Игорь Андрушкевич Превосходство кадетского воспитания Сборник статей. Буэнос-Айрес. 2015
|
![]() |
Роль и проблемы воспитания и образования
В последнее время, при неудержимом продвижении так называемой «глобализации», каждый раз все больше и больше говорится о необходимости улучшить народное просвещение и систему воспитания в тех странах, которые хотят обеспечить свое будущее. В Германии, Министерство культуры и образования неофициально иногда именуется как «Министерство будущего». Также интересно отметить, что в данное время о воспитании и образовании говорят не только педагоги и так называемые «культурологи», но также и экономисты. Дело в том, что правильное экономическое развитие, без соответствующей поддержки через образование населения, очень быстро от этого страдает. На эту тему существует много современных примеров, как положительных, так и отрицательных. Например, ускорение экономического развития Индии тесно связано с планированием, а затем и созданием центров обучения высшего уровня, связанных с информатикой. Одновременно, в Германии сегодня можно наблюдать примеры обратного характера, которые подтверждают вышесказанное. Недостаточное количество учебных центров информатики заставляет немецкое руководство, вот уже несколько лет, анализировать разные альтернативы разрешений на въезд в страну иностранных специалистов по компьютерной технологии. Во всей Германии продолжает существовать значительное количество безработных, но одновременно, особенно в некоторых городах, существует также значительное количество свободных мест для специалистов по информатике, которые не могут быть заняты в виду того, что имеющиеся безработные не обладают достаточной специфической подготовкой. Вообще, современная экономическая теория считает необходимым делать большие капиталовложения в образование и в научные исследования. Например, один представитель Организации Американских Государств недавно официально заявил, что будущее стран Латинской Америки зависит в первую очередь от улучшения образования их населения. Если мы пожелаем взглянуть на эту проблему в исторической перспективе, без необходимости полностью подчиняться диктатуре сиюминутных необходимостей, мы не сможем обойти существенную роль воспитания и образования во всех цивилизациях и культурах. Даже можно сказать, что без воспитания и образования сама по себе цивилизация невозможна. В древнем Египте существовала система всеобщего народного просвещения, главным образом в области наук и технологий связанных со строительством и земледелием. В этом отношении особенно выделялось обучение арифметике и геометрии. Об этом мы имеем свидетельство самого Платона в его труде «Законы», в котором он указывает, что каждый египетский ребенок хорошо знаком с арифметическими, геометрическими и астрономическими познаниями. Платон указывает, что эти математические и астрономические познания «помогают ученикам в освоении знаний о построениях, походах и кампаниях войск, а также и в администрации хозяйств, и вообще, делают людей более полезными, более живыми». (819 с). Кроме того, в Древнем Египте существовали школы и центры обучения медицине, и даже разведению и культивированию животных, не говоря уже о технических школах ювелирных и оружейных дел. В свою очередь, В. О. Ключевский отмечает, что в древнем Египте, по-видимому, также уделялось значительное внимание изучению государствоведения, ибо многие крупные государственные деятели, законодатели и политические мыслители древнего мира частично получили свое образование в Египте: Моисей, Ликург, Солон, Геродот и Пифагор. В Древнем Китае, несомненно, тоже существовали школы, причем, не только гуманитарно-философского и юридического профилей, как, например, школа Конфуция, но также математические, медицинские и технические школы. Открытие в Китае, до аналогичных открытий в Западной Европе, пороха, компаса, способов сообщения с помощью системы зеркал и т. д., говорит об этом. Не так давно было открыто существование в Китае, в Средние Века, колоссального морского флота, состоявшего из кораблей дальнего плавания, по своим размерам во много превышавших современные им западноевропейские корабли. Лишь какие-то внутренние идеологические соображения привели тогда к решению сократить этот флот до прибережных размеров. Можно добавить, что именно учение Конфуция, широко внедряемое в течение веков в сознание и подсознание китайского народа, помогло Китаю пережить коммунистический бред социалистического хозяйствования. (Не говоря о положительном влиянии конфуцианства в Японии, Южной Корее и в других дальневосточных странах.) Сегодня, даже китайская промышленность, копирующая иностранные изделия всех видов, от электронных до текстильных продуктов, имеет путеводительной нормой изречение Конфуция «Подражай мастеру, чтобы стать мастером». Однако, Китай нам также дает отрицательный пример того, чего не рекомендуется делать в области воспитания и образования. Школа мандаринов, несомненно, поставляла Китаю нужную государству элиту, но, придя в соприкосновение с западноевропейскими науками, принесенными в Китай иезуитами в 16 и 17-ом веках, эта элита в конечном итоге отказалась воспользоваться должным образом этими контактами. В Древней Греции культивировались научные контакты не только с Египтом, но и с цивилизацией Месопотамии. Когда Александр Великий завоевал Вавилон, вавилонские астрономы вошли в тесное сотрудничество с греческими учёными. Дело в том, что человеческие общества тоже подвержены общему биологическому закону, гласящему, что выживание зависит от умения приспособляться к меняющейся окружающей обстановке, без потери собственной сущности. О роли и значении образования и воспитания в древней Греции было много написано. Аристотель посвящает этой теме восьмую главу своего труда «Политика». Также и Платон уделяет этому вопросу исключительное значение в своем труде «Законы». Платон отводит первенствующую роль начальнику (министру) воспитания в правительстве его идеального государства. В Афинах существовало несколько средних школ (гимназий), в которых все дети свободных граждан, в возрасте от 10 до 17 лет, должны были пройти целостный курс религиозного, нравственного, интеллектуального, артистического, атлетического и военного воспитания. От этих гимназий афинской демократии ведут свое происхождение и современные кадетские корпуса. Рядом с одной из них, называвшейся «ликийской» (оттуда «лицей»), Платон основал свою высшую школу философии, названную Академией, ибо сад, в котором она расположилась, принадлежал другу Платона Академу. По-видимому, начало педагогическим наукам в Италии положили этруски. Римское название военного обучения обозначалось этрусским словом «тиросиниум». В королевском указе Людовика XIV о создании кадетских рот во Франции это слово снова фигурирует. По- видимому, у этрусков в центральной Италии были жреческие школы самых разных профилей, в первую очередь школы земледелия и искусственного орошения, в каковых технологиях этруски были особенно сильны. Также у них были школы, в которых изучались астрономия, метеорология, зоология, ботаника и орнитология. Возможно, что известная римская жреческая коллегия понтификов (буквально, строителей мостов), была как-то связана с этрусскими школами инженеров-строителей путей. В данном случае, необходимо констатировать очевидный факт тесной связи образования с прикладной технологией, от которой зависела не только цивилизация, но и сама жизнь этих древних народов. В западной Европе, в средние века, вся эта система народного просвещения и образования почти полностью рухнула под ударом разных варварских нашествий. Лишь в западноевропейских монастырях кое-как частично сохранялась гуманитарная часть древней культуры. Однако, в восточной Римской империи, т. е. в Византии, система образования и просвещения древнего мира не только полностью сохранилась без разрыва, но, кроме того, была в значительной мере систематизирована в рамках общей византийской тенденции к систематизации. Эту педагогическую систему Византии очень вкратце можно резюмировать следующим образом: Первый низший (обязательный) уровень народного просвещения состоял из системы начальных школ, которые существовали практически во всех городах и деревнях. Этот уровень давал всему населению необходимые элементарные знания, чтобы читать и писать, а также и решать простые арифметические задачи. На втором уровне стояли средние школы, находившиеся в провинциальных столицах. И, наконец, на третьем уровне находился университет в Константинополе, основанный еще в 425 году императором Феодосием Вторым. В соответствующем императорском эдикте от этого года устанавливалось число тридцати одного профессора, которые должны были обучать студентов грамматике, риторике, праву, философии, математике, астрономии и медицине. (Богословие не преподавалось в университете, а в специальных церковных школах.) Кандидаты на должности профессоров должны были сдать экзамен перед сенатом. Профессора получали очень крупное жалование и шёлковую одежду, дабы публично проявлять свой высокий ранг. Этот университет был реформирован в 1045 году императором Константином Мономахом, дедом киевского великого князя Владимира Мономаха и прадедом основателя Москвы Юрия Долгорукого. Как видно из вышеуказанного перечня главных предметов университетского обучения в Византии, среди них, как будто, нет технологических дисциплин. Однако, научные открытия, в том числе и так называемого «греческого огня», а также высокий уровень строительных искусств и технология производства шёлковых изделий, говорят о наличии технических школ в Византии, каковые, возможно, были частично засекречены. Можно было бы указать на еще другие примеры важности образования в человеческих обществах. Однако, при этом, нельзя упускать из виду, что в современных обществах существует еще одна дополнительная социологическая необходимость общественного воспитания, более срочная и более глубокая, чем в вышеуказанных примерах. Дело в том, что во всей истории человечества и во всех странах, воспитание и образование опирались на два основных столба: семья и школа. Точнее будет сказать, что семья была первым звеном системы воспитания. Об этом говорит конкретно Платон, когда указывает в «Законах», что матери и няни воспитывают детей и дают им основное образование в течение первых десяти лет их жизни. Но, даже и после достижения этого возраста, ученик получал педагогическую поддержку в своей семье в течение его последующей учебы в школе. Так было еще в начале ХХ века. Однако, в настоящее время, семья, в своём качестве основной ячейки общества, оказалась подверженной глубоким мутациям, и даже была объявлена ненужной, а некоторыми уже и не существующей (как об этом писал Фрэнсис Фукуяма), ибо женщина оказалась принужденной работать вне семьи. Таким образом, возникла очень серьёзная и опасная дилемма: с одной стороны, всё больше и больше раздаются голоса, требующие улучшения воспитания и образования, а, с другой стороны, один из двух столбов (семья), на которых это воспитание держалось, оказался подточенным и даже подрезанным. Одновременно с ликвидацией семьи, как одного из основных педагогических элементов, возникло чрезмерное влияние на воспитывающуюся молодёжь разлагающих тенденций в обществе, главным образом через современные технологические средства массовой информации и дезинформации. Опять же Платон, уже 24 века тому назад, указывал на возможность растлевающего влияния некоторых поэтов и писателей на молодёжь. Более того, сама афинская демократия, первая демократия в истории человечества, уже тогда, во времена Платона, предвидела смертельную опасность для демократии через растление религиозных и нравственных чувств молодёжи. Чтобы предотвратить эту опасность для афинской демократии, за такое растление молодёжи была предвидена, ни более ни менее, как смертная казнь. Враги философа Сократа, желая его погубить, лживо его обвинили именно в таком растлении молодёжи.
