Введение
1.
История
кадетских
корпусов
и
их
значение
в
системе
военного
образования
России
2.
Кадетское
обучение
и
воспитание,
отличительные
особенности:
3.
Кадетские
учебные
и
образовательные
учреждения:
4.
Система
кадетских
учебных
заведений:
5.
Органы
управления
кадетским
образованием
и
воспитанием:
Приложения
Цели
и
задачи
программы
Необходимость
программы
определяется:
-
сложным
материальным
и
финансовым
положением
многих,
в
первую
очередь
многодетных,
семей,
-
невозможность
обеспечить
детям
высокий
уровень
образования,
особенно
платного,
-
заинтересованностью
государства
в
социальной
защите
и
обеспечении
детей-сирот,
предоставлении
им
права
получения
лучшего
воспитания
и
образования
-
требованием
приведения
к
единой
системе
кадетского
воспитания
и
образования
сети
кадетских
учебных
и
образовательных
учреждений
и
соответствующих
им
органов
управления.
Целью
программы
является
обеспечение
единой
государственной
политики
в
области
кадетского
воспитания
и
образования
Основные
задачи:
создание
и
развитие
нормативно-правовой
базы
кадетского
воспитания
и
образования,
обеспечивающего
режим
наибольшего
благоприятствования
в
деятельности
образовательных
учреждений
подобного
типа,
а
также
предприятий
и
организаций,
поддерживающих
и
развивающих
данное
образовательное
направление;
формирование
организационных
основ
осуществления
государственной
политики
в
области
кадетского
воспитания
и
образования,
обеспечение
эффективного
взаимодействия
министерств
и
ведомств
с
регионами
и
органами
управления
образованием;
создание
единого
органа
управления
кадетским
воспитанием
и
образованием;
создание
единой
государственной
системы
финансирования
и
материально-технического
обеспечения
учебно-воспитательного
процесса
кадетских
образовательных
учреждений;
перспективное
прогнозирование
потребности
в
данном
типе
воспитания
и
образования,
адекватное
современному
демографическому
и
социальному
состоянию
государства
в
целом
и
регионов,
в
частности;
определение
масштабов
развития
сети
кадетских
учебных
заведений
для
обеспечения
дальнейшего
целенаправленного
использования
потенциала
выпускников
в
интересах
государства
и
регионов;
совершенствование
учебно-методического
и
информационно-технического
обеспечения
системы
кадетского
воспитания
и
образования;
осуществление
целенаправленных
мер
по
профессиональному
подбору,
подготовке
кадров
руководителей,
воспитателей
и
преподавателей,
обеспечению
мотивации
повышения
профессионализма
специалистов
в
данной
сфере
воспитания
и
образования.
Ожидаемые
результаты:
Реализация
программы
позволит:
создать
современную,
с
учетом
исторических
особенностей
и
традиций,
привлекательную
и
лучшую
в
сравнении
с
зарубежными,
систему
воспитания
и
образования
молодежи,
реализующую
ряд
образовательных
программ,
включая
программы
профессионального
образования;
не
только
по
новому
осмыслить,
но
и
применить
в
практике,
принципы
воспитания,
основанные
на
высоком
гражданском
долге,
патриотизме,
православных
традициях
и
заповедях;
подготовить
будущее
поколение
профессиональных
работников
для
всех
сфер
хозяйственной
деятельности
государства,
в
первую
очередь,
для
его
Вооруженных
Сил.
Косвенные
результаты:
объединение
усилий
Министерства
Обороны,
Министерства
образования,
федеральных
органов
власти
и
управления
образованием,
предприятий
и
организаций
для
целенаправленной
работы
по
патриотическому
и
гражданскому
воспитанию;
социальная
защита
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей;
профессиональное
ориентирование
молодежи
в
рамках
непрерывного
образование
в
комплексе
кадетское
образовательное
учреждение
-
ВУЗ,
начальное
профессиональное
образование
в
области
управления,
обучения
и
воспитания;
создание
рабочих
мест
работникам
и
специалистам
образования
и
воспитания
в
регионах
с
учетом
складывающейся
напряженной
демографической
ситуации
в
стране;
ограничение
возможностей
подросткам
перейти
черту
законопослушных
граждан
страны,
приобщение
их
к
здоровому
и
полезному
образу
жизни.
