
Российской Федерации. Они насчитывают около 100
тысяч членов и объединены в Общероссийский союз
кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев,
нахимовцев и кадет России"
(очередной известно кем
рожденный миф - прим. В.Левченко),
который стал весомой и авторитетной частью гражданского
общества России.
В Екатеринбурге 16-20
сентября 2011 года проходил Третий Общекадетский съезд
Открытого Содружества суворовцев, нахимовцев и кадет
России.
Более ста делегатов от объединений кадет
России, Белоруссии,
Украины, США, Канады и Аргентины
-
обсуждали проблемы сохранения суворовской национальной
военной школы;
-
определяли свое место в общественно-политической жизни
России;
-
решали конкретные вопросы взаимодействия объединений
кадет России и стран СНГ, вопросы организации своей
жизни и кадетской этики.
Съезд принял обращение к
гражданам, объединениям кадет и кадетам России,
Президенту России и Правительству Российской Федерации,
Совету Федерации и Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации, иерархам Русской
Православной Церкви, к институтам гражданского общества
страны, к общественным организациям стран СНГ и Дальнего
зарубежья «О необходимости сохранения суворовской
военной школы как исторической школы подготовки и
воспитания государственных служащих с детства и
дальнейшего развития кадетского образования и воспитания
в системе суворовских военных училищ и кадетских
корпусов».
Различного рода обращения
используются кадетскими организациями довольно часто. 16
февраля 2009 г. представители 60 выпусков суворовских и
нахимовских училищ направили Президенту России письмо с
просьбой защитить эту структуру патриотического
воспитания молодежи от министерства обороны,
возглавляемого Анатолием Сердюковым. Последней каплей,
переполнившей чашу терпения, как подчеркивается в
письме, стало решение министра обороны РФ прекратить
участие в Параде Победы 9 мая на Красной Площади
воспитанников суворовских, нахимовского и военного
музыкального училищ. Участие суворовцев и нахимовцев в
военном Параде стало не просто привычным ритуалом, а
нашей национальной традицией и предметом государственной
гордости, олицетворением заботы государства о воспитании
молодых поколений защитников Родины. Суворовцы разных
поколений видят в позиции Минобороны не просто
административные ошибки, а целенаправленные шаги по
уничтожению суворовской военной школы. Похоже, что
суворовские училища уже попали в «список непрофильных
активов» и подлежат тихой ликвидации в ходе
«реформирования армии» - считают авторы письма.
Действенность петиций
невелика, что признается и самими кадетами.
Кадетские организации используют технологии социального
лобиззма, причем основным предметом
лоббистской деятельности выступает два пункта:
-
законодательное обеспечение системы кадетского
образования и
-
закрепление за кадетами статуса резерва государственной
гражданской службы.
Особый ресурс
социального лоббизма – деятельность кадет в органах
федеральной и региональной государственной власти.
Выпускник Кавказского краснознаменного суворовского
военного училища (СВУ) генерал-лейтенант А. Шишков на
протяжении ряда лет являлся первым заместителем Комитета
Совета Федерации по обороне и безопасности, выпускник
Калининского СВУ Б. Громов, в прошлом депутат
Государственной Думы, занимает пост губернатора
Московской области, министром иностранных дел РФ в
1998-2004 годах был выпускник Московского СВУ И. Иванов.
Кадеты широко представлены в депутатском корпусе всех
уровней, в руководящем составе силовых ведомств.
(В.Левченко: "Да есть еще их во власти до черта , только
"толку с этого, как с козла молока"!. Извините,
наболело!).
