Кавад Раш Время озаренных кадет
На третьем канале телевидения Константин Затулин вел очередную передачу из серии «Дело принципа», посвященную, на этот раз, положению дел в Вооруженных силах. По обыкновению, собравшиеся «спецы» друг друга плохо слушали, пытаясь отметиться заготовленными выкриками. В итоге - ни «дела», ни «принципа». Между тем один из участников диспута, генерал-майор Александр Владимиров, председатель Московского суворовско-нахимовского содружества, сделал сверхважное сообщение, которое должно было бы, как плетью, стегануть присутствующих, но было пропущено мимо ушей как «шоумена» Затулина, так и «экспертов». Генерал Владимиров сказал, что идет разрушение изнутри суворовских училищ путем замены офицеров-воспитателей на гражданских лиц и грозятся вскоре заменить прославленные мундиры кадет на джинсовые пары и придать училищам расслабляюще-либеральный штатский дух. Почему присутствующие остались безучастны к сообщению генерала Владимирова? Скорее всего, из-за политического недомыслия и исторической дремучести. Иначе они содрогнулись бы при воспоминании о том, что в истории России у кадет дважды снимали погоны, и оба раза страна заплатила страшными военными поражениями и позором, ибо разрушение кадетских корпусов – это неминуемая гибель армии.
Первый раз погоны снял с кадет либеральный военный министр Д. Милютин. Все кадетские корпуса России он заменил на военные гимназии, а армию расслабил штатским духом. Правление его длилось целых двадцать лет – с 1861 по 1881 годы. Всю жизнь Милютина тянуло к чернильнице и штабам, даже на Кавказе. В его время Россия провела кроваво-бездарную и путаную войну с Оттоманской портой, положив за «братушек» двести тысяч русских солдат. Так и не появившись на поле боя, Милютин за эту войну отхватил звание фельдмаршала и даже боевой орден Святого Георгия 2-й степени. Только кровавая смерть Царя-Освободителя от бомб позволила выгнать Милютина и всю либеральную команду из правительства. Флотом в те годы управлял августейший глава либералов Великий князь Константин Николаевич. Ему и Милютину Россия обязана Цусимой и поражением в Маньчжурии. Россия долго излечивалась от либеральных химер. Тем не менее, во время священного коронования в Кремле чернильному фельдмаршалу Милютину доверили пронести на старческих либеральных ножках имперскую корону. Зловещее предзнаменование.
К январю 1917 года Россия, по сути, выиграла войну. Придворным музыкантам были уже выданы ноты марша «Торжественный въезд в Константинополь". Генерал Свечин был назначен командиром морского соединения для штурма Босфора. Чтобы лишить Россию победы, устроен был «февраль». Первым шагом для разрушения армии проведен декрет об отмене погон, выборе командиров и упразднении отдания чести. Министры Временного правительства вновь пустили в ход методы Милютинской команды по разложению армии. Потому ни один из 31 кадетских корпусов не принял «февраль», а Морской кадетский корпус Временному правительству пришлось разоружать.
Уничтожение двухсотлетнего жертвенного офицерского корпуса обошлось России жуткими потерями в Северной войне с Финляндией и первыми годами войны с нацизмом. После Сталинграда Сталин вновь вернул погоны и кадетские корпуса суворовцев. Но начал восстановление кадровой армии Сталин раньше. Уже в 1939 году были учреждены специальные юношеские военные школы для моряков, летчиков и артиллеристов – прообразы кадетских корпусов. Символом национальной мобилизации стал былинно-народный фильм сибиряка и георгиевского кавалера Ивана Пырьева «Трактористы» с всесокрушающим мотивом «гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход» /
На каком же фоне вновь хотят снять погоны и одеть суворовцев в джинсы? Офицерский корпус - сердце армии и носитель традиции и духа. Потому удар по суворовцам есть стрела в самое сердце армии и ее будущность. Потом наступит черед и сотни нынешних кадетских корпусов. И это тогда, когда общественный идеал извращен, а народное образование и без ЕГЭ разрушено до основания, и нравственный уровень молодежи самый низкий за десять веков, с угрожающими поветриями наркомании, алкоголизма, беспризорности, насилием над детьми, сексуальной распущенности и первым местом в мире по абортам и разводам, когда обнажены границы и пришельцы «гастарбайтеры» вытаптывают пространства России, а паническое бегство из России только усиливается, и стоимость утечки мозгов, по свидетельствам печати, достигло 30 триллионов рублей. На этом фоне приверженные традициям, дисциплине и патриотизму суворовские училища и кадетские корпуса раздражают и тревожат разрушителей. Без всякого намерения сгущать краски, можно сказать, что лучшим индикатором состояния нашего общества и эпохи являются родители кадет. Недавно конкурс в казачий кадетский корпус Москвы достиг 25 человек на место. Это превышает конкурсы на престижные факультеты Московского университета, МГИМО и Высшей школы экономики. Родителями движут самые естественные чувства: желание заслонить, оградить, защитить свое чадо даже не от «улицы», а от действительности. Достаточно ребенка безо всякой улицы оставить после школы дома, как продукция медиабизнеса извратит его душу навеки.
