ПЕРИОД ВТОРОЙ.  ЦАРСТВОВАНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II и ПАВЛА I

 

 

ГЛАВА IV.

Преобразования в Сухопутном Кадетском Корпусе и переименование его в 1-й Кадетский Корпус.

 

По вступлении на престол Императрицы Екатерины II-й, проектированный И. И. Шуваловым закон о соединении всех наших военно-учебных заведений в одно учреждение, как уже сказано выше, был отменен и вслед за тем, 29-го августа 1762 года, для Сухопутного Кадетского Корпуса издан новый штат, с увеличением комплекта воспитанников до 600 человек, а суммы на содержание Корпуса - до 127.000 рублей.

 

В 1763 году, по увольнении И. И. Шувалова от должности Главного директора Корпуса, звание это получил князь Н. В. Репнин; но вскоре, за отъездом его из столицы, заведывание Корпусом возложено было на генерала Философова.

В его управление издан был сенатский указ о порядке сношения Военной Коллегии с директором Кадетского Корпуса; в указе этом прямо выражено, что "Корпус, по силе изданных об нем узаконениев, заключает в себе не одно военное, но и политическое и гражданское училище", а потому директор его, "без посредства других мест, прямо под повелительством Высочайшей Императорской Особы и Правительствующего Сената состоит, и ни от каких других правительства мест повелениев принимать ему не следует"

 

В то же время отменено было распоряжение, по которому ротные унтер-офицеры из воспитанников Корпуса получали, сверх общего кадетского довольствия, небольшое денежное жалованье, с обязанностью дежурить, вести ротное хозяйство и наблюдать за порядком в помещениях; обязанность эта неминуемо отвлекала избранных в унтер-офицерскую должность воспитанников от учебных занятий, а потому начальство Корпуса, справедливо признавая, что каждый вверенный ему воспитанник должен представлять собою именно цель воспитания, а никак не служебную силу, исходатайствовало разрешение о возложении впредь вышесказанных обязанностей не на воспитанников, а на особых унтер-офицеров от войск, с поименным выбором таковых из дворян, известных начальству своею доброю нравственностью. Затем производство более достойных воспитанников в звания фельдфебелей, сержантов, каптенармусов и фурьеров удержано было лишь в смысле почетной награды.

 

В марте 1765 года Императрица, желая, как сказано в данном Сенату указе, "учредить Кадетский Корпус, под собственным Своим распоряжением, на таком основании, чтобы, при производимом в нем обучении благородного юношества, ближайше соответствовало воспитание оного с тем намерением, для которого сие училище установлено", - определила к сему делу генерал-поручика Бецкого и генерал-майора Философова . "А между тем, - сказано далее в том же указе, - до будущаго о сем Корпусе впредь определения, повелеваем оному быть под Нашим единственным ведением и принимать по сему делу словесные Наши указы от них, Бецкого и Философова".

 

В сентябре того же года, на основании Высочайше утвержденных "пунктов для перемены Кадетского Корпуса", приняты были некоторые подготовительные меры для предстоявшего ему преобразования.

Так, все воспитанники хорошего поведения, достигшие 20-ти летняго возраста, были тогда же выпущены на службу, смотря по успехам каждого, кадетами, прапорщиками, подпоручиками и поручиками, или же соответственными гражданскими чинами; воспитанников же поведения неодобрительного повелено было исключить из Корпуса, с лишением кадетского звания.

Затем предписывалось, упразднив конную роту, принять разделение всех оставшихся в Корпусе воспитанников на три возраста: старший - от 17-ти, средний - от 14-ти до 17-ти, и младший - до 14-ти лет; два первые составили четыре строевые роты, каждая под управлением капитана и двух су балтерн-офицеров, которые "для всегдашняго над кадетами, денно и нощно, присмотра, должны жить и стол иметь с ними вместе".

В младшем же возрасте положено иметь инспектора и надзирателей из чужестранных ("на нынешний случай"), достойных и способных к тому людей, поручая каждому из них не более 20-ти воспитанников. "Всякия телесные наказания кадетам, - говорится далее, - ныне же отрешить; но дабы они не могли из пределов благопристойности выходить и поползнуться к своевольному поведению  -  употреблять другия средства".

