ГЛАВА VI

Сосредоточение высшего управления всеми военно-учебными заведениями в Военною Министерстве и учреждение в составе его Главного Управления Военно-Учебных Заведений; первоначальная организация сего Управления и изменения в устройстве его, последовавшие до настоящего времени.

 

Из первой части очерка видно, что возникавшие в нашем отечестве, с начала прошлого столетия, отдельные военно-учебные заведения не имели до воцарения Императора Николая I никакой общей, правильно организованной администрации, и что лишь со времени назначения в должность Главного их Начальника - Великого Князя Михаила Павловича, в 1831 году, большинство заведений, учрежденных с целью приготовления офицеров для нашей Армии, подчинено было ведению особого центрального Управления, которое находилось с связи с Военным Министерством только по делам общим и в порядке высшего управления.

Между тем, прямая обязанность следить за развитием военного образования в войсках и комплектовать их офицерами лежала на Военном Министерстве, а главным по численности источником комплектования являлось производство в офицеры войсковых юнкеров и унтер-офицеров. Так, в общем числе офицеров, поступивших в регулярные войска с 1856 по 186 и год, произведенные из юнкеров и унтер-офицеров составляли более 62%, а определившихся из отставки насчитывалось до 12%; из общих же военно-учебных заведений, содержание которых стоило около 4-х миллионов р. в год, поступало в ряды Армии, как уже было сказано, до 600 офицеров ежегодно, что составляло не более 26%.

 

При таком положении дела Военное Министерство, озабочиваясь необходимостью поднять уровень образования войсковых юнкеров и унтер-офицеров и далеко не располагая достаточными для того денежными средствами, было прямо заинтересовано и в вопросе о том, в какой мере соответствуют выпускаемые из Кадетских Корпусов и однородных с ними заведений офицеры всем требованиям военной службы и столь значительным затратам казны на их приготовление, ассигнуемым в связи с общею цифрою военного бюджета.

Всестороннее рассмотрение этих двух вопросов, тесно связанных между собою, привело к заключению, что войсковой источник комплектования офицерских вакансий несомненно имел за собою практические строевые достоинства, но общий уровень образования офицеров из этого источника был несравненно ниже, чем у массы офицеров из Кадетских Корпусов, которые, в свою очередь, далеко не могли удовлетворять практическим требованиям войсковой службы.

Таким путем выяснилась необходимость привести оба названные источника в ближайшее соответствие с действительными войсковыми потребностями и принять меры к устранению сознанных недостатков в каждом из них. Для успешного же достижения такой цели нужно было, прежде всего, установить единство в управлении всею военно-учебною частью.

По всем вышеизложенным соображениям, Высочайшим указом Правительствующему Сенату, от 21-го января 1863 года, ведомство Военно-Учебных Заведений введено в состав Военного Министерства, управляемого с 16-го мая 1861 года генерал-адъютантом, графом Д. А. Милютиным. При этом прежний Штаб Главного Начальника помянутых заведений и бывшее Управление Училищ военного ведомства соединены в одно Главное Управление Военно-Учебных Заведении, организованное по образцу уже действовавших тогда Главных Управлений Артиллерийского и Инженерного; вместе с тем учреждение это подчинено особому лицу, с званием Начальника Военно-Учебных Заведений, в таковую должность тогда же был назначен попечитель Московского учебного округа, Генерального Штаба, свиты Его Величества генерал-майор Н. В. Исаков, а в должность его помощника  -  бывший начальник Штаба Его Высочества, генерал-майор Е. В. Корсаков.

В то же время упразднен особый Совет о Военно-Учебных Заведениях, причем состоявшие членами сего Совета, генералы: Анненков, Клюпфель и Миркович - были назначены членами Комитета о раненых, Хатов 1-й, Воронец, Мейнандер, Врангель 2-й и бар. Розен  -  зачислены по роду оружия, а Желтухин назначен членом Военного Совета и Инспектором Военно-Учебных Заведений; таковое же назначение получили: член Совета Императорской Военной Академии, генерал-адъютант Крыжановский, бывший начальник Николаевского Училища гвардейских юнкеров, генерал-лейтенант Сутгоф, и бывший директор Училищ военного ведомства, генерал-майор Роговский. Вместе с тем, на будущее время инспектирование военно­учебных заведений возложено на обязанность как членов - Инспекторов Военного Совета, так и особых чинов, положенных для сей цели при Главном Управлении сих заведений.

Наконец, в видах ближайшего сопоставления специальных военно-учебных заведений с ведомствами, для которых заведения эти должны подготовлять деятелей, Академии: Николаевская Генерального Штаба, Михайловская Артиллерийская с Училищем, и Николаевская Инженерная также с Училищем, состоявшие до того под ведением Штаба Военно-Учебных Заведений, подчинены непосредственно своим специальным Главным Управлениям Военного Министерства. Для обсуждения же вопросов общих, касающихся как Военно-Учебных Заведений, подведомственных Главному их Управлению, так и Академий со специальными Училищами, а равно и Юнкерских Училищ, учрежден при Военном Министерстве Главный Военно-Учебный Комитет, в котором начальник Военно-Учебных Заведений, его помощник и начальники каждой из трех названных Академий назначены состоять непременными членами; сверх того, в Комитет тогда же назначены были:

председателем - артиллерии генерал-лейтенант А. В. Дядин,

членами  -  генерал-лейтенанты: бар. В. Медем и О. П. Резвой.

Впоследствии, при издании общего штата Военного Министерства в 1867 году, в числе непременных членов Главного Военно-Учебного Комитета, сверх вышеназванных, положены: начальник Главного Штаба, начальник Канцелярии Военного Министерства, товарищи генерал-фельдцейхмейстера и генерал-инспектора по Инженерной части и начальники Академий: Военно-Юридической и Медико-хирургической; в настоящее же время членами названного Комитета, председательствуемого генералом-от-артиллерии О. Д. Резвым, состоят назначенные по особым Высочайшим повелениям: генерал-адъютанты - А. К. Баумгартен 2-й и Н В. Корсаков, генерал-лейтенанты  -  А. И. Ватаци, И. М. Гедеонов, А. С. Платов и Г. Г. Данилович, и действ. ст. сов. П.Н. Белоха.

 

В августе того же 1863 года изданы были Положение и штат Главного Управления Военно-Учебных Заведений Высочайше утвержденные в виде временной меры на два года; впоследствии срок этот был продолжен до общего преобразования в штатах Военного Министерства.

Согласно этому Положению, в ведении Главного Управления остались:

Пажеский и сухопутные Кадетские Корпуса,

Николаевское Училище гвардейских юнкеров и Константиновское Военное Училище,

а также Училища военного ведомства и Аудиторское Училище, которое в следующем же году подчинено было генерал-аудитору Военного Министерства;

сверх того, по открытии в 1864 году Юнкерских Училищ, высший надзор за направлением в них учебной части возложен на главное начальство Военно-Учебных Заведений.

На основании нового закона, в Главном Управлении сосредоточены были все дела:

а) по личному составу подведомственных ему заведений, как равно по определению и выпуску из них воспитанников;

б) по воспитанию и образованию воспитанников, и

в) по хозяйству заведений.

