ГЛАВА II. Учреждение Сухопутного Кадетского Корпуса.
Первая мысль об учреждении в России Кадетского Корпуса принадлежала одному из сподвижников Петра Великого бывшему впоследствии кабинет-министром графу П. И. Ягужинскому. В качестве посла нашего при Прусском дворе, Ягужинский, живя в Берлине, успел близко ознакомиться с устройством тамошнего кадетского корпуса. Заведение это, обязанное своим возникновением курфюрсту Фридриху-Вильгельму, основателю могущества Пруссии, образовалось из трех Кадетских Академий, учрежденных еще в 1653 году в Кольберге, Магдебурге и Берлине. К 1730 году названные Академии были уже сосредоточены в Берлине и составляли корпус из 236 кадет, разделенный на четыре роты; сверх того малолетние кандидаты подготовлялись к поступлению в корпус в Потсдамском Сиротском Институте, существующем и в настоящее время. Воспитанниками этого корпуса преимущественно пополнялись офицерские вакансии в Прусской армии, численность которой простиралась тогда до 80.000 человек.
В первый же год царствования Анны Иоанновны, Ягужинский предложил учредить в России, для военного образования дворян, два заведения по образцу Прусского кадетского корпуса, каждое на 500 человек. Учрежденные Петром Великим военные школы не могли, как показал опыт, давать молодым дворянам полного и разностороннего общего образования, да недостаточно подготовляли их и для военной службы в офицерских чинах. А потому, почти единственным путем "к обучению младого шляхетства" оставались по прежнему посылки в чужие края. Но само Правительство признавало, что "хотя из того не малая польза происходила, токмо не без трудности и не без убытку им от тех посылок было, а именно: отлучались от домов и от родителей своих в дальние чужие край, в которых, как в проездах, так и в тамошнем себя содержании и в платеже за науки, понесли великие убытки, а иные, не имея над собою надлежащего смотрения, возвратились без плода". По этим соображениям, Императрица, одобрив мысль графа Ягужинского, поручила обсудить в подробности его предложение президенту Военной Коллегии, графу Миниху, по докладу которого и состоялся именной Высочайший указ об учреждении Кадетского Корпуса, данный Сенату в 29-й день июля 1731 года, с определением на содержание Корпуса годовой суммы в 88.896 рублей и одной деревни, от 80-ти до 50-ти дворов, и с единовременным отпуском на первоначальное обзаведение 15.000 рублей. "Хотя", - сказано в этом указе, -"вечнодостойные памяти Дядя Наш, Государь Петр Великий, Император, неусыпными своими трудами воинское дело в такое уже совершенное состояние привел, что оружие Российское действия свои всему свету храбростию и искусством показало.... и воинское дело по ныне еще в настоящем добром порядке содержится; однакож, чтоб такое славное и Государству зело потребное дело наивящше в искусстве производилось, весьма нужно, дабы шляхетство от младых лет к тому в теории обучены, а потом и в практику годны были; того ради указали Мы: учредить Корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей, от 13-ти до 18-ти лет". Всех кадет в Корпусе положено обучать математике, рисованию, артиллерии, фортификации, фехтованию, верховой езде и "прочим к воинскому искусству потребным наукам. "А понеже, - далее говорится в указе, - не каждого человека природа к одному воинскому склонна, тако-ж и в Государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение: того ради иметь при этом учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцования, музыки и прочих полезных наук, дабы, видя природную склонность, по тому-б и к учению определять". В то же время решено поместить Корпус в С.-Петербурге, как потому, что столица сосредоточивала в себе наиболее образовательных средств вообще, так и вследствие особых воспитательных соображений. В представленном графом Минихом проекте устава Корпуса прямо высказана та мысль, что "молодым людям, для наилучшего их учения, полезнее бывает в таких краях быть, где бы родства и деревень или жительства их в близости не имели". Такое стремление устранить воспитанников от влияния семьи проявилось у нас еще прежде при устройстве Духовных Семинарий в 1721 году; впоследствии та же мысль высказывалась в Германии педагогами из школы филантропистов и настойчиво проводилась у нас в проектах Бецкого, с определенною уже целью "создания новой породы людей самим Государством".
