ОТКРЫТИЕ СЪЕЗДА. ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ.

 

22-го декабря, в 11 час. утра, в здании 1-го кадетского корпуса состоялось торжественное открытие первого съезда лиц воспитательского состава кадетских корпусов.

 

После молебна Августейший главный начальник военно-учебных заведений, Его Императорское Высочество великий князь Константин Константинович, изволил объявить съезд открытым и прочитать следующую резолюцию военного министра, положенную на докладе по поводу открытия съезда: „В этот день я должен быть в Царском Селе, а потому прошу передать съезду мой привет и пожелание успеха его трудам “.

 

 

Вслед за этим председатель съезда генерал-лейтенант Бутовский, обратился к присутствующим со следующею речью:

 

"Ваше Императорское Высочество, милостивыя государыни и милостивые государи!

Удостоенный высокой для меня чести председательствовать в комиссии по организации первого съезда воспитателей кадетских корпусов, я счастлив, что могу приветствовать вас в настоящем собрании.

Сегодняшний день представляется мне знаменательным днем для того дела, которому мы призваны служить.

Собрать представителей воспитательского состава всех кадетских корпусов с целью обмена мыслей, взглядов и наблюдений по существенным вопросам воспитания в этих заведениях - явление новое для военно-учебного ведомства, и мы в праве ожидать от наших бесед благотворных результатов. Нам есть, о чем побеседовать.

Но дело, которому мы служим, и по его задачам, и по тем средствам, которые нам предоставлены для выполнение этих задач, заключает в себе так много вопросов педагогического, этического и организационного порядка; с другой стороны, оно находится в такой тесной связи с многоразличными явлениями окружающей нас действительности, что одна уже попытка разобраться в этих вопросах, без некоторой предварительной их классификации потребовала бы от нас несравненно больше времени, чем нами уделено для настоящего съезда.

Наше центральное управление предвидело эту трудность. По указанно Его Императорского Высочества главного начальника военно-учебных заведений, задолго до съезда были на­мечены такие вопросы, которые, вытекая из условий воспитания в кадетском корпусе, как заведении закрытом и заведении военно-подготовительном, по самому их свойству допускают разнообразное практическое разрешение, в зависимости от личного такта и опытности воспитателя, и которые именно вследствие такого их характера было бы в особенности полезно подвергнуть обсужденью в составе представителей от всех кадетских корпусов и преимущественно лиц, непосредственно стоящих у дела воспитания. Примерная программа вопросов вам известна, и мне нет надобности повторять ее здесь во всей подробности.

Одно из главных мест занимает в ней вопрос об индивидуальном воспитании в закрытом заведении, где по самой организации такого заведения, рядом с воздействием, исходящим от воспитателя, каждый питомец испытывает также и сильное воздействие товарищеской среды, воздействие не только не укрепляющее, но, напротив, очень часто ослабляющее и даже парализующее те принципы, которые закладываются воспитателем в душу каждого из его питомцев. Отсюда непосредственно вытекает другой вопрос - о воспитании массы, о руководстве классными отделением, как самостоятельной воспитательной единицей, при том условии, что это отделение живет одною жизнью с несколькими другими отделениями, находящимися в той же роте. В тесной зависимости от организации воспитания в кадетских корпусах находятся вопросы о надзоре и доверии, о наградах и наказаниях и, наконец, о таких явлениях, проступках и даже пороках, с которыми в особенности приходится бороться в закрытом заведений, при условии массовой жизни воспитанников: курение, тайный пороки, насилие старших над младшими, буйные проявленья массового настроенья и т. п.

Нет сомнений, что по некоторыми из этих вопросов можно формулировать более или менее правильно логически обоснованные теоретические заключения. Воспитатель должен быть, конечно, во всеоружии педагогических знаний, чтобы быть в состоянии делать такте заключения при всех представляющихся в его практике случайностях. Военно-учебное ведомство сознало эту необходимость и имеет в своем распоряжении педагогические курсы, на которых ежегодно изве­стный контингент воспитателей кадетских корпусов получает педагогическое образование.

