Каменев Анатолий Иванович

 

Aдpeс: kamenevai@mail.ru

Родился: 18/02/1945

Живет: Россия,Москва

Звание: Полковник

Род войск: Артиллерия

 

Профессор А.И. Каменев более 30 лет изучает вопросы подготовки офицерских кадров в России. Им подготовлены и опубликованы десятки работ по истории и современному состоянию офицерского вопроса в нашем государстве. Но вот уже в течение 15 лет его выводы, оценки и предложения по коренной перестройке подготовки офицерского состава игнорируются и отвергаются как несвоевременные. Профессор, автор работ по истории, практической педагогики и психологии, инициатор разработки русской "Науки побеждать", Всемирной энциклопедии боевого искусства, электронной "Военной библиотеки" и "Энциклопедии русского офицера" (2008 г.).

История подготовки офицерских кадров в России

 

Военная школа России: уроки истории и стратегия развития

Данная работа является одной из первых попыток дать систематизированный аналитический обзор длительного периода развития системы образования офицерских кадров в России. Ее фундаментальной основой послужили работы дореволюционных авторов В. А. Бернацкого, Н. П. Глиноецкого, П.А. Геленковского, Ф. В. Грекова, Н. С. Голицина. М. И. Драгомирова. Л. Л. Зедделера, Г. А. Леера, М. С. Лалаева, Д. М. Левшина, С. О. Макарова. А. Н. Макарова, Н. В. Медема, Д. А. Милютина. Н. Мелъницкова, Ф. А. Макшеева, П.А. Режепо, Я.И. Ростовцева, А. В. Суворова, Н. Г. Устрялова, В. В. Штейнгеля и др. Большим подспорьем в работе были работы советских авторов Л. Г. Бескровного, П.А. Зайончковского, М. К. Касвинова и А. В. Федорова. Опираясь на эти работы, другие источники информации, автор попытался вскрыть основные этапы становления и развития системы подготовки военных кадров в России. Этот анализ сопровождался показом достижений и отличий в подготовке офицерских кадров в Германии, Англии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, США, Китае, Японии и других государствах. Такое сопоставление, по мнению автора, необходимо для более глубокого осмысления предмета изучения.

 

Представленная на суд читателя работа является логическим продолжением ранее опубликованных трудов автора — «История подготовки офицерских кадров в России» (М., 1990) , «История подготовки офицерских кадров в СССР» (Новосибирск, 1991) , «Современная высшая школа: состояние, проблемы и перспективы развития» (М., 1991) и «Трагедия русского офицерства (уроки истории и современность) (М., 1999). Если две первые работы, главным образом были нацелены на хронологическое раскрытие темы с попутными обобщениями, то две последние преимущественно носили системный, аналитический характер. Данная же работа фактически является работой аналитической, обобщающей и выводящей определенные закономерные тенденции в подготовке офицерских кадров. Здесь не только констатируются факты, делаются обобщения, но и вырабатывается стратегия развития военной школы России. [...] Идеи, лежащие в основе данной работы, в разное время были предметом изучения в Генеральном штабе, Главном управлении военно-учебных заведений, Академии Генерального штаба, ряде других военных академий, военных училищ и центральных учреждений.

 

Февральские тезисы профессора А.И. Каменева

 

Беда наша в том, что мы не знаем своего национального интереса. А он (этот интерес) состоит в том, чтобы иметь надежную защиту — Армию и Флот. Без достойных Вооруженных сил Россия не может быть сильной, свободной и процветающей.

Сила же армии не в количестве людей, оружии и боевой техники, а в офицерстве, его чести, доблести и готовности до конца исполнить свой долг перед Родиной.

Офицерская профессия — не военно-техническая, а идейная и тяжесть ее не под силу каждому. Рыцарь без страха и упрека — вот ее идеал.

 

I. О России

 

Россия больна: недуг ее не материальный, а духовный — люди перестают верить в себя и в свое государство; они живут один днем и не думают о будущем; судьба государства перестала волновать многие слои населения. Стремление к обособлению, индивидуализму, личной наживе и выгоде поразило, прежде всего, молодежь, интеллигенцию, чиновничество, органы власти и военного управления.

Власть плохо понимает свои задачи, а народ разуверился в ее (власти) способности создать условия для прогресса и процветания… Русская власть пожинает ныне плоды многолетнего выматывания из народа всех моральных и материальных соков; а высокие чувства не произрастают на засоренных и истощенных нивах.

Россия шаг за шагом сдает свои позиции на международной арене и постепенно становится в ряд третьестепенных стран, с которыми не только не считаются, но и всячески помыкают…

Военная и политическая опасность нарастает и грозит превратить Россию в конгломерат мелких удельных княжеств, живущих в постоянной вражде друг с другом, и в постоянном страхе за будущее.