Патриарх Алексий II как-то сказал, что мы «перепутали западные краны и вместо питьевой воды присосались к канализации». Патриарх – духовный иерарх украинцев, белорусов и русских, знал всю правду, к тому же он был из благородного рода Ридигеров, дававших веками доблестных генералов, военного министра и отважных кадет. Шесть или семь Ридигеров были выпускниками Императорского училища Правоведения, из гнезда честнейших государевых людей, не чета нашей номенклатуре. Училище Правоведения само было своеобразным кадетским корпусом, вроде Александровского (Царскосельского) лицея и Пажеского корпуса. Пробил час озаренных кадет с любовью к России и в погонах как символах чести.
Сейчас в России от Калининграда до Владивостока уже около 120 кадетских корпусов, и ни один не был создан «сверху». Все они порождение народной инициативы снизу и лучшее свидетельство открытого, демократического общества. Сегодня невозможно сделать ни одного правильного шага в школе, военном училище, университете, полку, на корабле и заставе, во всех учреждениях и на любом производстве, не осмыслив глубоко, честно и строго опыт последнего столетия в национальном воспитании. В первую очередь, эта работа необходима для создания новых книг. Их ждет, прежде всего, та полузабытая половина граждан, которые сегодня ходят в школу, а завтра пойдут в армию. Вместе с учащимися этих книг ждут их родители, а значит, и вся страна. Перед нами задача возродить душу народную, искаженную столетием нечеловеческих испытаний, прошедшую через страшные мировые войны, гражданскую резню, террор, геноцид, ссылки, душу, придавленную ложью, насилием, запланированным разгулом криминала и загаженную двумя столетиями богоотступничества, материализма и истреблением нравственных законов отцов. Духовное возрождение есть очищение сердца от всей скверны и наполнение его светом родной веры, которая важнее оружия, боеприпасов, денег и даже хлеба насущного, ибо вне веры нет ни благ, ни армии, ни страны и самой жизни. Теперь мы знаем это лучше всех на свете. Моральные начала, на которых воспитывается солдат, должны пронизывать жизнь всей нации в целом и, прежде всего, быть незыблемым законом для нашей школы. Сейчас в обширном Отечестве кроме церкви и армии нигде не учат самопожертвованию, ни в одной школе, ни в одном вузе и, тем более, в правительстве. Этот страшный раскол в обществе грозит гибелью всему государству, ибо царство, само в себе разделившееся, не устоит, как учит Святое Писание. Духовная целостность государства – первейшая забота всех, от президента и до любого из граждан. Мы уже успели забыть, что расшатывание Советского государства и последующая его гибель начались с многомесячной тщательно подготовленной истерической вакханалии по телевидению вокруг полуобразованных «педагогов-новаторов» с их глуповатой и вредной мечтой революционизировать школу. Между тем, и школа, и армия – институты благородно и спасительно консервативные. Мы дожили до того, что «новатором» называют теперь просто хорошо и увлеченно работающего учителя, особенно мужчину, который в нашей школе давно уже в «красной книге» как почти исчезнувший вид. Ни одна страна в мире не экспериментировала в педагогике за последние пятьдесят лет больше, чем Соединенные Штаты. Они учили детей на лужайках, в музеях, без учебников, лежа, в походах, ну разве что не заставляли стоять на одной ноге. Надо отдать должное мужеству американцев. Они, наконец, уяснили себе, что экспериментировать на детях аморально, когда до основания разрушили всю систему образования и дошли до стрельбы в школах. После всех «новаторских» ухищрений они честно признались, что старая гимназия со строгой дисциплиной и почитанием учителя остается недосягаемым идеалом в педагогике. То же самое можно и смело сказать про армию. Впрочем, и про политические системы. Коли воспитание благородно консервативно, то оно должно быть обеспечено такими же консервативно-просветленными учебниками, литературой и телепередачами. В слово «консервативный» мы вкладываем первоначальный смысл (что в переводе значит «охранительный»), равный