Размышления «постороннего» участника.
Мнение участника, побывавшего на «круглом столе» в ГД, организованном Патриотической платформой Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на тему «Кадетское движение - традиции и будущее»
Начну свой анализ с некоторых странностей «круглого стола» и статистических выкладок.
Странность 1. Тематика «высокого собрания». Прямо скажем, о «кадетском движении» речь совсем не шла. В том смысле, в котором обычно воспринимается кадетское движение как объединение выпускников суворовских и нахимовских училищ в какой-либо форме. Представляется, что в последние годы мы разучились любой понятийный аппарат начинать с определений, в силу чего, абсолютное большинство участников прошедшего совещания, скажем на современном сленге, были не «в теме», что такое кадетское движение, не говоря уже о его традициях и будущем. А поскольку мало кто что понимает, речь и пошла, вроде бы как о «кадетском образовании», его проблемах и путях совершенствования под лозунгом «Что делать?». Вопрос о том, «кто виноват» не стоял. В силу сказанного, тематика и предполагаемое содержание «круглого стола» разошлись в своих основах и не придали оптимизма в положительных перспективах предстоящего действа. Что и подтвердилось ровно за последовавшие полтора часа.
Странность 2. Список участников, предложенный каждому участнику удивил немало, поскольку специалистов и профессионалов от «кадетского образования» всего было аж 10 человек из 70 участников, что в количественном соотношении было меньше, чем совершенно посторонних, а выступить из них смог только один. Учитывая, что должностных лиц (чиновников, депутатов и их помощников) было в два раза больше непосредственно занимающихся проблемами кадетского воспитания и образования, не оставило сомнений «галочное» проведение мероприятия. Несомненно также присутствие и даже выступление целого замминистра образования видимо придало «весомость» мероприятию, но последовавшее спешное покидание ею данного совещание по причине следующего более важного совещания в министерстве, показало, что вопрос кадетского образования – это далеко не первостепенная задача. Трудная, однако, доля у чиновников – проводить время в важных совещаниях вечерами по пятницам! Приведу таблицу участников совещания, сведенных в соотносительные категории по своему занимаемому положению и отношению к кадетскому движению и «кадетскому образованию».
Представляю здравомыслящему читателю по ознакомлении с приведенными данными самостоятельно сделать вывод, для чего собственно собирался «круглый стол» с представленным «кворумом»: для реальных действий или для галочки.
Странность 3. Уже с середины заседания ведущая стала напоминать, что надо закончить совещание в 15.30. То есть люди собрались, а некоторые приехали издалека, чтобы решить серьезный вопрос за 1,5 часа! В конце собрания было отмечено, что план по временному нормативу выполнен!
Теперь конспективно о том, о чем говорили выступающие. Так сказать, взгляд со стороны.
Во вступительном слове «Главный Патриот» нашей «Единой России» И.Яровая отметила, что вопрос очень важен и его нужно решать незамедлительно. Заметим только, что то же самое говорилось и «решалось» в Совете Федерации ровно 9 лет назад. И что? Далее стали говорить выступающие, список которых был составлен заранее по весьма загадочному принципу, о котором гадать не будем. Как представляется число «записавшихся» выступавших было около 10 человек.
1. С. Щетинин (Председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию и поддержке добровольчества (волонтерства), благотворительности и патриотическому воспитанию, Председатель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей») Небольшое выступление о том, что надо было бы разработать для того, чтобы что-то заработало, а именно: критерии поступления, единые программы, разобраться с наименованиями, создать единый учебник «Основы военной службы», разработать единый штат с включением туда должностей офицеров-воспитателей и старших офицеров-воспитателей, разработать санправила, ввести единую форму одежды для воспитанников и много еще чего.
Показалось, что выступающий, перечисливший значительный реестр необходимых к разработке документов, слабо владеет вопросом. Многое из перечисленного было уже давно апробировано, создано и применяется. А вот насчет создания единообразия, то это совершеннейшая глупость, поскольку нельзя иметь все одинаковое для разных типов подготовки, даже если примем во внимание упорно внедряемую формулу «подготовки молодежи для гражданской и военной служб». Разве военная и гражданская служба похожи? Почему же готовить надо в абсолютно одинаковых условиях? А как же с казаками? Им же лошади нужны. Они же на лошадях еще и в третьем тысячелетии скакать будут.