Мир находится в жестком противоборстве: слабому и незащищенному здесь место только на задворках… Вольтер был прав, говоря: «На этом свете успеха достигают только острием шпаги и умирают с оружием в руках ».

* * *

Хотя Россия и больна, но несоразмерна с нею (болезнью) та живительная сила, которая имеется в характере народном. Наш народ — мужественный, разумный, бодрый, «не вскипает кипучим гневом при малейшем оскорблении его чести; не воспламеняется как порох от искры слова» (Аксаков И.С.), но страшен в гневе своем и беда тому, кто на Русь приходит с мечом…

* * *

Как показала история, мы не можем надеяться на кого-то извне: мы не должны забывать, как Россию предавали ее союзники и соседи и даже те народы, которые она спасла от поголовного истребления. Прав был С.О. Меньшиков, говоря: «Довольно и «священных союзов» на русской крови и «мировых революций» на русские деньги и русские страдания». Россия много воевала за чужие интересы. Настало время постоять за свои собственные …

Опора только на собственные силы — единственный и надежный принцип развития нашей нации.

* * *

Сила и достоинство нации создается и защищается его армией. Следовательно, прав был тот же Меньшиков, ставя еще в начале ХХ века вопрос так: «Быть России или не быть — это главным образом зависит от ее армии».

 

О войне, возможной военной опасности и противнике

 

Цивилизация не устраняет войны, а усугубляет военную опасность.

* * *

Обстоятельства последних десятилетий показали нам наглядно, как мгновенно возникают современные войны и конфликты, и как тяжко расплачивается та из сторон, которая в мирное время не сумела приготовиться к войне и использовать результаты прогресса военного искусства.

* * *

Если не в нашей воле устранить войну, следовательно, нужно ее принимать как факт.

* * *

Война — это бескомпромиссная борьба сторон и раз оружие обнажено, задача армии состоит в том, чтобы, владея им с силой, ловкостью и отвагой, достичь победы над противником.

* * *

Враг у России может быть любой, в т.ч. нетрадиционный (неожиданный). Потому потеря бдительности — непростительное и опасное явление.

 

О военной политике

 

Россия должна иметь продуманную, взвешенную и долговременную военную политику.

* * *

Военная политика России не может зависеть от политической конъюнктуры, настроения или способностей меняющихся правителей и политиков, мнения толпы и умозаключений демагогов. Она должна проводиться последовательно, неукоснительно, без сбоев, задержек и уклонений от генеральной линии.

* * *

Такое отношение к военной политике требует создания своеобразного института хранителей национальных интересов России. Это должен быть орган (учреждение, институт), составленный из немногих умудренных опытом и знаниями людей, способных оценивать практические действия власти с т.з. соответствия этих действий национальным интересам России, и своими оценками влиять на принятие политических и практических решений.

 

Об обороноспособности России

 

Обороноспособность страны — не ведомственная, а общенациональная задача страны. Следовательно, принцип всеобщей военной повинности следует не только сохранить, но и наполнить новым содержанием: каждый гражданин должен вносить свою лепту в дело обороноспособности — одни в строю, другие — посредством иных дел или денежных взносов…

* * *

 

В вопросах обороноспособности есть, тем не менее, те вопросы, которыми должны заниматься только военные. К числу таких вопросов относится подготовка военных кадров.

* * *

 

Обороноспособность должна быть самодостаточной, т.е. максимально независимой от иностранного оружия, боевой техники, субсидий и т.п.

* * *

 

Обороноспособность должна быть природосообразной, т.е. соответствующей культуре, боевым традициям страны, накопленному боевому опыту; опираться на уроки военной истории; строиться с учетом национальной психологии.

* * *

 

Укрепление Вооруженных Сил в оборонной политике должно быть приоритетным.

* * *

 

В самих Вооруженных Силах чрезвычайное внимание следует уделять офицерству, не оставляя без внимания ни его образования, ни порядка службы, ни жизни и быта его семьи.

 

II. Условия эффективности укрепления Вооруженных Сил



Основной тезис

 

Нам не нужно ничего особенного изобретать. Необходимо обратиться к отечественной истории и тем заветам, которые нам, потомкам, завещаны выдающимися людьми России.

 

а) нужна политическая воля власти

 

Необходима должная политическая воля: правительству следует перестать бояться умного, просвещенного и волевого офицера.

Следовательно, президент и правительство должны решиться на ряд кардинальных мер в переустройстве вооруженных сил России.

 

б) необходим подъем национального духа, общности и солидарности народа

 

Народу нашему не хватает солидарности и единодушия.

«Мало быть Русским только при больших исторических оказиях, но надо им быть и в будничное время истории, в ежедневной действительности » (И.С. Аксаков).