Сообразно тому в Управлении положено было четыре отделения:  I - инспекторское, II - учебное, III - хозяй­ственное и IV - контрольное, последнее - как временное, впредь до издания новых законоположений об отчетности вообще.

Кроме того, в состав Управления вошли:

а) Общее его присутствие, под председательством Начальника Военно-Учебных Заведений, из его помощника, вице-директора, двух членов со стороны Военного Министерства и одного со стороны Государственного Контроля; на обязанность этого коллегиального учреждения, сохраненного впредь до общtго преобразования в штатах Министерства, возлагалось: раcсмотрение годовых смет и условий на подряды, а также следственных дел, наблюдение за правильным расходованием материальных средств заведений и обсуждение законодательных вопросов по частям административной и хозяйственной.

б) Педагогический комитет, под председательством того же Начальника, из его помощника, вице-директора, всех находившихся в С.-Петербурге инспекторов классов Военно-Учебных Заведений и других лиц  -  по особому избранию председателя; главные предметы занятий Комитета заключались в предварительном обсуждении всех вопросов по учебной и воспитательной частям, в рассмотрении учебных программ, руководств и пособий, в испытании определяемых в заведения преподавателей и в наблюдении за изданием "Журнала для чтения воспитанникам Военно-Учебных Заведений",

в) Канцелярия, с частями: военно-судною, казначейскою, экзекуторскою и журнальною.

К общему же составу Управления причислены: Педагогическая библиотека, с центральным депо учебных пособий, архив и типография.

Сверх того, при Управлении определено иметь восемь военных и гражанских чинов, для особых поручений и для приготовления к занятию должностей директоров и инспекторов классов Военно-Учебных Заведений.

 

Собственно по учебно-воспитательной части, названное Положение возлагало на Управление нижеследующие обязанности:

1. наблюдать:

а) чтобы воспитание и образование ведены были в Военно-Учебных Заведениях на указанных правительством началах,

б) чтобы методы преподавания наук и искусств, учебные программы, конспекты и руководства, по всем предметам, соответствовали современным требованиям педагогики и цели учреждения заведений,

в) чтобы учебные занятия распределялись по классам удобнейшим образом;

2. принимать меры к замещению в заведениях должностей воспитателей и преподавателей вполне достойными лицами и к распространению между ними педагогических сведений,

3. следить вообще за ходом педагогического дела в иностранных учебных заведениях, чрез собирание сведений о них и командирование за границу лиц по избранию Начальника заведений, и за теми усовершенствованиями в науках военных, кои состоят в ближайшей связи с преподаваемыми в заведениях предметами.

 

Начальнику Военно-Учебных Заведений предоставлены были:

- по управлению личным составом ведомства  -  власть Командира отдельного корпуса в мирное время,

- а по званию начальника Главного Управления  -  права директора департамента Военного Министерства;

вместе с тем постановлено, чтобы всякое новое учреждение или перемена в составе Главного Управления, как и все предположения, до устройства Военно-Учебных Заведений относящиеся, чрез какое бы лицо или место они представляемы ни были, непременно поступали на предварительное соображение и рассмотрение Начальника сих заведений.

К непосредственной же переписке его отнесены сношения с начальствующими лицами и приказы по Военно-Учебным Заведениям; сверх того, распоряжения и требования Управления, касающиеся всех или нескольких заведений, с 1866 года объявляются в еженедельных печатных циркулярах.

 

Во всех отделах Главного Управления по штату положены были следующие чины:

производитель дел Общего присутствия,

правитель канцелярии с секретарем,

старших адъютантов -  2,

начальников отделений  -  3, их помощников и столоначальников  -  9,

бухгалтеров  -  2, контролеров - 2, обер-аудитор, начальник архива, смотритель типографии, заведывающий библиотекой, журналист, экзекутор (он же казначей), врач,

младших чиновников - 12, писарей - 60 и прочих нижних чинов - 26.

На все содержание личного состава Главного Управления, сверх жалованья по военным чинам, присвоенного Начальнику заведений, его помощнику, вице-директору и двум старшим адъютантам, исчислено по штату 60.205 рублей. Сверх того положено отпускать ежегодно:

на усиление Управления чиновниками - 4.000 р.

на выдачу пособий чинам его, по особому Высочайшему повелению - 13.440 р.

на отопление, освещение и содержание занимаемого Управлением здания - 6.850 р.

на хозяйственные надобности - 9.142 р.

Независимо сего, определено вносить в годовую смету Управления еще следующие расходы:

а) на вознаграждение специалистов посторонних ведомств, за участие в занятиях Педагогического комитета - 8.000 р.

б) на командировки за границу, с педагогическою целью - 3.000 р.

в) на стипендии для приготовления преподавателей - 12.000 р.

г) на приобретение книг и учебных пособий - 2.000 р.

Таким образом общий итог всех вышеприведенных расходов простирался до 120.000 рублей, причем, сравнительно с прежним временем, затраты казны на содержание центрального управления Военно-Учебных Заведений уменьшились на сумму до 135.000 рублей.

 

На основании нового Положения и штата, Главное Управление Военно-Учебных Заведений было окончательно образовано в октябре того же 1863 года, а вскоре затем, из отдельных частей его, в соответствие с организацией прочих Управлений Военного Министерства, были упразднены: контрольное (IV) отделение и состоявшая при Управлении типография - по ненадобности в таковом отдельном для ведомства заведении.

В то же время был установлен новый порядок составления годовых отчетов по названным заведениям, и ведению Главного их Управления подчинены по учебной части школы для солдатских детей, учрежденные при войсках гвардии, при Охтенском пороховом заводе и при церкви Рождества Богородицы в гор. Ревеле; впоследствии по примеру этих школ наблюдению Главного Управления в отношении учебной части подчинены и учрежденные состоящим под председательством Ее Высочества, Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской Дамским кружком приготовительные классы для сыновей офицеров, убитых, умерших от ран и вообще пострадавших в последнюю войну с Турцией

 

В 1864 году состоялось Высочайшее повеление об издании при Главном Управлении, вместо выходившего с 1836 года, но в последнее время, с развитием у нас детской литературы оказавшегося излишним "Журнала для чтения воспитанникам Военно-Учебных Заведений", другого ежемесячного журнала, под названием "Педагогический Сборник", редактором которого тогда же был назначен состоявший при Управлении кол. секр. (ныне ст. сов.). И. X Бессель. Периодическое издание это, вызванное необходимостью основательного обсуждения всех педагогических и дидактических вопросов в ближайшем применении к учебно-воспитательной деятельности преобразовывавшихся тогда Военно-Учебных Заведений, начало выходить с октября 1864 года и непрерывно продолжается, под тою же редакцией до настоящего времени. При постоянном участии как служащих по Военно-Учебному ведомству, так и посторонних сотрудников, "Педагогический Сборник" издается ныне по нижеследующей программе:

Часть официальная.

1) Вновь выходящие постановления и административные распоряжения по ведомству Военно-Учебных Заведений.

2) Официальные сведения о текущей деятельности каждого из названных заведений и центрального их управления по частям учебной и воспитательной.

Часть неофициальная.

3) Статьи по различным вопросам теории и практики воспитания и обучения, преимущественно в применении к потребностям наших военно-учебных заведений.

