открытая заочная дискуссия:
Кадетское воспитание или
кадетское образование?
Участники дискуссии
пытаются найти ответ на
спорный вопрос:
является ли воспитание
частью образования или
же образование - есть
часть воспитания
человека и гражданина.
"Воспитание благородного юношества есть первейшее и
наилучшее средство к заведению хороших офицеров...
Нет ничего пагубнее, как
вверять оное частным людям...
Одному правительству подлежит воспитание благородного юношества."
Граф Лев
Николаевич ТОЛСТОЙ:
"Педагоги никогда не признают различия между
образованием и воспитанием,
а вместе с тем не в состоянии выражать своих
мыслей иначе, как употребляя слово:
образование, воспитание, обучение или
преподавание."
Если существует
веками такое ненормальное явление, как
воспитание, то причины этого явления должны
корениться в человеческой природе.
Первая
причина состоит в том, что отец и мать,
какие бы они ни были, желают сделать своих
детей такими же, как они сами, или, по
крайней мере, такими, какими бы они желали
быть сами. Стремление это так естественно,
что нельзя возмущаться против него...
Вторая
причина, порождающая явление воспитания,
есть религия. Как скоро человек —
магометанин, жид или христианин — твердо
верит, что человек, не признающий его
учение, не может быть спасен и губит свою
душу навеки, он не может не желать, хотя
насильно, обратить и воспитать каждого
ребенка в своем учении. Повторяю еще раз:
религия есть единственное, законное и
разумное основание воспитания.
Третья и
самая существенная причина воспитания
заключается в потребности правительств
воспитать таких людей, какие им нужны для
известных целей. На основании этой
потребности основываются
кадетские корпуса,
училища правоведения, инженерные и другие
школы. Если бы не было слуг правительству,
не было бы правительства; если бы не было
правительства, не было бы государства. Стало
быть, и эта причина имеет неоспоримые
оправдания.
Четвертая
причина, наконец, лежит в потребности
общества, того общества в тесном
смысле, которое у нас представляется
дворянством,
чиновничеством и отчасти купечеством.
Этому обществу
нужны помощники, потворщики и участники.
|
Антон Семенович МАКАРЕНКО: "Я полагаю, что в интересах дела нужно отличать школьную методику учебной классной работы от методики воспитания.... Я имею склонность отделять процесс воспитания от процесса образования. Я знаю, что против этого возразит каждый специалист-педагог. Но я считаю, что процесс воспитания может быть логически выделен и может быть выделено мастерство воспитателя... Я – сторонник специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана…"
Все утверждения о
том, что никаких
отдельных вопросов
воспитания нет, что
воспитание
неразрывно связано с
образовательным
процессом, Макаренко
называет
«хитроумным
переплетением
псевдонаучной
болтовни».
Сам он имеет
«склонность отделять
процесс воспитания
от процесса
образования»
и утверждает, что:
«воспитательная
область – область
чистого воспитания –
есть… отдельная
область, отличная от
методики
преподавания»;
«методика
воспитательной
работы имеет свою
логику, сравнительно
независимую от
логики работы
образовательной»;
«метод воспитания и
метод образования
составляют два
самостоятельных
отдела
педагогической
науки»;
«сводить
воспитательную
работу к
образованию»
невозможно; что
«в интересах дела
нужно отличать
школьную методику
учебной классной
работы от методики
воспитания»; что
необходимо «учиться
воспитывать». |
Новый Закон об образовании
Воспитание -
систематический процесс формирования и развития
личности, подготовки обучающегося к участию в жизни
общества в соответствии с социокультурными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами. |
Образование
– общественное благо, предоставляемое в системе
образования в виде целенаправленного процесса
воспитания и обучения в интересах человека,
общества, государства;
а также совокупности
приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций
определенного объема и сложности; |
|
ВОСПИТАНИЕ
Человека и Гражданина
НЕ ВХОДИТ
в систему-структуру
нового закона
"Об образовании",
насаждаемого сегодня России |
Глава 2. Система образования
Статья 17. Структура системы
образования
1. Система
образования в Российской Федерации представляет собой
совокупность
федеральных государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных
требований, образовательных стандартов и требований,
устанавливаемых университетами; образовательных программ
различных уровня и направленности, а также программ
профессиональной подготовки;
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
органов государственной власти и
местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере
образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных
органов;
организаций, осуществляющих
научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и
информационно-технологическое обеспечение образовательной
деятельности и управления системой образования, оценку качества
образования;
объединений юридических лиц,
общественных и государственно-общественных объединений,
осуществляющих деятельность в сфере образования. |
«Просвещение ума
есть
важнейшая
часть в воспитании
каждого
военного и невоенного человека, потому
что производит внутреннее побуждение к
соблюдению правил нравственности и к
приобретению всех знаний, потребных в
каждом состоянии».
«О
нравственном образовании военных людей»,
Военный журнал .1812 |
Инструкция по воспитательной части
для кадетских корпусов" 1908 г.
Воспитание в этих заведениях,
живо проникнутое духом христианского
вероучения и строго согласованное с
общими началами русского
государственного устройства,
имеет
главною целью подготовление
воспитывающихся юношей к будущей службе
Государю и Отечеству посредством
постепенной, с детского возраста,
выработки в кадетах тех верных понятий и
стремлений, кои служат прочною основой
искренней преданности Престолу,
сознательного повиновения власти и
закону и чувств чести, добра и правды.