Каждый возраст указано подразделить, по достоинству поведения воспитанников, на два разряда, с тем чтобы лучший разряд отличать от худшего качеством выдаваемой одежды и пищи, а также и преимуществами при выпуске.

Наконец, собственная прислуга воспитанников, как оказавшаяся ненадеж­ною, заменена наемною "хорошого состояния".

Вместе с тем, для лучшего устройства кадетского здания учреждена особая "Экспедиция строения", которой вменено в обязанность, "сокращая для скорости и лучшего успеха обыкновенные обряды, безотлагательно приступить к заготовительным распоряжениям, выработать проект нового дома и, по утверждении проекта, с начала весны строение производить".

 

В следующем 1766 году, за неназначением директора, учреждено при Корпусе временное правление из корпусных чинов: полковника, подполковника, майора и двух капитанов а в сентябре того же года Императрица утвердила составленный Бецким проект устава Сухопутного Кадетского Корпуса, который, вместе с тем, получил наименование Императорского.

Новое законоположение о Корпусе, заключающее в себе, как сказано в указе от 11-го сентября, "твердые правила, по которым назначено принимать, воспитывать и обучать юношество благородное", издано в тех видах, чтобы, "не повреждая сего преполезнейшого установления, подкрепить оное незыблющимся основанием, то есть учредить сей Корпус так, чтоб научению в нем военной и гражданской науке по самый выпуск кадет, яко часть никогда не отделяемая в юноше, всегда сопутствовало воспитание пристойное его званию и добродетельное".

Из подробного рассмотрения устава 1766 года, со всеми приложениями, выясняется, что главными руководящими началами при его составлении служили нижеследующие положения:

1) Каждое воспитательное заведение должно "не науки токмо и художества умножить, но и вкоренить добронравие и любовь к трудам, новым воспитанием новое бытие даровать и новый род подданных произвести".

2) Воспитание в Кадетском Корпусе имеет целью:

а) "сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды", и

б) "украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданскому судье и воину". "Надо возрастить младенца, - сказано в приложении к уставу, - здорового, гибкого и крепкого, и вкоренить в душе его спокойствие, твердость и неустрашимость".

3) До того времени Корпус готовил только "исправных офицеров"; новый же устав дает ему более широкое назначение, как "училищу знатных граждан"; кроме того, общеобразовательные предметы признаются необходимым элементом и собственно офицерской подготовки, так как "к произведению войны со славою надлежит быть весьма иску сну и в прочих знаниях".

4) Успех воспитательного заведения зависит преимущественно "от удачного выбора начальствующих и учителей, одаренных здравым разумом и благонравием, а не заразившихся надутым видом и угрюмостью, так как педантство есть сущая пагуба воспитанию, и пример есть действительнее всех наставлений". "Без хороших воспитателей", - сказано в заключение, - тщетны все предписания".

5) "Исправления нравов скорее и удобнее можно достигнуть способами кротости, нежели строгостью и силой; если начальники, офицеры и учители питомцев своих наставлять будут с любовию и ласкою, а учить их станут больше разговорами и рассуждениями, нежели заставляя беспрерывно сидеть над уроком в принужденном и здоровью вредительном наклонении, то юношество великие окажет во всем том успехи, что только от возраста его требовать можно".

6) Чтобы начало учения не запугивало детей, следует "приводить их к нему подобно как в приятное и украшенное цветами поле"; затем "все учение надобно приобретать наибольше зрением и слухом, ибо потеряны будут и труды, и время, если непрестанно читать и наизусть учить станут".

7) Внутренний порядок в заведении должен "отвращать кадет от праздности", приучать их самих к уходу за собою ("исправляться без служителей"), и отнюдь "не производить в юношах вредительных воображений страха, которых трудно истребить, когда единожды вкоренятся; игры же и гулянье должны служить кадетам в пользу и в увеселение, с предоставлением им благопристойной вольности выбирать оные по своим летам так, чтоб самые забавы не казались им должностью".

8) Все наставники обязаны "точно узнавать склонности обучающихся, дабы для пользы их можно было употреблять заблаговременно приличные средства".

9) Совершенно необходимо, чтобы все воспитатели и учителя "не только в науках были искусны, но и юношеству бы во всем примером служить могли"; в виду же трудности приискания таких воспитателей, заведение всячески должно заботиться о "сохранении найденных и ободрении их, чтобы в должности не ослабевали и чрез несколько времени не сделались бесполезными".

