Ода
физкультуре
Мужской коллектив, пусть даже и такой маловозрастной, представляет из себя довольно суровый организм, реализующий достаточно жесткие методы воспитания, основу которых, все-таки, составляет культ физической силы. Наверное, не случайно мы уделяли много внимания своему физическому воспитанию. Этому способствовало то, что уже в то время училище располагало хорошей спортивной базой. За каждой ротой, а их в училище было пять, были закреплены по волейбольной и баскетбольной площадке, имелся хороший общий гимнастический городок с перекладинами разной высоты, брусьями, кольцами, канатами, конями и козлами для опорных прыжков, ямы с песком для прыжков в длину и в высоту. Имелся также спортивный зал, где мы занимались физкультурой зимой. Высота его была маленькой и не позволяла крутить на перекладине большие обороты (в просторечии – «солнце»), свободно играть в волейбол и баскетбол, поскольку мяч часто ударялся о потолок. Зато в этом зале мы осваивали такие нестандартные приемы, как настильные траектории при бросках в баскетболе, короткие пасы в волейболе.
Построение
роты перед кроссом
Сам
парк, входящий в территорию училища, давал
хорошие возможности для занятий легкой
атлетикой, а зимой – лыжной подготовкой. По
периметру его проходила километровая
дистанция, на которой мы сдавали нормативы
по физкультуре. Там же в парке была устроена
полоса препятствий с двумя параллельными
дорожками и соответственно с двойным
комплектом препятствий – стенок, бревен, ям,
окопов.
По спортивным достижениям Казанское суворовское училище было сильнейшим в городе. Довольно часто наше училище на равных участвовало в городских и гарнизонных соревнованиях между взрослыми командами и нередко побеждало. Традиционно 2 мая в городе проводился большой спортивный праздник, непременным элементом которого был легкоатлетический кросс по городу. И, как всегда, основными претендентами на первое место были команды Казанского СВУ и авиационной спецшколы. Все горожане болели за какую-то из этих команд. Чаще победа доставалась суворовцам, хотя бывали и огорчения.
Капитан
Фролов Ю.Н. с суворовцами
У
нас работало много спортивных секций и
каждому было из чего выбрать! Капитаны
Абельханов Ш.С., Фролов Ю.Н., Прокудин Н.И.,
Шахназаров А.Р. вели занятия на высоком
спортивном уровне. Они проводили
общефизическую подготовку со всеми
суворовцами в соответствии с учебными
планами, готовили значкистов БГТО и ГТО.
Были в то время такие нормативы в разных
спортивных дисциплинах, сдача которых
давала право суворовцу стать владельцем
значка БГТО – «Будь готов к труду и обороне»
(это для совсем маленьких) или ГТО – «Готов
к труду и обороне». А в спортивных секциях
они готовили разрядников по многим видам
спорта. Мы занимались гимнастикой и
фехтованием, боксом и лыжами, легкой
атлетикой и конным спортом, футболом,
баскетболом, стрельбой и многими другими
спортивными дисциплинами.
У
каждого преподавателя физкультуры был свой
спортивный профиль, свои любимые виды
спорта, по которым они и вели секции. С
Шамилем Сулеймановичем Абельхановым
ребята занимались боксом и фехтованием, с
Юрием Николаевичем Фроловым – гимнастикой
и волейболом, с Александром Рубеновичем
Шахназаровым, в котором удачно
сочетались кошачья пластика с физической
силой, – плаванием, легкой и тяжелой
атлетикой. Многие ребята ухитрялись
посещать сразу 2-3 спортивные секции. Были в
пятидесятые годы в училище собственная
конюшня и свои лошади. Одним из
преподавателей конной подготовки был
капитан Аполлонов В.Н., большой мастер,
участник войны, который потом стал нашим
офицером-воспитателем.
Причем занятия в секциях велись профессионально не только в спортивном, но и в психологическом отношении. Сергей Ходаков из 11-го выпуска недавно с благодарностью вспоминал Шамиля Сулеймановича Абельханова. Он рассказал, что, придя в училище, был долговязым, но нерешительным и физически слабым. Поэтому достаточно долго был объектом издевательств со стороны своих однокашников или что называется «мальчиком для битья». Однажды после очередной выволочки в расстроенных чувствах он встретил Абельханова, который проявил к нему участие и в качестве средства исправления судьбы пригласил в свою секцию заниматься боксом. По мере повышения уровня подготовки Сергея он постепенно сводил его на ринге со всеми обидчиками, начиная с самых слабых, предоставляя возможность показать свое преимущество над ними в честном бою. Так он воспитал в нем уверенность в своей силе и стойкость. После этого существенно изменилось и отношение к Сергею со стороны сверстников.