Сделаем здесь небольшое авторское отступление и зададимся рядом вопросов, упорно обходящимися на всех «круглых столах о кадетском образовании».
Вопрос 1. Зачем в так называемых «кадетских корпусах», ставящих целью готовить воспитанников к госслужбе, нужны именно офицеры-воспитатели? Почему высокое звание офицера, за честь принадлежать к которому в ранешной России и жизнь было отдать не жалко, теперь же используют везде, где ни попадя. Ну пусть бы были воспитатели, и пусть бы были гимназии! Так нет же, всем и всякому захотелось быть «кадетским корпусом». Да еще и с полным штатом офицеров! Офицер должен быть в военном ведомстве, а не в гражданском. Вот в этом и кроется главная коллизия создавшегося положения – вводить в школы офицеров. Ведь это же упорно умалчиваемая странность - воспитывать молодежь на Российской военной истории, попирая ее основные кадетские положения и понятия?
Вопрос 2. Все-таки, зачем в «кадетском образовании» нужны офицеры – ВОСПИТАТЕЛИ. Логично иметь офицеров-преподавателей, офицеров-учителей. Что-то не склеивается в понятийном аппарате современных деятелей от «кадетского образования». Почему же во главу угла ставится ВОСПИТАТЕЛЬ? Не потому ли, что главным было в прежних кадетских корпусах «доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание». (Из «Положения о кадетских корпусах», 1896 г.) Ясно сказано, что в кадетском корпусе готовят будущих офицеров. Для до сих пор не различающих кадетский корпус от «кадетского корпуса» поясняю суть приведенного определения о предназначении настоящего кадетского корпуса: - малолетние предназначаются к военной службе (ни к какой гражданской, а только к военной!), - предназначаются для службы в офицерском звании, то есть готовятся к поступлению в военно-учебное заведение следующего – специального уровня, поскольку - им представляется ОБЩЕЕ образование (да, оно должно быть высококачественным – для этого есть целая система обучения в условиях воинской жизни с ее четкой регламентацией и контролем), - соответствующее их предназначению воспитание. В последних словах и содержится суть кадетского воспитания – СПЕЦИАЛЬНОЕ воспитание для будущей военной службы - ОСОБОГО рода государевой службы. Вот для чего нужны офицеры-воспитатели. Почему все «специалисты от кадетского образования» не читают явного и не стараются вникать в смысл исторически проверенного? Ладно бы гражданские «шпаки», но военные же ведь! Которых с младых ногтей учили, что наши уставы пишутся кровью!
Вопрос 3. Откуда растут ноги слогана «для государственной, в том числе военной службы»? Это о целях подготовки. Уже неоднократно писалось, что кадетские корпуса прежней России, Суворовские военные и Нахимовские военно-морские училища готовили воспитанников для ВОЕННОЙ службы, в которую они поступали незамедлительно по окончании данных заведений.
Вопрос 4. В какую именно гражданскую (государственную) службу по окончании кадетского корпуса может быть принят воспитанник подобных «кадетских корпусов»? На какую такую должность младшего специалиста? Увидьте разницу. Даже если реализовать мечты одного из «концептуалистов от кадетского образования» и сделать кадетский корпус для подготовки гражданских служащих со средним специальным образованием (каким? Да шут его знает?). Письмоносителем в каком-либо из многочисленных департаментов многочисленных министерств и ведомств? И это вместо настоящего дела для настоящих мужчин: командовать курсантским подразделением в ВВУЗе или командовать подразделением в армии. Кстати, в казахской армии первыми реализовали принцип подготовки профессиональных сержантов для армии в кадетском корпусе. Так вот, этот слоган – «готовить для гражданского поприща» - родился в те времена, когда т.н. «кадетские корпуса» стали появляться под крылом Минобразования. И именно тогда, когда образование стало услугой, подчас платной, а воспитание стало изгоняться из школы. Заметим, что официальный статус таких заведений в соответствии с руководящими документами был или кадетская школа или кадетская школа-интернат. Но ведь это не комильфо! Как же получить с родителей плату за дополнительную услугу. Вот на основании единственной фразы Екатерины, поощрившей кадетский корпус за воспитание благородного юношества, и придумали деятели первых «корпусов» слоган о подготовке своих учеников к службе на государевом поприще. Но почему-то скромно умолчали о том, что в гражданскую службу с чином XIY разряда выпускались НЕСПОСОБНЫЕ к военной службе (не верящих отсылаю к трудам кадетских историков – Лалаеву, Мельницкому, Висковатову и др.) Вот так и ставится все с ног на голову. Вот так и ставят выше военной службы гражданскую, совершенно забывая о том, что без военной службы у государства не может быть гражданской; вспоминаете: «кто не кормит свою армию, будет кормить чужую». А вот наоборот было, есть и пока еще будет.
