ГЛАВА III

Соединение Артиллерийской и Инженерной Школ в одно общее заведение и проект преобразования его в Шляхетный Корпус.

 

В мае 1756 года на должность генерал-фельдцейхмейстера и главноначальствующего над Инженерным Корпусом был назначен граф Петр Иванович Шувалов - „человек, - по выражению его современников, - замыслов великих и предприимчивый“.

Новый начальник, найдя наши специальные войска „в сожалительном состоянии", прямо заявил, что для приведения их в надлежащее положение необходимо прежде всего озаботиться „о самом основании, которого нет, а от того уже ожидать совершенного плода, приготовляя достойных артиллеристов и инженеров". „Артиллерия и Инженерный Корпус, - говорит он далее, - на науке будучи основаны, должны снабжены быть весьма научеными офицерами; между тем, хотя школы в обоих сих корпусах и есть, токмо они, от неимения знающих учителей и от весьма ограниченного своего учреждения, так недостаточны, что, чисто сказать можно, надежда не есть желания достигнуть; следственно, на оном основании людей, просвещенных науками и искусных в ремеслах, получить нельзя".

 

Руководствуясь таким верным взглядом на дело, граф Шувалов перевел, в 1758 году, Петербургскую Артиллерийскую Школу на Инженерный двор, что на Петербургской стороне, где, как уже было сказано, с 1788 года помещалась Школа Инженерная, и, соединив эти две школы в одно заведение, принял его под свою личную „особенную дирекцию", а непосредственным начальником назначил командира Инженерной Школы, капитана М. И. Мордвинова, бывшего воспитанника Сухопутного Кадетского Корпуса.

Число казеннокоштных воспитанников из дворян простиралось в этом соединенном заведении до 185-ти; обучавшиеся же в Артиллерийской Школе солдатские сыновья, вместе с воспитанниками того же звания из С.-Петербургской Крепостной Инженерной школы, образовали, в 1759 г., Соединенную Солдатскую Школу, которая и составила особое отделение Артиллерийской и Инженерной Дворянской Школы.

 

Во внутреннем устройстве этого последнего заведения тогда же произведены были необходимые улучшения:

- усилены практические учебные занятия,

- введено преподавание немецкого языка,

- положено начало библиотеке и музею,

- устроены типография и лазарет,

- заведены штрафные книги, дневные приказы и периодические отчеты об успехах каждого из воспитанников, и

- вообще улучшено их содержание.

 

Особенное внимание графа Шувалова обращено было на улучшение способов преподавания в Школе наук военных и математики, которая, по его выражению, „есть основание всем наукам в свете".

Так, одному из учителей Школы, Я. П. Козельскому, граф поручил составить руководство арифметики, которое и было издано, в 1764 г., как и „Практическая геометрия" Назарова (Спб. 1760 г.), собственно для Шляхетного Корпуса.

По предмету артиллерии тогда же составлены лучшим учителем Школы И. А. Вельяшевым-Волынцевым учебные записки, которые впоследствии были изданы под заглавием: „Артиллерийские предложения". (Спб. 1767 г.); с тех пор учебник этот служил для наших артиллеристов единственным руководством до 1816 года, когда появилось в свет „Основание артиллерии и понтонной науки", составл. И. Г. Гогелем.

 Наконец, для преподавания фортификации служили здесь сочинения: Вобана („Об атаке и обороне крепостей"), Феша и Штурма, в оригиналах и переводах. Вместе с тем артиллерию и фортификацию стали преподавать обязательно уже всем ученикам Школы, „ибо для чего, - говорит Шувалов, -артиллеристу не делать батарей, не назначивать траншей и не весть сапы, а инженеру — не стрелять из пушек и не бросать бомб?"

Для руководства при исполнении каждым из служащих в Школе определенных обязанностей, изданы были подробные инструкции, одобренные самим графом Шуваловым; он же утверждал в должности каждого из учителей, для чего сам присутствовал на экзаменах и на практических занятиях воспитанников. Для устранения затруднений, неизбежных при многосложной администрации, граф Шувалов предоставил все внутренние распоряжения по Школе власти ее ближайшего командира и, освободив Канцелярию Главной Артиллерии и Фортификации от заведывания Школой, учредил в ней самой особую контору для ведения хозяйства и для контроля его по вновь заведенным приходо-расходным книгам.

На покрытие расходов, сопряженных с такими улучшениями в устройстве Школы, ей, к штатному содержанию в 5.132 р., пожалована была, в 1759 г., из особого источника добавочная сумма, в размере 4.000 рублей в год.

В следующем году Школа получила разрешение выпускать своих воспитанников на службу уже прямо офицерскими чинами.

 

За всем тем граф Шувалов сознавал, что и улучшенное им по мере возможности устройство специально-военной школы все же далеко не отвечает справедливым его требованиям, а потому еще в 1758 г. он представил Императрице проект „об учреждении Корпуса для Артиллерии и Инженерства", основная мысль которого заключалась в обеспечении правительством необходимых средств для доставления будущим офицерам основательного общего образования и затем уже сообщения им всесторонних сведений, как теоретических, так и практических, по части специально-военной.