4) Статьи об историческом развитии тех же заведений и о современном положении в них различных отраслей учебно-воспитательного дела.

5) Сведения об организации иностранных, военно­учебных и общеобразовательных, средних и низших заведений.

6) Библиография.

Приложения. В этой части "Сборника" помещаются, время от времени, отдельными книгами или брошюрами, более обширные сочинения, оригинальные и переводные, относящиеся по содержанию к 3, 4 и 5-му отделам журнала. Кроме того, к каждой книжке "Сборника" прилагается объявление комиссионера Военно-Учебных Заведений о всех новых изданиях в области педагогической, учебной и детской литературы.

В продолжение пятнадцати лет со времени основания "Педагогического Сборника", журнал этот, выполняя, по мере возможности, главное свое назначение  -  содействовать правильному развитию учебно-воспитательного дела в Военных Училищах, Гимназиях и Прогимназиях и в Юнкерских Училищах, успел поместить на своих страницах не мало таких капитальных статей и целых сочинений, кои несомненно представляют ценный вклад в нашу педагогическую литературу вообще.

Так, в неофициальной части 180-ти вышедших до сих пор книжек "Сборника"' и в приложениях к нему были, между прочим, напечатаны:

Ушинского - Главнейшие черты человеческого организма в приложении к искусству воспитания (1864 - 1868 г.);

Шмидта - Очерк истории воспитания и обучения от Песталоцци до нашего времени (1865 г.);

Бенеке - Руководство к воспитанию и учению (1871 - 1878 г.);

Раумера  -  История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени (1873 - 1877 г.);

Психология по Ланге и по Герберту Спенсеру (1871 и 1874 г.);

биографии Песталоцци, Бенеке и Дистервега (1871 - 1875 г.);

Очерк лекций по педагогике Гербарта (1874 и 1875 г.);

Индукция и дедукция по Еарстену (1873 г.);

Общая методика учения по Шрадеру (1878 г.);

"Воспитатель" по Бауеру (1875 г.);

Основания воспитательного учения по Циллеру (1873 г.);

Очерк развития и современного состояния учительских семинарий по Шнейдеру (1874 г.), и другие переводные статьи из "Энциклопедии" Шмида;

Дебольского - Философия в связи с педагогией, Философские основы нравственного воспитания, Очерк истории новой английской и немецкой философии, и другие статьи философско-педагогического содержания (1871  -  1879 г.);

Д-ра Эрисмана  -  Училищная гигиена (1871 и 1872 г.);

д-ра Багинского  -  Школьная гигиена (1877 - 1878 г.),

Д-ра Кедрова - Опыт санитарной статистики Военно-Учебных Заведений за 1866 -  1875 гг. (1879 г.);

 Макарова  -  Воспитательно-исправительные заведения (1869 г.);

Д-ра Лесгафта -  Приготовление учителей гимнастики в Германии, Франции, Швейцарии, Италии и Австрии (1877 и 1879 гг.);

Альбрехта - Музыкальное образование в школах (1871 и 1872 гг.);

Герда - Ремесла и внеклассные работы (1872 г.);

Леера  -  Учебно-воспитательные системы во французских и прусских военных училищах (1868 г.);

ряд статей по училищеведению Бесселя;

подробные описания учебных заведений, общеобразовательных и военных, в Германии, Англии, Франции, Австрии, Италии, Швеции, Норвегии, Северо-Американских Штатах,

статьи по методике отдельных учебных предметов - Ушинского, Водовозова, Семенова, Запольского, Макарова, Бооля, Евтушевского, Ильина, Вулиха, Сент-Илера, Раевского, Гуревича и мн. др.

 

Возвращаясь затем к начатому изложению организации Главного Управления Военно-Учебных Заведений по уставу 1863 года, упомянем, что в октябре 1866 года при этом Управлении учреждена была под председательством начальника ведомства Особая педагогическая комиссия для обсуждения более существенных вопросов по внутреннему устройству различных категорий преобразованных заведений; в состав этой комиссии назначены, как некоторые из чинов Главного Управления, так и начальники и инспекторы классов Петербургских Военно-Учебных Заведений по особому избранию. В первых же заседаниях комиссии признано было необходимым, не приступая к обсуждению частных вопросов по учебно-воспитательной деятельности вновь преобразованных заведений, предварительно проверить общие соображения, вызвавшие учреждение каждой категории их и на основании трехлетнего опыта выяснить, на сколько эти соображения остаются неизменными и в какой мере целесообразно новое устройство наших военно-учебных заведений вообще; результаты обсуждения таковых вопросов напечатаны в I кн. "Педагогического Сборника" за 1867 г.

 

В исходе 1866 года .состоялось постановле­ие, по которому все суммы, отпускаемые на содержание подведомственных Главному Управлению заведений, сосредоточены в одной смете и хозяйственные распоряжения всех вообще заведений подчинены одинаковым правилам. С этою целью издано было Положение о хозяйственных комитетах Военно-Учебных Заведений предварительно в виде опыта на три года, которое впоследствии, в исправленном и дополненном виде вошло в свод постановлений о названных заведениях.

Затем изданы подробные правила

- о составлении бюджетов в заведениях,

- порядке делопроизводства в их хозяйственных комитетах и

- о вольнонаемной прислуге,

- а также инструкция для приема и сдачи Военно-Учебных Заведений.

Сверх того по хозяйственной части вышли общие постановления:

- о порядке внесения в смету ведомства сумм на строительные надобности заведений,

- о ежегодных взносах от дворянства на воспитание его стипендиатов в Военно-Учебных Заведениях, а также

- о распределении в них всего числа дворянских вакансий между губерниями, и о порядке замещения в Военных Гимназиях вакансий Московского Опекунского Совета

 

Между тем, в 1867 году, с изданием нового общего штата Военного Министерства, изменился в некоторых частях и прежний штат Главного Управления Военно-Учебных Заведений, причем Общее его присутствие и должность вице­директора были упразднены, а Начальнику сих заведений, с присвоением ему звания Главного Начальника, предоставлены, по решению хозяйственных дел в подведомственных учреждениях, права, определенные в особом Положении о правах Начальников Главных Управлений Военного Министерства.

По новому штату общее число чинов в Главном Управлении Военно-Учебных Заведений значительно уменьшено против прежнего и строго соображено с количеством предлежащего труда; оклады же содержания сравнительно увеличены, приурочены не к чинам, а к должностям, и затем округлены для устранения существовавшей в них дробности.

Вместе с тем, на будущее время определено иметь при Управлении:

12 чиновников особых поручений,

адъютанта при Главном Начальнике,

правителя канцелярии,

8-х начальников отделений,

10 столоначальников с их помощниками,

2-х бух­галтеров,

редактора "Педагогического Сборника", заведующего Педагогическою библиотекой, начальника архива, с помощником, экзекутора, журналиста и заведующего судною частью,

а также штатных нижних чинов: 36 писарей, кондуктора, фельдфебеля, каптенармуса и 4 курьеров.