А поскольку военная служба есть ОСОБЫЙ вид государственной службы, вот к нему ОСОБО и готовили воспитанников кадетских корпусов, СВУ и НВМУ. Так зачем же (вопрос 4) снижать специфику воспитания будущего кадрового офицерского состава, разбавляя его каким-то невразумительным «готовить элиту гражданской службы»?
Все вопросы риторические. Ставились неоднократно. Ответы деятели «от кадетского образования» на них не дали и никогда не дадут, поскольку тогда вся их «концепция кадетского образования» рухнет, как карточный домик.
Теперь по порядку выступлений. Почитайте сами, уважаемый читатель, и сделайте вывод о том, для чего мы собирались.
2. В.Шатохин (Член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, первый вице-президент Объединения высших офицеров России, генерал-лейтенант, профессор). В своем выступлении сказал, что «нельзя иметь более 300 кадетских корпусов и более 4000 кадетских классов. Надо внимательно посмотреть, что это такое». Кадетское образование приравнял к скрепам общества. С чем нельзя не согласится.
3. А.Владимиров (Президент Коллегии военных экспертов, Почетный Председатель Общероссийского союза кадетских объединений "Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России", генерал-майор). Речь нашего «всего в кадетском движении» прошла в обычной манере, что «все уже сделано. Все разумные инициативы идут от общественных организаций. Главная вещь – единство нации. Нас 10 000 выпускников (ранее говорил, что более 100 000, наверное оговорился – прим. В.Левченко). Как заложить основы – так и будет. Чем дальше мы работаем с госорганами, тем менее понимания. Концепция кадетского образования создана! Усилиями ветеранов, Русского Народного Собора, кадетского движения. Это очень востребовано… Дикая необразованность нашего Минобразования… Взять нашу работу, как основу. Проблемы в кадетском образовании: - нет никакого учета кадетского образования, - кадеты, как часть воспитательного процесса, - нет учреждений подготовки к госслужбе, - появление частных кадетских учреждений, которые не имеют отношения к кадетскому образованию, - Департамент образования Москвы проводит санацию кадетских УЗ… Выводы: - установить пределы кадетства, - назначить людей, ответственных за эту часть, - в основу кадетского образования положить нашу «дорожную карту», - Минобразования, Минобороны, Общественной палате, ветеранским организациям …. - Контроль возложить на Администрацию Президента. Иванова – в главные попечители».
4. И.Павлов (Заместитель Руководителя департамента образования города Москвы) Доложил (слайд-доклад, который, впрочем, был прерван) об успехах в развитии кадетского образования в Москве. «Более 10 000 кадет в кадетских учебных заведениях Москвы. Кадетское образование в Москве рассматривается как форма подготовки к гражданской и военной службе. В Москве 7 кадетских школ-интернатов».
5. Н.Третьяк. (Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации) «В формирование активной личности большую роль играет кадетское образование, патриотическое и гражданское воспитание… Мы готовим детей вообще к служению Родине… Все кадетские школы и кадетские корпуса созданы силовыми ведомствами…. Внесены поправки в закон об образовании. Есть возможность софинансирования кадетского образования. Создать группу разработчиков, чтобы к концу 2016 года что-то сделать по реализации плана…
6. В.Соколов – Хитрово. (Председатель Оргкомитета - выпускник 4 московской специальной артиллерийской школы, учредитель, главный редактор газет «Петербургское кадетство», член Общероссийской Общественной организации«Российское кадетское братство», член президиума Открытого Содружества суворовцев, нахимовцев и кадет России, профессор, подполковник в отставке) «Поддерживаю А.Владимирова в части кадетских классов. Кадетское классы – не кадетское образование… Когда МО вернуло кадет на парад – это был сигнал…. Инициатива кадет снизу: сами дети хотят стать кадетами…»
7. И. Муравлянников (Заместитель начальнику Управления военного образования ГУК Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майор) «Вчера в МО вручалось Знамя новому СВУ – Пермскому». (аплодисменты). Далее был сделан рапорт-доклад о том, что делается в МО.
