Предложения в Президентскую программу  

 

Кадеты РОССИИ

Введение 

1.   История кадетских корпусов и их значение в системе военного образования России

2.   Кадетское обучение и воспитание, отличительные особенности:

3.   Кадетские учебные и образовательные учреждения:

4.   Система кадетских учебных заведений:

5.   Органы управления кадетским образованием и воспитанием:

Приложения 

 

Цели и задачи программы 

Необходимость программы определяется:

-  сложным материальным и финансовым положением многих, в первую очередь многодетных, семей,

-  невозможность обеспечить детям высокий уровень образования, особенно платного,

-   заинтересованностью государства в социальной защите и обеспечении детей-сирот, предоставлении им права получения лучшего воспитания и образования

-  требованием приведения к единой системе кадетского воспитания и образования сети кадетских учебных и образовательных учреждений и соответствующих им органов управления.

 

Целью программы  является обеспечение единой государственной политики в области кадетского воспитания и образования

 

Основные задачи:

создание и развитие нормативно-правовой базы кадетского воспитания и образования, обеспечивающего режим наибольшего благоприятствования в деятельности образовательных учреждений подобного типа, а также предприятий и организаций, поддерживающих и развивающих данное образовательное направление;

формирование организационных основ осуществления государственной политики в области кадетского воспитания и образования, обеспечение эффективного взаимодействия министерств и  ведомств с регионами и органами  управления образованием; создание единого органа управления кадетским воспитанием и образованием;

создание единой государственной системы финансирования и материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса кадетских образовательных учреждений;

перспективное прогнозирование потребности в данном типе воспитания и образования, адекватное современному демографическому и социальному состоянию государства в целом и регионов, в частности;

определение масштабов развития сети кадетских учебных заведений для обеспечения дальнейшего целенаправленного использования потенциала выпускников в интересах государства и регионов;

совершенствование учебно-методического и  информационно-технического обеспечения системы кадетского воспитания и образования;

осуществление целенаправленных мер по профессиональному подбору, подготовке кадров руководителей, воспитателей и преподавателей, обеспечению мотивации повышения профессионализма специалистов в данной сфере воспитания и образования.

 

      Ожидаемые результаты:

     Реализация программы позволит:

создать современную, с учетом исторических особенностей и традиций, привлекательную и лучшую в сравнении с зарубежными,  систему воспитания и образования молодежи, реализующую ряд образовательных программ, включая программы профессионального образования;

не только по новому осмыслить, но и применить в практике, принципы воспитания, основанные на высоком гражданском долге, патриотизме, православных традициях и заповедях;

подготовить будущее поколение профессиональных работников для всех сфер хозяйственной деятельности государства, в первую очередь, для его Вооруженных Сил.

 

      Косвенные результаты:

объединение усилий Министерства Обороны, Министерства образования, федеральных органов власти и управления образованием, предприятий и организаций для целенаправленной работы по патриотическому и гражданскому воспитанию;

социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

профессиональное ориентирование молодежи в рамках непрерывного образование в комплексе кадетское образовательное учреждение - ВУЗ, начальное профессиональное образование в области управления, обучения и воспитания;

создание рабочих мест работникам и специалистам образования и воспитания в регионах с учетом складывающейся напряженной демографической ситуации в стране;

ограничение возможностей подросткам перейти черту законопослушных граждан страны, приобщение их к здоровому и полезному образу жизни.

 

Введение

  Россия является единственным государством, накопившим большой опыт воспитания и образования в учебных заведениях, называемых кадетскими. В 2001 году исполняется 300 лет создания первого учебного заведения такого типа – Навигацкой школы, положившей основу Морскому кадетскому корпусу. За столь длинный исторический период система пережила ряд преобразований и трансформаций, но сохранила основные принципы воспитания и образования: военный интернат раздельного обучения и воспитания, использующего все преимущества воспитания в военизированной среде и опыт лучших офицеров-воспитателей. Такими учебными заведениями в свое время являлись кадетские корпуса, в настоящее время являются суворовские военные и нахимовские военно-морские училища и создающиеся в военных министерствах кадетские корпуса. За последние 10 лет в России появилось несколько десятков учебных заведений, в том числе и государственных, именующих себя кадетскими (см таблицу). Все они имеют настолько разный тип организации, созданы в различных ведомствах и разными учредителями, что таковая разница приводит к девальвации самого понятия кадетского образования и воспитания в его лучшем смысле и внутреннего содержания, а подчас может использоваться и используется нечестными людьми в корыстных целях.