Сегодня существует только лишь один практический способ как-то преодолеть в области воспитания эти две напасти современной цивилизации: разрушение семьи и растление молодёжи. А именно, в закрытых учебных заведениях, типа кадетских корпусов, молодёжь может быть предохранена от этих двух великих бедствий современной цивилизации. Однако, педагогическая наука требует, чтобы воспитание в таких закрытых учебных заведениях происходило в соответствующем возрасте. До Катастрофы, кадетские корпуса в России имели семилетнюю программу. Таким образом, кадеты начинали получать соответствующее воспитание в десятилетнем или одиннадцатилетнем возрасте. С точки зрения педагогики, именно в таком возрасте, лишь только выйдя из под опеки матери, нужно начинать воспитательную работу. Кроме того, современная наука установила, что обучение иностранным языкам надо начинать до половой зрелости, чтобы развить существующий только до этого возраста специальный языковой центр в мозгу для не материнских языков. Посему, в России необходимо попытаться как-то вернуться, или, по крайней мере, приблизиться к такому начальному возрасту не только в кадетских корпусах, но и в суворовских училищах. По крайней мере, необходимо вернуться к первоначальному пятилетнему сроку обучения в суворовских училищах. Как известно, в царской России, кроме простых кадетских корпусов, еще существовал Пажеский корпус, а также и Царскосельский лицей. Это были элитные учебные заведения. Пажеский корпус поставлял офицеров для гвардии, а Царскосельский лицей поставлял элиту для руководящих постов как в гражданской, так и в военной области. Эти учебные заведения необходимо спешно восстановить, может быть, немного в иной форме. Например, можно было бы создать «гвардейское суворовское военное училище», первый класс которого начинался бы, скажем, на два года позже первого класса суворовских училищ, и в которое можно было бы откомандировывать особенно выдающихся учеников из суворовских училищ и кадетских корпусов. Это гвардейское суворовское училище даже могло бы иметь специальные офицерские классы, как и Пажеский корпус, закончив которые их ученики выпускались бы уже офицерами. Однако, такое учебное заведение могло бы быть организовано и без таких специальных классов. Но, во всяком случае, было бы необходимо изучить возможность включения в его курс учения некоторые дополнительные предметы, для повышения квалификации их учеников и для расширения их кругозора. (Например: основы социологии и государствоведения, основы частной и государственной администрации и бухгалтерии, основы правоведения, основы экономики, секреты международной политики и т. д.) Восстановление Царскосельского лицея могло бы следовать уже существующему у нас опыту в этой области. Однако необходимо учесть и современный международный опыт в области высшей педагогики. Например, во Франции, во времена Де Голля, была создана высшая Национальная Школа Администрации, а также специальные курсы судебной практики для кандидатов в судьи. Кроме того, необходимо пересмотреть программу и методологию обучения иностранным языкам. В царской России практически вся русская интеллигенция говорила хорошо и свободно на одном или двух иностранных языках. Сегодня необходимо, чтобы будущая интеллигенция России вернулась к этим обычным раньше для России стандартам. Однако, самым главным аспектом такого элитного воспитания и обучения должно быть изучение современных экономических и политических технологий, которые на Западе в основном засекречены. Но, несмотря на это, все же можно довольно ясно определить контуры этих технологий, без познания каковых никакая подлинная политика национальной обороны немыслима. Россия, как одна из ведущих стран в мире, никак не может обойтись без надлежащей педагогической подготовки своей будущей элиты. Без своей собственной элиты, воспитанной в русском традиционном духе, но во всеоружии всех современных наук и технологий, Россия не сможет быть суверенной страной, а вследствие этого со временем потеряет свою историческую самобытность. («Кадетская Перекличка» № 79) |
Honor est praemium virtutis. (Честь есть награда за доблесть). (Цицерон) Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (Владимир Даль) Ни честь ни доблесть не легко точно определить, по ряду причин. Одной из этих причин является невозможность определять с юридической точностью нравственные категории, ибо область нравов первичнее и шире области права. Однако, всё же некоторые определения возможны, хотя они и не будут исчерпывающими. Кроме того, оба выше указанные понятия чести и доблести тесно связаны с военной жизнью, а таковая, в свою очередь, происходит в рамках, предусмотренных военными уставами. Эти уставы часто указывают на эту связь. В некоторых странах даже существуют военные ордена, в наименовании которых присутствует слово «честь», не говоря уже о французском «Легионе чести». Значит, имеются какие-то определения понятия «чести», или, вернее, существуют инстанции, имеющие право выносить заключения, какое поведение указывает на обладание честью, а какое, напротив, указывает на её отсутствие. В основном, такие заключения совпадают не только с мнением большинства современников, но также согласуются и с мнением предшественников, сохранённым и переданным в виде заветов предков и соборных традиций. Таким образом, в области подобных преданий можно найти некоторые определения, как доблести, так и чести. В нашей культуре, одно из первых таких определений мы имеем в «Слове о полку Игореве». В «Слове» неоднократно указывается, что честь русских воинов неразрывно связана со славой русского князя, представляющего Землю Русскую. Русские воины: Сами скачут, аки серыи волци в поле, ищущи себе чести, а князю славы. Пути им ведомы, яруги (овраги) им знаемы, луки у них напряжены, тули (колчаны) отворены, сабли изострены. Есть предположения, что само «Слово о полку Игореве» заканчивалось словом «честь», а не словом «аминь», как в дошедшей до нас копии. Значит, честь, даже если она и объективна по своему содержанию, по своему назначению она тенденциозна, ибо функциональна: она всегда патриотична, по крайней мере у нас на Руси. То есть, она ставит выше личных интересов, амбиций и мнений интересы отечества. В другом, более древнем кладезе мудрости, в «Илиаде», понятие чести уточняется шире. В монументальном труде, более чем в 1000 страниц, известного немецкого учёного Вернера Йегера «Педия, воспитание человека в Древней Греции», этой теме посвящаются три первые главы: Аристократия и добродетель; Культура и воспитание; Гомер - воспитатель. (Werner Jaeger, Paideia, die Formung des Griechischen Menschen). Согласно Йегеру, отличительными чертами подлинной аристократии (дворянства, в нашем русском понимании) являются «аретэ» (добродетель, доблесть) и честь. Причем, честь является внешним проявлением доблести. Йегер считает, что воспитание в Древней Греции, в согласии с «Илиадой», имело своей главной задачей формирование человека чести, путем создания определённого идеала, в котором польза или выгода не играет существенной роли, а только лишь «аретэ», добродетель. Сама по себе Илиада была литературным инструментом воспитания, путем создания такого идеала. Сегодняшний нравственный кризис в России и в мире создавался и создается тоже с помощью соответствующей отрицательной литературы и других современных средств сообщения. Феникс, старый воспитатель Ахилла, напоминает ему в Илиаде, для чего его воспитывали: для добрых дел и для добрых слов. (Получается, что даже при добрых делах, но при не добрых словах, нет чести!) Согласно Йегеру, вся древнегреческая культура, включая её искусства, науки и философию, органически развилась из этих аристократических начал (принципов). В древнегреческой культуре, понятие «аретэ» имело большое значение, как, впрочем, и «виртус» в римской (буквально: мужественный, от «vir», муж). Оба эти термина имели в первую очередь отношение к воинскому поведению. Обыкновенно эти понятия переводятся на русский язык выражением «добродетель». Этимологически это слово связано также и со словом «аристос», превосходный, лучший, с помошью которого образовано слово «аристократия», власть лучших. По смыслу оно очень близко к понятию доблести. В русском языке оно концептульно связано с понятием добра, а на церковнославянском языке оно гласит «добрыня». М. Фасмер, в своем известном этимологическом словаре русского языка, высказывает предположение, что имя древнерусского богатыря Добрыни концептуально связано с понятием «аретэ». Значит, если в Илиаде непременным условием чести является обладание доблестью, или, вернее, сама честь является лишь внешним проявлением или подтверждением доблести, то на Руси, согласно нашей русской культуре, для обладания честью также необходимо служить славе Земли Русской и вести себя в согласии с примером русского богатыря Добрыни, а также и в