ГЛАВА VI Учреждение Военно-Сиротского Дома и перечисление Шкловского Благородного Училища в казенное ведомство.
С постепенным увеличением в XVIII столетии численности нашей армии, возрастало и число солдатских сыновей, призреваемых в тех школах при гарнизонных полках, о которых было упомянуто в гл. I. Так, в 1756 году, когда в наших войсках числилось уже более 338.000 человек, в гарнизонных школах считалось до 6.000 учеников.
По "Учреждению о гарнизонах", изданному 19-го апреля 1764 года, в каждом из 108 гарнизонных батальонов определено было содержать по 54 школьника, с отпуском на каждого из них по 5 р. 32 к. в год, "на провиант и одежду, с книгами и прочими к учению надобными вещами". Затем, когда "Инструкцией пехотного полка полковнику" подтверждена была принадлежность военному ведомству всех солдатских сыновей, число их в гарнизонных школах неминуемо должно было еще увеличиться. И действительно, уже в 1765 году наличное число таковых школьников превышало 9.000, как видно из доклада Воинской Комиссии коим испрашивался отпуск добавочных средств на содержание сверхкомплектных воспитанников; это ходатайство мотивировано в докладе тем, что "сбережение солдатских детей, дабы все оные без призрения не оставались и, по неимуществу содержания, до возрасту меж двор не скитались, и тем напрасно пропадать не могли, сопряжено с пользою службы Ея Императорского Величества".
В 1774 году разрешено было принимать в гарнизонные школы, кроме солдатских сыновей, и "неимущих дворянских детей, хотя бы число их до 1.000 человек случилось". Такими мерами к концу царствования Императрицы Екатерины II, когда численность наших войск достигла почти полумиллиона, во всех гарнизонных школах обучалось уже до 12.000 малолетних. Но и эта цифра оказывалась недостаточною, так как весьма значительное число осиротевших, вследствие беспрерывных войн с 1787 года, детей военнослужащих требовало призрения их в закрытых казенных заведениях. Великий Князь Павел Петрович, незадолго до своего воцарения, устроил, при дворцах на Каменном острове и в Гатчине, школы для сыновей призреваемых им инвалидов, и в 1795 году соединил обе школы в одно заведение, под названием Сиротского Дома.
В первый же год своего царствования Император Павел перевел это заведение в Петербург и, на докладе Военной Коллегии о гарнизонных школах, положил следующую собственноручную резолюцию: "Желаю, чтобы Коллегия положение сделала для солдатских детей сколько можно ближе к заведению Моему при гвардии, под названием Сиротского Дома, почитая заведения сии по разным местам, как лишь отделения одного заведения". В исполнение этого повеления, в исходе 1798 года, при докладе Великого Князя Александра Павловича и генералов: Ламба, Палена и Аракчеева, представлен был проект "учреждения Императорского Военно-Сиротского Дома и Отделений оного при гарнизонных полках", который и был Высочайше утвержден 23-го декабря того же года. Это новое военно-учебное заведение, со всеми его отделениями, подчинено было вновь образованной при Военной Коллегии "особой экспедиции о военных сиротских учреждениях", состоявшей под председательством С.-Петербургского Военного Губернатора.
По уставу Военно-Сиротского Дома, помещенного в столице, он разделялся на два отделения, из которых первое предназначалось для 200 сыновей неимущих дворян и офицеров, предпочтительно же сирот, а второе - для 800 солдатских сыновей; на все содержание его положено было отпускать ежегодно до 127.000 рублей. Воспитанники первого отделения назывались кадетами и обучались Закону Божию, языкам: русскому и немецкому, ариѳметике, геометрии, артиллерии, фортификации, тактике, рисованию, истории и географии, "однако же, прибавлено в уставе, не в таком виде, чтоб других обучать могли, но чтоб сами познаниями пользоваться умели". Для постоянного надзора за кадетами назначались, "по предъявлении достаточных доказательств о знании и беспорочном поведении, смотрители, в числе 4-х, из служивших армейских офицеров, знающих российский и немецкий языки"; эти смотрители обязаны были, под наблюдением инспектора, обучать кадет воинской службе. По окончании положенного курса, кадеты вообще выпускались в армию юнкерами и портупей-прапорщиками, а отличные производились в офицеры. Воспитанники второго отделения Военно-Сиротского Дома обучались Закону Божию, русской грамоте, ариѳметике и затем, в особом ремесленном классе, "всему, что к пользе войск служить может, как-то: портному, сапожному, башмачному, седельному, кузнечному, слесарному, ружейному, ложенному, каретному, токарному и малярному мастерствам, а также, по способности, музыке на духовых инструментах и барабанному бою"; воспитанников этого класса разрешалось, "для окончательной выучки", отдавать к ремесленным мастерам, по контрактам на сроки не свыше 6-ти лет. Из воспитанников же второго отделения предписывалось выбирать до 50-ти человек, отличных по поведению, способностям и успехам, для продолжения учебного курса в классах кадетских, с целью приготовления в учительские помощники и даже в учителя для Сиротского Дома и провинциальных его Отделений. Эти последние положено было поместить в тех самых домах, где до того находились гарнизонные школы; во всех же Отделениях Военно-Сиротского Дома определено содержать 16.400 малолетних солдатских сыновей, с ежегодным отпуском на этот предмет 520.000 р.
