Главные ошибки
"концепций" и "основ госполитики" так
называемого "кадетского образования".
Последние два десятилетия в образовательскую
среду с маниакальным упорством внедряется идея так
называемого "кадетского образования". Этот процесс
идет под хоровой аккомпанемент небольшого числа
голосов людей, для которых форма превыше содержания,
тех, которые или не понимают или не хотят
разобраться в сути вопроса.
Почти два десятка лет один
человек, пользуясь сначала некими товарищескими
связями, затем, привлекая слабо разбирающихся в
вопросе депутатов, вводит в заблуждение и всю
педагогическую общественность страны.
Да, есть к этому предпосылки,
главной из которой является та, что некоторые "деятели-от-кадетского-образования"
никак не хотят удалится от кормящей их кормушки. В
первую очередь имею в виду тех, кто сознательно с
начала 90-х стал в водить в заблуждение родителей,
чиновников, всех подряд созданием так называемых
"кадетских корпусов". Теперь их создано такое
огромное количество, подчас в таких невообразимых
формах, что никто не знает, что теперь с этой
огромной махиной делать. И вот кое-кому захотелось
все объединить в единую систему с простой и ясной
незамутненному глазу целью - возглавить оную.
Давайте разбираться. |
Нет никакого отдельного вида (типа) кадетского
образования.
Есть образование общее и
профессиональное. Так гласит закон. И есть и
исключительно
Кадетское воспитание.
Под которое "загоняют" образование, чтобы потом его -
образование - вытащить во главу угла (читаем
Толстого и
Макаренко ). Все еще остаюсь в надежде, что эти
имена что-то значат для нынешних педагогов. Вот в этой
подмене заключается главная ошибка, мешающая
привести все в единую систему. Если образование -
передача учащимся массы знаний - легко сводится в единую
систему для всех общеобразовательных учреждений, то в
вопросе воспитания никак такого не получится. Потому,
что воспитание будущих офицеров в корне отличается от
воспитания будущих чиновников. По целям и методам в
первую очередь.
"Воспитание офицера должно быть
поставлено выше образования...
Военное воспитание настолько специально, что требует
самостоятельной выработки. Поэтому для лучшего решения
вопроса военного образования, надо признать полезным
существование особых военно-учебных заведений, где бы
воспитывалась молодежь с детского возраста"
(Ф.Гершельман. Генерал от кавалерии,
закончил Пажеский корпус, начальник Тверского
кавалерийского юнкерского училища, начальник войскового
штаба Кубанского казачьего войска, кутаисский военный
губернатор, начальник штаба, помощник командующего
войсками Варшавского военного округа, член Военного
совета (1912-17). Воспитание будущих офицеров. //
Военный сборник .1914, №12)
Более точно и исторически обоснованно
назвать нынешний процесс воспитания будущих офицеров в
военно-подготовительных учебных заведениях
"суворовско-нахимовской школой кадетского воспитания".
Потому что это как раз и характеризует всю ту палитру
военно-патриотического воспитания в процессе подготовки
воспитанников военно-подготовительных заведений к
последующему обучению в военно-учебных заведениях
следующего уровня и подготовки к профессиональной службе
защитника Отчества. "Есть такая
профессия - Родину защищать!"
Доказательством ошибки - сводить все к "кадетскому
образованию" - является тот факт, что автор идеи никак
не может сформулировать, что же такое на самом деле это
самое "кадетское образование". Из документа в документ
определения этому "феномену" постоянно разнятся.
Вдумчивый читатель сразу понимает, что под любым
определением т.н. "кадетского образования" подпишется
любой
руководитель любого образовательного
учреждения, не обязательно кадетского. И будет
утверждать, что
именно это и есть суть именно его
учреждения. Именно он обучает (образовывает,
воспитывает, готовит) своих учащихся "на основе
традиционно-нравственных и общественно-исторических
ценностей к патриотическому служению Отечеству на любом
поприще".
И никак иначе.
Подтверждением сказанного выше
являются данные, приведенные при анализе сдачи ЕГЭ
воспитанниками кадетских учебных заведений
Санкт-Петербурга в 2010-12 гг.
учреждение |
средний балл ЕГЭ |
место в районе
|
Первый
пограничный кадетский корпус ФСБ
России |
54,3 |
11 из 25 школ
Пушкинского района |
Санкт-Петербургское суворовское
военное училище |
54,2 |
16 из 42 школ
Центрального района |
КРАК (в 2011
вошел в состав СПбКВК) |
51,8 |
19 из 48 школ
Адмиралтейского района |
ВККК (в 2011
вошел в состав СПбКВК) |
51,1 |
17 из 28 школ
Петроградского района |
КК ЖДВ (в 2011
вошел в состав СПбКВК) |
50,3 |
17 из 22 школ
Петродворцового района |
Нахимовское
военно-морское училище |
50,5 |
18 из 28 школ
Петроградского района |
Суворовское
военное училище МВД России |
48,5 |
37 из 52 школ
Кировского района |
Кронштадтский
морской кадетский корпус |
48,3 |
5 из
9 школ Кронштадского района |
(данные получены в 2014
году с сайта
www.shkola-spb.ru:
http://www.shkola-spb.ru/rajon/petrogradskij/)
|
Можно сколь угодно
говорить о "честности" и "объективности", о "не успели
стабилизировать процесс", "в эти годы не было приема в
ВВУЗы МО, поэтому не было желания учиться" и
etc ... Все это лирика. А факт
есть факт. Даже если ему не верить.