Главнейшия положения этого, во всех подробностях зрело обдуманного, проекта заключались в следующем:

1) Корпус состоит из

общих классов с 5-ти летним курсом и

специально-военного офицерского класса, с 2-х-летним курсом;

в первых полагается иметь, на полном казенном содержании, всего 240 кадет и 82 капрала, размещенных по 4-м ротам,

а в последнем - 50 обучающихся офицеров на определенном жалованье.

Сверх того положено обучать при Корпусе и некоторое число солдатских сыновей для приготовления их в унтер-офицеры, кондукторы и мастеровые.

2) Для Корпуса предположено построить каменный дом, в котором помещались бы кадеты, офицеры и учителя.

3) К приему в Корпус, по усмотрению генерал-фельдцейхмейстера, допускаются исключительно сыновья русских и остзейских дворян.

4) В состав корпусного управления входили: директор и его помощник, майор, которому поручалось непосредственное наблюдение за учебными занятиями, 4 ротных командира, 4 поручика, 4 подпоручика, 3 прапорщика и 6 учителей военного класса, все в штаб-офицерских чинах, крометого, при церкви положено иметь иеромонаха с иеродиаконом и дьячками, при лазарете - доктора, лекаря с подлекарями и аптекаря, при штабе и канцелярии - обер-аудитора, адютанта, секретаря, протоколиста и писарей, и, наконец, при экономии-гофмейстера с подъячим, мастерами и подмастерьями, 4-х сержантов, подпрапорщика, каптенармуса и фурьера.

5) Проект обращает особенное внимание на строгий выбор лиц при всех назначениях в должности по части учебно-воспитательной. „Необходимо потребно, - сказано в проэкте, - чтобы в директоры в Корпус определен был такой человек, которого бы знание военного дела и охота, сопряженные с достоинствами его особы, служили примером всем подчиненным к исполнению должностей их“. Вместе с тем для корпусных офицеров проектированы некоторые преимущества по службе вообще и по размерам содержания.

6) На годовое содержание Корпуса исчислена была сумма в 60.700 рублей, из которых причиталось приблизительно:

На стол, одежду и аммуницию воспитанников  - 19.000 р.

На освещение, отопление и ремонт корпусного здания - 2.000 р.

На содержание лазарета - 900 р.

На содержание служащих - 15.900 р.

На жалованье учителям и обучающимся офицерам -18.900 р.

На учебные пособия - 4.000 р. 

7) Преподавание в кадетских классах предполагалось поручать:

по специальным предметам - корпусным офицерам, без особого за то вознаграждения,

а по предметам общего образования - приватным учителям, с платою каждому от 400 до 800 рублей в год;

штатные же оклады вышеупомянутых учителей военного класса простирались от 600 до 1.500 рублей.

8) Учебный курс кадетских классов составляли нижеследующия три группы предметов:

а) языки русский, французский и немецкий, история и география, механика, гидравлика и аэрометрия, гражданская архитектура, математическая география, химия, основания экспериментальной физики, натуральная история, военные экзерсиции, танцование, фехтование и верховая езда;

б) арифметика и низшая алгебра, начальная и высшая геометрия, „свойства трех сечений конуса и прочее до сего относящееся"

в) артиллерия, фортификация, фейерверочное искусство, рисование и черчение.

9) В специально-военном классе положено было подробно изучать строевую службу и различные предметы, касающиеся устройства и управления войск и употребления их в бою; здесь же рекомендовано было „читать всех военных авторов и делать на них рефлекцы, разсуждать о всех знатных баталиях и акциях, а также о настоящих политических делах в Европе и о военных силах других держав".

10) Перед выпуском на службу предполагалось производить публичный экзамен офицерам военного класса, „дабы, - как сказано в проэкте, - учреждение это не только находящимся и обучаемым в нем, но и прочим военного дела людям пользу производило".

и 11) Наконец, в проэкте высказывается мнение о пользе замещения воспитанниками Корпуса вообще всех тех должностей в армии, кои требуют специального научного образования; вместе с тем предположено было лучших из выпускных воспитанников оставлять при Корпусе в должности офицеров.

 

Изложенный здесь в общих чертах проект удостоился предварительного Высочайшого одобрения; но прежде его осуществления последовала кончина Императрицы Елисаветы, в 1761 году.

В начале следующого года умер и сам составитель проекта, граф П. И. Шувалов, а вскоре затем устав проектированного им Артиллерийского и Инженерного Корпуса был утвержден уже Императрицею Екатериною II.

Относя обзор устройства этого нового заведения к следующему отделу нашего Очерка, считаем долгом справедливости заключить настоящую главу упоминанием о заслугах Шуваловской Артиллерийской и Инженерной Дворянской Школы. В ней образовались весьма полезные учителя для будущого Шляхетного Корпуса (Вельяшев - Волынцев, Козельский, Картмазов и др.); она же, под просвещенным руководством графа Шувалова, выработала и будущего достойного директора Корпуса, в лице М. И. Мордвинова. Наконец, в числе имен воспитанников, выпущенных из Школы в 1761 году, находим столь славное впоследствии имя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова

Предыдущая глава

Перейти

Следующая глава