согласии с завещаниями и заветами великих русских людей: Великого Князя Владимира Мономаха, Великого Князя Александра Невского, Генералиссимуса А. В. Суворова. (Специфически для кадет России весьма важны также и заветы Великого Князя Константина Константиновича и генерала Б. В. Адамовича). Полковник Евгений Павлович Исаков, в своем замечательном труде «К завещанной доблести», приводит тексты всех этих завещаний и заветов. В свою очередь, на своем XVII Кадетском Съезде, состоявшемся в 2000 году в Канаде, русские зарубежные кадеты провозгласили свое завещание кадетам в России: «Завещаем: исполняйте завещание Генералиссимуса А. В. Суворова». Интересно, что у нас в России понятие «аристократия» выражалось словом «дворянство», тесно связанным с идеей служения при главе государства, при князе (при княжеском дворе). Однако, при этом сохранялась концептуальная связь между понятиями «чести» и «благородства», в согласии с древнегреческой традицией. Само слово «благородный» является калькой (буквальным переводом) греческого слова «евгенитос» (от которого происходит имя Евгений). Однако, по своему глубокому смыслу оно отнюдь не обозначает лишь определённую генетическую связь, а, главным образом, обладание доблестью и добродетелями, полученными через воспитание. Больше того, в данном случае, мы имеем на лицо обратную взаимосвязь: если подобающее хорошее воспитание для «добрых дел и добрых слов» достигает положительных результатов, то это доказывает и подтверждает задним числом качественно хорошее отцовство. Понятие «благородства» подспудно присутствовало и в конституции Римской Республики, каковая по самому своему имени: S. P. Q. R. (Senatus Populusque Romanus) являлась выражением соборного взаимодействия римского Сената и римского народа. Основная часть Сената состояла из патрициев, то есть из потомков «отцов основателей», значит из благородных, «хорошо рождённых». Первоначально, только они имели право голосовать в Сенате, в то время, как остальные сенаторы имели лишь право слова. Однако, когда, со временем, число традиционных родов, происходивших от «отцов основателей», резко сократилось, патрициями стали назначать любых граждан, заслуживших этого своим служением и поведением. Интересно, что само по себе прохождение служения (военного и гражданского вперемежку) в Риме называлось «курсом чести» (cursus honorum). Сами же аспиранты на должность сенатора назывались кандидатами, от слова «candidus», то есть «убелённый, чистый, безупречный, искренний», то есть «честный». Так было затем и в Византии, лишь с добавлением академических требований в большинстве случаев. Обе категории сенаторов были одинаково благородными. Значит, благородство не является автоматическим последствием определённого происхождения, а само это происхождение не является исключительным его условием. Вообще, качество «благородства», в смысле указания на обладание честью, получается или наследуется, но не безусловно и не безотзывно. От самого носителя зависит сохранение этого качества, но не от него зависит констатация и подтверждение такого сохранения. В Древнем Риме, при глубоком чувстве правосознания его граждан, была учреждена специальная институция для этого: два цензора, выбранные на пять лет, из числа бывших консулов (возглавителей государства), имели право один раз в течение срока своих полномочий безапеляционно и без указания причин вычеркнуть недостойных сенаторов из списков Сената. В Российской Империи благородство обреталось через наследство от заслуженных предков или через производство в офицеры. Однако, от офицеров требовалось не только профессионального служения, но также и сохранения чести, «а приори» полученной при воспитании или проявленной совместно с доблестью. Профессия обреталась путём учёбы, а честь путём воспитания в семье и в военных училищах. Затем профессиональная служба квалифицировалась начальством, а честь всегда находилась в юрисдикции полковых Судов чести, характер, состав и полномочия каковых были точно определены. Суды чести выбирались самими офицерами и были независимы от начальства, но начальство должно было считаться с их решениями. Когда, во время Второго Общекадетского Съезда ОС СНКР в Санкт-Петербурге, один нахимовец спросил в частном разговоре, возможно ли восстановление в России, в том или ином виде, служилого дворянства, один суворовец сказал, что это невозможно без Царя, ибо только Царь имел право давать дворянство. Я тогда выразил мое мнение, что Царь Пётр Великий уже раз и навсегда дал русское дворянство всем русским офицерам. Правда, я тогда ничего не сказал о необходимости соблюдения своей чести офицерами. Больше того, это соблюдение подлежит надзору Судов чести. Так что, для этого необходимо восстановить в наших полках не только полковых священников, но также и полковые Суды чести. В Русской Диаспоре, в большинстве военных и кадетских объединений, тоже существовали Суды чести, по аналогии с полковыми судами. При попытках уточнения понятий чести, также необходимо не упускать многоярусного характера параметров чести. В первую очередь, честь зависит от нравственного поведения. Поведение в согласии с нравами на всех языках именуется нравственностью. От древнегреческого слова «этос» (нравы, навыки, обычаи) произведено понятие «этики». От латинского слова «морэс» произведено равнозначное слово «мораль». Широко известно латинское выражение «о тэмпора, о морэс!» («о времена, о нравы!»). Нравы являются не только отвлеченными категориями «должного» («категорическими императивами» по Канту), но также и общепринятыми социальными нормами, по отношении к которым существует некоторый общественный консенсус. Испанский философ Ортега-и-Гассет разработал социологическую теорию, согласно каковой, любое общество связано узами собственных общих верований (не только чисто религиозных, но также и мировоззренческих) и общих обычаев, нравов, навыков, прывычек, по-испански «usos». Каждый народ имеет свои обычаи, свой быт. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она», сказал Пушкин. У руского народа есть свои русские обычаи, свой русский быт. Согласно Алексею Хомякову, выражение «свобода» образовано от словосочетания «свой быт». Подлинная демократия заключается в том, что каждый народ имеет право жить по своим собственным обычаям, своим собственным бытом. Грубо нарушать, искажать или пренебрегать исконными народными верованиями или традиционными народными обычаями нечестно. Конечно, в процессе исторического развития, известной эволюции подвергаются также и народные верования и народный быт. Именно эволюции, а не революционной ломке, ведущей к грубому нарушению и полному ниспровержению предыдущих обычаев и норм. На Руси конечно всегда были, как и во многих других странах, мат, пьянство, коррупция и хамство, но они не всегда проявлялись в одинаковой мере, во всяком случае не в сегодняшнем размахе. Это даже можно доказать с помощью экономической и социологической статистик. Именно военные должны понимать, что такое революционное развитие нашего быта является тонкой вражеской провокацией, ибо оно ведет не только к нашему унижению, но также и к нашему очевидному ослаблению во всех отношениях. При любой этической оценке офицерской чести, никак невозможно упускать из вида также и эти критерии. Однако, благородство, обозначающее обладание честью, как выражением доблести, требует не только отсутствия явно отрицательных нравственных и социальных качеств, но также и наличия положительных. При учреждении первых кадетских училищ в современной истории, во Франции в 1682 году, было конкретно указано, что оно происходит для «воспитания начал великодушия». На медали «Militiae tirosinium» (военное воспитание) этого года, изображены две походные палатки со строем кадет, перед которыми стоит группа офицеров, с надписью: «Nobiles educati munificencia principia» («Благородных воспитывают в началах великодушия»). Богатый опыт выживания в тяжелых условиях пребывания в чужой среде, напомнил русским зарубежным кадетам, что эти начала великодушия имеют также и большое практическое значение. Нужно иметь благородную силу характера, чтобы по-товарищески отодвигать на задний план свои амбиции, интересы или просто мнения, идя навстречу соборному согласию, во имя общих высших интересов. На стене столовой Второй роты «Первого Руского Кадетского Корпуса» в Югославии, нас об этом предупреждали: «И говорили в дни Батыя, как на полях Бородина: Да возвеличится Россия, да гибнут наши имена!». «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». (Апостол Павел, Послание к Филиппийцам, 4, 8). Буэнос-Айрес, март 2011 г. |
Кадету Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая Родство с великой воинской семьей, Гордися ей принадлежать душой; Ты не один - орлиная вы стая. Но подвиги и славныя дела Свершать лишь тем, в ком доблесть расцвела: Ей нужны труд, и знанья, и усилья. К. Р.
