ПСКОВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

1797 - Военно-начальная школа солдатских детей в Пскове

14.5.1859 - Псковское училище военного ведомства

30.8.1866 - Псковская военная школа

17.7.1868 - Псковская военная прогимназия

13.7.1876 - Псковская военная гимназия

22.7.1882 - Псковский кадетский корпус  

А.А.Михайлов. Бюллетень ОКРКК в Сан-Франциско №49,1996

 Спальное помещение 1 роты

Псковский кадетский корпус был образован в 1882 г. на основе военной гимназии. Однако, еще в XVIII веке в городе имелась гарнизонная школа, а в начале XIX - полубатальон военных кантонистов. Штат воспитанников корпуса был определен в 400 чел., но в действительности их всегда было несколько больше: 410-420 человек. В соответствии с "Положением Военного Совета 1886 г." администрация могла принимать сверхштатных воспитанников "в числе допускаемым условиями помещений и с таким расчетом, чтобы от этого численный состав классов... не превышал установленной нормы: 35 чел. "Условия помещений" во Пскове были весьма благоприятны, так как корпус унаследовал от военной гимназии обширное трехэтажное здание, построенное еще в царствование Екатерины II и реконструированное в 1850-е годы.

    Абсолютное большинство среди псковских кадет, как и среди кадет других корпусов, составляли дети офицеров, обучавшиеся за казенный счет и жившие в интернате. Первым директором заведения стал генерал-майор Александр Сергеевич Курбатов. Это был опытный педагог, ранее служивший во 2-м и Киевском кадетских корпусах. Должность инспектора классов занял Михаил Александрович Энден, переведенный во Псков из Пажеского корпуса, где он в течение 16 лет состоял ротным командиром. А.С. Курбатов и М.А. Энден смогли привлечь под свое начало немало талантливых педагогов. Так естественную историю преподавал известный зоолог, исследователь Персии П.А. Зарудный, а словесность - автор многих пособий К.С. Хоцянов.

Кадеты выпуска 1913 г. приветствуют своих воспитателей и преподавателей

Большой любовью воспитанников, судя по мемуарам, пользовался законоучитель о. Андрей Сенаторский, человек действительно интересной судьбы, высоких душевных качеств. В годы Крымской войны он был священником Бутырского пехотного полка, участвовал в обороне Севастополя, где не только часто попадал под обстрел, но и ходил с солдатами в ночные атаки. Суровые испытания не ожесточили о. Андрея, а лишь укрепили его милосердие. Поступив в корпус, он настолько полюбил своих воспитанников, что, по воспоминаниям ротного командира Ф.А. Ушакова, даже прятал у себя на квартире тех кадет, которые были наказаны несправедливо или чрезмерно строго. Впрочем, дисциплина в Псковском корпусе была отменная и серьезные проступки совершались редко.

    Очень скоро деятельность корпусных педагогов получила высокую оценку. Уже в 1886 г. директор 2-го Константиновского училища генерал Анчутин отметил в своем рапорте: "Из всех кадетских корпусов... наилучший контингент бесспорно дал училищу Псковский кадетский корпус. Можно даже сказать, что с кадетами этого корпуса не может идти в сравнение ни один из прочих корпусов, имевших в училище столь же многочисленных представителей". Прилежание и старательность в учебе псковских кадет нашли свое отражение даже в известной песне "Журавль", где имелись такие строки:

На шпаргалки портачи,

 То кадеты псковичи.

    Среди лиц, окончивших корпус в 80-90-е годы XIX в. были видные военные историки П.Н. Синайский и Н.Е. Духанин, военный теоретик А.К. Кельчевский, М.И. Зенкевич, сделавший блестящую карьеру разведчика и многие другие талантливые офицеры.

Преподаватель немецкого языка КАУЛИН с кадетами выпуска 1913 г.

В 1891 г. А.С. Курбатов был переведен в Петербург, а Псковский кадетский корпус возглавил генерал-лейтенант Иван Андреевич Боголюбов. Это назначение, к сожалению, нельзя назвать удачным. Несомненно, что Боголюбов был храбрым боевым офицером и имел изрядный педагогический опыт. В составе уланского полка он участвовал в Крымской войне (в том числе в Балаклавском сражении), позже в течение 36 лет служил в различных кадетских корпусах. Однако, ко времени вступления в новую должность Боголюбову было 62 года и его одолевали различные болезни. Воспитанник корпуса Н. Бороздин вспоминает, что директор мало интересовался жизнью кадет, а те платили ему неприязнью и называли "Бурбоном". Между тем, согласно действовавшему "Положению о кадетских корпусах" полномочия директора были чрезвычайно широкими и от него зависела практически вся жизнь заведения.

