Казенная автономия

Россия движется к социальной катастрофе

Сергей Комков 12.05.2010

http://forum-msk.org/material/society/3122550.html

 

По мнению многих ведущих экспертов, Российская Федерация сегодня медленно, но уверенно движется к социальной катастрофе. Ибо, государство, утрачивающее свои важнейшие социальные функции и пытающееся переложить их на плечи самих граждан, обречено на полный и неминуемый крах.

 

Еще в начале 90-х годов прошлого века нашими доморощенными «демократами-реформаторами» был взят на вооружение тезис о том, что «рынок сам отрегулирует все отношения внутри государства». Именно тогда начался бешеный и практически неуправляемый процесс перевода всей социальной сферы на рельсы рыночных отношений.

Огромную роль в этом сыграло создание в нашей стране за счет средств Мирового Банка уникальной площадки по разработке и проведению всех, так называемых, «либеральных реформ». Речь идет, конечно же, о Высшей Школе Экономики, инициатором создания которой стал «отец русской либеральной экономики» Евгений Ясин, являвшийся одновременно профессором Гарвардского Университета. Высшая Школа Экономики на долгие годы стала в России своеобразным научным плацдармом, на базе которого не только отрабатывались разнообразные модели «либерализации экономики», но и создавались различные социальные модели развития нашего государства.

С лёгкой руки «реформаторов» из ВШЭ уже в 90-е годы был запущен в обращение термин «образовательные услуги». То есть, была сделана попытка перевести всю систему образования из важнейшей социальной функции государства в сферу коммерческих услуг. Началась разработка, так называемой, «Программы модернизации системы российского образования». В рамках этой «программы» фактически было заложено положение о необходимости постепенного перевода на платную основу всей системы образования в России, завуалированное рассуждениями об «оптимизации» её деятельности.

Главным принципом «оптимизации» стало утверждение наших «реформаторов» о необходимости постепенного перевода всех образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование.

 

Для того чтобы подготовить законодателей и общественное мнение к внедрению данного порочного принципа, в рамках программы «модернизации» был разработан проект «реструктуризации сельских школ». И это уже в первые годы реализации «программы» привело к массовому закрытию малокомплектных сельских школ по всей территории России.

Фактически «реформаторы» из ВШЭ доказывали, что не зачем тратить государственные средства на содержание учебных заведений на селе, поскольку эти расходы «ложатся дополнительным бременем на плечи рядовых налогоплательщиков». На самом деле, это вылилось в массовое и повсеместное уничтожение образования на селе. За прошедшие 15 лет Россия недосчиталась более 16 тысяч школ. И только за последние три года (по данным Министерства образования и науки РФ) было официально закрыто около 4 тысяч школ. Подобного в нашей стране не было даже в годы самого страшного лихолетья.

28-30 января 2010 года в городе Орле проходил первый в истории современной России «Форум Сельских Поселений», на котором обсуждались насущные проблемы современного российского села. И все выступавшие на Форуме главы сельских поселений, выходя на трибуну, первым делом заявляли о том, что пора остановить совершенно убийственную для нашей страны политику «реструктуризации сельской школы». Ибо, завтра на селе не останется ни одной молодой семьи. А это означает, что российское село попросту умрет, и огромные территории Российской Федерации превратятся в безлюдную пустыню.

Именно этого вот уже много лет добиваются наши враги в рамках, так называемого, «Русского проекта», утвержденного Конгрессом США в 1987-м году и разработанного на основе долгосрочной Директивы Совета Национальной Безопасности США № 20/1 от 18 августа 1948 года, имевшей совершенно откровенное и недвусмысленное название - «Задачи в отношении России».

 

Таким образом, активно раскрутив «проект» по реструктуризации сельских школ и осуществив тем самым первый этап диверсии по отношению к нашей стране в рамках программы «модернизации российского образования», российские «либеральные реформаторы» приступили к следующему. Уже к 2000-му году был разработан «проект» перевода всех образовательных учреждений на принцип нормативно-подушевого финансирования. И это немедленно привело к целому ряду негативных последствий. Теперь в разряд «нерентабельных» попали не только малокомплектные сельские школы, но и образовательные учреждения в районных центрах и малых городах России. И даже в столице Российской Федерации Москве ряд школ оказался под угрозой закрытия.

В попытке выжить и получить как можно больше бюджетных средств многие руководители образовательных учреждений даже вынужденно пошли на совершение уголовно наказуемых действий. В целом ряде школ появились, так называемые, «мёртвые души». Ну, прямо по Гоголю! На самом деле ларчик открывался просто. В поисках вариантов сохранить или увеличить свое бюджетное финансирование директора стали «записывать» в ученики тех, кого никогда в стенах школы не видели. Особенно это распространилось в наиболее неблагополучных дотационных регионах страны, в которых значительная часть детского населения, лишь формально приписанного к школе, а фактически находящегося «в бегах» и пополнившая почти двухмиллионную армию современных беспризорников-гаврошей, давно уже забыла эту самую дорогу в школу.