10) Во главе управления Корпусом должен стоять "человек, в воинских трудах состарившийся и искусный как в этих делах, так и в правилах, к гражданскому житию принадлежащих, радетельный, трудолюбивый, кроткий, ласковый и обходительный, но в важных воинских упражнениях вид строгости имеющий; для того же, чтобы он мог исполнять свою многотрудную должность охотно, с любовию и ревностию, ему ни к каким сторонним делам отлучаему быть не надлежит, дабы чрез то не истребилося недреманное проворство и строгость порядка, которая безотлучного его, днем и ночью, в Корпусе пребывания требует", и

11) В штаб-офицеры Корпуса избираются люди, "имеющие великия достоинства в рассуждении наук и нравственных качеств"; все же корпусные офицеры вообще должны "знать воинское дело опытами нескольких кампаний".

 

Такие-то, вообще говоря, здравые и, конечно, опередившие у нас свой век педагогические начала положены были в основу организации Императорского Сухопутного Кадетского Корпуса по новому его уставу, существенные черты которого заключаются в следующем:

 

1) Шестисотенный комплект воспитанников разделяется на пять возрастов, и принимать в Корпус определено только малолетних не старше 6-го года.

Еще при первых попытках устройства у нас казенных интернатов, высказывалась мысль о необходимости начинать в них воспитание детей с самого раннего возраста; так Феофан Прокопович в проекте, поданном Петру в 1721 году, советовал принимать в С.-Петербургскую Семииарию "отроков не выше 10-ти лет, ибо,  -  говорит он,  -  такого возраста дети еще не вельми обучилися злонравию и если обучилися, однакож не закрепли обычаем, и можно таковых не трудно отучить; також бунтовать и бежать прочь не могут еще".

 

2) Право на определение в Корпус предоставлено сыновьям дворян и лиц, состоящих, по крайней мере, в штаб-офицерских чинах; преимущество при приеме дается детям отцов неимущих, раненых и убитых на войне. От родителей всех определяемых в Корпус требуется подписка в том, что они добровольно отдают детей в заведение не менее, как на 15-ть лет, и даже во временные отпуска брать их не будут; исключать же воспитанников из Корпуса по неспособности дозволено только в течении первого года пребывания их в заведении.

 

3) Первый возраст составляют воспитанники от 5-ти до 9-ти лет, второй  -  от 9-ти до 12-ти, третий  -  от 12-ти до 15-ти, четвертый -  от 15-ти до 18-ти и пятый  -  от 18-ти до 21-го года; таким образом, продолжительность пребывания кадета в каждом из возрастов определяется тремя годами, а средняя численность возрастной группы приближается к 120-ти.

 

4) Первый возраст разделяется на 10-ть отделений, из которых каждое вверяется особой воспитательнице, под общим руководством управительницы возраста;

во втором возрасте, состоящем из 8-ми отделений, положено иметь одного инспектора и восемь воспитателей, а

 в третьем, из 6-ти отделений, - одного же инспектора и шесть воспитателей.

Наконец, каждый из двух старших возрастов подразделяется на два отдела: военный и гражданский;

- первый составляется в каждом возрасте из двух рог, которыми командуют капитаны, на правах инспекторов, а полуротами непосредственно заведывают субалтерн-офицеры, в качестве воспитателей;

над воспитанниками же гражданского отдела в обоих возрастах начальствует особый инспектор, в помощь которому назначается от 2-х до 4-х профессоров, с обязанностью воспитателей.

 

5) Ближайшее управление всем Корпусом вверяется генерал-директору, в помощь которому назначается подполковник, майор, секунд-майор и особый директор наук;

сверх того, при Корпусе положено иметь священнослужителей, с обязанностью преподавать воспитанникам Закон Божий,

18-ть учителей,  инспектора по рисованию,

полициймейстера, казначея, эконома, доктора, лекаря и аптекаря, с их помощниками.

 

6) Всем чинам определено назначать, за долговременную и беспорочную службу при Корпусе, "пенсии на пропитание по смерть"; состоящих же в военном звании разрешено производить в чины за отличие.

 

7) Высшее управление Корпусом сосредоточено в Совете из четырех членов по Высочайшему назначению, генерал-директора и, по особым приглашениям, других старших чинов Корпуса.