В
те дни, когда занятий в секциях не
проводилось, можно было до посинения гонять
футбольный мяч в парке, осваивать
баскетбольную или волейбольную технику на
своих ротных площадках, устраивая
соревнования между произвольно собранными
командами. В баскетбол можно было
тренироваться и в одиночку.
В
роте было много хороших баскетболистов,
например, Дуров Борис, Малышев Георгий,
Дроздов Руслан. Иногда наши училищные
команды участвовали в гарнизонных
первенствах, соревнуясь на‑равных с
курсантами военных училищ. Мои физические
данные не особенно располагали к участию в
сборных командах. Максимум, куда я попадал,
была сборная взвода, реже – роты. Но я
научился достаточно хорошо судить
баскетбол и нередко судил и гарнизонные
соревнования. Наверное, это забавно
выглядело со стороны, когда между мужиками
ростом под два метра бегал и вмешивался в
игру судья ростом «метр с кепкой».
На
третьем или четвертом году нашего обучения
командование приняло решение построить на
территории училища настоящий стадион с
футбольным полем, беговыми дорожками,
трибунами и всем прочим. Футбол любили все
ребята, а мячик погонять было особенно
негде, разве что на аллеях или между
деревьями парка. А тут свой стадион! Здорово!
Началось строительство. Основной объем
работ, естественно, выполнялся силами и
руками самих суворовцев. А работы были, в
основном, земляные: лопатами копали
дренажные канавы, выравнивали грунт.
Отведенный для строительства участок имел
весьма сильный уклон в сторону оврага. К
моменту начала строительства перепад высот
противоположных концов стадиона составлял,
наверное, метров десять. Поэтому
приходилось на носилках таскать землю,
песок, щебень с более высокого конца
будущего стадиона на другой, более низкий.
Сколько же нашего пота было там пролито,
сколько мозолей натерто! Когда на стадионе
велись работы, он напоминал муравейник.
Одни копали, другие накладывали, третьи
носили. Работы проводились и вместо
физкультуры, и в личное время, и в выходные
дни. Шла эта стройка около года. Не могу
сказать, чтобы мы работали с большим
энтузиазмом, скорее под большим нажимом. А
вот когда, наконец, работы были завершены, и
тогда мы очень гордились сделанным.
Зимой
футбольное поле заливали горячей водой, и
когда та застывала, получался прекрасный
каток. Зимы в Казани, как правило, были не
только морозные, но и снежные. Снег мог идти
несколько дней подряд, и каток приходилось
постоянно чистить от снега. Этим занимались
все роты: и младшие, и старшие - за каждым
взводом закреплялся участок катка, его мы и
чистили по утрам вместо зарядки, в перерыв
перед обедом или в личное время вечером. Для
чистки снега использовались деревянные
лопаты, специально сколоченные фанерные
щиты, которые надо было двигать вдвоем, но
они обеспечивали более широкий захват
снега.
В
этом деле мы тоже находили технологические
приемы, позволяющие более быстро и
качественно выполнять работы. Несколько
ребят выстраивались в ряд, соединяли свои
лопаты и единым фронтом соскребали
основной снег. Потом переходили дальше и
так до конца участка. После этого дочищали
уже поодиночке оставшиеся огрехи.
Окончательный лоск, который особенно был
необходим перед повторной заливкой катка,
наводили метлами, привязанными к длинной
палке. При регулярной тренировке в этом
деле тоже вырабатывались определенные
навыки.
Потеть
приходилось изрядно! Здесь на помощь
рассчитывать было нельзя. Если же, например,
командир соседней роты просил у нашего
помощи, и тот давал согласие, то гул
недовольства долго не смолкал. Кому охота
выполнять чужую работу! Но приказ есть
приказ: деревянные лопаты и щиты - в руки и...
вперед. Кататься на коньках, играть на таком
блестящем и гладком льду в хоккей с
мячом (другого
тогда не знали) было одно удовольствие!