Мне - воспитаннику
суворовского начала 70-х прошлого века тоже стыдно
видеть эти результаты, но, как говорится, из песни слов
не выкинешь: уровень образования у воспитанников
военно-подготовительных учебных заведений в начале
второго десятилетия 21 века остается средним. По школам.
Следовательно, учат их также, как везде. Следовательно,
"кадетское образование" ничем не отличается от обычного
среднего школьного образования.
Значит
дело не в образовании, а в
воспитании.
Другое доказательство. Во всех без исключения
случаях, начинающийся разговор о "кадетском образовании"
в любом месте и в любом окружении немедленно перетекает
в область воспитания. Потому что в "голом образовании"
остаются только ... дополнительные программы,
способствующие воспитать ...
читайте абзац выше.
Предпосылки такой ошибки.
Не будем вдаваться в слабое знание
фактуралогии автором идеи "концепции" и "госполитики" в
"кадетском образовании". Обратимся к истории
современного законодательства.
Что произошло с нашим общим
образованием в современной России? Для снятия
ответственности за учащихся со школы сняли задачу
воспитания, которая непременно была в ранешние времена.
И не просто поменяли местами понятия, а подменили их.
Воспитание выражается в поступках и
действиях человека, а образование в его знаниях и
умениях.
"Украшенный или
просвещенный науками разум не делает
еще доброго и прямого гражданина, но во многих случаях
паче во вред бывает,
если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в
добродетелях».
(И.И.Бецкой. Русский государственный
деятель, видный представитель русского
Просвещения.
wikipedia.org).
Формула:
образование есть воспитание и обучение - порочна
по сути своей, поскольку подчиняет воспитание
образованию, обозначая воспитание только частью
образования. Под эту формулу подгоняется ошибочное
понимание, что если человек образован, то он однозначно
и воспитан. Что есть в корне неверно, поскольку
образование человека - его умственные способности и
навыки - не определяют его нравственное поведение, то
есть главное в обширной сфере воспитания. Человек может
иметь много "верхних" образований, чем сегодня
хвастаются некоторые, впрочем даже сильно известные, но
не сильно умные люди. А вот воспитание некоторых
оставляет желать много лучшего. Примеры? Да оглянитесь
вокруг.
Например,
многоуважаемый заслуженный режиссер бьет ногой человека,
которого держат его охранники. Он высоко образован и
высоко воспитан ?. Кажется, здесь есть проблема.
Считается ли воспитанным человек, имеющий высокий
уровень образования, даже ученую степень, который всегда
опаздывает и/или заставляет других ждать себя? Разве
недостаточно того, что слова (обещания) и поступки
(дела) тех же самых депутатов, имеющих, как правило,
несколько "высших образований", расходятся кардинально.
Они образованы, поскольку имеют разные дипломы, степени,
звания. Следовательно, следуя логике изложенной формулы
они должны быть и воспитаны, в первую очередь
нравственно. Но вот воспитаны ли нравственно люди, для
которых главное - бабло, красивая жизнь, вещизм,
выраженный в дворцах, яхтах, часах? Это вопрос.
Или имеющий ученую степень по
сравнению имеющим простое высшее образование более
воспитан? С точки зрения приведенной формулы - это так.
А на деле абсолютно не так. Здесь нет никакой связи.
Значит, воспитание не зависит от образования или,
по крайней мере, зависит не очень. Это вполне
самостоятельная категория (еще раз прочитайте Толстого и
Макаренко).
Если человек воспитан, обязан он
иметь высшее образование - показатель образованности -
или не обязан? Ответ неоднозначен. С другой стороны,
человек, обладающий более совершенными (более высокими)
знаниями и умениями способен совершать более разумные
действия (поступки). Следовательно, образование только
поддерживает воспитание, но никак не определяет его.
Удивительным является то, что никто в
образовательной среде не спорит по этому вопросу. В
интернете сведены воедино многие афоризмы великих и
известных в воспитательской среде людей (см.
здесь). За почти 15 лет не нашлось ни одного
апологета "образовательской формулы", на их
опровержение. Впрочем, скорее по той причине, что
зазнались "руками-водители-от-образования", зачванились.