Основными технологиями
выступают информационные компании и публичные слушания в
федеральных и региональных органах законодательной и
представительной власти, представительных органах
местного самоуправления. Целью этой деятельности,
по мнению одного из лидеров кадетского движения России
А.Н. Шишкова, является выработка единого
государственного подхода к формированию государственной
политики по развитию законодательной поддержки системы
кадетского образования и воспитания, исключающей
ведомственную обособленность. Сложилась парадоксальная
ситуация: кадетское
образование не имеет четкого правового статуса,
полноценной образовательной программы и поддержки
федерального центра. 70 кадетских корпусов
находятся в ведении Министерства образования и науки, 19
учебных кадетских учреждений – ведомственные. Прежде
всего закон должен ввести в правовое поле понятие
«кадетское образование», четко сформулировав его
специфику. Кадетское образование должно
квалифицироваться как начальное профессиональное
образование для государственной военной службы и первая
ступень системы непрерывного профессионального военного
образования.
В подготовленных
общероссийским союзом кадетских объединений «Открытое
содружество суворовцев, нахимовцев и кадетов России»
поправках к федеральному закону «Об образовании»
говорится, что России необходим еще один нацпроект – по
созданию системы подготовки национальных
управленческих элит, а его отсутствие –
«стратегическая ошибка государства». Госзаказ на
подготовку госслужащих в системе кадетского образования
– оптимальный путь реализации этого проекта, считают
члены союза. «России необходима система подготовки своей
управленческой элиты как ее служилого слоя, в том числе
ее выращивания и государственно-патриотической
социализации с детства», – заявил на слушаниях
председатель союза, генерал-майор Александр Владимиров.
Важной формой
институционализации кадетской сети является издание и
распространение специализированных СМИ, аккумулирующих и
защищающих интересы кадет. Речь идет прежде
всего о газете «Кадетское братство», журнале «Российская
кадетская перекличка», многочисленных региональных
печатных СМИ. Сеть и созданные ею общественные
организации широко и разнообразно представлены в
Интернете. Крупнейшими информационными ресурсами
являются Кадетский портал (www.intercadet.ru) и Кадеты
России: Энциклопедия кадетского образования и воспитания
(www.ruscadet.ru). Всего же, по данным последнего
портала, в Рунете сегодня насчитывается 208 кадетских
порталов и сайтов.
Отдельного рассмотрения
заслуживает отношение кадетских организаций к
электоральному процессу, включая взаимодействие с
политическими партиями. В декларации «О принципах
деятельности кадетского движения в России» говорится:
«Кадетское движение является непартийным общественным
движением, направленным на укрепление и развитие России;
на формирование еѐ национальных элит…Кадетское движение
строится на принципах равенства кадет и кадетских
объединений между собой, открытости и прозрачности их
деятельности, признается недопустимость приватизации
идей, принципов, лозунгов и структур кадетского движения
и их коммерциализация».
На Третьем съезде кадетского
движения в Екатеринбурге в 2011 году эти принципы были
дополнены сводом общих принципов участия кадет в
политической жизни страны:
1. Каждый кадет, в своем
собственном индивидуальном качестве, может и должен быть
политически активным гражданином России и сам выбирать
форму своей политической активности вне кадетского
движения.
2. Кадеты, как личности и
граждане страны - имеют право заниматься политикой, и
быть участниками любых политических партий и движений.
3. В то же время, кадеты -
как корпорация, основа, центр, ствол и опора государства
- не имеют права колебаться вместе с линией любой
партии, так как все они временны, коррумпированы и не
отражают надежд нации, поэтому - никаких политических
партий и "политических фронтов".
Соблюсти эти принципы на
практике оказывается достаточно сложно, что показывает
начало электорального цикла 2011-2012 годов. Одни
кадеты, в основном в составе десятков ветеранских
организаций, боевых братств, офицерских союзов,
присоединились к Народному фронту. Другие декларируют
оппозиционную по отношению к политическому режиму
позицию. «Кто нами управляет? За кого голосовать?» -
задают вопрос модераторы одного из кадетских сайтов. И
дальше дают совет: думай, кадет, крепко думай! А чтобы
думать было проще, даются подсказки – выдержки из
протоколов сионистского конгресса, целенаправленные
подборки цитат (к примеру, фраза генерала М. Д.