Соответственно таковой цели
корпусное воспитание должно в каждом из
кадет
-
всесторонне развить физические и
душевные силы,
-
правильно образовать
характер,
-
глубоко укоренить благочестие
и верноподданнический долг и
-
твердо
упрочить задатки тех нравственных
качеств, кои имеют первенствующее
значение в воспитании будущего офицера.
|
Воспитание в кадетских
корпусах Императорской России и Суворовский училищах России Советской
было составной частью государственной ИДЕИ и несло в себе ИДЕОЛОГИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
Сегодня нет ни
общенародной идеи, ни государственной идеологии воспитания. Все это не
нужно нынешней власти, ибо у нее другие интересы...
Вот почему истинное
ВОСПИТАНИЕ маскируют под обезличенным "образованием". |
Когда-то
великого
Гете
спросили, какой недостаток в
человеке он считает самым страшным.
Автор Фауста задумался и сказал: "Деятельное
невежество". |
|
Ф.Гершельман:
"Воспитание офицера должно быть
поставлено выше образования...
Военное воспитание настолько специально, что
требует самостоятельной выработки. Поэтому для
лучшего решения вопроса военного образования,
надо признать полезным существование особых
военно-учебных заведений, где бы воспитывалась
молодежь с детского возраста"
Воспитание будущих
офицеров. // Военный сборник .-I9I4 . — №I2
(Генерал от
кавалерии, закончил Пажеский корпус, начальник
Тверского кавалерийского юнкерского училища,
начальник войскового штаба Кубанского казачьего
войска, кутаисский военный губернатор, начальник
штаба, помощник командующего войсками
Варшавского военного округа, член Военного
совета (1912-17) |
А.Владимиров:
«Нам
представляется особенно опасным, возможная
попытка перевода стрелок работы ... с создания
системы кадетского образования, на (так же
важные) проблемы кадетского воспитания ...
Нам представляется
очевидным, что эти проблемы будут решаться
автоматически в рамках системы кадетского
образования, так как являются имманентно
(органически и по определению) присущими ему.
Любая попытка
чиновников любого уровня создания вместо системы
кадетского образования очередной федеральной
целевой программы "кадетского воспитания" не
может быть расценена нами иначе как поиск нового
способа "пиления" бюджетных денег и метода
уничтожения национальной суворовской-кадетской
школы России.»
"Проблемы и
перспективы кадетского образования в России".
Доклад на совещании Комитета по образованию
Совета Федерации РФ
(кандидат политических
наук, генерал-майор, Председатель Московского СНС) |
"Парадокс современной педагогики заключается
в том, что современное российское общество и все
родители России хотят видеть своих детей не
только (и даже не столько) образованными, но
(сколько) здоровыми и просто хорошими,
воспитанными людьми, то есть они хотят всего
того, чем современная российская система
образования просто (и почти принципиально) не
занимается". (А.Владимиров,
сентябрь, 2009) |
|
А
Керсновский:
Первым нашим делом - "приказом номер первый"
возрожденной Русской Армии - должно быть
восстановление всех кадетских корпусов.
Наш будущий
офицерский корпус// Царский вестник
(Белград) - 1930-№100,101 |
А.
Е. Эльснер
"Возрождаемые в
России Кадетские Корпуса должны иметь своим
прообразом ранее реально существовавшие русские
Кадетские Корпуса. В них на первом месте
стояло воспитание кадет в строгих понятиях чести
(чести личной, чести семьи, чести Корпуса, чести
Армии, чести России), что их отличало от всех
других средних учебных заведений.
(Кадет Донского
Корпуса в России и Крымского Корпуса в
Зарубежье, член Аргентинского ОКРКК) |
Система кадетского
образования обеспечивает:
– воспитание высококультурного и образованного
гражданина, патриота, государственно мыслящего
человека, готового брать на себя ответственность
за судьбу своей страны, родного края, семьи;
инициативного, творческого, способного к
созиданию;
– создание педагогически обоснованных,
психологически комфортных условий развития
детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,
прежде всего детям-сиротам, детям, оставшимся
без попечения родителей, детям погибших
военнослужащих
Российская кадетская
перекличка №1, 2006, с.13 |
|
И.И.Бецкой:
"Украшенный или
просвещенный науками разум не делает еще
доброго и прямого гражданина, но во многих
случаях паче во вред бывает,
если кто от самых нежных юности своей лет
воспитан не в добродетелях».
|
Положение о
кадетских корпусах, 1886 г.
"Кадетские корпуса
имеют
целью
доставлять малолетним,
предназначенным к военной
службе в офицерском звании,
преимущественно сыновьям заслуженных офицеров,
общее образование и соответствующее их
предназначению воспитание.
Кадетские корпуса
состоят в ведомстве Военного Министерства
и подчиняются Главному Начальнику военно-учебных
заведений... |
В.Кирсанов
(директор 1
(современного)
Московского кадетского корпуса)
"Во-первых,
кадетский корпус - это специализированное
общеобразовательное учебное заведение с 7-летним
сроком обучения, дающее общее (полное)
среднее образованием, дополнительное и начальную
профессиональную подготовку. Подобное
учебное заведение может в соответствии с Законом
об образовании существовать только в системе
Министерства образования"
Кадетская перекличка
№59, с.113 |
По успешном
окончании полного курса кадетских корпусов, кадеты хорошего поведения, способные к военной
службе, предназначаются к поступлению в военные
училища: пехотные, Николаевское
Кавалерийское, Михайловское Артиллерийское и
Николаевское Инженерное.