Происхождение выражения «кадет» В некоторых современных языках словом кадет обозначают младшую категорию любой профессии или занятия. Например, в испанском языке так называют несовершеннолетних членов спортивных клубов и самую низшую должность в администрациях частных фирм, приблизительно в смысле нашего выражения «мальчик на побегушках». Слово «кадет» французского происхождения и по своему общему смыслу обозначает «младший». В свою очередь, это французское слово происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производимого от латинского «капителлум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава». Таким образом, более точный смысл этого слова в данном случае гласит: маленький или будущий возглавитель. Во Франции так назывались дети дворян, которые начинали свою военную службу в низших военных чинах, а также и дети выдающихся семей, которых с малолетнего возраста записывали в военные части, а затем уже взрослыми производили в офицерские чины. Соединение во Франции этих «кадет» в роты или в специальные школы, для военной подготовки, при одновременном всеобщем образовании, и было зачатком современных кадетских корпусов, которые в разных странах и в разные эпохи также назывались «военными гимназиями», «кадетскими школами», «военными лицеями» и «училищами». Впервые это слово встречается в Указе короля Людовика XIV, от 1682 года, об учреждения первых кадетских школ: «Учреждение кадетских рот. Во время стольких славных кампаний, король, учитывая необходимость располагать многими офицерами, основал во многих местах своего королевства роты молодых людей, сыновей дворян или людей дворянского сословия, которым дал имя кадет. Их обучали всем военным упражнениям. Когда их считали пригодными для командования, их назначали офицерами в армию. Эти роты, так же как и другие школы, в которых обучали военному искусству, постоянно поставляли очень хороших подданных». В музее «Дорогой корпус» российских кадет в Париже сохранялась гравюра, на которой был воспроизведен этот документ 1682 года, подписанный королем Людовиком XIV, содержащий текст его Указа об учреждении первых кадетских рот во Франции. На гравюре изображена медаль «Militae Tirosinium» (обучение военному делу). На одной стороне медали, под изображением короля Людовика XIV, надпись: «Ludovicus Magnus Rex Cristianissimus». На другой стороне изображены две походные палатки, со строем кадет, перед которыми стоит группа офицеров. Снизу надпись по-латыни: «Nobiles educati munificencia principia». (Журнал «Кадеты», номер 3, май 1948 года, Париж). Знаменательно, что в данном случае, в самый момент создания кадетских корпусов, обучение военному делу отождествляется с воспитанием начал великодушия. Munificencia происходит от munus, что значит дар, подношение, а educare в латинском языке значит воспитывать, буквально «выводить на питание». Первоначально, сложный глагол educare обозначал вывод на пастбище домашнего скота, ex ducare. Латинский глагол «ducare», водить, соответствует греческому глаголу «агогеин», содержащемуся в слове «педагогика», буквально «ведение детей». Понятие «питания» содержится и в русском слове «воспитание». Однако, сбор дворянских детей в военные соединения, для их обучения военному делу, в России начался раньше, чем во Франции. Уже в 15 и 16 веках в России существовали полки дворянских детей, которые даже принимали участие, в качестве вспомогательных частей, в военных действиях. Эти полки и являются прямыми отечественными предшественниками русских кадетских корпусов. Значит, хотя слово «кадет» и взято из французского языка, сама идея создания специальных военных соединений (корпусов) для обучения детей впервые возникла в России. Этот исторический факт тоже является своего рода символической предпосылкой для правильного понимания этого исключительного русского явления, каковым является наша система кадетского воспитания. Затем, через 19 лет после основания кадетских рот во Франции, Император Петр Великий основал в России в 1701 году Морскую кадетскую школу, под названием «Школа навигацких и математических наук». В 1732 году Императрица Анна Иоанновна основала первый русский армейский кадетский корпус.
Историческое происхождение идеи кадетского воспитания Никакое общество не может обойтись без воспитания молодежи, если оно хочет быть культурным обществом, то есть обладать культурой и сохранять и развивать эту культуру. Конечно, от специфического характера каждой культуры будет зависеть и специфический характер её педагогики, как это наглядно видно на примере тех трёх культур, из которых развилась, в основном, наша современная цивилизация. Древние Израиль, Греция и Рим обладали весьма различными культурами, но все они придавали исключительное значение педагогике, каждая в своем духе и в своем направлении. В Израиле воспитание и образование имели ярко выраженный религиозный характер, в Риме - военный и юридический, в Афинах - гуманитарный и гимнастический. Древняя Греция даже обозначала культуру и воспитание словами с общим корнем. Понятие и смысл воспитания выражались словом «педагогика», ведение детей («педагогус» - ведущий детей, от «педос», дети, и «агогос», ведущий, от «аго», веду). Культура, «педия», в свою очередь выводилась из «педагогики». Согласно Платону, первым источником «педии» («культуры») является Бог, ибо «Бог является педагогом мира» («Ho Theospaidagogei ton kosmon», «Законы», Х, 897 b). Первоначальным источником педагогических концепций, на которых основываются кадетские корпуса во всем мире, были древние Афины, из которых эти концепции распространились почти на всю Древнюю Грецию. Иногда говорят, что источником этой системы кадетского образования была афинская демократия. Однако, афинская демократия была лишь последним этапом в истории афинского полиса. Система же публичных гимназий в Афинах зародилась гораздо раньше, хотя она продолжала существовать и в последний, демократический период Афин. Кроме того, эта система распространилась в своих основных характеристиках практически на всю Грецию, а затем и на весь эллинистический мир. В Афинах же зародилось и название «лицей», каковым обозначаются кадетские корпуса в некоторых странах. В Афинах существовали три публичные гимназии, одна из каковых неофициально называлась лицеем (в греческом произношении «ликием»), ибо она находилась напротив статуи Аполлона Ликийского. (Ликия была одним из регионов древней Греции. Она находилась на юго-западном побережьи Малой Азии, напротив острова Родос. В ней находился город Миры, называвшийся посему Миры Ликийские, где затем был епископом Святой Николай Чудотворец.) При этом лицее, Аристотель основал в 335 году до Р. Х. свою философскую школу. Эти общественные гимназии (буквально: места для гимнастических упражнений) играли важную роль в греческой системе воспитания, ибо «с точки зрения общественного интереса, самой важной целью воспитания было обеспечить государству в этих юношах здоровых воинов, одновременно крепких и красивых, мужественных и проворных... Под тенью гимназий велись ученые рассуждения, а дружба, этическую ценность которой ни один народ не понял так хорошо, как эллинский, воспламеняла души и подстрекала их соперничать в добродетели и в науке». (Немецкий учёный Ernest Kurtius. Перевод на испанский язык: Historia de Grecia. Буэнос-Айрес, 1962. Том 2, стр. 244. Перевод с испанского мой. И. А.). При этом необходимо подчеркнуть, что в Афинах, колыбели демократии, гражданские добродетели были неотделимы от добродетелей воинских, как это символически еще недавно было и в некоторых швейцарских кантонах, где право голосовать имели только лишь отбывшие воинскую повинность вооруженные граждане, с кинжалом в руках. Этот же историк подчеркивает, что целью воспитания в Афинской демократии было «сохранениеунаследованных обычаев. и мирной силы традиций, опирающихся на религию и на многие остатки древних учреждений, для того, чтобы сохранять общество на своих старых фундаментах». (Там же). Таким образом развилось понятие цивилизации, противостоящей варварству. Цивилизация «совершенствует и украшает в одинаковой пропорции и тело и душу». Эрнест Куртиус продолжает: «Равновесие между телесным и духовным бытием, гармоничное совершенствование всех сил и всех инстинктов природы для греков были делом воспитания. Поэтому крепость, ловкость, сноровка, сила, непринужденность и свобода, великодушие и жизнерадостность, присутствие духа... были не менее важными, чем духовная культура, острота понимания, умелость в искусствах муз». (Там же. Том 