Специальные военно-подготовительные школы

Народного Комиссариата Просвещения

 

 

маркированный список

История создания военных спецшкол Авторы-составители выпускники 1 МАПУ под общей редакцией Б.П.Сыченкова.

маркированный список

Экскурс в историю создания подготовительных военных училищ. Кучеров А.С. профессор

Артиллерийские спецшколы (1937-1946)

 
маркированный список

1-я Московская артиллерийская спецшкола

маркированный список

2-я Московская артиллерийская спецшкола

маркированный список

3-я Московская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

4-я Московская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

5-я Московская Артиллерийская спецшкол

маркированный список

6-я Ленинградская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

7-я Ленинградская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

8-я Ленинградская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

9-я Ленинградская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

10-я Ленинградская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

11-я Ростовская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

12-я Киевская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

13-я Киевская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

14-я Харьковская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

15-я Харьковская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

16-я Одесская Артиллерийская спецшкола

маркированный список

17-я Ереванская Артиллерийская спецшкола

Специальные военно-морские школы

 

маркированный список

Московская спецшкола ВМФ

маркированный список

Ленинградская спецшкола ВМФ

маркированный список

Киевская спецшкола ВМФ

маркированный список

Горьковская спецшкола ВМФ

маркированный список

Одесская спецшкола ВМФ

маркированный список

Бакинская спецшкола ВМФ

маркированный список

Тихоокеанская спецшкола ВМФ

Специальные школы ВВС

 

маркированный список

 1-я Московская спецшкола ВВС

маркированный список

 2-я Ленинградская спецшкола ВВС

маркированный список

 3-я Ивановская спецшкола ВВС

маркированный список

 4-я Курская спецшкола ВВС

маркированный список

 5-я Горьковская спецшкола ВВС

маркированный список

 6 Воронежская  спецшкола ВВС (в Липецке)

маркированный список

 7-я Сталинградская спецшкола ВВС

маркированный список

 8-я Саратовская спецшкола ВВС

маркированный список

 9-я Казанская спецшкола ВВС

маркированный список

10-я Ростовская спецшкола ВВС

маркированный список

11-я Свердловская спецшкола ВВС

маркированный список

12-я Краснодарская спецшкола ВВС

маркированный список

13-я Киевская спецшкола ВВС

маркированный список

14-я Одесская спецшкола ВВС

маркированный список

15-я Днепропетровская спецшкола ВВС

маркированный список

16-я Харьковская спецшкола ВВС

маркированный список

17-я Тбилисская спецшкола ВВС

маркированный список

18-я Минская спецшкола ВВС

маркированный список

19-я Ворошиловградская спецшкола ВВС

маркированный список

20-я Ереванская спецшкола ВВС

Специальные школы были созданы в системе Наркомпроса (Народного Комиссариата Просвещения) для целевой подготовки молодежи в конкретные военно-учебные заведения. Те военные спецшколы давали одну привилегию - гарантированное поступление в военное училище и далее лейтенантские кубики в петлицах или лейтенантские нашивки на рукавах. Это были школы восьмых, девятых и десятых классов с военной дисциплиной, военной формой одежды и летними военными лагерями.
   Кроме обычной общеобразовательной программы, там изучались некоторые военные предметы. В штате школы были строевые командиры, замполит и боцман. У входа в школу стояли якорные мины, а в вестибюле торпеда.
   Поступление в спецшколу определялось конкурсом аттестатов за семилетку. Большая часть поступивших были отличниками. Допускалось в аттестате не более трех-четырех четверок. Поступавшие проходили строгую медицинскую комиссию. Требования к поступившим были высокие, а перспектива одна - служить как медным котелкам. Что же тянуло в спецшколу лучших мальчиков Москвы?
   О том, что в спецшколе были лучшие московские ученики, говорит такая статистика. Всего за четыре года существования через Первую Московскую прошло около тысячи человек. Первая рота, то есть десятые классы, в 1941 году была направлена на фронт в морскую пехоту, не вернулись около шестидесяти человек. Ученики низших классов попали в военно-морские училища, и большинство прослужило на флоте по двадцать и более лет. И вот из этих девятисот человек один стал маршалом Советского Союза, четырнадцать адмиралами и генералами, четыре Героями Советского Союза. Кроме отличившихся на военном поприще, один из воспитанников школы стал действительным членом Академии наук, трое заслуженными деятелями науки и техники. Из стен школы вышло много профессоров, докторов наук и главных конструкторов. Три Героя Социалистического Труда. Пять писателей и журналистов.
   Едва ли какая другая московская школа смогла бы за четыре года воспитать такой интеллектуальный потенциал и подготовить столько юношей к доблестной воинской службе.
   Значит, в спецшколу шли действительно способные мальчики. Так что же их туда влекло? Вероятно, главным образом, престиж военной профессии и высокий рейтинг звания защитника родины.
   Что же еще? Конечно, мы с гордостью носили морскую форму, хотя в ней был ущербный элемент: на бескозырках вместо ленточек были бантики. Однако ради одного интереса пощеголять военной формой умные мальчики не стали бы себя обрекать на многолетнюю тяжкую службу.
   Кроме отбора учеников, дальнейшим образовательным успехам способствовали и преподаватели. Московские власти обеспечили спецшколы прекрасными учителями, а Министерство Военно-Морского Флота откомандировало достойных офицеров.
   Военный руководитель школы Герман Янович Эндзелин, которому маршал Ахромеев пятьдесят лет спустя отдавал рапорт, был красив, строен и был не одет в китель, а был им облит. Всей своей внешностью он являл достойный пример для подражания. Он хотел и умел привить мальчикам интерес к военному делу и к воинской службе.
   Не слишком ли автор идеализирует прошлое, вспоминая только лучшее? Нет! Мы хорошо помним нашу жизнь и ее негативные стороны. Почему, например, Герман Янович окончил флотскую службу в звании капитан-лейтенанта? Ему припомнили репрессированного отца - представителя ленинской гвардии и - по совместительству - «врага народа». Знали мы и многие другие несправедливости.
   Однако понятия долга и чести воспитанникам советского времени были близки и понятны.

А.А.Щербаков. «Летчики, самолеты, испытания» Сайт www.testpilot.ru