Отметим, что среди прочего было выдано за достижение последнего времени участие кадет МО во всех значимых мероприятиях, например: - двухнедельные летние лагерные сборы (в 70-х годах суворовцы проводили в лагерях полный месяц), - сдача норма ГТО в кадетских заведениях (вообще-то ранешние суворовцы сдавали нормы ВСК – военно-спортивного комплекса и прибывали в ВВУЗы, как правило, имея и разряд ВСК и спортивный разряд). Это все к вопросу, что новое – хорошо забытое старое.
8. В.Водолацкий (Член комитета ГД по обороне, доктор социологических наук) Говорил о патриотическом воспитании. И особенно о воспитании казацком. Но привел и интересные данные по госрасходам на одного воспитанника: на кадета – 97 т.р., на воспитанника с девиантным поведением – 248 т.р., на содержащегося в ВТК – 340 т.р. Кадетское образование – система духовного, культурного и идеологического воспитания. Сегодня рейтинг казачьих КК самый высокий, выше СВУ и НВМУ в части знания истории, культуры, своей малой Родины. В МО лучший КК – Аксайский.
9. М.Миско (Заместитель Председателя "Белорусского Союза суворовцев и кадет") Сделал стандартно-канцеляристский рапорт-доклад о том, что делается в Беларуси.
10. В.Иванова (Председатель Всероссийского педагогического собрания, член Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества). «Проваливается уровень управления кадетским образованием в Минобразования на региональном и муниципальном уровнях… Из кадетских классов в ВУ поступает 52 % выпускников, из кадетских школ – менее 40%»
Это был основной состав выступающих по списку организаторов. Далее пошла самодеятельность.
11. Иванов (некий, не включенный в списки). Прорекламировал некий исторический фонд.
12. В. Гурковский (Член Совета старейшин Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России"). Эмоциональное выступление по тому факту, что «кадетское образование зародилось в России не в 1991 году, а намного раньше. А то все время некоторые твердят, что кадетское образование в России появилось в 1991 году... Только никто и ничего не черпает в великом кадетском наследии». Здесь Владлен абсолютно прав, поскольку «кадетским образованием» занимаются все, кому не лень. Но абсолютному большинству из этих лень поинтересоваться Историей кадетского воспитания. Но его вряд ли услышали, а если и услышали, то уж точно не поняли.
13. В.Короленко (Член исполкома Российского кадетского братства). «Предложения: - в каждом министерстве есть Общественные советы – внедрить туда ветеранов-суворовцев, - ежегодно проводить семинары с руководящим составом кадетских учебных заведений - провести семинар на базе Красноярского КК – лучшего корпуса России»
14. С.Попов (Сокоординатор Патриотической платформы, Первый заместитель руководителю фракции «ЕДИНАЯ РОССИИЯ» в ГД РФ, члену комитета ГД по обороне). Рассказал о сыне своего сослуживца, как он становится в КК настоящим мужчиной Рассказал о том, что Омский КК несколько раз менял свой статус, а теперь стал хорошим «Надо менять целеположение: кого мы готовим, вообще или для защиты Родины Мы должны очень четко выразить – что такое кадетское образование. В МО ловко придумали – «довузовское образование».
Подведу итог априорным ожиданиям и апостериорным реалиям.