1, стр. 448). Однако такое воспитание не ограничивалось некоторым числом семейств, и не было предоставлено само себе. Во всей Греции были организованы государством общественные гимназии, «с большими участками для упражнений, в тени от солнца, окруженные галереями и рядами деревьев, обыкновенно расположенными за городскими стенами, но под их юрисдикцией». (Между прочим, на развалинах Помпеи, вне самого города, вблизи от амфитеатра, сегодня можно ясно видеть контуры построек и прочих структур такой общественной гимназии). «Всякий, кто хотел пользоваться уважением и влиянием между своими согражданами, должен был провести значительную часть своей жизни в гимназиях. Только там можно было приобрести выправку, которой отличается хорошо воспитанный человек... это было единственное отличие человека, призванного участвовать в общественных делах... Это усилие восторженных юношей достичь собственной личной ценности сдерживалось тормозом строгой дисциплины, так как закон следил за упражнениями, требуя строгого регламента, послушания старшим и отказа от эгоистических капризов... нигде не признавалась голая сила, и никому не позволялось участвовать в праздничных играх без предварительного подчинения регулярному воспитанию». (Там же. Том 1, стр. 449). Возможно, что на систему афинского образования оказали некоторое влияние сохранявшиеся на острове Крите остатки Минойской цивилизации, в составе которой находились и Афины до своей самостоятельности. Некоторые историки предполагают, что, более чем за тысячу лет до Аристотеля, Минойская цивилизация на Крите стала «культурной моделью для соседних регионов», в том числе «благодаря долголетнему обучению своей молодёжи гимнастике и морскому делу». (Emily Vermuele, Grece in the Bronze Age, 1964. Цитировано по изданию на испанском языке «Grecia en la edad de bronce», Mexico, 1996, стр. 161). На некоторые дисциплины образования в Афинах несомненно также могли косвенно как-то повлиять и системы обучения других древних цивилизаций, в первую очередь Месопотамской и Египетской, а затем также, возможно, и соседнего с греками (и находящегося с ними в этническом родстве) Хеттского государства в Малой Азии. (Ключевский отмечает, что «в области государствоведения особое значение принадлежит Египту, бывшему школой ряда крупных деятелей античного мира: Пророка Моисея, греческих законодателей Ликурга и Солона, историка Геродота, философа Пифагора»). Затем, уже при образовании двойной греко-римской цивилизации, на военные аспекты этого образования, возможно, оказали некоторое влияние и этрусские педагогические традиции. Во всяком случае, римляне обозначали свое военное образование этрусским словом «тиросиниум», каковое затем снова всплывает через много веков в латинском тексте королевского указа Людовика XIV о создании во Франции кадетских рот. (У этрусков существовали жреческие школы разных профилей, в первую очередь строительного искусства, земледелия и искусственного орошения, а также астрономии, метеорологии, зоологии, ботаники и орнитологии. Возможно, что известная римская «коллегия понтификов», буквально «мостостроителей», в своих истоках имела некую связь с этрусскими школами инженеров путей сообщения. Во всяком случае, всем известно, что римляне имели прекрасных мастеров путей сообщения, создавших в Римской Империи непревзойденную систему имперских дорог. См.: Werner Keller, Denn sie entzuendeten das Licht. По-испански: Historia del pueblo etrusco. Barcelona, 1973, стр. 87). Все культуры и цивилизации обращали значительное внимание на педагогические проблемы, ибо без воспитания молодежи не может обойтись никакое развитое общество. Однако, именно в Афинах система воспитания молодежи впервые в истории человечества возымела ярко выраженный политический характер. Дело в том, что афинский полис, как государственная структура, был своего рода нововведением в истории цивилизаций. Полис обладал определенной структурой, которая требовала осуществления определенных функций в рамках определенных условий политической игры, иногда довольно сложных. Политические решения в полисе окончательно принимались на вече (в агоре), а не при дворе монарха или в палатке вождя или в политическом комитете. Кроме того, эти решения на вече нуждались в воспитании не только меньшинства, предлагающего те или иные варианты решений, но также и большинства, высказывающего свое утверждение или неутверждение этих предложений. В Аргентине это кратко и выпукло выразил президент конца 19-го века Фаустино Сармиенто, сказавший, что в современных государствах народ является сувереном, но этого «суверена надо воспитывать». Таким образом, существовала реальная необходимость общего воспитания этого «суверена», каковой теоретически должен был быть своего рода окончательным политическим арбитром. Кроме того, в Афинах образование молодежи впервые было организовано вне жреческих институций, в отличие от почти всех других древних стран. Однако, это отнюдь не обозначало разрыва с религией и с религиозными обрядами, а лишь функциональное разделене в симфонии, как бы в предвозвещение закона о Симфонии Императора Юстиниана, более чем через целое тысячелетие. Однако, помимо политического и мирского характера воспитания молодёжи в Афинах, его отличительной чертой был интегральный, целостный характер. Сам Аристотель посвящяет определению такого воспитания восьмую главу своей «Политики», откуда мы и берём следующие цитаты.
Цельное и полноценное и воспитание Греческая идея воспитания заключается в том, что оно должно быть целостным, интегральным, то есть полноценным, состоящим из всех необходимых составных частей, в согласии с эллинским классическим принципом «всего в меру, ничего чересчур». Этими частями были, в первую очередь, грамматика, гимнастика, музыка и рисование. Аристотель говорит: «Четыре предмета обыкновенно преподаются: чтение и писание, гимнастика, музыка, а также иногда на четвертом месте и рисование». Сегодня эти части воспитания можно было бы обозначить как идейное, интеллектуальное, художественное, спортивное и военное воспитание. Все эти части в Греции образовывали одно неразрывное гармоничное целое. Интеллектуальное воспитание в Греции осуществлялось в значительной мере путем изучения классической литературы, каковое сопровождалось музыкой, так же как и спортивное воспитание. Аристотель утверждает, что обучение музыке не должно быть препятствием для «военной и гражданской тренировки, сначала физической, а затем и теоретической». В другом месте он описывает, к чему должно стремиться музыкальное воспитание: к благодушию, твердости и воздержанию. Он также предупреждает, что «нельзя одновременно тренировать чрезмерно ум и тело». (Это соответствует общему положению эллинской культуры, цитируемому Аристотелем: «Мы всегда больше хвалим умеренность, чем крайности»). Аристотель предупреждает против чрезмерной атлетической подготовки и критикует спартанцев за то, что «они доводят до скотского состояния детей, путем тяжелых трудов», делая их таким образом «пригодными для выполнения только лишь одной из функций гражданина». Аристотель делает различие между «дисциплинамиутилитарными в жизни и дисциплинами, направляющими к добродетели, то есть не утилитарными». Он особенно защищает не утилитарные дисциплины, которые он связывает с досугом и с играми: «Сама природа старается не только хорошо работать, но также и хорошо пользоваться досугом, каковой является началом всех вещей». (Досуг по-гречески - «схола», откуда происходит и наше «школа»). Что касается игр, «они не являются целью нашей жизни, но предназначены для отдыха». «Необходимо ввести игры, выбирая подходящие моменты, чтобы ими пользоваться и употреблять их как лекарство, так как они вызывают движение настроения, которое ведет к уменьшению напряжения, и посредством такого удовольствия происходит отдых». Здесь Аристотель подходит в своих рассуждениях к кульминационной точке греческой идеи целостного воспитания: «Значит очевидно, что существует воспитание, которое нужно давать детям не потому, что оно является полезным, а потому, что оно ведет!к! свободе и к благородству». И чтобы не было ни малейших сомнений в смысле этих слов, несколькими строчками ниже Аристотель объясняет: «Таким образом, главную роль в воспитании должно играть все благородное, а не скотское, так как ни волк и ни какое другое животное не пойдут навстречу красивому риску, а только лишь хороший человек». Таким образом, эта система целостного воспитания была органической частью политического строя Афинской демократии.