На Совет возложено

- избрание лиц для замещения всех должностей при Корпусе,

- составление подробных инструкций по всем частям управления,

- производство приема малолетних в Корпус,

- заведывание приходом и расходом его сумм и

- вообще наблюдение за выполнением устава;

обыкновенные собрания Совета назначаются в первых числах каждого месяца и журналы заседаний ведутся секретарем.

 

8) На генерал-директора возлагается еще особая обязанность "цензора или наблюдателя нравов во всем Корпусе", в отправлении которой ближайшим помощником директору служит корпусный полициймейстер; обязанность цензора заключается главным образом во внимательном наблюдении за тем, "как воспитывают, как обучают питомцев и как ведут себя приставники, учителя и все чины"; он должен "стараться сыскивать способы предупреждать и заблаговременно отвращать ошибки и преступления, постоянно стремясь к тому, чтоб бесчестное стыду подвержение было главным наказанием". "Не должно никогда, - сказано в приложениях к уставу, - кадета бить шпагою или фухтелем; сие толь вредительное злоупотребление происходило прежде, и от него много кадеты претерпели, не считая тех, кои по выпуске из Корпуса хворую жизнь препровождали".

 

9) В отношении физического воспитания, в Корпусе предписано руководствоваться общим "Наставлением о воспитании детей", в котором заключаются весьма обстоятельные гигиенические правила о размещении детей в зданиях, об одежде, пище, чистоплотности и опрятности, отдыхе, телесных упражнениях и детских играх. Кроме того, и в самом уставе встречается не мало сюда же относящихся указаний; таковы, наприм., предписания "пресекать все, что хорошему воздуху может препятствовать, употреблять для питья только ту воду, которой доброта основательно изведана", и т. п. В обширных приложениях к уставу говорится, между прочим, и о том, чтобы "медной посуды и ничего, что медью называться может, не иметь в Корпусе", что "лишнего золота и серебра на мундирах иметь, рассуждается, не для чего", "чтобы все потребное для Корпуса  -  здесь в государстве деланное было", чтобы вообще кадеты приучались довольствоваться ма­лым и пр.

 

10) Все преподаваемые в Корпусе учебные предметы устав разделяет на следующие четыре группы:

I. Науки, руководствующие к познанию прочих наук:

- познание Веры,

- логика,

- начальные основания математики,

- красноречие,

- физика,

- история священная и светская,

- география,

- митология и хронология,

- языки употребительные и для наук потребные ("Российский, Славянский и Иностранные", в том числе для желающих и латинский язык, о котором, впрочем, в приложении к уставу сказано, что "обучение ему для Кадетского Корпуса кажется делом лишним"),

- математика и механика.

II. Науки предпочтительно нужные гражданскому званию:

- нравоучение,

- права: естественное, всенародное и государственное, и

- экономия государственная.

III. Науки полезные:

- генеральная и экспериментальная физика,

- астрономия,

- география вообще,

- натуральная история,

- воинское искусство, фортификация, артиллерия и химия,

IV. Художества:

- рисование, живопись, гравирование, изваяние, делание статуй, архитектура,

- музыка, танцование,

- верховая езда и фехтование.

 

При распределении всего состава учебного курса по возрастам устав прибавляет еще, как отдельные предметы:

во 2-м возрасте - "учтивство и долг благопристойности",

в 3-м - "бухгалтер ство" и

в 4-м - философию;

о специально-военной же подготовке кадет устав говорит, что все части воинской должности передаются "наставлением и самым делом", а все части воинского искусства преподаются "с теоретическими и практическими доказательствами посредством примерных осад, оборон, сражений и прочего".

Сверх того, для практического ознакомления старших воспитанников с порядком судопроизводства, предписано назначать их аудиторами в учрежденное при Корпусе "судебное место для воинских и гражданских дел", а также разрешено "допускать кадет только для слушания" в общие судебные установления.

 

Изложенный здесь в общих чертах курс Кадетского Корпуса, как равно и программы, приведенные в гл. II и III, поражают, конечно, многопредметностью своего состава и разнообразием входящих в них учебных предметов. Но обстоятельство это, очевидно, обусловливалось и многосторонностью самой цели учреждения тогдашних Корпусов, и господствовавшими в то время педагогическими воззрениями вообще, перешедшими к нам преимущественно из Германии.