В ноябре 1731 года утвержден был устав Корпуса существенные черты которого заключались в следующем: 1) Для Корпуса назначен особый дом, с обширным местом, на Васильевском острове (где ныне помещается 1-е, Павловское, Военное Училище). 2) Все кадеты "для учения и житья с немалым покоем" должны быть помещены в корпусном доме, "по примеру, как сказано в уставе, Прусского, Датского и прочих королевских кадетских домов, дабы они толь меньше гулянием и непристойными обхождениями и забавами напрасно время не тратили, но во всем, как в учении, так и в прочем их состоянии и поведении, над ними непрестанное имелось надзирание"; в том же доме должны жить священник и некоторые офицеры, учителя и надзиратели. 3) Корпус разделяется на две роты сотенного состава. В каждой комнате помещаются и имеют казенный стол 6 или 7 кадетов, из которых один назначается старшим ("уставщиком в камратстве"); из числа же офицеров, один капитан с поручиком наряжаются по-недельно на безотлучное дежурство по всему заведению. 4) В Корпус принимаются исключительно дворяне, уже обучившиеся грамоте; учебный курс разделяется на четыре класса и в трех высших продолжается 5 или 6 лет, "дабы, - говорит устав, - довольное и фундаментальное в науках искусство кадеты получать могли, и несовершенным и безосновательным учением тем чинам, в которых впредь определяются, вместо ожидаемой пользы, вреда причинено не было“. 5) В дополнение и разъяснение состава учебного курса, определенного в указе от 29-го июля, устав называет еще следующие предметы преподавания в Корпусе: языки русский, немецкий, французский и латинский (последний только для желающих), чистописание, грамматику, риторику, мораль и геральдику, а также предписывает упражнять воспитанников в танцовании, вольтижировании и "в солдатской экзерциции". Эти последние занятия назначались по уставу ежедневно; но впоследствии повелено было: "впредь кадетов военной экзерциции обучать в каждую неделю по одному дню, дабы оным от того в обучении других наук препятствия не было". 6) При распределении предметов по классам оговорено, что все пройденное в низших классах повторяется ("твердится") в высших, и предписано составлять еженедельное расписание уроков. 7) Надзиратели обязаны иметь над вверенными им кадетами "радетельное смотрение, дабы они во всех своих поведениях, то еже добродеяние, учтивость, пристойная покорность и честь повелевает, всегда чинили, а лжи и неверности и прочие шляхетству непристойные пороки заранее у них весьма искоренены были". 8) Кадеты ставятся "на караул к некоторым честнейшим постам" и приучаются собираться в порядке по сигналам, ходить строем и "во всем весьма по солдатски поступать"; во время же обеда один из них, поочередно, должен читать вслух "несколько из артикулов, регламентов и указов, также и из историев или газетов и проч." 9) При Корпусе положено иметь в отдельном помещении лазарет для воспитанников; о всех же присылаемых им родителями деньгах должно быть известно начальству, без разрешения которого деньги эти не могут быть расходуемы кадетами. 10) Каждую треть года назначено производить кадетам частные, а в конце года — публичные экзамены, последние в присутствии самой Императрицы, или же "при министрах, генералитете и прочих духовных и гражданских знатных персонах". Впоследствии предписано было "в Кадетском Корпусе во всякой год иметь два публичные экзамена, а именно 15-го марта и 15-го сентября, в присутствии одного из сенаторов, некоторых профессоров и учителей Академии Наук, также из Адмиралтейской Академии и из Инженерного Корпуса"; вместе с тем установлены были подробные правила для производства таковых экзаменов. 11) При переводе воспитанников в старший класс как равно и перед выпуском из Корпуса общий совет из начальствующих лиц и преподавателей решал, к какой именно служебной специальности каждый кадет оказывал "больше склонности, прилежания и особливо понятия". Сообразно такому решению выпускные кадеты, "не быв в солдатах и матросах и других нижних чинах", предназначались прямо на службу, "в полки от кавалерии или инфантерии, в фортификации или в артиллерии, в унтер-офицерские и в прапорщичьи, а которые больше знают - и в подпоруческие и в поруческие, или тому подобныѳ гражданские чины или ранги"; тем же из выпускных воспитанников, которые желали получить высшее образование, предоставлялось право на дальнейшее обучение в Академии Наук. При всех таких предназначениях на службу, как равно и при удостоении воспитанников к переводу в высшие классы, указано руководствоваться строжайшим беспристрастием, "не смотря, как сказано в уставе, ни на старшинство или службу, ниже на прочие какие обстоятельства, но токмо едино сущее всякого достоинство и понятие".