Кадеты хорошего
поведения, оказавшиеся ранее окончания курса по болезни неспособными к военной службе,
возвращаются лицам, определившим их в корпус...
Кадеты из не
достигших 17-ти лет, неспособные к
продолжению курса учения или по поведению своему
не удовлетворяющие условиям воспитания в
кадетском корпусе возвращаются на попечение лиц,
определивших их в корпус...
Там же |
Н.В. Кораванец
(начальник
отдела кадетских учебных заведений и работы с
одаренными детьми Министерства образования и
науки Красноярского края)
Цель же кадетского
образования – воспитание государственного
человека (деятеля на каком-либо
государственном и общественном поприще):
патриота, государственно мыслящего, готового
брать на себя ответственность за судьбу страны и
края; инициативного, самостоятельного,
мобильного гражданина с лидерской позицией;
труженика, готового к высоко профессиональному
служению Отечеству на гражданском и военном
поприще; просвещенного, культурного, разумного,
зрелого в суждениях и поступках человека,
способного к жизнетворчеству и созиданию;
благородного и благопристойного мужчину,
заботливого семьянина.
Учитель в кадетском
корпусе.
Российская кадетская
перекличка № 10, 2010 |
Не путать военную и
государственную службу! Они регулируются разными
законами.
Воспитанник
кадетского корпуса Императорской России или
выпускник Суворовского военного училища
после их
окончания
НЕПОСРЕДСТВЕННО поступал
в военную службу. |
|
Сегодня предлагается
некая НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ возможность подготовки для
какого-либо поприща, когда-нибудь и где-нибудь.
Понятно, что НИКАКОЙ
"государственной службы" выпускник
т.н.
кадетского корпуса не получит после окончания
оного.
Следовательно - это
есть не что иное, как введение в заблуждение
самих обучающихся и их родителей. |
|
Граф А. А Коновницын
подтвердил и определил:
"Русские кадетские
корпуса можно сравнить с питомниками. Они
поставляли русской императорской армии и
русскому государству кадры молодежи, хорошо
подготовленной религиозно, морально,
интеллектуально и физически, для жертвенного
служения родине. Вот это и была главная
характеристика русских кадетских корпусов. Через
эти корпуса прошли многие великие люди и вожди
России, многие творцы русской славы. В кадетских
корпусах было смешанное воспитание. Во-первых,
кадетские корпуса были военными общежитиями, а
не школами для приходящих, с военной
дисциплиной, в которых был военный дух, с
уважением к строю, к погонам. Начальниками и
воспитателями в кадетских корпусах могли быть
только кадровые офицеры, специально отобранные и
подготовленные для педагогической работы. Вместе
с тем, кадетские корпуса давали прекрасное общее
среднее (семилетнее) образование, чтобы их
питомцы могли потом служить государству и народу
на любом поприще. Лучшего духа, чем в старых
русских кадетских корпусах, трудно придумать.
Максимально возможное восстановление этого духа
и должно быть главной целью всех
восстанавливаемых сегодня в России кадетских
корпусов, если только они хотят действительно
быть подлинными русскими кадетскими корпусами, а
не какими-то суррогатами. Религия вообще и
Православие в частности занимали исключительно
важное место в этой педагогической системе.
Закон Божий стоял на первом месте. При
поступлении в корпус, кадеты получали Евангелие,
с факсимиле собственноручной надписи Великого
Князя Константина Константиновича: "Пусть эта
Книга священная спутницей вам неизменной будет
везде и всегда. Пусть эта Книга спасения вам
подаст утешение в годы борьбы и труда. К. Р."
Все наше национально-патриотическое воспитание
основывалось в конечном итоге на Христианских
Заповедях, как их проповедует Православная
Церковь: Любовь к отечеству, уважение к
родителям и старшим, высокая нравственность и
высочайшее понятие чести. Ничего лучшего
придумать нельзя. А посему и выдумывать ничего
иного не надо" |
А.Бахвалов
(руководитель
Научно-исследовательской лаборатории кадетского
образования при НГПУ)
"Кадетское
образование ставит перед собой задачу подготовки
ребят к государственной службе, поэтому это
должно быть элитное образование.
Предназначение
кадетского образовательного учреждения, его
миссия - воспитать гражданина и патриота России,
готового к профессиональному служению
государству на военном и гражданском поприще
Отмечу еще одну
особенность. Кадетский корпус - это не закрытое,
а открытое образовательное учреждение. Если у
ребенка есть возможность жить в семье, я всегда
говорю: надо жить в семье".
