ПРОГРАММА
“КАДЕТСКИЕ КОРПУСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ В Санкт-Петербурге проживает 1 млн. 020 тыс. детей до 16-летнего возраста, из них «группу риска» составляют 75,5 тыс. (из неполных семей – 65,5 тыс., сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 10 тыс.). Вызывает тревогу не только сам факт значительного количества таких детей, сколько динамика роста этого процесса: ежегодно число детей-сирот как в России, так и в Санкт-Петербурге удваивается. Кроме того, в городе свыше 30 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается 87,4 тыс. детей, финансовая поддержка которых со стороны государства явно незначительна. Ухудшающееся экономическое положение детей и семей, происходящее в результате реформ в период смены социально-экономической Формации, отсутствие мужского влияния, пробелы в воспитании мужского характера у этой категории детей создают условия, способствующие криминализации определенной части подростков, как правило, наиболее активных, по своему авторитетных в детских коллективах. Энергию этих подростков можно и необходимо направлять в нужное русло - воспитание активной жизненной позиции, направленной на созидание и защиту общества, а не на разрушение его. Одним из направлений работы с этими детьми является новый подход к их воспитанию в системе закрытых или полузакрытых общеобразовательных учреждений типа КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ (в России до 1917 г. существовал 31 корпус, позднее - суворовских и нахимовских военных училищ, решение о создании которых было принято в период ВОВ в 1943 г.). Эти училища были созданы по типу Кадетских корпусов для обучения и социальной защиты детей-сирот войны, детей погибших воинов, инвалидов. В разные годы число этих военных училищ в бывшем СССР доходило до 18, не считая различных подготовительных училищ (артиллерийских, авиационных) с 3- летним сроком обучения, как в существующих сегодня суворовских училищах. Высокий уровень образования и воспитания в Кадетских корпусах и Суворовских училищах, воспитание настоящего мужского характера, престижность профессии защитника Отечества всегда были привлекательны для подростков. В пользу этих заведений говорит и тот факт, что они отлаженной системой эстетического и физического воспитания при военной направленности обучения тем не менее вырастили тысячи людей, прославивших Россию во многих сферах человеческой деятельности, ставших гениями русской культуры и литературы, выдающимися философами, художниками, писателями, композиторами, учеными, спортсменами, государственными деятелями. Путевку в жизнь им дали кадетские корпуса, Суворовские и Нахимовские военные училища
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Помочь в Формировании и становлении системы кадетских корпусов Санкт-Петербурга для решения задач военно-патриотического и эстетического воспитания мальчиков-подростков на идеалах добра, чести, справедливости беспризорности, сиротства. 2. Целенаправленное руководство деятельностью кадетских корпусов, суворовского и нахимовского училищ в целях выполнения долгосрочной программы «Дети-сироты Санкт-Петербурга», уменьшения беспризорности, сиротства. 3. Разработка новых направлений в создании сети различных типов общеобразовательных учреждений для подростков с закрытым и полузакрытым пансионом обучения в системе Комитета по образованию мэрии.
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ В зависимости от форм собственности и принадлежности к различным министерствам и ведомствам финансовое обеспечение программы может осуществляться: - как совместное долевое финансирование за счет бюджетных ассигнований муниципалитета (правительства города), Министерства Обороны РФ, Министерства образования РФ, Министерства социальной защиты; - как полное Финансирование одним министерством (Министерством Обороны или Комитетом образования мэрии); - как частное (за счет собственных средств, получаемых с родителей как плату за обучение, а также спонсорской помощи, общественных и частных Фондов с распределением и контролем через попечительские советы корпусов, школ, пансионатов и училищ).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Помня, что "Дети - будущее нации", системой обучения в кадетских корпусах, школах и пансионатах возродим утраченные исторические и культурные ценности народа, чувство национальной гордости, духовности нации, поднимем престиж армии, профессии защитника Отечества, воспитаем образованных, крепких духом, дисциплинированных будущих офицеров на идеях непоколебимой преданности Родине, девизом всей жизни которых должен стать наказ "Жизнь -Родине, честь – никому!". Обеспечив высокий элитный уровень образования при соблюдении принципа добровольности в выборе будущей профессии своим выпускникам, кадетские корпуса, пансионаты, школы будут способствовать появлению не только «кутузовых и нахимовых», но и деятелей отечественной истории и культуры, честных государственного мышления людей, в которых сегодня так остро нуждается возрождающаяся Россия.