значению «благородный». Если защита детства, семьи, веры, истоков, порядка и природы есть дело консервативное и даже революционно-консервативное, то быть консерватором то же, что и быть джентльменом. Именно поэтому друг Пушкина князь Петр Вяземский говорил, что по мировоззрению Пушкина можно назвать «свободным консерватором». В данном случае «свободный» значит открытый для разумных веяний и взвешенных перемен, а «консерватор» - защита просветленных основ жизни. Потому мы неколебимо придерживаемся спасительной пушкинской политической традиции, истоком которой являлась любовь к Родине. Этот негасимый консервативный огонь любви к Отечеству проявился ярко в лицейском подростке в канун Бородина, когда он с друзьями провожал русские полки, завидуя тем, «кто умирать шел мимо нас». Вели полки недавние кадеты. При Бородине под ядрами, не дрогнув, стояли 16-17-летние юноши-офицеры. Они же ходили в штыки с Ермоловым, Багратионом, Дохтуровым. Смело можно сказать, что славой Бородина мы обязаны кадетам. Они же возглавят суворовских богатырей до этого в Альпах. В августе 1797 года в Петербург под музыку флейт и барабанный бой войдет батальон загорелых подтянутых кадет в белых холщовых рубахах. Они возвращались из петергофских летних лагерей. Вел батальон лично директор корпуса, пятидесятилетний боевой генерал-лейтенант Михаил Илларионович Кутузов. Со времен «потешных» Петра кадеты были любимцами русских царей. Ничто не доставляло такого удовольствия императору-рыцарю Павлу, отцу большого семейства, как присутствие в пять утра на побудке в Кадетском корпусе. Потешные Петра, первые русские кадеты, спасли честь России при Нарве, выиграли Полтаву, а на море разбили при Гангуте шведов. Новую Россию с Петром создали потешные, а стало быть, кадеты. Тем августовским солнечным днем, прежде чем достигнуть Корпуса, генерал Кутузов привел батальон юных дворян на Сенатскую площадь, чтобы будущие офицеры отдали честь всаднику на вздыбленном коне – Отцу Отечества, создавшему град Святого Петра, красивейшую столицу мира. Эти кадеты будут с Кутузовым при Бородине. Они же войдут в Париж. Англичане будут утверждать, что битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона и Харроу. В этих закрытых аристократических заведениях готовили будущих командиров английской промышленности, флота, армии и министров. Важно отметить, что чем аристократичнее учебное заведение, тем суровее порядки, холоднее постель, проще пища и грубее одежда. Обстоятельство непостижимое для разбогатевших плебеев, которые, как все воры и мошенники, считают, что «бытие определяет сознание». Нувориши пихают в детский «зоб» снедь, убежденные, что хорошо живет тот, кто больше жрет, напяливает меха, отдыхает за границей, держится подальше от армии. Как признался поддельный аристократ Черчилль, покинув пост военного министра: «Чем дальше от армии, тем больше денег». Русские дворяне рвались туда, где меньше денег и смертельно опасно. Позже роль школы в успехах нации отметит железный канцлер князь Бисмарк, заметивший, что «битву при Седане выиграл немецкий школьный учитель».
После Сталинграда улыбкой победы в изнемогающей от борьбы стране явились суворовцы, чей облик вернул нам свет и строгость кадетских лиц, дошедших до нас со времен отчаянных потешных Петра. После Петра наибольшую привязанность к кадетам проявил Император Николай I. Только в Морском кадетском корпусе он побывал 97 раз за свое царствование. В 1831 году умер адмирал Сенявин. Он завещал похоронить себя как простого матроса. Государь Николай I нашел и в этом случае возможность воздать должное адмиралу. Сенявин действительно был похоронен как матрос. Его последняя воля была выполнена. Гроб с телом адмирала сопровождал только взвод матросов. Но во главе этого взвода шел через весь Невский проспект до Лавры сам Император. Онемевшие и потрясенные петербуржцы молча взирали на это невиданное доселе на земле шествие. Похороны Сенявина, как и выход к Сенатской площади батальона кадет во главе с генералом Кутузовым, относятся к великим минутам священной столицы Петра.