Российская
кадетская перекличка №1, 2006 |
Отличительные
особенности современного содержания кадетского
образования и воспитания:
– реализация
культурологического содержания образования,
сочетание образовательных программ, реализующих
кадетский компонент, программ дополнительного
образования, направленных на формирование
практических знаний по основам подготовки к
государственной службе; – приоритетность воспитания в кадетском
образовании, создание среды, насыщенной
общечеловеческими и национальными ценностями,
нормами морали, православной культуры,
заповедями и традициями, символами и ритуалами
кадетских корпусов прошлого; – особый уклад жизни военизированного, но не
военного образовательного учреждения,
определяемый воинскими уставами с учетом
возрастных особенностей и возрастной психологии
детей; – сочетание элементов воинской дисциплины и
института самоуправления кадет; постоянное
педагогическое сопровождение воспитанников,
осуществляемое офицером-воспитателем, оказание
им профессиональной поддержки и помощи
психологического, социального характера; – использование основных положений гендерной
педагогики в образовательном процессе, в основе
которых раздельное обучение мальчиков и девочек,
создание общего для них воспитательного
пространства
Российская кадетская
перекличка №1, 2006, с.13 |
В.Райковский:
"...командный
состав армии следовало бы воспитывать с
детства, и в этом отношении наша военная
школа - кадетские корпуса приносят и должны
всегда приносить громадную пользу нашему
делу. Воспитываемые и ведомые с юных лет
составы корпусов создают то, чего ни одно
учебное заведение другого типа сделать не в
состоянии. Выдерживаемые в строгом
порядке, системе, режиме, воспитывая и
характер и волю, кадетские корпуса, пока
только одни, дают лучший материал для
заполнения брешей, образующихся от
естественной убыли командного состава в
армии..."
Военное
воспитание, М.1908 |
А.Дмитриевский
Некоторые военные школы перестали формировать
боевой дух и превратились, по существу, в
штатские школы, готовящие в лучшем случае
чиновников по военному ведомству.
Развитие духа
штатских в сынах Марса./Военный сборник.I9I4.№
7,с.110. |
Н.В.Бордюг
(председатель Общественного совета директоров
кадетских корпусов Министерства образования и
науки РФ, Новосибирск).
Структуру ролевой
игры составляют собственно роли, распределенные
между играющими (в КК, например, «роль»
командира отделения, старшего по классу,
фельдфебеля корпуса, вице-ефрейтора,
вице-унтер-офицера и т.д., в том числе и
временные «роли»: редактора боевого листка,
физорга, культорга, «командира взвода» в
условном «бою» и прочие); игровые действия как
средство реализации этих ролей; часто игровое
употребление предметов - замещение реальных
предметов игровыми, условными (например,
использование макетов карабина, автомата,
пистолета вместо боевого оружия); реальные
отношения между играющими.
Сейчас, с
современных педагогических позиций, многое
происходившее в «старых» корпусах можно было бы,
наверное, назвать «ролевой игрой», «деловой
игрой в армию» в данном случае.
«Вся жизнь - театр,
а все люди - актеры», - прозорливо отметил много
веков назад великий Шекспир. «Большой кадетский
театр» существует в России уже более 250 лет, и
его сила, действенность, высокое искусство
проверены многими десятилетиями.
Российская
кадетская перекличка №5 2008 |
... оставить
гимназиям названия военных и дать им гражданское направление -
значило изменить дух и военное воспитание войск"
Кадет прежних корпусов
вместе с научным образованием с детства приучался к безусловному
повиновению, к самой точной исполнительности,
перенесению трудов, сообразных его возрасту, к уважению к
старшинству - одним словом ко всему тому, что составляет главные
элементы военной службы и достоинства военного звания.
Кадетские корпуса и
военные гимназии. Очерк, 1884 г.
|
А.Черняев:
«Можно смело утверждать, что у
нас почти ничего не делается для развития
нравственных идеалов в юношестве, совершенно без
внимания оставлено развитие воли, творчества,
любви к родине и других гражданских
добродетелей. Последствия отсутствия
воспитательной системы очень печальны: тратится
много времени, много средств, и выпускается в
жизнь молодежь без прочных моральных устоев, не
приспособленная к упорному труду, быстро
изменяющая свое мировоззрение и своих кумиров, и
способная только пристроится к государственной и
общественной службе, чтобы без риска и аккуратно
получать 20-го числа жалованье».
Воспитательная система,
основанная на биографиях великих
людей.
СПб.,1909.с.3.
|
Е.И.Казакова
(замруководителя научно-исследовательской
лаборатории по развитию кадетского образования
Министерства образования и науки РФ).
"Как показали
исследования, в некоторых кадетских учреждениях
России ведется разработка комплексно-целевой
программы социального лифтинга кадет на
основе здоровьесберегающих технологий.
Здесь
руководствуются принципом: не выявлять
индивидуальные особенности каждого кадета, а
создавать условия для их проявления и развития.
Возникает вопрос: «Что
такое социальный лифтинг?»
Социальный лифтинг
– это предоставление одинаковых возможностей
разным социальным группам,
привитие философии
успешности с раннего детства, формирование
нравственно здоровой
конкурентоспособной личности,
создание условий для проявления и развития
индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Одним из ведущих
направлений в кадетских образовательных
учреждениях является обновление содержания
образования. Это внедрение новых
педагогических технологий, воспитательных
систем, нетрадиционных методик,
совершенствование языкового образования, это
сотрудничество с разными странами в области
образования, вхождение в мировое культурное
пространство и многое другое.
Одну из современных
образовательных технологий – технологию
проектной, исследовательской деятельности
применяют практически все кадетские
образовательные учреждения России. Основной
акцент в работе по языковому образованию сделан
на внедрение современных технологий обучения
иностранным языкам, моделированию ситуации
живого говорения, письменного общения.