На все содержание личного состава и на хозяйственные расходы по Управлению определено в новом штате до 87.000 рублей; сверх того положено ежегодно отпускать из сметных сумм до 36.000 рублей на стипендии для приготовления учителей, на заграничные командировки с педагогическою целью, на издание "Педагогиче­ского Сборника" и на ремонт, отопление и освещение занимаемого Управлением здания.

Размеры нормальных окладов по должностям определены новым штатом в следующей постепенности:

начальнику Управления - 6000 р.,

его помощнику -  4200 р.,

начальникам отделений  -  по 2400 р.,

заведующим другими отдельными частями - по 1800 р.,

столоначальникам - по 1200 р., и

младшим чиновникам - по 900 р.;

из таковых окладов половина составляет жалованье, а другая половина  -  столовые деньги.

Кроме того, всем не имеющим казенных квартир положено производить квартирное довольствие, в размере одной четверти нормального оклада; положенным же по штату нижним чинам определено выдавать, сверх жалованья, установленное обмундирование, указную дачу провианта и приварочные деньги.

В том же 1867 году, в освободившейся части здания 1-го Павловского Военного Училища вновь устроено помещение для Главного Управления, прежнее помещение которого приспособлено для квартир служащих в нем чинов.

 

Новый штат Главного Управления Военно-Учебных Заведений был окончательно введен в действие к началу 1868 г., а 1-го января следующего года удостоилось Высочайшего утверждения Новое Положение о Военном Министерстве составившее собою первый раздел первой книги Свода военных постановлений 1869 г. Положение это заключает в себе, между прочим, основные постановления о Главном Управлении Военно-Учебных Заведений, служащие ему руководством до настоящего времени. Таковыми законоположениями, с отменою соответственных статей (5  -  282 и 2561 - 2607) ч. I кн. III Свода военных постановлений, изд. 1859 г. подробно определены предметы ведения и характер деятельности названного Управления, в котором сосредоточиваются инспекторская, учебно-воспитательная и хозяйственная части всех подведомственных ему заведений (С. В. П. 1869 г. I, ст. 260).

 

Управление это состоит в непосредственном заведывании Главного Начальника Военно-Учебных Заведений, который, как ближайший, по вверенной ему части, сотрудник Военного Министра, подчиняется непосредственно сему последнему (ст. 262 и 285).

Кроме общих обязанностей и прав Начальников Главных Управлений Военного Министерства (ст. 287 - 804), на Главного Начальника Военно-Учебных Заведений возложены:

1) заботы о направлении воспитания и образования в этих заведениях к цели их учреждения, о благоустройстве их по всем частям и о соответствующем выборе лиц, как представляемых им к утверждению в должностях, так и определяемых собственною его властью, и

2) производство всем заведениям подробных осмотров, лично или чрез подчиненных ему лиц (ст. 321), причем, во время осмотра заведений, находящихся вне Петербурга, ему предоставлено право приводить в исполнение и такие распоряжения, кои хотя и превышают данную ему власть, но не терпят отлагательства; о подобных распоряжениях он в то же время доносит Военному Министру (ст. 824).

Вместе с тем Главный Начальник, по управлению личным составом заведений, пользуется властью Командующего войсками военного округа (ст. 322); ему же предоставляется:

а) избирать и представлять к утверждению начальников заведений и инспекторов классов, как равно назначать в должности и увольнять всех прочих чинов;

б) разрешать, по установленным правилам, определение малолетних в заведения, а также переводы и исключения воспи­танников из заведений, и

в) утверждать распределение занятий воспитанников и учебные для них руководства (ст. 323).

 

К непосредственным обязанностям помощника Главного Начальника отнесены:

надзор за правильным производством дел и соблюдением порядка в отделениях Управления,

ежегодные ревизии сих последних и

ближайшее заведывание личным составом чинов Управления (ст. 333 и 334), в котором положено иметь три отделения, канцелярию, бухгалтерскую и судную части и архив.

В I отделении производятся дела по личному составу военно-учебного ведомства и вся переписка о воспитанниках;

к предметам занятий II отделения принадлежат: а) дела по донесениям о состоянии подведомственных Управлению заведений и отчеты об осмотре иностранных военных училищ; б) определение прав лиц, желающих поступить преподавателями в военно-учебное ведомство, и назначение им установленных испытаний, и в) дела по изданию "Педагогического Сборника", учебных руководств и программ, по приобретению всякого рода учебных пособий и по наблюдению за библиотеками и музеями заведений;

в III отделении сосредоточиваются дела по всем хозяйственным операциям заведений, по строительным работам, по приему и сдаче заведений, а также по предмету требования и раcсылки сметных ассигновок;

составлением же сметы и отчетностью по сметным суммам занимается часть бухгалтерская.

Наконец, в ведение канцелярии отнесены дела по личному составу собственно Управления, а также дела секретные, или же не подлежащие ни одному из трех отделений, затем срочные донесения и годовые отчеты о действиях Управления, а также части журнальная и экзекуторская (ст. 262 -  265).

Начальники отделений ведут, при содействии столоначальников, все делопроизводство во вверенных им частях, по установленным правилам, и наблюдают, по течению дел, за точным и своевременным исполнением в заведениях всех данных предписаний; если же начальником Управления или его помощником даны будут разрешения по делам, несогласные с законами или приказаниями Министра, то начальник подлежащего отделения докладывает о том по принадлежности начальнику Управления или его помощнику, а в случае подтверждения данных разрешений, он исполняет приказания, не скрепляя таковых бумаг и докладов, и доносит о том Военному Министру (ст. 857 - 862).

К общему составу Главного Управления Военно-Учебных Заведений принадлежит Педагогический Комитет, к предметам занятий которого относятся:

1) предварительное обсуждение всех вопросов по учебной и воспитательной частям,

2) приведение к единству, по всем подведомственным Управлению заведениям, методов преподавания,

3) испытание преподавателей по установленным для сего правилам,

4) наблюдение за всеми появляющимися в России и за границей учебными книгами и пособиями, и указание на те из них, кои признаются полезными для той или другой категории Военно-Учебных Заведений.

Комитет состоит под председательством Главного Начальника, из членов: постоянных  -  его помощника и по особому назначению, и временных, избираемых председателем на год, из числа служащих в ведомстве Военно-Учебных Заведений; кроме того в заседания Комитета могут быть, по усмотрению председателя, приглашаемы и посторонние лица (ст. 262. 267 и 268).

При первоначальном образовании этого Комитета, в феврале 1869 г., в число временных его членов были назначены: состоявшие при Управлении

генерал-лейтенант Ватаци и действ. ст. сов. Авилов,

начальники заведений, генерал-майоры -  Бушен, Гетман и Данилович и действ. ст. сов. Шакеев,

инспекторы классов, полковники - Крижановский и Леер,

помощник инспектора классов, капитан Алексеев, и

редактор Педагогического Сборника кол. секр. Вессель.

В настоящее же время членами Педагогического Комитета Главного Управления состоят:

генерал-лейтенанты -  Кузьмин-Короваев и Данилович,

генерал-майоры - Леер, Лалаев, Коховский, Домантович и Васютинский,

действ. ст. сов. Галрин и Колосов и ст. сов. Вессель.