Отношение к кадетам – высший экзамен на подлинность и мудрость как для общества, так и для главы государства. Насколько известно, с 1943 года ни один глава государства не посетил ни одного суворовского училища, как и единственного в мире Нахимовского училища в Петербурге. Такое государство было обречено на неминуемое разрушение. В 2000 году было двести лет со дня смерти Суворова. Практически ни одна газета не отметила этой даты, если не считать казенной заметки в «Красной звезде». Мы часто с пафосом клянемся именем Суворова, но, по сути, не знаем его, а значит, не любим. Его «Наука побеждать» не вошла до сей поры в жизнь армии. Суворов, воспринявший Воинский Устав Петра I как Священное Писание и знавший его наизусть с детства, является наиболее совершенным учеником Петра. Следовать Суворову – это значит видеть в армии сосредоточенную нацию со своим Уставом, впитавшим многовековую боевую жизнь народа, со своими традициями и душой. Часто душой армии называют дисциплину, разумеется, не бездушную дисциплину угнетенных автоматов, а одухотворенную дисциплину, рождающую, по Пушкину, «воинственное повиновение». Дисциплина – явление духовно-волевое, создающее целостность армии и ее боеспособность. Культура – это, по сути, одухотворенная дисциплина. Наш великий физиолог Иван Павлов на свой манер заметил, что: «Культура – это торможение». В чувстве меры древние видели проявление божественного начала в человеке. Не может быть в народе две души. Если дисциплина – душа армии, то она и душа того народа, дети которого служат в армии. Религиозных подвижников рождает святая дисциплина, пронизанная светом. Находят же возможным святые отцы называть смирение проявлением божественности. Ни один приказ не может быть исполнен без боевого смирения. Дисциплина делает человека собранным и готовым к действию. Утрата дисциплины в школе, армии, народе приводят к расслабленности, порокам, преступлениям. Все победы в истории при равенстве сил и оружия делаются превосходством духовной дисциплины и порожденной ею решимостью и стойкостью. Великими победами называются чаще те, где победа одержана над превосходящим в оружии и числе противником. Такая победа невозможна без превосходства в воле, которое рождается от высочайшей дисциплины чувств. Опрятность, бережливость, нравственность, законопослушность проистекают от дисциплины, формирующей целостность натуры. Дар одухотворенной дисциплины – наивозможнейшее счастье и источник всех благ на земле. Всю литературу для юношества должна пронизывать благородная и возвышающая любовь к осознанной дисциплине, дарующей здоровье и верность. Карамзин говорил: «Народы верностью счастливы». Дисциплина, духовная собранность – есть верность душе народа и смирение перед Богом. Мы знаем примеры из жизни Рима в периоды расцвета республики, когда консулы за преступления против дисциплины приговаривали к смерти собственных сыновей. Бог это и есть одухотворенная дисциплина, о чем хорошо знают подвижники. Склонность к расслабленности, распущенности, греховной анархии под видом свободы – есть путь преступлений и каждения нечистому. По слову Спасителя, нет выше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Коли нет выше любви, то нет и выше культуры. Потому армия, стоящая на дисциплине и самопожертвовании, есть не только сосредоточенный народ, но она есть и концентрированная культура, и хранитель всех исторических огней народа. Это положение должно стать фундаментом всего строительства вооруженных сил петровско-суворовского типа. Дореволюционная армия не сумела вышколить офицерский корпус на этих началах, как не сумела сделать дисциплину сверхзадачей офицерства. Именно офицерства, ибо офицер воспитывает старшин, сержантов и солдат. Только он, офицер, является постоянным, профессиональным кадром, в отличие от сменяющихся рядовых. Но ни русская мысль, ни русская литература, ни русская церковь не сумели поставить перед родным народом идею всепронизывающей просветленной дисциплина как становой национальной добродетели. Дисциплина для воина – это высшая боеготовность, для гражданина - качество всех видов труда, чистоплотности, трезвости, бережливости, для священнослужителя – это аскеза внутренняя и внешняя, исключающее брюхатость, неряшливость, расслабленность. Мы стали, по слову Святых отцов, подобны раскормленным птицам, которые «имея крылья, влачатся по земле».
Вряд ли в мировой педагогике найдется суждение, равное по глубине высказанному воспитателем царей и народа, великим поэтом Василием Жуковским. Вот оно: «Воспитание не для счастья, не для успеха в обществе, не для особенного какого-нибудь знания, даже не для какого-нибудь знания, даже не для добродетели, а для веры в Бога». Если бы этот принцип воплощался бы прежде всего в семинариях и духовных академиях, мы не вопили бы на весь мир, что нас одолевают сектанты. Напротив, наши миряне и миссионеры заставили бы трепетать любой иноверный клир и приводили сотнями тысяч прозелитов. Прежде всего, сделали бы воинствующими православными поголовно трех славянских народов-братьев, а затем остальные соседи сами потянулись бы к Руси. Митрополит Св. Филарет (Василий Дроздов), один из учителей нации, сын дьякона Коломенского кафедрального Успенского собора, стал известен после речи, посвященной 200-летию изгнания от Троице-Сергиевой Лавры польско-шведских интервентов (12 января 1806 г.). Ему не было и тридцати, когда он стал ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Вскоре император Александр I награждает его пенсионом «за отличную способность к образованию юношества». Кстати, Св. Филарет был решительным сторонником Синода и против патриаршего правления, как, впрочем, и его преемник на кафедре Св. Иннокентий (Иван Вениаминов) и