Работа большинства кадетских учреждений
направлена на реализацию здоровьесберегающих
программ.
Российская кадетская
перекличка №6, 2008 |
И.Андрушкевич
(Кадет
1 Русского Великого князя Константина
Константиновича кадетского корпуса в Сербии,
философ, публицист, педагог, Председатель
Объединения кадет российских кадетских корпусов
в Аргентине)
В заключение,
необходимо вкратце описать и проанализировать
само содержание такого "наилучшего воспитания".
Его можно свести в пять групп, в пять "столпов"
правильной педагогики:
1. Вера и
верования;
2. Заветы и
традиции;
3.
Инструментальные концепции;
4. Нравы и
манеры;
5. Символы и
ритуалы.
В первую очередь,
всё основывалось на вере и верованиях.
Воспитание
русской военной молодежи.
Доклад на 18
съезде кадет ОКРКК в Москве,1998 |
Б. В. Адамович,
директор 1РВККККК
"Суть традиций не в
формах, а в смысле форм... Традициями называются
лучшие нравственные правила и убеждения,
воспринятые от предшественников, хранимые
современниками и передаваемые преемникам. Имени
наших традиций достойны лишь правила добрые и
чистые."
|
Н.М.Кочетова
(зам.
директора по учебно-воспитательной работе
общеобразовательной школы-интерната имени
М.Расковой с первоначальной летной подготовкой).
"Непрерывное
воинское воспитание осуществляется через
внутренний уклад жизни школы, где
образовательный процесс воспитанников
осуществляется по взводам (учебным группам), а
воспитанники параллельных взводов сводятся в
роту. В своей повседневной жизни воспитанники
руководствуются Уставами Вооруженных Сил,
Правилами внутреннего трудового распорядка,
Положением о государственном учебном учреждении
с первоначальной летной подготовкой, Уставом
школы, Клятвенным обещанием.
Инструментами
непрерывного воинского воспитания являются строй
и воинская форма одежды.
Строй – это святое
место, где будущий воин приносит присягу на
верность солдатскому долгу. Строй учит
идти к успеху по ступенькам, он
категорически отвергает грубость во
взаимоотношениях, несдержанность, а также учит
юношу этике поведения, учит любить военное дело.
Воинская форма
одежды подчеркивает сотрудничество, общность
целей, способствует решению воспитательных
задач. Ношение военной формы, содержание ее в
порядке приучают воспитанников к соблюдению
правил личной гигиены, аккуратности.
Задачи
военно-патриотического воспитания в предметной
области решаются через содержание образования,
направленное на изучение истории Отечества,
истории культуры; пробуждение у воспитанников
интереса к военному искусству; изучение
биографии великих полководцев и истории военных
кампаний, судьбоносных в истории Отечества;
изучение лучших образцов отечественной
словесности, наполненных душевным теплом и
светлой гармонией; изучение народных обычаев
российской культуры, православной веры, которая
помогла преодолеть тяжкие испытания, укрепляя
народный дух; возрождение российских ценностей;
показ роли России, ее особенностей в общем
потоке мировой истории; формирование любви к
своей «малой» Родине и чувства ответственности
за будущее страны; изучение воинских ритуалов". |
«Вся обстановка в
кадетских корпусах рассчитана на то, чтобы с
первых же шагов вступившего в их стены ребенка
ввести [его] в самое тесное общения с его
Родиной, с ее славными культурными,
историческими и военными образами и тем...
способствовать в сердцах детей любви к Родине, а
в умах - знания и понимания ее прошлой и
настоящей жизни»
О патриотическом
воспитании в кадетских корпусах.
СПб., 1911. С.
9-10). |
«Строй имеет
непосредственное практическое приложение
к кадетской жизни... В высшей степени важно,
чтобы при таком частом приложении строй не терял
в глазах кадет своего значения и не казался им
тягостным... К нему следует прибегать лишь в
установленных случаях.., он не должен
превращаться в глазах кадет в явление
бесцельное. Малолетнего кадета в строю не
следует держать долго, в особенности же без
надобности, и доводить его этим до утомления. По
той же причине строй отнюдь не должен
употребляться как мера взыскания...
Воспитание кадета в
духе военных требований не должно вести к
проявлению в нем резкости или грубости внешних
форм. Напротив, приучая к точному и неуклонному
исполнению уставных правил, военные упражнения
заключают в себе много условий для выработки
красивой, приличной и молодцеватой внешности
воспитанников»
Общая программа и
распределение времени и наставление для ведения
внеклассных занятий в кадетских корпусах. СПб.,
1890. С.12. |
Главный двигатель в
поступках человека есть сердце,
так как не мысли, а чувствования составляют
средоточие психической его жизни, и,
следовательно, в их правильном образовании
воспитатель должен видеть свою главную
задачу: из сердца исходят злые помыслы и в
сердце же слагают они свои результаты. Таким
образом,
нравственное воспитание детей и юношей
находится в теснейшей связи с сердечным их
образованием, которое должно
сообщать
светлое .и бодрое душевное настроение,
приучать к
терпению, самообладанию и твердому
перенесению невзгод,
сдерживать
себялюбивые стремления и
ограничивать
склонности к сравнениям, располагая всегда к
искреннему и деятельному сочувствию печали,
нужде, радости и благу ближнего, чем
главнейше обусловливается собственное
внутреннее довольство человека.