Воспитание против вырождения В свою очередь, Платон считал, что, ввиду стихийности процессов политического и общественного вырождения в Афинской демократии, тормозить это вырождение поэтапно бессмысленно, а надо повернуть его вспять к первоначальной учредительной добродетели. Единственным действенным инструментом для этого является педагогика, то есть обязательное воспитание и обучение детей и молодёжи. («Педагогика это - наука о воспитании и обучении детей, молодёжи», определяет Владимир Даль). Педагогика имеет своей целью в первую очередь воспитать добродетельного человека и, вследствие этого, хорошего гражданина, а затем и хорошего правителя (а не «дилетанта», по-гречески «идиота», как затем скажет Аристотель). Интересно, что именно на эту необходимость ссылается Указ Людовика XIV о создании кадетских рот: для «поставки очень хороших подданных». В своем Седьмом письме из Сицилии и в своем последнем труде «Законы», Платон пространно перечисляет необходимые качества государственных правителей. Платон считает, что для этого необходимо формирование и просвещение хороших правителей, с помощью соответствующей подготовки желающих. По-видимому Платон считал возможным делать такой выбор дальнейшего высшего обучения уже во время второго трёхлетия в гимназии, ибо он рекомендует изучать в этот период более углублённо три предмета: математику, геометрию и астрономию, но не всем, а лишь немногим. (Законы, 818 а). Вообще, Платон уделяет много внимания периодам обучения и воспитания и учёту возраста детей, для организации их воспитания. При этом, он делить всё время воспитания на несколько периодов. Платон сперва устанавливает два дошкольных трёхгодичных периода. В течение этих первых шести лет жизни ребёнка, его воспитание должно полностью осуществляться в рамках семьи, под руководством, главным образом, матери и няни. Первый трёхлетний период «не малый жизненный срок, чтобы начать жить хорошо или плохо» (Законы, 792 а), когда нужно достичь «кротости» ребёнка, чтобы он мог «принимать с радостью справедливые компромиссы». «Правильная жизнь ничуть не должна преследовать лишь удовольствия и не должна избегать огорчений... Душевная форма детей трёх, четырёх, пяти и даже шести лет нуждается в играх, хотя уже необходимо принимать меры, без их унижения, чтобы они не становились капризными. Не надо вызывать гнева в душах детей чрезмерными наказаниями, ни приучать их к непостоянству путём поблажек. В этом возрасте... нужно следить за порядком среди детей и не допускать их плохого поведения». (Там же). Лишь после исполненных шести лет, надо отделять мальчиков от девочек. С этого возраста «преподаватели должны обучать мальчиков верховой езде, стрелять из лука, метать копья, кидать из пращи». Однако, девочки, если они этого захотят, тоже могут добровольно тренироваться в этих упражнениях. В течение этого начального четырёхлетнего учебного периода, необходимо двойное воспитание: физическое и душевное. Первому способствует гимнастика, второму музыка. Затем наступают два средних трёхлетних учебных периода, соответствующих нашей средней школе, в течение которых дети обучаются языку, литературе, игре на лире, арифметике, геометрии и астрономии. «Математические и астрономические знания способствуют обучению детей построениям, походам и военным кампаниям, а также администрации домашнего хозяйства, и вообще делают их более полезными и смышлёнными». (Там же, 819 с). Таким образом, эти три обязательных учебных периода продолжаются всего десять лет, и должны кончится к 16-летнему возрасту. Платон отмечает, что «не допустимо, чтобы отец или сам ребёнок увеличивали или сокращали это время учёбы, установленное законом». (810 а). Затем, молодой человек должен отслужить воинскую повинность, и лишь после этого он имеет право получить гражданство. Если молодой человек, став гражданином, хочет в будущем «быть настоящим защитником (стражем) законов», он должен дополнительно углубить свои знания, чтобы «действительно знать правду о законах и быть в состоянии изучать эту правду теоретически и уметь прилагать её на практике». (Законы, 966 а). Платон настаивает, что тот, кто не сумеет полностью овладеть всеми этими дисциплинами, «и, после созерцания их философской взаимосвязи, не сумеет их прилагать, в соответствии с навыками и законами, и не будет в состоянии дать их определение, он никогда не сможет стать правителем всего государства, а должен быть лишь помощником правителей.» (968 а). Верховными правителями государства могут стать только лишь просвещенные кандидаты, получившие полное среднее воспитание, а затем и высшее обучение. Другими словами, Платон вводит воспитательный ценз для политиков. Однако Платон подчеркивает, что невозможно предписывать законом точные знания, которыми они должны обладать: «Бесполезно предписывать, с помощью писаных законов, точное время, необходимое для передачи каждого знания». Те граждане, которые к своим тридцати годам уже получили и ассимилировали это высшее образование, могут быть кооптированы правителями в свои помощники. Лишь достигнув пятидесятилетнего возраста, эти помощники смогут сами стать правителями, но, для этого, они должны быть не только компетентными, но также и порядочными (седьмое письмо Платона из Сицилии). Почти тысячу лет после этого указания Платона, святой император Юстиниан Великий включил его, как одну из необходимых предпосылок для достижения «благой симфонии» (благосозвучии), ведущей к народному благополучию, при отделении государства от Церкви. Платон предлагает структурно обеспечить законами свою педагогическую систему, как основу устойчивости хорошего государственного строя. В своем конституционном проекте, подробно разработанном в «Законах», он предвидит должность специального начальника всех учебных заведений, который должен строго следить за исполнением этой педагогической системы, на всех уровнях, без допущения изменений или отступлений. Некоторые комментаторы Платона даже называют такого начальника «первым министром в правительстве Платона». Более того, вся государственная система предлагаемая Платоном структурно связана с педагогической системой, и посему эта политическая модель Платона даже может быть названа «педагогической моделью». Интересно, что, согласно Платону, первым источником педагогики является сам Господь Бог, ибо «Бог является Педагогом космоса», а не только его Законодателем. (Платон. Законы, 897). Известный эллинист Вернер Йегер (Werner Jaeger) считает, что именно это утверждение Платона сблизило древнюю греческую философию с тогдашними восточными религиозными мировоззрениями и способствовало зарождению и развитию эллинистической культуры, как симбиозу эллинской и других тогдашних культур. От слова «педагогика» происходит греческий термин обозначающий «культуру»: «педия» (лшбвіа). Значит, от «воспитания детей» в конечном итоге зависит и сама культура. Вернер Йегер обращает внимание на то обстоятельство, что восточные отцы Христианской Церкви переводят слова Ветхого Завета «пророк говорит», как «пророк воспитывает».