Скобелева, героя русско-турецкой войны: «Я готов
написать на своѐм знамени — Россия для русских и
по-русски, и поднять это знамя как можно выше»).
А
вот с дальнейшими выводами нельзя не согласиться - прим.
В.Левченко)
Как показывает анализ
практик институционализации кадетской сети в публичной
политике современной России, этот процесс отличается
разнообразием форм и внутренней, зачастую латентной,
конфликтностью. В нашем случае созданные кадетами
общественные структуры охватывают разные сегменты сети,
и между ними нет понимания по
ряду принципиальных вопросов организации деятельности
движения и его позиционирования в политическом
пространстве . При существующих разногласиях
и противоречиях между организациями, сама сеть
воспринимается всеми участниками как безусловная
ценность.
Власть демонстрирует по отношению к кадетскому движению
непоследовательную позицию. С одной стороны,
Президент России Д.А. Медведев в публичных выступлениях
всячески подчеркивает значимость движения и кадетского
образования для нашей страны. Вполне символично, что
Президент 1 сентября открывает президентские кадетские
училища: в 2010 г. В Оренбурге, в 2011 г. – в
Ставрополе. С другой стороны, кадеты сталкиваются с
игнорированием движения со стороны самых, казалось бы,
заинтересованных государственных структур.
В 2008 году суворовцы и
нахимовцы страны праздновали 65-летие образования
суворовских военных училищ и 60-летие их первого
выпуска. Министерство обороны
об этом знало на всех уровнях, но юбилей проигнорировало.
Собравшихся со всей России на юбилейную конференцию 500
ветеранов-суворовцев, по звонку из министерства, даже не
пустили в Московское СВУ, где должна была состояться
встреча ветеранов с юными суворовцами. Письмо ветеранов
к А. Сердюкову с просьбой разобраться с этим безобразием
было дважды утеряно в канцелярии Минобороны, и до сих
пор перед суворовцами никто даже не извинился.
Кадетское образование будет оставаться востребованным в
ситуации «социального дефолта» (А. Шишков),
поиск выходов из которого привел гражданское общество к
опыту старой отечественной школы. Дополнительными
стимулами развития кадетского движения и кадетского
образования являются востребованность патриотических
идей и дефицит социальной справедливости в современной
России. Основанное на высоких идеалах служения
Отечеству, доверии и солидарности, кадетское движение
являет пример самоорганизации гражданского общества.
Список литературы
1.
Алексеенкова
Е.С.
Когнитивные механизмы интеграции социальных сетей //
Полис. 2007. №3.
2.
Беляев
А.В.
Кадетские корпуса: опыт корпоративного воспитания//
Педагогика. 2008. №1.
3.
Владимиров
А.
Место, роль и значение кадетского, суворовского,
нахимовского образования: Исторический аспект и
современность – Режим доступа: http://www.kadet.ru/lichno/vlad_v/VRNS_26052010.htm
4.
Дзола
Д.
Демократия и сложность: реалистический подход. М.: Изд.
дом ГУВШЭ, 2010.
5.
Йордан
Б.А.
Об этом не говорят // Отечественные записки. 2006. №4.
6.
Кастельс
М.
Становление общества сетевых структур// Новая
индустриальная волна на Западе. М., 1999
7.
Морозова.
Е.В.,
Мирошниченко
И.В.
«Инвесторы» политического капитала: социальные сети в
политическом пространстве региона // Полис. 2009. №2.
8.
Радаев
В.В.
Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация //
Экономическая социология. 2002. Т. 3, № 4.
9.
Шишков
А.Н.
Этим должны заниматзаниматься заинтересованные люди //
Российская кадетская перекличка. 2007. №3
10. Суворовцы написали
президенту «телегу» на министра Сердюкова – Режим
доступа: http://svpressa.ru/all/article/4424/ |