АЛЕКСАНДРОВСКИЙ
малолетний КАДЕТСКИЙ КОРПУС
http://tsarselo.ru/content/0/yenciklopedija-carskogo-sela/obrazovanie-uchebnye-zavedenija-carskogo-sela/aleksandrovskii-kadetskii-korpus-dlja-maloletnih.html Александровский кадетский корпус для малолетних Александровский кадетский корпус для малолетних находился в одном из старых районов Царского Села - Софии. Участок земли, на котором разместился корпус, принадлежал в начале фавориту Екатерины II А.Д. Ланскому. Для него был построен дворец, который затем перешел во владение внука Императрицы Великого князя Константина Павловича. Дворец стал называться Константиновским (фото слева). В 1813 году рядом с Константиновским дворцом на Большой почтовой дороге по проекту архитектора В. П. Стасова построили трехэтажное здание для Благородного пансиона при Царскосельском Лицее (фото справа). В то же время пансиону был передан и Константиновский дворец. В дальнейшем их соединили деревянной, а затем каменной галереей. После упразднения Благородного пансиона в 1829 году его здания занял Александровский кадетский корпус для малолетних, который был создан для подготовки малолетних сирот и сыновей заслуженных воинов дворянского происхождения к поступления в столичные корпуса, как сухопутные, так и морские. Кадетский корпус был создан в соответствии с желанием Екатерины II об исправлении нравов народа. Она говорила, что обучение «начинать надо с распорядка дня. Человек будет трудиться с удовольствием и достигнет успеха только тогда, когда научиться вставать на заре». Этими словами она как бы подтверждала русскую пословицу: - кто рано встает, тому бог подает. Кроме того, она считала, что каждого человека в жизни должны сопровождать три «не»: не лгать, не бездельничать, не делать долгов. Сподвижник Екатерины II И. И. Бецкой считал, чтобы устранять вредные привычки у дворян нужно детей с самого раннего возраста (6-8 лет) воспитывать в закрытых заведениях, где они будут ограждены от вредного влияния . В 1766 году Екатерина II утвердила устав сухопутного кадетского корпуса, составленный управляющим делами царскосельской вотчины генерал-поручиком И. И. Бецким. По этому уставу кадетский корпус представлял собой батальон во главе с командиром в чине полковника. Батальон делился на роты, а роты на отделения. Кадеты распределялись по ротам соответственно возрасту. Обучение делилось на подготовительный (2 года), общий (4 года) и специальный (2 года) курсы. Единой структуры, общих программ, принципов обучения и воспитания в кадетских корпусах не было. Выпускникам присваивалось звание подпоручика или поручика. Александр I и Николай I, как бы продолжая заповеди своей бабки Екатерины, считали, что учащиеся «должны ложиться спать в 10 часов вечера, вставать в 6 утра. И никакой раскачки — все мускулисто, собрано, дисциплинировано». Все они обращали внимание на воспитание чувства долга перед Отечеством, работоспособности и прилежания . Корпус находился под управлением начальника Военно-учебных заведений, но организация воспитания и образования в нем находилась в ведении императрицы Марии Федоровны, жены Николая I. 6 июля 1829 года в Царском Селе состоялось открытие Александровского кадетского корпуса, куда были переведены все кадеты 1, 2 Павловского и Морского кадетских корпусов в возрасте от 6 до 11 лет. Воспитанники корпуса были разбиты на четыре роты, одна из которых называлась морской. Вступительных экзаменов не было. Учебный курс кадеты проходили сначала в течении пяти лет, затем — в течение трех. Каждая рота состояла из трех отделений под руководством особых надзирательниц, в помощь которым назначались дядьки из отставных унтер-офицеров. В 13-е отделение корпуса, называвшееся запасным, поступали, по особым Высочайшим повелениям, дети, не достигшие еще семилетнего возраста. О том, какие бывали поводы для подобных