Недосуг им читать мысли иных, надо "концепции" и
"основы" двигать. Ибо за имитацию деятельности ныне
почет и уважение. И в этой показушности теряется
понимание важности воспитания именно в
военно-подготовительных целях, о чем понятно рассуждает
профессор Каменев. Проще "пыль в глаза
пускать" созданием разных детско-патриотических
движений. За результат там никто не спросит. Как и за
воспитательный аспект в школе, комплексную работу
октябрятско-пионерско-комсомольской общественности
прошлого заменили уроками о чем-то важном. КТо
определяет это самое - "важное". Чиновник? Вот почему
остались одни преподаватели,
Учителя постепенно вымирают. Как вид. Как и
почему это произошло вполне вразумительно объясняет
профессор Ильинский.
Сегодня чуть ли не из каждого утюга
раздается: патриот должен защищать Родину. Проект
"концепции" и "основ" просто переполнен утверждениями о
том, что кадетские корпуса "имеют целью воспитывать
патриотически настроенное поколение..." Теперь
к фактам. Например, Омский кадетский военный корпус. Кто
интересовался историей этого корпуса помнит, как
непросто складывалась его судьба, как он стремился под
крыло Минобороны, пока не было пригрето. И вот на сайте
МО
(https://okvk.mil.ru/Obrazovanie/Statistika-postupleniya-vypusknikov-v-vu)
видим следующую табличку
Сведения о поступлении выпускников Омского КВК
Наименование
показателя |
2020
(3 рота) |
2021
(6 рота) |
2022
(5 рота) |
2023
(2 рота) |
2024
(1 рота) |
Количество выпускников |
57 |
57 |
55 |
64 |
56 |
Поступили в вузы МО РФ |
32 (56,1%) |
41 (72%) |
36
(65,5%) |
35
(54,7%) |
19
(34%) |
Поступили в вузы других силовых структур |
4 |
2 |
2 |
10 |
9 |
Поступили в гражданские вузы |
14 |
14 |
16 |
19 |
23 |
Поступили в учреждения ОУ СПО |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
Не поступили |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Позвольте! А как же патриотическое
воспитание, о котором так беспокоится автор "концепций"
и "основ"? Почему с началом СВО, когда патриотизм
воспитания должен превысить немыслимые высоты, число
число воспитанников, 7 лет живших на полном довольствии
МО, решивших ... не становиться в военный строй,
увеличилось вдвое! Или, почему вдруг "кадетское
образование", за которое так ратует наш "главный кадет
страны", каждому девятому выпускнику не позволило
поступить в ВУЗ?
Господа! Здесь имеется проблема,
которая никак не связана с тем, имеет ли кадетское
образование под собой законодательные основы или нет.
Здесь проблема лежит в иной плоскости, которую
продвигатели "основ госполитики в области кадетского
образования" стараются обойти стороной.
 |
"Может что-то в консерватории надо
подправить"
А.Райкин
В 2024 году
родное Казанское СВУ награждено Орденом
Почета "за успехи в ...."
На
официальном сайте училища
(https://ksvu.mil.ru/Psihologicheskaya-sluzhba/Trud)
есть диаграмма, из которой следует, что в
ВВУЗы МО поступило в юбилейном году - 61
% выпускников. То есть Минобороны,
затратив (как следует из открытых источников
примерно по 1 миллиону рублей в год на
одного воспитанника, просто неприлично много
"работало на дядю"? Который может сказать
только спасибо такому транжирству. Другого
ведомства.
Давайте
посчитаем. Если штат воспитанников училища в
среднем 650-700 мальчишек, то в среднем
выпускается 90 человек. Таким образом, на 35
выпускников (39%) за 7 лет расходуется в
нынешних ценах из бюджета МО примерно 245
миллионов рублей!
За 13
суворовских училищ и 2 кадетских военных
корпуса получится сумма более чем в 3,5
миллиарда рублей потраченных из военного
бюджета на "непроизводственные расходы".
Если это
"государственная политика в области
кадетского образования" и "разумная трата
государственных средств", тогда слова
заканчиваются
К сожалению,
другими училищами информация не
раскрывается. Похоже, что там еще хуже. |
.
В заключении приведу фразу из статьи
Н.Кораванец - известного деятеля в сфере кадетского
образования Красноярского края - высказанная ею в
заключении вполне интересной
статьи в "Российской кадетской перекличке, 2007 г,
№2:
"Воспитание
гражданина-патриота – стратегическая цель кадетского
образования".
Данная
фраза как раз и опровергает все доводы адептов
"кадетского образования", поскольку четко расставлено
все по местам:
- воспитание -
это результат, ибо результат - это главное, без
него все суета,
- образование - это
всего лишь средство достижения результата.
Поскольку в любом деле
главенствующим все же является результат, то и
кадетское воспитание имеет превалирующее значение по
отношению к образованию. О чем, собственно, и писал
Макаренко. Представляется, что, отринув все советское,
нынешние педагоги отбросили и Толстого с Макаренко, как
некий пережиток прошлого.
В
результате получаем то, что получили. В образовании. И в
воспитании тоже.
|
Извращение исторических понятий
"кадетский корпус" и "кадет".