Но, господа, вы призваны в настоящее собрание не для академического обсуждения педагогических вопросов. При солидной научно-педагогической подготовке, полученной большинством из вас на курсах, вы прежде всего люди практики, приобретенной долголетнею, а главное, непрерывною работою в воспитательных заведениях специального типа, и ведомство ждет от вас самостоятельного и живого слова по вопросам вашей практики. Как бы правильны ни были ваши теоретические заключения, они без всякого сомнения часто, гораздо чаще чем это может показаться непосвященному человеку, оказывались неприложимыми к данному конкретному случаю, и вам надо было с большою предусмотрительностью и большою чуткостью изыскивать новый образ действий в соответствии с представляющимся вами комплексом новых случайностей.

И вот эта то ваша неустанная практическая работа, часто доставлявшая вами высокое чувство удовлетворенья до­стигаемыми вами результатами, но вероятно не менее часто заставлявшая вас и серьезно призадумываться над причинами ее неуспешности, и должна составить главное содержание ваших бесед в настоящем собрании.

Наша инструкция по воспитательной части в кадетских корпусах, этот капитальный труд, в мудрой предусмотрительности не дает нам никаких категорических предписаний по таким вопросам, при разрешении которых могут быть применены многоразличные методы: она широко предоставляет способы решения инициативе воспитателя. Понятно, какое важное значение для каждого из вас можете иметь свободный обмен мнений по таким вопросам, которые в особенности требуют вашего личного и ответственного решения. Как бы ни был опытен и сведущ человек, чужой опыт всегда заключаете для него указание новых путей и приносит ему пользу, хотя бы в том отношении, что предохраняет его от рутины.

В ваших собеседованиях вам предстоит иметь в виду еще одно очень важное соображение. Многие встречаемые вами существенные затруднения обусловливаются самой задачей воспитания в кадетском корпусе и теми рамками, который налагает эта задача на образ ваших действий.

 

Задача воспитания в военно-учебных заведениях вообще и в кадетских корпусах в частности заключается в следующем: мы должны готовить для нашей армии молодых людей здоровых, хорошо развитых физически и духовно, заботливо воспитанных в религиозно-нравственном отношении, с прочно установившимся чувством беззаветной верности монарху и любви к родине и с твердым сознанием военного долга; людей, способных к корпоративному единению и товарищеской поддержке, и, вместе с тем, людей, в интеллектуальном отношении стоящих на уровне современных требований военного дела.

Для выполнение этой задачи нужны не только педагогическое образование, опытность и такт, но нужно еще и твердое убеждение целесообразности и необходимости тех требований, которые обусловливаются такою задачею. Между тем мы переживаем такое время, когда и задачи, поставленные для военно-учебных заведений, и способы их выполнения служат предметом очень разноречивых, иногда даже до крайности противоположных суждений.

Мне нет надобности останавливаться на том предвзятом отношении, какое нередко обнаруживает в наше время и педагогическая, и общая пресса к военно-учебным заведениям, как к рассадникам профессионально-военного, кастового воспитания.

Если бы мы не были глубоко убеждены в серьезном государственном значении той задачи, которую выполняют военно-учебные заведения, мы бы здесь не присутствовали. И вы сами, конечно, понимаете, что собрались мы здесь не для того, чтобы изыскивать и предлагать реформы в духе космополитического воспитания, а для того, чтобы изыскать способы наилучшего выполнения лежащего на нас ответственного дела, при условий незыблемости тех рамок, которые налагает на нас исторически сложившаяся и оказавшая нашему отечеству много заслуг система военно-учебных заведений.

Для ведомства будут особенно ценны ваши собеседования именно в этих пределах, в пределах непосредственно лежащего на вас дела и лично испытываемых вами успехов и затруднений.

Но мы нередко слышим голоса осужденья и с другой стороны, противоположной, именно оттуда, где очень серьезно смотрят на задачу военного воспитания. Нам говорят, что мы недостаточно успешно выполняем эту задачу, что мы не закладываем нашим питомцами смолоду тех нравственных и физических качеств, которые необходимы будущим офицерам, и нам указывают на примеры недопустимого отсутствия чувства военного долга, недостаточной нравственной уравновешенности и слабой физической выносливости наших бывших воспитанников. Правда, такие указания обыкновенно не подкрепляются неопровержимыми статистическими данными. На приводимые нам примеры отрицательных результатов нашей работы мы могли бы привести не менее яркие примеры результатов положительных: высокого героизма, безграничного самоотвержение, горячей любви к родине.