повелений, говорит история шестилетнего Николая Вержбицкого. Оставшись без родителей с полугодовалой сестрой на руках, он просил милостыню, и, заботясь о сестре, кормил ее молоком ощенившейся суки, а для Предохранения от холода клал между щенками, чем и спас жизнь ребенка. О подвиге мальчика стало известно императору Николаю I, и последовало повеление: «Вержбицкого за примерный поступок -в Александровский кадетский корпус, а сестре его - пенсион до замужества в 400 руб., и когда будет в состоянии по летам, перевесть в Москву в Александровский сиротский институт». Чтобы корпус вполне заменил для детей материнское воспитание, императрица Александра Федоровна приняла его под свое покровительство во всем, что могло относиться до умственного и нравственного образования детей. В Кадетском корпусе изучали:
Был утвержден штат корпуса на 400 кадет. По этому штату корпус имел: директора из генералов, его помощника, начальницу и 151 подчиненных ей классных дам, 27 нянек, эконома, медиков,бухгалтера и казначея. На содержание корпуса в год отпускалось 260 тысяч рублей ассигнациями. Первым директором корпуса стал генерал-майор А. X. Шмидт, которого сменил в 1834 г. полковник Иван Ильи Хатов, впоследствии генерал-лейтенант, остававшийся в этой должности 21 год. Кадеты Александровского корпуса носили: фуражки из темно-красного сукна с алым околышем, на середине которого над козырьком буквы "А.К.", шинели из серого сукна на байковой подкладке с погонами из алого сукна, брюки серые суконные. Каждое отделение корпуса находилось под надзором классной дамы, которая была непосредственным и ближайшим воспитателем малолетних детей в корпусе. По замыслу устроителей она должна была заменять им мать. На должность классной дамы принимались только девицы и вдовы, причем последние не могли иметь детей. Стоит отметить, что Александровский кадетский корпус в Царском Селе был открыт в период царствования Николая I, ярого сторонника воинского порядка. Он серьезно считал, что общество без военной дисциплины неповоротливо, что хорошо править - значит, возможно, туже натягивать бразды правления. Поэтому в ходе обучения кадетов особое внимание уделялось строевой подготовке. Господствующая здесь муштра очень нравилась Николаю I. В корпусе широко практиковалась жестокая система наказаний за самые незначительные проступки, даже за детские шалости. Провинившиеся кадеты должны были стоять неподвижно во время игр в рекреационном зале или стоять во время обеда и ужина, иногда их лишали одного блюда, наказывали розгами, заносили фамилию на черную доску. Телесные наказания имел право накладывать директор, инспектор классов, начальница и старшая дама в роте. Таскание за волосы, за уши, распространенное в других учебных заведениях, в корпусе не применялось. Директор и инспектор классов за хорошие успехи могли наградить кадета подарком и занести его фамилию на красную доску. За время тринадцатилетнего существования Александровского кадетского корпуса для малолетних сотни его воспитанников, переведенные в другие корпуса, заканчивали их, становясь офицерами, генералами армии и адмиралами и флота, чиновниками административных учреждений России. Многие, оставив службу внесли большой вклад в развитие экономики, культуры и просвещения. Среди воспитанников корпуса (на фото справа) надо особо выделить Николая Николаевича Обручева (1830-1904), который впоследствии стал генерал-адъютантом Генерального штаба, генерала от инфантерии. Н.Н. Обручев является одним из главных деятелей военных реформ 60-х годов XIX века. В течение 16 лет, с 1881 по 1897 гг. он занимал пост начальника Генерального штаба русской армии. Им были проведены кардинальные реформы, главной целью которых было улучшение быта солдат и офицеров. Почетный член Петербургской Академии наук, профессор Академии Генштаба, писатель.