Из "проекта указа по основам" (раздел
1):
"г)
кадет - историческое, единое (обобщенное)
наименование воспитанников ООКТ, принявших
Торжественную клятву: суворовцы, нахимовцы, кадеты,
кадеты-казаки, студенты-казаки, государственные
воспитанницы независимо от ведомственного
(регионального) подчинения и специального наименования
их образовательных организаций;
д)
воспитанник (воспитанница) - обучающийся
(обучающаяся) кадетских (казачьих) классов (групп), а
также обучающийся ООКТ, не принявший Торжественной
клятвы..."
Как говорится, лихо закрученный
сюжет.
Во-первых, "кадет" -
это никакое не "единое, обобщенное" наименование всех
подряд, а вполне конкретное историческое название
воспитанников военно-подготовительных учебных заведений
- российских кадетских корпусов до 1917 года, а если
считать югословенский период существования таковых
наследников, то и до 1944 года.
Во-вторых, в обиходе
так сами себя называли воспитанники суворовских военных
училищ с 1943 года, имея то основание, что эти училища
были созданы по образу и подобию старых кадетских
корпусов
Императорской России (документы).
То есть и в этом случае название легитимно.
В-третьих. Никаких
кадет-казаков, тем более студентов-казаков ни в истории
дореволюционной России, ни в советский период и в помине
не было.
В-четвертых, никогда
никакие воспитанницы никаких заведений, исторически -
Мариинских гимназий и Институтов, себя "кадетками" не
именовали. Их называли "воспитанницами", и никак иначе.
"Кадеточками" звали подруг кадет. И только в своем
обиходе и узком окружении.
В-пятых, никаких ООКТ в
истории не существовало. Это выдумка. Как и тип
образовательного учреждения. Законные есть
- военно-подготовительные учебные
заведения Министерства обороны - СВУ, НВМУ и КВК;
сегодня к ним прибавились специализированный кадетские
школы,
- кадетские школы-интернаты и
кадетские школы. Да читайте же документы Правительства,
наконец!
Все остальное от лукавого. Обобщение
всех в одно - и есть самое лукавство авторов
"кадетского образования".
В-шестых. И главный
бред приведенного определения. Господа педагоги!
Придумавшие "клятву" далеки от воспитания, в том числе и
патриотизма.
Клятва!
Присяга! В 10-то лет! Еще и кровью подписать?
Что вы будете делать, если ваш
"кадет" нарушит свою "клятву". Будете судить презрением
трудового народа (или "кадровой элиты")? Или сразу к
стенке, как предателя? Вы в своем уме? Ладно бы
обещание.
Допустим, переделаете в обещание.
Обещание чего? Учиться отлично? Это не всегда выполнимо
по разным обстоятельствам. Стать патриотистым патриотом?
Но в юном возрасте мальчик точно понимает, какой смысл
заключается в этом слове? Или быть защитником Отечества
с детства, как об этом вещает постоянно автор своих
опусов? Ну ему простительно, он, как говорится, "военный
сапог", он не занимался воспитанием.
Вы создаете ситуацию, когда мальчишка
без злого умысла, не желая сам того, может стать
КЛЯТВОПРЕСТУПНИКОМ - свою же клятву
преступившем. Даже, если это произошло нечаянным
образом. Это как нечаянная коррупция, узаконенная
давеча. "Да уж", - сказал бы Киса ...
Историческая сущность кадетских
корпусов, как и любого другого учебного заведения,
определяется целью его создания и работы.
Представляется, что
занимающиеся ныне "кадетским образованием" люди,
применяющие характерные слова, не удосужились
понять, о чем они говорят. Имею в виду
энтимологию слова "кадет". Достаточно
воспользоваться Интернетом, но...
На мой взгляд это и есть
главный показатель:
в ранешнем историческом
периоде развития кадетства в стране, люди,
занимающиеся проблемами кадетского воспитания
были намного профессиональнее сегодняшних. Так,
что последним стоило бы больше читать об этом
мысли умных людей, а не строить умозрительные
конструкции, не соответствующие исторической
действительности и разумной логике.
Исторически
"Кадетские
корпуса имеют целью доставлять
малолетним, предназначенным к военной службе в
офицерском звании, преимущественно сыновьям заслуженных
офицеров, общее образование и
соответствующее их предназначению воспитание".
(Положение о кадетских
корпусах. Гл.1.1886)
"Соответственно
таковой цели корпусное воспитание должно в
каждом из кадет всесторонне развить благочестие и
верноподданнический долг и
твердо упрочить задатки тех нравственных качеств,
кои имеют первенствующие значение в
воспитании
будущего офицера.
(Положение о кадетских корпусах.
Гл.4.1886)
Таким образом, кадетские
корпуса подготавливали (профессионально
ориентировали и соответственно воспитывали) к
военной службе в качестве офицера младших
(кадет).
Советские суворовские училища
имели такую же цель: "Установить, что
суворовские военные училища
имеют целью подготовить мальчиков к военной
службе в офицерском звании и дать им
общее среднее образование"
(Постановление от 21.08.1943
№901).