Клюшек, конечно, не было. Мы мастерили их
сами из подручного материала, в основном из
толстых веток, имевших на одном из концов
естественный загиб. Эти клюшки после игры
прятали в снег или еще куда-нибудь, так как в
здание училища проносить их не разрешалось.
Этот стадион практически в том же виде
сохранился и до сих пор. Признаюсь, было
приятно, приехав на юбилей училища,
походить по его дорожкам и газонам,
понаблюдать с трибуны за спортивными
выступлениями суворовцев и гостей. Выходит,
поработали мы тогда не зря...
Сейчас
спортивная база училища существенно
расширена – построен отдельный спортивный
комплекс, включающий полномерный игровой
зал, 25-метровый
бассейн и помещения для занятий другими
видами спорта.
В
интересах физического развития суворовцев
в распорядке дня предусматривалось
довольно много – утренняя зарядка в любое
время года (летом – в одних трусах, зимой –
в брюках и гимнастерках, за исключением
очень холодных зимних дней, когда зарядка
заменялась прогулкой в шинелях), умывание
холодной водой, возможность пользоваться
спортивной базой в любое свободное время.
Кроме того, работали отдельные спортивные
секции, куда можно было свободно записаться,
в зависимости от предпочтений суворовцев –
гимнастика, легкая атлетика, плавание,
фехтование, бокс, спортивные игры. Зимой
даже сам распорядок перестраивался так,
чтобы мы могли подольше быть на свежем
воздухе. Сразу по окончании уроков мы
должны были на полтора часа выходить на
улицу, брать лыжи или коньки и кататься на
катке, окрестных горных склонах или, если
температура была ниже 20 градусов мороза, –
просто гулять по улице.
Парк
училища был окружен довольно глубокими
оврагами с крутыми склонами. Эти овраги
были любимым местом наших летних и зимних
похождений в свободное время, что также
давало дополнительную физическую нагрузку.
Кроме того, на другой стороне оврага
находился городской парк культуры и отдыха
– излюбленное место для наших самоволок в
выходные, да и в будние дни. Зимой на
сравнительно пологих склонах этих оврагов
мы отрабатывали технику спуска на лыжах,
выполнения разных поворотов, прыжков с
естественных трамплинов, а когда при
больших морозах нас выпускали без лыж, мы
осваивали другие прикладные способы
физкультуры. После сильных метелей с ветром,
которые не редкость в Казани, в оврагах
наметало огромные сугробы, а иногда и
большие снежные карнизы. Мы прыгали на эти
карнизы, а потом, сидя на образовавшейся
лавине, катились вниз на «пятой точке» до
самого дна с последующим карабканьем
наверх для очередной попытки. Иногда такие
путешествия заканчивались травмами. Так
например, Стасик Новицкий во время такого
спуска наткнулся на сучок, которого под
снегом не было видно, и ему достаточно долго
пришлось ходить не совсем естественной
походкой. В другой раз мы выполняли сальто
или другие акробатические прыжки,
отталкиваясь от верхнего края склона и
приземляясь в глубокие сугробы, которые
предохраняли нас от травм при неудачном
выполнении прыжка. Обычно это были
групповые прыжки, поскольку несколько
человек прыгали одновременно, соревнуясь
друг с другом в качестве выполнения и длине
полета. Интересный случай был со Славой
Соколовым. Сильно оттолкнувшись, чтобы
пролететь подальше, он вдруг во время
полета передумал выполнять сальто и
врубился в снег головой,
довольно глубоко пропахав снежный склон.
Слава Богу, снега было много и обошлось без
травмы. А сколько снега приносили мы в
карманах своих шинелей после таких
упражнений, не заметив, что он набрался, и не
вытряхнув его из карманов! Шинели висели
потом на вешалке, снег таял и из карманов
потихоньку и
стекала по полам шинели. Как же неприятно
было одевать такую промокшую шинель на
следующий день или вечером для прогулки.
Были
и другие увлечения – например, катание с
гор на своих сапогах. Отработка этой
техники происходила на утрамбованных
склонах оврагах в конце парка, где в
относительно теплые дни мы катались на
лыжах. Многие добивались поразительных
успехов в этом занятии. Они научились не
только быстро и устойчиво скользить по
плотному снегу, лихо выполняя повороты на
боковых ребрах своих сапог и подпрыгивая на
импровизированных трамплинах, но и
проскакивать, не зарываясь, участки рыхлого
снега. Это требовало хорошей подготовки и
незаурядного умения.
