Артиллерийские
спецшколы (1937-1946)
|
1-я
Московская артиллерийская спецшкола |
|
2-я
Московская артиллерийская спецшкола |
|
3-я Московская
Артиллерийская спецшкола |
|
4-я
Московская
Артиллерийская спецшкола |
|
5-я
Московская
Артиллерийская спецшкол |
|
6-я Ленинградская
Артиллерийская
спецшкола |
|
7-я Ленинградская
Артиллерийская
спецшкола |
|
8-я Ленинградская
Артиллерийская
спецшкола |
|
9-я Ленинградская
Артиллерийская
спецшкола |
|
10-я Ленинградская
Артиллерийская
спецшкола |
|
11-я
Ростовская
Артиллерийская спецшкола |
|
12-я Киевская
Артиллерийская
спецшкола |
|
13-я
Киевская
Артиллерийская спецшкола |
|
14-я Харьковская
Артиллерийская
спецшкола |
|
15-я Харьковская
Артиллерийская
спецшкола |
|
16-я Одесская
Артиллерийская
спецшкола |
|
17-я Ереванская
Артиллерийская
спецшкола |
|
Специальные
военно-морские
школы
|
Московская спецшкола ВМФ |
|
Ленинградская спецшкола ВМФ |
|
Киевская спецшкола ВМФ |
|
Горьковская спецшкола ВМФ |
|
Одесская спецшкола ВМФ |
|
Бакинская спецшкола ВМФ |
|
Тихоокеанская спецшкола ВМФ |
|
Специальные школы ВВС
|
1-я Московская
спецшкола ВВС |
|
2-я
Ленинградская спецшкола ВВС
|
|
3-я Ивановская
спецшкола ВВС |
|
4-я Курская
спецшкола ВВС |
|
5-я
Горьковская спецшкола ВВС |
|
6 Воронежская
спецшкола ВВС (в Липецке) |
|
7-я
Сталинградская спецшкола ВВС |
|
8-я
Саратовская спецшкола ВВС |
|
9-я
Казанская
спецшкола ВВС |
|
10-я
Ростовская спецшкола
ВВС |
|
11-я Свердловская
спецшкола ВВС |
|
12-я Краснодарская
спецшкола ВВС |
|
13-я Киевская
спецшкола ВВС |
|
14-я Одесская
спецшкола ВВС |
|
15-я
Днепропетровская спецшкола ВВС |
|
16-я
Харьковская спецшкола ВВС |
|
17-я Тбилисская
спецшкола ВВС |
|
18-я Минская
спецшкола ВВС |
|
19-я
Ворошиловградская спецшкола ВВС |
|
20-я Ереванская
спецшкола ВВС |
|
Специальные
школы
были
созданы
в
системе Наркомпроса (Народного Комиссариата
Просвещения) для
целевой
подготовки
молодежи
в
конкретные
военно-учебные
заведения. Те военные
спецшколы давали одну привилегию -
гарантированное поступление в военное
училище и далее лейтенантские кубики в
петлицах или лейтенантские нашивки на
рукавах. Это были школы восьмых, девятых и
десятых классов с военной дисциплиной,
военной формой одежды и летними военными
лагерями.
Кроме обычной
общеобразовательной программы, там
изучались некоторые военные предметы. В
штате школы были строевые командиры,
замполит и боцман. У входа в школу стояли
якорные мины, а в вестибюле торпеда.
Поступление в спецшколу
определялось конкурсом аттестатов за
семилетку. Большая часть поступивших были
отличниками. Допускалось в аттестате не
более трех-четырех четверок. Поступавшие
проходили строгую медицинскую комиссию.
Требования к поступившим были высокие, а
перспектива одна - служить как медным
котелкам. Что же тянуло в спецшколу лучших
мальчиков Москвы?
О том, что в спецшколе были лучшие
московские ученики, говорит такая
статистика. Всего за четыре года
существования через Первую Московскую
прошло около тысячи человек. Первая рота, то
есть десятые классы, в 1941 году была
направлена на фронт в морскую пехоту, не
вернулись около шестидесяти человек.
Ученики низших классов попали в военно-морские
училища, и большинство прослужило на флоте
по двадцать и более лет. И вот из этих
девятисот человек один стал маршалом
Советского Союза, четырнадцать адмиралами
и генералами, четыре Героями Советского
Союза. Кроме отличившихся на военном
поприще, один из воспитанников школы стал
действительным членом Академии наук, трое
заслуженными деятелями науки и техники. Из
стен школы вышло много профессоров,
докторов наук и главных конструкторов. Три
Героя Социалистического Труда. Пять
писателей и журналистов.
Едва ли какая другая московская
школа смогла бы за четыре года воспитать
такой интеллектуальный потенциал и
подготовить столько юношей к доблестной
воинской службе.
Значит, в спецшколу шли
действительно способные мальчики. Так что
же их туда влекло? Вероятно, главным образом,
престиж военной профессии и высокий
рейтинг звания защитника родины.
Что же еще? Конечно, мы с гордостью
носили морскую форму, хотя в ней был
ущербный элемент: на бескозырках вместо
ленточек были бантики. Однако ради одного
интереса пощеголять военной формой умные
мальчики не стали бы себя обрекать на
многолетнюю тяжкую службу.
Кроме отбора учеников, дальнейшим
образовательным успехам способствовали и
преподаватели. Московские власти
обеспечили спецшколы прекрасными
учителями, а Министерство Военно-Морского
Флота откомандировало достойных офицеров.
Военный руководитель школы
Герман Янович Эндзелин, которому маршал
Ахромеев пятьдесят лет спустя отдавал
рапорт, был красив, строен и был не одет в
китель, а был им облит. Всей своей
внешностью он являл достойный пример для
подражания. Он хотел и умел привить
мальчикам интерес к военному делу и к
воинской службе.
Не слишком ли автор идеализирует
прошлое, вспоминая только лучшее? Нет! Мы
хорошо помним нашу жизнь и ее негативные
стороны. Почему, например, Герман Янович
окончил флотскую службу в звании капитан-лейтенанта?
Ему припомнили репрессированного отца -
представителя ленинской гвардии и - по
совместительству - «врага народа». Знали мы
и многие другие несправедливости.
Однако понятия долга и чести
воспитанникам советского времени были
близки и понятны.
А.А.Щербаков.
«Летчики, самолеты, испытания»
Сайт
www.testpilot.ru