Педагогический Комитет, как учреждение совещательное, входит в рассмотрение дел, вопросов и предположений по предписаниям Военного Министра или по предложениям Главного Начальника; но вместе с тем разрешается участвующим в суждениях Комитета представлять на его заключение возбужденные ими самими вопросы, которые обсуждаются или отвергаются по собственному усмотрению Комитета; дела докладываются Комитету начальником II отделения Главного Управления и всем комитетским заседаниям ведутся журналы (ст. 269 и 270). Для облегчения многосложных занятий названного Комитета, в 1871 г. образована была при Управлении особая комиссия под председательством помощника Главного Начальника, которой поручалась предварительная разработка вопросов, подлежавших обсуждению Комитета; утвержденные же Главным Начальником заключения сего последнего, относящиеся к учебно-воспитательной деятельности Военно-Учебных Заведений, сообщаются им к руководству в печатных "Циркулярных распоряжениях Главного Управления по педагогическим вопросам"

Главнейшие средства для выполнения обязанностей, возложенных вышеприведенными узаконениями на Главное Управление Военно-Учебных Заведений, заключались в проектировании и коллективном обсуждении нормального состава учебных курсов по категориям заведений и в сообщении им руководящих указаний по всем вообще частям их деятельности, с предоставлением собственному опыту каждого заведения разрабатывать подробности внутренней его организации, и затем в тщательном контролировании действий местного начальства посредством письменной отчетности и подробных ревизий на месте, чрез доверенных лиц.

В видах правильнейшего контроля, заведениям дан был ряд частных указаний относительно обязательного представления как годовых отчетов, так и всех отдаваемых приказов по учебно-воспитательной части и протоколов заседаний местных педагогических комитетов; извлечения из таковых сведений помещались для сообщения опыта одних заведений всем остальным в "Педагогическом Сборнике" рядом с теоретическими и практическими указаниями современной педагогики, как науки.

Внутреннему благоустройству заведений и объединению принятых в них способов ведения дела помогало также принятое Главным Управлением правило доставлять вновь назначаемым начальствующим лицам возможность непосредственного ознакомления с состоянием как наших заведений, так и заграничных, общеобразовательных и специально-военных, училищ

Вместе с тем в Главном Управлении постепенно вырабатывались проекты новых Положений, отдельно для каждой категории преобразованных Военно-Учебных Заведений, общий ход развития которых и основные черты их устройства будут изложены в следующих главах. Все таковые Положения вошли в состав ХI книги Свода военных постановлений, 1869 г., второе издание которой, вышедшее в 1871 г. под заглавием: "Постановления о военно-учебных заведениях", заключает в себе, сверх названных Положений, подробные штаты, табели, описания форм обмундирования и учебные программы, с распределением уроков, для каждого рода заведений. Впоследствии изданы были первое и второе продолжения означенного Свода, заключающие в себе все последовавшие с 1869 г. постановления до 1-го января 1879 года.

В 1874 году, со введением в действие нового Устава о воинской повинности представилась необходимость пересмотреть законоположения о военно-учебных заведениях, в видах правильнейшего применения к их воспитанникам постановлений сего устава. Специально назначенная для этого комиссия, под председательством Главного Начальника Военно-Учебных Заведений, проектировала соответственные изменения и дополнения в статьях ХI книги Свода; по рассмотрении таковых проектов в Военном Совете, они удостоились Высочайшего утверждения в 18 день июня 1876 г.

Затем, были установлены правила, с подробными разъяснениями от Главного Управления, о порядке выдачи удостоверений, необходимых для отбывания воинской повинности выходящими из заведений воспитанниками;

для соглашения же с требованиями Устава о воинской повинности прежних правил медицинского освидетельствования кандидатов, предназначаемых к приему в Военно-Учебные Заведения, издано новое руководство врачам по этому предмету.

Наконец, в том же 1874 году, согласно Высочайше утвержденному 1 января того года мнению Государственного Совета по делу о воинской повинности, образована была, под председательством Главного Начальника Военно-Учебных Заведений, особая комиссия для разработки вопроса о льготах по сокращению срока военной службы, предоставляемых ученикам различных учебных заведений Империи, как равно и о праве стипендиатов гражданского ведомства, поступивших в войска вольноопределяющимися, оставаться в военной службе; в состав этой комиссии, кроме членов от Главного Управления Военно-Учебных Заведений и Главного Штаба, были назначены представители от Министерств: Императорского Двора, Народного просвещения, Внутренних дел, Финансов, Юстиции, Государственных имуществ, Иностранных дел и Путей сообщения, а также от IV Отделения Собственной Его Величества канцелярии и от ведомства Православного исповедания. На основании заключений названной комисии составлен приложенный к указу Правительствующего Сената, от 5-го июля 1876 г., за № 25418, список учебным заведениям, с разделением их на разряды по отбыванию воинской повинности.

 

Постепенное развитие педагогического дела в преобразованных Военно-Учебных Заведениях вызывало особенное внимание главного их начальства к изысканию средств для замещения воспитательских и учительских должностей лицами, соответствующими новым требованиям службы в названных заведениях; а потому сим последним даны были подробные указания относительно выбора лиц на сказанные должности и необходимых мер для распространения между воспитателями педагогических сведений.

Для приготовления же Военным Гимназиям специальнообразованных учителей, в 1865 учреждены, при 2-й Петербургской Военной Гимназии, Педагогические курсы, на которых, в продолжение двух лет, молодые люди, с оконченным уже высшим образованием, подготовляются к преподавательской деятельности, теоретически и практически, при содействии опытных руководителей. Во время слушания этих курсов, все кандидаты-педагоги получают, из сметных сумм Главного Управления, стипендии, от 500 до 600 р. ежегодно, и пользуются казенным помещением в приспособленном для них отдельном здании названной Гимназии.

Каждый из кандидатов готовится к преподаванию, в младших классах Военных Гимназий, по крайней мере двух предметов, в числе коих преподавание русского языка считается обязательным; в свидетельствах же, выдаваемых кандидатам об успешном окончании курса, означается, кому из них, по заключению конференции, предоставлено право преподавания не только в младших, но и в старших классах названных заведений.

Для приготовления к преподаванию собственно французского языка, на Педагогические курсы допускаются молодые люди, окончившие курс в одном из русских или иностранных средне-учебных заведений, имеющие основательное практическое знакомство с французским языком и обладающие знанием языка латинского.

По успешном окончании курса, кандидаты-педагоги получают места штатных преподавателей в Военных Гимназиях, с годовым окладом в размере не менее 900 р., за 15 часовых уроков в неделю, и с обязательством прослужить в военно-учебном ведомстве не менее трех лет, причем им засчитывается вообще в действительную учебную службу все время со дня поступления на Педагогические курсы.

В первые годы существований этих курсов в конференции их под председательством директора гимназии генерал-майора Даниловича принимали участие известные наши педагоги: Н. Е. Алексеев, Е. Е. Сент-Илер, И. Ф. Рашевский, В. А. Евтушевский, Ж, Н. Модзалевский, Н. X. Бессель и Д. Д. Семенов.

Подробные сведения об учреждении курсов и отчет о деятельности их конференции за первые пять лет, помещены в "Педагогическом Сборнике" . Со времени учреждения Педагогических курсов по 1880 г. они успели приготовить для Военных Гимназий всего 77 преподавателей.