В
морской роте Александровского кадетского корпуса
учились братья Боголюбовы
Николай и
Алексей. Воспитанником морской роты был также и выдающийся художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. В Александровский корпус его отдали в 1851 году в 8-ми летнем возрасте. Он окончил Морской кадетский корпус первым по числу баллов. Позже, в воспоминаниях о годах, проведенных в обоих корпусах см писал: "... в общем Александровский корпус оставил недурное впечатление - влияние женщин оказалось сильно: не было грубости, черствости, солдатчины, заедавших старшие корпуса, по которым мы разъехались и которые готовили не людей в широком смысле слова или даже хороших военных, а только специалистов фронта и шагистики". Но, в то же время отмечал: : «Со следующего дня началась корпусная жизнь, с которой я примирился не примеряясь, тогда чутьем без понимания дела я сознавал уже, что бесчеловечно лишать ребенка без крайней нужды родительского влияния, и теперь, по прошествию почти полувека, называю это бесчеловестным и безрассудным». В 1904 году вместе с вице-адмиралом СО. Макаровым художник погиб при взрыве победоносца "Петропавловск" под Порт-Артуром. Брат Василия Верещагина Николай, основоположник и создатель маслоделания и сыроварения в России, также был воспитанником морской роты. Его идеи и подготовленные кадры определили развитие молочного дела в России на многие годы вперед. В Александровском корпусе воспитанием кадетов занимались надзирательницы — женщины, которые должны были неотлучно находиться при детях все время, кроме классных занятий. В кор¬пусе воспитывались дети дворян со всей Российской империи, в том числе узденей, беков, ханов кавказских народностей. Они носили свою национальную одежду (черкески, бешметы и т. п.), при них был священнослужитель (мулла), который мог в любой момент, даже во время классных занятий, провести внушение ре¬бенку. Среди них старший сын Шамиля. В 1860 году закончили учебу последние воспитанники Александровского кадетского корпуса для малолетних. (родителям их воспитанников вместо этого выдавалось по 300 руб. в год на воспитание детей). Его здания заняла Офицерская стрелковая школа, а в 1863 году, после ее упразднения, здесь разместился лейб-гвардии 4-й стрелковый Императорской фамилии батальон, позднее развернутый в полк. Из воспитанников корпуса вышло немало людей, оказавших влияние на жизнь в России:
Всего из корпуса вышли, ставшие в дальнейшем адмиралами, 22 человека! За тридцать лет существования Александровского кадетского корпуса из него вышло более 50 выдающихся военачальников и 11 георгиевских кавалеров.
В 1948 году в этом здании было открыто 2-е Высшее военно-морское инженерное училище (позднее ВВМИУ имени В. И. Ленина). За 50 лет своего существования в училище была подготовлена не одна тысяча первоклассных специалистов для Военно-морского флота СССР и дружественных нам стран. Выпускники училища строили и обслуживали боевые корабли и суда своей Родины. Из его стен вышла плеяда выдающихся ученых, конструкторов, инженеров-механиков, благодаря деятельности которых, был создан первоклассный флот Советской державы. Не оскудело здание талантливыми людьми и в наше время. В училище длительное время работали талантливые воспитатели: контр-адмирал-инженер Николай Иванович Румянцев, вице-адмиралы Борис Александрович Лапшин и Василий Александрович Коковин. В институте работает доцент, член-корреспондент Петровской и военно-исторических наук академий, журналист, страстный пропагандист идей социальной справедливости - Александр Васильевич Бобраков; заслуженный работник высшей школы; кандидат технических наук, профессор, капитан 1-го ранга Ломоть Владимир Константинович.
1 ноября 1998 года постановлением Правительства РФ №
1009 от 29 августа 1998 г. был образован
Военно-морской инженерный институт на базе ВВМИУ им.
Ф. Э. Дзержинского и ВВМИУ им. В. И. Ленина.
Военно-морской инженерный институт территориально
размещается в Санкт-Петербурге (Главное
Адмиралтейство) и в городе Пушкине. ВМИИ является
единственным в России высшим учебным заведением,
осуществляющим подготовку инженерных кадров
корабельного состава для Военно-морского флота и
Федеральной пограничной службы, а также Федеральной
службы безопасности и управлений Министерства
обороны Российской Федерации. На основе
межгосударственных договоров в институте ведется
подготовка военно-морских инженеров для
военно-морских
Источники:
|