Наши
спортивные увлечения формировались в
процессе плановых занятий физкультурой, на
которых мы должны были освоить азы
практически всех спортивных дисциплин. На
регулярных уроках физкультуры мы проходили
и гимнастику, и легкую атлетику, и
фехтование на рапирах, шпагах или с
макетами карабинов, и штангу, и бокс, и
спортивные игры. При этом осваивались
правила выполнения упражнений, основные
технические приемы, а далее –
организовывались соревнования по разным
видам спорта в самом училище или
предоставлялась возможность выступить на
городских либо гарнизонных соревнованиях,
где можно было попытаться выполнить
нормативы спортивных разрядов.
Распространенным
явлением в училище было наличие
спортсменов-многоразрядников, то есть
выполнивших разрядные нормативы по
нескольким видам спорта. Среди суворовцев
это считалось большой честью и
выставлялось напоказ: несмотря на то, что
уже были введены общие разрядные значки,
каждый такой «многостаночник» превращал их
в видовые значки и носил на своей
гимнастерке по несколько значков
одновременно. При этом приходилось
размещать значки в два или три ряда. В нашей
роте тоже были такие ребята. Миша Станкевич,
например, к концу обучения в училище имел 8
спортивных разрядов, и считался одним из
лучших спортсменов. Дважды он становился
участником Всесоюзных спартакиад
суворовских училищ (в Куйбышеве и Воронеже).
Были такие многоразрядники и у нас в классе
– Смирнов Стальэр, Кошевой Бронислав,
Долгирев Юрий и другие.
Само
изготовление видового значка требовало
самостоятельной кропотливой работы. В
качестве материала для изготовления
основного элемента использовались мелкие
серебряные монеты, которые с одной стороны
выравнивались, полировались,
затем им придавалась выпуклая форма, на них
гравировался символ соответствующего вида
спорта, и приделывалось крепление к значку.
И все это делалось подручными материалами
– иглой, кончиком ножа.
Весьма
обожаемым видом спорта был бокс, особенно
поединки между суворовцами и солдатами
соседней воинской части. Были и общие
любимцы среди боксеров. Первым среди них
был Шамиль Галиуллин. Его редко выпускали
на ринг, так как для него у нас не находилось
достойных соперников. Зато, когда он был на
ринге, весь зал гудел от восхищения, долго
не смолкали аплодисменты. Ребята
записывались в секцию бокса. На занятиях
колотили "груши", мешки с песком и друг
друга. Правда, толковых боксеров из
большинства не получилось, но здоровье
сумели укрепить многие. Между кадетами
драки хотя и случались, но не часто. А вот, со
"шпаками", так мы называли гражданских
парней, драться приходилось. Мы их колотили,
иногда перепадало и нам.
После
прохождения теории бокса и некоторой
практической отработки техники - движений,
приемов уклонения, ударов, - в роте были
проведены общие соревнования под названием
«открытый ринг». Каждый из нас, о желании
тут речь даже не заходила, должен был
провести несколько боев со своими
товарищами. Естественно, нам на руки
одевали боксерские перчатки.
Продолжительность каждого из трех раундов
была небольшая – всего две минуты. Правда,
за эти минуты из-за суетливости и
отсутствия практики мы успевали изрядно
выдохнуться и устать. В перерывах мы
хватали ртом воздух, как вытащенная из воды
рыбина. Некоторые выигрыши боев были
засчитаны по техническим показателям, а в
других происходили и более серьезные
последствия – нокдауны и нокауты. Для меня
второй бой, а моим противником в тот раз
оказался Валера Завальский, закончился
нокдауном, который случился после его удара
в солнечное сплетение, оставленное мной
неприкрытым. На этом мое практическое
знакомство с боксом закончилось. А для
некоторых из нас проведенный открытый ринг
послужил только началом более серьезных
занятий этим видом спорта.
Несколько
раз выступления наших боксеров включались
в программу праздничных вечеров как номер
художественной самодеятельности. Иногда
проводились показательные бои
фехтовальщиков. Каждому из них к
металлической маске сверху прикрепляли «султанчик»
из перьев, и тот, кто сумеет срезать его у
противника, сохранив свой, признавался
победителем. Естественно, мы активно «болели»
за своих ребят.