 

Но и при устройстве собственного рассадника специально-приготовленных, учителей, ведомству Военно-Учебных Заведений необходимо было, в виду весьма значительного числа учительских вакансий в заведениях, допустить к преподаванию в них и посторонних лиц, выдержавших установленное испытание. Поэтому, в 1866 году изданы были Высочайше утвержденные новые правила для испытания лиц, желающих преподавать:

а) военные науки

б) общеобразовательные науки, языки и искусства.

Существенное отличие таковых правил от прежних заключается в том, что нынешнее испытание не ограничивается только научными целями, но преследует и цели педагогические.

Установленные для преподавателей испытания производятся в Петербурге экзаменною комиссией при Главном Управлении, которая в настоящее время состоит под председательством помощника Главного Начальника из членов:

генерал-майоров - Коховского (с 1868 г.) и Васютинского (с 1874 г.),

действ. ст. сов. Гаярина (с 1871 г.), ст. сов. Бесселя (с 1867 г.),

полковников - Леве (с 1876 г.) и Макарова (с 1878 г.) и

кол. сов. Запольского (с 1877 г.).

В заведениях же, расположенных вне Петербурга, испытания желающих поступить преподавателями в одно из этих заведений производятся местными комиссиями, протоколы которых представляются в Главное Управление; выдержавшие таковое испытание допускаются к преподаванию лишь в том заведении, где они испытывались, и не иначе, как с одобрения экзаменной комиссии Главного Управления Военно-Учебных Заведений и с утверждения Главного их Начальника.

В то же время определен был порядок утверждения в должностях преподавателей рисования, музыки, пения и гимнастики, а преподавателям Военно-Учебных Заведений, находящихся в Сибирском, Оренбургском и Кавказском краях, присвоены особые преимущества, как относительно назначения пенсий и окладов прибавочного жалованья, так и выдачи им, при отправлении на службу, единовременных пособий и прогонов.

 Затем, для привлечения в Военно-Учебное ведомство вообще более достойных офицеров, из числа получивших основательное, общее и специально-военное, образование, поступающим в это ведомство офицерам предоставлены все те служебные выгоды, кои они могли бы приобрести оставаясь на службе в своих войсковых частях, а также дарованы всем офицерам, служащим в Военно-Учебных Заведениях по части учебно-воспитательной, преимущества в чинах наравне с офицерами специальных родов войск, т.е. на один чин выше против армейских офицеров.

Впоследствии, в 1870 г., изданы были общие правила, определившие служебное положение офицеров:

1) принадлежащих к строевому составу заведений,

2) занимающих должности как по учебно-воспитательной, так и по хозяйственно-административной частям;

в дополнение же к таковому закону, в 1875 г. установлены подробные правила избрания офицеров в Пажеский и Финляндский Корпуса и в Военные Училища, а также порядок производства сих офицеров в чины, перевода в гвардию и отчисления от заведений.

Наконец, в 1873 году издано Положение о назначении пенсий чинам учебно-воспитательной службы Военно-Учебных Заведений, причем право получения пенсий, для чинов учебной службы установленных в кн. II ч. II Свода военных постановлений, изд. 1859 г. 8, предоставлено:

инспекторам классов, с их помощниками, во всех вообще заведениях,

законоучителям, преподавателям научных предметов,

помощникам директора Учительской Семинарии военного ведомства,

учителям Военных Прогимназий и

всем воспитателям;

впоследствии такие же права дарованы и директорам (!) Пажеского Его Величества и Финляндского Кадетского Корпусов, Приготовительного пансиона Николаевского кавалерийского Училища, Военных Гимназий и Прогимназий и Учительской Семинарии.

Существенное отличие нового Положения о пенсиях от прежних правил заключается в том, что до 1873 г. пенсионными преимуществами пользовались исключительно чины учебной службы, тогда как ныне преимущества эти распространяются также на директоров и воспитателей общеобразовательных заведений Военно-Учебного ведомства.

При этом полные оклады пенсий определяются в нижеследующих размерах:

директорам и воспитателям Военных Гимназий - по 1.500 и 748 р., а Прогимназий - по 1.200 и 600р.;

директору Учительской Семинарии - 1.401 р. и его помощникам - по 750 р.;

инспекторам классов Военных Училищ, Гимназий и однородных с ними заведений - по 1.401р.,

их помощникам -  по 770 р. и

преподавателям  -  по числу занимаемых каждым уроков, на основании особого расписания;

наконец, в Военных Прогимназиях пенсионные оклады инспекторов классов состав­ляют от 600 до 750 р., и учителей  -  420 р.

Остается еще упомянуть здесь, что с 1874 г- штатные преподаватели военно-учебных заведений допущены к участию в эмеритальной кассе военно-сухопутного ведомства, и что для Гражданских чинов учебно-воспитательной службы в этих заведениях установлена особая форма одежды.

 

Не менее внимания обращено было Главным Управлением и на выполнение возложенной на него обязанности по организации снабжения подведомственных ему заведений материальными учебными пособиями.

С этою целью, одновременно с образованием самого Управления, в 1863 г. положено начало центральной Педагогической библиотеке ведомства, с Музеем, для которых отведено помещение упраздненной в 1864 г. типографии, на набережной Невы, в одном из зданий бывшего 1-го Кадетского Корпуса.

В первый же год своего существования учреждение это собрало до 8.000 сочинений, исключительно педагогического и дидактического содержания, на языках русском, немецком, французском, английском и шведском; для Музея же, при крайней, в то время, ограниченности русского производства учебных пособий по элементарному и среднеобразовательному курсам, выписаны были из-за границы наиболее необходимые приборы для преподавания математики, географии, физики и рисования, а также образцы классной мебели и других учебных принадлежностей; вместе с тем приступлено к составлению инвентаря и каталогов всему наличному имуществу, а в 1866 г. изданы правила для пользования книгами и журналами Педагогической Библиотеки.

В том же году, в помещении ее устроена была первая у нас выставка учебных пособий, печатный каталог которой, с означением цен и мест продажи предметов, был разослан по заведениям.

Вслед затем, от Главного Управления изданы нормальные каталоги как фундаментальных библиотек в заведениях, так и особых отделов для чтения воспитанникам, и нормальная ведомость физических приборов для кабинетов Военных Гимназий; для облегчения же приобретения рекомендованных предметов, при Педагогическом Музее устроен частный торговый склад учебных книг и пособий.

Все эти новые учреждения поступили в заведывание особой комиссии Педагогического Музея Военно-Учебных Заведений, образованной в 1870 году, под председательством начальника II отделения Главного Управления, полковника (ныне генерал-майор) Коховского и состоящей из членов: постоянных - по назначению Главного Начальника ведомства, и временных - из лиц учебно-воспитательного состава Петербургских Военно-Учебных Заведений, по приглашению комиссии; сверх того, в ее заседания разрешено допускать и посторонних лиц, могущих служить своими специальными знаниями пользе дела.

На обязанность этой комиссии было возложено:

1) следить за всеми учебными и воспитательными пособиями, появляющимися у нас и за границей, содействуя местному производству таковых пособий и возможному их удешевлению,

2) служить Военно-Учебным Заведениям посредником в их заказах производителям названных пособий, и

3) устраивать правильное и возможно полное пользование коллекциями Музея посредством объяснительных лекций, преимущественно по методике и дидактике начального обучения.