    Дисциплина в корпусе начала ухудшаться. Традиционный для кадетского быта цук (притеснение старшими воспитанниками младших) утратил обычную беззлобность и принял совершенно дикие формы. Несколько великовозрастных второгодников сколотили что-то вроде банды, грабившей и унижавшей младшеклассников. Узнав о происходившем в корпусе главный начальник военно-учебных заведений Великий князь Константин Константинович с возмущением писал: "Это ли не хуже всякого пресловутого массового беспорядка, которого так было принято бояться перед моим вступлением в должность. Это ли не гаже беспорядка, происшедшего в марте или феврале в Александровском училище?"

    В 1901 г. по настоянию Великого князя Боголюбов покинул корпус. Его сменил Владимир Александрович Шильдер, известный педагог, соратник Константина Константиновича, некоторое время воспитывавший его детей.

Состязания по фехтованию.

Время директорства Шильдера (1902-1905) многие мемуаристы называют золотым веком Псковского кадетского корпуса. Беды, порожденные безынициативностью Боголюбова были преодолены удивительно быстро. Уже в 1904 г. главный начальник военно-учебных заведений отметил, что "дело учения и воспитания поставлено здесь надежно и твердо", а все педагоги "с любовью и сознанием долга исполняют свои обязанности".

    В.А. Шильдер стал широко практиковать проведение с кадетами познавательных экскурсий и бесед. Большая часть их так или иначе была связана с героической историей русской армии. Заслуженной славой стал пользоваться кадетский хор, а учитель музыки И.И. Тульчиев даже поставил в корпусе несколько детских опер.

    Опубликованная в 1903 г. "Инструкция для кадет Псковского кадетского корпуса" гласила: "Кадет воспитывается для того, чтобы из него вышел прямой, твердый и честный слуга, преданный своему Государю и Отечеству". Решению этой задачи была подчинена вся организация внутренней жизни корпуса, все усилия его сотрудников.

    Уже драматические события 1905-1907 гг. показали, что требования "Инструкции" были выполнены самым точным образом. В начале 1905 г. кадеты не только отказались принять участие в манифестации революционно настроенной молодежи, но и попытались ее разогнать. При этом кадет Недведский был ранен камнем в голову. В 1906 г. по городу прокатилась целая волна столкновений между кадетами и гимназистами "на политической основе". Апогеем этого противостояния стал поход кадет в редакцию местной либеральной газеты "Псковский голос", редактор которой г. Поддубский регулярно печатал откровенно клеветнические статьи о корпусе. Узнав, что кадеты собираются требовать опровержения и идут к нему на квартиру целой толпой, Поддубский бежал под защиту полицмейстера и обвинил юношей в "чудовищных намерениях". Этот эпизод попал даже на страницы центральной прессы.

    Первая мировая война вызвала у кадет всех корпусов подъем патриотизма, стремление принять участие в борьбе с врагом. Ярким проявлением таких настроений стало бегство на фронт, принявшее во Пскове прямо-таки повальный характер. Один из воспитанников, сын корпусного врача Б. Ждан-Пушкин так писал в те дни о высоком предназначении военного: "В каждый миг, и офицер и солдат должны быть готовы отдать жизнь за других, за Родину. Постоянная, чуждая всяких колебаний готовность к самопожертвованию придает военному сословию возвышенный, героический характер. И этот героизм налагает неизгладимый отпечаток на всю наружность военного".

    Ни малейших сомнений в победе над врагом у кадет не было. На страницах корпусного журнала "Пскович" появилось стихотворение, предрекавшее гибель самому германскому императору:

Но знай, Вильгельм, Европа крепка,

Печален будет твой венец,

Тебя, как Пугачева, в клетке

Народ увидит наконец.

    События февраля 1917 г. явились для кадет полной неожиданностью, горьким разочарованием. Один из них, В. Айзов, впоследствии вспоминал: "В политике мы не разбирались... Мы скорее сердцем, чем умом почувствовали приближение российской разрухи и вместе с нею крушение наших личных скромных жизненных планов".

    Особое раздражение вызывала у кадет начатая Временным правительством реформа, в ходе которой кадетские корпуса превращались в гимназии военного ведомства. В эти гимназии допускались дети солдат и рабочих оборонных заводов, а из воспитательной работы удалялся военный элемент. Кадеты отказывались снимать погоны, демонстративно ходили на прогулки строем и освистали оратора, приехавшего агитировать за участие в первомайской демонстрации.

    В июле 1917 г. военным министром было принято решение: в связи с осложнением обстановки на фронте перевести Псковский кадетский корпус в Нижний Новгород. Но, так как в этом городе не нашлось подходящего свободного здания, окончательным пунктом эвакуации была избрана Казань. Корпус покинул Псков 6 сентября 1917 г. По прибытии к месту назначения он был размещен в здании Духовной Академии. В Казани его и застали октябрьские события.