А сегодняшние
"специалисты-от-кадетского-образования" стали
эту нормальную конструкцию, существовавшую много
лет, прошедшую разные ступени
гроссийско-советского государственного
устройства, ломать под свои "хотелки". И
запутались в трех соснах.
В 90-е стали появляться некие
"кадетский корпуса". И появились современные "кадеты".
Для непосвященного стало все едино, что суворовец, что
кадет, что "кадет". Лишь бы за ребятенком в школе
присмотрели какие-нибудь дяди.
И появилась очередная подмена
понятий. Которая заключается в следующем.
Учебные заведения типа кадетских
корпусов дореволюционной России и появившиеся в трудные
военные годы Суворовские военные (Нахимовские
военно-морские) училища имели больше общего, нежели
различий.
Общность заключалась в первую очередь
в том, что и те и те
заведения готовили своих воспитанников к будущей военной
службе в качестве офицеров, прививая им в
процессе воспитания необходимые для этого качества. И
там и там такой работой занимались специально
подготовляемые офицеры-воспитатели. И там и там одной из
первоочередных задач, стоящих перед заведениями, была
социальная защита детей погибших при защите Отечества.
Во вторую - немаловажную - очередь
заведения создавались и
работали в составе Военного ведомства.
Выпускники предназначались к поступлению в
военно-учебные заведения согласно их успехам в учебе и
нравственным качества.
И самое интересно, что на нет сводит
потуги многих "инициаторов" из 90-х и современных
трубачей "кадетского образования" тот факт, что в
историческом опыте прежних кадетских корпусов
неспособные к военной службе направлялись в
службу гражданскую. Да, именно так было написано в
скрижалях - документах из истории кадетского воспитания.
Если ранее военная служба по
умолчанию считалась важнее прочих, и отлынивание от нее
считалось чуть ли не позорящим молодого человека фактом,
то в современной России гражданская служба
выведена в главенствующие. А о военной, если у
упоминают, что она - особый вид государевой службы, то
только по праздникам. Ну особый и особый. Что в этом
такого. Вот почему и произошло с армией то, что
произошло. Ранее был престиж, теперь престиж в другом -
стать элитным чиновником: тепло и сытно. Не к этому ли
направлена и "концепция" и "основы госполитики" в сфере
"кадетского образования"?
Вот в смутные 90-е, когда чиновничья
служба стала выдвигаться в важнейшие их государевых
служб, ушлые "организаторы" переврали эту формулу.
Теперь она звучит так, что выпускник ООКТ
(образовательной организации кадетского типа)
готовится к гражданской службе, в том числе и
военной. Иногда добавляют "в том числе и к службе
российского казачества".
Поскольку военно-подготовительным
заведениям не надо было ничего доказывать, новоявленные
"кадетские деятели" развивали ажиотаж вокруг своей
деятельности. Результат пришел: сегодня т.н. "кадетские
корпуса" МинПроса не подтягивают до уровня
военно-подготовительных заведений - СВУ, НВМУ и КВК, но
именно последние стараются опустить до уровня первых. В
первую очередь попытками объединить их в некую
эклектическую структуру, переподчинить неким дилетантам
"новообразовательских идей", типа подготовки "новой
управленческой элиты".
|
Навязывание совершенно непонятного
"казачьего компонента" всем образовательным учреждениям.
Неоднократно в "проекте"
зафиксирована идея внедрения "казачьего компонента" в
общекадетском воспитании.
Читаем "Основными
принципами реализации государственной политики в сфере
кадетского образования являются:
г) строго регламентированный уклад кадетского
проживания и обучения ... где предусмотрено..:
реализация образовательных программ по военно-прикладным
дисциплинам, направленных на получение навыков военного
дела, сохранение и укрепление кадетской этики,
казачьих традиций и формирование идеологии служения
Отечеству (программы кадетской направленности,
казачий компонент в образовательной деятельности), с
получением военно-учетных специальностей и
специальностей государственно-гражданского назначения"
(Раздел
IV
Основные принципы реализации государственной политики в
сфере кадетского образования,
пункт 9.)
Еще одной дикостью веет от раздела
VI "Механизмы реализации
государственной политики в сфере кадетского
образования". Читаем пункт 11:
"Механизмы реализации государственной политики в сфере
кадетского образования предполагают комплексный подход,
при котором кадетский (казачий) компонент
интегрирован в содержание общеобразовательных программ
ООКТ и других образовательных организаций кадетской
(казачьей) направленности, включая рабочую
программу воспитания, программы дополнительного и
предпрофессионального образования на всех этапах
обучения".
Это внедряемое в сознание положение
является, по меньшей мере, неумным.
Начнем с простого понятия. Что такое
казачество в современной России?.
Это
специальное вооруженное формирование по защите
границ Империи Российской как встарь? Нет. Это не
военное формирование, поскольку казачьих войск уже давно
нет. Да и с шашками против дронов как-то не комильфо.
Может быть это образ жизни
некой группы людей? Тоже не совсем похоже. Поскольку
живут нынешние казаки, как все остальные, вместо
тягловой силы пользуют авто, живут не в хуторах, а
преимущественно в городах. Не принимать же всерьез сборы
с криками "любо". А казачьи хоры и присядки - это обычно
характерное для многих народностей выражение своей
культуры.