Приложение к Программе "Кадетские корпуса в Санкт-Петербурге"
Составитель Программы: выпускник, офицер-воспитатель и преподаватель Свердловского СВУ - Владимир Чазов, сотрудник Комитета социального обеспечения мэрии Санкт-Петербурга. |
Необходимые пояснения. Настоящая программа по сути дела была первым документом региональной власти, обратившей внимание на развитие школ и интернатов кадетской направленности, связав ее с появившимся тревожным фактором - увеличением детей "группы риска". Следует отметить, что программа создавалась не в недрах системы образования, а Комитетом по социальной защите тогда еще мэрии Санкт-Петербурга. По сути же дела программа не несет в себе никаких организационно-планирующих функций. Ее главное назначение - привлечь внимание к системе кадетского воспитания, которое может быть небесполезным для решения задач борьбы с возможной беспризорностью и помощи неблагополучным семьям., что в свою очередь явилось результатом разных "либерастических реформ" того времени. По-настоящему с программе реально есть только одно - цифры финансирования кадетских учебных заведений мэрией Петербурга. это большой плюс. тем более, что в начале второй половины 90-х финансирование военных было из рук вон как плохо, а в городе создавались еще два корпуса - Кронштадский и Военно-космический. Если во втором случае помощь города оказалась как нельзя кстати, то первый корпус создался городом вопреки. Вопреки мнению Военно-морских начальников. Те времена характеризуются началом сокращения флотов и их сухопутных инфраструктур. Естественно, высвобождаемое имущество и людские ресурсы не могли остаться без попечения гражданских властей, которые не могли просто бросать людей "в поле", как это было с выведенными, например из Германии, войсками. Не минула чаша сия и славный город Кронштадт. там освобождались здания морского экипажа, вполне подходившие под поставленные задачи. И власть города решила создать морской кадетский корпус по примеру Нахимовского училища и недавно созданного Ракетно-артиллерийского. Пример последнего был отличным - сохранялась вся инфраструктура военного училища, да еще и, практически в центре города. Через пять лет это повторит генерал Лебедь в Красноярске и Ачинске, открыв кадетские корпуса на месте закрывшихся военных училищ. И самое главное, о чем наши генералы не любили думать - подобная сохраненная инфраструктура давала возможность в случае чего немедленно организовать здесь же подготовку офицеров для армии. Военморы отказались участвовать в создании Кронштадского корпуса. Вот почему честь стать организатором и первым начальником предоставлена была офицеру, воспитаннику Ленинградского СВУ, полковнику Е.Пешикову, которого судьба распорядилась поставить в нужном месте в нужное время. Да, город полностью впрягся в финансирование корпуса. Да, это было нелегкое время для организаторов. Но они выстояли. да так, что через год "военморы" увидели у себя под боком, да что там - прямо в колыбели Балтфлота - отличное заведение. И ... отобрали у города все бразды. Да так, что Евгения Пешикова можно было величать капитан-полковником: негоже морским заведением командовать сухопутным танкистом - Пешикову присвоили звание капитана 1 ранга. Вот и стал он "капитан-полковником". Кажется - это первый такой случай. Все перечисленные заведения сегодня действуют. Только с корпусом академии связи сразу не получилось. Сначала была школа, над которой академия связи взяла патронирование, а уже в 2018 году при академии связи открыли кадетскую школу IT-технологий с подчинением Министерству обороны. Понятно, что небольшие неточности в программе наличествуют, но .. программа исполнена, корпуса живы, если считать, что вместо трех корпусов - КРАК, ЖДВ и ВККК появился Санкт-Петербургский кадетский военный корпус. Но это уже другая история. Остается только сожалеть об одном - в середине 90-х руководящая мысль той мэрии не могла прийти к мысли создания отдельной структуры управления кадетским образованием в Петербурге, как это было сделано позднее в Красноярске. Глядишь, сегодня имели бы, может быть, более интересную модель системы кадетского воспитания и образования в северной столице. И не придумывали бы глупые законы, как в 2021 году (для сведения) Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. В.Левченко, непосредственный участник тех событий |