Воспитанников провинциальных Отделений предписывалось обучать "всему строевому и до воинской службы и ея порядка принадлежащему, грамоте, арифметике, барабанщичьѳй науке, играть на флейте, а в некоторых Отделениях, сверх того, и музыке". По достижении 18-ти летнего возраста таковые воспитанники определялись на службу в полки, причем в барабанщики и флейщики разрешено было назначать и менее взрослых, но не ранее, однако же, шестнадцатого года от роду. Благотворительная цель учреждения Военно-Сиротского Дома не замедлила вызвать частные пожертвования в его пользу. Так, в 1799 году, графы Румянцовы (Н. П. и М. П., сыновья фельдмаршала) пожертвовали капитал в 50.000 рублей, на постоянное содержание в этом заведении 14-ти воспитанников; в следующем году граф Н. П. Шереметев учредил, в пользу воспитанников того же заведения, два командорства в Российском Великом Приорстве ордена св. Иоанна Иерусалимского, а купец Нащокин пожертвовал Военно-Сиротскому Дому 50.000 рублей.
Впрочем, в предшествовавшее царствование проявилось еще в более широких размерах содействие правительству, со стороны частного лица, в устройстве приготовительных для военной службы заведений; мы говорим об основании "Благородного Училища" в Шклове владельцем его, генерал-майором С. Г. Зоричем, сербом по происхождению, поступившим в русскую службу еще при Елизавете Петровне. В 1778 году Императрица Екатерина II пожаловала Зоричу гор. Шклов, где 24-го ноября того же года он открыл Училище для бедных дворян, которое впоследствии помещалось в приспособленном для этой цели обширном доме (на 250 челов.) и разделялось на два кавалерийских взвода и две пешия роты. Иждивением и заботливостью своего учредителя Училище это было снабжено всеми необходимыми средствами, как личными, так и материальными, для образования будущих офицеров; по его же ходатайству выпускаемые из Училища воспитанники получали места в службе военной и гражданской, а с 1785 года многие из них, прямо по выпуске, производились уже в офицеры. Вскоре по воцарении Павла, устроенное Зоричем заведение перечислено было в казенное ведомство, с предоставлением, однако же, "главной над Училищем дирекции" его учредителю, в помощь которому был назначен подполковник И. А. Фливерк; вместе с тем Высочайше повелено: употребленный Зоричем на устройство Училища капитал (до 78.000 р.) зачесть в число лежавших на нем казенных долгов, а потребную на содержание заведения сумму (до 44.000 р.) отпускать из общих государственных доходов. По смерти Зорича, в ноябре 1799 года, Шкловское Училище поручено было главному ведению Белорусского губернатора, П. И. Северина, и тогда же наименовано Кадетским Корпусом, который вскоре повелено было перевести в гор. Гродно, во дворец Королей Польских, с новым переименованием в "Отделение Кадетского Корпуса Гродненского". Летом 1800 года Отделение это, в числе 211 воспитанников, было окончательно переведено из Шилова в Гродно, под начальством нового своего шефа, полковника В. К. Кетлера. Из бывших учеников этого заведения можем назвать здесь: А. И. Маркевича, Н. П. Петряева, Л. Н. Энгельгардта, графа А. А. Закревского, В. Р. Марченко и М. И. Лекса; общее же число артиллерийских и армейских офицеров, выпущенных из него со времени учреждения до 1801 года, достигает 470 человек. Здесь оканчиваем мы обзор второго периода развития наших военно-учебных заведений, из которого видно, что к началу царствования Императора Александра I Россия имела всего четыре более или менее благоустроенных, по требованиям времени, офицерских рассадника, и что два старейшие из них тогда уже приобрели несомненное право гордиться немалым числом своих бывших питомцев, увенчанных победными лаврами Ларги и Кагула, Бендер, Измаила, Фокшан и Рымника, Мациовиц и Праги, Требии, Нови и С.-Готарда |
Перейти |