Ожидалось, что хоть что-то скажут по существу. Но два-три казенных отчета о своей деятельности и несколько восхищений, как необходимо и востребовано «кадетское образование». Существо же, как представляется, было скрыто в некоей «концепции кадетского образования», о которой упомянул А.Владимиров. И которую он замаскировано прорекламировал, как бы невзначай сообщив, что это труд многих, что, мягко говоря, не соответствует истине. Есть масса нареканий именно к этой «концепции», являющейся трудом уважаемого А.Владимирова. И не только нареканий – там содержится много просто глупостей. И все это доступно в информационном поле, с ней ознакомлен и автор «концепции». Но… Жаль, что чиновники никогда ничего, кроме «указивок сверху», не читают и, как это у нас водится, не будут вникать в подробности, а будут делать так, как им подскажут угодливые советчики, а автор уже заявил, что ничего не изменит в своей концепции, то есть априори отвергает ошибки в своем «опусе». Представляется, что «кадетское образование» и так-то непонятно какое есть сейчас, будет еще запутаннее. Или все это делается, чтобы хоть какую-то должность подыскать для «главного кадета страны» - А.Владимирова? Только он и сможет ответить на этот вопрос. Но вот сможет ли? Кто поверит сегодня, что не создав даже прилично организованной общественной организации – т.н. «открытого содружества» - человек способен создать образовательную систему? Хотя, если современным чиновникам «по ушам поездить» как следует, могут и поверить. Ожидалось, что дадут слово кому-то из реальных руководителей кадетских учебных заведений, тому же Е.Введенскому. То есть реально работающим «в поле» на кадетской ниве. Так и могло бы быть, если бы что-то реально решалось на данном совещании. К сожалению, в современной России никто ничего не решает. А тому единственному, кто решает, могут подсунуть кому-то выгодную бумагу. Впрочем как всегда. Был же пример, когда предлагали сделать настоящий Президентский кадетский корпус. Предложения посылали одному из чиновников «сердюковской эпохи» (такая вот странность – он и сегодня «у руля» и даже был в списках присутствовавших). А что получилось в результате? Маловразумительное заведение с большущей рекламой. Теперь взахлеб с ТВ не сходят. Только умалчивают о вложенных средствах. Да дайте такие же средства ЛЮБОЙ школе, она тоже станет элитной. Дайте такие деньжищи тому же Введенскому, и будет у него лучшее учебное заведение в России! А в целом прошедшее действо напомнило заседания в СовФеде девятилетней давности. То же самое. Что-то говорили, что-то предлагали… Прошло много лет и что?
Понятно, что любой скажет сейчас: «Левченко, опять ты критиканствуешь. А что предлагаешь?» Предлагаю сделать немного. 1. Провести интернет-голосование на выдвижение специалистов и профессионалов кадетского воспитания и образования, аналитиков и организаторов образовательных систем в рабочую группу. Не спеша и жестко отобрать туда людей, способных что-то привнести, созидателей, а не болтунов, то есть тех, которые в своей жизни хоть что-то создали и сделали, а не только буковки писали, тех, которые смогут сработать в команде, а не идеалистов-одиночек. 2. Группа не должна работать «на дядю» писанием ему всяческих предложений, рекомендаций и концепций. Группа должна работать на Державу за достойную зарплату в конкретном месте и вполне определенное время, раз речь идет, по мнению А.Владимирова, о безопасности Отчизны. Только это условие позволит принимающим дальнейшее решение идти дальше «разумных инициатив и общественных предложений снизу»; от вложенных средств должна быть конкретная отдача, а не просто галочный учет очередных депутатско-общественных инициатив, типа «проведено нашей партией». И отвечать полностью, четко и точно разработанными документами и дальнейшей реализацией идей. 3. В результатах работы группы должно быть заинтересовано лицо, принимающее решение в стране, а не всякие разные «должностные лица», которые кашлянуть боятся без указания сверху. Что это за лицо, надеюсь, объяснять не надо. Ну так сложилось у нас. «Вертикаль», понимашь ли.
Понятно, что из трех пунктов реализуемо (и то с трудом, поскольку всяк мнит себя наполеоном) только первое. Как-то так. Хотя, а вдруг…. Вот тогда и будут следующие пункты. А то, что произошло в стенах Госдумы 18 декабря никак не тянет на оценку выше … впрочем каждый может дать свою.
В.Левченко, воспитанник Казанского СВУ, выпускник 1972 года.
Примечание. Словосочетание «кадетское образование» взято в кавычки мною потому, что такого типа (формы) образования нет и быть не может. К сожалению, даже некоторые чиновники от образования стали употреблять этот слоган, подразумевая под ним просто-напросто «кадетское воспитание», то есть то, что составляет СУТЬ и ОТЛИЧИЕ кадетской школы от общеобразовательной школы. – В.Левченко
Список участников заседания Патриотической платформы. 18 декабря 2015 г
|