Св. Иоанн Кронштадский (Сергиев). В 1824 году митрополит Филарет издал краткий Катехизис, который выдержал 91 издание. Вскоре он выпускает «Начатки христианского учения», вышедшие 252 изданиями! В 1864 году наш выдающийся педагог Константин Ушинский публикует «Родное слово», ставшее поистине национальной книгой. Накануне 1917 года выходит 147-е издание «Родного слова», воспитавшее много поколений русских ребят. За три года до выхода первого издания «Родного слова» Ушинский издает «Детский мир». Книга выдержала 46 изданий. Нельзя сказать, что дети предыдущего XVIII столетия были обделены вниманием писателей. Быть может, им повезло даже больше. В их время не была в ходу литература сугубо детская. Поэты и писатели самого культурного века, который мы зовем пушкинским, воспитывались на взрослой литературе. Это потом «мухами-цокотухами», «чебурашками», «степашками» и «хрюшами» детей довели до разжижения мозгов и инфантильности, от которой они не могут избавиться и после сорока лет. Дети суворовского века увлекались Карамзиным, Дмитриевым, Капнистом, Ломоносовым, Державиным и отчаянно отстаивали перед родителями свою привязанность к ним. Мы находим это в воспоминаниях Аксакова, Пассек, Достоевского. Пассек (двоюродная сестра Герцена) в 13 лет, «забившись в кусты … громко декламировала баллады Жуковского, оду «Бог» Державина, басни Крылова…». Аксаков читал с упоением «Анабасис» Ксенофонта, ученика Платона, о действиях 10-тысячного отряда эллинов в пределах Мидии, как назывался тогда Курдистан. Аксаков до преклонных лет помнил хорошо не только события V века до Р.Х., но даже и обложку этой книги. Поэт Иван Дмитриев, сын симбирского дворянина, вспоминал, как в 11 лет он, затаив дыхание, слушал чтение вслух отцом строф из Иова, потом ломоносовское «Вечернее размышление о величестве Божием». «Чтение, - вспоминал Дмитриев, - заключено было «Одою на взятие Хотина»… Я будто расторг пелены детства, узнал новые чувства, новое наслаждение и прельстился славой поэта». Это вам не дебильные чебурашки со старухой Шапокляк или шепелявый Винни Пух. Профессор словесности и цензор Никитенко (40-е годы XIX века), сын крепостного писаря из Воронежской губернии, слышал стихи Ломоносова «в раннем детстве» от «бродячих певцов». В конце XVIII века любимыми поэтами детей были Сумароков, Херасков, Петров, Ломоносов. Аксаков вспоминает: «Напыщенный мерный язык стихотворной прозы Хераскова казался мне совершенством», а стихи Сумарокова воспринимались «с искренним сочувствием и удовольствием». Дети и их родители во всех уголках России в XVIII веке и в пушкинское время зачитывались «Письмовником» Николая Курганова, «морского шляхетского корпуса профессора и кавалера». Моряка Курганова можно поставить в один ряд с выдающимися просветителями России. Курганов родился в год смерти Великого Петра, но является, как и Суворов, чистым творением Преобразователя. Николай Курганов кончил Навигацкую школу, основанную Петром I, и Морскую академию. Ему принадлежит учебник «Универсальная астрономия». В 1764 году Курганов переводит «Новое сочинение о навигации» Бугера, которое выдержало еще три издания (1785, 1799 и 1802). Курганов написал «Генеральную геометрию» (1765). Неутомимый моряк переводит с английского «О счислении ходу корабля», «О часах для счисления времени на море» и «Науку морскую». С французского Курганов переводит «Элементы геометрии по Евклиду». Помимо этого издает свою «Арифметику» (1794). Курганов одержим идеей поднять духовный и умственный уровень народа. Сын унтер-офицера, Курганов продолжает в меру сил дело Петра I. Всероссийскую славу Курганову принес «Письмовник» (1769), напечатанный в «Книгопечатне Морского общества благородных юношей». Книга его – род занимательной энциклопедии – стала любимым семейным чтением и разошлась по самым глухим уголкам обширной Руси. «Письмовник» выдержал 18 изданий – дело неслыханное для тех лет. В «Письмовнике» Курганов дает рассуждения о физическом строении мира, излагает систему Коперника и Ньютона; представляет детям поэзию, мифологию, героев, родную историю. Много места уделяет точным наукам, геральдике, летописи. Излагает притчи, басни, пословицы. «Письмовник» пронизан демократическим духом и написан доступным, почти разговорным языком. Курганов приводит много народных песен - «Песня о Саратове», «Песня о боярине Шереметеве», солдатские песни - «Песня о взятии Казани». В «Истории села Горюхина» Пушкин в ряду характерных деталей русской глуши вспоминает о «Письмовнике» Николая Курганова, ныне забытого, но доблестного русского моряка: «Родители мои, люди почтенные, но простые и воспитанные по-старинному, никогда ничего не читывали, и во всем доме, кроме Азбуки, купленной для меня, календарей и новейшего Письмовника, никаких книг не находилось. Чтение Письмовника долго еще было любимым моим упражнением. Я знал его наизусть, и, несмотря на то, каждый день находил в нем новые, незамеченные красоты». Не правда ли, самый актуальный для нас век сегодня это - «осьмнадцатое» столетие, век бурного созидания, движения, исканий и просвещения. По типологии кургановского «Письмовника» мы должны предложить юношеству новые книги. Нравственным стержнем книг для школьников и призывников должно быть суворовское: - Не тщись на блистание, но на постоянство. Как сказал Иван Аксаков в речи при открытии памятника Пушкину: «Да не в том ли вся сумма наших бед и зол, что так слабо в нас во всех, и в аристократах, и в демократах, русское историческое сознание, так мертвенно историческое чувство»/ Мы еще не вернули школьникам подлинно выдающихся адмиралов Сарычева, Чирикова, Шишкова, Головина, отца и сына Чичаговых, пятерых братьев Орловых и Потемкина, создателя Черноморского флота.