Мы должны объединиться. В этом наша сила!

* * *

 

Народ наш должен осознать всю опасность положения нынешней России и понять необходимость укрепления армии «с героической поспешностью» (С.О. Меньшиков).

* * *

 

Надо научить народ уважать офицерскую профессию и военное дело, как необходимое средство и гарантию благополучия нации.

 

в) необходима системность, а не косметический ремонт

 

Не отдельные нововведения, а системный подход должны служить перестройке к лучшему всей военной организации.. Эффективность немыслима без системности.

* * *

 

Системность, как таковая, должна приводить в действие, прежде всего, те главные звенья, которые впоследствии дадут движение тем механизмам, которые прежде работали с малой эффективностью.

* * *

 

Данная системность должна не только повышать эффективность работы тех механизмов, которые работали с малой отдачей, но и исполнять две важнейшие функции:

во-первых, отторгать то, что устарело или же не соответствует новым требованиям (включая кадры; не взирая на личности; не расслабляясь позывами благотворительности, снисхождения и т.п.):

во-вторых, она (системность) должна быть способна генерировать (создавать) новые функциональные механизмы по мере перехода с одного уровня на другой, от решения одной задачи к другой.

 

г) наука должна указывать путь войсковой практике

 

Не начальственное мнение или же политическое соображение, а наука должна диктовать:

военные задачи и потребности, политические решения, организационные перестройки, кадровые вопросы и т.п.

* * *

 

Военно-историческая наука должна занять место в разряде стратегических, а звание военного историка приравняться к положению политика-стратега. Возвышение этого статуса должно опираться на следующие составляющие:

во-первых, повышение базовой составляющей данной науки;

во-вторых, повышение квалификации военных историков;

в-третьих, введение персональной и жесткой ответственности военных историков за те выводы, обобщения и уроки, которые они формулируют для политического и военного руководства страны.

 

д) кардинальное изменение подготовки офицерства

 

Без надежного, умного, волевого, преданного России офицера невозможно достичь высокой обороноспособности государства.

* * *

Существующая система подготовки офицерских кадров не только несовершенна, но и вредна, ибо в военно-учебных заведениях готовятся не офицеры, а военспецы низкой квалификации.

 

Нынешний офицер плох тем, что:

во-первых, в военно-учебные заведения поступают негодные к этой профессии молодые люди;

во-вторых, его учат всему, но не тому, что необходимо для боя;

в-третьих, его способности не развивают, а «свертывают», а желание быть офицером убивают рутиной солдатской жизни;

в-четвертых, военно-учебное заведение не формирует и не развивает боевых достоинств личности в силу чего авторитет молодого офицера держится лишь на его служебном положении, а не наличных достоинствах, как то должно быть;

в-пятых, армейская рутина окончательно губит творческое стремление молодого офицера и ставит его перед выбором: либо смириться и подчиниться требованиям рутинной жизни; либо — порвать с армией.

Лучшие и не притупившие воли и ума молодые офицеры уходят из Вооруженных Сил, посредственности и худшие — остаются.

* * *

 

Армия с такими офицерами перспективы не имеет. Государство и общество может даже не надеяться на такие кадры.

* * *

 

Самый серьезный просчет допущен в подготовке общевойсковых командиров: 3 военные училища (Московское, Новосибирское, Благовещенское), разделенные тысячами километров, не могут обеспечить Вооруженные Силы России общевойсковыми командирами ни в количественном, ни в качественном отношении. Главные «дирижеры» войны не имеют даже должной личной боевой подготовки, не говоря уже об их умении быть организаторами боя.

* * *

 

Офицеры запаса, бесценный для страны и Вооруженных Сил капитал, совершенно не востребован для интересов Российской государственности.

 При общем дефиците надежных кадров такое расточительство правительства вызывает изумление.

 

III. Как целесообразно изменить положение в подготовке офицерских кадров к лучшему?

 

Начнем с принципов, т.е. основных идей


1. Надо признать тот факт, что офицерство — душа нации (а не армии только). Следовательно, офицерскому вопросу нужно придать главенствующее государственное значение.

 

2. Офицером может быть не каждый, а только выдающийся человек. Отсюда: «Лучше меньше числом, да получше качеством».

 

3. Офицер начинается с солдатского фундамента. Не случайно Петр I запретил производить в офицеры тех дворян, «которые с фундамента солдатского дела не знают». Оттого и офицеры его были превосходны.

 

4. Духом, честью, умом, преданностью Отчизне силен воин. Они не формируются сами собой, а воспитываются ежеминутно. Вот почему воспитание офицерства должно стоять выше образования (так учил нас генерал Драгомиров).

 

5. Учить надо только тому, что необходимо на войне. Как яростно боролся великий Суворов со всем тем, что мешало воспитывать боевые качества простого солдата! Так надо поступать и нам сегодня.