Кадетское воспитание в России Как уже было сказано, Император Петр Великий основал в 1701 году «Школу навигацких и математических наук», являющуюся первым русским кадетским корпусом. В 1732 году Императрицей Анной Иоанновной был основан первый армейский кадетский корпус. Всего в России в 18-ом веке было основано 4 кадетских корпуса, в 19-ом веке 22 кадетских корпуса, и в 20-ом веке, до Первой Мировой войны, 4 кадетских корпуса. Затем, во время Гражданской войны, на территории Русской Армии, под командованием генерал-лейтенанта барона П. Н. Врангеля, было основано еще 2 кадетских корпуса, которые частично были сводными корпусами. Значит, в России было всего 32 кадетских корпуса. Необходимо отметить высочайшее внимание всех Императоров России к вопросам образования и воспитания кадет, недаром Генерал-Инспектором всех кадетских корпусов был назначен Великий Князь Константин Константинович, который занимался кадетами постоянно и лично. Кадеты составляли основу служилого слоя России и доказали государственную дееспособность и эффективность кадетского образования и воспитания и явились основой её могущества. Четыре кадетских корпуса эвакуировались из России с Русской Армией. Сводный корпус всех этих корпусов просуществовал в изгнании до 1944 года. Новый кадетский корпус, основанный Русской Эмиграцией во Франции, просуществовал до 1964 года. Все остальные кадетские корпуса в России были после 1917 года закрыты, и многие их воспитатели и воспитанники подверглись гонениям со стороны новой власти. Однако в процессе Второй Мировой войны, под конец 1943 года, в СССР было открыто несколько суворовских и нахимовских училищ, по образцу бывших кадетских корпусов, при участии бывших воспитателей императорских кадетских корпусов. Значит, прямая передача кадетских традиций всё-таки не была полностью прервана, хотя и была значительно повреждена. Кроме того, в Русском Зарубежье тоже сохранилась в значительной мере прямая цепь передачи кадетских традиций. Сегодня эти обе цепи слились воедино, на благо России. Это несомненно является своего рода историческим феноменом. После 1991 года, в России возник процесс стихийного (спонтанного) открытия средних учебных заведений под названием кадетских корпусов. До сих пор открыто, согласно некоторым данным, более 100-ти учебных заведений под таким названием. Многие из них, конечно, имеют мало общего с прежними имперскими кадетскими корпусами, но в данном случае само по себе стремление к восстановлению кадетской системы воспитания, несомненно, является знаменательным. Существование почти в течение двух веков в России многочисленных кадетских корпусов выработало сложную педагогическую систему кадетского воспитания, с большим практическим опытом в этой области. Таким образом, сложилась законченная педагогическая доктрина, которая, несомненно, является ценной и для будущего. Можно вкратце перечислить некоторые основные концепции этой русской педагогической доктрины: Основой образования и воспитания русских кадет является идея верного служения своему Отечеству на военном и гражданском поприще с детства, основанного на Вере и любви к нему. Тщательный отбор воспитателей и тщательная разработка общей программы, предметов обучения и общих педагогических структур и норм в кадетских корпусах. Главной целью средних учебных заведений вообще, и кадетских корпусов в частности, является не только обучение, но также и воспитание молодежи. Воспитание по-испански обозначается словом «эдукасион», в котором латинский корень «вести» соответствует такому же греческому корню в слове «педагогика». Другими словами, целью воспитания является достичь хорошего «поведения» молодежи и юношества. Обучение хорошему поведению и хорошим навыкам полностью возможно только лишь в детском и юношеском возрасте, в то время как обучение наукам и ремёслам может происходить в любом возрасте. Такое воспитание возможно только лишь при категорическом соблюдении внешней и внутренней дисциплины. В латинском языке само слово дисциплина неразрывно связано по смыслу со словом «ученик» (discipulus). Однако, достижение хорошего воспитания и хороших навыков с помощью одной лишь дисциплины невозможно. Для этого необходимо укрепление общих религиозных и нравственных верований и традиций в юношестве и установление цельной системы жизненных концепций, базирующихся на этих верованиях и традициях. Поэтому в русских императорских и зарубежных кадетских корпусах существовали системы так называемых 45 «заповедей», в которых выпукло и в краткой форме резюмировались эти верования, традиции и концепции, главным образом идейного и патриотического характера. Главными из них были «12 Заповедей Товарищества» Великого Князя Константина Константиновича. Особенное значение имеют Заповеди 4, 5 и 6: «Долг дружбы преклоняется перед долгом товарищества. Долг товарищества преклоняется перед долгом службы. Честь непреклонна, бесчестие во имя товарищества остаётся бесчестием.» Затем, уже в Эмиграции, Директор Первого Русского Корпуса, генерал-лейтенант Б. В. Адамович составил «67 Заветов» кадетам, из которых нужно особенно отметить 6-ой Завет: «Помнить, чьё мы имя носим». Помимо этого, обращалось большое внимание на манеры поведения, каковые отражали не только идейные и нравственные установки, но также эстетические и гигиенические правила. Многие правила хорошего поведения тесно связаны с нравственной, психологической и физической гигиеной. Обращалось особенное внимание на развитие способностей для анализа любой информации и любых ситуаций, а также и способности формирования идей и концепций. Кроме того, развивались способности для выработки положительных предложений и принятия правильных решений. В области обучения обращалось особенное внимание на ясное понимание общего смысла отдельных наук, а не на зубрёжку их деталей. Среди наук особенное место выделялось для двух иностранных живых языков, которые в течение семилетнего срока обучения должны были быть освоены полностью. Кроме того, изучались основные понятия латинского языка, чтобы можно было с помощью словаря переводить основные тексты. Также требовалось достаточно хорошее владение основными историческими познаниями. Воспитание и обучение в кадетских корпусах имели одной из главных целей отбор и тренировку лучших человеческих ресурсов страны, для служения государству и народу. Посему принцип селекции лежал в основе не только принятия в эти учебные заведения, но и во всей их педагогической программе. Эта селекция должна была вести к достижению русскими кадетами высокой общей культурности. Русская кадетская педагогическая система основывалась не только на общих методологических принципах, но также и на специфических коренных русских идейных и мировоззренческих началах. В этом заключается её превосходство.
Подтверждение превосходства жизнью Результаты развития такой системы кадетского воспитания в России сказывались весьма положительно со всей очевидностью в течение всех трёх веков её существования. Известный автор исторических романов генерал П. Н. Краснов особенно отмечает, что успехи русской Армии во время войны с Пруссией при императрице Елизавете Петровне, впервые в истории занявшей Берлин в 1760 году, в значительной степени были обязаны офицерам, учившимся в Первом Кадетском корпусе, основанном императрицей Анной Иоанновной в 1732 году. Затем, во время Великой Отечественной войны 1812 года, офицеры-кадеты были стержнем Русской Армии, начиная с её Главнокомандующего Генерал-фельдмаршала князя М. И. Голенищева-Кутузова. Неудачные реформы по «разжижению» военной составляющей в кадетских корпусах в середине XIX века привели к серьёзным затруднениям во время войн на Кавказе. Востановление подлинного кадетского воспитания императором Александром III, с возвращением кадетским корпусам их традиционного имени, привело к новому расцвету педагогической системы России. Эта система дала России и всему миру блестящую плеяду великих творцов культуры, искусства и науки, что само по себе является исключительным случаем в истории человечества. Уже Императрица Екатерина II назвала Первый кадетский корпус «Разсадником великих людей России». Заветы генералиссимуса А. В Суворова и заповеди и педагогические нормы Великого Князя Константина Константиновича были славным завершением этой русской педагогической системы, несомненно лучшей в мире, как в этом смогла удостовериться миллионная Русская эмиграция, рассеявшаяся по всему миру и увидевшая воочию все другие системы. Новое поколение кадет в России, выпущенное Суворовскими и Нахимовскими училищами, еще раз подтердило превосходство русской кадетской системы воспитания, даже при её неполном применении. В свою очередь, кадеты русских кадетских корпусов в Русском Зарубежье доказали то же самое. Кроме того, русские зарубежные кадеты, как последние представители Русского воинства за рубежом, оказались единственной, кроме Русской Православной церкви заграницей, организованной институцией, вернувшейся органически в Россию. Русская Церковь и Русское Воинство являются двумя основополагающими учредительными институциями России. Русские зарубежные кадеты исполнили завещание своего любимого педагога и патриота России полковника П. Барышева, которым заканчивается его стихотворение «Русский кадетский корпус на чужбине»: Ряды кадет на Русь пойдут И честь молитвой и любовью Гнезду родному отдадут. После закрытия в Русском Зарубежье последнего русского Кадетского корпуса в 1944 году, прошло уже 68 лет. За это время, русские зарубежные кадеты практически всё время выпускали несколько периодических журналов и вестников и организовали в разных странах мира 21 кадетский съезд. Всегда обращенные лицом к России. До сегодняшнего дня их сильно поредевшие ряды продолжают сохранять свой кадетский строй и свою кадетскую организацию, все члены которой сегодня имеют более чем восьмидесятилетний возраст. Буэнос-Айрес, июль 2012 г. |
На 17-ом Кадетском Съезде, состоявшемся в 2000 году в Канаде, заключительный доклад был посвящен теме «Наше завещание». Заключительные слова этого доклада были: «Мы завещаем кадетским корпусам в России: исполняйте Завещание Суворова!» Кадетское завещание уже давно, много десятилетий подряд, точно и обстоятельно формулируется несколькими поколениями русских кадет. Оно является соборным завещанием российских императорских и зарубежных кадет. Последние живые кадеты не могут ничего менять в этих формулах своих старших братьев. Последние шесть Кадетских Съездов, начиная с 12-го Съезда в 1990 году, в Санта Розе, в Калифорнии, стали окончательно редактировать это наше соборное завещание, рядом своих Резолюций и Обращений. На 15-ом Кадетском Съезде, состоявшемся в 1996 году в Санта Розе, была создана специальная Комиссия, которая досконально обсудила, а затем и сформулировала в специальном «Обращении к государственным руководителям и общественному мнению России и Русского Зарубежья» наше кадетское Завещание возрождающимся Кадетским Корпусам в России. Эта Комиссия была особенно авторитетной, главным образом по двум причинам: 1. В её состав вошли все члены Президиума 15-го Съезда, председатели всех Кадетских Объединений (даже сократившихся до минимального количества кадет) и редакторы всех кадетских печатных органов. В общем числе, около двадцати кадет. 2. Текст этого Обращения был составлен соборным трудом всех участников Комиссии, причем около десяти кадет сделали конкретные предложения, которые были включены в него. Наибольшее количество конкретных предложений внесли ныне покойные А. Б. Иордан и А. Б. Боголюбов. Это Обращение было опубликовано в кадетских органах печати и передано в Министерство Обороны РФ. Ниже воспроизводится полный текст этого Обращения. Кроме этих Резолюций и Обращений Кадетских Съездов, за это время было сделано очень многое. Особенно надо отметить издание «Седьмой Юбилейной памятки» ПРВККККК. В Кадетском Объединения в Аргентине была учреждена специальная «Комиссия для определения предпосылок для наименования Русский кадетский корпус». Ее председатель, граф А. А. Коновницын, сформулировал это определение в одной фразе, которое тоже воспроизводится. Затем, 17-ый Кадетский Съезд, состоявшийся в сентябре 2000 года в Канаде, в своей Резолюции постановил: «Издать брошюру, состоящую из Резолюций и Обращений всех Кадетских Съездов, начиная с 12-го Съезда... для руководства кадетам, посещающим Кадетские Корпуса в России, и руководителям этих корпусов». Тогда, покойный А. Б. Иордан взял на себя редактирование и издание такого кадетского путеводителя. Получилась не брошюра, а книга более чем в 500 страниц, ибо, кроме Резолюций и Обращений, в неё были включены практически все имеющиеся материалы о кадетских традициях. К сожалению, А. Б. Иордан не дожил до выхода в свет этой ценнейшей кадетской хрестоматии. Она была издана посмертно в России «Фондом содействия кадетским корпусам имени Алекс ея Иордана», под редакцией полковника Е. П. Исакова, под названием «Честь родного погона». 17-ый Кадетский Съезд также рекомендовал книгу полковника Е. П. Исакова «Военная быль: о Доблести, Добре и Красоте», в качестве необходимого учебного пособия для всех средних учебных заведений России».