Инструкция по
воспитательной части в кадетских корпусах,
§34
К числу
общих воспитательных
средств должны быть отнесены:
-
установление
порядка в жизни кадета,
-
производительное наполнение внеклассного
времени,
-
постоянный
надзор над воспитанниками и
-
неослабное
поддержание школьной дисциплины.
Инструкция по
воспитательной части в кадетских корпусах,
§42 |
Н.В. Кораванец
(начальник
отдела кадетских учебных заведений и работы с
одаренными детьми Министерства образования и
науки Красноярского края)
"Мы считаем, что
воспитание в кадетской школе-интернате
должно быть бинарным: это комбинация
авторитарного и демократического методов.
Авторитарный
метод особенно практикуется на первых
ступенях – организация военизированная,
кадеты должны уметь подчиняться приказам. На
этом этапе идет и передача им определенных
норм и требований в готовом виде. Став чуть
постарше, ребята начинают осмыслять правила,
осознавать их ценности и смысл – а почему
именно такое правило мы должны выполнять?
Здесь начинаем комбинировать. На старшей
ступени доминируют демократические подходы.
А почему,
собственно, родители ведут к нам своих
детей?
Во-первых, из-за
качественного образования.
Другая причина –
занятость детей. Вторая половина дня в
обычной школе у ребят практически свободна,
дети остаются без присмотра. А кадеты
используют это время для дополнительного
образования с учетом своих потребностей.
Третий очень
важный фактор – у нас в стране очень много
мам, которые воспитывают мальчиков без
отцов. Мать в силу природного инстинкта
ограждает своего ребенка от многих забот. А
становление мужественности происходит только
в преодолении препятствий. И такой проблемой
для детей у нас является организация
жизнедеятельности.
РКП№1, 2006 |
Из писем участников дискуссии
Валерий Баринов, воспитанник
Казанского СВУ, Москва
1.
Разрабатываемые последние два ФЗ «Об
образовании» - полнейшая чушь:
во-первых, потому, что там как раз и
не положена в основу формула Магницкого
(образование = ВОСПИТАНИЕ + учение;
во-вторых, потому, что эти законы
разрабатывают вчерашние троечники,
посредственно окончившие педВУЗы. Они просто
не способны ничего другого сделать. Вот
почему у нас выросло уже не одно поколение
не только не обученных, но и что самое
страшное, невоспитанных людей. Мы же нашу
школу десятилетиями ориентировали на ПТУ.
Суворовские же училища имели совершенно
другие ориентиры, но и там за два-три года
ничего хорошего не могли сделать, кроме, как
ломать уже сформировавшегося молодого
человека. А когда ломают: «щепки летят!».
Средняя школа это не суворовское училище и
не кадетский корпус. Эти корпуса должны
находится в военном ведомстве. И еще:
подготовку хорошего офицера нельзя доверять
семье. Об этом еще очень давно писал Святой
благоверный Адмирал Федор Федорович Ушаков.
2. Я лично
знаком с двумя реформами образования:
последнюю проводил Г.А. Алиев ни черта не
понимавший в образовании и не знавший
традиций русской школы. Теперь чиновники от
образования хотят готовить для этой наглой и
коррумпированной власти послушных и
бестолковых и способных лишь «управлять»
денежными потоками в нужном власти
направлении. Ты посмотри: проворовались
почти все, кроме Президента и Премьера. А
образование в России опиралось всегда на
традиционную христианскую религию и
традиционную христианскую школу.
3. А ты
смотрел, кто принимает участие в обсуждении
этих образовательных проектов, стандартов?
Опять инородцы. Печально все это.
4. Недавно я
закончил свое личное обращение к Мэру Москвы
С.С. Собянину, но когда узнал, что в
Московской области у бывшего воспитанника
СВУ Громова Бориса проворовались и
прокуратура, и другие властные структуры,
решил, что я зря потратил свое время. Какая
роль в этих «игорных» делах самого Б.В. не
знаю, но не могу представить, чтобы
Губернатор области не знал об этом. Как же
тогда командовал 40-й Армией?
5. Ярчайшим
подтверждением результатов нашего
российского образования (не советского, а
дореволюционного), где первейшим являлся
фактор ВОСПИТАНИЯ, является пример
самурайского духа, который
продемонстрировала всему миру Япония во
время страшнейшей катастрофы 11 марта 2011
года. Там не только народ, даже домашние псы
вели себя достойно и вызвали восхищение
всех, кто видел эти ужасные кадры. А у нас,
если помнишь, таксисты взвинтили цены,
мародеры и т.д. Ужас! И надо быть деревянным
по самую задницу, чтобы еще оспаривать то,
что ты опубликовал. И как был прав граф Лев
Толстой!
6. Наши
реформаторы частенько ссылаются на западный
опыт. Но они, видимо, в советское время
плохо изучали русскую и советскую
литературу. Вспомни, чему нас учил великий
пролетарский поэт В.В. Маяковский: «Смотрите
на жизнь без очков и шор, глазами жадными
цапайте, все то, что у вашей страны хорошо и
что хорошо на западе!». Цапать
только то, что хорошо на западе, а не
копировать чуждое русскому духу.