Всем заседаниям комиссии ведутся протоколы, представляемые на утверждение Главного Начальника Военно-Учебных Заведений, и извлечения из этих протоколов печатаются, время от времени, в "Педагогическом Сборнике".

Деятельною заботливостью председателя и почтенными трудами многих членов названной комиссии в течение десяти лет, она успела уже достичь того существенно важного результата, что Педагогический Музей Военно-Учебных Заведений представляет ныне постоянно полный и тщательно систематизированный подбор пособий, как отечественного так и иностранного производства, с целью облегчать заведениям приобретение предметов, наиболее пригодных для их частных, учебных и воспитательных, потребностей.

В 1870 и 1872 гг. главнейшие предметы этого Музея были помещены на публичных выставках: в Петербурге - Мануфактурной, и в Москве - Политехнической, причем комиссиею Музея издан полный систематический обзор имеющихся в нем пособий по обучению и воспитанию, с критическою оценкою всех поименованных в каталоге предметов и руководящими статьями по каждому отделу пособий (Спб. 1872  - 1878 г.). В 1871 году Музей с Библиотекой переведены в нынешнее их помещение, в бывшем Соляном городке, близ Летнего сада, и тогда же учреждения эти вошли в состав общего "Музея прикладных знаний" в Петербурге; на приспособление и отделку нового, весьма обширного и удобного помещения Педагогического Музея и Библиотеки, с несколькими аудиториями, ведомством израсходовано до 64.000 рублей.

С этого времени Педагогический Музей, независимо от удовлетворения потребностям Военно-Учебных Заведений, должен был принять на себя и новую деятельность, отвечающую общей цели учреждения Музея прикладных знаний, именно распространение в массе населения полезных сведений наглядным путем. С этою целью, в исходе 1871 года, комиссия, по распоряжению Главного Начальника Военно-Учебных Заведений, приступила к устройству при Музее публичных лекций по некоторым научным предметам, а также особых аудиториальных чтений, предназначенных собственно для нижних воинских чинов Петербургского гарнизона; в то же время, на основании последовавшего тогда Высочайшего повеления, комиссиею организованы при Музее популярные чтения, для низших классов столичного населения вообще. Лучшие из произнесенных в аудиториях Музея чтений издавались отдельными дешевыми брошюрами, общее число которых дошло, к настоящему времени, до миллиона экземпляров, разошедшихся большею частью по городам, школам, казармам и тюрьмам. Полезное дело это, развиваясь и совершенствуясь с каждым годом, успешно ведется комиссией Музея и до последнего времени; кроме того, в специальных отделах ее с 1874 г. постоянно разрабатываются рациональные методы преподавания различных учебных предметов, в связи с наивыгоднейшими способами применения к делу новейших пособий, а также весьма важные для Военно-Учебного ведомства вопросы по школьной гигиене, для чего при Музее устроен особый гигиенический кабинет.

По этому последнему отделу, комиссиею исполнены, между прочим, нижеследующие работы:

а) составлены проекты образцовой классной комнаты, со всею обстановкой, и общего устройства зданий для учебных заведений с интернатом;

б) обстоятельно рассмотрен вопрос о нормальном пищевом режиме для детей и юношей школьного возраста;

в) произведены точные исследования органов зрения у 8.000 учеников различных заведений, русских и заграничных;

г) определено количество воздуха, приходящееся на каждого ученика, в классах и дортуарах 62-х заведений различных ведомств;

д) исследованы официальные данные о болезненности и смертности в Военно-Учебных Заведениях за 1866  -  1876 гг.;

е) проектированы формы санитарных отчетов от заведений, с подробными носологическими таблицами;

ж) исследованы вопросы о правильном распределении умственного и физического труда воспитанников в заведениях различных категорий, и о явлениях утомления при умственных занятиях детей школьного возраста, и

з) выяснены метод и способы производства антропометрических исследований воспитанников;

е) наконец, тем же школьно-гигиеническим отделом комиссии выработаны основные правила для организации в заведениях занятий гимнастикою, детскими играми и мастерствами, а

ж) также проектированы программы преподавания гигиены в заведениях с различными учебными курсами, причем указан и состав необходимых для того гигиени­ческих кабинетов.

В 1872 г. при Педагогическом Музее организовано специальное комиссионерство Военно-Учебных Заведений по части снабжения их учебными и воспитательными пособиями, которое поручено, на определенных условиях, торговой фирме Н. Фену и К°; деятельность этой фирмы, ру­ководимая сведущими специалистами и значительно расширившаяся, продолжается до сих пор с возрастающим успехом.

Таким образом существенные цели настоящей деятельности комиссии Музея сводятся

- к усовершенствованию организации всей материальной части обучения и воспитания,

- к развитию в нашем отечестве правильного производства учебных пособий,

- к упрощению и возможному удешевлению их и

- к содействию добросовестной торговле ими, и,

- наконец, в распространении сведений о целесообразном употреблении таковых пособий;

подробные же отчеты о всей деятельности комиссии были напечатаны в "Русском Инвалиде" (1875 г. №№ 89 и 90) и в "Педагогическом Сборнике" за последние годы.

Остается упомянуть еще, что с 1875 по 1878 год названный Музей принимал своими коллекциями и личными трудами непосредственных распорядителей участие в международных выставках: двух Парижских (1875 и 1878 г.), Лондонской (1875 г.), Филадельфийской (1876 г.) и Брюссельской (1876 г.), причем постоянно был удостаиваем похвальных отзывов со стороны присяжных экспертов и почетных наград от правительств.

 В настоящее время Педагогическая Библиотека Военно-Учебных Заведений заключает в себе до 10.000 сочинений (около 14.000 томов) и выписывает до 50 специальных повременных изданий, а в Педагогическом Музее считается свыше 8.000 номеров различных учебных пособий, значительная часть которых фабрикована уже в России; приблизительная же стоимость всех коллекций Музея простирается ныне до 80.000 рублей. Ко всему вышеизложенному прибавим, что 19-го февраля 1880 г., с разрешения Главного Начальника Военно-Учебных Заведений, в помещении Педагогического Музея откроется выставка всех, прежних и нынешних, коллекций его учебных и воспитательных пособий, которая послужит фактическим отчетом этого учреждения за первое десятилетие его общеполезной деятельности.

 

Возвращаемся затем к организации самого Управления Военно-Учебных Заведений, в вышеизложенном штатном составе которого, в виду значительно усложнившихся его обязанностей, произведены были в 1876 г. нижеследующие изменения:

а) при Главном Начальнике вновь назначено состоять, для поручений, десяти чиновникам VII и VIII класса, без штатного содержания, а из числа положенных при Управлении, по штату 1867 г., 12-ти чиновников особых поручений определено иметь трех в чине генерал-майора (один из них может быть генерал-лейтенант), с присвоением остальным десяти IV, V и VI классов и с зачислением в соответствующие пенсионные разряды, причем те из них, кои до последнего назначения пользовались правами учебной службы, сохраняют за собой эти права; содержание и квартирные деньги все таковые чины получают, по назначению Главного Начальника, из общей положенной по штату суммы в 29.000 рублей;

б) введены в штат новые должности: заведующего делами Юнкерских Училищ, его помощника и заведующего Педагогическим Музеем, причем первой из них присвоены права и содержание начальников отделений Управления, второй - столоначальников и последней - заведующего Педагогическою Библиотекой; вместе с тем к прежнему штатному числу писарей (36) прибавлено еще 2, - и

в) включены в штат суммы на отопление, освещение и ремонт зданий как самого Управления, в размере 11.200 р., так и Педагогического Музея с Библиотекой, в количестве 6.350 р.