Принцип нормативно-подушевого финансирования, активно внедряемый в последние годы на территории Российской Федерации с подачи «специалистов» Высшей Школы Экономики Министерством образования и науки России, всего за несколько лет привел к резкому ухудшению положения всей системы образования в стране. Потому что любому, даже не слишком сведущему в вопросах экономики, человеку очевидно, что

любая школа, не зависимо от количества обучающихся в ней учеников, должна иметь полный набор всех необходимых пособий и оборудования и должна содержаться в должном порядке.

Сегодня же школы с небольшим контингентом учащихся обречены на полунищенское существование. А, следовательно, не способны дать современного уровня знаний.

 

Но уничтожения малокомплектных сельских школ и перевода всей системы образования на нормативно-подушевой принцип «реформаторам» из ВШЭ показалось мало. Тогда в недрах этой «научно-экспериментальной» площадки родилась идея преобразования образовательных учреждений из бюджетных в «автономные».

Закон об этом, не смотря на активные возражения экспертного сообщества и ряда политических партий, все-таки был принят Государственной Думой в 2006-м году. Массового перехода в разряд АУ, как мы и предвидели, не произошло. И это вполне объяснимо. Ибо, ни одному образовательному учреждению самостоятельно выжить в современных экономических условиях не возможно. А подталкивание их к некой «самостоятельной хозяйственной деятельности» неминуемо привело к росту в России процента платных «образовательных услуг».

Кстати, Российская Федерация, в отличие от ведущих развитых стран мира, уверенно идет вниз по ведущей вверх лестнице.

Уже в 2010 году Япония переходит на всеобщее бесплатное высшее профессиональное образование для всех граждан своей страны.

К 2012 году это произойдет в Южной Корее.

К 2020-му году Германия будет иметь 90% бесплатного и лишь 10% платного высшего профессионального образования.

Мы же на сегодня имеем почти 70% платного и лишь 30% бесплатного высшего профессионального образования.

И тенденция такова, что к 2020-му году Россия будет иметь 90% платного и всего 10% бесплатного образования.

 

Не минула сия чаша и обыкновенную среднюю школу. Уже с 2006-го года в системе общего среднего образования начался активный процесс перехода на оплату за счет средств родителей основной части развивающих предметов. Сегодня до 25% развивающих предметов, к которым относятся: ИЗО, музыка, хореография, дополнительные иностранные языки, спортивные кружки и секции - оплачиваются исключительно из кармана родителей.

Казалось бы, пора остановиться и серьезно задуматься надо всем происходящим. Но зуд реформаторства кое-кому не дает покоя.

 

Идея «оптимизации» расходов на социальные нужды привела к появлению новой «инициативы» - переводу бюджетных учреждений в новое качество.

В соответствии с подготовленным правительством законопроектом № 308243-5 под названием «Федеральный Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положение государственных (муниципальных) учреждений» у нас в стране теперь вообще появляется три типа учреждений: автономные, бюджетные и казенные.

На первый взгляд, казалось бы, ничего страшного не произошло. Подавляющее большинство образовательных учреждений остается бюджетными. Но черти, как всегда, кроются в деталях.

Теперь бюджетное учреждение (в отличие от казенного) не будет получать прямого постоянного бюджетного финансирования, а лишь через адресные субсидии.

И это означает, что уже в ближайшее время (в случае, если данный Закон будет принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и утвержден Президентом России) огромная часть российских школ и ВУЗов останется без средств к существованию. Эта ситуация усугубляется тем, что

из бюджетных средств будет оплачиваться только некий обязательный набор учебных предметов.

Каких именно, сегодня не знает никто. Это будет определяться только в ходе начала «реформы» в октябре 2010 года. Но скорее всего, российская школа в ходе данной «реформы» рискует превратиться в аналог дореволюционной церковно-приходской школы, в которой за бюджетный счет будут лишь учить читать, писать и считать.

 

Фактически, прикрываясь красивыми рассуждениями о дополнительной хозяйственной самостоятельности и демократизации процессов управления, государство толкает систему отечественного образования в пропасть, выбраться из которой удастся далеко не многим. Выживут лишь элитные школы и наиболее престижные ВУЗы. Остальные учебные учреждения России будут обречены на скорую смерть. И никакие упования на финансирование со стороны государства за счет неких (пока еще никому не известных) «государственных программ» не помогут.

 

Но «реформаторы» не учли одну весьма важную особенность.

Субсидиарная система при финансировании социальной сферы - вещь не просто опасная.

Это прямой путь к нарастанию мощного социального протеста и, в конечном итоге, к распаду государства. Обсуждаемый в настоящее время законопроект в чем-то сродни с Законом о «монетизации льгот». Но он более опасен. Потому что касается непосредственно всех граждан страны.

А, непонимание того, что образование и здравоохранение являются важнейшими социальными функциями государства и ни при каких условиях не могут быть сферами коммерческих услуг, равнозначно признанию того, что государство вообще уже не в состоянии выполнять свои функциональные обязанности. И на нем пора поставить огромный жирный Крест.

Но история показывает, что любые попытки превратить Россию в одно огромное кладбище, всегда оканчивались неудачей. Поэтому экспертное сообщество России надеется на то, что здравый смысл возобладает и нам удастся избежать столь пагубной для нашей страны «реформы», которая среди специалистов уже получила меткое название «казенной автономии».