Но, милостивые государи, я думаю, что в глубине нашего сердца мы сами сознаем, что наше дело стоить не на той высоте, на какой бы мы желали его видеть, и на какой, для пользы нашей армии, оно должно было бы стоять. Мы можем указывать на положительные результаты нашей работы, это правда, но мы имели бы право удовлетворяться такими результатами только в том случае, когда никто не имел бы основания указывать нам на результаты отрицательные. Все мы внутренне сознаем, что в нашем деле есть погрешности и что мы должны напрячь все усилия, чтобы поставить его на должную высоту.

В этом сознании, думаю, каждый из вас скажет со мною в душе: да, нам есть о чем поговорить.

В этом нашем внутреннем сознании, однако, нет   ничего такого, что могло бы понизить нашу энергию. Мы не имеем повода для сомнения в наших силах и для самоосуждения. Сильные люди, напротив, в самом сознании своих ошибок черпают уверенность и бодрость для дальнейшей работы. И мы имеем право бодро смотреть на будущее. Мы имеем неоценимую поддержку в лице горячо почитаемого нами Августейшего главного начальника. Его любвеобильное отношение к воспитанникам, его отзывчивость на всякое доброе начинание должны служить нам верными залогом будущего преуспеяния военно-учебных заведений. Надо только, чтобы и с нашей стороны было ясное понимание лежащих на нас задач и вера в возможность наилучшего их выполнения.

Этой бодрости, этой веры в себя я позволяю себе в особенности пожелать вами в вашей ответственной работе по воспитанию будущих офицеров. Внесите эту бодрость и эту веру и в предстоящие вам собеседования; только при этом условии они могут иметь то жизненное значение, на которое рассчитывало военно-учебное ведомство, организуя воспитательский съезд.

 

 

За этой речью последовала речь товарища председателя, генерал-лейтенанта М.Г.Попруженко.

 

Михаил Григорьевич Попруженко - российский математик-педагог, генерал от артиллерии, директор Владимирского Киевского кадетского корпуса (1898-1905), родился в 1854 г. на Херсонщине. Первоначальное образование получил в Петровско-Полтавской военной гимназии, которую в то время возглавлял генерал Франц Иванович Симашко — известный математик-педагог, автор нескольких учебников в том числе «Тригонометрия», «Арифметика», «Начальная геометрия».

В 1872 г. выпустился во 2-е Константиновское военное училище, из которого был переведен в Михайловское артиллерийское училище, по окончании которого был распределен в действующую армию. После участия в Русско-турецкой войне 1877-78 гг. продолжил свое обучение в Михайловской артиллерийской академии, которую окончил в 1881 г. В 1881-1890 гг. работал в Воронежской военной гимназии сначала в должности воспитателя, а затем - штатного преподавателя математики и космографии (астрономии).

Из Воронежа он был направлен на должность инспектора классов Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса, а в 1898 году стал директором Владимирско-Киевского кадетского корпуса, где прослужил 7 лет.

В 1905 году получил новое назначение в ГУВУЗ; работал в Педагогическом комитете, в Учебно-воспитательном комитете Педагогического музея военно-учебных заведении, председательствовал в экзаменационной комиссии, в комиссиях по рассмотрению изданий по математике, физике, естествознанию и географии.

Сотрудничал с журналами «Вестник опытной физики и элементарной математики», «Педагогический сборник», а также написал ряд учебников. Его учебник «Начала космографии» до революции был переиздан 7 раз, «Начала анализа» -  2 раза, «Задачник по геометрии» - 3 раза, причем он дважды выпускался в советское время в 1936 и в 1939 годах; многие задачи из этого учебника были включены в «Элементарную геометрию» Киселёва, ставшую основным советским учебником по геометрии на многие годы.

Умер в 1917 г. Похоронен в Киеве на Кадетском кладбище. Панихиду служили 21 февраля в помещении Главного управления военно-учебных заведений. Личная Библиотека Попруженко была сначала перевезена в помещение Педагогического музея, а затем по согласованию с комиссаром передана в собственность Всероссийского педагогического музея.