Отдельной темой стоит Петр I, триста лет подвергающийся клевете. Человек, сотворивший Россию, не дает покоя всем нечистым. Недавно лже-украинцы потащили на Берлинский кинофестиваль грязную стряпню о Петре Великом, Отце Отечества нашего. Кто-то задался целью осквернить Украину. Пущено в ход, как всегда, последнее средство клеветника – обвинение Петра Великого в гомосексуализме. Это средство клеветники пускают в ход в состоянии отчаяния и истерии. Таким же образом пытались запачкать уже много великих и светлых людей. Не сработало ни разу. Не получится тем более с Исапостолом и Подвижником Великим Петром. Можно поздравить клеветников с публичным самоосквернением. Петр I стал еще светлее, а пакостникам ниже опускаться некуда, они перепачканы по уши и смердят. Создатели фильма выключили себя из состава украинского народа, если не более. Ни один человек на земле не сделал больше Помазанника Петра, нашего Государя и Патриарха (он сам сказал: «Я им обое, Царь и Патриарх») для военного воспитания молодежи. Создание потешных полков, ставших русской гвардией, было делом жизни и смерти как лично для царя-отрока, так и для русского государства. В Кожуховском примерном бою потешные разгромили стрельцов. Бомбардир-царь захватил в плен стрелецкого полковника. На тех маневрах были убитые и раненые. Петр I мечтал увидеть Россию первой державой в целом свете и заложил основы этого величия. Посылая юных стольников в Европу за знаниями, царь изложил им ряд принципов, которыми они должны руководствоваться. Наставления Петра актуальны сегодня так же, как и в начале XVIII века. Они стоят того, чтобы их привести: «1. Знать чертежи или карты, компасы и прочие признаки морские. 2. Владеть судном, как в бою, так и в простом шествии, и знать все снасти и инструменты, к тому принадлежащие: парусы, веревки, а на каторгах и иных судах весла и пр. 3. Сколь возможно, искать того, чтоб быть на море во время боя, а кому не случится, то с прилежанием искать, как в то время поступать: однако ж видевшим и не видевшим боя от начальников морских взять на то свидетельствованные листы за руками и печатями, что и они в том деле достойны своея. 4. Ежели кто похочет получить службу бóльшую по возвращении своем, то к сим вышеописанным поведению и учению научился бы знать, как делать те суды, на которых они искушение свое примут». Петр сам начал службу рядовым и до Полтавы, за которую получил контр-адмирала, ни одного звания не перепрыгнул. Святое подвижничество Царя-преобразователя во имя России длилось до последнего вздоха. Ярче Петра в мире не просиял ни один человек. Как сказал Ломоносов о Петре: «Блаженны те очи, которые Божественного сего мужа на земле видели! Блаженны и треблаженны те, которые пот и кровь свою с ним и за него проливали и которых он за верную службу в главу и в очи целовал своими помазанными устами». Слова эти великого помора должны бы знать наизусть все школьники России и их учителя. Этим вещим словам следовало бы украшать все семинарии и военные училища. Сам Ломоносов на закате лет готовился создать во имя Петра героическую поэму исполинских размеров. Он обязал себя каждый Божий день выковывать по тридцать стихов Петру. Из замысленных 24 песен он написал только две, одна из них известна по строкам: «Строитель, плаватель, в полях, в морях герой». В «Повести временных лет» говорится: «Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший русскую землю и просветивший ее крещением». Миссия эта выпала Апостолу Андрею Первозванному. Первый в России орден Петр учредил в честь Андрея Первозванного, крестителя Руси, с надписью «Sanctus Andreas Patronus Rossiae». Мы обязаны чтить как великий праздник день памяти апостола Андрея, патрона России, который приходится на 30 ноября по старому стилю. Те, кто служат и сражаются под Андреевским флагом, должны особо отмечать эту дату, не забывая и Помазанника Петра. Сам Петр I в письме к Патриарху Адриану из Европы в 1698 году объяснял свою любовь и рвение к морскому делу религиозным идеалом: «Мы в Нидерландах, в городе Амстердаме, благодатию Божиею и Вашими молитвами при добром состоянии трудимся. Что чиним не от нужды, но доброго ради приобретения морского пути, дабы, искусясь совершенно, могли возвратясь против врагов имени Иисуса Христа побудителями и христиан тамо будущих освободителями благодатиею Его быть, чего до последнего издыхания желать не перестану». Сейчас, как никогда, пришла пора не клеветать, но изучать и понимать деяния Петра.