Вместе с тем, "для известия всему шляхетству", объявлено было, чтобы родители, желающие определить сыновей своих в Корпус, записывались при находившемся тогда в Москве Высочайшем Дворе, у дежурного генерал-адъютанта, в Петербурге - у графа Миниха, а в Лифляндии и Эстляндии - у местных губернаторов. При повторении этого объявления, в именном указе от 4-го декабря 1731 года, Императрица выразила надежду, что "от такого смотритѳльного и регулярного учения может происходить не малая государственная польза, и таким наукам и зело славному и полезному делу оное шляхетство обучаемы быть имеют во всяком почтении и довольстве, без собственных своих домовных убытков".
В день открытия Корпуса, 17-го февраля 1732 года, в нем числилось всего 56 воспитанников, а в следующем же месяце их оказалось уже более 300, вследствие чего, по докладу графа Миниха, издан был, 12-го мая 1732 года, новый штат Корпуса на 360 человек, с разделением их на три роты; по новому штату на содержание Корпуса повелено отпускать от Военной Коллегии ежегодно по 68.403 р. Летом того же года началось в Корпусе классное преподавание, на которое посвящалось время от 6-ти до 10-ти часов утра и от 2-х до 4-х часов пополудни; сверх того, на внеклассные учебные занятия и упражнения полагалось ежедневно по 4 часа. Вставали воспитанники в исходе 5-го часа утра, в 6-м часу завтракали, в полдень - обедали, в 8-м часу ужинали, а в 9 ложились спать. В следующем году, по поводу побега из Корпуса 5-ти воспитанников, состоялось Высочайшее повеление о том, чтобы, "впредь, ежели кадеты в таковых побегах явятся, чинить штрафы за первый побег - отсылкою для учения с солдатскими детьми, в гарнизонную школу, на полгода, а за второй - в оную ж школу на три года".
При Императрице Елисавете Петровне Корпус получил, в 1743 году, наименование Сухопутного, для отличия от Морского, а в 1760 году, комплект Корпуса опять был увеличен. По новому штату положено содержать в нем уже 490 кадет с разделением их на пять рот: гренадерскую, три мушкетерские и конную, а штатная сумма увеличена при этом до 89.000 р. Вместе с тем, для снабжения армии мастеровыми положено было обучать при Корпусе до 150 солдатских и мещанских сыновей, с особым отпуском на этот предмет 6.000 рублей. В сенатском указе по этому предмету говорится, между прочим, что "ежели хотеть национальных хороших мастеров иметь, то надо наперед к тому способных людей приготовить, начав обучать их, с 13-ти до 15-ти летнего возраста, грамоте, ариѳметике, геометрии, рисовать и немецкому языку, так как все хорошие мастеровые - Немцы, не довольно русского языка знающие".
В первое тридцатилетие существования Кадетского Корпуса Главными директорами его были последовательно: граф Миних (1731 г.), принцы: Антон-Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский и Людвиг Гессен-Гамбургский (1741 г.), князь В. А. Репнин (1745 г.), князь Б. Г. Юсупов (1750 г.), Наследник Престола, Великий Князь Петр Феодорович (1759 г.), и И. И. Шувалов (1762 г.).
В должности же директора Корпуса, как ближайшего руководителя заведения, состояли: генерал барон Люберас (1731 г.), тайный советник барон Миних (1734 г.), генерал Тетау (1734 г.) и генерал Мельгунов (1756 г.).
Все годовые отчеты Корпуса, по приходу и расходу денежных сумм, ревизовались в Счетной Конторе Военной Коллегии; кроме того третные отчеты по хозяйству Корпуса представлялись в Кабинет Их Величеств.
В заключение этой главы следует еще упомянуть, что в царствование Петра III издан был проектированный И. И. Шуваловым закон о соединении всех существовавших тогда военно-учебных учреждений, не исключая и Морского Корпуса, в одно обширное заведение из 920 воспитанников, разделенных на 8 рот, с одним кавалерийским эскадроном; на содержание этого заведения положено было отпускать более 170.000 рублей, с тем, чтобы оно приготовляло офицеров как в армию и артиллерию, так и во флот. Но постановление это было отменено вскоре по вступлении на престол преемницы Петра III. |
Перейти |