 

6. Лучше меньше (предметов), да глубже и основательнее их изучение.

 

7. Природосообразность во всем (в системе военно-учебных заведений, организации учебного процесса, подборе кадров, обучении, воспитании, развитии, распределении и использовании учеников и т.п

 

8. Лучшие личности, а не посредственности должны готовить офицерские кадры. Львы, а не бараны должны вести будущих офицеров.

 

9. Не знатности, а доблести нужно давать дорогу.

 

10. Настоящий офицер профессии не изменяет и в отставку не уходит, а служит избранному делу до конца дней своих.


 

10 необходимых шагов

 

1. Президент должен взять под свое попечение и заботу о подготовке военных кадров, изъяв военную школу из ведения МО и министерства образования.

 

2. Следует изменить систему отбора в военно-учебные заведения. — Создать специальный Центр военно-профессионального отбора и изменить критерии отбора молодых людей в офицерский корпус (не по школьному аттестату и результатам школьной учебы, а по «офицерским параметрам» (воля, ум, патриотизм, здоровье, призвание).

 

3. Пересмотреть концепцию подготовки офицерских кадров. — Принцип базисов: солдатский, офицерский, должностной. Для подготовки офицеров Сухопутных войск необходим Единый Центр военно-профессиональной подготовки, как базовое учреждение и школа первоначальной военной подготовки и переподготовки офицерского состава.

 

4. Изменить структуру военно-учебных заведений — осуществить (в течение 5–7 лет) переход к 3-м крупным научно-учебным центрам подготовки офицеров: сухопутный, военно-воздушный, военно-морской.

 

5. Пересмотреть систему кадрового обеспечения военно-учебных заведений: офицерского и профессорско-преподавательского состава. — Только лучшие и достойные должны стоять у истоков офицерской профессии.

 

6. Изменить структуру и содержание учебной программы и учебных дисциплин: учить только тому, что необходимо для боя.

 

7. Ввести 3-х уровневую систему подготовки младших офицеров — сокращенный (ускоренный); полный (нормальный); повышенный (научный) — в соответствии с индивидуальными способностями будущих офицеров.

 

8. Изменить обстановку и содержание полковой жизни. Придать особое значение полку и полковнику (командиру полка, отдельной части), как важнейшему звену в становлении молодых офицеров.

 

9. Обеспечить справедливое и разумное продвижение по службе офицеров: в соответствии с уровнем их развития и подготовленности (соответствие пирамиды должностей пирамиде индивидуального развития офицера).

 

10. Создать государственную программу использования офицеров запаса в интересах укрепления российской государственности.

 

Сроки, в которые можно ожидать позитивного результата в подготовке офицеров для ВС РФ

 

1. Через полгода мы увидим первые результаты: среди отобранных в ВВУЗы молодых людей сократится число случайных людей (в дальнейшем, путем совершенствования системы отбора, случаи «брака» можно свести к 5%, т.е. к вполне допустимой цифре).

 

2.Через год все военно-учебные вузы могут получить (после года обучения в Центре специальной подготовки) первоклассных курсантов — «профессоров» солдатского дела, т.е. военнослужащих, в совершенстве владеющих индивидуальным боевым искусством.

 

3.Через 3 (частично) и через 4 года (в основном) в войска придут совершенно иные молодые офицеры — надежные кадры. Процент желающих уволиться в течение первого года офицерской службы упадет к отметке «5%» (сегодня он составляет примерно 50%). Авторитет этих офицеров среди солдат будет чрезвычайно высок (сегодня авторитет выпускников почти нулевой).

 

4.В течение первых 2-х лет необходимо сменить всех командиров полков и подобрать им на замену совершенно иных лиц (возможно, что из числа начальствующих ныне лиц останется небольшой процент — до 5%).

Смена полковых кадров серьезно оздоровит обстановку в полку и позволит существенно сократить число молодых офицеров, желающих уволиться в запас в течение первого года офицерской службы).

 

5.Примерно за 5–7 лет можно создать основу современных военно-учебных центров видов ВС, а в последующие 5 лет — довести ее до логического завершения. Этим будет положено начало функционированию совершенно новых военно-учебных заведений.

 

Другими словами, все серьезные коренные преобразования в подготовке офицерских кадров можно (и нужно!) осуществить в ближайшие 5 лет. Медлить дальше нельзя! Ведь мы уже опоздали с преобразованиями лет на 15-ть.

 

Заключительный тезис

 

Всего этого можно было бы и не писать, если бы не теплилась надежда быть услышанным и правильно понятым…

Такая надежда, слава Богу, еще есть!

Профессор А.И. Каменев

18 февраля 2005 г. Москва