Вместе с тем постановлено, что все должности, классы коих обозначены в штате, могут быть занимаемы безразлично военными или гражданскими чинами, с ограничением лишь числа первых одною третью общего числа чинов; должности же без определения классов, в том числе должности начальника и одного из столоначальников II (учебного) отделения, замещаются исключительно военными чинами. Затем, общее число чиновников на усиление Управления, с правом на производство не выше VIII класса и с отпуском на их содержание 3.000 р., ограничено цифрою всех положенных по штату столоначальников и бухгалтеров (10).

В то же время Главному Начальнику, при определении на службу во вверенное ему Управление чинов во все должности, кроме замещаемых с Высочайшего утверждения, предоставлено назначать им или прямо весь штатный оклад содержания, или по частям, без распространения, впрочем, таковой меры на чинов при дальнейшем прохождении ими службы в Управлении.

С вышеприведенными изменениями и дополнениями в штате, итог ежегодного отпуска на содержание Управления, со включением и хозяйственных расходов, достигает в настоящее время до 120.000 рублей; сверх того, в распоряжение Главного Управления ассигнуется ежегодно 83.700 рублей на содержание Педагогических курсов, на заграничные командировки, на издание журнала, учебных книг и пособий, и на пополнение Педагогического Музея с Библиотекой.

Переработанный на вышеизложенных основаниях штат Управления, по рассмотрении в Военном Совете, удостоился Высочайшего утверждения в 13-й день июня 1876 г. и введен в действие с 1-го января следующего года.

 

Со времени введения Главного Управления Военно-Учебных Заведений в общий состав Военного Министерства, ближайшим сотрудником Министра графа Д. А. Милютина по заведыванию названным учрёждением и всеми подведомственными ему заведениями, состоит нынешний их Главный Начальник, генерал-адъютант, числящийся в Генеральном Штабе генерал-от-инфантерии Е. В. Исаков, назначенный в таковую должность Высочайшим приказом от 21 января 1863 г.

С этого же времени должность помощника Главного Начальника постоянно занимал генерал-лейтенант Н. В. Корсаков, который, после 35-ти-летней постоянной службы в ведомстве, отчислен от названной должности, по расстроенному здоровью, 16 апреля 1878 года, с назначением в звание генерал-адъютанта и с оставлением непременным членом Главного Военно-Учебного Комитета.

В приказе по Военно-Учебным Заведениям от 12 мая 1878 г., за № 15, было высказано, что "в последние пятнадцать лет труды по преобразованию сих заведений наибольшею тяжестью своею легли на генерала Корсакова; одновременно с этим, пра­вильность ведения в огромном числе текущих дел Главного Управления, председательство в Педагогическом его Комитете и в специальных комиссиях и личный осмотр заведений требовали таких трудов, со стороны генерала Корсакова, которые могли быть отлично выполнены только при его совершенном знакомстве со всеми разносторонними нуждами Военно-Учебных Заведений и при неутомимой, чрезвычайно добросовестной, очень часто в ущерб его здоровью, деятельности". В другом приказе по ведомству находим заявление генерал-адъютанта Исакова о том, что деятельность Н. В. Корсакова по временному (1865  -  1867 г.) управлению Пажеским Корпусом, "была столь плодотворна, что заложенное им основание внутренних преобразований послужило прочною опорой для дальнейшего усовершенствования заведения, в котором генерал Корсаков оставил о себе дорогие для каждого добросовестного деятеля воспоминания".

Затем, в 10-й день марта 1879 г., последовало Высочайшее соизволение на принятие собранного чинами ведомства Военно-Учебных Заведений капитала в 5.000 рублей для учреждения, в интернате одной из Военных Гимназий, стипендии имени генерал-адъютанта Никиты Васильевича Корсакова, причем выбор стипендиата предоставлен непосредственному усмотрению названного лица  -  пожизненно, а затем  -  его наследникам.

 

В настоящее время помощником Главного Начальника Военно-Учебных Заведений, с 16 апреля 1878 г., состоит Генерального Штаба генерал-лейтенант Г. П. Кузмин-Короваев, который до того, в продолжении 28 лет, последовательно занимал должности: инспектора классов - в трех и директора  -  в четырех различных заведениях Военно-Учебного ведомства.

Из прочих лиц, как ныне служащих, так и служивших в Главном Управлении Военно-Учебных Заведений со дня его учреждения до настоящего времени, назовем здесь:

вице-директора Управления - И. И. Венедиктова (с 1863 по 1868 г.);

правителей канцелярии  -  О. А. Ефимовича (с 1863 по 1866 г.) и П. Т. Левенгофа (с 1866 г.),

начальников учебного отделения и делопроизводителей Главного Военно-Учебного Комитета - И. А. Бирилева (с 1863 по 1865 г.), В. Н. Коховского (с 1865 по 1874 г.) и В. И. Васютинского (с 1874 г.),

начальников отделений:

инспекторского  -  А. В. Лерхе (с 1863 по 1867 г.) и С. А. Берникова (с 1867 г.), и

хозяйственного - Л. В. Долинянского (с 1863 по 1865 г.), Н. А. Невражина (с 1865 по 1870 г.), И. С. Мамонтова (с 1870 по 1878 г.) и Д. Д. Лермонтова (с 1878 г.), и

чиновников для особых поручений по организации и инспектированию заведений  -  В. В. Авилова (с 1864 по 1877 г.), П. О. Бобровского (с 1864 по 1876 г., ныне начальник Военно-Юридической Академии), Н. X. Весселя (с 1864 г.), А. И. Ватаци (с 1865 по 1879 г., ныне член Главного Военно-Учебного Комитета), М. С. Лалаева (с 1865 г.), А. Ф. Павлова (с 1866 г.), Ф. А. Неовиуса (с 1869 по 1871 г.), Г. А. Леера (с 1870 г.), И. Ф. Гаярина (с 1871 г.), В. П. Коховского и Д. В. Покотилова (с 1874 г.), М. А. Нарбута, Н. М. Колосова и А. А. Лёве (с 1876 г.) и М. А. Домантовича (с 1878 г.);

сверх того, из числа бывших начальников заведений, деятельное участие в организационных работах Главного Управления принимали: П. П. Кинович (до 1867 г.), Д. О. Банковский (до 1868 г.), Б. Г. Данилович (до 1877 г.), Е. К. Баумгартен (до 1877 г.), Л. Л. Мезенцов (до 1878 г.) и Ю. Ф. Гакман (до 1878 г.)

Предыдущая глава

Перейти

Следующая глава