(Известный педагог Бенеке, в своем "Руководстве к воспитанию и учению", приводит по этому вопросу замечание Нимейера, что еще в 1697 году, в "Педагогиуме" Франке положено было преподавать, кроме религии, латинского, греческого и французского языков, историю и связанные с нею науки, математику, архитектонику, механику, итальянскую бухгалтерию, экономию и различные части философии; в Кёнигсбергской Коллегии Фридриха насчитывалось не менее 17-ти учебных предметов, а в Нейштадтской Гимназии, в 1751 году, сверх обычных предметов, логики и математики, искусства вести догматические диспуты, ботаники и т. и., обучали еще халдейскому языку, артиллерии, хронологии и геральдике. Наконец, у нас, в учрежденной, в 1798 году, Казанской Губернской Гимназии, учебный курс был составлен даже из 25-ти предметов, в числе которых названы: "практическая философия, вышния части чистой математики, механика, гражданская архитектура, артиллерия, фортификация, тактика, гидравлика, земледелие и законоискусство" (Полн. Собран. Закон., т. ХХУ, 18539).

 

11) При Корпусе определено иметь

- "библиотеку, не токмо для употребления кадетам, но и самим офицерам, учителям и воспитателям,

- натуральный кабинет,

- ботанический сад,

- арсенал,

- механическую и архитектурную камеры и

- галерею с живописными картинами";

кроме того рекомендуется употреблять при преподавании геометрические модели, глобусы и планетарии.

 

12) Экзамены, в присутствии корпусного начальства, назначено производить:

- воспитанникам двух младших возрастов - чрез каждые четыре месяца,

среднего возраста - полугодичные и

двух старших возрастов - годичные, последние непременно в присутствии всех членов корпусного Совета.

По окончании экзаменов лучшие ученики трех младших возрастов получают награды по усмотрению Совета; для награждения же отличнейших учеников старших возрастов, установлены: для IV - 6 серебряных и для V- 6 золотых медалей трех разных величин. Раздачу таковых наград предписано производить, от Высочайшего имени, "с приличною важностью и при собрании особ первенствующих чинов обоего пола".

 

13) По окончании курса V возраста, все воспитанники, кои удостоятся похвального свидетельства от Совета, приобретали право на чин поручика, или соответствующий гражданский чин. Сверх того, получившим награды предоставлялось право на казенный счет "отправляться в чужие край на три года, с обязательством доносить Совету как об успехах своего путешествия, так и о чинимых ими по различным местам примечаниях и изобретениях".

 

К изложенным здесь, в главных чертах, уставу Корпуса и "Рассуждениям, руководствующим к новому его установлению", прибавлено особое заключение, которым сам составитель проекта этих законов характеризует общий смысл заключающихся в них правил.

"Довольно, кажется, говорит он, изъяснено и доказано, что воспитанию в кадетском корпусе должно быть практическому, паче нежели теоретическому;

учиться юношеству больше от смотрения и слышания, нежели от твержения уроков;

что порядкам шляхетного сего училища надобно быть вовсе отличным от наблюдаемого в школах, академиях и университетах обыкновения;

 что, елико можно, надлежит избегать всех излишних праздностей, нарядов и всего того, что жизнь изнежить и в ослабление привести может;

что надлежит больше тело приучать к трудам, нежели принуждать разум к размышлениям и соображениям;

чтоб блестящая поверхность не была предпочитаема простым и правдолюбивым нравам, но преимущество бы давано было трудам, постоянству и доброй вере".

 

В дополнение к уставу 1766 года, в начале следующего же года издан был и новый штат Корпуса, по которому сумма на годовое его содержание увеличена до 165.000 р.; в 1785 г. цифра эта была доведена уже до 200.000 р., а в 1797 году еще увеличена на 25.000 рублей.

Для удобнейшего перехода к новой организации заведения, прием воспитанников, с 1770 года, был на время приостановлен, и затем с 1778 г. устав Корпуса стал применяться на деле уже во всех своих частях.