  История России доказывает, что учебные заведения закрытого интернатного типа создаются или активизируются в своей работе в трудные для страны годы, а воспитанники, как Российских кадетских корпусов, так и современных суворовских училищ, становились не только известными военначальниками, но и видными деятелями дипломатии и искусства, политики и образования, науки и медицины. История становления и развития кадетских учебных заведений рассматривается в других разделах сайта. 

 

Кадетское обучение и воспитание, отличительные особенности: 

Кадетское воспитание – строго согласованное с общими началами российского государственного устройства система формирования личности воспитанника с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, и осуществляемое специально подготовленными офицерами-воспитателями и начальниками в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения. 

Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.

 Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях.

 Отличительные особенности кадетских учебных заведений

1. Система воспитания основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе закрытого интернатного типа с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.

2. Привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышении чувства собственного достоинства. С раннего возраста юноша привыкает к четкой организации своей деятельности. Склад его ума и характера, как и любого военного человека, становится дисциплинированным и организованным.

3. Единые программы базового образования, на которых должно основываться начало образования, в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного  незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это, в свою очередь, определит профессиональную ориентацию воспитанника в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути.

4. Учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника позволит в кадетском учебном заведении организовать целенаправленную ориентацию и профессиональную подготовку по разным направлениям (каждый из выпускных классов имеет свою направленность подготовки: гуманитарную, военную, техническую, физико-математическую и т.д.) и помочь воспитаннику правильно выбрать свой жизненный путь, а спектр подготовки может быть определен исходя из возможностей регионов и потребности в подготовке будущих специалистов.

5. Воспитание, осуществляемое специально подготовленным персоналом офицеров-воспитателей, долженствующих пройти не только необходимую школу военного и житейского опыта, но при этом не очерстветь душой и быть готовым работать с подростками и юношами. 

Воспитанниками кадетских учебных заведений являются, в первую очередь, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, погибших военнослужащих, из неполных и многодетных семей, годных по состоянию здоровья, психологическим качествам к обучению в закрытых интернатах. 

Воспитатели и преподаватели – специально подобранный и подготовленный персонал, осуществляющий весь спектр необходимой учебно-воспитательной работы в данных учебных заведениях. В системе кадетского воспитания и образования действуют курсы подготовки учебно-воспитательного персонала. 

Кадетские учебные и образовательные учреждения:

К кадетским учебным заведениям относятся: кадетский (морской) корпус, суворовское военное (нахимовское военно-морское) училище, кадетская школа-интернат. К ним может быть отнесена Мариинская (женская) гимназия, что требует дополнительного обсуждения. 

Кадетский корпус осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ среднего (полного) общего образования, основного общего и раннюю профориентацию юношей по профилю образовательного учреждения высшего (среднего) профессионального образования конкретного вида ВС РФ.

 Суворовское военное (Нахимовское военно-морское) училищеосуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, обеспечивающим подготовку юношей к поступлению в военные образовательные учреждения высшего (среднего) профобразования МО РФ и к последующей службе в качестве офицера.

 Кадетская школа-интернатреализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

 Мариинская (женская) гимназия  реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью подготовку девушек к самостоятельной жизни и деятельности.

 В кадетских учебных заведениях могут, наряду с программами среднего  (полного)  общего образования (базовая образовательная программа, образовательные программы повышенного уровня, гимназические образовательные программы, лицейские образовательные программы), реализовываться программы профессионального начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального. Воспитание в кадетских учебных заведениях играет основную роль в формировании личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений.