Мы говорили выше, что не может быть в воспитании двух идеологий, не может государство само в себе разделиться, ибо и для личности, и для семьи, и для державы целостность есть первое условие безопасности, дееспособности и счастья. Мы ждем человека цельного, просветленного и дисциплинированного, такого, каким был причисленный к лику святых адмирал Федор Ушаков – эталон гражданина. Для этого нам необходимо: «Воспоминать юношеству о деяниях предков, дать ему познания о славнейших эпохах народа, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти». Это «есть лучший способ возбудить в народе сильную привязанность к родине. Ничто уже тогда тех первых впечатлений, тех ранних понятий подавить не в силах; они усиливаются с летами, приготовляя храбрых для войны ратников и мужей добродетельных для совета». Этими как бы отлитыми в бронзе строками польского поэта Немцовича выражена сверхзадача для всех сфер воспитания, всех издательств, телевещания и кино. Все наше общество неосознанно и остро испытывает неутоленную тоску по простоте и возвышенности. Люди устали от пороков, преступности, лжи и телевидения, ставшего добычей растлителей. Люди истомились по неторопливым рассказам о чести смолоду, о рыцарских часах в истории нашего Отечества, о беседах для юношества, рассказывающих не о создателях только «темы России», а прежде всего о творцах «дела России», вложив в эти два слова смысл близкий к тому, который англичане вкладывают в понятие «дело Британии». Есть смысл углубить смысл понятия «пушкинский век», начав его с потешных Петра и продлив до 1917 года, на все то время, которое мы называем «дворянским» и «петербургским» периодом русской истории. Эти два русских века являются для всемирной истории тем же, что были для мира «век Афин», «век Рима» (разумеется, республиканского Рима) или «век готики» - как вершина европейской культуры. От Петра до Николая II и есть подобный «русский век» - в масштабе мировой культуре. Немцович писал: «Сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти». «Любовь и память» - это то, что завещали нам в новые столетия все святые, в земле российской просиявшие. Пусть любовь и память будут нашим компасом, пусть стрелка компаса, как ей положено быть, ведает только одну степень свободы и указывает направление – О т е ч е с т в о, ибо как сказал в минуту просветления даже Белинский: «Кто не принадлежит своему Отечеству, не принадлежит и человечеству». Не помнящий родства – худший из всех преступников на земле, он опаснее даже фашиста, так как начинает убивать прежде всего своих. Историческая память нуждается в таком же непрерывном тренинге, как и мышцы, как упражнения пианиста и экзерсисы танцовщика.
Российское государство встретило февраль 1917 года, располагая 31 кадетскими корпусами. Эти учреждения неподкупных государевых людей были главным богатством и оплотом России со времен «потешных» великого Петра. Ни один кадетский корпус не изменил исторической России и не принял «февраль». К кадетским корпусам по духу и назначению следует отнести еще два воспитательных учреждения – Императорский Александровский (Царскосельский) лицей и Императорское училище Правоведения, основанное в 1835 году Государем Николаем I. Оба они прославились с пушкинских времен высотой служения своих выпускников, культурой и честностью, став быстро своеобразными духовно-нравственными «орденами», свято чтущими традиции. По уровню подготовки они были схожи с Морским корпусом, гардемарины которого получали высшее образование и офицерские эполеты. Училище правоведения просуществовало меньше столетия – 82 года, но оставило глубокий след. Из 2317 его выпускников 46 стали членами Государственного Совета, 168 прошли в сенаторы 64 правоведа удостоились постов губернаторов, еще сотни добились высших административных и судебных постов. В Зарубежье после 1920 года кадетские корпуса показали исключительную жизнеспособность и подвижничество, продержавшись до 1964 года.
В начале 90-х годов стали возникать новые кадетские корпуса, искавшие содружества с суворовскими училищами и нахимовцами. В начале явление каждого кадетского корпуса воспринималось, как чудо. Прошло двадцать лет, и кадетское движение России уже насчитывает более ста корпусов. В кадетских школах 80 процентов ребят учатся на «хорошо» и «отлично», и почти все выпускники поступают в вузы. Итак, кадетские корпуса вошли в число самых престижных учебных заведений страны, а Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Йордана вышел едва ли не в ведущие общественные организации России, наряду с Фондом культуры и Движением поддержки Флота. Кадетские корпуса росли во времена смутные и тревожные и не могли не наследовать некоторые черты эпохи. Видимо, следует ужесточить сертификацию кадетских учреждений. По возможности вывести их постепенно из-под эгиды Министерства образования, которое, как черт ладана, боится слова «воспитание». Вряд ли даже суворовские училища должны подчиняться только Министерству обороны, которое до сих пор не уяснило, какой тип офицера считает эталонным. До 1917 года при любых формах подчинения главенствующей инстанцией оставалась для корпусов Высочайшая воля и Высочайшая забота. Все кадетские корпуса оставались любимой сферой деятельности всех императоров. Сегодня следовало бы при Президенте России создать полномочную службу суворовских училищ и кадетских корпусов и в центр внимания, кроме сильного финансового обеспечения, поставить проблему кадров офицеров-воспитателей и преподавателей.