Введение
Россия
является
единственным
государством,
накопившим
большой
опыт
воспитания
и
образования
в
учебных
заведениях,
называемых
кадетскими.
В
2001
году
исполняется
300
лет
создания
первого
учебного
заведения
такого
типа
–
Навигацкой
школы,
положившей
основу
Морскому
кадетскому
корпусу.
За
столь
длинный
исторический
период
система
пережила
ряд
преобразований
и
трансформаций,
но
сохранила
основные
принципы
воспитания
и
образования:
военный
интернат
раздельного
обучения
и
воспитания,
использующего
все
преимущества
воспитания
в
военизированной
среде
и
опыт
лучших
офицеров-воспитателей.
Такими
учебными
заведениями
в
свое
время
являлись
кадетские
корпуса,
в
настоящее
время
являются
суворовские
военные
и
нахимовские
военно-морские
училища
и
создающиеся
в
военных
министерствах
кадетские
корпуса.
За
последние
10
лет
в
России
появилось
несколько
десятков
учебных
заведений,
в
том
числе
и
государственных,
именующих
себя
кадетскими
(см
таблицу).
Все
они
имеют
настолько
разный
тип
организации,
созданы
в
различных
ведомствах
и
разными
учредителями,
что
таковая
разница
приводит
к
девальвации
самого
понятия
кадетского
образования
и
воспитания
в
его
лучшем
смысле
и
внутреннего
содержания,
а
подчас
может
использоваться
и
используется
нечестными
людьми
в
корыстных
целях.
История
России
доказывает,
что
учебные
заведения
закрытого
интернатного
типа
создаются
или
активизируются
в
своей
работе
в
трудные
для
страны
годы,
а
воспитанники,
как
Российских
кадетских
корпусов,
так
и
современных
суворовских
училищ,
становились
не
только
известными
военначальниками,
но
и
видными
деятелями
дипломатии
и
искусства,
политики
и
образования,
науки
и
медицины.
История
становления
и
развития
кадетских
учебных
заведений
рассматривается
в
других
разделах
сайта.
Кадетское
обучение
и
воспитание,
отличительные
особенности:
Кадетское
воспитание
–
строго
согласованное
с
общими
началами
российского
государственного
устройства
система
формирования
личности
воспитанника
с
целью
подготовки
его
к
служению
Отечеству
на
государственном
и,
в
первую
очередь,
военном
поприще,
посредством
сообщения
каждому
воспитаннику
тех
верных
понятий
и
стремлений,
кои
служат
прочною
основою
чувству
верноподданнического
долга,
сознательного
повиновения
власти
и
закону,
всех
личных,
семейных
и
общественных
добродетелей,
и
осуществляемое
специально
подготовленными
офицерами-воспитателями
и
начальниками
в
условиях
интерната
с
военным
укладом
жизнедеятельности
и
раздельного
обучения.
Кадетское
образование
–
четко
регламентируемая
система
предоставления
воспитаннику
необходимого
объема
знаний,
воспитание
у
него
умений
и
привития
на
этой
основе
навыков
общественно-полезной
деятельности,
профессиональной
ориентации
(начального
профессионального
образования)
с
целью
раннего
определения
его
способностей
и
склонностей
и
правильному
их
использованию
с
большей
отдачей
государству
и
обществу.
Базой
кадетского
образования
является
начальное
или
среднее
общее
образование.
Кадетское
воспитание
и
образование
реализуется
в
кадетских
учебных
заведениях.
Отличительные
особенности
кадетских
учебных
заведений
1. Система
воспитания
основана
на
традициях
русской
армии
и,
в
первую
очередь,
на
традициях
взаимоотношений
равных
и
старших
и
младших,
уважения
и
подчинения,
выражения
собственного
мнения
и
учета
мнений
товарищей.