 Учредителями кадетских учебных заведений могут являться:

1. Министерство обороны РФ в лице:

- Командования военными округами и флотами,

- командования видов/родов войск и сил

- военных комиссариатов,

- военно-учебных заведений.

2. Иные Министерства и ведомства, относящиеся к силовым: МЧС, МВД, ФПС, командование видов войск вне подчинения МО РФ.

3. Министерство образования РФ в лице органов управления образованием субъектов федерации.

 Кадетские учебные заведения создаются Постановлениями Правительства РФ.

 Кадетские образовательные учреждения: кадетские школы, классы, клубы.

 Кадетская школа- реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.

Учредителями кадетских образовательных учреждений (кадетских школ) являются органы управления образованием.

 Кадетский класс и Кадетский клуб – образовательные элементы для патриотического,  исторического и нравственного воспитания учащихся средних общеобразовательных школ. Должны быть введены в систему кадетского воспитания, но поскольку не являются юридической единицей образования, могут претендовать на методическую помощь в организации воспитательного процесса.

  В кадетских образовательных учреждениях реализуются различные типы образовательных программ, соответствующего учебного заведения, где обучается воспитанник. Воспитание в кадетских образовательных учреждениях играет вспомогательную роль, дополняя семейное воспитание в нравственном, патриотическом отношении.

  Существующая законодательно-правовая база (и история кадетских корпусов) определяет, что кадетские (морские кадетские) корпуса, суворовские военные (нахимовские военно-морские) училища создаются в составе Министерства обороны, в то время как кадетские школы-интернаты и кадетские школы – в составе министерства образования. Настоящее состояние дел показывает, что кадетское учебное заведение - удовлетворяющий всем основным требованиям кадетский корпус - может быть создано субъектом федерации – республикой, краем, областью, способными содержать и обеспечивать деятельность такого заведения. Красноярский край может быть примером в этом. Но, легитимность названия, право на военную форму одежды и военную символику, правовую обеспеченность прохождения службы в запасе, офицерам-воспитателям, изъявившим желание и показавшим способности к такой работе, может обеспечить соучредительство со стороны Министерства обороны.

Участие МО РФ в соучредительстве кадетских учебных и образовательных учреждений позволяет:

на первом этапе

·  осуществлять производство офицеров запаса в очередных званиях в соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»,

·  предоставить права суворовцев кадетам (при соответствующей аттестации),

·  обеспечить формой одежды по родам войск офицеров-воспитателей,

·  оказать помощь в обеспечении военной программы УМБ,

·  предоставить широкие возможности  летнего периода обучения в лагерях при военных частях,

·  организовать работу военных комиссариатов по направлению офицеров запаса на должности офицеров-воспитателей,

на втором этапе

·  решить вопросы о кадрах командно-управленческого звена,

·  включить кадетские образовательные и учебные заведения  в систему военного обеспечения,  

Разделение полномочий и сфер ответственности определяется Учредительным договором и договорами между кадетским учебным (образовательным) учреждением и учредителями.

 Цели воспитания

Главной целью воспитания является формирование личности настоящего Гражданина государства, живущего в своей стране и относящийся к ней, как к Отчизне. Воспитание согласуется с нравственными, основанными, в первую очередь, на Православии, началами, историческими традициями русского народа и его славной Армии.

Немаловажным в воспитании являются такие качества выпускника, которые позволят ему быть не только потребителем воспитательного воздействия, но по окончании обучения в кадетском учебном заведении самому явиться воспитателем окружения, в которое попадет выпускник. Его подготовка, убеждения, знания и умения поведения в коллективе и управления им (это, несомненно, является самым главным для воинских коллективов военно-учебных заведений, если выпускник свою дальнейшую жизнь связывает с армией) должны позволить распространению нравственных начал на гораздо большее число молодых людей России, чем только выпускники таких учебных заведений.

 

 Цели образования

Главной целью образования в кадетских учебных и образовательных учреждениях является довузовская подготовка будущих специалистов в России и для России.

Целями обучения и воспитания является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на любом, в первую очередь военном, поприще. 