 

В октябре 1772 года, по докладу Бецкого, состоялось Высочайшее повеление о приготовлении при самом Корпусе необходимых ему воспитателей и учителей, с единовременным отпуском на этот предмет суммы в 100.000 р. Для таковой цели положено было через каждые три года определять в Корпус от 14-ти до 16-ти мещанских сыновей, которые, по окончании в нем полного курса, должны здесь же приобретать и все необходимые для преподавателей познания; от совместного же обучения таковых воспитанников-мещан с кадетами-дворянами ожидалась и та польза, что, как сказано в докладе, "сии последние, привыкнув заблаговременно не пренебрегать теми, кои законами общества определены к нижнему против них состоянию, научатся исподволь судить о людях по прямым достоинствам, а не по делам, ни мало от них независящим".

 

Со времени утверждения нового устава Корпуса во главе управления им стоял сам Бецкий, как старший член Совета, в списках которого, за все время его существования до 1787 г., встречаются, между прочими, известные имена: Ф.И.Глебова, И.Д.Еропкина, графа П.И.Панина, барона И.И.Меллера-Закомельского, князя А.М.Голицына, И.И.Михельсона и князя А.А.Вяземского.

Должность же генерал-директора Корпуса последовательно исполняли: Брандт (1767 г.), де-Ласкари (1770 г.), Пурпур (1778 г.) и граф де-Бальмен (1784 - 1787 г.).

 

В ноябре 1787 года Совет Корпуса был упразднен, и к управлению всем заведением призван генерал-адъютант, граф Ф.Е.Ангальт, с правами Главного начальника. Сохраняя за Корпусом прежнюю его внутреннюю организацию по уставу 1766 года, граф Ангальт обратил преимущественное внимание на нравственное воспитание кадет, в жизни которых он лично принимал самое близкое участие; его же просвещенной заботливости Корпус обязан многими воспитательными пособиями, а также значительным обогащением своей библиотеки и других коллекций учебных предметов.

Вообще управление графа Ангальта признается самым светлым периодом в истории Сухопутного Кадетского Корпуса, который, впрочем, недолго пользовался благодушною попечительностью своего Главного начальника, умершего в мае 1794 года

 

В сентябре того же года генерал-директором Корпуса был назначен генерал-поручик Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, впоследствии князь Смоленский, остававшийся в этой должности и при Императоре Павле I, до декабря 1797 года. В его управление Корпус опять возвратился к войсковой организации и был разделен на пять рот, с одним малолетным отделением; вместе с тем постановлено производить прием в Корпус и выпуск из него уже не чрез три года, как было заведено Бецким, а ежегодно.

 

16-го января 1798 года состоялось Высочайшее повеление о назначении Великого Князя Константина Павловича Главноначальствующим Кадетского Корпуса; ближайшими же начальниками заведения, с званием директоров, в царствование Императора Павла были: граф И. Е. Ферзен (1797 г.), генералы: Андреевский (1798 г.) и М. И. Ламздорф (1799 г.), и князь П. А. Зубов (1800 г.), в помощь которому был назначен барон И. И. Дибич.

 

Наконец, Высочайшим приказом от 10-го марта 1800 года, Императорский Сухопутный Кадетский Корпус переименован в 1-й Кадетский Корпус; в следующем же году, за месяц до вступления на престол Императора Александра I, князь Зубов был пожалован званием шефа 1-го Кадетского Корпуса, с назначением в должность его директора  -  сперва барона Дибича, а вскоре затем - генерал-майора Клингера.

 

Оканчивая эту главу, считаем уместным поименовать из числа 3.800 бывших воспитанников, выпущенных из Сухопутного Кадетского Корпуса за первые 70 лет его существования, наиболее выдающихся русских деятелей на поприщах государственной службы, науки или искусства; к таковым бесспорно принадлежат:

князь М. Н. Волконский,

князь А. А. Прозоровский,

граф П. А. Румянцев-Задунайский,

М. А. Деденев,

И. Л. Голенищев-Кутузов,

князь А. А. Вяземский,

М. И. Мордвинов,

П. И. Меллисино,

А. П. Сумароков,

М. М. Херасков,

В. А. Озеров,

Т. И. Тутолмин,

граф М. Ф. Каменский,

А. С. Милорадович,

граф И. Е. Ферзен,

А. А. Беклешев,

С. А. Порошин,

П. И. Пастухов,

граф П. П. Коновницын,

В. Ф. Кнорринг,

И. И. Кушелев,

Я. П. Кульнев,

И. Г. Гогель,

А. X. Востоков,

граф К. Ф. Толь и

М. Е. Храповицкий.

Предыдущая глава

Перейти

Следующая глава