7. Послушаешь
наших интеллигентов, которые нацепили на шею
галстук, возомнили себя элитой и думают, что
они уже способны указывать народу ориентиры
и векторы бытия, развития. А на самом деле
ничего из себя не представляют. Хотелось бы
им напомнить: …наша интеллигенция
лишена подлинной образованности и слова
Министра иностранных дел В.К. Плеве
(1846-1904) о ней:
« наша интеллигенция - прослойка между
народом и дворянством, лишенная присущего
народу хорошего вкуса». А Даниил
Гранин – один из советских «инженеров
человеческих душ» с горечью пишет, что
«…среда…интеллигентная тает, рынок вымывает
ее, разносит по ларькам, лавкам, биржам,
банкам, набирая себе людей с безжалостной
хваткой… Посмотришь, и там, где были
благородные, светлые, а может, исполненные
печалью и раздумьями лица, торчат свиные
рыла». Даже и такая среда тает…
Печально, не хочется со свиными рылами жить
по придуманным ими законам.
8. Наше среднее
общее образование является обязательным и
бесплатным. Очень много пишется и говорится
о правах ребенка, но никто не говорит и не
пишет об обязанностях и ответственности
детей за их учебу, поведение. Нет спроса с
родителей за пропуски уроков, а с учителей
за слабые знания учеников. Нам давали
знания, а сейчас учителя дают уроки, стали «урокодателями».
И постоянно просят: прибавьте зарплату за
почасовую ставку. А если ребенок задает
вопросы на уроке, то ему отвечают: за
отдельную плату я могу вам объяснить. И еще:
учеба – это тяжелейший труд для ребенка и
молодого человека. Это знает каждый. А
сейчас с ним предлагают играть во время
освоения нового для него материала. Учеба –
это не только приобретение новых знаний, это
и преодоление трудностей, преодоление себя,
самоограничение. Это всегда - работа над
собой. Работа для достижения благородной
цели!
9. Русский поэт
Николай Рубцов, трагически погибший в 1971
году, на 36-м году жизни, как в воду глядел,
когда задолго до событий, произошедших в
России в конце ХХ столетия, пророчествовал:
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы.
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.
(«Видение на холме»)
На этом позволю
себе закончить. С уважением и добрыми
пожеланиями Валерий Баринов.
Вася, еще раз
спасибо тебе. Но у меня есть вопрос: а кто
читает из руководителей эти твои труды? С
уважением Валерий. |
Сергей Афонский, воспитанник
Казанского СВУ, Калиниград,
Мои
рассуждения о воспитании кадет.
1. Нет и быть
не может кадетского образования (как это
не прискорбно для некоторых ревнителей
данного термина). Оно не может быть только
потому, что все кадетские образовательные
учреждения ( в том числе и СВУ и НВМУ)
строят свою программу обучения по Гос.
Стандарту с прибавлением предметов
дополнительного образования.
2. Нет, и не
может быть какого-либо кадетского компонента.
Есть набор, общепринятых на согласительной
основе, желательных предметов, который
зависит от видения учредителей, и их
способности (возможности) организовать
обучение по данным предметам. Ну
согласитесь, что не каждый корпус или класс
может организовать практическое выполнение
стрельб из пулемета, гранатомета и метание
ручных гранат, также не каждое учебное
заведение может провести 45-суточный
лагерный сбор (войсковую стажировку), или
хотя бы 10-дневный зимний полевой выход. Да
это, в общем-то и не надо, как и не надо
забивать мозги детям массой дополнительных
предметов. В истории кадетских корпусов, как
и в наше время, все корпуса занимались по
одной общеобразовательной программе, в том
числе и по дополнительным предметам.
Исключение составляет морской корпус и НВМУ,
в которых к общевойсковой направленности
добавлялось морское дело.
3. Есть
только кадетское воспитание, уникальное
в своем роде и по своей сущности явление,
результаты которого распространяется на
семью, коллектив, государство.
4. Что же такое
КАДЕТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ? В моем понимании - это
система взаимосвязанных по целям, задачам и
времени мероприятий направленных на
духовно-нравственное, моральное, этическое и
эстетическое развитие подростка. Цель его -
ВОСПИТАНИЕ государственного человека,
бескорыстно преданного своему Отечеству.
5. Системе
кадетского воспитания должна соответствовать
система кадетского обучения, которая
должна иметь единые для всех учебных
заведений требования к выпускнику.
6. Именно
поэтому я всегда выступал против такого
понятия как кадетский класс. При наличии в
школе одного или двух классов ни как нельзя
говорить о системе воспитания..
7. Теперь о
СИСТЕМЕ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Под системой
образования я понимаю совокупность всех
образовательных учреждений объединенных
едиными целями и общими задачами КАДЕТСКОГО
ВОСПИТАНИЯ и КАДЕТСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Но
некоторые задачи могут различаться в
зависимости от направленности кадетского
корпуса. На сегодняшний день у нас
существует дошкольное, начальное, среднее и
полное среднее, а также
профессионально-техническое и пр. обучение.
Но коль стали возрождаться кадетские
корпуса, то необходимо им предоставить
государственный статус специального или
профессионального учреждения.