 

Система кадетских учебных заведений

Сложившаяся ситуация с образованием большого числа кадетских учебных и образовательных учреждений прямо соответствует установленному региональному принципу государственного управления. Кадетские учебные заведения в целях осуществления единой государственной политики в данной области образования и единой системы всестороннего обеспечения процесса обучения и воспитания объединяются по региональному принципу, что не противоречит устанавливаемому учредительными документами порядку влияния учредителей на внутренние дела каждого кадетского учебного заведения.

Суворовские военные, Нахимовские военно-морские училища

Кадетские корпуса

Кадетские гимназии

Кадетские школы- интернаты

Кадетские школы

Кадетские классы, клубы

Регламентирующие документы

Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе"

Распоряжение Президента РФ№155-рп-1995г.

Положение о СВУ, НВМУ и КК

пока не определены

Типовое положение 

"О кадетской школе (кадетской школе-интернате)"

не требуется,

Положение о военно-патриотических молодежных объединениях

 

Центр управления кадетским воспитанием и образованием.

- разрабатывает и утверждает единую государственную политику в области кадетского воспитания и образования, определяет необходимость и количественную достаточность сети данных учебных и образовательных учреждений, учреждает кадетские учебные заведения,

- определяет основные принципы наименований, преемственности, устанавливаемой военной символики и других системообразующих элементов и отличительных особенностей кадетского образования,

- формирует и поддерживает единую систему материально-технического и иного обеспечения учебно-воспитательного процесса,

- согласовывает цели, задачи и интересы Министерства образования, Министерства обороны и федеральных органов социальной защиты населения в обеспечении политики образования, воспитания, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) и довузовской подготовки,

- создает и совершенствует систему подготовки кадров специалистов в области кадетского воспитания и образования, решает вопросы прохождения военной службу в запасе, офицерами, работающими в кадетских учебных заведениях,

В состав Центра входят:

маркированный список

Руководитель Центра,

маркированный список

Аппарат руководителя центра:

маркированный список

Организационная работа

маркированный список

Юридическое обеспечение

маркированный список

Материально-техническое обеспечение

маркированный список

Финансовое обеспечение

маркированный список

Представители Министерства обороны РФ:

маркированный список

отдела довузовской подготовки Управления военного образования,

маркированный список

·управления кадров

маркированный список

оргмобуправления

маркированный список

представители Министерства просвещения,

маркированный список

представители Министерства здравоохранения

маркированный список

представители Министерства социальной защиты

 Центр располагается в г. Москва

 

 Центр подготовки офицеров-воспитателей и преподавателей

Центр подготовки офицеров-воспитателей предназначен для профессиональной переподготовки офицеров  (офицеров запаса) для работы с подростками и повышения их профессиональной квалификации

Отделение Центра готовит  преподавателей для замещения должностей преподавателей кадетских корпусов.

Центр располагается в г. Санкт-Петербург. В городе находятся:

- 7 военно-подготовительных учебных заведений широкого спектра подготовки, профессиональной ориентации и принадлежности,

- Музей А.В.Суворова

- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, тесно сотрудничающий с кадетскими корпусами, СВУ, НВМУ,

- Готовиться к открытию Музей истории кадетских корпусов, суворовских военных училищ на территории СПб СВУ в центре города,

- Публичная библиотека примыкает к территории СВУ, где может быть размещен Центр,

- Город имеет все возможности для всестороннего образования данной категории персонала кадетских корпусов.

 

Региональный орган управления кадетским воспитанием и образованием

формируется из представителей органов управления образованием субъектов федерации и военного комиссариата / военного округа

Организационные элементы: газета/журнал, ВЕБ-сайт

 

Военная форма одежды и символика

Кадетские учебные заведения, имеющими соучредителем министерства и ведомства, в которых законами РФ предусматривается военная служба, имеют право на ношение формы одежды, аналогичной или установленной для учебных заведений. Знаки отличия, знамена и иная военная символика разрабатывается, согласовывается установленным порядком и принимается органом управления кадетскими учебными заведениями (учредителями). Ношение военных знаков различия (погон), наличие знамен и иных знаков существующей военной символики другими учебными заведениями, кадетскими образовательными заведениями прямо  з а п р е щ е н о  законом. 