О воспитании русской молодежи в Кадетских корпусах 15-ый Общекадетский Съезд, состоявшийся в городе Санта Роза, в Калифорнии, от 14го до 23-го сентября 1996 года, при участии представителей от Объединений Кадет Российских Кадетских Корпусов в Северной Америке, Южной Америке и Западной Европе и от Кадетских Корпусов в России и Союза Суворовцев в Санкт-Петербурге, обращается к государственным руководителям и к общественному мнению России и Русского Зарубежья, считая своим долгом всемерно поддержать возрождение в России Кадетских Корпусов. После всех исторических событий в России в этом веке и перед лицом наступающего нового Тысячелетия, подлинное и полноценное возрождение России немыслимо без одновременного возрождения традиционного русского воспитания молодежи в нашей стране. Можно с уверенностью заявить, что судьба России неразрывно связана с воспитанием ее молодежи и с соответствующей подготовкой будущих поколений руководящих кадров России. Российские Кадетские Корпуса были оптимальным воплощением еще в древности установленных принципов целостного, интегрального и гармонического воспитания и образования. Они поставляли Русской Армии и Русскому Государству кадры молодежи, хорошо подготовленной во всех отношениях, для служения Родине. Через Русские Кадетские Корпуса прошли многие великие люди и вожди России, многие творцы русской славы. Русские Кадетские Корпуса были смешанными учебными заведениями. Они были военными общежитиями, со специально отобранными и педагогически подготовленными начальниками и воспитателями из кадровых офицеров. Они давали полное общее-среднее семилетнее образование. Эти воспитание и образование давались именно в таком возрастном диапазоне, учитывая необходимость, заложенную самой природой, начать их еще в возрасте до полового созревания. Как это подтверждает современная передовая педагогика, именно такая методология обеспечивала основательное усвоение предлагаемого воспитания и образования, в том числе и овладение иностранными языками. Самой главной отличительной характеристикой Русских Кадетских Корпусов была их педагогическая система, обеспечивавшая нравственное, этическое воспитание молодежи, в согласии с Христианской этикой и с общечеловеческим культурным наследием. Религиозное и нравственное воспитание обеспечивали правовое и моральное самосознание будущих служителей государства и народа. Стержнем этого воспитания были заветы великих русских людей, в том числе генералиссимуса А. В. Суворова и Великого Князя Константина Константиновича, президента Императорской Академии Наук. 15-й Общекадетский Съезд заявляет с уверенностью, что возрождение этих наших заповедно-традиционных принципов национально-патриотического воспитания сегодня необходимо более чем когда-либо. В новых Кадетских Корпусах необходимо учить прежде всего жить по Правде и твердому желанию служения своему народу. Для этого кадеты должны узнать правду о нашей истории, культуре и о Русской Православной Церкви. У этих молодых людей должна постепенно создаться широкая объективная картина жизни под скипетром императоров и при коммунистическом режиме. Надо положить конец подтасовке фактов, замалчиванию и лжи, которыми до сих пор пестрят страницы учебников истории и других гуманитарных наук. В историю философской мысли и литературы должны быть возвращены авторы, которые, по политическим причинам, были подвергнуты запрету коммунистической властью. Закон Божий и история Русской Православной Церкви должны найти свое место в программе обучения. При возрождении и становлении Кадетских Корпусов в России необходимо внести ясность в следующие положения: дарование шефства, названия корпусов, о знамени, о форме одежды, о чинопроизводстве и о наградах и нагрудных знаках. Шефство в императорской России являлось исключительной прерогативой Государя. Давалось оно как награда за заслуги Корпуса. Название корпусам исторически присваивалось Государем Императором по ходатайству Директора Корпуса, поддержанного Начальником Главного управления военно-учебных заведений. В настоящий момент, кадетские корпуса должны носить название по месту расположения, по имени известной исторической личности или основателя. Имена святых в названии корпуса по традиции не применялись. Знамена вновь создающихся Кадетских Корпусов должны соответствовать историческим образцам. То же самое относится и к парадной форме одежды. Производство воспитанников в кадетские чины осуществляется только лишь в старшем классе строевой роты. Офицеры производятся в старший чин в соответствии с Уставом. Изображение (рисунок) нагрудного знака, исполненного в согласии с историческими традициями, надлежит утверждению Совета Директоров Кадетских Корпусов. Рекомендуется ввести в состав Совета Директоров консультанта по историческим вопросам. Все вышеупомянутое предлагается как в целях установления единообразия, так и для наиболее полного восстановления исторических традиционных форм Русской Армии в системе Кадетских Корпусов. ПРЕЗИДИУМ 15-ГО ОБЩЕКАДЕТСКОГО СЪЕЗДА: Председатель: И. Н. Андрушкевич Вице-Председатели: К. Ф. Синькевич, Е. П. Квасников Секретари: К. Н. Де Гардер, С. С. Миокович
Наши заветы русским Кадетским корпусам Объединение Кадет Российских Кадетских Корпусов в Аргентине, на своем Общем Годовом собрании от 4 июня 2000 года, постановило обратиться ко всем возрождающимся и вновь образующимся Кадетским Корпусам в России со следующими Заветами: Русские Кадетские Корпуса должны иметь своими Небесными Покровителями святых Православной Церкви. Например: Святого Николая Чудотворца, Святых царей Константина и Елену, Святого Александра Невского. Имена святых в названии корпусов по традиции не применялись, как это было отмечено в «Обращении 15-го Общекадетского Съезда о воспитании Русской молодежи в Кадетских Корпусах». Праздники этих Небесных Покровителей каждого Корпуса, по православному календарю, являются Корпусными праздниками. В этот день не должно быть занятий. Этот день должен отмечаться в Корпусе общей молитвой всего Корпуса, а затем должен быть торжественный парад, с Зарей с церемонией, в согласии с историческими традициями Русской Армии, подробно описанными в «Седьмой Юбилейной Кадетской Памятке 1-го Русского Великого Князя Константина Константиновича Кадетского Корпуса». В одном из помещений Корпуса должен стоять киот с иконой этого святого (например, в коридоре Первой роты). Кроме того, желательно, чтобы каждая рота тоже имела своего Небесного Покровителя. В Русских Кадетских Корпусах необходимо преподавание Закона Божьего всем кадетам. Кадетам православного вероисповедания Закон Божий должен преподавать православный священник. Если этот предмет еще не фигурирует в официальной программе, его нужно преподавать отдельно. Также необходимо строго следить за правильным преподаванием подлинной русской истории, по учебным пособиям без тенденциозных партийно-идеологических искажений и без русофобской дискриминации славного прошлого нашей Родины России и тысячелетней истории Русского Государства. Желательно преподавать в Русских Кадетских Корпусах Государствоведение, как это делалось раньше в Государстве Российском. Пока этот предмет не числится в официальной программе, его можно преподавать отдельно, или, по крайней мере, делать на эту тему отдельные доклады. Рекомендуется не упускать из виду рекомендации, перечисленные в выше упомянутом «Обращении 15-го Общекадетского Съезда о воспитании русской военной молодежи в Кадетских Корпусах», а также указания графа А. А. Коновницына, кадета Пажеского Корпуса, председателя «Комиссии Кадетского Объединения в Аргентине для определения основных предпосылок для наименования Русский Кадетский Корпус». |