Когда речь заходит о великой кадровой проблеме России, то лучше всего обратиться к авторитету воспитателя царей и кадровому гению Константину Петровичу Победоносцеву, который смыслом своей жизни сделал поддержку добрых дел и великих работников. Когда Константин Петрович возглавил в 1880 году Святейший Синод, в России действовали только 273 церковно-приходские школы. Через четверть века возглавления Синода Победоносцевым число их достигло 43696, что дает право именовать Победоносцева отцом церковно-приходских школ России. Победоносцев творил свое святое дело сквозь клевету и угрозы, четверть века являясь, по сути, духовным вождем России. Царствование Государя-Миротворца Александра III было, во многом, его личным деянием. Он же всемерно поощрял борьбу за трезвость, которую поддержал император Александр III, заявивший: «Кабак – это гибель России». Победоносцев, человек обширнейшего ума и эрудиции, был одним из тончайших русских стилистов. Отрывки из его путевых заметок попали во все гимназические хрестоматии. В 1868 г. он издает «Курс гражданского права», который стал первым русским самостоятельным изложением права в противовес германо-романской схоластике. Им же написана «История православной церкви». Род Победоносцевых несколько веков служил русской церкви. У них в семье было 11 детей, и всех поставил на ноги его отец, преподаватель словесности Московского университета. Скромный и неутомимый подвижник Победоносцев строго осуждал современных ему государственных людей в письме наследнику престола, будущему императору Александру III от 17 мая 1879 года. Победоносцев пишет о том, что даже лучшие из государевых людей «колеблются, трусят, раздвоены в своей мысли, а от того говорят только, но не действуют, и все врозь друг с другом, и нет единой решительной воли, которая связала бы их вместе и направила. Они думают, что сделали свое дело, выслушав доклад подчиненных…» Константин Петрович выглядит нашим проницательным современником. В том же письме он пишет наследнику цесаревичу Александру Александровичу: «…Если б они знали, что значит быть государственным человеком, они никогда бы не приняли бы на себя страшного звания: везде оно страшно, особенно у нас в России. Ведь это значит – не утешаться своим величием, не веселиться удобствами, а приносить себя в жертву, которая сожигает человека, отдавать каждый час свой с утра и до ночи, быть в живом общении с живыми людьми, а не с бумагами только… Не погневайтесь, Ваше Высочество, за эти откровенные и невеселые письма. Говорить Вам на словах редко приходится, а у меня душа болит невыразимо от всего, что вижу и слышу, и не терпится иногда сказать Вам на письме слово о нынешнем положении…» Сейчас некоторые радетели полагают, что лучшим выпускникам нынешних кадетских корпусов и суворовских училищ должно быть «гарантировано по выпуску рабочее место в системе государственной службы, на рынке труда или место в учреждениях высшей школы» (генерал А. Владимиров). Как быстро научились слова употреблять «на рынке труда», а кто будет этих работников «государственной службы» готовить, чтобы они «приняли на себя страшного звания: везде оно страшно, а особенно у нас в России». Когда Победоносцев говорит о том, чтобы «приносить себя в жертву тому делу, которому служишь…, работе, которая сожигает человека», Константин Петрович пишет о самом себе. Этот апостол русского идеализма сжег себя во имя России под волну клеветы и поношений. Так называемый синодальный период длился двести лет. Четверть века из этих двухсот лет приходятся на долю настоящего рыцаря долга Победоносцева. За четверть века своего руководства Синодом он сделал для Церкви и просвещения больше, чем это оказалось бы под силу и полудюжине патриархов. Победоносцев ушел из жизни в 1907 году и был по традиции Императорского училища Правоведения, чьим выпускником он являлся, похоронен в «правоведческой рубашке». И таких неподкупных, как Победоносцев, у России всегда было тысячи мужей. Вопрос только в том, чтобы их находить, отбирать и ставить на поприще. Потому-то кадетские корпуса более всего нуждаются в кадрах благородных директоров, офицеров-воспитателей и преподавателей.
Когда в войну восстанавливали суворовские училища, по указанию Сталина искали по стране уцелевших выпускников кадетских корпусов императорской поры, а иных даже вызывали с фронтов. Воспитывали суворовцев честнейшие боевые офицеры. И сегодня в кадетских корпусах нужны воспитателями боевые офицеры, участники боев, начиная с Великого Афганского похода. Прислано А.Владимировым, Председателем Московского суворовско-нахимовского содружества. |