8. К сожалению,
открытая нами полемика о первенстве
кадетского образования или кадетского
воспитания, позволила некоторым чиновникам
от образования манипулировать этими
понятиями и закрыть вопрос о предании
необходимого статуса кадетским корпусам.
9. Несомненно
кадетские корпуса должны быть только
военными учебными заведениями не зависимо от
их учредителей. Императорские кадетские
корпуса также имели разных учредителей и
содержались из разных бюджетов, но все были
военными.
10. Как любое
воинское подразделение, а кадетский корпус
должен быть таковым, если не желает
превратиться в школу по интересам, в
кадетском корпусе не должно допускаться
какое-либо кадетское самоуправление. Мы
можем предполагать наличие "советов
полковников" и других подобных полулегальных
кадетских организаций и даже пользоваться их
советами, но воинское единоначалие
отвергает всякие органы самоуправления ( и
это должно быть прописано в Законе о
Кадетском образовании).
Теперь просьба:
Выскажите мнение: "Критерии предъявляемые
к офицеру-воспитателю" и "Критерии
предъявляемые к преподавателю кадетского
корпуса"
С уважением ко всем, кто читает мои
разглагольствования, жму руку, С. Афонский |
Афоризмы великих и известных
|
"Все, кто размышлял
об искусстве управления людьми, убеждены,
что судьбы империй зависят от воспитания
молодежи ... В деле воспитания развитие
навыков должно предшествовать развитию ума".
Аристотель |
"Все искусство воспитания состоит в
том, чтобы ставить молодых людей в условия,
способные развить в них зачатки ума и
добродетели"
Клод Адриан Гельвеций |
|
|
"Воспитание имеет
приоритет над образованием. Создает человека
воспитание".
Антуан де
Сент-Экзюпери
|
"Самая важная часть
воспитания - образование
характера....Воспитание не только должно
развивать разум человека и дать ему
известный объем сведений, но должно зажечь в
нем жажду серьезного труда, без которого
жизнь его не может быть ни достойной, ни
счастливой"
«То воспитание,
которое упустило бы из виду сообщение
воспитанникам полезных навыков и заботилось
единственно об их умственном развитии ,
лишило бы это само развитие его сильнейшей
опоры...»
К.Д.Ушинский
|
|
|
"Воспитать человека
интеллектуально, не воспитав его
нравственно, - значит вырастить угрозу для
общества".
Теодор
Рузвельт
|
".. 3
составные части воспитания - научное
образование, нравственное воспитание и
религиозное воспитание"
Ян
Коменский |
|
|
"Воспитание имеет
три главные части: воспитание физическое;
нравственное, имеющее предметом образование
сердца, и разумное воспитание, занимающееся
просвещением или образованием разума".
Н.И.Новиков |
"Воспитание личности - это воспитание такого
стойкого морального начала, благодаря
которому человек сам становится источником
благотворного влияния на других, сам
воспитывается и в процессе самовоспитания
еще больше утверждает в себе собственное
моральное начало".
В.А.Сухомлинский |
|
|
"Если
образование дает нам человека с эрудицией,
то воспитание создает интеллигентную и
деятельную личность"
В.М.Бехтерев |
|
|
|
Энциклопедический Словарь
дает следующие определения
воспитания и образования:
ВОСПИТАНИЕ –
процесс
систематического и целенаправленного
воздействия на
духовное и физическое
развитие личности в
целях подготовки
ее к производительной, общественной и культурной
деятельности. Тесно связано с образованием и
обучением.
ОБРАЗОВАНИЕ –
процесс и
результат усвоения
систематических знаний, умений и навыков;
необходимое условие
подготовки человека к жизни и труду.
Основной путь получения образования – обучение в
учебных заведениях, где оно тесно связано с
воспитанием.
ОБУЧЕНИЕ –
основной путь
получения образования, целенаправленно
организованный, планомерно и систематически
осуществляемый процесс овладения знаниями,
умениями и навыками
под руководством опытных педагогов, мастеров,
наставников и т.д.
Кстати, если
обратиться, как к третейскому судье –
ДАЛЮ
и
его словарю, то найдем и там:
ВОСПИТАТЬ –
заботится о вещественных и нравственных
потребностях малолетнего, до возраста его;
кормить и одевать;
научать
(опять-таки ПУТЬ – прим. Левченко);
наставлять, обучать всему, что для жизни нужно.
ОБРАЗОВАТЬ –
совершать, улучшать духовно, просвещать; иногда
придавать наружный лоск, приличное, светское
обращенье, что и составляет разницу между
просвещать и образовать.
Науки образовывают ум и
знания, но не всегда нрав и сердце.
Образованный человек – получивший образованье,
научившийся общим сведениям, познаниям.
Но, даже уважая
Даля, нельзя не возразить и ему на следующее его
определение: «Образованный человек – приличный в
обществе, знающий светские обычаи».
Да тот ли мы
все имеем в виду «свет», то ли «общество»? И ту
ли "элиту"? |
А.Терехов "Стоит припомнить характеры
всех выдающихся военных людей, чтобы убедиться,
что это были личности беспокойные, упрямые и
имевшие постоянные столкновения. Такие
характеры, по большей части, уходят из всех
армий, редкий уцелеет в ней, потому-то и бывает
после долгого мира так мало решительных и
сильных волею начальников"
Вопросы воспитания и
обучения войск. СПб,1889 |
|