Праздники

В дни великих праздников – Первого мая, 7 ноября - училище принимало участие в гарнизонных мероприятиях. Праздничные церемонии и военный парад проводились на площади Свободы и включали торжественное построение с выступлениями военных начальников или представителей местной власти и прохождение строем мимо трибун.

Перед каждым таким большим праздником нас, суворовцев, заблаговременно готовили к военному параду. Обращали основное внимание на строевую подготовку. Для тренировок использовалась главная аллея парка. Выстраивался наш оркестр, и под звуки военных маршей мы вышагивали, старательно держа равнение в рядах и поднимая ногу, как сейчас помню, на 20-25 см от земли. Подготовка продолжалась в течение примерно месяца. Затем следовала заключительная генеральная репетиция всего личного состава училища на главной городской площади Казани - площади Свободы.

В день праздника суворовцы, сержанты и офицеры одевали парадную форму. Всем участникам военного парада выдавали новые белоснежные перчатки - предмет нашей особой гордости! После завтрака училище выстраивалось перед центральным входом (в то время он был с той стороны, где стоят пушки). Раздавалась команда:

-Училищ-е-е! - мы все замираем. - Равня-я-йсь! Под знам-я-я!  Сми-р-рно! Равнение н-а-а - право!

Знаменосец-офицер со знаменем училища и два его ассистента-суворовца проходят, печатая шаг, и становятся перед строем. Офицеры, сержанты отдают честь, и мы все, не спуская глаз со знамени, сопровождаем его поворотом головы. В дальнейшем, проходя службу в различных частях, я никогда не испытывал такой любви к знамени части и такого восторга при его выносе, какие испытывал в нашем родном Казанском суворовском военном училище!

Начальник училища, не подавая команды "Вольно!", зачитывает праздничный приказ Министра обороны: - «Товарищи солдаты и матросы,  сержанты и старшины!  Товарищи офицеры, генералы и адмиралы!...»

Закончив читать приказ министра обороны, начальник училища зачитывает приказ по училищу о поощрении лучших суворовцев, а также офицеров-воспитателей, сержантов, преподавателей, добившихся высоких результатов в деле нашего воспитания. После зачтения приказов следует команда "Вольно!", и мы можем немного передохнуть. Знаменосцы занимают место во главе колонны. Звучит ко­манда: - Училище! Сми-р-рно! Напр-а-а-во! Шаг-о-о-ом, марш!

Грянул оркестр, и мы строем выходим за ворота училища и далее шествуем по улице Карла Маркса к площади Свободы. 

Наша рота на улице Карла Маркса.

Во главе колонны - командир роты подполковник Князев, офицеры-воспитатели - майоры Суняев, Гугнин.

За суворовским училищем в те годы было закреплено право первыми открывать военный парад. Следом за нашей колонной шли курсанты военных училищ и солдаты расквартированных в городе частей. После парада начиналась демонстрация трудящихся. Знамена, флаги, транспаранты, воздушные шарики, бумажные цветы и, наконец, музыка из всех динамиков - все это здорово поднимало настроение. Все громко кричат "Ур-р-ра!", смеются. Всем очень весело, и, как всегда, все счастливы от того, что живут в самой свободной и прекрасной стране.

Мы всегда с нетерпением ждали праздников. Несмотря на месяц предварительных строевых занятий, они приносили 2-3 выходных дня, когда можно подольше поспать, поиграть в различные игры и просто побездельничать. А когда немножко подросли и "обзавелись" девочками, то можно было неплохо провести время и в увольнении...

В торжественные и праздничные дни нас иногда водили в городской Дом офицеров, где мы слушали, а иногда и сами давали концерты, участвовали в танцевальных мероприятиях. Правда, ввиду малости нашего возраста, в основном приходилось ограничиваться ролью наблюдающего. Но нам и это было интересно.

Но праздники, к сожалению, быстро заканчивались, и опять начинались рабочие будни. Мы зубрили стихотворения, французские слова, теоремы и формулы.

Еще одно мероприятие, которое происходило достаточно регулярно – раз в месяц или в два месяца, - было посещение городского цирка. Это выпадало на выходной день и представляло собой достаточно внушительную церемонию. В ней участвовал весь свободный от дежурств личный состав училища. Все роты выстраивались в походные колонны. Впереди – самые старшие, замыкали строй самые младшие классы. Впереди общего строя двигался оркестр, который своей музыкой или барабанным ритмом задавал темп движения суворовских колонн. Наверное, такое движение по городу всего суворовского училища стройными колоннами, одетыми в одинаковую форму,  черно-красную зимой и бело-черно-красную летом, да еще под громкую маршевую музыку, представляло из себя весьма интересное зрелище и создавало праздничную атмосферу. По крайней мере, прохожие, попадавшиеся по пути, останавливались и с интересом следили за нашим движением, а некоторые, заслышав музыку оркестра, прибегали посмотреть на нас с соседних улиц.

Большое удовольствие мы получали и от самих цирковых представлений. Со вниманием и интересом мы наблюдали за ловкостью акробатов и канатоходцев,  мужскими играми силачей,  смеялись над проделками клоунов. В то время перед нами выступали сестры Кох – эквилибристы на велосипедах, дрессировщики Филатов, Запашный и другие артисты. Мы веселились и смеялись от души. Получали хороший отдых и заряд бодрости. Потом уже дома пытались воспроизводить некоторые из увиденных упражнений, иногда даже и успешно.

После окончания представления мы такой же торжественной процессией возвращались в училище, оживляя своим шествием и оркестровыми маршами жизнь города Казани.

Случалось, что в училище приходила беда. После тяжелой болезни умер начальник училища генерал-майор Руднев. Хоронили его торжественно - были почетный караул у гроба, похоронная процессия с оркестром и Знаменем, траурный митинг на кладбище, салют из карабинов. Случались несчастья и с суворовцами. Так, в озере Кабан утонул Колобов - он должен был скоро выпускаться. Говорили, что был неплохим пловцом. Снова траурный ритуал, слезы друзей, родных и близких. Мы, мальчишки, как-то подолгу не переживали. За своими играми и детскими делами мы мало говорили о печальных событиях, а потом... и вовсе забывали. Жизнь брала свое...

Иногда, уже после окончания училища, в голову приходили мысли, что в отношении к нам горожан была какая-то любовь и даже гордость за то, что мы живем и учимся в их городе. Мы чувствовали себя как бы одной из достопримечательностей Казани. Ведь в то время народ жил довольно голодно. Вполне возможно, что наш ухоженный и достаточно сытый вид мог вызывать чувство зависти у некоторых жителей. Может быть, именно в этом заключались причины наших неоднократных стычек с гражданскими сверстниками в парке культуры. Однако, когда наш строй проходил по городу, мы ощущали чувства восхищения и радости, которые излучали жители Казани.

  назад - дальше