 

"Ваше Императорское Высочество, милостивые государи и милостивым государыни!

Из различных "формул воспитания" я  позволю себе остановиться на следующей, принадлежащей известному германскому педагогу Гербарту: "воспитывать - значитъ прежде всего развивать круги мыслей и воззрения воспитанника таким образом, чтобы ему сделались доступными высшие интересы, т.е. понимание истинного, прекрасного, доброго и святого; затем следует заботиться о том, чтобы при посредстве интереса из круга мыслей, из воззрений ученика возникла последовательная и сильная нравственная воля. Первая из этих задачи разрешается обучением, вторая дисциплиной или воспитанием в тесном смысле. Обучение и дисциплина суть главный части воспитания; их цель и задача - созданиe нравственной личности. Труд, неустанное прилежнише, железная настойчивость, ежедневно, ежечасно побуждающая воспитанника к полезному, прекрасному, справедливому и доброму - вот что ведет к цели верно, хотя медленно".

Такова формулировка Гербарта. Не заключая в себе ничего особенного, она приводится мною только с целью показать неразрывную связь учения с собственно воспитанием. Последняя мысль представляетъ собою в сущности до такой степени общее место, что я не позволил бы себе занимать ею просвещенное внимание съезда, если бы к тому не представлялось особого повода. Повод этот следующий: в числе рефератов, представленных к настоящему съезду, не имеется почти ни одного, посвященного вопросам учения, и таким образом первый в России съезд воспитателей в значительной степени игнорирует всю ту часть воспитания, которая относится к образованию, в его будущих задачах составляющему краеугольный камень школьного воспитания. Обстоятельство это, вызванное исключительно многосложными вопросами чисто воспитательного характера, может, однако, подать повод к такого рода заключениям, которые совершенно не оправдываются действительностью, а потому я уполномочен категорически заявить от ведомства военно-учебных заведений, что вопросы образования и приучение кадет к серьезному труду ведомство ставит наряду с вопросами воспитания в собственном смысле и придает им чрезвычайно важное значение. Всегда, а в особенности теперь, только широко образованный и серьезно работающий офицер будетъ полезным слугой царя и родины. 

Масштабом полезной деятельности заведений нашъ Августейший главный начальник ставитъ создание в школе той хорошей, серьезной, трудовой, рабочей атмосферы, при которой на почве труда добываются знания, вырабатывается воля, сознание чувства долга и обязанности.

Всякое уклонение от этих норм есть явление ненормальное, нетерпимое, и я счастлив, что имею право категорически заявить этот тезис на первом съезде русских воспитателей.

Наша русская жизнь дала уже нам серьезные уроки в этом отношении. По меткому выражению г-жи Волкович (Волкович. Педагогика - наука перед судом ее протпвников.С.-Пб. 1909 г.) „маниловщина родила обломовщину, а за обломовщиной логически должна была обнаружиться и обнаружилась карамазовщина". В применении к школе мы не менее категорически заявляем, что "ленивый интернат есть всегда интернат порочный".

Заканчивая этим мое обращение к съезду, я позволю себе сделать еще одно замечание: за кулисами официальной стороны съезда - с его речами, рефератами, прениями и пр. - есть еще другая неофициальная, более интимная и не менее полезная сторона его - непринужденный обмен мнений за стаканом чая, в товарищеской среде; здесь сравнивают свое с чужим, делятся своими радостями и печалями, подсчитывают итоги, обмениваются впечатлением и пр. и пр. И мне хочется сказать, что во время неофициальных собеседований участников съезда, может быть, гг. воспитатели захотят немного вспомнить сказанное мною сейчас и оценить свои собственным усилия с точки зрения тех начал, которые были указаны.

Частных вопросов, чрезвычайно интересных с практической стороны, представится здесь множество: отношение воспитателя к учебному делу, работа воспитателей на вечерних занятиях, знакомство воспитателей с учебными курсами, отношение между воспитательским и преподавательским составомъ, посещение уроков и пр. и пр.

В заключение обращаюсь к съезду с искренним и серьезным пожеланием плодотворной работы".