Система кадетских учебных заведений России

1. Оренбургское ПрезКУ (2010)

2. Ставропольское ПрезКУ (2011)

О Президентских кадетских училищах

Планируются в городах:

Челябинск, Санкт-Петербург, Тула, Благовещенск и Кемерово

 

 

О системе кадетского образования в России

 

I

Современное состояние российской общеобразовательной школы не может не вызывать тревоги у людей просвещенных. Тем более что у определенной части руководителей нашей страны в недавнем прошлом, сегодня и, скорее всего, в недалеком будущем, видимая забота об улучшении государственной школы непонятным образом может сочетаться с настойчивым желанием обучать своих детей и внуков за границей. Может ли быть достоин своего Отечества воспитанный вне его. Да, может, если он воспитывался в русском духе, в окружении патриотов своей родины, в атмосфере духовно близких к нему людей, как это мы видим из все более расширяющегося общения с бывшими кадетами-княжеконстантиновцами, воспитанниками Первого Русского Великого Князя Константина Константиновича кадетского корпуса в Югославии. И не может, если он обучается в частных, пусть и престижных школах Англии, Франции, Америки. Такие молодые люди навсегда потеряны для России.

«Воспитание благородного юношества есть первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров…Правительство не может доверить частным людям воспитание дворянства. Одному правительству подлежит воспитание благородного юношества. В каждой губернии, где народный язык есть русский, должна быть дворянская школа, в которую неотменно входили бы все дворянские дети десятилетнего возраста….Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека, потому что производит внутреннее побуждение к соблюдению правил нравственности и к приобретению всех знаний, потребных в каждом состоянии» Военный журнал,1811

Как давно это написано и как справедливо это сегодня!

Есть, живы еще традиции воспитания и обучения в российской государственной школе. Эти традиции постепенно находят пути восстановления и возрождения в кадетских корпусах. Военный интернат, где воспитателями являлись преимущественно оп ытные и заслуженные офицеры, воинский уклад всей жизни в корпусах при неукоснительном и пунктуальном уважении чести и достоинства маленьких их воспитанником, умение и знание в деле воспитания всем персоналом давали свои плоды просвещения будущего России. Перечень великих людей Отечества длинен, достаточно упомянуть генерал-фельдмаршала Румянцева и адмирала Ушакова, министра просвещения России Шишкова и президента Академии художеств Оленина, адмирала Беллинсгаузена и композитора Глинку, поэта Рылеева и ученого-филолога Даля, конструктора Мосина и летчика Нестерова, чтобы понять – в кадетских корпусах готовилось будущее достояние Российского государства. На любом поприще государевой службы, будь то гражданское ведомство или военное, воспитанники корпусов были всегда востребованы. Это и есть та традиция отечественной школы о которой должно сегодня заботиться всем думающим о ее благе.

Начавшись с 1701 года, история кадетских корпусов условно может быть разделена на ряд характерных периодов, как с точки зрения переломных собственно исторических моментов, так и с точки зрения предназначения таких учебных заведений.

Первый этап – развитие и становление Российских кадетских корпусов – наиболее длительный. Начиная с 1701 года, с создания Петром Великим Навигацкой школы, система кадетских учебных заведений преодолела ряд трансформаций, когда подготовка офицеров для войск сменялась полугражданским предназначением и почти полностью гражданским персоналом воспитателей. Корпуса в это время назывались военными гимназиями. Затем гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса, но выпускники корпусов предназначались к поступлению в военные училища. Стройная и действенная система военной подготовки в Российской Армии сложилась к концу прошлого века. Кадетские корпуса, военные училища и юнкерские военные училища, военно-специальные училища и, наконец, Академия Генерального штаба – вот суть система подготовки Российских военных кадров. При этом большинство военно-учебных заведений находилось под единым управлением Начальника военно-учебных заведений.

С 1918 года в силу известных революционных событий начинается второй этап в истории кадетских корпусов, когда из девяти, вышедших за границу с русскими войсками, образовались путем слияния и объединения сначала три, а затем с 1930 года один, названный в начале статьи, кадетский корпус в  г. Белая  Церковь. Этот корпус просуществовал до 1944 года, выпускники и воспитанники корпуса нашли друг друга по всему миру, приняв своим девизом замечательные слова: «Рассеяны, но не расторгнуты!». Сегодня они прилагают все усилия к возрождению в России кадетских корпусов – А.Ермаков, А.Йордан, И.Козлов (США), В.Мантулин (Канада), И.Андрушкевич (Аргентина) и многие-многие другие. До 1964 года под Парижем существовал корпус-лицей имени Императора Николая II.