Воспитание
в
воинском
коллективе
закрытого
интернатного
типа
с
регламентированной
системой
жизнедеятельности,
с
организацией
и
строгим
соблюдением
не
только
воинских
ритуалов,
но
и
полным
выполнением
всех
основных
требований
организации
внутренней
службы
и
внутреннего
порядка,
определяемых
воинскими
уставами
с
учетом
возрастных
особенностей
и
возрастной
психологии
детей.
2. Привитие
с
раннего
возраста
чувства
ответственности
за
свои
поступки,
ответственности
за
товарищей,
беспрекословного
подчинения
законам
и
требованиям
при
развитии
и
возвышении
чувства
собственного
достоинства.
С
раннего
возраста
юноша
привыкает
к
четкой
организации
своей
деятельности.
Склад
его
ума
и
характера,
как
и
любого
военного
человека,
становится
дисциплинированным
и
организованным.
3. Единые
программы
базового
образования,
на
которых
должно
основываться
начало
образования,
в
сочетании
с
четкой
организованной
системой
самоподготовки
и
постоянного
контроля
уровня
образования,
способного
незамедлительно
реагировать
на
все
недостатки
и
упущения,
предоставляют
все
преимущества
перехода
от
возраста
к
возрасту
к
более
усложняющимся
образовательным
программам.
В
выпускных
классах
образование
может
выйти
на
уровень
гимназических
и
лицейских
образовательных
программ.
Это,
в
свою
очередь,
определит
профессиональную
ориентацию
воспитанника
в
старших
классах
на
выбор
своего
дальнейшего
жизненного
пути.
4. Учет
психологических
особенностей
и
умственных
склонностей
каждого
воспитанника
позволит
в
кадетском
учебном
заведении
организовать
целенаправленную
ориентацию
и
профессиональную
подготовку
по
разным
направлениям
(каждый
из
выпускных
классов
имеет
свою
направленность
подготовки:
гуманитарную,
военную,
техническую,
физико-математическую
и
т.д.)
и
помочь
воспитаннику
правильно
выбрать
свой
жизненный
путь,
а
спектр
подготовки
может
быть
определен
исходя
из
возможностей
регионов
и
потребности
в
подготовке
будущих
специалистов.
5. Воспитание,
осуществляемое
специально
подготовленным
персоналом
офицеров-воспитателей,
долженствующих
пройти
не
только
необходимую
школу
военного
и
житейского
опыта,
но
при
этом
не
очерстветь
душой
и
быть
готовым
работать
с
подростками
и
юношами.
Воспитанниками
кадетских
учебных
заведений
являются,
в
первую
очередь,
дети-сироты,
оставшиеся
без
попечения
родителей,
погибших
военнослужащих,
из
неполных
и
многодетных
семей,
годных
по
состоянию
здоровья,
психологическим
качествам
к
обучению
в
закрытых
интернатах.
Воспитатели
и
преподаватели
–
специально
подобранный
и
подготовленный
персонал,
осуществляющий
весь
спектр
необходимой
учебно-воспитательной
работы
в
данных
учебных
заведениях.
В
системе
кадетского
воспитания
и
образования
действуют
курсы
подготовки
учебно-воспитательного
персонала.
Кадетские
учебные
и
образовательные
учреждения:
К
кадетским
учебным
заведениям
относятся:
кадетский
(морской)
корпус,
суворовское
военное
(нахимовское
военно-морское)
училище,
кадетская
школа-интернат.
К
ним
может
быть
отнесена
Мариинская
(женская)
гимназия,
что
требует
дополнительного
обсуждения.
Кадетский
корпус
–
осуществляет
образовательный
процесс
в
соответствии
с
уровнем
образовательных
программ
среднего
(полного)
общего
образования,
основного
общего
и
раннюю
профориентацию
юношей
по
профилю
образовательного
учреждения
высшего
(среднего)
профессионального
образования
конкретного
вида
ВС
РФ.