Наименование кадетским учебным заведениям присваивать:

в составе МО РФ – по видам войск и родам оружия

в составе Министерства образования – по городу расположения

 приложения              

Расходы по обучению  обучения одного кадета (в ценах 1999 г)

- Питание воспитанника – 50 – 70 р/дн = 15 000 р/год

- Обеспечение одеждой  10 000 р/год

- Расходы на УМБ  -   1 000 р/год

- Заработная плата постоянному (соотносительно 1:2 и ср. ЗП 2000 р/м) = 14 000 р/г од

 итого в год на одного воспитанника:    15000+10000+1000+14000 = 40000 рублей

Примечание: расходы на хозяйственные нужды (инфраструктура, транспорт, связь, накладные расходы, командировки и т.п.) + 50 - 100%

 Всего: около $2500 – $3000 год на одного воспитанника

 Нормативы площадей на одного воспитанника:

- жилых помещений - 7,27 кв.м.;

- учебных помещений - 2,2 кв.м.;

- столовых помещений - 2,22 кв.м.;

и общих помещений (на 400 воспитанников):

- административно-служебных помещений – 440 кв.м.;

- учебных помещений – 1800 кв.м.;

- помещений досуговых и спортивных - 1600 кв.м.;

- объектов продовольственной службы – 1000 кв.м.;

- служб тыла и обеспечения – 2000 кв.м..

Всего на кадетский корпус для обучения и воспитания 400 кадет необходимы здания и помещения общей площадью - 12-13 тысяч кв.м. Площадь территории должна быть не менее 3,5-4 га.

 Соотношение численности персонала и воспитанников:

Российские кадетские корпуса до 1918 г.

- для офицеров   -    14 кадет/оф;

- для постоянного состава, включая служителей  - почти 2 кадета/чел.

 КК, СВУ, НВМУ (МО РФ):

- для офицеров   - 7,5 - 8,8 кадет/оф;

- для всего постоянного состава    - 3,1 - 3,7 кадет/чел.

 Кадетские учебные заведения Красноярского края – ок.2 кадет/чел.

 

Существующие нормативно-правовые акты 

1.      Закон РФ "Об образовании", 10 июля 1992 (с изменениями 1995 г.)

2.      Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», 28.03.1998

3.      Закон РФ "О статусе военнослужащих", 27.05.1998

4.      Распоряжение Президента РФ N155-рп от 3.04.95

5.      Типовое положение о суворовских военных,  нахимовских  военно-морских училищах,  кадетских  (морских  кадетских) корпусах МО РФ. /Постановление Правительства РФ,1996

6.      Типовое положение  об  общеобразовательной  школе-интернате. /Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г.,№612

7.      Типовое положение о кадетской школе (кадетской школе-интернате)./ Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. №1427

8.      Типовое положение об учреждении начального профессионального образования./ Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г.,№ 650

9.      Типовые положения о гимназии, лицее, школе-гимназии, школе-лицее Санкт-петербурга.-Сборник №7,-СПб,1995

10.  Распоряжение  Первого   заместителя   МО  РФ  N314/3/1106  от 2.06.95

Из истории:

1.       Россия. Законы и постановления.  Положение о кадетскихх корпусах. Высочайше утверждено 14 февраля 1886 г.-СПб.,1886

2.       Россия. ГУВУЗ.  Инструкция по воспитательной части  для  кадетских корпусов.-СПб.,1908

3.       Россия. ГУВУЗ. Инструкция по хозяйственно-административной части военно-учебным заведениям, подведомственным Главному управлению.-СПб.,1895

 Требуемые к разработке нормативно-правовые акты:

- Положение о кадетских учебных заведениях (кадетских корпусах)

- Инструкции по воспитательной части кадетским учебным заведениям,

- Инструкция по административно-хозяйственной части,

- Типовые положения по видам кадетских учебных заведений,

- Комплект документов по организации учебного процесса,

- Комплект типовых образцов учредительных документов,

 

В.Левченко

Санкт-Петербург

2001 г.