География
Примером того, как из обычного школьного предмета можно сделать увлекательное занятие, может служить обучение нас географии. Преподавал этот предмет майор Игнатьев Виктор Петрович. Особенности его метода обучения связаны с присущими ему чертами характера и дарованиями, которыми он был наделен от природы. Виктор Петрович был хорошим художником. Некоторые из полюбившихся ему суворовцев удостоились чести иметь нарисованные им портреты.
В свои занятия Виктор Петрович привносил элементы своего увлечения, чем очень украшал наши уроки. Излагая новый материал, он цветными мелками достаточно быстро изображал на классной доске контурную карту изучаемой страны с голубыми реками, коричневыми горами, условными значками месторождений полезных ископаемых, разноцветными кружками городов в зависимости от профиля их экономико-производственной деятельности. По мере изложения материала эта карта дополнялась новыми подробностями, которые на следующем уроке нам нужно было так же воспроизвести на доске. К сожалению, немногие из нас обладали художественными наклонностями, и поэтому те карты, которые выходили из-под наших мелков, выглядели гораздо более корявыми и не приводили в восторг ни нас, ни преподавателя. Тем не менее, такая форма преподнесения материала и взаимодействия с нами заставляла нас готовиться к занятиям серьезно. Наверное, поэтому до сих пор мы можем сразу узнать многие из стран по конфигурации их границ.
Кроме своих художественных увлечений, Виктор Петрович имел высокий рост и неплохо играл в волейбол, а это много прибавляло к его авторитету среди нас.
По географии также действовал кружок. У меня сохранилась фотография, где мы с Толей Фроловым, Ярославом Мымриным и Володей Чувашовым зафиксированы у макета, демонстрирующего процесс образования складчатых гор.
С географией у меня связано одно весьма неприятное воспоминание, оставшееся на долгие годы. Именно по географии мною была получена единственная за все время обучения «двойка». Ее справедливо поставил Виктор Петрович Игнатьев, который призвал меня к ответу буквально на следующий день после того, как поставил мне очередную «пятерку». Естественно, после такой оценки я почивал на лаврах и, опираясь на свои представления о вероятности, совершенно не слушал и не читал материала по программе следующего урока, справедливо, как мне казалось, полагая, что вызвать меня в ближайшее время никак не должны. Когда же на следующем уроке Игнатьев призвал меня к ответу, а ответ надо было сопроводить рисунком на доске контурной карты изучаемой страны (в тот раз это оказалась Италия), то я не смог соответствовать его требованиям. Поставить другую оценку, кроме «двойки», ему не позволило уважение ко мне. Потом он довольно долго меня выдерживал, не вызывая для ответа и не давая мне возможности исправить свою оценку, хотя я уже прилежно готовился к каждому следующему уроку. Ощущать себя в шкуре двоечника мне было очень неприятно. Правда, надо отдать Игнатьеву справедливость, за четверть он все же вывел мне отличную отметку и я, как всегда, окончил ее с одними «пятерками».
О качестве обучения суворовцев по географии может служить следующий пример, рассказанные Редозубовым К.Н.
Редозубов, придя в училище преподавателем и не имея еще достаточного опыта, практиковал посещение уроков других преподавателей, конечно, с их разрешения. Однажды он собрался посетить урок географии. В это время в училище приехал какой-то профессор из географического общества, чтобы поприсутствовать на уроке Виктора Петровича Игнатьева, о котором был очень наслышан. Он попросил разрешения у Игнатьева и получил согласие. Виктор Петрович спросил его, не хочет ли профессор принять участие в летучке, которую он будет проводить с ребятами в начале урока. Получив утвердительный ответ, Игнатьев разрезал контурную карту СССР на 24 кусочка – по числу присутствующих на уроке суворовцев и профессора в придачу. Начав урок, он раздал каждому из учеников и профессору по кусочку контурной карты и дал задание заполнить выданный фрагмент географическими характеристиками – названиями рек, городов, гор, провести дороги, нанести месторождения полезных ископаемых, и т.д. Через 10 минут он собрал выданные кусочки карты, после чего продолжил урок по плановой теме. В тот раз изучали Байкал. Про Байкал он тоже спрашивал довольно интересно – фоном для вопросов служила песня «Славное море священный Байкал»: Почему море? Что это за корабль – омулевая бочка? Какой-такой Баргузин пошевеливал вал? И на все эти вопросы он получал довольно вразумительные и развернутые ответы.
После окончания урока уже в комнате преподавателей профессор, оценивая проведенную летучку, назвал ее «издевательством над учениками». Когда же посмотрели и сложили вместе заполненные листочки, то получилась нормальная, достаточно подробная карта СССР с одним белым пятном – тем кусочком, над которым трудился профессор.