Суворовское
военное
(Нахимовское
военно-морское)
училище
–
осуществляет
образовательный
процесс
в
соответствии
с
уровнем
образовательных
программ
среднего
(полного)
общего
образования
и
по
дополнительным
программам,
обеспечивающим
подготовку
юношей
к
поступлению
в
военные
образовательные
учреждения
высшего
(среднего)
профобразования
МО
РФ
и
к
последующей
службе
в
качестве
офицера.
Кадетская
школа-интернат
–
реализует
общеобразовательные
программы
основного
общего,
среднего
(полного)
общего
образования
и
дополнительные
образовательные
программы,
имеющие
целью
военную
подготовку
несовершеннолетних
граждан.
Мариинская
(женская)
гимназия
–
реализует
общеобразовательные
программы
основного
общего,
среднего
(полного)
общего
образования
и
дополнительные
образовательные
программы,
имеющие
целью
подготовку
девушек
к
самостоятельной
жизни
и
деятельности.
В
кадетских
учебных
заведениях
могут,
наряду
с
программами
среднего
(полного)
общего
образования
(базовая
образовательная
программа,
образовательные
программы
повышенного
уровня,
гимназические
образовательные
программы,
лицейские
образовательные
программы),
реализовываться
программы
профессионального
начального
образования,
в
первую
очередь,
начального
военно-профессионального.
Воспитание
в
кадетских
учебных
заведениях
играет
основную
роль
в
формировании
личности
человека,
поскольку
происходит
вне
семейных
отношений.
Учредителями
кадетских
учебных
заведений
могут
являться:
1.
Министерство
обороны
РФ
в
лице:
- Командования
военными
округами
и
флотами,
- командования
видов/родов
войск
и
сил
- военных
комиссариатов,
- военно-учебных
заведений.
2.
Иные
Министерства
и
ведомства,
относящиеся
к
силовым:
МЧС,
МВД,
ФПС, командование
видов
войск
вне
подчинения
МО
РФ.
3.
Министерство
образования
РФ
в
лице
органов
управления
образованием
субъектов
федерации.
Кадетские
учебные
заведения
создаются
Постановлениями
Правительства
РФ.
Кадетские
образовательные
учреждения:
кадетские
школы,
классы,
клубы.
Кадетская
школа-
реализует
общеобразовательные
программы
начального
общего,
основного
общего,
среднего
(полного)
общего
образования
и
дополнительные
образовательные
программы,
имеющие
целью
военную
подготовку
несовершеннолетних
граждан.
Учредителями
кадетских
образовательных
учреждений
(кадетских
школ)
являются
органы
управления
образованием.
Кадетский
класс
и
Кадетский
клуб
–
образовательные
элементы
для
патриотического,
исторического
и
нравственного
воспитания
учащихся
средних
общеобразовательных
школ.
Должны
быть
введены
в
систему
кадетского
воспитания,
но
поскольку
не
являются
юридической
единицей
образования,
могут
претендовать
на
методическую
помощь
в
организации
воспитательного
процесса.
В
кадетских
образовательных
учреждениях
реализуются
различные
типы
образовательных
программ,
соответствующего
учебного
заведения,
где
обучается
воспитанник.
Воспитание
в
кадетских
образовательных
учреждениях
играет
вспомогательную
роль,
дополняя
семейное
воспитание
в
нравственном,
патриотическом
отношении.
Существующая
законодательно-правовая
база
(и
история
кадетских
корпусов)
определяет,
что
кадетские
(морские
кадетские)
корпуса,
суворовские
военные
(нахимовские
военно-морские)
училища
создаются
в
составе
Министерства
обороны,
в
то
время
как
кадетские
школы-интернаты
и
кадетские
школы
–
в
составе
министерства
образования.
Настоящее
состояние
дел
показывает,
что
кадетское
учебное
заведение
-
удовлетворяющий
всем
основным
требованиям
кадетский
корпус
-
может
быть
создано
субъектом
федерации
–
республикой,
краем,
областью,
способными
содержать
и
обеспечивать
деятельность
такого
заведения.