С 1943 огненного года Великой Отечественной войны берут свое начало продолжившие славные кадетские традиции Суворовские военные и Нахимовские военно-морские училища. Их в истории нашего Отечества насчитывается около 25.

Решая в то время социальные задачи поддержки детей погибших родителей, в конечном счете, они превратились, да и не могли не превратиться в настоящую кузницу кадров. Из суворовцев вышли министр иностранных дел Игорь Иванов и композитор Стас Намин, певец Герард Васильев. А генералов и полководцев не пересчитать. Не в этом ли преемственность традиций? Очень жаль, но общее политическое и экономическое положение России не могло не отразиться на состоянии военно-подготовительных учебных заведений. Сегодня в ведомстве военного министерства осталось всего семь суворовских и одно нахимовское училищ. Но есть и обнадеживающие моменты в развитии военного образования на фоне сокращающейся гигантскими шагами армии и закрывающихся военных училищ. Это появление первых кадетских корпусов Министерства Обороны: Кадетского ракетно-артиллерийского и Военно-космического (Санкт-Петербург), Военно-технического (Тольятти), Кронштадского морского. Это первые ростки в профильной подготовке для ВВУЗов МО РФ. Федеральная пограничная служба создала свой кадетский корпус в г.Пушкине. Есть предположения и других силовых ведомств по созданию собственных кадетских корпусов.

С 1991 года берет начало современный этап в развитии системы кадетских корпусов. Перечисленные выше кадетские корпуса Министерства обороны четко вписались в структуру современного военного образования. С остальными корпусами дело обстоит иначе. Из почти пяти десятков корпусов этому наименованию даже в далеком приближении соответствуют лишь единицы. Приведем выдержку из Положения о кадетских корпусах (1886): «Кадетские корпуса имеют целью доставлять малолетним, предназначенным к военной службе в офицерском звании, и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание… Кадетские корпуса находятся в ведении военного министерства». Таким образом, вопросы где, как и для чего существуют кадетские корпуса, имеют четко обозначенные, исторически проверенные ответы. На самом деле, не утруждая себя изучением истории, многие «деятели на кадетской ниве» расплодили многочисленное и жалкое подобие, действуя при этом лишь с сиюминутной позиции моды. Кадетскими корпусами назвали себя обычные школьные классы, школы воскресного дня, переодетые в форму интернаты. К незначительному исключению можно отнести два кадетских корпуса интернатного типа с 7-летним сроком обучения – Донской и Кубанский кадетские корпуса, поставившие своей целью подготовку будущей элиты для казачьих (?) формирований. Тем не менее, феномен в сфере российского образовательного пространства образован, и сегодня надо осмыслить, как правильно использовать это направление, по существу, патриотического воспитания в благих для России целях.

  

II

Главными объединяющими основами всего спектра кадетских учебных заведений являются:

· социальный аспект защиты подростков и юношей в непростых нравственно-экономических условиях жизни простой семьи,

· цель обеспечение достойного уровня образования и, что очень важно, воспитания будущего поколения россиян,

· подчас профилированная подготовка воспитанников к поступлению в определенные ВУЗы или конкретные ВВУЗы.

Имеющие многолетние традиции и опыт воспитания, кадры   офицеров,   военное министерство не может увеличивать сеть таких образовательных учреждений, заранее не обрекая ее на неустойчивое и нищенское финансирование. Не сформированные, как особый род войск, казачьи формирования тоже не в состоянии полностью содержать свои кадетские корпуса. А задача подготовки собственных, взращенных в своей стране, в своем историко-нравственном окружении, а не на заграничной школе, будущих управленцев актуальна как никогда. Эта задача актуальна для всех регионов России. Наверно поэтому, в Красноярском крае создано управление кадетских учебных заведений как орган управления образованием, в ведении которого находятся созданные в крае и для края четыре кадетских корпуса:

- Красноярский кадетский корпус (на базе закрытого училища ПВО),

- Ачинский кадетский корпус (на базе закрытого училища ВВС),

- Норильский кадетский корпус (на базе современного спортивно-оздоровительного центра Норильского комбината под Минусинском),

- Шарыповский кадетский корпус (на базе военно-патриотического воздушно-десантного клуба).