    Всё произошедшее 24-25 октября 1917 г. было подробно описано директором корпуса Большовым в его письме в Главное управление военно-учебных заведений. Понимая, что читать его послание будут большевистские власти, директор всеми силами пытался доказать, что кадеты "пали жертвой обстоятельств" и никакого активного участия в столкновениях не принимали. Однако, беспристрастный анализ документов и мемуаров говорит о другом. Старшеклассники плечом к плечу с местными юнкерами пытались подавить выступление солдат-артиллеристов, сочувствовавших революции. Когда последние все-таки одержали победу, корпус едва не подвергся разгрому и лишь заступничество части прислуги во главе с каптенармусом Махалиным спасло жизнь кадет.

    Когда в августе 1918 г. Казань взяли белые части, кадеты оказали им посильную помощь. В сентябре, из-за приближения красных, корпус перебрался в Уфу, а оттуда в Иркутск. В Казани осталось лишь несколько больных кадет младшего возраста. Все они, по решению местных властей были включены в состав единой трудовой школы, которую возглавил бывший корпусной писарь Яхонтов.

    Те воспитанники, которые оказались в Иркутске, вновь составили корпус, возобновивший занятия. В январе 1920 г. они вступили в бой с поднявшими восстание большевиками. Многие кадеты погибли или попали в плен к красным. Уцелевшие отступили с белыми войсками. С этого времени Псковский кадетский корпус перестал существовать как учебное заведение, но многие его питомцы сражались на фронтах Гражданской войны.

 

Материалы с сайта В.Харитонова Псковский край (В разделе "Обаяние мундира")

В годы Первой мировой войны один юный пскович написал статью под названием «Обаяние мундира». В ней он рассуждал о том, почему вид марширующего полка всегда «привлекает к себе всеобщее внимание» и что заставляет людей с уважением относиться к военной форме. «Мундир военного, — говорилось в статье, — должен постоянно напоминать об обязанностях военной службы, о её назначении и цели. Эта цель велика и возвышенна. Наша армия денно и нощно веками стоит на страже родины… В каждый Миг и офицер, и солдат готовы отдать свою жизнь за других, за родину. Постоянная, чуждая всяких колебаний, готовность к самопожертвованию придаёт военному сословию возвышенный и героический характер. И этот героизм налагает неизгладимый отпечаток на всю наружность военного; она-то и отражается таким заманчивым блеском на военном мундире. Вот в чём главный секрет обаяния военного мундира и военной службы».

Автором этих гордых строк был сын военного врача Борис Ждан-Пушкин, который учился в Псковском кадетском корпусе — особом учебном заведении для детей офицеров. К словам юного кадета наверняка присоединились бы многие уроженцы Псковской земли, избравшие в качестве карьеры военную службу.

С древнейших времён Псков был городом-крепостью, вся жизнь которого определялась его пограничным положением: западный форпост земли Новгородской, независимая фео­дальная республика, отражавшая натиски воинственных соседей, порубежный город Московской Руси. С XIII по начало XVIII века на Псковской земле произошло более сотни военных столкновений, псковичи пережили 26 осад. От стен города в бессилье отступали ливонские рыцари и литовцы,» поляки и шведы. После победы России в Северной войне (1700—1721) западные пределы державы отодвинулись и Псков утратил роль пограничной твердыни. Однако он не утратил своей боевой славы. Псковичи доблестно служили в русской армии, участвовали практически во всех кампаниях, которые вела страна в XVIII—XX столетиях. Золотыми буквами вписаны в русскую военную историю имена М. И. Кутузова, И. И. Михельсона, П. П. Коновницына,’ М. М. Бороздина, К. А. Шильдера, П. Н. Симанскогои др. Вместе с ними можно было бы назвать множество храбрых солдат и офицеров, сражавшихся в горах Кавказа, пустынях Средней Азии, на западных рубежах России и далеко за её пределами. В Пскове и других городах губернии размещались многочисленные воинские части, в том числе весьма прославленные.

Наконец, история нашего города тесно переплелась с историей военного образования. Ещё в XVIII в. была создана Псковская гарнизонная школа, на базе которой позже возникли полубатальон военных кантонистов, военная гимназия, кадетский корпус.

Предлагаемая вниманию читателей работа посвящена всего лишь нескольким аспектам истории «военного» Пскова. В первой главе речь идёт о военно-учебных заведениях города. Во второй — о воинских частях, история которых связана с Псковской землёй, в третьей — об отдельных воинских династиях. В книгу вошли как те материалы, которые уже частично публиковались на страницах псковских газет и журналов, так и совершенно новые исследования.

Кроме того, автор стремился исправить некоторые неточности и восполнить пробелы, имеющиеся в более ранних публикациях. Автор выражает глубочайшую благодарность за помощь в подготовке книги сотрудникам Российского государственного военно-исторического архива, Российской Национальной библиотеки, Государственного архива Псковской области и его Великолукского филиала, Петербургского Института истории Российской Академии наук, Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.