К нации и национальности
казачьи формирования отношения не имеют.
Больше всего это напоминает клуб
по интересам, которые занимаются некими
реконструкциями чего-то давно не имеющего места.
Поскольку нет уже настоящих казаков, а есть некие
ряженные с кучей цацек на грудях, нагайкой в руках.
К сожалению, власть поспособствовала
в темные 90-е на волне развернутого антикоммунизма не
обоснованному расширению "казачьих хотелок", позволив
принять некий закон "о государственной службе
российского казачества".
Кто хоть раз вчитался в этот
бесполезный для общества закон о российском казачестве,
на котором сегодня играют казаки? Давайте разбираться.
ст. 2, ч.1, п.3.
"казачье общество -
форма
самоорганизации
граждан Российской Федерации, объединившихся на
основе общности интересов в целях возрождения
российского казачества, защиты его прав, сохранения
традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры
российского казачества"
Читаем еще раз: 1) это форма самоорганизации; 2)
объединяются на основе общности интересов,
3) защиты прав (интересно от
кого?), сохранения традиционного образа жизни (а
кто установил этот традиционный образ, в чем он
заключается, кто вообще его разрушает или мешает его
сохранять, etc.).
То есть, некие люди
самооорганизовались для себя самое, защищаются непонятно
от кого, сохраняют традиционный образ жизни.
Чем суть сказанного отличается от
сути, излагаемой в законе об общественных объединениях?
По сути ничем.
Напомним: первой традицией русского
казачества была охрана рубежей Отечества. Не в
городах, а на рубежах. На самом деле мы видим этих самых
"казаков" практически только в городах.
Ст. 4, ч.3
"
Члены казачьих обществ,
внесенных в государственный реестр
казачьих обществ в Российской Федерации, принявшие на
себя обязательства по несению государственной или иной
службы,
обязаны приостановить свое членство в политических
партиях, иных общественных объединениях, преследующих
политические цели, не вправе вступать в них и принимать
участие в их деятельности.
Деятельность политических партий, иных общественных
объединений, преследующих политические цели, в казачьих
обществах, внесенных в государственный реестр казачьих
обществ в Российской Федерации, не допускается".
Позвольте. А на каком основании члены
казачьих обществ, внесенных в реестр
(практически все "войска" внесены в оный - см. реестр),
занимаются политикой? То есть нарушают свой же закон!
В
настоящее время в Минюсте помимо Казачьей
партии РФ зарегистрированы
оргкомитеты следующих партийных организаций: народной
казачьей консолидации противодействия чиновникам,
нарушающим законы, Конституцию и природные права казаков
на самоорганизацию и самоуправление "Союз казачьих
формирований Российской Федерации", всероссийской
политической партии
"Казачья политическая партия",
казачьей народной политической партии
"Российская социально-экологическая держава",
"Братья Казаки",
казачьей партии
"Свободная Русь",
всероссийской партии
"Казаки России",
политической партии
"Казаки России".
(
Газета «Коммерсантъ»)
Кроме этого,
если это всего лишь форма самоорганизации людей,
преследующих интересы только своего общества, на каком
основании образованы разные группы и комиссии в органах
государственной власти, в Госдуме, куда избираются
только члены партий), в общественной палате? Только за
тем, чтобы получить поддержку в голосах?
В
соответствии со ст.
5 закона "О государственной службе российского
казачества"
казаки
проходят
государственную гражданскую службу (ч.1) и военную
службу (ч.2) в соответствии с законодательством РФ. Это
значит как все.
Бех
каких-либо преференций.
Никакой особой службы российского казачества нет.
И быть не может.
Всякие звания "казачьих генералов" являются ряженством.
Не подкрепленным законами, только указами. Поэтому
являются
званиями специальными,
то есть НЕ военными.
К сожалению, подающие идею главковерху присваивать
звания, созвучные с воинскими, тоже нарушают закон.
Понятно, что по незнанию, но разве у нас незнание закона
освобождает от ответственности?
Федеральный закон от 1998 г. № 53 "О воинской
обязанности и военной службе"
гласит: статья
39. Военная форма одежды и знаки различия
военнослужащих:
"Форма одежды и знаки различия
не являющихся военнослужащими работников
федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, организаций, членов
общественных объединений не могут быть аналогичными
военной форме одежды и знакам различия
военнослужащих".
Повторимся. Воинские звания
-
одни из знаков различия военнослужащих. Таким образом,
использование звания "генерал" общественной организацией
типа казачьей не имеет права на существование.
Ни с каким прилагательным.
По закону. Есаул, подъесайл, хорунжий - запросто. А вот
генерала - никак нет.
Как у некоторых прочих госслужащих, в новой России,
вдруг воспылавших любовью к военным сюртукам и погонам.
Только последние все же состоят на соответствующих
должностях госслужбы, а "казачьи генералы" не состоят.