Известно, решить серьезную проблему создания крупного образовательного учреждения интернатного типа под силу лишь субъекту федерации. В 1995 году Комитет по образованию Санкт-Петербурга открыл самостоятельно Морской кадетский корпус в г.Кронштадт. Средства, потребовавшиеся для его создания, подготовки учебной базы были столь велики, что необходимо встал вопрос о  привлечении в состав учредителей военного ведомства, благо опыт такой совместной работы уже был оппробирован при создании Военно-космического кадетского корпуса при тогда еще Военной-инженерно-космической академии имени А.Ф.Можайского. Одним из удачных как с точки зрения экономической (готовая  или почти готовая к использованию база), так и политической (сохранение такой базы) является опыт размещения кадетских корпусов на месте расформировывающихся военно-учебных заведений. Первопроходцами в решении такой задачи явились артиллеристы, создавшие путем плавного перевода на месте Ленинградского артиллерийского училища Кадетский ракетно-артиллерийский корпус. Этот опыт, как уже показано выше, реализован и в Красноярском крае, где по Инициативе Губернатора А.Лебедя и по договору между ним и Министром Обороны И.Сергеевым в оперативное управление переданы здания, сооружения и территория двух (других в крае не было) военно-учебных заведений. Несмотря на бедственное (а подчас и специально ли или по бесхозяйственности должностных лиц тех училищ доведенных до этого) состояние и разрушение отдельных зданий и коммуникаций),  администрация края изыскивает средства для восстановления и приведение в надлежащий, соответствующий двадцать первому веку, порядок территории и внутреннего убранства помещений корпусов. Жаль, что Министерство Обороны не готово участвовать в формировании этих кадетских корпусов, но время, как известно, является лучшим судьей.

Сейчас, по прошествии года работы Красноярского и Ачинского кадетских корпусов (два других только созданы), можно с уверенностью заявлять, что воспитанник кадетского корпуса субъекта федерации обходится не дороже воспитанника интерната, при совершенно другом подходе к вопросам обучения и воспитания в этих заведениях. Цель, которую при этом преследует руководство края – подготовка высокообразованного, нравственно и физически здорового, воспитанного молодого человека для дальнейшего профессионального его образования как будущего руководителя в престижных ВУЗах края и России, зная при этом, что взращенный здесь, на своей Родине, он никуда не уедет и не будет торговать интересами Отчизны.

Помимо сохранения и преумножения учебно-материальной базы, создаваемые кадетские корпуса решают и еще одну социально значимую задачу – создают рабочие места именно для увольняемых офицеров запаса. Нет необходимости объяснять важность мужского воспитания, тем более, что вреди воспитанников корпус более 60% подростков из социально незащищенных семей, из них более 80% не имею отца! Начать воспитание этих мальчишек с 10-летнего возраста – значит успеть их воспитать как надо! Разве не здесь может быть использован весь воспитательный потенциал и опыт многолетней работы еще не старого (40-50лет) офицера, не имеющего, как правило, уже к этому времени семейных проблем, не желающего идти вышибалой или сторожем в современную экономику, не реализовавшего своих возможностей по воспитанию из мальчика такого воина, которого сам бы хотел иметь в подчинении. При этом, не бог весть (хотя это неправильно, всеми признаваемо) какая зарплата, но в совокупности с заработанной пенсией все-таки дает возможность не чувствовать себя изгоем в своей собственной стране.

Здесь имеет смысл высказать для обсуждения ряд предложений к Министерству Обороны.

1. Для соответствующих определенному уровню образовательных учреждений, именуемых кадетскими корпусами бронировать должности педагогического и воспитательного состава, занимаемые офицерами запаса, при отделах довузовской подготовки военных комиссариатов, с тем, чтобы эти офицеры не состояли в запасе, а проходили службу в запасе с присвоением очередных званий (до полковника включительно) и в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе». Порядок представления и присвоения может быть специально разработан, а основания дает вышеупомянутый закон.

2. Прохождение службы в запасе морально поднимало бы престиж воспитательной работы, не отрывало бы офицеров запаса от основной военной деятельности – подготовки кадров (в том числе и для ВВУзов). Если при этом через службу обеспечение военкоматов будет решен вопрос об обеспечении офицеров-воспитателей военной формой одежды, естественно, не в таком ассортименте и объемах, как для кадрового офицера, а в гораздо меньших, то многие, готовящиеся к увольнению по выслуге, возрасту офицеры приняли бы решение продолжить гражданскую службу в кадетских корпусах.