Красноярский
край
может
быть
примером
в
этом.
Но,
легитимность
названия,
право
на
военную
форму
одежды
и
военную
символику,
правовую
обеспеченность
прохождения
службы
в
запасе,
офицерам-воспитателям,
изъявившим
желание
и
показавшим
способности
к
такой
работе,
может
обеспечить
соучредительство
со
стороны
Министерства
обороны.
Участие
МО
РФ
в
соучредительстве
кадетских
учебных
и
образовательных
учреждений
позволяет:
на
первом
этапе
·
осуществлять
производство
офицеров
запаса
в
очередных
званиях
в
соответствии
с
Законом
РФ
«О
воинской
обязанности
и
военной
службе»,
·
предоставить
права
суворовцев
кадетам
(при
соответствующей
аттестации),
·
обеспечить
формой
одежды
по
родам
войск
офицеров-воспитателей,
·
оказать
помощь
в
обеспечении
военной
программы
УМБ,
·
предоставить
широкие
возможности
летнего
периода
обучения
в
лагерях
при
военных
частях,
·
организовать
работу
военных
комиссариатов
по
направлению
офицеров
запаса
на
должности
офицеров-воспитателей,
на
втором
этапе
·
решить
вопросы
о
кадрах
командно-управленческого
звена,
·
включить
кадетские
образовательные
и
учебные
заведения
в
систему
военного
обеспечения,
Разделение
полномочий
и
сфер
ответственности
определяется
Учредительным
договором
и
договорами
между
кадетским
учебным
(образовательным)
учреждением
и
учредителями.
Цели
воспитания
Главной
целью
воспитания
является
формирование
личности
настоящего
Гражданина
государства,
живущего
в
своей
стране
и
относящийся
к
ней,
как
к
Отчизне.
Воспитание
согласуется
с
нравственными,
основанными,
в
первую
очередь,
на
Православии,
началами,
историческими
традициями
русского
народа
и
его
славной
Армии.
Немаловажным
в
воспитании
являются
такие
качества
выпускника,
которые
позволят
ему
быть
не
только
потребителем
воспитательного
воздействия,
но
по
окончании
обучения
в
кадетском
учебном
заведении
самому
явиться
воспитателем
окружения,
в
которое
попадет
выпускник.
Его
подготовка,
убеждения,
знания
и
умения
поведения
в
коллективе
и
управления
им
(это,
несомненно,
является
самым
главным
для
воинских
коллективов
военно-учебных
заведений,
если
выпускник
свою
дальнейшую
жизнь
связывает
с
армией)
должны
позволить
распространению
нравственных
начал
на
гораздо
большее
число
молодых
людей
России,
чем
только
выпускники
таких
учебных
заведений.
Цели
образования
Главной
целью
образования
в
кадетских
учебных
и
образовательных
учреждениях
является
довузовская
подготовка
будущих
специалистов
в
России
и
для
России.
Целями
обучения
и
воспитания
является
интеллектуальное,
культурное,
физическое
и
нравственное
развитие
обучающихся,
их
адаптация
к
жизни
в
обществе,
создание
основы
для
подготовки
несовершеннолетних
граждан
к
служению
Отечеству
на
любом,
в
первую
очередь
военном,
поприще.
Система
кадетских
учебных
заведений
Сложившаяся
ситуация
с
образованием
большого
числа
кадетских
учебных
и
образовательных
учреждений
прямо
соответствует
установленному
региональному
принципу
государственного
управления.
Кадетские
учебные
заведения
в
целях
осуществления
единой
государственной
политики
в
данной
области
образования
и
единой
системы
всестороннего
обеспечения
процесса
обучения
и
воспитания
объединяются
по
региональному
принципу,
что
не
противоречит
устанавливаемому
учредительными
документами
порядку
влияния
учредителей
на
внутренние
дела
каждого
кадетского
учебного
заведения.