Поэтому весь антураж с казачеством в России является
навязанным театром. Не имеющим под собой никакой
логично-правовой основы. Потому что любое их отношение с
государством обуславливается другими законами, а не
законом о казачестве.
Следовательно, распространять идею, присущую отдельной
общности людей (см. ст.2) на все государственные
институты не просто аморально (хотелки меньшинства -
всем?), но и противозаконно.
При этом никто не запрещает на местах казачеству
развивать свои идеи. Без распространения на всех.
В заключении напомню,
что еще
в 2010
году МосГорДума дала
отрицательное заключение на включение в закон "об
образовании" кадетских корпусов типа казачьих. |
Сведение в единую систему разноцелевых
заведений.
Эта идея является абсолютно
вредной. Которая будет только мешать.
Разберемся, почему.
Учебные заведения, под
обобщенно-обиходными наименованиями "кадетские",
образованы разными учредителями и для разных
целей.
Обратимся к 90-м. В связи с
принятием нового закона "Об образовании", когда
обучение в школе назвали "услугой", кое-какие
деятели почувствовали в этом лазейку для
зарабатывания денег. Посмотрите таблицу
родительской оплаты за свое чадо в
"кадетском корпусе" в начале века.
Воспитание патриотизма - услуга платная!
В Интернете можно найти много
любопытной информации. Самый свежий пример: в
Ачинском кадетском корпусе с 1 января 2025
года плата за содержание воспитанника,
осуществление при смотра и ухода составляет
7974,92
руб./мес.
Пример давным-давно подали,
как ни странно, те же самые казаки,
организовавшие первые корпуса в Новочеркасске,
Воронеже, Новосибирске и других местах.
Несомненно, некоторые из них, может быть, имели
в виду благие намерения, но...
Поскольку надо было привлечь
родителей, стала создаваться определенная
легенда - дескать там лучше учат (те же самые
учителя, как и везде), там будут воспитывать
(в лучшем случае офицеры, которым не нашлось
применения в армии того времени), их будут
готовить к поступлению в военные училища (как
всех - на общих основаниях).
Поскольку учредить
образовательное учреждение вне государства им
было не под силу, инициаторы стали просто
"преобразовывать" школы-интернаты и школы в
"кадетские корпуса". Именно тогда и
стали насаждаться подмены понятий.: воспитанники
т.н. "кадетских корпусов" лучше прочих всяких
суворовцев, поскольку в них внедряется
православие в обязательном порядке,
способствующее лучшему воспитанию. А родители
поняли, что такие заведения "уберегут их чад от
влияния улицы".
Пример оказался
заразительным, потянулись все: помимо школ и
классов "кадетские корпуса" стали создаваться в
детских садах, при приходах... Наплодили много.
Со временем задались вопросом, а зачем? Что
дальше? Если выпускник имеет такие же права, как
и обычный школьник на поступление в высшие
учебные заведения.
Воспитание в суворовских военных и нахимовских
военно-морских училищах есть прошедший проверку
временем, имеющий исторические основы в виде
кадетских корпусов прежней России, процесс
подготовки будущих офицеров.
В 70-80 года практически все
выпускники военно-подготовительных училищ шли в
ВВУЗы МО. Их так воспитывали, их так готовили,
они так хотели!
Он хотели стать офицерами.
90-е перевернули все. Серьезным потрясением
стали события на Кавказе. Становиться
командирами уже мало кто хотел, право выбора,
введенное новыми законами, настраивало
выпускников на поступление в инженерные,
экономические, тыловые и на прочие, далекие, так
скажем, от передовой специальности. Пока не
грянула "сердюковская реформа", которая не
только привела к сокращению ВВУЗов, но на три
года приостановила прием в них. Мальчишки
оказались выброшенными на обочину военного пути.
Потом "дамами-от-военного-образования" была
закручена гендерно-эмансипированная неразбериха
с совместным обучением мальчиков и девочек в
СВУ, НВМУ и КК. На это наслоилась и идея
сокращения категорий руководителей и
воспитателей, перевод их в гражданские кадры.
Дополнило все непродуманное повсеместное
введение семилетнего обучения. Которое сократило
число выпускников - потенциальных кадров для
ВВУЗов. И во многом привело к тому, что 7 лет в
казарме, даже благоустроенной, многих просто
отвратило от выбора военного пути в жизни. Ведь
надо было еще готовить себя к тому, что еще 5
лет в ВВУЗе жить в казарме/общежитии. Особенно,
когда есть и мама и папа.
12 лет из 22
"на казарме". Зачем?
О чем думали идеологи этого
решения?
Тем не менее надо отметить,
что положение в последнее десятилетие
выправилось. Система стала восстанавливаться,
как и положено любой стабильной системе; после
дурного воздействия нормальная система всегда
приходит в стабильный порядок.
Да, изменения в устройстве,
некоторых положениях произошли - видимо это
требование времени.
Но цель
военно-подготовительных учебных заведений
осталась прежней - готовить своих выпускников к
дальнейшей службе в офицерском звании. Так, как
это были исстари!