3. При соответствующем комплексном инспектировании кадетских корпусов, не состоящих в ведомстве МО РФ, если их выпускники по уровню подготовки не уступают выпускникам суворовских училищ, можно решить вопрос о предоставлении кадетам равных прав с суворовцами при поступлении в высшие военно-учебные заведения.

 

III

По существующему Законы РФ «Об образовании» все суворовские и нахимовское училища и кадетские корпуса являются образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования и по существу типа образования не отличаются от любой школы. Закон «О воинской обязанности и военной службе» дает возможность говорить о военных учреждениях профессионального образования, не ограничивая их только рамками высших (средних) военно-учебных заведений. В этой системе отсутствуют образовательные учреждения начального военно-профессионального образования, первыми из которых могли бы стать профилированные кадетские корпуса МО РФ. Коль уже давно речь ведется о профессионализации армии, в том числе  и на уровне младшего командного состава, то есть сержантов, необходимо заметить, что наилучший эффект воспитательного воздействия, не приводящий  к извечному пороку армии – "дедовщине", достигается в том случае, если действующий сержант не только здоров и силен, но и умен. В данном случае следует понимать, что при наличии института сержантов, которые оставались бы такими длительное время (до 40-45 лет как в зарубежных армиях), требует их совершенно нового обучения основам психологии и педагогики, методике воспитательной работы и многим другим наукам соответственного уровня, помимо профессионально-технократических. Таким наукам можно обучать, наряду с нравственным и физическим воспитанием, в кадетских корпусах. Профилированный под вид войск или конкретный ВВУЗ кадетский корпус не может при этом не стать новым типом военно-подготовительного учебного заведения – учебным заведением начального военно-профессионального образования. Выпускник данного корпуса должен готовиться на уровне командира учебной группы, если он мечтает продолжить карьеру офицера, или на уровне заместителя командира, а может быть и командира взвода (для некоторых родов войск), если он изберет стезю армейского сержанта профессиональной армии. Не надо для этого создавать школы сержантов, работающих полгода для подготовки сержанта на год. Получая хорошее среднее образование в кадетском корпусе, он одновременно получает начальное военно-профессиональное.

При этом закон не запрещает, при условии обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования, считать срок службы с 16-летнего возраста. Таким образом, выпускник военно-подготовительного заведения начального военно-профессионального образования, с детских лет выбрав стезю военной карьеры, ограниченный некоторыми условиями своего воспитания и жизни в воинском коллективе, будет иметь определенное преимущество (вполне законное!) по сравнению со своими сверстниками, пришедшими в ВВУЗ со школьной скамьи.

Такие военно-образовательные учреждения органично вписываются как в систему военного образования, так и в структуру военных учебных заведений.

Неопределенным остается один вопрос управления подобного типа образовательными учреждениями, не состоящими в системе МО РФ.

Представляется возможным для оперативного решения вопросов организации, обеспечения, направления процесса образования и воспитания создания отдельного Управления (при Министерстве Образования, раз речь идет об образовательных учреждениях, или при Министерстве Обороны, раз речь идет о военно-патриотическом воспитании) кадетских учебных заведений. Такое управление может и должно выработать политику в сфере закрытого пансионного (интернатного) военно-патриотического воспитания, решить все вопросы необходимого количества таких учреждений и использовании их потенциала в интересах не только регионов, но и России в целом. Своего рода необходимы доступные для простого ребенка элитарные условия подготовки будущего цвета всех наций и национальностей Великой России. В ведении такого управления будет и подготовка соответствующих кадров преподавателе, воспитателей и руководящего состава. Система кадетских учебных заведений не может ограничиться только кадетскими корпусами, суворовскими и нахимовскими военными училищами. Она должна охватывать и военные гимназии, кадетские школы, кадетские школы-интернаты и кадетские классы. Сегодня появляются закрытые пансионы интернатного типа – Мариинские гимназии. Все учебные заведения, восстанавливающие лучшие традиции воспитания и образования российских школ – есть предмет заботы и внимания такого управления. Процветание России достигнуто будет просвещенными людьми.

 

ЛЕВЧЕНКО В.К., кандидат военных наук,

заместитель начальника управления кадетских учебных заведений администрации Красноярского края

июль 1999

 

 

 

Разновидности кадетских учебных и образовательных  учреждений России

в первом десятилетии 21 века

 

Суворовские военные, Нахимовские военно-морские училища

Кадетские корпуса

Кадетские гимназии

Кадетские школы- интернаты

Кадетские школы

Кадетские классы, клубы