И главным здесь является то,
что
выпускник
военно-подготовительного учебного заведения с
поступлением в ВВУЗ одновременно поступает на
военную службу.
Ни один выпускник "кадетского
корпуса" по выпуску ни в какую в гражданскую
службу ни в каком качестве поступить не может.
В этом и есть коренное
отличие СВУ, НВМУ и КВК от "кадетских корпусов"
Минпросвещения.
Но нашлись "идеологи",
желающие свести воедино тех, кто не хочет быть
военным и тех, кто хочет стать таковым. И чтобы
закамуфлировать свою идею придумали, что учебные
"заведения со специальным названием
кадетский будут готовить элиту управленцев для
всея Руси", в том числе и для службы российского
казачества"
При этом не только полностью
пренебрегают историческим опытом и основами
воспитания в военно-подготовительных заведениях,
но и пытаются насадить совершенно чуждые
принципы во все заведения. |
В дополнение
изложенному
здесь
Принимаем за основу тот факт, что учащиеся
находятся на полном государственном обеспечении, в
силу чего государство имеет право устанавливать свои
правила по профессиональной ориентации,
начальной профессиональной подготовке и
соответствующему будущему предназначению воспитанию
суворовцев, нахимовцев и кадет.
Предложения по
систематизации военно-подготовительных учреждений.
1. Оставить в ведении
Министерства обороны:
Суворовские военные училища - для
подготовки младшего командного состава (сержантов)
для командных, командно-инженерных и политических
ВВУЗов,
Нахимовские военно-морские
училища - для подготовки младшего командного состава
(старшин) для ВВУЗов ВМФ,
Кадетские военные корпуса - для
подготовки младшего командного состава в Военные
инженерные академии,
Кадетские школы по направлениям
профилирования при ВВУЗах МО РФ
Военно-музыкальное училище - по
профилю подготовки.
Выпускники не должны быть
ограничены в выборе ВВУЗа для дальнейшего обучения,
при выполнении условий, определяемых МО РФ.
2. Законодательно
- закрепить за этими учебными
заведениями статус образовательных учреждений
начального военно-профессионального образования,
- внести соответствующие
изменения в закон "О воинской обязанности и военной
службе" в части стать 15 в целях подготовки по
определенным МО РФ военно-учетным специальностям,
исходя из целей подготовки и соответствующих
условий.
2. Срок обучения снизить до 3
лет.
3. Выпускники СВУ, НВМУ и КВК
распределяются по выбранным ВВУЗам МО в соответствии
с результатами обучения в заведении.
В командные, командно-инженерные,
политические училища (институты) выпускники
зачисляются без экзаменов.
В инженерные академии и
университеты выпускники сдают профильные экзамены,
если иное не устанавливается МО.
4.
Президентские кадетские училища и Пансионы
воспитанниц передать на баланс Министерства
просвещения по регионам нахождения. Эти заведения
имеют целью социальную защиту детей военнослужащих и
служащих, погибших при исполнении служебного долга,
а также серьезную подготовку к поступлению в ВУЗы
страны по выбранному профилю.
Срок обучения 7 (или 5) лет
устанавливается Правительством и Министерством
просвещения, исходя из реальных нужд и условий.
По настоящему желанию стать
военным, учащийся либо на последние 2 года
переводится в соответствующее СВУ, НВМУ и КВК, либо,
продолжая обучение в своем заведении, направляется в
выбранный ВВУЗ установленным порядком с
определяемыми МО преференциями.
Управление такими учебными
заведениями может осуществлять соответствующий
Департамент Министерства просвещения в тесной связи
с отделом довузовской подготовки ГУК МО РФ
При необходимости, военное
направление профориентирования в этих заведениях
может быть обеспечено МО.
|
Вывод.
Государство несет бремя
финансирования подготовительных учебных заведений, в
силу чего обязано получать за это соответствующий
продукт в лице подготовленного выпускника, который,
обучаясь в Высшем военно-учебном заведении уже будет
способен играть роль управленца низшего военного
уровня.
В системе военного образования
получаем непрерывную цепочку:
военно-подготовительное учебное
заведение выпускает младший командный состав
для ВВУЗов МО, которые в высшем учебном заведении
командуют курсантскими отделениями-взводами учат
прошлых школьников военному делу настоящим образом.
Как их учили в СВУ.
военно-учебные заведения МО РФ -
младший офицерский состав для управления
подразделениями,
далее - военные академии для
подготовки высшего командного и инженерного
состава
МО РФ.
Убирается совершенно ненужные 7
лет обучения в СВУ, НВМУ и КВК. Этим создается более
чем двукратное увеличение
числа выпускников, что в свою. очередь
обеспечивает более высокий конкурс поступления в
ВВУЗы МО и позволяем отбирать для будущего
офицерского корпуса лучший контингент.
В.Левченко,
воспитанник Казанского СВУ 24 -го выпуска (1972 г). |
Присылайте свое мнение на
levsp@hotmail.com
|